Для чего создаются правозащитные организации каковы их задачи

Обновлено: 04.07.2024

Н.В. ЗБАРАЖСКИЙ,

Статья посвящена роли государственных и негосударственных правозащитных организаций в деле защиты прав и основных свобод человека и гражданина в России.

Ключевые слова: права человека, правозащитные организации.

The article is devoted to the role of important state and non-governmental human rights organizations in the protection of human rights and fundamental freedoms and civil rights in Russia.

Keywords: human rights, human rights organizations.

Права и свободы человека являются мощным пластом общечеловеческой культуры, выступают как ценностный ориентир, эталон и инструмент цивилизованного взаимодействия между людьми и государством. В современном мире у нас и за рубежом тема прав человека является весьма дискуссионной: горячо обсуждаются вопросы, связанные с пониманием прав и свобод человека, механизмов их реализации, субъектов и объектов данной сферы. Вопрос о правах человека не является надуманным. Через анализ сферы прав человека можно многое узнать о степени развитости гражданского общества, правового государства, о месте и роли индивида в системе общественных отношений[1].

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — новая реальность современной России, одна из тех сфер ее государственной и общественной жизни, которые привлекают и вызывают озабоченность не только внутри нашей страны, но и за рубежом[3]. Защита прав и свобод человека и гражданина, являясь конституционно-правовой и международно-правовой обязанностью современного государства, осуществляется с помощью системы принципов, предназначенных для этих целей[4].

В современной системе защиты прав и свобод человека в России можно выделить государственные и негосударственные институты защиты прав человека. К числу государственных институтов относятся: судебная, правоохранительная система, институт уполномоченного по правам человека. Негосударственным институтом в сфере защиты прав человека являются неправительственные правозащитные организации.

Среди средств государственной защиты судебная защита занимает особое место, поскольку осуществляется самостоятельным и независимым в системе государственной власти органом правосудия, специально предназначенным для обеспечения своей деятельностью прав и свобод человека и гражданина.

Прокуратура Российской Федерации занимает особое место в государственном механизме защиты прав и свобод человека и гражданина. Основными направлениями надзорной деятельности являются надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

В ч. 1 ст. 30 Конституции РФ говорится, что каждый вправе защищать свои интересы с помощью различных объединений, включая профессиональные союзы. Праву обращаться к общественным объединениям за защитой соответствует обязанность осуществлять ее, которая закрепляется в уставах общественных объединений.

В отличие от правительственных учреждений неправительственные правозащитные организации ведут свою деятельность на добровольных началах и выступают, прежде всего, в роли общественного контроля за государственной властью в сфере соблюдения прав человека.

Государство не вправе ограничивать цели и задачи общественных объединений, вмешиваться в их внутренние дела. Объединения создаются без предварительного разрешения государственных органов, а их уставы принимаются ими самостоятельно.

Как правило, правозащитные организации не являются массовыми, а их программные (уставные) цели ограничиваются кругом вполне конкретных проблем.

Определенные особенности и специфические признаки, присущие правозащитным организациям, позволяют выделить их как особый вид общественных объединений. К таким особенностям относятся: их целевое назначение; некоммерческий характер деятельности; независимость от государства, а также отсутствие политической направленности в работе организаций.

Целевое назначение неправительственных правозащитных организаций — повышение эффективности обеспечения, защиты и восстановления прав. При этом спектр деятельности таких организаций широк: от систематического сбора данных о нарушениях прав человека до подготовки необходимого законопроекта или поправок к действующему законодательству, организации митингов, пикетов, работы с прессой, радио, телевидением, просветительской работой, приема населения, бесплатного консультирования по юридическим вопросам, работы с конкретными жалобами. Кроме того, они специализируются на защите прав определенных категорий населения (детей, беженцев, инвалидов, заключенных), по отдельным ви-дам нарушений прав человека (на жизнь, на свободу передвижения, избирательных прав и т. д.), занимаются комплексными проблемами, относящимися к правам человека (образованием и просвещением в области прав человека, мониторингом прав человека, международным сотрудничеством).В целом они имеют ряд общих функций., в частности это выражение запросов граждан; поощрение свободы выражения мнения; вовлечение общественности в демократические процессы; защита прав человека.

Главная особенность неправительственных правозащитных организаций — создание на добровольной основе, т.е. по инициативе отдельных или группы граждан, без участия государственных органов и носят некоммерческий характер, их бюджет формируется из взносов членов организации, пожертвований и других источников.

Независимость источников финансирования правозащитных организаций позволяет им осуществлять деятельность в области защиты прав человека, свободную от влияния властных структур. При этом правозащитники могут и даже должны взаимодействовать с представителями органов государственной власти в целях достижения своих уставных задач, т.к. от них порой зависит принятие политически значимых решений.

Таким образом, выступая в защиту прав человека, правозащитные организации долж-ны не способствовать противостоянию человека государству и его органам, а содействовать государству в защите прав человека и вести к учету интересов человека и государства, реальному соблюдению провозглашенных прав.

1 Гайсина А.В. Система защиты прав человека в современной России: Дисс. . канд. полит. наук. — Екатеринбург, 2004. С. 4.

3 Гущин В.З. Некоторые аспекты защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина // Конституционное и муниципальное право. — 2007. — № 21. — С. 44.

4 Курскова Г.Ю. Система защиты прав и свобод человека в Российской Федерации // Вестник РГГУ. — 2009. — С. 39.

Правозащи́тники — люди, занимающиеся общественной деятельностью, заключающейся в защите прав человека мирными средствами, как правило, от произвола государственных структур.

Содержание

Правозащитная деятельность

Работа правозащитников является одной из самых опасных и рискованных. Известны случаи убийств, а также преследований правозащитников в странах, где права человека не соблюдаются. Нередки также произвольные аресты, обыски, шантаж, сфабрикованные обвинения в уголовных преступлениях и слежка. Иногда им приходится, спасая свою жизнь, эмигрировать из страны или просить политического убежища в других странах.

Правозащитники в СССР

Во все времена были люди, соблюдающие законы. Защита прав предполагает свобoду распространения информации, свободы слова. В СССР так называемая антисоветская агитация и пропаганда вплоть до перестройки и гласности была уголовно наказуемым преступлением, каравшимся заключением. После смерти Сталина, некоторые граждане восприняли доклад Хрущева [1] (XX съезд КПСС, 1956) буквально, как призыв распространять и обсуждать неподцензурную информацию и соблюдать законы, даже в тех случаях, когда эти законы противоречат установившимся в обществе обычаям; то есть боротся за свои права, защищать свои права. Таких людей стали называть правозащитниками и диссидентами. Центральная пресса использовала слово диссидент при критике правозащитников, но скоро этот термин перестал быть ругательным, и многие люди открыто называли себя и своих друзей диссидентами; слова диссидент и правозащитник стали почти синонимами [2] . В этом же значении использовалось еще слово демократ, но такой термин стал двусмыленным с появлением в России различных политических партий.

Хроника текущих событий (самиздат)

В 1960-е годы было возможным требовать от советских властей соблюдения их же собственных законов, советской конституции. B 1970-х, правозащитников уже опять во–всю арестовывали; наиболее частыми обвинениями были Антисоветская агитация и пропаганда (ст.70 УК СССР) и Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй (ст. 190–1 УК СССР) [3] . Использовались также иные методы — например, помещение в психиатрическую лечебницу (см. Карательная психиатрия). Правозащитники не могли противопоставить властям силового сопротивления. Их оружием было слово. Информация о нарушениях законов распространялась как самиздат; в частности, сведения о репрессиях правозащитников протоколировались в бюллетене Хроника Текущих Событий.

Хельсинкские группы

Члены группы подверглись арестам. Несмотря на то, что в группу входили все новые и новые правозащитники, к концу 1981 года на свободе в СССР осталось лишь три члена МХГ — Елена Боннэр, Софья Каллистратова и Наум Мейман. В сентябре было заведено уголовное дело против Софьи Каллистратовой и члены группы заявили о прекращении своей работы [6] .

Критика

Юрий Калинин, глава Федеральной службы исполнения наказаний, утверждает, что правозащитники финансируются криминалом. По мнению правозащитника Льва Пономарева, власти пытаются отвлечь внимание народа от нарушений прав человека в тюрьмах и судах, и при этом очернить своих критиков.

Наталья Таубина ещё более резко высказалась на тему взаимоотношений власти в России и правозащитников: В последнее время в выступлениях ряда высоких государственных чинов наметилась тенденция дискредитировать в глазах общества деятельность правозащитных организаций, используя, мягко говоря, нечистые методы. В ситуации, когда правозащитные организации, являющиеся хранителями ценностей прав человека, остались одной из немногих независимых сил, такие приёмы — орудие власти для дискредитации и маргинализации российских правозащитников в глазах общества. [7] .

Критики правозащитных организаций утверждают, что их понимание справедливости и нарушений прав человека выборочны, в зависимости от того, за что платит спонсор в виде грантов. Так, например, утверждается, что 400 тыс. этнически русских беженцев из Чечни не получают внимания со стороны правозащитников, в то время как чеченские боевики, оперирующие на территории РФ и терроризирующие население, являются частым предметом их заботы. Однако следует отметить, что в отчётах правозащитных организаций о положении в Чечне нарушения прав человека со стороны чеченских сепаратистов фиксировались наряду с нарушениями со стороны федеральных сил.


Что представляют собой правозащитные организации Российской Федерации? Чем они занимаются? В данной статье будут даны ответы на эти и другие вопросы.

Понятие правозащитной организации

Наверное, каждый российский гражданин слышал о существовании негосударственных фондов, целью которых является обеспечение защиты прав и свобод человека. Подобного рода организации не приносят прибыль, а все их функции являются гуманистически направленными. На территории Российской Федерации правозащитные организации образуются, как правило, оппозиционными структурами. Направлены подобные фонды на уменьшение организованного насилия, которое может осуществлять государство. Сюда же стоит добавить поддержку политических заключенных, распространение информации о свободах и правах граждан, правовое воспитание, а также расследование конкретных фактов нарушений со стороны власти.

Большое количество рассматриваемых организаций в России либо подавляется, либо и вовсе закрывается. Причин на то множество. Однако понять их можно, обратив внимание на предмет регулирования правозащитных фондов.

Предмет контроля и задачи

Правозащитные организации России имеют один четко установленный предмет регулирования. Это настоящая политика государства в сфере прав и свобод человека. Сюда входят разного рода решения, бездействия или действия уполномоченных структур либо должностных лиц, в ходе которых происходит нарушение законных свобод и прав того или иного гражданина. К предмету регулирования относится и незаконное лишение свободы человека.

правозащитные организации

Если же говорить о задачах, решить которые призваны правозащитные организации, то выделить здесь стоит следующее:

  • защита конституционных прав и свобод человека;
  • повышение среди граждан уровня правовой культуры, поощрение ценностей, которые могли бы способствовать уважению человека, его прав;
  • анализ положения прав человека в разных частях страны;
  • сравнение правового положения в России с другими государствами.

Рассмотрение заявок

Как решить все те задачи, что были обозначены выше? Только при помощи качественного осуществления определенного ряда функций.

международные правозащитные организации

Основная и обязательная функция любой правозащитной организации - это своевременное рассмотрение заявок от юридических или физических лиц, а также от разного рода ассоциаций. В заявлениях указываются конкретные факты несоблюдения свобод и прав человека, закрепленных российской Конституцией, международным или национальным законодательством. Фонды информируют подателя заявки о его законных правах, а также дают советы о возможностях использования правовой защиты. При этом правозащитные организации могут выступать и в качестве посредника для восстановительных и согласительных правовых процедур.

Последующие работы

После грамотного рассмотрения заявлений от того или иного лица правозащитные фонды обязаны начать расследование в отношение обвиняемой структуры. Должны быть собраны конкретные факты, свидетельствующие о нарушениях свобод и прав людей. После сбора фактов идет процесс оформления заявлений, которые подаются в компетентные органы (суды или прокуратуру). Если российские судебные инстанции отказываются рассматривать дело, то заявление подается в международные организации.

общественные правозащитные организации

Впоследствии правозащитные фонды выражают общественное порицание либо иным способом распространяют информацию о некомпетентности того или иного органа. Делаются заметки в СМИ, выкладываются на общее обозрение факты нарушений.

Стоит также отметить, что правозащитные организации по правам человека могут участвовать в судебных процессах и на стороне защиты. Речь идет о тех случаях, когда какое-либо лицо, по мнению фондов, подвергается незаконному возложению ответственности (уголовной или административной).

Информационные материалы

В обязанности правозащитных организаций входят сбор, оформление и распространение разного рода информационных материалов. Такие материалы включают в себя:

  • внутреннее законодательство Российской Федерации (а также определенные нормы международного права), комментарии к законодательству, соответствующие решения судов и их толкование;
  • внутренние и международные механизмы, направленные на защиту свобод и прав человека;
  • информацию о самой правозащитной организации.

правозащитные организации россии

Помимо этого, неправительственные правозащитные организации занимаются просветительской и образовательной деятельностью. Для этого они выпускают разного рода брошюры, аудио- и видеозаписи, фильмы, методические материалы, учебные планы и т. д. Отдельно стоит выделить проведение специальных семинаров, лекций и конкурсов для молодого поколения.

Первая группа российских фондов

Теперь же стоит рассказать о том, какие общественные правозащитные организации существуют на сегодняшний день в России. Далее будет дана краткая характеристика самых известных и крупных организаций, существующий в РФ.

Фонд "За права человека". Созданная еще в 1997 году, представленная организация стала крупнейшей в сфере защиты прав и свобод людей. Девиз фонда - "Право. Справедливость. Сострадание".

Вторая группа российских фондов

"Комитет против пыток" являлся довольно знаменитой организацией на территории РФ. Фонд боролся с жестоким обращением по отношению к гражданам со стороны государственных служб. Комитет оказывал финансовую, медицинскую и юридическую помощь жертвам пыток. В 2015 году фонд самоликвидировался из-за давления властей, однако в 2016 году продолжил работу под другим названием.

"Комитет солдатских матерей России" также является правозащитным фондом. Образовавшись еще во времена афганской войны, организация стала крупнейшим объединением женщин, чьи сыновья погибли либо пострадали в ходе военной службы.

"Фонд защиты гласности" - известнейшая организация, содействующая свободе слова в России. Организация выступает за демократизацию информационной сферы, за отсутствие цензуры и развитие негосударственных каналов.

неправительственные правозащитные организации

Международные правозащитные организации

Наверное, самой известной и крупной международной организацией является сообщество "Мемориал". Это масштабное научное и культурное движение, посвященное сохранению памяти о политических репрессиях. Представленный фонд действует на территории большого числа стран Европы. В России на организацию было наложено "клеймо" иностранного агента.

правозащитные организации по правам человека

Какие еще международные правозащитные организации стоит выделить? Нельзя не упомянуть, наверное, самый известный и старинный фонд, объединяющий в себе множество стран: Amnesty International (Международная Амнистия). Основной целью данного фонда остается проведение ряда исследований и действий, направленных на предотвращение и прекращение нарушений прав и свобод человека во всем мире. Организация занимается распространением информации о свободе совести, неприкосновенности, свободе самовыражения и т. д.

Евгений ЗАХАРОВ

Задачи, функции, права и принципы деятельности правозащитных организаций.

Правозащитные организации (ПО) — это особый вид негосударственных неприбыльных организаций, деятельность которых направлена на утверждение и защиту прав и свобод человека, эффективный контроль за их соблюдением государством, его органами и должностными лицами. ПО содействуют уменьшению организованного насилия, осуществляемого государством.

Для этого они работают одновременно в трех направлениях:

1. Защита прав человека в конкретных случаях (эта помощь должна быть бесплатной для заявителя), общественные расследования фактов нарушений прав человека государственными органами.

2. Распространение информации о правах человека, правовое воспитание.

3. Анализ положения с правами человека.

Все три направления тесно взаимосвязаны, работа только в одном из трех направлений, вообще говоря, не может быть, на мой взгляд, эффективной. Если заниматься только защитой граждан, то правозащитные организации обречены на вечную борьбу с государством при сохраняющемся патернализме в обществе, незнании людьми своих прав и инструментов их защиты в законодательстве, которое по-прежнему содержит угрозы правам человека. Правовое воспитание и преподавание прав человека, знание своих прав, национальных и международных механизмов их защиты необходимы для успешного отстаивания своих прав и утверждения правового сознания.

Анализ положения с правами человека предполагает анализ законодательства, судебной и административной практики, их соответствия нормам международного права, наблюдение за законодательным процессом, инициирование необходимых изменений в законодательстве и правоприменительной практике.

Для проведения такого анализа необходимо знание международных договоров в области прав человека, внутреннего законодательства и судебной практики других стран, “мягкого” права, в частности, практики Европейского суда по правам человека. Было бы очень хорошо, если бы существовала сеть организаций, занимающихся только одним ключевым правом — например, только правом на жизнь; или только правом на защиту от пыток и жестокого обращения; или только свободой выражения своего мнения, т.е. свободой мнений, свободой слова и свободой информации; или только свободой совести и т.д.

Однако правозащитных организаций (имеются в виду общественные организации, занимающиеся хотя бы одним из трех указанных направлений) очень мало, поэтому они вынуждены заниматься рассмотрением нарушений самых различных прав человека, работая в режиме пожарной команды с непредсказуемыми вызовами. Более эффективной работе способствовала бы специализация ПО, когда они, выбрав одно или несколько ключевых прав, занимались бы ими систематически и глубоко из года в год.

Попытаемся рассмотреть более подробно и определенно по форме предмет контроля ПО, задачи ПО, их функции и права, принципы их деятельности, имея в виду разработку в будущем специального закона “Об общественных правозащитных организациях”.

Предметом контроля ПО является текущая государственная политика в области прав человека, решения, действия (бездействие) государственных органов и их должностных лиц, в результате которых нарушаются права и свободы человека, либо создаются препятствия для осуществления человеком своих прав и свобод, либо человек незаконно принуждается к выполнению каких-либо обязанностей или незаконно привлекается к ответственности. Эти нарушения, препятствия и принуждение могут быть системными, т.е. касаться не одного человека, а группы людей, поэтому ПО рассматривают заявления и жалобы как физических, так и юридических лиц, включая обращения группы людей, или проводят расследования по собственной инициативе.

ПО призваны решать следующие задачи:

1. Защищать права и свободы человека, закрепленные в Конституции и национальном законодательстве (включая международные договоры, согласие на обязательность которых дано парламентом).

2. Быть источником информации о правах человека для народа и органов власти, повышать уровень образованности в области прав человека, поощрять становление ценностей и развитие установок, способствующих уважению и осознанию прав человека.

3. Анализировать положение с правами человека в своей стране и ее отдельных регионах.

Для решения этих задач ПО необходимо выполнять следующие функции:

1.1. Рассмотрение заявлений физических и юридических лиц, либо их ассоциаций, о несоблюдении прав и свобод человека, закрепленных в Конституции, международном праве и национальном законодательстве.

1.2. Информирование подателя заявления о его правах и имеющихся возможностях их правовой защиты и содействие ему в доступе к этим средствам.

1.3. Осуществление посреднических функций для восстановления нарушенных прав и свобод с помощью согласительной процедуры (mediation).

1.4. Проведение общественных расследований фактов нарушений прав человека (как по заявлениям физических и юридических лиц, так и по собственной инициативе).

1.5. Направление заявлений (от имени заявителя либо от своего имени) компетентным органам для решения по сути вопроса.

1.6. Обращение от имени заявителя или от своего имени в суд и международные организации.

1.7. Участие в судебном процессе с целью защиты и восстановления нарушенных прав и свобод заявителя.

1.8. Принятие заключений по результатам проведенного общественного расследования.

1.9. Вынесение общественного порицания и общественного предупреждения органам и (или) лицам, чьи действия (бездействие) привели к нарушению прав и свобод человека.

1.10. Публикация своих заключений в СМИ.

2.1. Сбор, подготовка и распространение информационных материалов, включающих:

— внутреннее законодательство (в том числе имплементированное международное право), касающееся прав человека, комментарии к нему, соответствующие административные и судебные решения и их толкования высшими судебными органами;

— внутренние механизмы защиты прав человека;

— международно-правовые документы по правам человека и комментарии к ним;

— международные механизмы защиты прав человека;

— информацию о деятельности самой правозащитной организации и ее собственные публикации.

2.2. Создание просветительских печатных, аудио-, фото- и киноматериалов по правам человека для массового потребителя и специального назначения.

2.3. Разработка учебных планов, методик и программ преподавания прав человека для различных социальных и профессиональных групп.

2.4. Проведение специализированных семинаров по правам человека для представителей т.н. "профессий риска" (сотрудников органов внутренних дел и служб безопасности, служащих пенитенциарных учреждений, адвокатов, судей, прокуроров, военнослужащих, врачей, журналистов, профсоюзных деятелей, социальных работников), представителей законодательной и исполнительной ветвей власти, связанных с созданием и исполнением законодательства, касающегося прав человека.

2.5. Организация различных публичных кампаний и акций с целью утверждения прав человека в общественном сознании: конкурсов на лучшее сочинение о правах человека и конкурсов рисунков и фотографий для школьников, олимпиад для студентов, специальных мероприятий, приуроченных к Дню прав человека, Дню политзаключенного и т.д.

2.6. Сбор и распространение материалов по истории развития идеи прав человека и истории правозащитного движения.

3.1. Подготовка заключений о законах, законопроектах и иных нормативно-правовых актах и программах, направленных на утверждение и защиту прав человека, подготовка и предоставление парламенту через официальных субъектов права законодательной инициативы собственных законопроектов и программ.

3.2. Мониторинг законодательства, судебной и административной практики в области прав человека.

3.3. Содействие ратификации международных договоров в области прав человека и слежение за соответствием национального законодательства и правоприменительной практики международным обязательствам в области прав человека.

3.4. Подготовка независимых докладов о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и комментариев к официальным докладам, представляемым тем или иным государством в соответствии с международными договорами.

3.5. Подготовка и представление парламенту, правительству и другим органам государственной власти и управления аналитических записок, рекомендаций и предложений, касающихся любых вопросов, связанных с правами человека, в частности, по вопросам:

а) национальной политики;

б) административных процедур и практики;

в) процессуальных действий правоохранительных органов — суда, полиции (милиции), прокуратуры, службы безопасности, налоговой полиции и др.;

г) международных аспектов прав человека.

Для выполнения перечисленных функций ПО должны иметь следующие права:

— на свободный доступ ко всем документам, включая документы, сохраняемые государственными органами и архивами, которые необходимы для надлежащего расследования заявления, и право снимать с них копии, если изложенная в этих документах информация не содержит государственной или иной охраняемой законом тайны;

— получать письменные либо устные разъяснения от всех лиц (в том числе государственных должностных лиц и служащих), которые могут располагать информацией о предполагаемом нарушении или иным образом оказать помощь в расследовании;

— проводить расследования заявления на месте, включая камеры предварительного задержания, места предварительного заключения, учреждения исполнения наказаний, воинские части, психиатрические больницы, интернаты и другие места временного ограничения свободы человека;

— осуществлять иные действия, необходимые для проведения надлежащей проверки заявления, не противоречащие законодательству;

— выносить рекомендации государственным органам по результатам расследования и оценивать действия государственных и негосударственных органов в этой области;

— на свободный доступ к законотворческой работе: право получать проекты законов от комитетов парламента, право участвовать в обсуждении законопроектов на заседаниях комитетов, право обращаться к субъектам законодательной инициативы;

— участвовать в разработке государственных программ, касающихся преподавания и исследований по вопросам прав человека, и их реализации в школах, вузах и иных учреждениях по профессиональной подготовке государственных служащих;

— присутствовать в судебных заседаниях и заседаниях иных государственных органов по вопросам защиты прав и свобод человека, право иметь доступ к протоколам таких заседаний и снимать с них копии;

— получать официальные доклады, которые государство должно направлять органам и комитетам ООН, ОБСЕ, Совета Европы и другим международным организациям;

— передавать собранную информацию о нарушениях прав человека, собственные аналитические материалы органам власти, средствам массовой информации, а также международным организациям, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

Принципы деятельности ПО следующие.

1. ПО утверждают и защищают права человека независимо от его расы, пола, гражданства, этнического или социального происхождения, имущественного или другого положения, должности, рода и характера занятий, места проживания, языка, религии, политических и других убеждений.

2. Право на мотивированный отказ заявителю в удовлетворении его жалобы. Этот принцип означает, что ПО имеют определенную свободу усмотрения, они, в отличие от государства, которое обязано защищать права человека, принимают к рассмотрению жалобы, если полагают, что их усилия приведут к восстановлению нарушенных прав и свобод человека, помогут предотвратить незаконную деятельность либо бездействие государственных органов и должностных лиц или прекратят такую деятельность, или хотя бы будут способствовать привлечению внимания общества к этим нарушениям. При этом отказ должен быть тщательно мотивирован. Пожалуй, это самое трудное дело в работе ПО — отказать человеку, который просит помощи.

3. Открытость и гласность. Деятельность ПО должна быть открытой и прозрачной для общественности. На мой взгляд, была бы естественной подготовка годовых отчетов о деятельности организации, включающих, помимо содержательной части, подробный финансовый отчет с указанием источников финансирования и расходования полученных средств.

4. Ненасилие. Конечно, бывают времена (нацистская Германия, СССР в период 1917-1953 гг.), когда вооруженная борьба против государства оправдана, но это уже область деятельности, далекая от институционализированной защиты прав человека.

5. "Не навреди!". Этот принцип означает, что нужно действовать так, чтобы не ухудшить положение объекта (жертвы) нарушения прав человека. Он следует также из того, что главная цель правозащитной активности — минимизация уровня насилия в обществе.

6. Независимость от политической позиции. Для правозащитника принципиально, чтобы в общественной жизни были отражены и левые, и правые, т.е. все направления политической мысли и социальной активности. По-моему, правозащитные организации обязаны быть принципиально беспартийными и не должны поддерживать ту или иную партийную платформу в избирательных кампаниях, политический выбор должен оставаться делом личного выбора каждого члена правозащитной организации. На мой взгляд, члены правозащитных организаций не должны быть членами политических партий и депутатами парламента.

7. Независимость от общественного мнения. Общественное мнение может вполне поддерживать идеи, чуждые правам человека и угрожающие правам человека. Например, общественное мнение в подавляющем большинстве стран поддерживает смертную казнь, правозащитные же организации — борются за ее отмену.

8. Честность, максимальная достоверность и объективность информации. Этот принцип означает, во-первых, невозможность думать одно, а говорить другое и, во-вторых, работу по формуле английского суда: "говорить правду, всю правду и ничего, кроме правды". Здесь одно из основных отличий между правозащитной и политической деятельностью. Для политика, в лучшем случае, характерно говорить правду, но не всю. А ту информацию, которая может оказаться вредной для своей партии, можно и утаить. Известная формула ". но это наш сукин сын" для правозащитных организаций совершенно неприемлема. Они должны стремиться к объективности информации, даже если эта объективность не свидетельствует в их пользу.

9. Скромность. Этот принцип менее ясен и трудно поддается формализации. К сожалению, в последние годы развилось явление, которое можно было бы назвать “правозащитным туризмом”, когда людей, называющих себя правозащитниками, трудно услышать в родной стране; появились организации, именующие себя правозащитными, которые постоянно устраивают конференции с пышными банкетами — в нищей стране это, по-моему, недопустимо.

10. Независимость правозащитных организаций от государства. Поскольку ПО являются оппонентами государства, они должны быть максимально независимыми от него, прежде всего, в финансовом плане. На мой взгляд, правозащитные организации не должны субсидироваться за счет государства и не должны получать какие-либо специальные льготы, кроме установленных законом для всех негосударственных неприбыльных организаций. Однако независимость не должна переходить в конфронтацию. Меня смущает прокурорский по отношению к государству тон многих правозащитников, их стремление во всем обвинить власти. Источник нарушений прав человека — сам человек и те структуры, которые он создает. Но людям свойственно искать причины своих бед где угодно, кроме как в самих себе.

11. "Честное сотрудничество неединомышленников". Этот принцип взаимодействия правозащитных организаций с государством сформулировал в 1988 г. Сергей Ковалев. Во всем том, в чем я согласен с властью, я готов с ней честно сотрудничать, а когда она допускает ошибки, я буду противостоять ей, используя имеющиеся законные методы.

12. Учет интересов всех сторон, связанных с конфликтом, в том числе государственных органов. Это один из основных принципов в конфликтологии — отчетливое понимание того, что гармония в обществе наступает не тогда, когда интересы всех его членов совпадают (такое совпадение невозможно, ибо неприродно), а тогда, когда в одинаковой мере уважаются и учитываются интересы всех заинтересованных сторон.

13. Содействие государству в защите прав граждан. Заметим, что правозащитник не может не быть государственником, поскольку права человека подразумевают обязанности государства по их соблюдению. Как сказала известная американская правозащитница Кэтрин Фицпатрик, "без справедливых законов, независимых судов и профессиональных адвокатов борьба за права человека — это элементарная борьба за гласность: обнародование информации о преступлениях в надежде задеть совесть или, по крайней мере, вызвать обеспокоенность среди властных структур". Поэтому до тех пор, пока государство способно на диалог, правозащитные организации должны его вести. Характер диалога определяют сформулированные выше принципы “честного сотрудничества неединомышленников” и “учета интересов всех сторон”, а тема его — реальное соблюдение государством прав человека, приоритет которых провозглашен всеми посттоталитарными странами. Поэтому старая формула правозащиты в тоталитарный период — "защита прав граждан от организованного насилия, осуществляемого государством" — должна быть дополнена: "и содействие государству в обеспечении и защите прав граждан".

Не менее специфичны отношения правозащитных организаций с остальной частью гражданского общества, которые могут быть далеко не безоблачными. Негосударственная организация защищает интересы определенного коллектива, конфликты интересов в обществе неизбежны, и правозащитные организации по природе своей должны улаживать эти конфликты. Фактически ПО должны играть роль буфера между обществом, государством и различными общественными группами. Можно было бы сравнить их с иммунной системой организма. При этом, вообще говоря, не исключена ситуация, когда правозащитники будут отстаивать интересы государства в случае угрожающего поведения каких-либо экстремистских, радикальных структур гражданского общества.

Самой большой проблемой представляется легализация правозащитных организаций. Очевидно, что не государственный орган должен решать, является ли действительно правозащитной организация, называющая себя таковой. По-видимому, это должно определяться правозащитным сообществом в целом, например, в лице национальной ассоциации правозащитных организаций, а орган государственной власти может только оформить решение этой ассоциации. Должна быть описана процедура принятия новой организации в ассоциацию, так же, как и ряд других требований, определяющих порядок работы ПО: кодекс профессиональной этики, декларация прав и обязанностей и др.

Харьков

Автор благодарит Зиновия Антонюка, Ларису Богораз, Сергея Ковалева, Мирослава Мариновича, Всеволода Речицкого и Сергея Федоринчика, без общения с которыми эта статья не могла бы быть написана.

Редакция благодарит Харьковскую правозащитную группу за предоставленный материал.

Читайте также: