Какого вида власти нет в перечне законодательная власть политическая власть исполнительная власть

Обновлено: 19.05.2024

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

Характерные признаки государственной власти:

1. публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

2. универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

3. верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

4. законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;

5. легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

6. легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

7. легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);

8. использование системы выплаты налогов;

9. использование государственного принуждения;

10. деление всего населения только по территориальному признаку.

Методы управленческого воздействия государственной власти:

1. метод принуждения (насилия);

2. метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится:

1. на законодательную;

Важнейшим элементом политической власти является государственная власть. Чем же различаются политическая и государственная власть?

1. Понятие политической власти шире понятия государственной власти, поскольку политическая деятельность может осуществляться не только в рамках государственных органов, но и в рамках деятельности различных политических движений, партий, профсоюзов, групп давления и т.д. Другими словами, политическая власть рассредоточивается по всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всех политических субъектов.

2. Государственная власть строится по принципу вертикальных связей (т.е. иерархии, подчинения низших звеньев высшим, исполнительной власти законодательной). Политическая же власть осуществляется по принципу горизонтальных связей (как сосуществование, соперничество, борьба между собой различных субъектов политической власти (промышленной, финансовой, армейской и прочих элит, групп давления, отдельных лидеров и т.д.).

3. Государственная власть, согласно российской конституции, заканчивается на уровне областей, дальше власть осуществляется органами местного самоуправления. Последние являются субъектами политической, но уже не государственной власти.

Правы те авторы, которые отмечают, что первоначально политическая власть возникла именно как власть государственная, поскольку тогда, кроме государства, других политических организаций не существовало. Вместе с тем политическая власть по своему объему значительно шире власти государственной. Государственная власть - лишь одна из организационных форм политической власти.

Всякая государственная власть имеет политический характер, но не всякая политическая власть является государственной. Примером может служить двоевластие в России в 1917 году, когда государственная власть находилась в руках Временного правительства, а значительная доля политической власти принадлежала Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Это было не столько территориальное, сколько функциональное разделение: двоевластие существовало на одной и той же территории.




Однако политическая и государственная власть имеют разные механизмы реализации. Политическая власть (в качестве собственно политической власти, не реализуемой еще через государственные структуры) осуществляется посредством деятельности политических партий, предпринимательских союзов, профсоюзов, международных организаций, массовых выступлений населения, давления через средства массовой информации, формирования определенного общественного мнения, воздействия на государственный аппарат, путем руководства определенными звеньями этого аппарата (например, посты министров в коалиционном правительстве могут занимать члены различных партий). Напротив, государственная власть централизована и формализована. Она реализуется посредством деятельности специального государственного механизма, обеспечивающего деятельность, трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной. Таких ветвей у политической власти нет.

Наконец, политическая власть непосредственно не всегда располагает средствами принуждения в отношении всего общества, хотя в известные периоды и осуществляет это (например, советы в условиях двоевластия в России). Но юридически институтом легализованного принуждения в отношении всего общества является только государство. Лишь государственная власть может использовать такое принуждение, которое не только легально, но в большинстве случаев и легитимно. Только государственную власть характеризует способность добиваться осуществления тех или иных целей с помощью принуждения. Вместе с тем государственная власть не обязательно использует принуждение для решения стоящих перед ней задач. Она может их добиваться и другими средствами - идеологическим воздействием, экономическим стимулированием и т.п. Но только она обладает монополией на то, чтобы принудить членов общества к выполнению своих решений.

Словом, государственная власть - это основное направление и основной инструмент реализации политической власти государственными средствами и методами. Политическая и государственная власть - очень близкие понятия, которые не стоит противопоставлять. Но подобно тому, как политическая система не. сводится только к государству, так и политическая власть не тождественна государственной.

Таким образом, с нашей точки зрения, государственная власть это основная форма политической власти, представляющая собой возникающее на основе социальной дифференциации общества и обусловленное необходимостью руководства и управления им социальное сознательно-волевое отношение, в котором всегда одной из сторон является государство, государственный орган или должностное лицо. Государственная власть характеризуется еще и тем, что опирается на специальный аппарат принуждения и располагает монопольным правом издавать нормы, обязательные для всего населения.

Исполнительная власть — один из видов самостоятельной и независимой [1] публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Содержание

Структура исполнительной власти

  • органы исполнительной власти;
  • государственные служащие;
  • юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.

Признаки исполнительной власти

  • является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
  • является проводником государственной политики в жизнь;
  • подзаконна по своему характеру и задачам;
  • объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;
  • её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
  • является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

Функции исполнительной власти

  • подзаконодательное регулирование;
  • осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
  • административное правоприменение;
  • осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;
  • административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;
  • охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;
  • информационное обеспечение органов государственной власти

В различных государствах

Империя Инков



В Империи инков была своеобразная структура исполнительной власти: наличие диархии, секретариата, института заместителей, ревизоров, комиссаров, управленцев различных уровней.

Примечания

  1. ↑ Но при этом, исполнительная власть подзаконна, то есть зависит от законов.

Ссылки

См. также

  • Государственная власть
  • Теория государства и права

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Исполнительная власть" в других словарях:

Исполнительная власть — (руководитель администрации)(executive) Ветвь власти, проводящая политику в жизнь. Существует три типа исполнительной власти. Авторитарная власть имеет разные формы, в зависимости от условий, в которых она возникла и развивалась, но для всех ее… … Политология. Словарь.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей власть правоприменительная, на которую возлагается функция исполненияпринимаемых парламентом, т.е. законодательной властью законов. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ независима от законодательной власти, которая… … Финансовый словарь

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ власть, в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных… … Современная энциклопедия

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Исполнительная… … Большой Энциклопедический словарь

Исполнительная власть — ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей (наряду с законодательной и судебной) в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая… … Энциклопедия юриста

Исполнительная власть — (англ. the executive power) в соответствии с принципом разделения властей правоприменительная публичная власть, главная функция которой исполнение принимаемых органом законодательной власти законов в целях практической организации и руководства… … Энциклопедия права

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с принципом разделения властей правоприменительная власть, на которую возлагаются функции исполнения принимаемых законодательной властью (парламентом) законов. И.в. обычно принадлежит главе государства и правительству. И.в.… … Юридическая энциклопедия

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных и независимых публичных властей в государстве. Представляет собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, включая полномочия подзаконодательного… … Юридический словарь

исполнительная власть — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN executive аuthority … Справочник технического переводчика


В соответствии с Конституцией РФ политическая власть в России состоит из трех ветвей: исполнительной, законодательной и судебной.

Государственная власть

Государственная власть – это способность государства с помощью законных средств подчинять своей воле, как отдельных индивидов, так и больших групп людей. Особенность такого вида власти заключается в том, что она сосредотачивается в руках группы лиц. Символами государственной власти в России являются герб, гимн и флаг.

Президент Российской Федерации — высшая государственная должность Российской Федерации, а также лицо, избранное на эту должность. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Администрация президента Российской Федерации — государственный орган Российской Федерации, обеспечивающий деятельность президента и контролирующий исполнение его поручений и решений.

Совет Безопасности Российской Федерации (СБ РФ) — конституционный совещательный орган при главе государства, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности. Совет безопасности обеспечивает условия для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности.

Законодательная власть

Законодательная власть – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни. В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

Парламент РФ – это представительный и законодательный орган, который состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Сфера влияния: система создания новых законов, направленных на обеспечение благосостояния населения страны; пересмотр и регулирование старых и давно принятых законов для того, чтобы их функционирование имело больший эффект влияния и обеспечения нормальной жизни народа в государстве.

Занимается вопросами по принятию законов, которые на обязательных условиях применяются на всей территории России. Также деятельность по назначению на должность руководителей Правительства, Центрального банка РФ и решение других важных вопросов, которые направлены на обеспечение продуктивной работы власти и закона в стране.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент - Федеральное Собрание:

- состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы

- является постоянно действующим органом

- Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно

- заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания)

- палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств

- члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий (не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления)

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по смешанной - мажоритарно-пропорциональной системе .




К ведению Совета Федерации относится:

- одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой

- утверждение изменения границ

- утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения

- назначение выборов Президента РФ

- назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ

- назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ

- отрешение Президента от должности

К ведению Государственной Думы относится:

- принятие федеральных законов

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ

- решение вопроса о доверии Правительству РФ

- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ

- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности

Парламентская независимость не является абсолютной.

Она ограничивается через такие институты конституционного права, как

- референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента;

- чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов;

- право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными;

- право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах;

- ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов;

- требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ.

Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей. Они, однако, не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства.

Конституция Российской Федерации является основным нормативным актом в стране, определяющим фундамент государственного строя. Этот документ был принят в 1993 году в ходе референдума. Важной особенностью Конституции является ее высшая юридическая сила.

На практике это означает, что вся действующая в стране нормативно-правовая база не должна ей не соответствовать. Если же документ не соответствует Конституции, то его действие может быть отменено как полностью, так и в части.

В Основном Законе РФ, кроме прочего, четко прописываются порядок формирования, полномочия и статус органов публичной власти. Этот момент является наиболее важным, поскольку от их функционирования зависит стабильность и жизнеспособность всей политической системы и государства в целом.

Что и кто является органами власти

Структурно Конституция РФ состоит из нескольких частей. Так, следует выделить Преамбулу, первый раздел и второй раздел. При этом именно первый раздел и содержит в себе подавляющее большинство конституционных норм. Он состоит из 9 глав.

Среди них следует выделить главы 4-7 Конституции. Именно они содержат нормы, регулирующие порядок образования и осуществления деятельности органами власти в РФ.

Так, согласно действующему законодательству выделяются три их вида: законодательная, исполнительная и судебная. Все они имеют свои функции и полномочия, а также формально осуществляют свою деятельность независимо друг от друга.

Кроме этого, отдельно следует выделить Президента РФ. Согласно Конституции РФ он не относится к какому-либо органу государственной власти, при этом его полномочия имеют признаки каждой из них. Особый правовой статус Президента не является уникальным только для нашей страны, однако нельзя не отметить, что полномочия этого должностного лица весьма обширные.

Кроме этого, Конституция РФ отдельно выделяет прокуратуру, а ее полномочия устанавливаются нормами той же главы, где и прописаны полномочия судебной власти. Однако прокуратура это особый орган, на который возлагается обязанность по контролю исполнения законодательства.

Также Конституция вводит понятие местного самоуправления. Однако воспринимать местное самоуправление в качестве отдельной ветви власти не стоит.

Под ним следует понимать процедуры самостоятельного решения тех или иных вопросов локального характера населением. Как правило, это выражается в виде формирования и осуществления деятельности специально созданных органов местного самоуправления

В контексте данной статьи прокуратура и местное самоуправление рассматриваться не будут.


Президент РФ

Институту президентства посвящена 4 глава Основного Закона (ст. ст. 80-93).

Так, Президент является главой государства. Именно он задает вектор и является ключевой фигурой при осуществлении как внутренней, так и внешней политики страны. Следует отметить, что Президент имеет представительские функции, то есть он как внутри государства, так и на международной арене представляет всю Российскую Федерацию в целом.

Справка! Официально на Главу государства возлагается и функция Верховного Главнокомандующего. На практике это означает, что ему в полной мере подчинены Вооруженные Силы.

Президент во многом влияет на формирование органов исполнительной власти. Так, именно он назначает Главу Правительства, который, в свою очередь, формирует кабинет министров. При этом он вправе принять решение и о полном прекращении полномочий уже действующего кабинета. В отдельных случаях, которые прямо предусмотрены действующим законодательством, Президент вправе распустить Парламент страны.

Кроме этого, Глава государства напрямую или опосредованно влияет на назначение практически всех высших должностных лиц страны.

Также в нашей стране Президент имеет право инициативы законодательного характера. Так, у него имеются полномочия вносить законопроекты. Также именно за Президентом остается последнее слово при принятии тех или иных законов. Нормативный акт не может возыметь действия, если он не одобрен руководителем страны.

Также Президент страны издает распоряжения и указы. Они имеют обязательный характер и должны исполняться на всей территории всех субъектов страны.

Отдельно следует выделить право Президента осуществлять помилование лиц, которые осуждены судом за совершение уголовных преступлений. В этих целях в каждом субъекте Федерации существуют специальные комиссии по помилованию, которые рассматривают соответствующие прошения. Помилование не является реабилитирующим основанием при освобождении от отбывания наказания, при этом являясь актом гуманизма со стороны государства по отношению к помилованному лицу.

Конституция РФ предъявляет определенные требования к лицу, которое может занимать высший пост в стране. Так, им может быть гражданин нашей страны, который достиг возраста 35 лет. Президент выбирается в ходе всеобщего голосования граждан. Срок его полномочий не может превышать 6 лет. При этом установлено, что гражданин не может занимать данный пост более, чем 2 раза подряд.

Законодательная власть

Законодательная власть в нашей стране представлена Парламентом. Российский Парламент называется Федеральное Собрание. Он имеет представительный характер. Членами Парламента являются депутаты и сенаторы. Депутаты выбираются населением на выборах. Сенаторы представляют интересы конкретных регионов.

Федеральное Собрание состоит из двух палат.

Первая:Государственная Дума. В ее составе 450 депутатов. Каждый депутат наделен правом законодательной инициативы. Именно в Думе формируются и проходят первые чтения новые законопроекты.

Важно! Депутаты Госдумы принадлежат к той или иной фракции – политической партии, представители которой прошли на выборах.

Кроме прочего, к полномочиям Государственной Думы относят:

  • дачу разрешения на назначение руководителя кабинета министров, а также решение о доверии аппарату Правительства в целом;
  • назначение главы Центробанка, Счетной палаты, а также части ее аудиторов;
  • объявление вотума недоверия Главе государства;
  • объявление амнистии.

Конституция устанавливает, что депутатом Госдумы может быть лицо, имеющее гражданство РФ, в возрасте не менее 21 года. Депутаты выбираются гражданами в ходе голосования на срок не менее 5 лет.

В случаях, определенных законодательно, у Думы имеется право самороспуска.

Вторая палата: Совет Федерации.

Совет Федерации рассматривает законопроекты, принятые Государственной Думой.

Кроме этого, Конституция устанавливает следующие полномочия данного органа:

  • назначение выборов Главы государства;
  • утверждение решений Президента о введении экстренных мер, а также определение возможности об использовании армии за пределами страны;
  • прекращение деятельности Президента РФ;
  • назначение на должность отдельных судей, а также Генерального прокурора.

В состав Совфеда входят по два представителя от каждого региона страны, представляющих разные ветви власти (кроме судебной). Срок полномочий сенатора зависит от срока его полномочий на региональном уровне.

Исполнительная власть

Полнота исполнительной власти закрепляется за Правительством РФ. Его председателя назначает Президент (при согласии Госдумы). Премьер-министр формирует собственный кабинет министров, утверждаемый Главой государства.

К основным полномочиям Правительства следует отнести:

  • обеспечение и исполнение федерального бюджета;
  • осуществление мер по осуществлению политики единообразия в области финансов, здравоохранения, образования, правоохранительной деятельности, обороны, социальной сферы.

Правительство издает постановления и распоряжения. Они являются подзаконными нормативными актами, направленным на реализацию исполнения иных нормативных актов.

Правительство вправе принять решение об уходе в отставку. Это может быть осуществлено как добровольно, так и по решению Президента. В этом случае оно полностью слагает свои полномочия Кроме этого, Председатель может принять решение об отставке отдельных федеральных властей, например, министров.Также Председатель назначает их на должность иных лиц без сложения полномочий всего Правительства.

Судебная власть

Судебная система в РФ является отдельной ветвью власти. Она осуществляет правосудие. Система судов в РФ довольно обширна, однако в контексте данной статьи следует рассмотреть высшие судебные органы страны.

  1. Конституционный суд. В его составе заседают 19 судей. Задачей данного суда является проверка соответствия нормам Конституции того или иного нормативного акта. Она осуществляется по жалобам граждан и должностных лиц. Также Конституционный суд осуществляет толкование Основного Закона и систематизирует соответствующую правоприменительную практику.
  2. Верховный суд. Данный суд является высшим органом по рассмотрению большинства дел, являясь, по сути, конечной инстанцией. Кроме этого, Верховный суд осуществляет надзор за нижестоящими судебными органами, а также приводит разъяснения спорных моментов в законодательстве и систематизирует правоприменительную практику.

Ранее существовал Высший арбитражный суд, который являлся конечной инстанцией при рассмотрении споров, вытекающих из экономических правоотношений, однако в настоящее время соответствующие дела подсудны коллегии Верховного суда.

Также Конституция определяет требования к судьям. По общему правилу ими могут быть граждане РФ в возрасте старше 25 лет, имеющие профессиональное юридическое образование. Кроме этого, важным критерием при отборе является наличие опыта работы в сфере практической юриспруденции не менее 5 лет. Судьи на момент своих полномочий являются неприкосновенными и независимыми от третьих лиц или иных органов власти.

К кандидатурам, претендующим на должность судей высших судов, предъявляются и иные требования, определенные законодательством.

Государственная власть в стране осуществляется Президентом, Парламентом, Правительством, а также судами. Их полномочия, а также порядок формирования отражены в соответствующих законодательных актах.

Полезное видео

Подробнее о полномочиях органов власти по Конституции РФ смотрите в видео:

Читайте также: