Права ли катерина покончив с жизнью

Обновлено: 23.05.2024

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе "Гроза" Островского: описание характера, жизни и смерти героини в цитатах.

Смотрите:
- Краткое содержание пьесы "Гроза"
- Все материалы по пьесе "Гроза"

Краткая характеристика и история жизни Катерины в "Грозе"

Катерина Кабанова является молодой женщиной, открытой и свободолюбивой по характеру. Родители воспитали ее в любви и свободе, так что девочка жила счастливо и не знала печали.

Выйдя замуж за Тихона Кабанова не по любви, Катерина становится очень несчастна. Свекровь Катерины, злая старуха Кабаниха, обижает безответную Катерину. Ее муж Тихон не только не заступается за нее, но и сам нередко обижает ее.

Однажды Катерина влюбляется в молодого мужчину Бориса, племянника купца Дикого. Катерина тайно встречается с ним, пока муж находится в другом городе. Будучи не в силах врать мужу, Катерина рассказывает ему правду об измене.

Тем временем Борис уезжает из города, так как этого требует от нег его дядька Дикой. Борис отказывается взять Катерину с собой, так как боится разозлить дядьку Дикого. Не выдержав страданий, бедная Катерина бросается в Волгу и погибает.

Образ и характеристика Катерины в пьесе "Гроза" Островского, описание в цитатах

". Что, красавицы? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. " (барыня — Катерине, действие 1 явление VIII)

". с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь. " (Кабанов о своей жене Катерине, действие 2 явление IV)

Катерина — искренняя, открытая женщина, по ее собственным словам. Она не умеет обманывать и притворяться:

"Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю. " (Катерина о себе, действие 1 явление V)

Катерина является мечтательницей. Например, ей иногда кажется, что она является птицей и может летать:

". отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. " (действие 1 явление VII)

"И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись…" (действие 1 явление VII)

"Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее все станется! Таких дел наделает, что. " (Варвара о Катерине, действие 4 явление III)

"Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять. " (действие 2 явление II)

"Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. " (Катерина о себе, действие 1 явление VII)

Катерина. Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!" (действие 2 явление II)

Катерина несчастлива в браке со своим мужем Тихоном Кабановым. Девушка не любит мужа, а лишь жалеет его, по мнению Варвары (сестры Тихона):

Варвара. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь одного человека. " (действие 2 явление II)

"Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать – ангелы ведь это. " (действие 2 явление VIII)

Катерина и Тихон живут вместе со злобной матерью Тихона — Кабанихой. Катерина терпит незаслуженные обиды ("напраслину") со стороны свекрови и не может дать ей отпор:

"Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты. " (Катерина о свекрови, действие 1 явление V)

Муж Катерины, Тихон, говорит, что любит ее, но при этом обижает ее, чаще всего по указанию своей злой матери Кабанихи:

"Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. " (Варвара о Тихоне, действие 1 явление VI)

"А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. " (действие 5 явление I)

"Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще. " (действие 2 явление II)

До замужества Катерина была резвой и веселой девушкой и ни о чем не тужила, а замужем она совсем завяла, по ее собственным словам:

Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Таково хорошо было. " (действие 1 явление VII)

"А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. " (действие 1 явление VII)

История любви Катерины и Бориса

Однажды в город приезжает молодой человек по имени Борис, племянник местного купца Дикого. Катерина влюбляется в Бориса, но считает эту любовь грехом, который ей никогда не замолить:

"Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем. " (Катерина о своей измене мужу, действие 3 явление III)

"Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю. " (действие 1 явление VII)

Катерина и Борис встречаются несколько раз на тайных свиданиях, пока Тихон находится в другом городе. Пылкая, горячая Катерина признается Борису, что любит его всем сердцем и готова идти за ним на край света:

"Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы. "

По словам Бориса, у Катерины ангельская улыбка, когда она молится в церкви:

"А то в церкви вижу, на бульваре встречаемся. Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится. " (Борис о Катерине, действие 3 сцена 2 явление 2)

"Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед Богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь! А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому. " (действие 4 явление VI)

При этом Катерина думает не только о себе и своих проблемах, но и о своем возлюбленном Борисе. Девушка чувствует за собой вину за то, что она "ввела Бориса в беду". Катерина даже просит прощения у Бориса, хотя сама она пострадала от этого скандала куда больше, чем Борис:

"За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор! Да! Себе бесчестье – ему вечный покор." (действие 5 явление II)

"Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила." (действие 5 явление III)

Катерина считает, что Борис — ее единственная возможность обрести счастье, увидеть какую-то радость в ее несчастной жизни:

"Еще кабы с ним жить, может быть, радость бы какую нибудь я и видела… Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила." (действие 5 явление II)

Тем временем Борис под давлением дядьки Дикого собирается срочно уехать из города. В их прощальную встречу несчастная Катерина просит его взять ее с собой, но Борис отказывается, так как он слишком боится своего дядьку Дикого, который может лишить его наследства за непослушание:

Борис. Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы; я только отпросился у дяди на минуточку, хотел хоть с местом то тем проститься, где мы с тобой виделись." (действие 5 явление III)

Оставшись без любимого и его поддержки, убитая горем Катерина совершает страшный поступок — бросается в Волгу и погибает:

Критика об образе Катерины в пьесе "Гроза"

"Главным действующим лицом драмы является молодая женщина Катерина, образ которой принадлежит к лучшим созданиям творчества вашего драматурга. Из простодушного рассказа самой Катерины мы узнаем, что детство свое она провела на полной свободе, будучи любимым ребенком в семье и не чувствуя над собою никакого гнета.

Вся обстановка родительского дома, где строго соблюдались церковные обряды, развила в Катерине религиозность: она любила молиться и чувствовала себя в храме, как в раю; но вместе с религиозностью в ней развита была и мечтательность. Горячность и энергия, которыми отличалась Катерина в детстве, сохранились в ней и тогда, когда она, выйдя замуж за Тихона, попала в новую, суровую семью.

Правда, в силу своей любящей, чуждой разрушительных стремлений натуры, Катерина готова жить мирно, с терпением переносить обиды от жестокой свекрови, но до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уже ни на что не посмотрит.

. Катерина, как натура в высшей степени правдивая, не в состоянии прибегнуть к обману. . она . испуганная словами сумасшедшей барыни, раскатами грома и картиной геенны огненной и убежденная, что все это угрозы наказания за нарушение ею супружеской верности, при свекрови и при всем народе бросается к мужу и сознается в своем проступке.

Самая основная и глубокая сторона ее внутренних мучений — это греховность ее любви, строгая религиозность ее натуры. Последним определяющим мотивом ее смерти . служит ее внезапно убитая любовь, а не тягость самодурства. "

(С. З. Бураковский, книга "А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся", 1904 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Катерины в пьесе "Гроза" Островского: описание характера, жизни и смерти Катерины Кабановой в цитатах из драмы.

Раньше, в девичестве, когда Катерина ещё не была замужем за Тихоном, была вольной, могла ходить куда и когда угодно, мечтать о чём угодно и просто жить в своё удовольствие, не страдая от неволи, но как только она попала в дом Кабанихи, познала все ужасы жизни с властной свекровью. Женщина держала всех в ежовых рукавица, она считала, что её невестка – не человек, а лишь девушка, которая должна на прощание кланяться мужу в ноги, соблюдая старые традиции. Кабаниха не уважала жену сына, она грубила ей, унижала и всячески показывала своё плохое отношение к Катерине.

Главная героиня влюбилась в Бориса, с которым ей устроила свидание сестра Тихона. Ей, конечно, было хорошо, она почувствовала себя живой, но после него поняла, что совершила большую ошибку – изменила мужу. Так как Катерина была набожной и праведной, она созналась во всём Тихону. Он готов был простить свою жену, но мать не разрешила, она бранилась и злилась. Борису же нужно было уезжать, и он не мог взять с собой Катерину. У девушки не осталось других вариантов, как, во-первых, жить с осознанием того, что ты совершила грех, а во-вторых, как-то сосуществовать с деспотичной Кабанихой, которая теперь явно станет ещё злей.

Катерина погибла из-за своего печального положения. Её почти никто не понимал, свекровь унижала её ежечасно, от мужа-маменькиного сынка поддержки тоже не было никакой. Даже Борис, её возлюбленный, ради которого она пошла на такой страшный шаг, вынужден был уехать, не взяв её. Единственной понимающей в их семье была Варвара, но поддержка её одной не смогла бы сгладить все переживания Катерины. Человек не может жить в вечном чувстве вины, как исходящем от людей извне, так и внутри себя. К сожалению, это был единственный выход из данной ситуации для девушки – утопиться в Волге.

2 вариант

Признание перед мужем и свекровью не принесло никакого облегчения, на которое она сильно надеялась. Кабаниха стала с двойной силой Катерину ругать, припоминать, как невестка предала мужа. Это постоянно заставляло главную героиню задуматься и понимать, что зря она призналась. Катерина осознавала, что ее поступки привели к большому греху и это вызывала чувство отвращения к себе. Свекровь своими нападками над своей невестки изменили мировоззрение, и понижала свою самооценку. Это привело к тому, Что Катерина решила для себя, что она не достойна, жить на этой земле, раз она совершила такой страшный грех, что привело к предательству семьи, которая ее приняла. Все это привело Катерину к выводу о своей смерти, а орудием смерти стала в тихой реке Волге.

Подводя итог, я поняла, что до рокового шага прекрасную и светлую Екатерину, довели поступки и отношение к ней семьи, которая, не подозревая ничего дали понять главной героини, что его жизнь из себя ничего не представляет. Семья Кабанихи - это темное царство, которое заставила загасить лучик света в груди Катерины. В этой семье у нее было две судьбы: смириться со своей судьбой или стать копией своей свекрови. Александр Николаевич Островский на мой взгляд склоняется, что Катерина смогла бы выжить, если бы выбрала второй вариант, но я считаю, что главная героиня должна была все обдумать решить, что важнее: жить в семье, в которой ее не признают или выбрать свое счастье и уйти с любовником.

Также читают:

Картинка к сочинению Почему погибла Катерина Кабанова (по пьесе Гроза)

Популярные сегодня темы

Стихотворение начинается с описания поэтом утренней зори, великолепия природы, про ветки сосен, которые обретают в отблеске солнечных лучей оттенок золота.

Читая рассказ Чехова Гриша, может показаться, что это простое описание череды событий, которые постигли маленького героя в течение одного дня. Но это не верно. В данном произведении скрыт достаточно тонкий смысл на уровне психологии.

Хлестаков, главный герой произведения Гоголя, является одним из самых узнаваемых литературных образов. Он запомнился читателям не добрыми качествами души, а дурными манерами, враньём и чрезмерным хвастовством.

Сергей Руевит

Выбрав любовь, она сознательно обрекает себя на мучения. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь — всегда несвобода) , пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной и горячей натуры.
Гибель Катерины — это протест, бунт, призыв к действию, так как после ее смерти Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности. Катерина отличается от других героев внутренней силой и свободолюбием, так как ее характер сформировался в других условиях. В детстве она не испытывала давления со стороны своих родителей, росла соответственно своей натуре, поэтому только и не сломалась под давлением "темного царства", смогла отстоять чувство собственного достоинства. Город Калинов не сможет после смерти Катерины жить по-старому, ведь ее смерть пробудила у его жителей первые слова протеста.

Тынай Самедов


Тынай Самедов

Екатерина росла в независимости также власти (ее повествования относительно детские годы). Замужем из-за Кабановым киногероиня попала вневоле. Ей неблагоприятно существовать во жилье Кабанихи: мать мужа ее упрекает, предоставляет предписания равно как Катерине, таким образом также ее супругу, но некто в том числе и фразы вопреки никак не сообщит. Возлюбленная желает влюбленности также обретает ее. Екатерина влюбилась Бориса, некто ее. Но Боря очутился низким, слабовольным народом, никак не способным заступиться из-за возлюбленную девушку. Екатерина, оставшись один, никак не способен разрушать корящих представлений. Киногероиня существовала богомольной, в особенности опасалась грозы, полагая ее божьей расправой, по этой причине возлюбленная сознаётся во свершенном также делает суицид. Возлюбленная никак не сумеет существовать согласно законам "черного царства" также никак не хочет около их приспосабливаться также приспособиться. По Этой Причине возлюбленная полагает одним-единственным финалом с целью себе гибель.

Даниил Либерман


Даниил Либерман

Екатерина увеличивалась в независимости также власти (ее повествования относительно детские года). Замужем из-за Кабановым киногероиня попала вневоле. Ей неблагоприятно существовать во жилье Кабанихи: мать мужа ее упрекает, предоставляет предписания равно как Катерине, таким образом также ее супругу, но некто в этом количестве и фразы вопреки никак не сообщит. Возлюбленная желает влюбленности также обретает ее. Екатерина влюбилась Бориса, некто ее. Но Боря очутился низким, слабовольным народом, никак не способным заступиться из-за возлюбленную девушку. Екатерина, оставшись один, никак не способен разрушать корящих представлений. Киногероиня существовала богомольной, в особенности опасалась грозы, полагая ее божьей расправой, по данной причине возлюбленная сознаётся во свершенном также делает суицид. Возлюбленная никак не сумеет существовать согласно законам "черного царства" также никак не хочет около их приспосабливаться также приспособиться. По Данной Причине возлюбленная полагает одним-единственным финалом с целью себе гибель.

Глеб Артёмов


Глеб Артёмов

Это смутное чувство, которое Катерина, конечно, не может объяснить рационально, — просыпающееся чувство личности. В Катерине рождается и растет любовь, не укладывающаяся в рамки общественной морали. Проснувшееся чувство любви Катерина, в силу свеей религиозности, воспринимает как страшный, несмы­ваемый грех. Любовь к Борису для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные и религиозные запо­веди полны для нее значения и смысла. Она хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгра­нична.


Федя Михайлов

Это смутное чувство, которое Катерина, конечно, не может объяснить рационально, — просыпающееся чувство личности. В Катерине рождается и растет любовь, не укладывающаяся в рамки общественной морали. Проснувшееся чувство любви Катерина, в силу свеей религиозности, воспринимает как страшный, несмы ваемый грех. Любовь к Борису для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Моральные и религиозные запо веди полны для нее значения и смысла. Она хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе безгра нична.

Александр Николаевич Островский в- своем творчестве стремился совместить остроту противоречий взглядов и стремлений с широтой осмысления жизненных процессов и проблем. Этому служила необычная композиция пьес Островского, которая допускала появление не связвнных сюжетом сцен и персонажей

Такое новаторство в драматургии помогло А.Н. Островскому создать истинные "пьесы

жизни" (по определению Добролюбова), в которых на "первом плане является всегда

общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц обстановка жизни".

Островский воссоздает быт, нравы, психологию и социальные отношения

купеческой среды и свое достоинство, конфликты новых веяний и старого порядка

жизни. Максимального напряжения эти конфликты достигают в драме "Гроза", где они сосредоточены в судьбе героини.

В пьесе "Гроза" жизнь показана автором в предгрозовой атмосфере, когда внешне пока все обстоит благополучно, но читатель и зритель проникаются ощущением сильного напряжения и чувств, и страстей, когда вот-вот разразится катастрофа. Это атмосфера

первого действия, которое знакомит нас с главной героиней -Катериной Кабановой.

Над Катериной, какой мы видим ее в начале пьесы, властвует сила страха - это страх возмездия за грехи. В первом акте отделенные удары грома, разбередившие тревогу Катерины, побуждают ее признаться Варваре в своей любви к Борису. Свою любовь религиозная Катерина считает грехом. Она не боится смерти, а боится, что смерь застанет ее такую, какая она есть "после этого разговору-то", "со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми". Но Катерина - бесстрашная натура. В любви к Борису есть

что-то стихийное. Она вопреки своему страху, вопреки нравственным законам Калиновского общества встречается с Борисом. "Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" - говорит он своему любимому.

Но мироощущение Катерины трагично: она предчувствует, что ее ждет близкая смерть. Обостренное нравственное самосознание терзает и мучает ее. Внутренний голос ее совести заставляет Катерину увидеть в грозе природы суд и наказание себе. Терзаемая угрызениями совести, бросается она в ноги мужу и всенародно кается в своем грехе. Но в словах покаяния звучит не одна слабость и отчаяние, но и сила духа героини, ее самоотверженная отвага и противоборство темным предрассудкам домостроевской морали. Она не могла как Варвара с Кудряшом, жить в потаенной любви, лишь бы все было "шито-крыто". Испытав огромный и чистый любовный порыв, Катерина ощутила свои человеческие права на счастье, любовь и радость. Но, живя среди "кабановских понятий о нравственности", она не могла последовать влечению своего сердца, не

оказавшись "преступником в собственных глазах". Вольнолюбивые порывы,

свойственные душе Катерины, ее радость жизни и уже проснувшееся ощущение права на

человеческую жизнь не дают ей возможности и сил бороться с естественным влечением своего сердца и не позволяют смириться с порядками "темного царства". Всенародное покаяние героини было продиктовано не только и не столько суеверием, религиозными предрассудками и невежеством, сколько ее глубокой и чуткой совестливостью, ее стремлением к нравственному очищению. Ее страх перед грозой - это не слабость души, а сознание собственной нравственной ответственности, которая побуждает Катерину к признанию.

Катерина - это натура бесстрашная, чистая, стихийная, свободолюбивая. После признаний в своей грешной любви, Катерине совсем невмоготу жить в доме Кабанихи, под ее неотступной тиранией, под жесткими и несправедливыми, уже устаревшими, законами Домостроя. Она не выдерживает и уходит. Узнав, что Борис уезжает, она лишается самого дорогого в жизни и последней своей опоры в ней. Не смея и не желая вернуться домой, Катерина бросается в омут, ища освобождения от мук жизни. 'Ее охватило отчаяние, но. для такого поступка нужно иметь большое мужество, огромную силу воли и свободолюбие.

Кончая жизнь самоубийством, совершая страшный грех, Катерина бросает вызов тем темным силам, которые так мучили ее. Искупив безмерной ценой свою вину, бедная женщина спасает себя от неволи и унижения. Гордая и жизнелюбивая при жизни, она и мертвая, как живая. И ей, мертвой, завидует оставшийся жить и мучиться Тихон.

Катерина покончила с жизнью бессознательно, не думая, не рассуждая. Но в ней мы видим стихийный протест против тех устарелых понятий о нравственности, по которым живут Кабаниха и Дикой, ". Протест, доведенный до конца, провозглашенный и над домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.

Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое

ей дают в обмен за ее живую душу". Какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас

здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во

что бы то ни стало!" Этим слова Добролюбова красноречиво доказывают,

что в самоубийстве Катерины никак нельзя узрить слабость души и трусость.

Я глубоко согласна с оценкой великого критика. Самоубийство Катерины - это есть протест против тирании "темного царства", против всего, что мешает человеку быть

Читайте также: