Как называлось освобождение подвластного из под власти домовладыки по воле последнего римское право

Обновлено: 30.06.2024

Семья в древнейший период римской истории представляет законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. Глава семьи и властелин древнейшей семьи - домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит.

Домовладыка первоначально имел одинаковую власть (mаnus) над женой, детьми, рабами, вещами; всех их - и жену, и детей, и имущество - домовладыка мог истребовать с помощью одинакового (виндикационного) иска. Лишь постепенно эта власть дифференцировалась и получила разные наименования: manus mariti (над женой), patria potestas (над детьми) и т.д.

В древнейшее время власть домовладыки была безгранична и потому сопровождалась полным бесправием подвластных. Постепенно, однако, эта власть стала принимать более определенные границы; одновременно личность подвластных стала постепенно получать признание в частном праве. Ослабление власти домовладыки явилось следствием изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, развития торговли, предполагавших известную самостоятельность взрослых членов семьи.

Заключение

Итак, отцовская власть возникает с рождением сына или дочери от данных родителей в законном браке, а также путем узаконения или усыновления. Отцовская власть могла быть установлена путем узаконения детей от конкубины. Узаконение есть признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака.

Узаконение могло быть произведено:

а) последующим браком родителей внебрачного ребенка;

б) путем получения соответствующего императорского рескрипта;

в) путем зачисления сына в члены муниципального сената (курии), а дочери - путем выдачи замуж за члена муниципального сената (на членах муниципальных сенатов лежала обязанность пополнять из своих средств недоимки по налогам, вследствие чего это звание принималось неохотно, и императорам приходилось вводить различные поощрительные меры; к их числу относилось и узаконение).

В отличие от узаконения, дававшего положение законных детей лицам, рожденным от данных родителей, но вне брака, усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом.

Усыновление различалось двух видов: если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью (persona sui iuris), это называлось arrogatio; если же усыновление производилось в отношении лица, находящегося под отцовской властью (persona alieni iuris), оно называлось adoptio. По праву Юстиниана arrogatio совершалось путем получения на то императорского рескрипта; adoptio - путем занесения в судебный протокол (apud acta) соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии усыновляемого.

Необходимые условия усыновления:

а) усыновлять может, как правило, только мужчина (женщина - в виде исключения, а именно, если она до усыновления имела детей и их потеряла);

б) усыновитель не должен быть подвластным (должен быть persona sui iuris); в) усыновитель должен быть старше усыновляемого не меньше чем на 18 лет.

В отношении аррогации требуется еще, чтобы магистрат произвел расследование обстоятельств дела и выяснил, не отразится ли усыновление невыгодно на интересах усыновляемого.

В результате arrogatio самостоятельное лицо поступает под отцовскую власть со всеми ее последствиями, в том числе с взаимным (между усыновителем и усыновленным) правом наследования. Последствием adoptio было прекращение родительской власти прежнего домовладыки и установление власти усыновителя.

Подвластный сын может совершать имущественные сделки. Но все, что он приобретает, автоматически, независимо от его воли, поступает в имущество отца: по исконному римскому правилу подвластный не может иметь ничего своего. Однако обязанным по сделкам подвластного признавался он сам, хотя никакого собственного имущества подвластный в республиканский период не имел.

Пекулий - имущество, предоставляемое подвластному только в управление и пользование; собственником пекулия остается домовладыка. В случае смерти подвластного пекулий не переходит по наследству, а просто возвращается в непосредственное обладание отца. Наоборот, в случае смерти домовладыки пекулий переходит к его наследникам наряду со всем остальным его имуществом. Если подвластный сын освобождается от отцовской власти и отец при этом не потребовал возврата пекулия, пекулий остается подаренным сыну. В связи с практикой выделения подвластному пекулия было признано возможным установление обязательственных отношений между членами одной и той же семьи, но эти обязательства не были снабжены исковой защитой.

С течением времени появились другие виды пекулия, значительно расширившие имущественную самостоятельность подвластных и сделавшие их настоящими участниками гражданского оборота (военный и квазивоенный пекулий).

Отцовская власть прекращается:

а) смертью домовладыки (лица, состоящие под властью не непосредственно, например, внуки при живом их отце, со смертью домовладыки поступают под власть того, кто стоял между домовладыкой и подвластным; в данном примере - под власть отца);

б) смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти);

в) утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;

г) лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи и т.п.);

д) приобретением подвластным некоторых почетных званий.

Отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, т.е. освобождением из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В праве юстинианового времени эманципация совершалась: а) получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда; б) заявлением домовладыки, также заносившимся в судебный протокол; в) фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.

Эманципация могла быть отменена ввиду неблагодарности эманципированного в отношении прежнего домовладыки, например, нанесения тяжких обид.

Библиографический список

1. Бартошек М. Римское право. Понятия, термины, определения / Под ред. Ю.В. Преснякова. - М.: Юридическая литература, 1989. - 448 с.

2. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2003. - 784 с.

3. Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1975. - 156 с.

4. Косарев А.И. Римское право. - М.: Юридическая литература, 1986. - 240 с.

5. Муромцев С.А. Гражданское право Древнего Рима / Отв. ред. А.Д. Рудоквас. - М.: Статут, 2003. - 684 с.

6. Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права: Учебник. - М.: Зерцало, 2000. - 400 с.

7. Омельченко О.А. Римское право: Учебник. - М.: Тон; Остожье, 2000. - 208 с.

8. Пиляева В.В. Римское частное право: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2001. - 192 с.

9. Подопригора A.A. Основы римского гражданского права: Учебное пособие. - Киев: Вентури, 1995. - 288 с.

10. Хвостов В.М. Система римского права. Семейное право. Наследственное право. - М.: Типография Вильде, 1909. - 146 с.

11. Хутыз М.Х. Римское частное право: Курс лекций / Отв. ред. С.А. Чибиряев. - М.: Былина, 1995. - 170 с.

12. Яковлев В.Н. Основы римского гражданского права: Учебное пособие. - Ижевск: Удмуртский государственный университет, 1997. - 355 с.

[1] Цит. по: Новицкий И.Б. Основы римского гражданского права: Учебник. - М.: Зерцало, 2000. С. 67.

[2] Муромцев С.А. Гражданское право Древнего Рима / Отв. ред. А.Д. Рудоквас. - М.: Статут, 2003. С. 334.

[3] Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2003. С. 519.

[4] Хвостов В.М. Система римского права. Семейное право. Наследственное право. - М.: Типография Вильде, 1909. С. 79.

[5] Омельченко О.А. Римское право: Учебник. - М.: Тон; Остожье, 2000. С. 155.

[6] Иоффе О.С., Мусин В.А. Основы римского гражданского права. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1975. С. 90.

[7] Пиляева В.В. Римское частное право: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2001. С. 115.

[8] Подопригора A.A. Основы римского гражданского права: Учебное пособие. - Киев: Вентури, 1995. С. 183.

[9] Косарев А.И. Римское право. - М.: Юридическая литература, 1986. С. 117-118.

[10] Хутыз М.Х. Римское частное право: Курс лекций / Отв. ред. С.А. Чибиряев. - М.: Былина, 1995. С. 113.

[11] Яковлев В.Н. Основы римского гражданского права: Учебное пособие. - Ижевск: Удмуртский государственный университет, 1997. С. 245.

Оглавление

1. Понятие власти домовладыки. Личные отношения между домовладыкой и подвластными. 4

2. Возникновение отеческой власти. 6

3. Влияние отеческой власти на имущественное положение подвластных. 10

4. Прекращение отеческой власти. 16

Библиографический список. 21


Введение

Семья в древнейший период римской истории представляет законченный тип промежуточной патриархальной семьи, объединявший под властью главы семьи, paterfamilias, жену, детей, других родственников, кабальных, а также рабов. Глава семьи и властелин древнейшей семьи - домовладыка, единственный полноправный гражданин, квирит.

Домовладыка первоначально имел одинаковую власть (mаnus) над женой, детьми, рабами, вещами; всех их - и жену, и детей, и имущество - домовладыка мог истребовать с помощью одинакового (виндикационного) иска. Лишь постепенно эта власть дифференцировалась и получила разные наименования: manus mariti (над женой), patria potestas (над детьми) и т.д.

В древнейшее время власть домовладыки была безгранична и потому сопровождалась полным бесправием подвластных. Постепенно, однако, эта власть стала принимать более определенные границы; одновременно личность подвластных стала постепенно получать признание в частном праве. Ослабление власти домовладыки явилось следствием изменения производственных отношений, разложения патриархальной семьи, развития торговли, предполагавших известную самостоятельность взрослых членов семьи.

Понятие власти домовладыки. Личные отношения между домовладыкой и подвластными

Отеческою властью (patria potestas) именуется особый вид господства одного лица над другим, рожденным от него в законном браке или законом приравненным к естественно рожденному. Это господство установлено не в интересах лица, которое ему подлежит, но в интересах субъекта господства - отца.

По римским воззрениям, прочность государственного строя обусловливалась прочной организацией семьи, а последняя мыслима была лишь при установлении сильной власти в пределах дома, предоставленной одному лицу. Власть эта поэтому:

1) всегда принадлежит мужчине, но не женщине;

2) всегда принадлежит непременно лицу sui juris (так что ребенок, имеющий несколько восходящих, находится под властью наиболее отдаленного восходящего, под властью которого стоят более близкие;

3) власть эта не прекращается достижением какого-либо возраста со стороны подвластного: она продолжается до смерти домовладыки или до эмансипации подвластного домовладыкой.

Нужно заметить, что по мере упадка нравов злоупотребления отеческой властью стали встречаться все чаще и чаще, самый принцип единого и полного господства в семье домовладыки в имущественном и личном отношении перестал мало-помалу гармонировать с изменившимися воззрениями общества, и поэтому первоначально крайне широкая власть домовладыки стала подвергаться ограничениям, так что для юстинианова права мы имеем дело лишь с небольшими остатками прежде очень мощной patriae potestatis. Основной характер господства в интересах отца, а не подвластного, остается за нею до конца[2].

Власть домовладыки с формальной стороны есть абсолютное право на другое лицо, т.е. объектом его являются не отдельные действия другого лица, способного быть субъектом прав, но самое это лицо, и этому праву соответствует обязанность всех граждан не мешать субъекту осуществлять свое господство над другим лицом. Таким образом, отец имеет абсолютный иск против всякого третьего лица, удерживающего у себя подвластного: для этой цели служит, с одной стороны, filii vindicatio, с другой стороны interd. de libеris ducendis, подготовляемый посредством interd. de liberis exhibendis; мать, если она имеет по каким-либо особым причинам преимущественное право на воспитание детей, получает эксцепцию против этих исков отца; оба иска различаются лишь формальными особенностями. Против самого сына, отрицающего существование отеческой власти, отец имеет actio praejudicialis; подобная же aсtio дана лицу, утверждающему свою свободу от отеческой власти.

В силу отеческой власти в юстиниановом праве возникают следующие личные отношения между домовладыкой и подвластными:

- право отца продать filium filiamve sanguinolentum (т.е. тотчас по рождении) в случае крайней нужды (это все, что осталось от прежнего права манципировать детей);

- право отдать ребенка in adoptionem;

- право давать согласие на брак (очень ограниченное);

- право назначать опекуна, делать substitutio pupillaris.

Остальные правомочия отца над личностью подвластного отменены: право продажи - Диоклетианом, jus vitae ас necis - Константином, noxae datio, т.е. aсtio noxalis в применении к сыновьям семейства и дочерям - Юстинианом[3].

На публичные права подвластного власть домовладыки не оказывает никакого влияния.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

1. Понятие и содержание обязательств. Множественность лиц в обязательстве. Обязательства солидарные и корреальные. Ответственность солидарная и множественная.
2. Авл совершил кражу из дома богатого римлянина и принес украденное в дом к ростовщику Луцию, предупредив, что это ворованные вещи. Через день в доме Луция состоялся обыск, и была обнаружена часть краденых вещей, а остальная, как признался сам Луций, была уже продана. Как будет отвечать Луций? (З 12, 8.15а).

Файлы: 1 файл

рИМСКОЕ ПРАВО КОНТРОЛЬНАЯ.docx

Какой внук находился под властью деда? Кто из внуков являлся его агнатом и кто – когнатом?

О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, отчего все "подвластные" домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Когнатом становился и выделившийся из семьи сын (с разрешения отца). Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

Отцовская власть прекращается: а) смертью домовладыки (лица, состоящие под властью не непосредственно, например, внуки при живом их отце, со смертью домовладыки поступают под власть того, кто стоял между домовладыкой и подвластным; в данном примере — под властью отца); б) смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти); в) утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; г) лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи, и тому подобное); д) приобретение подвластным некоторых почетных званий.

Отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, то есть освобождением из под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В праве юстинианового времени эманципация совершалась: а) получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда; б) заявлением домовладыки, также заносившемся в судебный протокол; в) фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.

В доюстиниановом праве различали два вида брака. Первый вид - брак cum manu mariti, то есть брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом). Вступление в такой брак неизбежно означало capitis deminutio жены: если до брака жена была persona sui iuris, то, вступив в брак cum manu, она становилась persona alieni inns. Если до брака она была in pot estate своего отца и агнаткой его и всех членов его семьи, то, вступив в брак, она подпадала под manus мужа или paterfamilias, если муж был in patria potestate, и, став юридически чужой своей старой семье, становилась членом агнатической семьи мужа.

Второй вид брака - sine manu, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке либо была самостоятельным лицом. При браке sine manu жена остается под властью своем отца, то есть остается в составе прежней семьи, а если до брака жена была самостоятельна (personasui iuris), то она сохраняла самостоятельность и по вступлении в брак. Тем не менее, главенство мужа сказывалось и при браке sine manu. При этом для отношений отца с детьми безразлично, в каком браке состоял отец. Дети, независимо от формы брака отца, находились под властью отца.

Ответ: Из всех детей римского гражданина агнатами являются: сын, проживающий с ним, и дочь, состоящая в браке sine manu. А из четверых внуков агнатом является только внук, рожденный от сына, жившего вместе с отцом.

  1. Авл Агерий заключил договор о постройке конюшни в своем имении. Во время исполнения заказа по вине одного из рабочих случился пожар, и почти готовая конюшня полностью сгорела. Заказчик потребовал постройки новой конюшни.

Какие обязательственные отношения существовали между сторонами? Можно ли в данном случае говорить о действии непреодолимой силы? Правомерно ли действие заказчика?

Договором найма работы, подряда — locallo conductio opens — называется договор, по которому одна сторона — nod рядчик, conductor, принимает на себя обязательство исполнить в пользу другой стороны — заказчика, locator, известную работу, а заказчик принимает на себя обязательство уплатить за эту работу определенное денежное вознаграждение.

Договор подряда направлен на то, чтобы подрядчик дал определено mi opus, законченный результат. Земля является самым основным элементом, обеспечивающим постройку, и поскольку постройка производится на земле заказчика, договор рассматривается как locatio-conductio.

В Дигестах тот же пример приводится с дополнительным указанием, что хотя подрядчик, строящий дом sua impensa, передает заказчику право собственности на затраченные материалы, все же договор признается за locatio: locat enim artifex operam suam, id est faciendi necessitatem — специалист сдает свой труд, являющийся необходимым условием возведения здания (D. 19.2. 22.2).

Подрядчик обязан исполнить и сдать работу, как законченный результат, в соответствии с договором, исполненным надлежащим образом в смысле и срока и качества работы. Если подрядчик отступает от договора с согласия нанимателя, то, хотя исполнение и не соответствует условиям договора, подрядчик ответственности не несет (D. 19. 2. 60. 3). При отсутствии в договоре точного срока исполнения работы подрядчик должен исполнить и сдать работу в нормально необходимое для этого время (quatenus vir bonus de spatio temporis aestimasset, т.е. в течение такого промежутка времени, какой признал бы необходимым добропорядочный человек) (D. 19. 2. 58.1).

Если договором предусмотрено за заказчиком право, в случае нарушения подрядчиком срока, расторгнуть договор и сдать работу другому подрядчику, то заказчик не имеет права сменить подрядчика раньше наступления срока исполнения работы (non ante relocari id potest, quam dies efficiendi praeterisset, то есть не может сдать работу другому подрядчику раньше, чем наступил срок ее исполнения) (D. 19. 2. 13.10).

По вопросу о том, кто несет риск случайной гибели или порчи работы, указания источников несколько разноречивы. Основной принцип, по которому решаются в источниках отдельные казусы, сводится к тому, что случайная гибель или порча работы, происшедшие до сдачи исполнения работы, ложатся на подрядчика, после сдачи работы — на заказчика. Так, например, Лабеон решает вопрос применительно к такому случаю, когда подрядчик вырыл согласно договору канаву, а происшедший обвал всю эту работу испортил (D. 19. 2. 62). Однако в том же отрывке источников приводится мнение Павла, который проводит различие: если этот обвал произошел soli vitio (вследствие порока или ненормальности в самом земельном участке), то последствия обвала ложатся на заказчика, а если opens vitio (вследствие деффекта работы), — то на подрядчика; получается, что даже до сдачи работы periculum est locatoris, риск несет наниматель (D. 19. 2. 62).

Риск обычных случайностей до сдачи работы несет подрядчик, после сдачи — наниматель. Наниматель несет неблагоприятные последствия случайной порчи работы и в том случае, если эта случайность наступила, хотя и до одобрения работы, но работа должна была получить одобрение (si tale opus fuit, ut probari deberet) (D. 19.2. 3).

В рассматриваемой нами задаче требования заказчика являются правомерными на том основании:

35. В Древнем Риме брак считался законным:
• между лицами, обладающими специальной правоспособностью вступать в законный брак, достигшими брачного возраста, получившими согласие paterfamilia и не состоящими в родстве

36. Полностью дееспособными в Древнем Риме считались граждане с:
• 25 лет

37. Интердикт — это:
• распоряжение претора о запрещении чьих-либо действий, нарушающих права частных лиц или общественный порядок

39. Период домината в Древнем Риме характеризуется.
• неограниченной властью императора

40. Императивные нормы:
• имеют общеобязательный характер

41. Кодификация Юстиниана состояла из:
• Институции, Дигесты, Кодекса

42. Стадия in iure имела целью:
• выявление наличия иска магистратом

43. Видами гражданского процесса в Римском праве являлись:
• легисакционный
• формулярный
• экстраординарный

44. В период принципата законы в Древнем Риме именовались:
• сенатусконсульты

45. Римские юристы считали, что все нормы права должны соответствовать принципам:
• равной справедливости

46. Наиболее древние источники права Древнего Рима — это:
• обычаи

47. Кондикция — это:
• общее требование о комплексном восстановлении нарушенных прав (сложный иск)

48. Общее между легисакционным и формулярным процессами:
• разделение производства по делу на две стадии

49. Установить отцовскую власть над детьми от конкубины можно было с помощью:
• узаконения

50. По правовому основанию римское право выделяло иски:
• цивильные и преторские

51. Установление власти paterfamilia над самостоятельным лицом осуществлялось в результате:
• процедуры arrogatio

53. Высший орган государственной власти в период республики.
• сенат

54. Гражданским судопроизводством в римском государстве ведали:
• преторы, правители провинций, курульные эдилы, квесторы

55. Виды опекунства:
• завещательная опека
• законная опека
• учреждаемая опека

56. Когнатское родство характеризовалось.
• родством по крови

57. Особенностью судебно-процессуального подхода к исковой давности в Риме считалось:
• погашение, в результате пропуска установленного законом времени, не только права требовать о восстановлении нарушенных прав, но и самого материального права

58. Преторский эдикт выступал в качестве формы правообразования, так как:
• не отменяя традиционных норм, давал исковую защиту новым правоотношениям

59. В основе регулирования правоотношений между римскими гражданами лежало:
• цивильное право

60. Общеобязательная сила сочинениям пяти римских юристов была придана:
• законом о цитировании 426 г. н.э.

61. Римское гражданское (частное) право в его классическом понимании регулировало имущественные отношения .
• между частными лицами и связанные с ними семейные отношения

62. Колоны — это:
• формально свободное население, прикрепленное к земле

63. Конституция Каракаллы в 212 г. н.э.:
• провозгласила равенство свободных жителей римского государства в области частного права

64. Плебисцитом называлось:
• решение плебейских собраний, имевшее общеобязательную силу

65. Клиентами в Древнем Риме называли:
• вольноотпущенников

66. Жителям римских провинций права римских граждан предоставил:
• эдикт Каракаллы 212 г. н.э.

67. Ребенок, рожденный от рабыни и свободного.
• рождался рабом
• считался свободным, если рождался в браке

68. Жители римских колоний имели статус:
• латинов

70. Юридические факты — это:
• явления, приводящие к возникновению и изменению прав и обязанностей субъекта

71. Обжалование решения суда в Древнем Риме было возможно при:
• экстраординарном процессе

72. Римляне наделяли правоспособностью в области частного права, аналогичной юридическим лицам:
• императорскую казну, муниципии, частные корпорации

73. Основная форма правообразования претора — это:
• эдикт

74. Слияние в единую систему римского частного права произошло:
• при императоре Юстиниане (при создании кодификации)

75. Интенция — это часть формулы, содержащая:
• существо спора

76. Часть формулы, содержащая возражения ответчика, — это:
• эксцепция

77. Структура построения Институций Гая была воспринята:
• Гражданским кодексом Франции

78. Рецепция римского права – это:
• заимствование в средние и последующие века категорий, терминов и институтов римского права правом различных стран
• заимствование его категорий, терминов и конструкций другими государствами более позднего периода

79. Закон о цитировании 426 г. придал обязательную силу мнениям пяти римских юристов:
• Гая, Павла, Папиниана, Ульпиана и Модестина

80. Сила закона была придана учебнику права — институциям:
• Юстиниана

81. Римское право не признавало субъектом частного права:
• государственную казну

82. Институции Гая являлись.
• учебником

83. Юноши, не достигшие возраста 14 лет, и девушки, не достигшие 12 лет, могли самостоятельно совершать сделки:
• только на приобретение прав

84. Сознательные действия людей, приводящие к юридическим последствиям, — это:
• юридические акты

85. Римское право стало основой формирования:
• континентальной системы права

86. Основой квиритского права (ius civile) были:
• законы XII таблиц

88. Цивильными (законными) в Древнем Риме признавались суды, которые проходили в Риме:
• или в радиусе 100 шагов от Рима между римскими гражданами при содействии одного судьи

89. Интердикт и реституция – особые средства защиты.
• претора

90. Легисакционный процесс был отменен в:
• 17 г. до н.э.

91. Средним ограничением правоспособности в Древнем Риме считали утрату:
• состояния гражданства

92. Система частного права включает в себя:
• цивильное (квиритское) право, право народов, преторское право

93. Судебные магистраты перестали быть творцами права после:
• кодификации преторского эдикта

94. Сенатусконсультами в Древнем Риме называли:
• законы периода принципата

95. Частное право регулируется нормами:
• уполномочивающими, диспозитивными, и в ряде случаев, императивного характера

96. Женщина могла обладать собственным имуществом в браке:
• sine manu

97. Стадия in judicio в самом первом виде гражданского процесса посвящена.
• рассмотрению дела по существу судьей

98. Элементы (status) полной правоспособности:
• состояние свободы, состояние гражданства, семейное состояние

99. Работы по кодификации права при императоре Юстиниане начались в:
• 528 г.

100. Часть формулы, в которой излагалось существо спора, — это:
• интенция

Одним из важнейших социальных институтов является семья. Жизнь каждого человека от момента рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, входит в сложный круг общественных отношений, становится гражданином. Семья становится основой материальной и психологической поддержки человека, нормального развития детей.

Оглавление

Введение
1 Структура римской патриархальной семьи. Отцовская власть. Эмансипация.
2 Способы установления и прекращения брака. Конкубинат. Личные и имущественные
отношения между супругами.
3 Отношения между родителями и детьми. Правовое положение детей. Пекулий и его виды.
Имущественная правоспособность подвластных детей в праве Юстиниана. Узаконение и
усыновление. Прекращение отцовской власти.
4 Опека и попечительство над несовершеннолетними и женщинами.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Семейное право.doc

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Инновационный Евразийский университет

(наименование кафедры)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Номер варианта контрольной работы:__№5___________________ _

Ф.И.О. студента и № группы:_Колтаева С.М. ЗЮ-13 ВВ_________

Наименование специальности: Юриспруденция_______________

Номер зачетной книжки:__№_102910315__________ ______________

Проверил:_____________________ ___________________ __________

(фамилия, имя, отчество)

Павлодар, 2010 г

1 Структура римской патриархальной семьи. Отцовская власть. Эмансипация.

2 Способы установления и прекращения брака. Конкубинат. Личные и имущественные

отношения между супругами.

3 Отношения между родителями и детьми. Правовое положение детей. Пекулий и его виды.

Имущественная правоспособность подвластных детей в праве Юстиниана. Узаконение и

усыновление. Прекращение отцовской власти.

4 Опека и попечительство над несовершеннолетними и женщинами.

Одним из важнейших социальных институтов является семья. Жизнь каждого человека от момента рождения до смерти проходит в семье. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, входит в сложный круг общественных отношений, становится гражданином. Семья становится основой материальной и психологической поддержки человека, нормального развития детей. Семья обеспечивает преемственность культурного наследия, в ее недрах закладываются и практически реализуются подлинные общественные ценности, нормы поведения. Здоровье, процветание семьи - гарантия спокойствия общества, стабильности и развития государства.
В юридическом смысле семья - это круг лиц взаимные права и обязанности, которых возникают в связи с кровным родством, вступлением в брак, усыновлением (удочерением или иной формы принятия на воспитание).
Государство признает ценность семьи, ее роль в общественном развитии и формировании личности и всеми доступными средствами способствует ее укреплению. Основой регулирования семейных отношений являются нормы морали. Но наряду с нормами морали для укрепления семьи используется и закон. Закон дает возможность принудить к исполнению семейного долга тех, кто забывает о нем, пренебрегает своими обязанностями, утратил чувство ответственности за своих близких.
Особое место всегда занимали правовые нормы, и прежде всего закон. Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, имеют нормы семейного законодательства, направленные на ее укрепление, установление в семье таких отношений, при которых нашли бы свое полное удовлетворение интересы личности и были созданы необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи, воспитание детей. Римское право, являясь предельным выражением индивидуализма и наибольшей свободы личности, свободы собственности, легло в качестве фундамента для правового развития всех народов Западной Европы. Оно явилось базисом, на котором веками формировалась юридическая, мысль, правовой системой, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок, выражение, Римское право и его история изучаются повсеместно.

1 Структура римской патриархальной семьи. Отцовская власть. Эмансипация.

С древнейших времен римская семья была моногамной и патриархальной. Как устойчивое объединение она возникает с разложением родового строя. Первая историческая форма моногамии уже основана на власти отца семейства.

Семья - это основанное на браке или кровном родстве небольшое объединение лиц, связанных общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Древнеримская семья носила на себе отпечаток родового строя. Она строилась по принципу подчинения власти главы семейства - pater familias. В состав семьи кроме главы семейства входили его жена, дети и их потомство, другие родственники, кабальные, а также рабы. Термином familia обозначалась совокупность всего имущества, детей, рабов и другой рабочей силы. Предполагается, что сначала этот термин охватывал только рабов, принадлежащих данной семье, а позже и все остальное имущество, рабочую силу (жену, детей, кабальных, других лиц). Это объединение основывалось не на кровной связи, а на власти домовладыки, которая в древнейшие времена мало чем отличалась от власти над рабами. Под власть домовладыки подпадали не только жена, дети и их потомство, но и жены сыновей, мужья дочерей, если они переходили жить в семью жены (примаки), а также все другие лица.

Таким образом, по семейному положению римские граждане делились, как уже отмечалось, на лиц своего права (persona sui juris) и лиц чужого права (persona alieni juris). К первым относились домовладыки, ко вторым - остальные члены семьи, так называемые подвластные. Для полной гражданской правоспособности требовалось, чтобы лицо занимало в семье независимое, самостоятельное положение, т.е. ею обладали только домовладыки. Их сыновья независимо от возраста, семейного и общественного положения при жизни отца или деда всегда были подвластными с весьма ограниченной гражданской правоспособностью. Они не могли первоначально быть собственниками имущества. Приобретенное ими имущество автоматически становилось собственностью домовладыки. Подвластные могли заключать гражданско-правовые сделки только от имени и в пользу домовладыки, власть которого над семьей практически не ограничивалась. Он был единственным носителем и имущественных прав в семье.

Семья, основанная на подчинении власти домовладыки, называлась агнатской. Все подвластные, подчиненные власти одного домовладыки, считались родственниками, т.е. агнатами. Кровная связь в то время не имела правового значения. Поэтому девушка, вышедшая замуж и перешедшая жить в семью мужа, занимала в ней положение дочери его родителей, т.е. становилась сестрой братьев и сестер мужа, утрачивая при этом родственные связи с кровными родителями со всеми вытекающими из этого последствиями (например, она уже не могла стать наследницей после их смерти). Агнатское родство сохранялось и после смерти домовладыки.

Агнаты могли быть связаны между собой и кровной связью, как например, отец и дети, но юридическое значение имело лишь подчинение власти домовладыки. При этом агнатское родство определялось только по мужской линии, поскольку речь идет о подчинении власти отца семейства. Потомство детей также становилось агнатами своего домовладыки. Родство агнатов различалось по линиям и степеням. Агнаты одного общего предка были родственниками по боковой линии, а последовательно один от другого - родственниками по прямой линии.

После смерти домовладыки его взрослые сыновья становились носителями власти в семье, а жены и дети подпадали под их владычество. Однако при этом свободный от отцовской власти римский гражданин, даже не имеющий семьи, считался домовладыкой.

Между тем развитие производительных сил активизирует гражданский оборот, рост частной собственности, что, в свою очередь, приводит к зарождению новой когнатской (кровной) семьи. Производство материальных благ в большем количестве, чем могут потребить их производители, порождает стремление родителей закрепить накопленное на протяжении жизни имущество за кровными потомками, прежде всего детьми. Агнатское родство противоречило естественному желанию родителей оставить наследство своим кровным детям, которые стали агнатами другого домовладыки. Постепенно римляне отдают предпочтение кровному родству, послужившему основой новой, когнатской семьи, связывающей группу людей кровными узами.

Некоторое время эти два вида семьи существовали параллельно, однако когнатская семья в новых условиях вытеснила агнатскую.

Когнатская семья и когнатское родство пережили древнеримское государство. Кровное родство и сейчас лежит в основе семейно-правовых отношений. Оно также определяется по линиям и степеням. Различают две линии - прямую и боковую. Прямая делится на восходящую и нисходящую. Если родственники происходят последовательно один от другого (отец, сын, внук, правнук и т.д.), то это родственники по прямой линии. Родственники, от которых произошло конкретное лицо, называются родственниками по прямой восходящей линии (отец, дед, прадед, мать, бабушка, прабабушка и т.д.). Родственники, которые произошли от данного конкретного лица, составляют прямую нисходящую линию (дети, внуки, правнуки). Родственники, которые произошли от; одного общего предка, являются родственниками по боковой линии.

Родственники жены, с одной стороны, и родственники мужа, с другой, являются между собой свояками. Братья и сестры, которые имеют общего отца и общую мать, называются полнородными братьями и сестрами. Братья и сестры, которые имеют общую мать и разных отцов, называются единоутробными. Если же у них общий отец, но разные матери, то они - единокровные. Те и другие называются неполнородными братьями и сестрами [1.c-135].

Характерные особенности римской семьи нашли отражение в римском семейном праве, которое отличается завершенностью, последовательностью. Многие его положения сохранили жизнеспособность и по сей день.

Отцовская власть. Эмансипация.

Самостоятельным лицом в Римской семье, как упоминалось выше, был только отец; сыновья и дочери были лицами чужого права.

Подвластный сын имеет в области публичного права стоит (если он взрослый) наряду с отцом, может занимать публичные должности. Но в семье он всецело подчинен отцовской власти, притом независимо от возраста, и даже когда он уже состоит в браке и, быть может, имеет своих детей. Власть над детьми принадлежит именно отцу, а не обоим родителям.

Отцовская власть возникает с рождением сына или дочери от данных родителей, состоящих в законном браке, а также путем узаконения или усыновления.

Всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано противное.

Отцовская власть прекращается: а) смертью домовладыки (лица, состоящие под властью не непосредственно, например, внуки при живом их отце, со смертью домовладыки поступают под власть того, кто стоял между домовладыкой и подвластным; в данном примере — под властью отца); б) смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти); в) утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным; г) лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи, и т.п.); д) приобретение подвластным некоторых почетных званий.

Отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, т.е. освобождением из под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В праве юстинианового времени эманципация совершалась: а) получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда; б) заявлением домовладыки, также заносившемся в судебный протокол; в) фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному [2. c-85].

Эманципация могла быть отменена ввиду неблагодарности эманципированного в отношении прежнего домовладыки, например нанесения тяжких обид.

2 Способы установления и прекращения брака. Конкубинат. Личные и имущественные отношения между супругами.

Читайте также: