Как подать уведомление о залоге против свидетельства о рождении
Обновлено: 18.05.2024
Свидетельство о рождении является официальным бланком, удостоверяющим личность несовершеннолетнего гражданина в возрасте до 14 лет.
Однако и после достижения указанного возраста этот документ будет подтверждать юридически значимые обстоятельства — факт родственных отношений, дату и место появления на свет.
Порядок получения свидетельства о рождении
Ввиду недееспособности малолетнего гражданина обязанность получения и хранения этого документа возлагается на его родителей. Процедура проходит через несколько этапов:
- непосредственно после появления на свет новорожденного в медицинском учреждении выдается справка, в которой указываются сведения о дате и месте рождения, матери и отце (информация об отце ребенка может указываться со слов женщины);
- с этой справкой один или оба родителя должны обратиться в территориальный отдел ЗАГСа;
- в ЗАГСе заполняется бланк заявления о регистрации ребенка;
- на основании представленных документов сведения о малыше вносятся в реестровую книгу, а гражданам сразу при обращении выдается готовый бланк свидетельства.
Чтобы оформить свидетельство о рождении ребенка не нужно оплачивать госпошлину, этот документ выдается безвозмездно.
Для оформления необходимы паспорта матери и отца (либо одного из них), свидетельство о заключении брака (при наличии), медсправка.
Как восстановить свидетельство о рождении?
При уничтожении, повреждении или утрате бланка его можно восстановить, обратившись в ЗАГС. Поскольку первичный бланк утрачивает свое юридическое значение, гражданам будет выдан дубликат свидетельства. Для восстановления документа нужно выполнить следующие действия:
- уплатить госпошлину в размере 350 руб.;
- обратиться в ЗАГС по месту рождения или фактического жительства несовершеннолетнего гражданина;
- заполнить бланк заявления на выдачу дубликата;
- получить документ в день обращения.
Необходимо предоставить паспорта родителей, свидетельство о браке или о разводе, квитанцию об уплате госпошлины. При отсутствии у них семейных отношений заявитель должен представить документ об усыновлении.
Где и как оформляется свидетельство о рождении ребенка?
- по месту постоянного или временного проживания обоих родителей;
- по месту жительства одного из родителей;
- по месту фактического рождения ребенка.
Если возникает возможность выбора отдела ЗАГСа для регистрации факта рождения, самостоятельное решение будут принимать родители.
Возможные проблемы при получении свидетельства о рождении
Хотя в большинстве случаев получение этого документа не вызывает сложностей, выделим потенциальные проблемы, которые могут возникнуть у граждан:
- если роды происходили вне медицинского заведения (например, дома или в дороге), вместо предоставления справки о рождении понадобится участие лица, принимавшего роды или присутствовавшего на месте появления на свет малыша;
- если женщина родила за пределами РФ, выдача документа будет осуществляться через систему дипломатических учреждений (консульские или посольские органы);
- если по уважительным причинам родители не могут самостоятельно обратиться в ЗАГС, получить свидетельство вправе родственники или уполномоченный специалист медицинского родильного заведения.
Сделать свидетельство о рождении родители должны в течение первого месяца жизни ребенка, однако за нарушение этого срока законодательных санкций не предусмотрено.
Граждане РФ должны уведомлять МВД РФ о наличии у них второго гражданства или ВНЖ в другой стране. Россиян особенно волнуют вопросы, связанные с порядком исполнения этой обязанности.
- Можно ли уведомить онлайн?
- Можно ли подать уведомление через Госуслуги?
- Есть ли на сайте МВД РФ электронная форма для заполнения уведомления?
Ответим на эти и другие вопросы в данном материале.
Требования к уведомлению
Бипатриды (люди с двумя и более гражданствами) и лица, имеющие ВНЖ за рубежом, обязаны уведомить отдел миграции МВД РФ по месту своего жительства в РФ о том, что у них есть право постоянно жить и на территории другого государства. Если у человека нет постоянного места жительства в России, то получатель уведомления — отдел МВД РФ по месту временного пребывания. А и при его отсутствии — отдел МВД РФ по месту нахождения.
Требования к форме и содержанию уведомления содержатся в специальном Приказе МВД РФ №994 (в произвольной форме уведомить нельзя).
В содержании заявления гражданин РФ отражает следующие данные:
- свои ФИО;
- информацию о рождении;
- место, где живет или находится в РФ;
- данные российского паспорта;
- информацию о документе, который дает право все время проживать за рубежом;
- основание и время приобретения связи с другим государством в соответствии с указанными документами;
- сведения о продлении документа, дающего право проживания за рубежом, или о получении нового подобного документа.
К уведомлению обязательно прикладываются все копии упомянутых в нем документов:
- копию паспорта РФ;
- копию зарубежного паспорта, ВНЖ или иного подобного документа.
Важно! Нужно отдельно уведомлять о наличии связей с каждой зарубежной державой.
Также Приказ МВД РФ устанавливает технические требования к уведомлению:
- его заполняют строго на русском;
- формат уведомления — лист размера А4;
- нельзя вносить правки, ничего зачеркивать, подчеркивать и т.п.;
- нужно обязательно заполнить все поля формы;
- нельзя использовать аббревиатуры и сокращать слова.
Срок подачи уведомления
Гражданин РФ должен подать уведомление о наличии связи с другим государством в течение 60 дней с момента получения этого права.
Исключение: если право получено в момент, когда гражданин находился и проживал на территории другого государства, сообщить о наличии иного гражданства или ВНЖ в России нужно только в случае пересечения ее границ. Тогда уведомление подается в течение 30 дней с момента въезда на территорию РФ.
Способы подачи уведомления
Уже упомянутый ранее Приказ МВД предусматривает два способа подачи уведомления:
- личный визит в региональное Управление миграции ГУ МВД РФ;
- направление почтой России.
У формы уведомления есть отрывной корешок, который заполняет сотрудник МВД РФ или Почты России при приеме уведомления от гражданина РФ. Указанные сотрудники уполномочены проверить достоверность сведений, указанных в уведомлении путем сверки их с оригиналами российского и иностранного паспортов (иного документа, который подтверждает право лица проживать на территории другой страны).
Есть ли возможность подать уведомление через интернет-ресурсы?
Несмотря на то, что обязанность уведомлять органы по контролю за миграцией о наличии связей с другим государством появилась еще в 2014 году, способ подачи уведомления с тех пор не изменился.
Если нет возможности самостоятельно исполнить обязанность по предупреждению о наличии права все время жить за рубежом, Приказ МВД РФ позволяет делегировать ее исполнение представителю по доверенности.
Мы перезвоним Вам в течение 15 минут и проконсультируем по любым вопросам об уведомлении о наличии второго гражданства или иностранного ВНЖ!
Учет залога имущества, не относящегося к недвижимым вещам, за исключением имущества, залог которого подлежит государственной регистрации или учет залогов которого осуществляется в ином порядке согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, осуществляется путем регистрации нотариусом уведомлений о залоге движимого имущества в реестре уведомлений о залоге движимого имущества.
Нотариус регистрирует уведомления о залоге движимого имущества путем внесения в реестр уведомлений о залоге движимого имущества сведений, содержащихся в уведомлении о залоге движимого имущества, направленном или предоставленном нотариусу в случаях, установленных гражданским законодательством. В подтверждение регистрации уведомления о залоге заявителю выдается свидетельство, которое по желанию заявителя может быть выдано в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью нотариуса. В случае направления в электронной форме уведомления о залоге свидетельство о регистрации данного уведомления направляется нотариусом заявителю с использованием сервисов единой информационной системы нотариата.
Регистрации в реестре уведомлений о залоге движимого имущества подлежит уведомление о внесении сведений о залоге движимого имущества в реестр уведомлений о залоге движимого имущества (уведомление о возникновении залога), уведомление об изменении сведений о залоге движимого имущества в реестре уведомлений о залоге движимого имущества (уведомление об изменении залога) и уведомление об исключении сведений о залоге движимого имущества из реестра уведомлений о залоге движимого имущества (уведомление об исключении сведений о залоге).
Уведомление о залоге в форме документа на бумажном носителе направляется нотариусу для внесения содержащихся в нем сведений в реестр уведомлений о залоге движимого имущества. Уведомление о залоге в электронной форме направляется в Федеральную нотариальную палату с одновременной оплатой нотариального тарифа. Уведомление о залоге в электронной форме должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. В этом случае личная явка заявителя не обязательна, плата за услуги технического и правового характера не взимается.
Ответственность за достоверность сведений, указанных в уведомлении о залоге, наличие согласия залогодателя на регистрацию уведомления о возникновении залога, достоверность сведений об объекте залога, о возникновении, об изменении, о прекращении залога, содержащихся в уведомлении, и сведений о лицах, указанных в уведомлении о залоге, несет заявитель – залогодатель либо залогодержатель движимого имущества.
При регистрации уведомления о залоге нотариус:
- 1) вносит сведения о залоге, содержащиеся в уведомлении о залоге, в реестр уведомлений о залоге движимого имущества;
- 2) выдает свидетельство о регистрации уведомления о залоге движимого имущества в реестре уведомлений о залоге движимого имущества.
Нотариус регистрирует уведомление о залоге незамедлительно после его поступления. Проверить информацию о регистрации залога возможно на сайте Федеральной нотариальной палаты, либо обратившись в нотариальную контору за получением выписки из реестра залогов движимого имущества.
Для заявителя схема регистрации уведомлений о залоге движимого имущества у нотариуса достаточна достаточно проста:
- заключив договора залога в отношении имущества, не относящегося к недвижимым вещам, в соответствии со ст. 103.3 Основ законодательства РФ о нотариате, залогодатель (собственник имущества) или залогодержатель (кредитная организация, принявшая имущество в залог), направляет/предоставляет нотариусу уведомление о возникновении залога движимого имущества;
- нотариус регистрирует уведомление о залоге движимого имущества, путем внесения сведений, содержащихся в направленном/предоставленном ему уведомлении, в электронный реестр о залоге движимого имущества, после чего уведомлению присваивается уникальный регистрационный номер и в течение нескольких минут информация о заложенном движимом имуществе в ограниченном виде (без паспортных и иных данных, являющихся персональными данными собственника имущества) публикуется на сайте Федеральной нотариальной палаты.
По результатам внесения сведений о залоге движимого имущества в электронный реестр уведомлений о залоге движимого имущества, нотариус выдает заявителю (залогодержателю или залогодателю) свидетельство о регистрации уведомления о залоге движимого имущества.
Документы в Регистрационную палату — Росреестр для регистрации права собственности перехода права собственности от продавца к покупателю и регистрации права на нового владельца — это большой пакет и важно ни чего не упустить, иначе регистратор приостановит сделку.
В этой статье есть ссылки на бесплатные шаблоны документов для вашей сделки.
ВНИМАНИЕ! Росреестр постепенно закрывает свои офисы приема-выдачи документов или ограничивает прием документов только экстерриториальными сделками ( то есть когда объект недвижимости находится в другом кадастровом округе(области, крае, республике).
Статья обновлена 19.12.2021 г
Документы в Регистрационную палату — Росреестр
Первичным документом в регистрационную палату (РОСРЕЕСТР) является заявление о регистрационном действии, например:
— регистрации перехода права ;
— регистрации права;
— внесении изменений в ЕГРН ( при смене фамилии правообладателя, изменении площади объекта недвижимости);
— исправлении технических ошибок (опечаток) в договорах и иных документах;
— регистрации ипотеки (обременения);
— запрета на регистрацию без личного участия или в электронном виде, регистрации ареста, запрета на регистрационные действия и т.д
Заявления о регистрационном действии в Росреестр повсеместно можно подать через МФЦ.
К заявлениям, в большинстве случаев, прикладываются документы — основания для выполнения государственной регистрации и иные документы, подтверждающие законность сделки.
Делопроизводитель МФЦ переводит все документы в электронный вид (делает скан-образы, удостоверяет своей электронной цифровой подписью и весь пакет быстро направляется в Росреестр по электронным каналам связи.
Тем не менее, ваши бумажные документы — основания (договора купли-продажи, мены, дарения, приватизации, дополнительные соглашения к этим документам, решения суда, распоряжения администрации и прочие правоустанавливающие документы) и ваши заявления отправляются следом за электронными и физически доставляются регистратору.
На правоустанавливающем бумажном документе государственный регистратор разместит надпись о совершении регистрационного действия (поставит штамп о дате и номере регистрации).
Любые документы можно доносить.
Принимают их по заявлению о приобщении дополнительных документов.
Ни каких копий документов, кроме удостоверенных нотариусом или судом приносить с собой в МФЦ не нужно.
Скачайте полный список документов для Росреестра (МФЦ) ТУТ
Содержание статьи подробное:
Какие документы нужны в Росреестр
Всем участникам сделки обязательно понадобится:
6. Действующая нотариальная Доверенность, с нужными полномочиями, если Вы действуете за участника сделки. Правила составления правильной доверенности> > >
Если доверенность или апостиль, ее удостоверяющий, на иностранном языке — нужен перевод на русский язык, заверенный нашим нотариусом .
Документы в Регистрационную палату — Росреестр для продавца
Если договор купли-продажи в вашей сделке удостоверен нотариусом, Продавцу НЕ нужно подавать в МФЦ заявление о переходе права на покупателя.
( То есть продавцу не нужно приходить в МФЦ).
Документы в Регистрационную палату — Росреестр для покупателя
- Договор купли-продажи в количестве экземпляров для каждого покупателя ( или один на всех).
- Свидетельство о браке, если недвижимость оформляется в общую совместную собственность супругов.
- Нотариальный брачный договор, если супруги покупают недвижимость в долевую собственность ( а не в общую совместную).
- Нотариальное разрешение супруга на покупку квартиры в ипотеку, если квартира оформляется только на одного , а другой не является со заемщиком по Кредитному договору.
- Нотариально заверенное согласие супруга на покупку недвижимости, если сделка оформляется нотариальным договором купли-продажи. Подробнее почитайте > > >
- Если вы используете для оплаты государственные или иные сертификаты — они нужны.
- В ипотечной покупке — нужен кредитный договор и закладная (если она оформлялась банком в вашей сделке).
Документы в Регистрационную палату — Росреестр НЕ понадобятся
— Не нужно делать ксерокопии документов. Делопроизводитель МФЦ самостоятельно сделает скан-копии всех ваших документов.
— Кадастровый паспорт — предоставлять не нужно, так как у регистратора есть доступ к данным кадастрового учета.
Достаточно просто указать в договоре купли-продажи кадастровый номер. Но Вы должны быть убеждены, что ваш объект недвижимости состоит на кадастровом учете >> > В противном случае в регистрации откажут.
— Технический паспорт — предоставлять не нужно, он вышел из оборота для целей регистрации сделки.
— Выписку из ЕГРН — предоставлять не нужно, у государственного регистратора есть все данные из выписки, ведь он работает непосредственно с реестром.
— Справки об оплате коммунальных платежей и налогов — предоставлять не нужно.
НУЖНО ЗНАТЬ:
1. Долги по коммунальным платежам НЕ переходят на нового владельца.
2. Долги по уплате за капитальный ремонт многоквартирного дома переходят на нового собственника квартиры.
Если у Вас делопроизводитель забрал оригинал документа, посмотрите в Описи о приеме пометку об этом.
Оригинал Вам вернут после выполнения регистрации.
ПОМНИТЕ!
Документы в Регистрационную палату (РОСРЕЕСТР) можно доносить.
У Вас обязаны принять даже не полный пакет документов.
Единственной причиной для отказа в приеме документов является отсутствие документа, удостоверяющего личность!
Срок действия подлежащих замене паспортов продлён в России до 90 дней.
Расписка (опись) о приеме документов
- Расписка о приеме документов важна и ее необходимо сохранить.
- В расписке помечены все оригиналы и копии, которые у Вас приняты, внимательно проверьте перечень.
Скан-копии документов в описи не отмечаются (почему-то). - Расписка (опись) Вам понадобится для получения информации о прохождения регистрации, в ней помечен номер вашего дела.
- В расписке помечена дата регистрации. Сроки регистрации подробно > > >
Важно знать:
— задача специалиста отдела приема документов просто принять их у вас и выдать расписку (опись);
— у приемщика документов нет доступа к сведениям по ограничениям сделки по этому объекту недвижимости.
Прежде чем передавать документы на регистрацию получите достоверные данные из Росреестра в виде электронной выписки на сайте Госуслуг
01.01.2020 года вступили в силу поправки в ст. 8.1, п 6 Гражданского кодекса РФ.
Теперь добросовестным приобретателем недвижимости признается покупатель, который полагался на данные Росреестра.Прочтите полезную статью: Что такое обременение квартиры
Документы в Регистрационную палату (РОСРЕЕСТР) заранее и правильно подготовленные для специалиста, избавят Вас от лишней суеты во время подачи заявления на регистрацию.
Все документы по списку, сложите в отдельную папку или файл, не кладите туда ни чего лишнего.
Это облегчит работу специалиста и расположит его к Вам.
Если продавец и покупатель в разных городах
Какие документы выдадут после регистрации
После проведения государственной регистрации перехода права вам выдадут из МФЦ
1.покупателю недвижимости:
— договор купли-продажи с регистрационной надписью (синий штамп и печать Росреестра на обороте договора);
— выписку из ЕГРН, подтверждающую внесение записи о новом правообладателе.
-акт приема-передачи (если вы его сдавали);
-оригиналы документов, которые у вас приобщались к делу (смотрите Опись).
2. продавцу недвижимости:
— договор купли-продажи с регистрационной надписью (синий штамп и печать Росреестра на обороте договора);
-акт приема-передачи (если вы его сдавали);
-оригиналы документов, которые у вас приобщались к делу (смотрите Опись).
Свидетельство о государственной регистрации права сейчас не выдают.
Этот документ был отменен 13.07.2015 года.
Так же продавец передает покупателю при подписании Акта приема-передачи:
— Технический паспорт (если он есть у продавца);
— Кадастровый паспорт или Технический план( если есть);
-Документы об оплате коммунальных услуг и капремонта;
— Паспорта на приборы учета воды, газа и электричества (в обязательном порядке).
В Советском Союзе гражданин был обязан прописываться в жилье — так государству было легче контролировать миграцию населения. Современная Россия так и не смогла избавиться от этой практики. Сегодня прописку называют регистрацией, и она необходима для доступа к подавляющему большинству государственных услуг.
Зачем ребенку нужна прописка
Для начала разберемся с терминами. Прописка — это советское понятие, которое сегодня официально не используется, хотя все еще широко распространено в языке. В современном законодательстве прописке соответствует регистрация по месту жительства или пребывания.
Каждый человек, который планирует находиться на территории России больше трех месяцев, обязан зарегистрироваться в жилье. Это правило касается и детей, даже новорожденных.
- Постоянную регистрацию также называют регистрацией по месту жительства. Она представляет собой штамп на пятой странице паспорта и действует бессрочно.
- Временная регистрация (по месту пребывания) — отдельный документ, который выдается на срок от месяца до пяти лет.
Человек может иметь один вид прописки или оба одновременно. Не иметь ее вовсе — правонарушение. И постоянную, и временную регистрацию часто получают россияне, которые уезжают на заработки в другие регионы.
Подать заявление на получение регистрации человек обязан в течение семи дней после прибытия на место проживания. Отсутствие прописки считается административным правонарушением, за него можно получить штраф до 5 тыс. руб.
Только обладатель регистрации имеет доступ к полному спектру государственных услуг. Ребенку без нее не выдадут полис ОМС, паспорт и другие документы, его не получится устроить в детский сад или школу. Государство может не выделить его родителям материнский капитал.
Подробнее читайте:
Как прописать ребенка: общие правила
И для временной, и для постоянной регистрации ребенка понадобятся:
Если ребенок регистрируется у опекуна, понадобится акт органа опеки. Если его нужно прописать в жилье по соцнайму — придется предоставить договор об аренде.
После подачи заявления родителям придет приглашение в МВД, куда нужно будет отнести оригиналы документов. Там же придется и забирать справку о регистрации. Оформление длится от трех дней до недели.
Как прописать новорожденного или ребенка до 14 лет
После появления ребенка на свет родителям дается месяц на получение свидетельства о рождении, а затем еще семь дней, чтобы прописать ребенка. Если это не будет сделано, их могут оштрафовать на сумму до 5 тыс. руб.
Как прописать ребенка старше 14 лет
В 14 лет человек получает паспорт и становится частично дееспособным. С этого момента:
- ребенок может иметь прописку не у родителей;
- может сам подать заявление на регистрацию (правда, понадобятся письменные разрешения обоих родителей);
- может быть прописан в жилье один;
- его мнение государственные органы и суды будут учитывать при решении споров;
- должен получать разрешение арендодателя для получения временной или постоянной прописки в съемном жилье.
Как прописать ребенка, если родители не живут вместе
В таком случае можно прописать ребенка у любого из них. Однако место жительства должно быть выбрано по соглашению обоих родителей. При этом не имеет значения, разведены они или состоят в действующем браке, важно лишь, вписаны ли они в свидетельство о рождении.
Чтобы прописать ребенка у матери, понадобится стандартный набор документов. Для регистрации у отца — еще и письменное согласие со стороны матери, а также ее личное присутствие при подаче документов.
Если речь идет о временной регистрации, понадобятся согласия обоих родителей. Если получить их не удастся, конфликт будет решаться в судебном порядке.
Временная прописка ребенка
Как и взрослый, ребенок может получить как постоянную (бессрочную) регистрацию, так и временную. Допустим, молодая семья живет в съемной квартире в Москве. Родители имеют временную регистрацию по месту жительства, а постоянно прописаны в Анадыре. У них рождается ребенок. Нужно ли им срочно ехать на родину и регистрировать его там?
Если родители временно зарегистрировались в съемной квартире, они смогут временно прописать там и ребенка, согласие собственника на это им не потребуется. Временная регистрация никак не ограничит ребенка в правах и даст ему доступ ко всем социальным услугам. Процедура почти не отличается — нужно лишь приложить к стандартному набору документов свидетельства о временной регистрации родителей.
Но надо учитывать, что когда истечет договор аренды, а вместе с ним и период временной регистрации, такой ребенок рискует оказаться совсем без прописки.
Это касается только детей до 14 лет. После получения паспорта на них начинают распространяться общие правила, по которым для любой регистрации необходимо разрешение собственника жилья.
Как прописать ребенка в съемной квартире
Как прописать ребенка у родственника, который не является родителем
Допустим, у семьи из Нефтеюганска родился мальчик. У его бабушки есть большая квартира в Москве — родители хотят прописать и поселить ребенка у нее, чтобы он получил хорошее образование. Бабушка не против.
До того как мальчику исполнится 14 лет, это получится сделать, только если бабушка оформит опекунство над ним. Если его родители и она сама на это согласны, никаких сложностей возникнуть не должно. После 14 лет прописать ребенка в бабушкиной квартире можно без оформления опекунства — понадобятся согласия мамы, папы и бабушки.
Вопросы юристу:
— Какие могут возникнуть проблемы у ребенка, который имеет только временную прописку в съемной квартире? Может ли он столкнуться с ограничением прав?
— Законом закреплено, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, в том числе несовершеннолетних. При этом законодательство не закрепляет приоритета регистрации по месту жительства перед регистрацией по месту пребывания.
На практике же от факта регистрации, в частности, зависит очередность зачисления в образовательные учреждения. Кроме того, ряд социальных гарантий (пенсии, пособия, льготы), получение жилья и земельных участков отдельными категориями граждан связаны с наличием факта постоянного места жительства и при временной регистрации могут оказаться недоступны. Таким образом, спорные ситуации, связанные с ограничением прав при наличии временной прописки, в съемной квартире не исключены.
— Если родители живут раздельно и один из них хочет прописать ребенка к себе, понадобится ли разрешение второго? Есть ли здесь процедурная разница между отцом и матерью?
— Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Таким образом, действовать необходимо по согласию обоих родителей. При наличии споров подается иск с целью определения места жительства детей. Приоритетом обладает тот, кто в большей степени соответствует статусу родителя, является ли он при этом матерью или отцом, не так важно.
— Имеет ли право 14-летний ребенок жить отдельно от родителей, опекунов и других родственников?
— Если ребенок достиг 14-летия, он может жить отдельно, но по соглашению с родителями. С 16-летнего возраста законом предусмотрена эмансипация несовершеннолетнего — объявление полностью дееспособным. Эмансипация возможна, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия — по решению суда. После указанной процедуры учитывать мнение родителей, в том числе на отдельное проживание, не требуется.
Читайте также: