Аристотель определял право как совокупность условий

Обновлено: 16.05.2024

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Права, которые Д. Локк считал неотъемлемыми и непередаваемыми государству
на жизнь, свободу, равенство
на собственность, жизнь, свободу, равенство
право избирать, право быть избранным, свободу слова
на свободу совести, вероисповедания, свободно распространять религиозные и иные убеждения

3. Политический радикализм и экстремизм в современной России опирается на …
исторические традиции
естественную реакцию политически инертного обывателя, обманутого в своих несбывшихся ожиданиях
массовое недовольство сложившимся политическим режимом
деятельность отдельных ярких политических лидеров

6. Идеолог голландской буржуазной революции Г. Гроций философски обосновал теорию …
абсолютного (божественного) права, при котором реализуется проявление божьего суда
естественного права, когда его сущность отражает общечеловеческую природу
государственного права, когда оно создается управляющей верхушкой для решения своих проблем
эгалитарного права, когда признаются права и свободы всех граждан государства

8. О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил …
Хрисипп
Сократ
Платон
Аристотель

10. Политико — правовое учение, включавшее в себя положение об отмирании государства и права по мере развития общества
либерализм
консерватизм
марксизм
анархизм

11. Соотношение теории возникновения государства и ее сути
теологическая причина возникновения государства божественная воля
договорная основа возникновения государства – сила разума, сознания
органическая причина возникновения государства – биологические факторы
материалистическая в основе государства лежат социально-экономические факторы
теория насилия основа государства – фактор военно-политический

12. Родоначальник философии права как систематизированного научно-философского знания
И. Кант
Г. Гегель
К. Маркс
В. Нерсесянц

13. Определение права, данное Аристотелем: право …
как действие божественной справедливости в обществе
как политическая справедливость
как совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы
это свобода (свобода воли личности, свобода гражданского общества, свобода государства)

14. К.Маркс определяет право следующим образом: право – это …
надстройка над экономическим базисом, это юридическое оформление общественных, в первую очередь экономических отношений
политическая справедливость
совокупность условий, ограничивающих произвол одного человека по отношению к другому посредством общего закона свободы
действие божественной справедливости в обществе

16. Соотношение представителей философии эпохи Возрождения и социально-политических течений:
М.Лютер философия Реформации
Т.Мор философия социалистов-утопистов
Н.Макиавелли политическая философия
Т.Мюнцер философия Реформации
Т.Кампанелла философия социалистов-утопистов

19. Представитель Французского Просвещения, который считал, что частная собственность породила страх, войну, имущественное расслоение
Ж.Ж. Руссо
Вольтер
Д. Дидро
Ш. Монтескье

20. Верное утверждение: монетаризм — …
государственная финансовая политика
наиболее перспективная идеология для развития России
есть чуждая российскому обществу и его менталитету идеология ростовщичества
является идеологической базой формирования среднего класса

22. Верное утверждение:
в российском обществе исторически превалируют правовые способы регулирования общественных отношений
политический скептицизм – одна из самых опасных болезней российского общества
высокий уровень политической активности россиян – показатель развития их политической культуры
для российского общества не характерен политико-правовой нигилизм

25. Понимание Н. Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как …
гуманизм
объективизм
цинизм
анархизм

28. По Аристотелю, человек – это …
двуногое без перьев
нравственное существо
душа в темнице тела
политическое животное

29. Последовательность этносоциальных групп в порядке их появления в ходе истории:
1 родоплеменные объединения
2 народности
3 нации

Политическая идеология Древней Греции и факторы, оказавшие влияние на ее формирование. Государство по Аристотелю, принципы его создания. Виды справедливости: уравнивающая и распределяющая. Политическое право по Аристотелю: естественное и условное.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.11.2012
Размер файла 24,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабовладельческое общество, имело значительные особенности по сравнению со странами Древнего Востока.

На содержание античных политико-правовых концепций огромное влияние оказало развитие этики, утверждение в рабовладельческом обществе индивидуалистической морали.

Кризис мифологического мировоззрения и развитие философии заставили идеологов полисной знати пересмотреть свои устаревшие взгляды, создать философские доктрины, которые способны противостоять идеям демократического лагеря. Своего наивысшего развития идеология древнегреческой аристократии достигает в философии Аристотеля.

Задачи данного реферата: рассмотреть взгляды Аристотеля на право и государство.

1. Государство по Аристотелю

Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстаёт как начало политики, введение к ней.

Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую.

Основным итогом этических исследований, существенным для политики, является положение о том, что политическая справедливость возможна лишь между свободными и равными людьми, принадлежащими к одному сообществу, и имеет целью ихсамоудовлетворённость.

Аристотель выделял три вида общения в семье:

1. власть мужа над женой;

2. власть отца над детьми;

3. власть домовладыки над рабами.

Всякое же общение организуется ради какого-либо блага (ведь

всякая деятельность имеет в виду предполагаемое благо), то, очевидно, все общения стремятся к тому или иному благу, причём больше других, и к высшему из всех благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим.

Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство.

Государство принадлежит к тому, что существует по природе.

Человек по природе своей есть существо политическое.

Политическое устройство есть тот порядок, который лежит в основании распределения государственных властей и определяет собою как верховную власть, так и норму всякого в нем общежития.

Политическое устройство предполагает власть закона; ибо где не властвуют законы, там нет политического устройства.

Государство образуется благодаря моральному общению между людьми. Политическое сообщество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели. Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государство предшествует семье и селению, т.е. является целью их существования.

Аристотель выделяет также в государстве благодарных и неблагодарных, богатых и бедных, воспитанных и невоспитанных, свободных и рабов. Он подробно описывает элементы, необходимые для существования государства, различая элементы качества и элементы количества: под элементами качества он разумеет свободу, воспитание и благородство рождения, а под элементами количества - численное превосходство массы.

Таким образом, он оправдывает существование частной собственности.

Рабство тоже, по Аристотелю, коренится в природе и является элементом семьи. В защиту рабства философ приводит следующие аргументы. Решающий среди них - естественные, природные различия между людьми.

Многообразие форм политического устройства объясняется тем, что государство есть сложное целое, множество, состоящее из многих и разных, неподобных частей. У каждой части свои представления о счастье и средствах его достижения; каждая часть стремится взять власть в свои руки, установить свою форму правления 1 .

Кроме того, одни народы поддаются только деспотической власти, другие могут жить и при царской власти, а для иных нужна свободная политическая жизнь.

Кроме того, меньшинство или большинство может быть богатым или бедным. Но так как обычно бедные в государстве составляют большинство населения, а богатые - меньшинство, то деление по имущественному признаку совпадает с делением по признаку количественному. В результате получается шесть форм политического устройства: три правильные и три неправильные.

Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. С данной целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки, а также причины государственных переворотов.

Правильными формами государства являются монархическое правление (царская власть), аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них - тирания, олигархия и демократия.

Наилучшей формой правления Аристотель называет политию. В политии правит большинство в интересах обшей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии.

Среди признаков политии выделяются следующие:

· преобладание среднего класса;

· торговцы и ремесленники должны быть лишены политических прав;

· умеренный имущественный ценз на правящие должности.

Обладает ли большинство преимуществом перед меньшинством?

Кроме того, большинство имеет больше оснований претендовать на власть, ибо, если исходить из личного достоинства, богатства или происхождения, то всегда найдётся самый достойный, самый богатый, самый благородный, поэтому господство достойных, богатых, благородных не устойчиво, власть же большинства более самодовлеюща.

Аристократией по справедливости можно признавать только тот вид государственного устройства, когда управляют мужи, безусловно наилучшие с точки зрения добродетели, а не те, кто доблестен при некоторых предпосылках; ведь только при этом виде государственного устройства хороший муж и хороший гражданин - одно и то же, тогда как при остальных хорошими бывают применительно к данному государственному строю.

Аристократия, однако, предпочтительнее царства 2 . При аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личными

достоинствами, и она возможна там, где личные достоинства ценятся народом. Так как личное достоинство обычно присуще благородным, то при аристократии правят благородные - евпатриды.

Олигархия, как и аристократия, - власть меньшинства, но не достойных, а богатых.

Олигархия усугубляет существующее неравенство.

Демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ.

Рассуждения Аристотеля о демократии и олигархии свидетельствуют о том, что ему были понятны социальные противоречия, которые определяли развитие рабовладельческого государства.

Олигархия - власть немногих, становясь властью одного, превращается в деспотию, а становясь властью большинства - в демократию. Царство вырождается в аристократию или политию, та - в олигархию, та - в тиранию, а тирания в демократию.

Аристотель придавал особое значение размерам и географическому положению государства. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой.

Государство служит общему благу, т.е. справедливости. Аристотель признаёт, что справедливость есть понятие относительное, тем не менее, он определяет её как общее благо, которое возможно лишь в политической жизни. Справедливость - цель политики.

2. Право по Аристотелю

право аристотель государство политический

Политическое право, по Аристотелю, делится на естественное и условное.

Естественное право - это то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его.

Условное право - это то, которое первоначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается.

Аристотель придерживается принципа верховенства законов.

Отступление закона от права означало бы отход от политических форм к деспотическому насилию.

Семья, частная собственность, рабство и т.п. существуют и соответствуют предписаниям естественного права.

Для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом.

Из числа полезных предметов должны изучаться те, которые действительно необходимы, но не все: грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование.

Итак, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что мы рассмотрели взгляды Аристотеля на право и государство, рассмотрели формы правления по Аристотелю, среди которых выделяются такие, как:

В наилучшем государстве его граждане не должны заниматься ни

ремеслом, ни промыслом, ни земледелием, вообще физическим трудом. Будучи землевладельцами и рабовладельцами, живущими за счёт труда рабов, они имеют философский досуг, развивают свои добродетели, а также исполняют свои обязанности: служат в армии, заседают в советах, судят в судах, служат богам в храмах.

Собственность граждан, хотя и неодинаковая, но таковая, что среди них нет ни слишком богатых, ни слишком бедных. Будучи распространённым на всех эллинов, наилучшее политическое устройство позволит им объединиться в одно политическое целое и стать властелинами Вселенной. Все остальные народы, которые, будучи варварами, созданы самой природой для рабской жизни и уже сами собой живут в рабстве, станут обрабатывать земли эллинов, как общественные, так и частные. И они это будут делать для общего блага, в том числе и для своего собственного.

Социальная и политико-правовая проблематика освящается Аристотелем в принципе с позиций идеального понимания полиса - города государства как политического общения свободных и равных людей.

Отношение господина и раба являются, по Аристотелю, элементом семьи, а не государства. Политическая же власть исходит из отношений свободы и равенства, принципиально отличаясь этим от отцовской власти над детьми и над господской властью над рабами.

Список используемой литературы

1. Александров Т.Ф. История социологических утопий. М., 1969, с. 567.

2. Аристотель. Сочинения. М., 1984, т. 4, с. 650.

3. Блинников А.К. Великие философы. М., 1998, с. 510.

4. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1999, с. 370.

6. Исаева В.И. Принципы межполисных отношений в конце 5 - середины 6 вв. до Н.Э. Античная Греция. М., 1983, т. 2, с. 675.

7. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М., 2002, с. 688.

8. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 1988, с. 816.

9. Краткая философская энциклопедия. М., 1994, с. 576.

10. Лурье С.Я. История Древней Греции. М., 1990, с. 490.

11. Мальцев В.А. Основы политологии. Учебник для вузов. М., 1997, с. 480.

12. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В.П. Пугачёва. М., 1992, с. 660.

13. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. Учебник для студентов высш. учеб. заведений. М., 1996, с. 447.

14. Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993, с. 521.

Подобные документы

Распад родового строя, появление государства Греции. Реформы Тесея, Солонта и Клисфена, законы Драконта. Государство и право Древней Спарты (Лакедемон). Реформы Сервия Тулия, источники римского права. Государственный строй Рима в период республики.

реферат [62,5 K], добавлен 10.06.2010

Государство и право от Древней Руси до XVII в. Государство и право России с периода абсолютизма до 1917 г. Становление абсолютной монархии в России. Советское государство и право в 1930-1941 гг. Советское государство и право в период войны (1941-1945гг.).

курсовая работа [46,3 K], добавлен 18.12.2008

Государственный и общественный строй в Древних Афинах и Древней Спарте. Общая характеристика права Древней Греции. Становления демократических институтов: республика и монархия, республики, демократическая и аристократическая формы государства.

реферат [49,5 K], добавлен 01.07.2008

Истоки древнегреческого государства. Развитие Древней Греции и возникновение полисов. Реформы Тесея и законы Драконта. Реформы Солона и Клисфена. Государственный строй Афин в V-IV вв. до н.э. Афинское право.

реферат [25,6 K], добавлен 23.10.2002

История возникновения и развития, понятие и определение формы государства. Виды монархии, проблемы классификации данной формы правления. Критерии классификации форм государства согласно Аристотелю. Автократия, поликратия и государственные союзы.

дипломная работа [76,8 K], добавлен 16.11.2013

История демократии, возникновение, свойства. Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции. Государственный и общественный строй в Древних Афинах и Древней Спарте. Формирование афинского законодательста, брачно-семейное и наследственное право.

курсовая работа [103,4 K], добавлен 23.01.2011

Общее понятие права, его стороны, проявления и способы философского обоснования. Значение категории "сущность" в философии права. Позитивное и естественное право в их соотношении. Основные типы и школы правопонимания, краткое содержание их положений.

Levon Batiev at Russian Academy of Sciences

. The article proves that the Roman lawyers' formula " Jus est ars boni et aequi " may be used as the basis for the integrative theory of law. The Ancient phi-losophy and jurisprudence interpret justice as equality reached through legal procedures on the basis of law or nature (natural law). But the law which is the result of justice is not limited to justice. It is " good " that completes and corrects the law. This understanding of the law in-cludes the following basic components: law, equality, justice and morality.

Recommendations

СУДОПРОИЗВОДСТВо В РОССИИ В КОНЦЕ XVII-ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВВ.

История правовых учений

История армянского самоуправления на Дону

ПЕРВАЯ ГОРОДСКАЯ УПРАВА НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СТРУКТУРА И СОСТАВ

Levon Batiev

История городского самоуправления в дореволюционной России – тема относи- тельно новая, но уже привлекающая к себе внимание специалистов. На фоне этого интере- са проблема перехода от специфической формы общественного самоуправления в армян- ской колонии Нахичевань-на-Дону к общероссийской модели городского самоуправления вы- глядит недостаточно изученной. В статье впервые предпринята попытка . [Show full abstract] охарактеризо- вать основные моменты преобразования архаичной формы управления, описать новую структуру органов городского управления и проанализировать структуру и социальный состав городской думы. Исследование с применением классических исторических методов проведено на основе архивных материалов из фондов Национального архива Армении и Рос- сийского государственного исторического архива, Государственного архива Ростовской области, российского законодательства, с привлечением статистических и справочных изданий второй половины XIX в., мемуарных источников, а также современной научной литературы. Анализ состава городской управы первого созыва, общественной деятельно- сти ее членов, а также обзор последующих составов городской думы и управы демонстри- рует консерватизм нахичеванской элиты, сохранение функций общественного управления непосредственно за городским купечеством (по крайней мере – до начала XX в.) при пере- ходе к новой модели городского общественного самоуправления. Более того, можно сде- лать вывод о наличии достаточно компактной группы лиц, связанных в том числе родст- венными узами (отец и сын, братья и т.д.) из года в год занимающих должности в город- ском управлении. Ключевые слова: самоуправление, купечество, магистрат, городской голова, город- ская управа, городовое положение 1870. The history of city government in pre-revolutionary Russia is a relatively new topic, but already attracting the attention of specialists. Against the background of this interest, the problem of transition from a specific form of public self-government in the Armenian colony of Nakhichevanon- Don to the all-Russian model of urban self-government looks insufficiently studied. The article is the first attempt to characterize the main points of the transformation of the archaic form of government, to describe the new structure of the city government, and to analyze the structure and social composition of the city duma. The study using classical historical methods was carried out based on archival materials from the funds of the National Archives of Armenia and the Russian State Historical Archives, the State Archives of the Rostov Region, Russian legislation, using statistical and reference publications of the second half of the 19th century, memoirs, as well as modern scientific literature. An analysis of the composition of the city council of the first convocation, the social activities of its members, as well as an overview of the subsequent compositions of the city duma and administration, demonstrates the conservatism of the Nakhichevan elite, the preservation of the functions of public administration directly behind the city merchants (at least until the beginning of the 20th century) during the transition to the new model urban public selfgovernment. Moreover, it can be concluded that there is a fairly compact group of persons related, among other things, by kinship (father and son, brothers, etc.) who hold positions in the city administration from year to year. Key words: self-government, merchants, magistrate, mayor, city government, City status 1870

Эволюция понятия справедливость от античности до нового времени

Levon Batiev

Эволюция правопонимания от античности до нового времени (тезисы к истории философии права)

Levon Batiev

В статье рассматривается эволюция и соотношение базовых юридических понятий. Показана многозначность понятия право (ius), в том числе совпадение с понятием закон (lex). Вплоть до Нового времени понятие ius являлось выражением справедливости. В качестве свободы, первичной к тому же по отношению к закону, ius понимается только начиная с XVII в. Начало различению права (закона) и морали было . [Show full abstract] положено уже в трудах Аристотеля. Минимум нравственности закрепляется за светским правом (законом) уже в средневековой философии.

Последний магистрат Нахичевани-на-Дону (1865–1870 гг.).

Levon Batiev

By the middle of the XIX century the potential of semiautonomous self-government system of Nakhichevan-on- Don with villages, based on the letter of Catherine II, granted in 1779 during the resettlement of Armenians from the Crimea to the Lower Don, was practically exhausted. The magistrate, the mayor and other bodies of public selfgovernment were elected for three years in full accordance with . [Show full abstract] Russian legislation. A consistent attack on the rights and privileges of the Armenian city government, as well as the preparation and implementation of a number of bourgeois-democratic reforms on a national scale, were superimposed on the internal crisis of the Nakhichevan self-government system. By the middle of the XIX century, the service in elective positions in Nakhichevan-on-Don (as in other Russian cities) was perceived not as an honorable duty, but as an onerous duty, which they tried to avoid by all legal means. In this regard, the composition of the magistrate and other self-government bodies constantly needed renewal and replenishment through new elections and the replacement of posts by candidates. The last magistrate of Nakhichevan-on-Don, elected in 1865 (for a three-year period from 1866 to 1868), in connection with the all-Russian reforms, lost police, judicial and other functions. Elections to the new magistrate for the next three years, starting in 1869, in connection with the general decision to abolish magistrates in Russia, were not held. A small part of the powers of the Nakhichevan magistrate was retained by its economic part. In such a truncated form, the last magistrate existed longer than the statutory period. In November 1870, the economic part of the magistrate was subordinated to the mayor with four assistants attached to him. The president of the magistrate and his assessors tried to fulfill their functions further. The Nakhichevan magistrate was finally abolished on July 1, 1871. Thus, Nakhichevan-on- Don, having lost the status of a colony with the granted autonomy, turned into an ordinary Russian city. Key words: magistrate, chairman, assessors, elections, evasion from service, assessors’ functionality.

1. Разработку идеологии полисной землевладельческой знати продолжил великий древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.).

Философские воззрения мыслителя сформировались в ходе полемики с Платоном. Аристотель считал, что Платон глубоко заблуждался, допустив существование особого мира идей, или понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от явления. Порвав с наивным платоновским идеализмом, препятствовавшим развитию естественнонаучных знаний, Аристотель приступил к созданию системы идеалистической метафизики.

Согласно его взглядам, каждая вещь состоит из материи и формы. Форма – это сущность предмета, источник его существования как отдельной вещи, его целевое назначение. Материя пассивна и приобретает законченный вид только благодаря форме, благодаря действующей в природе целесообразности. Изучение природных закономерностей у Аристотеля подменяется телеологией – учением о целесообразном строении мира.

Положение о предустановленных в природе целях составило методологическую основу политико-правовой теории Аристотеля. Государство, частная собственность, рабство и другие социальные явления рассматривались им как естественные, существующие от природы. Уже самой методологией исследования государства и права эта концепция была направлена против демократических учений о возникновении и совершенствовании общества.

Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство –высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит знаменитое изречение философа, “по природе своей есть существо политическое”.

В отличие от семьи и селения, основанных на стремлении к продолжению рода и на отцовской власти, государство образуется благодаря моральному общению между людьми. Политическое сообщество опирается на единомыслие граждан в отношении добродетели. Государство не есть общность местожительства, оно не создается для предотвращения взаимных обид или ради удобств обмена. Конечно, все эти условия должны быть налицо для существования государства, но даже и при наличии всех их, вместе взятых, еще не будет государства; оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни”. Как наиболее совершенная форма совместной жизни, государство предшествует телеологически семье и селению, т.е. является целью их существования.

Подытоживая свои рассуждения по поводу различных видов общежития, Аристотель дает государству следующее определение: государство – это “общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни”. Аристотель вкладывал в данное определение вполне конкретное содержание. Под людьми здесь подразумевались только свободные граждане греческих полисов. Варваров и рабов он просто не считал за людей, достойных общения с гражданами государства. Неразвитые в духовном отношении, варвары не способны к государственной жизни; их удел – быть рабами у греков. “Варвар и раб по природе своей понятия тождественные”.

В обоснование рабства Аристотель приводит несколько доводов. Решающий среди них – естественные (природные) различия между людьми. На страницах “Политики” неоднократно подчеркивается, что рабство установлено природой, что варвары, обладая могучим телом и слабым умом, способны исключительно к физическому труду. Аристотель призывал порабощать варваров силой, охотиться на них, как на диких животных. “Такая война, – говорил он, – по природе своей справедлива”.

Частная собственность, подобно рабству, коренится в природе и является элементом семьи. Аристотель выступал решительным противником обобществления имущества, предлагаемого Платоном. “Трудно выразить словами, сколько наслаждения в сознании того, что нечто принадлежит тебе”. Общность имущества он находил, кроме того, экономически несостоятельной, препятствующей развитию в человеке хозяйственных наклонностей. “Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся они о том, что является общим”. К этим аргументам в защиту частной собственности обращались впоследствии многие идеологи.

Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать совершенное государственное устройство. С этой целью он подробно разбирал существовавшие формы государства, их недостатки и причины государственных переворотов.

Классификация форм государства в “Политике” проводится по двум критериям: по числу правящих лиц и осуществляемой в государстве цели.

В зависимости от числа властвующих Аристотель выделяет правление одного, немногих и большинства. По второму критерию выделяются правильные государства, где верховная власть преследует цели общего блага граждан, и неправильные, где правители руководствуются интересами личной выгоды. Наложение этих классификаций друг на друга дает шесть видов государственного устройства. К правильным государствам относятся монархия, аристократия и полития; к неправильным – тирания, олигархия и демократия.

Сам по себе этот перечень форм государства не оригинален. Примерно такую же классификацию, но проведенную по другим основаниям, можно найти в диалоге Платона “Политик”. Новым в теории Аристотеля было то, что он попытался свести все многообразие государственных форм к двум основным – олигархии и демократии. Их порождением или смешением являются все остальные разновидности власти.

В олигархии власть принадлежит богатым, в демократии – неимущим. Говоря о демократии и олигархии, Аристотель отступает от формальных критериев их разграничения и выдвигает на первый план признак имущественного положения властвующих. Богатые и неимущие, указывал философ, составляют как бы два полюса, диаметрально противоположные части любого государства, так что в зависимости от перевеса той или иной стороны устанавливается и соответствующая форма правления. Коренная причина политической неустойчивости, мятежей и смены форм государства заключается в отсутствии надлежащего равенства. Олигархия усугубляет существующее неравенство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и простой народ. В своих рассуждениях о демократии и олигархии Аристотель вплотную подходит к пониманию социальных противоречий, определявших развитие рабовладельческого государства.

Политические симпатии Аристотеля – на стороне политии, смешанной формы государства, возникающей из сочетания олигархии и демократии.

Экономически полития представляет собой строй, при котором преобладает собственность средних размеров, что позволяет не только гарантировать самодостаточность семей, но и ослабить противоречия между богатством и бедностью. Социальной опорой власти в политии выступают собственники земли. Как и Платон в “Законах”, Аристотель исключает из числа граждан лиц, занятых физическим трудом. Гражданская доблесть, заявлял он, подходит “только к тем, кто избавлен от работ, необходимых для насущного пропитания”. Хотя землепашцы, ремесленники и поденщики нужны в государстве, однако важнейшими его частями являются воины и правители.

Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому положению идеального государства. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан следует ограничить так, чтобы они “знали друг друга”. Политическим идеалом Аристотеля был самодостаточный экономически обособленный полис. Наилучшие условия для совершенного государства создает умеренный климат Эллады.

Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с политической справедливостью, подчеркивая тем самым его связь с государством как моральным общением между свободными гражданами. Вне политического общения права не существует. Политическое право делится на естественное и условное (установленное). Предписания естественного права Аристотель нигде специально не перечисляет, но, по смыслу его концепции, к таковым относятся все общественные явления, существующие “от природы”: семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др. Под условным правом он понимает законы, установленные в государстве, включая сюда как писаные законы, так и неписаное обычное право. Естественное право стоит выше закона; среди законов важнее неписаные, основанные на обычае.

Аристотель подчеркивал, что постановления народного собрания и правителей не являются законами в собственном смысле слова и не должны содержать предписаний общего характера. “Закон должен властвовать над всем; должностным же лицам и народному собранию следует предоставить обсуждение частных вопросов”.

Аристотель делил все науки на три вида:

1. Теоретические (философия)

2. Созидательные (искусства и ремесла)

3. Практические (этика и политика).

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Научное понимание политики предполагает, по Аристотелю, развитые представления о нравственности (добродетелях), знание этики (нравов). Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение к ней.

Политика для Аристотеля – это наука об управлении государством; наука о высшем благе человека и государства. Исходя из этого, цель политической науки - воспитать в людях высокие нравственные качества.

Государство, по Аристотелю, образуется вследствие природного влечения людей к общению. Первым видом общения, отчасти свойственным и животным, является семья; из нескольких семей возникает селение, или род; наконец, объединение нескольких селений составляет государство — высшую форму человеческого общежития. В государстве полностью реализуется изначально заложенное в людях влечение к совместной жизни. Человек, гласит знаменитое изречение философа, "по природе своей есть существо политическое". Т.е. иными словами, Аристотель придерживался органической теории происхождения государства. По Аристотелю, государство есть продукт естественного развития. Это следует из природы человека. Аристотель, как и Платон, воспринимает государство как цельный организм, основанный на человеческом общении, ведь человек всегда нуждается в общении. Государство – это политическое общение между свободными и равными.

Рекомендуемые файлы

Государство, замечает Аристотель, понятие сложное. По своей форме оно представляет собой известного рода организацию и объединяет определенную совокупность граждан. С этого угла зрения речь идет уже не о таких первичных элементах государства, как индивид, семья и т.д., а о гражданине. Определение государства зависит от того, кого же считать гражданином, т.е. от понятия гражданина. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.

Каждой форме государства соответствует свое определение понятия гражданина, свои основания наделения того или иного круга лиц совокупностью гражданских прав. Вместе с изменениями понятия гражданина и, следовательно, формы государства изменяется и само государство. Форму государства Аристотель характеризовал также как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью в государстве. В этом плане государственная форма определяется числом властвующих (один, немногие, большинство).

Кроме того, им различаются правильные и неправильные формы государства: в правильных формах правители имеют в виду общую пользу, при неправильных — только свое личное благо. Тремя правильными формами государства являются монархическое правление (царская власть), аристократия и полития, а соответствующими ошибочными отклонениями от них — тирания, олигархия и демократия.

Самую правильную форму государства Аристотель называет политией. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государств, т.е. вообще характерен для государства как политического общения. Из неправильных форм государства тирания — наихудшая.

Бесплатная лекция: "33 Эпилептический статус" также доступна.

Большое значение Аристотель придавал размерам и географическому положению государства. Его территория должна быть достаточной для удовлетворения потребностей населения и одновременно легко обозримой. Число граждан следует ограничить так, чтобы они "знали друг друга". Территория лучшего государства должна быть одинаково хорошо ориентирована по отношению к морю и материку.

Правовая теория Аристотеля была подчинена тем же идеологическим целям, что и учение о государстве. Право он отождествляет с политической справедливостью, подчеркивая тем самым его связь с государством как моральным общением между свободными гражданами. Вне политического общения права не существует. Поэтому право отсутствует в отношениях господ и рабов, отцов и детей, при деспотической власти.

Политическое право делится на естественное (даны от природы - семья, рабство, частная собственность, война греков с варварами и др.) и условное (установленное государством - включая сюда как писаные законы, так и неписаное обычное право).

Читайте также: