Даниэль пеннак как роман права читателя

Обновлено: 15.06.2024


Книги современного французского писателя Д.Пеннака уже давно вошли во Франции в классику детской литературы. Пеннак начал писать ещё в 80-е годы прошлого столетия, однако российскому читателю его произведения стали известны позже.

Даниэль Пеннак – школьный учитель литературы, один из самых читаемых современных французских писателей, обладатель множества литературных премий.

Даниэль родился 1 декабря 1944 года в семье военного, поэтому его детство и юность прошли в военных гарнизонах в Африке и в Юго-Восточной Азии. После окончания школы в Ницце работал резчиком по дереву, таксистом, художником-иллюстратором.

Даниэль Пеннак получил высшее педагогическое образование и в 1970 году стал школьным учителем литературы в колледже. Более 25 лет он отдал работе с детьми с задержками в развитии.

Его первые литературные произведения возвращались после отказа редакций, только один известный редактор прислал автору аргументированный разбор его произведения и посоветовал совершенствовать явный литературный дар.


А если у вас нет собаки, то, может, после прочтения книги вы её заведёте. А может, поймёте, что не в силах сдать экзамен на преданность до конца (такое тоже бывает) и не станете заводить. И это будет правильно. Ведь собаки - это дети, которые навсегда остаются детьми, а мы в ответе за тех, кого приручили. Бросить собаку нельзя никогда!

Книга для подростков, но будет интересна и младшим школьникам, и родителям. Каждый найдет в произведении о брошенном псе что-то свое, заветное.


Это книга о дружбе. О счастье преодоления одиночества, о понимании, об общности всего живого на земле. Грустная книжка – для подростков и взрослых.





Эссе Пеннака на сегодняшний день — единственное в своём роде. Откровенный, задушевный, остроумный разговор о первопричинах нелюбви к чтению и возможных путях её преодоления.

Брат всегда был мастером по части краткого пересказа. Если бы издатели поручали ему составлять аннотации (зазывные тексты на обороте обложки), он избавил бы нас от изрядного количества пустой трепотни.

Чтение тем более упоительное, что наслаждался я им по ночам, при свете карманного фонарика, под одеялом-палаткой, посреди дортуара на пятьдесят мирно спящих, храпящих или ворочающихся персон.


Его произведения вдохновляют режиссёров игрового и анимационного кино. Пеннак является сценаристом 13 кинопроектов, также он появляется в фильмах в качестве актёра.


Даниэля Пеннака отличает яркая и ёмкая манера повествования, оригинальный взгляд на жизнь детей и их родителей. Его книги переведены на 26 языков и удостоены литературных премий в разных странах мира.

Для того, чтобы возобновить детский интерес к книге, не нужно ничего… только любящие родители, готовые броситься ребенку на помощь. Читать. Вслух. Даром.

В своей книге "Как роман" французский писатель Даниэль Пеннак сформулировал 10 правил детского чтения. Эти правила помогли заинтересовать чтением многих детей, поэтому их можно смело рекомендовать как программу по воспитанию читающего ребенка. Попробуйте применить эти правила и Вы. Возможно, они помогут и Вашему ребенку открыть в себе читателя.

10 правил детского чтения Пеннака Даниэля

1. Право не читать.

Не заставляйте ребенка читать силой. Придумайте способы, как заинтересовать его чтением.

2. Право перескакивать.

Ребенок имеет право перелистывать скучные страницы (напр., описания природы) и читать то, что ему интересно.

3. Право не дочитывать.

Никогда не заставляйте ребенка дочитывать до конца не заинтересовавшую его книгу. В этом мире так много увлекательного, Ваш ребенок обязательно найдет то, что ему понравится!

10 правил детского чтения Пеннака Даниэля

4. Право перечитывать.

Позволяйте перечитывать любимую книгу столько раз, сколько ребенок хочет.

5. Право читать что попало.

На первый взгляд, это правило кажется спорным, но оно важно. В школьном мире каждый ребенок испытывает досточно запретов, поэтому в домашнем чтении он должен иметь полное и безоговорочное право самому выбирать книгу для чтения. Позвольте ему делать это, исключив из поля выбора опасные книги.

6. Право на боваризм (восторженно-возвышенное отношение к прочитанному, нежелание увидеть грань между фантазией и реальностью).

Никогда не высмеивайте идеалы подростков, будьте толеранты, даже, если Вы понимаете, что любимый герой Вашего ребенка далек от реальной жизни.

7. Право читать где попало.

10 правил детского чтения Пеннака Даниэля

Не запрещйте ребенку читать в кровати, в метро или автобусе, даже за едой. Если ребенок берет с собой книгу, это лучшее, чего Вы могли бы добиться: он полюбил чтение!

8. Право читать вслух.

Иногда ребенок может захотеть прочитать Вам вслух особенно понравившееся ему место в книге. Выслушайте его, уделите ему время. Чтение вслух полезно: оно развивает дикцию, слуховую и зрительную память. Но главное, это означает, что ребенок хочет разделить с Вами радость от прочитанного. Цените это!

Никогда не запрещайте этого! Даже две прочитанные страницы расширяют кругозор. Если читателю попалась в руки книга, до которой он пока "не дорос", это также несет пользу: книга обязательно останется в памяти и ребенок вспомнит о ней в нужный момент.

10. Право молчать о прочитанном.

Нормально, если ребенок не хочет обсуждать с Вами прочитанное. Скорее всего, это означает, что сейчас он к этому не готов, но совсем не обязательно равнозначно тому, что читатель остался к книге равнодушен. Не вытягивайте из ребенка информацию, просто подождите.

Эти простые правила Пеннака адресованы родителям самостоятельно читающих детей, но почти все из них подойдут и родителям дошкольников.

10 правил детского чтения Пеннака Даниэля

Что можно посоветовать еще?

  • Читайте вслух, как можно дольше, даже, если ребенок уже научился читать самостоятельно. Это бесценное время, которое Вы посвящаете только ребенку. Впоследствии, это может стать традицией семейного чтения и Вы сможете читать вслух всей семьей.
  • Читайте перед сном. Чтение - лучший способ успокоиться перед сном. Сделайте это ритуалом!
  • Дарите книги. Дарите их и своим и чужим детям. Вспомните старую истину: "Книга - лучший подарок".
  • Ходите вместе с ребенком в книжные магазины, библиотеки, на книжные выставки. Вместе рассматривайте и выбирайте книги.
  • При выборе книг используйте интерес ребенка. В момент увлечения пиратами, выбирайте книги про пиратов, при интересе к лошадям, ищите книги про лошадей.
  • Никогда не делайте из чтения наказание! Не заставляйте читать и не лишайте книг в качестве штрафа.
  • Берите книги с собой при походах к врачу, в поездки, отпуска.
  • Всегда отвечайте во время чтения на детские вопросы. Не отмахивайтесь и не откладывайте ответы "на потом"!

И, наконец, самое главное: читайте сами, как можно чаще! Ребенок должен видеть ВАС с книгой, неважно какой, электронной или бумажной. Любовь к чтению передается по наследству.

Экологичное родительство. Дети: В своей книге "Как роман" французский писатель Даниэль Пеннак сформулировал 10 правил детского чтения. Эти правила помогли заинтересовать чтением многих детей, поэтому их можно смело рекомендовать как программу по воспитанию читающего ребенка. Попробуйте применить эти правила и Вы. Возможно, они помогут и Вашему ребенку открыть в себе читателя.

В своей книге "Как роман" французский писатель Даниэль Пеннак сформулировал 10 правил детского чтения. Эти правила помогли заинтересовать чтением многих детей, поэтому их можно смело рекомендовать как программу по воспитанию читающего ребенка. Попробуйте применить эти правила и Вы. Возможно, они помогут и Вашему ребенку открыть в себе читателя.

10 правил детского чтения Даниэля Пеннака

1. Право не читать.

Не заставляйте ребенка читать силой. Придумайте способы, как заинтересовать его чтением.

2. Право перескакивать.

Ребенок имеет право перелистывать скучные страницы (напр., описания природы) и читать то, что ему интересно.

3. Право не дочитывать.

Никогда не заставляйте ребенка дочитывать до конца не заинтересовавшую его книгу. В этом мире так много увлекательного, Ваш ребенок обязательно найдет то, что ему понравится!

10 правил детского чтения Даниэля Пеннака

4. Право перечитывать.

Позволяйте перечитывать любимую книгу столько раз, сколько ребенок хочет.

5. Право читать что попало.

На первый взгляд, это правило кажется спорным, но оно важно. В школьном мире каждый ребенок испытывает досточно запретов, поэтому в домашнем чтении он должен иметь полное и безоговорочное право самому выбирать книгу для чтения. Позвольте ему делать это, исключив из поля выбора опасные книги.

6. Право на боваризм (восторженно-возвышенное отношение к прочитанному, нежелание увидеть грань между фантазией и реальностью).

Никогда не высмеивайте идеалы подростков, будьте толеранты, даже, если Вы понимаете, что любимый герой Вашего ребенка далек от реальной жизни.

7. Право читать где попало.

10 правил детского чтения Даниэля Пеннака

Не запрещйте ребенку читать в кровати, в метро или автобусе, даже за едой. Если ребенок берет с собой книгу, это лучшее, чего Вы могли бы добиться: он полюбил чтение!

8. Право читать вслух.

Иногда ребенок может захотеть прочитать Вам вслух особенно понравившееся ему место в книге. Выслушайте его, уделите ему время. Чтение вслух полезно: оно развивает дикцию, слуховую и зрительную память. Но главное, это означает, что ребенок хочет разделить с Вами радость от прочитанного. Цените это!

Никогда не запрещайте этого! Даже две прочитанные страницы расширяют кругозор. Если читателю попалась в руки книга, до которой он пока "не дорос", это также несет пользу: книга обязательно останется в памяти и ребенок вспомнит о ней в нужный момент.

10. Право молчать о прочитанном.

Нормально, если ребенок не хочет обсуждать с Вами прочитанное. Скорее всего, это означает, что сейчас он к этому не готов, но совсем не обязательно равнозначно тому, что читатель остался к книге равнодушен. Не вытягивайте из ребенка информацию, просто подождите.

Эти простые правила Пеннака адресованы родителям самостоятельно читающих детей, но почти все из них подойдут и родителям дошкольников.

10 правил детского чтения Даниэля Пеннака

Что можно посоветовать еще?

Читайте вслух, как можно дольше, даже, если ребенок уже научился читать самостоятельно. Это бесценное время, которое Вы посвящаете только ребенку. Впоследствии, это может стать традицией семейного чтения и Вы сможете читать вслух всей семьей.

Читайте перед сном. Чтение - лучший способ успокоиться перед сном. Сделайте это ритуалом!

Дарите книги. Дарите их и своим и чужим детям. Вспомните старую истину: "Книга - лучший подарок".

Ходите вместе с ребенком в книжные магазины, библиотеки, на книжные выставки. Вместе рассматривайте и выбирайте книги.

При выборе книг используйте интерес ребенка. В момент увлечения пиратами, выбирайте книги про пиратов, при интересе к лошадям, ищите книги про лошадей.

Это Вам будет интересно:

9 принципов дворянского воспитания, которые актуальны в ХХI веке

Какие мысли рождают здоровых детей

Никогда не делайте из чтения наказание! Не заставляйте читать и не лишайте книг в качестве штрафа.

Берите книги с собой при походах к врачу, в поездки, отпуска.

Всегда отвечайте во время чтения на детские вопросы. Не отмахивайтесь и не откладывайте ответы "на потом"!

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чудовищно тяжело было выбрать цитаты — хотелось закавычить все. Даниэль Пеннак щедро делится своими блестящими мыслями:

Удивительно плотная это штука — книга. Не врубишься. Кстати, кажется, и горит она плохо.

Да, вечернее чтение выполняло самое прекрасное предназначение молитвы — самое бескорыстное, наименее отвлеченное, чисто человеческое: оно освобождало от обид. Мы не каялись в грехах, не пытались обеспечить себе толику вечности, мы вместе причащались словом, получали отпущение и возвращались в единственный рай, который чего-то стоит: близость. Сами того не подозревая, мы открывали для себя едва ли не главное назначение сказки, и даже шире — назначение искусства: устанавливать перемирие в битве жизни.

Дар, единственная валюта искусства.

Как будто для разрыва отношений между человеком и книгой нужны века. Достаточно нескольких лет. Нескольких недель. Минутного недоразумения.

Во всяком чтении заложена, как бы ни была она подавлена, радость от возможности читать, и она сродни восторгу алхимика.

зададим себе вот какой вопрос: что мы-то сделали с идеальным читателем, каким был наш ребенок в те времена, когда сами мы были сразу и сказителем, и книгой? Мы же предали его! Да еще как!

А радость чтения совсем рядом. Вернуть ее легко. Нужно только не ждать, чтобы прошли годы. Достаточно дождаться вечера, войти, как бывало, к нему в комнату, сесть на кровать и возобновить наше общее чтение.


И для начала признаться себе в одной истине, которая в корне противоречит догме: большую часть книг, сформировавших нашу личность, мы читали не во имя чего-то, а против чего-то.

Всякое чтение — акт противостояния. Противостояния чему? Всем обстоятельствам. Всем. Хорошо поставленное чтение спасает нас от всего, в том числе от самих себя.

Чтение помогает общаться? Очередная шутка толкователей! Мы молчим о том, что прочитали.

Чтобы какие-то книги могли так перевернуть нам душу и при этом не помешали миру двигаться от плохого к худшему — тут есть от чего онеметь.

Надо читать: в этом призыве подросток улавливает нарушение логики. Какие бы блистательные доводы мы ни приводили… нарушение логики и ничего больше.

Нет ничего загадочнее, чем видимость взрослости.

Они забыли, что такое книга, что она может дать. Забыли, что любой роман — это прежде всего рассказанная история. Не знали, что роман должен читаться, как роман: утолить в первую очередь нашу жажду интересных историй.

Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания. Потому что, если разобраться, времени читать ни у кого никогда нет. Нет у мелких, нет у подростков, нет у взрослых. Жизнь — постоянная помеха чтению.

Время читать — это всегда украденное время. (Как, впрочем, и время писать, время любить.) У кого украденное? Скажем, у обязанности жить.

Чтение никак не связано с регламентом жизни общества, оно, как и любовь, просто образ жизни.

Вопрос не в том, есть ли у меня время читать (время, которого, кстати, никто мне не даст), но в том, подарю я себе или нет счастье быть читателем.

Большую толстую книгу фигурально называют кирпичом. Уберите учет и контроль, и кирпич станет облаком.

Единственное условие этого примирения с чтением: ничего не требовать взамен. Совсем ничего. Не выстраивать вокруг книги никакой стены предварительных сведений. Не задавать ни единого вопроса. Ни малейшего задания.

Чтение — подарок. Читать и ждать. Любознательность не вынуждают, ее пробуждают.

И еще одно удовольствие, невзыскательное: спокойно выслушивать дежурные вопли педанта от литературы: — Да как же можно не любить Стенда-а-а-а-а-аля?! Можно.

Одна из высших радостей педагога — увидеть, как ученик — при дозволенности любого чтения — сам захлопывает дверь фабрики бестселлеров и заходит отвести душу к другу Бальзаку.

Человек, который читает вслух, раскрывается весь как есть. Если он не знает того, что читает, речь его невежественна, он жалок, и это слышно. Если он не живет тем, что читает, слова остаются мертвой буквой, и это чувствуется. Если он переполняет текст самим собой, от автора ничего не остается: цирковой трюк, и все тут, и это видно. Тот, кто читает вслух, весь как на ладони перед глазами, которые слушают.

Человек строит дома потому, что живет, а пишет книги потому, что смертен и знает это.

Так что основания читать у нас такие же странные, как и основания жить. И никто не уполномочен требовать у нас отчета в таком личном деле.

Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->


-75%

Читайте также: