Законно ли рекламировать букмекерские конторы по тв

Обновлено: 25.06.2024

Российский спорт отчасти существует на деньги букмекеров. Но почему-то не принято задумываться о том, откуда сами букмекеры берут свои миллиарды.

В конце июля 2020 года в России был принят закон, ужесточающий требования к букмекерским конторам и тотализаторам – в числе прочего, кстати, запретили принимать ставки на итоги выборов. Но, похоже, это было лишь промежуточным решением – в декабре Госдума приняла в первом чтении законопроект, в корне меняющий деятельность букмекеров. Тут же в разнообразных СМИ появилось множество заказных статей, торпедирующих этот закон. Уши интересантов торчат отовсюду – это как раз букмекеры, недовольные сменой правил.

Не послушали Путина?

Так, например, одна популярная газета обвинила депутатов от фракции "Единой России" Игоря Станкевича и Виктора Дерябкина в том, что они "не вняли поручению Путина" и предложили законопроект, не соответствующий духу слов президента. Чтобы понять, законно ли это обвинение, вспомним предысторию вопроса.

Застрельщиком, как и полагается, выступил министр финансов Антон Силуанов. В октябре 2020 года он сообщил, что 5% целевых отчислений на спорт от прибыли букмекеров маловато – в 2019 году они получили 30 млрд рублей, из которых на спорт пошли лишь 1,2 млрд (проверить эти данные по открытым источникам невозможно, букмекеры оспаривают цифры). "Можно увеличить в пару раз точно" – блеснул азартом Силуанов, и Владимир Путин с ним согласился. Всё это должно помочь профинансировать Стратегию развития физической культуры и спорта на 2021–2030 годы.

По итогам того совещания Путин поручил Минфину подготовить к 1 марта 2021 года законопроект, увеличивающий размер целевых взносов букмекеров до 10%.

И тут появляется проект Станкевича – Дерябкина, предусматривающий полную реформу отрасли и создание публично-правовой компании "Единый регулятор азартных игр". За образец, похоже, принято государственное регулирование лотерей с пресловутым "Столото": государство устанавливает свою монополию, но тратить ресурсы на контроль отрасли не собирается и делегирует это право отдельной структуре, которая за фиксированную или переменную мзду самостоятельно рулит рынком. Правда, в случае с лотереями это частный оператор, а в новом проекте его учредителем должен стать Минфин. Ранее аналогичную формулу предлагал также глава Федерации бокса России Умар Кремлёв.

Изменились и суммы взносов – 1% от принятых пари, но не менее 5 млн рублей в квартал каждой лиге и федерации.

8 декабря Госдума приняла этот документ в первом чтении. Что это вообще было?

Изображая законопроект

Посмотрим на авторов документа. Обоим уже за 60 лет, один по профессии техник-судомеханик, другой – кадровый военный, Герой России.

Занятно, что в биографии обоих на Википедии уже есть абзацы, обсуждающие законопроект, – ни один другой внесённый ими документ в этих статьях не обсуждается. Очень грубо иногда работают симпатизанты наших букмекеров, но тот факт, что им вообще позволяют вести информационную войну, показателен.

В самом деле, букмекеры, которые выступали против предложения Минфина, столкнулись с куда более жёстким законопроектом, помимо прочего упраздняющим обе действующие в стране букмекерские саморегулируемые организации. Предполагается, что сейчас, когда на носу утверждение поправок для второго чтения, они наконец капитулируют перед "планом Силуанова" с банальным повышением выплат.

Но эта версия страдает одним очень серьёзным недостатком: она подразумевает, что мнение хозяев букмекерского бизнеса что-то значит для российской власти, что решения правительство принимает не самостоятельно, а "в содружестве" с бизнесом.

Господа, а когда вам не будет хватать денег на защиту женщин от домашнего насилия, вы легализуете проституцию и начнёте советоваться с саморегулируемой организацией сутенёров о повышении отчислений с каждого оплаченного полового акта?

Деньги не пахнут – они воняют

Масштабы деятельности букмекеров в нашей небогатой стране впечатляют: достаточно вспомнить, как "Фонбет" вошёл в список системообразующих предприятий, которым в критической ситуации нужно помогать в первую очередь. Потом список подчистили, но осадок остался.

Между тем нет ничего хуже для спорта, чем букмекеры. Именно они создали атмосферу подозрительности, именно они мешают наслаждаться красотой соперничества, заставляют нас подозревать то организаторов, то судей, то самих атлетов в подыгрывании интересам букмекеров. Особенно опасно это на молодёжном уровне: для не сформировавшейся ещё толком личности футболиста или теннисиста слишком опасен соблазн разом, за один "слив" получить годовой доход своих родителей.

Да, часть доходов букмекеров идёт на спорт, главным образом на профессиональный. Российские и европейские лиги давно уже официально сотрудничают с букмекерами, сейчас сдаются последние бастионы – большие американские лиги держались дольше всех, точнее, их сдерживали законы американских штатов. Но, прошу прощения, а так ли нужны спорту вообще дополнительные деньги? Не слишком ли он переоценён вообще? Когда контракт или переход одного игрока обходится клубам в сотни миллионов долларов/евро/фунтов, отрасли точно нужны дополнительные деньги от букмекеров?

Ведь эти деньги не берутся из ниоткуда – их платят рядовые бедные люди, которые не зарабатывают и тысячи долларов в месяц (это много больше, чем средняя зарплата по России), поэтому пытаются улучшить своё материальное положение таким вот нелепым способом.

Но правительство не собирается отказываться от "лёгких" денег, на получение которых не тратятся никакие ресурсы.

"Это не болезнь"

Всё чаще и чаще увлечение ставками на спорт приводит к формированию зависимости – игромании или, как это официально называется, лудомании (от латинского ludo – "играю", ну а "мания" перевода не требует).

Лудомания – это болезнь F63.0 по международной классификации; американцы включили страсть к играм в число заболеваний ещё в 1980 году. В России игроманию болезнью официально не признаю́т, хотя частные клиники порой берутся за лечение. Пару лет назад прошла информация о попытке создания "реестра лудоманов" (как же вы, простите, задолбали со своими дырявыми реестрами и базами данных), но до него тоже не дошли руки. И все мы прекрасно знаем, почему – то самое игровое лобби, с которым осторожничает даже правительство, не хочет терять лучших клиентов.

Между тем лудоман мало чем отличается от наркомана – он точно так же просаживает последние деньги, может украсть или ограбить ради того, чтобы сделать ставку. И те деньги, которые наши федерации получают от букмекеров – это деньги, уведённые из домохозяйств, перекачанные из мирной повседневной жизни в карманы спортивных чиновников и их атлетичных подопечных. При этом основная прибыль всё равно достаётся не спорту и бюджету, а организаторам азартных игр.

Станкевич и Дерябкин не правы, как не прав и Силуанов. Все законопроекты о букмекерской деятельности плохи – кроме однозначно запрещающего её на территории России. Да, уйдут в подполье. Да, придёт криминал. Но база "клиентов" букмекеров очень быстро сожмётся во много раз – большинство из нас вполне законопослушные конформисты, мы не будем специально стараться обходить какие-то запреты, играть на деньги с откровенно преступными сервисами. Сейчас же, когда федеральные каналы усиленно рекламируют путь к лудомании, эта зараза будет только расти и развиваться. И не будет у нас ни чистого спорта, ни психически здорового поколения.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Вопрос рекламы на ТВ максимально остро стоит сейчас во многих регионах мира, в том числе и в России, где букмекеры появляются во всех рекламных паузах на спортивных телеканалах, которые, кстати, смотрят и дети. Мы рассмотрим этот вопрос на примере Великобритании, потому что именно острова стали основной и родоначальниками таких острых проблем.

Ещё при правительстве Тони Блэра в Великобритании был принят закон об азартных играх (2005 год). Несмотря на создание комиссии, которая следит за выполнением основных его положений, закон открыл букмекерам путь на рынок телевизионной рекламы, самый привлекательный на то время, когда интернет только пробивал себе дорогу к обывателю. Уже к 2012 году игорный бизнес потратил 1,4 миллиарда фунтов на рекламу своей деятельности. Несомненно, что реклама внесла свой вклад в развитие бизнеса БК, но в то же время по всей стране значительно увеличилось количество людей, зависимых от игры. На этой почве сошлись правительственные организации и все, получающие выгоду от рекламы ставок на телевидении.

В чём суть проблемы

Для рекламы услуг букмекерских контор по телевидению в Британии существует временная граница. Ранее девяти часов вечера её транслировать нельзя, дабы уберечь ранимых детей от соблазнов. Но есть исключение. Рекламу БК можно показывать в течение любого спортивного события. Спортивные каналы в Британии пользуются большой популярностью и вещают круглосуточно. А значит – реклама букмекерских контор имеет неограниченный доступ круглосуточно к любому гражданину страны.

Если ребёнок любит спорт, а британцы, можно так сказать, поклоняются ему, то он обязательно увидит и заманчивое предложение поставить на спортивное событие. К тому же живые трансляции из далёких стран не всегда приходятся на вечернее время. Когда в Сеуле вечер, и показывают Олимпийские игры, в Лондоне утро, и ничего с этим сделать нельзя. И вот в правительстве говорят, что можно и хотят ограничить дневную рекламу букмекерских контор в одностороннем порядке.

mobile reklama

Не только букмекеры против

Не только БК хотят отстоять своё право на рекламу днём. Естественным их союзником стали могущественные телеканалы, чьё лобби намного сильнее в кулуарах парламента, чем у их партнёров. Сейчас они зарабатывают на рекламе БК 160-180 миллионов фунтов в год – кто же откажется от такого дохода? Например, по сравнению с 2015 годом 2016 принёс вещателям прирост в 44 миллиона фунтов (всего 162 миллиона), и эффективность рекламной политики показали прибыли с вещания с полей чемпионата Европы 2016 года. Рекламная ассоциация (Advertising Association) Великобритании, в которую входят крупнейшие представители медиа страны, как и букмекеры, не видит связи между рекламой и ростом лудомании. Скорее всего, именно влияние медиамагнатов спасает на данном этапе букмекеров от поражения.

Доводы оппонентов

Сторона, настаивающая на запрещении рекламы БК днём на телевидении, приводит такие факты. С 2013 по 2016 год количество зависимых от игры выросло с 0,4% до 0,7%, а среди молодёжи (16-24 года) этот показатель ещё выше – с 0,7% до 1,5%. Они видят прямую связь между этими цифрами и ростом прибыли букмекеров и телеканалов. Причём поборники запрета ведут наступление на букмекерские конторы и с другого фланга.

Reklama seti

Кто выиграет борьбу за рекламное поле?

Уничтожить бизнес букмекеров даже полным запретом рекламы на телевидении не удастся. Пока борьба за рекламное время бушует в правительственных кабинетах, интересы бизнеса азартных игр медленно перетекают в интернет. Это заметили даже ярые противники букмекерских контор. Ведь повлиять на распространение рекламы в соцсетях, говорят они, уже не удастся. Уже не говоря о интернет-трансляциях спортивных событий и youtube-каналах.

Но некоторый ущерб сторонники ограничений всё же нанесли. Когда в 2016 году появились первые отголоски борьбы, грозящей букмекерам и телеканалам потерями на рекламе, фондовый рынок сразу же отреагировал падением акций крупнейших участников преследуемого рынка. Например, акции William Hill упали на 4%, Ladbrokes на 5%, канала ITV на 4,6%. И несложно представить, что это падение будет ещё более существенным в случае принятия запрета на дневную рекламу. Поэтому William Hill пытается найти точку примирения, признавая необходимость ограничений, но не таких суровых, как предлагают их оппоненты.

На данный момент сложилась такая ситуация, что рост прибылей букмекером прямо пропорционален росту зависимости от игры населения Великобритании. И сделать с этим ничего нельзя. Поэтому весьма сильна перспектива победы правительства над самым динамично растущим бизнесом этого островного государства.

Наш канал о комментариях в интернете, очень часто встречаю в интернет комментариях вопрос, почему не закроют "букмекерские конторы"?

Последний комментарий я встретил на своём канале, который вообще не имеет никакого отношения к этой теме.

Написала женщина, и я понял, что просто так накипело, что как в той песне, "пишем уже в Спортлото".

Кто то в семье наверное как говорят "подсёл на азартные игры".

Проблема лично мне знакома и понятна, поэтому о бо всём по прядку.

Речь идёт о таком заболевании психики как лудомания, то есть влечение к азартным играм.

Все те кто играют в компьютерные игры никакого отношения к лудомании не имеют, это явление называется английским словом "гэмблинг".

Суть проблемы лудомана, это мечта о быстром обогащение участием в игре на деньги.

Сама история того как всё набирало такие обороты банально проста.

В 2009 году в России запретили деятельность всех игорных заведений.

Игровые автоматы стояли чуть ли не на каждом шагу, и проблема уже выходила за все "грани разумного".

В последний раз до этого такая-же история случилась в России во времена программы "НЭП", тогда власть быстро поняла, что к чему, потому, что играли в основном солдаты, немногим раньше при "Временном правительстве".

Тут надо понимать, что никаких игровых автоматов тогда не было, была рулетка, кости, карты, и прочее.

В царской России запрета не было как такового, это и так было понятно, просто никто не посмел-бы открыто заявить , что его трактир это игорный клуб, а тем более повесить вывеску.

А уж открыть своё казино в Православной Империи это было-бы как сейчас говорит молодёжь "дичь", поэтому будем считать, что запрет был.

Играли в основном дворяне и мещане, солдаты если и перекидывались в картишки, то никакая лудомания им не грозила, потому что речь шла о сущих копейках, и все прекрасно понимали, что никаких своих жизненных проблем они решить не смогут сорвав "Джек пот".

Самым известным игроком подцепившим эту заразу, был русский писатель и философ Достоевский, смог победить эту болезнь Фёдор Михайлович или нет достоверно не известно.

Одно известно точно, его произведение "Игрок" потрясло даже Европу, в которой он этой болезнью и заболел, поехав на воды, что-бы вылечиться от совсем других болезней.

Современный кинематограф пробовал разные вариации произведения Достоевского однако в них игроки выбирают в итоге любовь, герой Достоевского в итоге выбрал игру. Возможно поэтому своё произведение гений так и назвал.

Сам Достоевский в реальной жизни выбрал любовь, пообещав жене больше не играть.

А вот играл он или нет, достоверно не известно.

Тут надо обратить внимание на то, что , все остальные болезни у Достоевского на лечении, как говорят "рукой сняло".

Письма Достоевского своей супруге о просьбе высылать ему деньги показывают сам процесс заболевания и его итог.

Желание понять , что с ним происходит, желание понять можно ли вообще выигрывать, ничего Фёдор Михайлович так и не понял, и это не удивительно, так как сегодня даже современная психиатрия не может дать на это точный ответ.

Наверно поэтому все мировые религии запрещают азартные игры, поясняя, что всё это "от лукавого" .

После запрета 2009 года большинство лудоманов остались с своей проблемой один на один.

Алкоголь болезнь только усугублял.

Выход оставался один, найти подходящую замену, и они её естественно нашли, обратив внимание на букмекерские конторы которые до этого были практически не популярны, и были официально разрешены.

Ещё-бы, сделав ставку надо было ждать пока начнётся событие, после завершение, результаты, подсчёты и прочее.

Как назло проблема решилась просто, появились ставки онлайн, то есть в реальном времени, и вот тут началось "пиршество", это и алкоголь и игра.

А самое главное это общение с такими-же лудоманами, ведь говорить об автоматах или рулетке просто глупо.

В случае с БК это спорт, ожидание и обсуждение предстоящего события.

Сейчас практически в каждом крупном городе такие компании можно встретить, обычно все их разговоры и обсуждения проходят в процессе употребления спиртных напитков.

Единственная их проблема как они считают, это деньги.

Проблема лудомана не проигрыш а выигрыш.

Работает лудоман или не работает, зарабатывает или нет, всё это не важно, все его мысли о деньгах и возврате в игру.

Всё остальное их если и интересует, то лишь на коротком отрезке времени, быстро поняв, что интереса игры или денег нет, лудоман "уходит в себя".

Выиграв больная психика мозга даёт команду во что-бы то не стало деньги проиграть и вернуть состояние полной угнетённости с желанием вернуться к игре.

Чувство эйфории психики вполне хватает от употребления алкоголя.

Практически каждый лудоман скажет вам, что выиграв большие деньги он решит все свои проблемы и играть больше не будет.


Вы одним из первых решили использовать наружную рекламу — нестандартный в наши дни подход. Почему выбор пал именно на этот инструмент?
Мы любим пробовать что-то новое, искать разные подходы к аудитории. Будучи спортивным СМИ, мы хотим выйти в новое коммуникационное пространство и проверить ряд своих гипотез.

В каких городах вы использовали баннерную рекламу и почему? Какие места выбирали и по каким параметрам оцениваете ее эффективность?
Баннерную рекламу мы размещали только в Москве, в основном в центре и на главных магистралях города: крупный мегаполис, большое количество людей, интересующихся спортом и потребляющих соответствующий медиаконтент. Мы ставили перед собой задачу максимально воздействовать на ЦА, правильно позиционировать бренд.


По уже собранным данным — вырос трафик на главную сайта?
Значительной разницы в трафике пока не наблюдаем.


Другими словами, если прямо не упоминать конкретных букмекеров, то можно размещать рекламу СМИ о букмекерах везде? Можно ли в рекламе упоминать о том, что это СМИ о беттинге и букмекерах?
На наш взгляд, при отсутствии упоминания конкретных брендов размещение рекламы таких СМИ допускается. Мы привлекаем внимание не к азартным играм, а к самому сетевому СМИ, которое и является объектом рекламирования в данном случае. Более того, наши рекламные материалы не содержат призывов играть и делать ставки. В данном случае мы исходим из системного толкования законодательства, а также из ответа, который нам предоставила ФАС.

Что касается упоминания тематики СМИ, то в этом нет необходимости: мы указываем в рекламе адрес нашего сайта, данные свидетельства и возрастную категорию — этой информации об объекте рекламирования достаточно.

При решении вопросов с ФАС вы позиционировали себя как СМИ. Помогает ли тот же довод, если возникают трудности с Роскомнадзором? Часто ли вас блокируют?
Для блокировки сайта и занесения его в реестр запрещенных должны быть серьезные основания, перечень которых закрыт (например, наличие ссылки на онлайн-казино). Сама по себе лицензия СМИ в этом случае ничего не решает и, более того, обязывает владельца онлайн-площадки тщательнее контролировать ее содержание, указывать необходимую правовую информацию (выходные данные, маркировка контента возрастными знаками и т. д.). Даже при небольших нарушениях Роскомнадзор накладывает штрафные санкции, а в некоторых случаях направляет материалы дела в суд.


В сфере распространения информации об азартных играх решения для включения сведений о конкретных сайтах в Единый реестр запрещенной информации принимает Федеральная налоговая служба, которая при этом руководствуется критерием наличия на сайте информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Так, критериями для занесения сайта в Реестр могут являться, например, наличие ссылок на онлайн-казино или на страницы оффшорных букмекеров, не имеющих лицензии на территории России. Cайт РБ блокировали один раз в 2016 году за то, что в материале ошибочно была размещена ссылка на нелегального букмекера. Ее убрали, сайт вновь стал функционировать. Теперь внимательно следим за всеми размещенными на сайте ссылками и материалами.

Некоторые пользователи говорят, что ваш сайт перенаправляет их на свою версию на com.ua. Почему?
Что касается редиректа, то в каждой стране есть свои букмекеры, свои особенности рынка и, направляя на com.ua, мы показываем пользователю реальную картину букмекерского рынка в его стране.

По каким критериям вы составляете рейтинг букмекеров? Могут ли деньги повлиять на этот процесс?
Мы оцениваем БК по нескольким критериям: надежность, коэффициенты, линия в прематч/лайв, бонусы, служба поддержки, удобство платежей, технологичность. Если у букмекера не налажена коммуникация с пользователями, то независимо от того, заключен ли с ним рекламный контракт, он получит низкую оценку за службу поддержки. Мы берем деньги за представленность компании на сайте — например, за более высокое расположение в списке на главной. Но внутри обзора все оценки основаны на анализе объективных данных, и рекламные контракты на них не влияют.


Как и у всякого серьезного медиа, у вас большие расходы, в том числе на уже упомянутую наружную рекламу. На чём вы зарабатываете?
Никогда этого не скрывали и всегда открыто говорим, что зарабатываем на рекламе наших партнеров.

Другими словами — платные обзоры и рекламные баннеры? Вы также упоминали про ссылки на БК.
Ссылки ставятся на легальные БК, по ним наши партнеры отслеживают эффективность своих рекламных размещений.

Вы же не можете на своем сайте размещать прямые ссылки на офферы?
Если подразумеваются бонусы, то да, мы размещаем офферы БК и промокоды к ним, по которым наши пользователи могут получить улучшенные (а нередко — эксклюзивные) условия при игре на ставках.

Вы помогаете решать споры пользователей с букмекерами. Получаете ли вы процент от суммы возврата?
Нет, на этом мы абсолютно ничего не зарабатываем — просто считаем решение споров между игроками и БК частью нашей миссии.


Для экспертов участие в нашем проекте, безусловно, ценно и с имиджевой точки зрения: репутация, узнаваемость. Рейтинг успешности прогнозистов у нас на сайте определяется автоматически, и все следят за ним, желая лидировать.


Как себя чувствует рынок беттинга сейчас — есть признаки восстановления? Какой прогноз на ближайшее будущее?
Букмекерский рынок напрямую зависит от состояния спортивной отрасли. Как только началась отмена соревнований по всему миру из-за пандемии, объем ставок рухнул, и БК потеряли обороты и сполна ощутили кризис. В России мы наблюдали такую картину: в пять и более раз выросли ставки на киберспорт и чемпионат Белоруссии по футболу, который не прерывался. Бетторы нашли для себя новые турниры. С возвращением футбола и других видов спорта в Европе и России кризис в букмекерской отрасли, полагаю, уже миновал. И многим он даже принес пользу: компании стали активнее заниматься маркетингом, продвижением, стараясь преуспеть в конкуренции, так что прогнозы оптимистичные.

Не раз отмечал в своих интервью: самое разумное регулирование — в США. Система выстроена таким образом, что у американца нет ни одного стимула переходить в оффшор. Он комфортно себя чувствует в разнообразных играх на легальных площадках.

На этом наше интервью подходит к концу. Если подытожить беседу с представителем одного из крупнейших порталов о букмекерах, то, по нашим наблюдениям, вот что должен делать сайт беттинг-тематики, чтобы пережить все невзгоды:

Читайте также: