Уведомление о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки что означает

Обновлено: 13.05.2024

определены статьей 3 Федерального закона N 256-ФЗ (ред. от 23.05.2015) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

Возникновение права на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал)

Право на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал)

возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у следующих граждан РФ

независимо от места их жительства:

женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;

женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;

мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года.

При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал) у таких лиц

не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или

в отношении которых было отменено усыновление, а также

усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал)

Право женщин, указанных в части 1 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ "О материнском капитале", на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал) прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства РФ или статуса лица без гражданства в случаях

объявления ее умершей,

лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал),

совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также

в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

Право на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал) у указанного лица не возникает,

если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал), а также

если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал), признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом РФ, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей.

В случаях, если отец (усыновитель) ребенка, у которого в соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ "О материнском капитале" возникло право на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал), или мужчина, являющийся единственным усыновителем ребенка,

умер, объявлен умершим,

лишен родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал),

совершил в отношении своего ребенка (детей) умышленное преступление, относящееся к преступлениям против личности, либо если в отношении указанных лиц отменено усыновление ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал),

их право на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал) прекращается и возникает у ребенка (детей в равных долях),

не достигшего совершеннолетия, и (или)

у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Право на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал) возникает у ребенка (детей в равных долях), указанного в части 4 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ "О материнском капитале", в случае,

если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал) прекратилось по основаниям, указанным в части 3 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ "О материнском капитале", являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал), либо в случае,

если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал) по основаниям, указанным в части 3 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ "О материнском капитале".

Право на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал), возникшее у ребенка (детей в равных долях) по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 Федерального закона N 256-ФЗ "О материнском капитале", прекращается в случае его смерти или объявления его умершим.

Право на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми (материнский капитал) возникает

со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей

независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и

может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей,

за исключением случая, предусмотренного частью 6.1 статьи 7 Федерального закона N 256-ФЗ "О материнском капитале".

Социальные меры поддержки семей, имеющих детей, в условиях пандемии коронавируса

Социальные меры поддержки семей, имеющих детей, в условиях пандемии коронавируса

С момента введения в России ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), государство на протяжении всего периода принимает необходимые меры поддержки граждан. Начиная с конца марта и до настоящего времени федеральными властями уже принято несколько пакетов мер такой поддержки. Среди них выплаты на детей в возрасте до 3 лет, на детей в возрасте от 3 до 16 лет, выплаты гражданам, признанным безработными, выплаты к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установление нового минимального размера пособия по временной нетрудоспособности и многие другие.

– Кому полагается и как оформить ежемесячную выплату в размере 5000 руб. на ребенка до 3-х лет, от 3-х до 7 лет и от 3-х до 16 лет?

Если говорить о принятых нормативных правовых актах, регулирующих данный вопрос, то они принимались поэтапно в период с 28 марта по 30 апреля:

и в период с 30 апреля по 12 мая:

Указами предусмотрены категории граждан, которые имеют право на данную ежемесячную выплату:

Таким образом, с учетом второго Указа Президента РФ от 11 мая 2020 г. N 317 всем семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3-х лет, в апреле – июне 2020 г. выплачивается ежемесячное пособие в размере 5 тысяч рублей на каждого ребенка. Выплата положена на каждого ребенка, не достигшего трех лет до 30 июня 2020 года включительно. Право на ежемесячную выплату не зависит от величины доходов, наличия работы и получения заработной платы, а также получения каких-либо пенсий, пособий, социальных выплат и иных мер социальной поддержки. Поддержка оказывается только гражданам Российской Федерации, проживающим на ее территории. Эта мера поддержки действует только на период апрель - июнь 2020 года, при этом подать заявление на получение выплаты можно до 1 октября 2020 года.

С 1 июня 2020 г. будет осуществляться еще одна мера поддержки - единовременная выплата в размере 10000 рублей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого рожденного (усыновленного) ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации, при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 г. Если ребенку исполнилось 16 лет до 11 мая (до даты вступления в силу указа Президента РФ о выплате) право на получение средств не возникает.

Например, если ребенку исполнилось три года в мае, то за апрель и май семья может получить ежемесячную выплату в размере 5 тысяч рублей (всего – 10 тысяч рублей), а также единовременную выплату в размере 10 тысяч рублей после 1 июня 2020 года. Если ребенку исполняется 3 года в июне, семья может получить ежемесячную выплату 5 тыс. рублей за апрель, май и июнь (всего 15 тыс. рублей), а также единовременную выплату 10 тыс. рублей после 1 июня.

– Куда обращаться за получением выплат и какие документы должны быть представлены?

Заявления о предоставлении ежемесячной выплаты, единовременной выплаты могут быть направлены в бумажном виде в клиентскую службу территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, а также в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или в форме электронного документа с использованием установленных сервисов, но с обязательным предъявлением или приложением копий следующих документов:

  • документы, удостоверяющие личность заявителя;
  • документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя заявителя, в случае подачи заявления через представителя заявителя.

Никаких дополнительных документов представлять не нужно.

В заявлении на выплаты следует указать:

  1. наименование территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, в который представляется заявление;
  2. фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также его статус (мать, отец, ребенок, мужчина - единственный усыновитель), контактный телефон. В случае изменения фамилии в скобках указывается фамилия, данная при рождении;
  3. адрес места жительства, места пребывания или фактического проживания в Российской Федерации;
  4. страховой номер индивидуального лицевого счета;
  5. сведения о документе, удостоверяющем личность;
  6. фамилия, имя, отчество (при наличии), реквизиты актовой записи о рождении (номер, дата и наименование органа записи актов гражданского состояния, составившего запись), дата рождения, место рождения, гражданство, страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии) ребенка (детей);
  7. сведения о реквизитах счета, открытого на заявителя или законного представителя несовершеннолетнего ребенка, для перечисления выплаты (наименование учреждения банка, банковский идентификационный код (БИК), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет (КПП), номер корреспондентского счета организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) получателя, номер счета, открытый на заявителя или законного представителя несовершеннолетнего ребенка, назначение платежа);
  8. сведения об ответственности за достоверность представленных сведений./li>

Указанные сведения подтверждаются подписью заявителя с проставлением даты заполнения заявления.

Если заявления подаются представителем заявителя в заявлении дополнительно к сведениям указываются:

  1. фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя заявителя в соответствии с документом, удостоверяющим личность;
  2. сведения о документе, удостоверяющем личность представителя заявителя;
  3. сведения о документе, подтверждающем полномочия представителя заявителя (наименование, номер и серия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, сведения об организации, выдавшей документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, и дата его выдачи);
  4. страховой номер индивидуального лицевого счета.

Указанные сведения подтверждаются подписью представителя заявителя с проставлением даты заполнения заявления о предоставлении ежемесячной выплаты или заявления о предоставлении единовременной выплаты.

Если в семье двое и больше детей от 3 до 16 лет, для получения на каждого из них единовременной выплаты заполняется одно общее заявление. Два и более заявлений в таком случае подавать не требуется (разъяснения ПФР от 13.05.2020).

– Порядок рассмотрения заявлений о предоставлении ежемесячной выплаты или единовременной выплаты?

Заявление регистрируется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (датой приема заявления считается дата его регистрации) и рассматривается в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты регистрации.

По результатам рассмотрения заявления принимается решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

В случае принятия решения об отказе в выплате территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, соответствующее уведомление заявителю с указанием основания отказа.

В случае принятия решения о выплате, перечисление осуществляется в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты принятия решения, путем безналичного перечисления на счет заявителя, в соответствии с реквизитами, указанными в соответствующем заявлении. При этом ежемесячная выплата осуществляется за полный месяц независимо от даты рождения ребенка в конкретном месяце. В случае подачи заявления о предоставлении ежемесячной выплаты с 1 июля 2020 г. по 1 октября 2020 г. ежемесячная выплата перечисляется одним платежом.

– Существуют ли иные ежемесячные выплаты на детей в возрасте от 3-х лет и порядок их выплат?

Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г., до достижения ребенком возраста 8 лет. Ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 г. Начиная с 2021 года ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее 6 месяцев с этого дня. В остальных случаях ежемесячная выплата осуществляется со дня обращения за ее назначением. В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно ежемесячная выплата осуществляется на каждого ребенка.

Обращаться за государственной услугой необходимо в краевое государственное казенное учреждение Управления социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам по месту жительства (пребывания) заявителя, с которым проживает ребенок.

Результатом предоставления государственной услуги является принятие решения об установлении ежемесячной выплаты либо об отказе в ее установлении.

Решение об установлении ежемесячной выплаты либо об отказе в ее установлении принимается начальником управления в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления.

Ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (для детей – 10203 рубля.)

Кроме того, в последнем заявлении глава государства предложил еще одну меру поддержки - увеличение детских пособий с 3375 рублей в два раза (Стенограмма совещания Президента России о санитарно-эпидемиологической обстановке и новых мерах по поддержке граждан и экономики страны от 11 мая 2020 г.)

Пока рано говорить о введении это меры поддержки, но все уже введенные меры социальной поддержки семей, имеющих детей, прежде всего направлены на смягчение негативных последствий, которые возникли в условиях пандемии коронавируса и введении ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения заболевания, в частности сокращения доходов семей, увеличения расходов, связанных с пребыванием дома в самоизоляции, появления непредвиденных расходов и т.д.

Приобретая квартиру с использованием средств материнского (семейного) капитала (МСК), необходимо соблюсти ряд условий, в частности — выделить всем детям и обоим родителям доли в этом жилом помещении пропорционально размеру материнского капитала. Именно эта процедура вызывает у получателей сертификатов сложности, а зачастую и вовсе игнорируется либо исполняется некорректно. В результате, возникают споры, а сделки с недвижимостью, приобретенной, в том числе, за счет средств МСК, признаются незаконными.

Кроме того, распространены случаи, когда недвижимость уже приобретена, а средства маткапитала используются уже после — на погашение ипотеки. В этом случае родители или один из них должны наделить причитающимися долями детей и, если это требуется, супруга в течение шести месяцев с момента выплаты кредита. Получается, что между непосредственным использованием средств МСК и оформлением недвижимости в долевую собственность может пройти очень много времени. Предугадать, насколько добросовестными окажутся получатели маткапитала, и выполнят ли они взятые на себя обязательства с учетом всех требований закона, здесь тем более сложно.

Усложняет ситуацию и то, что соглашение об определении долей может быть оформлено в простой письменной форме, то есть без участия и контроля компетентного специалиста — нотариуса. Как результат, в таких сделках происходит огромное количество нарушений. По совету не самых квалифицированных юристов или лиц, чья профессия вообще не связана с юриспруденцией, стороны соглашения неправильно рассчитывают доли, забывают о уже совершеннолетних детях, указывают вместо долевого совместный режим собственности для супругов и допускают другие грубые ошибки. При этом проблемы всплывают уже позднее — при разделе имущества супругов вследствие развода, при необходимости вступления в наследственные права после смерти одного из членов семьи, при продаже недвижимости, приобретенной с использованием средств МСК, третьим лицам. Таким образом, страдают права и законные интересы не только членов семьи, использовавших когда-то маткапитал для улучшения жилищных условий, но и абсолютно посторонних людей, которые приобрели у них это жилье. Записи в ЕГРН отменяются, и вновь под удар попадает стабильность гражданского оборота.

По мнению председателя Комиссии Федеральной нотариальной палаты по методической работе Ильи Радченко, все это еще раз говорит о необходимости использования обязательной нотариальной формы для столь сложных сделок, где, в частности, есть общедолевая собственность супругов.

Когда стороны обращаются к нотариусу, он как опытный и квалифицированный юрист поможет составить грамотный документ, полностью отвечающий требованиям закона и гарантирующий равную защиту прав и законных интересов всех сторон соглашения. Когда речь идет о сделках с МСК, нотариус делает сложный договор, представляющий собой соглашение об определении долей с элементами брачного договора либо с элементами договора дарения (если в сделке также фигурирует земельный участок), объясняет член Комиссии Федеральной нотариальной палаты по методической работе Александр Сагин. Каждый раз — это непростая и скрупулезная работа.

Еще одна проблема, которая обсуждалась в рамках круглого стола и неоднократно поднималась экспертами нотариального сообщества ранее в ходе различных слушаний, — отсутствие в ЕГРН отметок о том, что тот или иной объект недвижимости приобретался с использованием средств маткапитала. Получается, что кроме самих получателей сертификата и Пенсионного фонда, никто не знает об использовании МСК в отношении, к примеру, продаваемой квартиры. И, если нотариусы знают о таком нюансе сделок с собственниками, у которых есть дети, и обязательно проверяют эти факты, то участники сделок в простой письменной форме зачастую вообще не задумываются о последствиях сокрытия факта использования МСК и не уточняют столь важные моменты у контрагента. Как результат, рушатся целые цепочки сделок.

Другими темами дискуссии с участием экспертов нотариального сообщества, органов госвласти, представителей Верховного суда, профессуры также стали: определение круга лиц, имеющих право на имущество, приобретенное с использованием средств МСК; особенности расчета долей при использование средств маткапитала на строительство или реконструкцию; порядок наследования имущества, приобретенного с привлечением МСК и принадлежавшего члену семьи, умершему до определения долей в праве собственности и др.

В настоящее время одной из главных задач государства является решение демографической проблемы. Для ее решения принят Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон N 256-ФЗ). Такой дополнительной мерой, в частности, является обеспечение возможности получения детьми образования. Для достижения этих целей данным Законом вводится такое понятие, как материнский (семейный) капитал. О том, кому он выделяется, в каких размерах и как им можно воспользоваться, читайте в данной статье.

Общие положения

Материнский (семейный) капитал представляет собой денежные средства, которые выделяются для реализации предоставленных данным Законом прав, в частности на получение образования. Данные средства не выдаются на руки, а аккумулируются на счетах Пенсионного фонда. Они направляются на получение образования путем безналичного перечисления их на счета образовательных учреждений.

Согласно ст. 3 Закона N 256-ФЗ право на получение материнского капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство РФ, у следующих граждан РФ независимо от места их жительства:

  • женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка, начиная с 1 января 2007 г.;
  • женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей, начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
  • мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.

Однако при возникновении прав на материнский капитал у перечисленных выше лиц не учитываются дети, в отношении которых они были лишены родительских прав или было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.

Право на дополнительную государственную поддержку может возникнуть у отца (усыновителя) ребенка с наступлением следующих случаев:

  • смерть женщины или объявление ее умершей;
  • лишение ее родительских прав;
  • совершение женщиной в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности;
  • отмена усыновления ребенка.

Если у отца (усыновителя) с возникновением вышеперечисленных случаев также пропадает право на получение материнского капитала, то право возникает у ребенка (детей в равных долях), не достигшего совершеннолетия, и (или) у совершеннолетнего ребенка (детей в равных долях), обучающегося по очной форме обучения в образовательном учреждении любого типа и вида независимо от его организационно-правовой формы (за исключением образовательного учреждения дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения им возраста 23 лет.

Как было указано выше, право на дополнительные меры государственной поддержки (материнский капитал) возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), которое может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня их рождения (усыновления).

Учет лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки

Согласно ст. 4 Закона N 256-ФЗ для реализации указанного права в федеральном регистре лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, осуществляется их учет. Данный регистр содержит такую информацию, как:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета в ПФР;
  • фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;
  • дату рождения;
  • пол;
  • адрес места жительства;
  • серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;
  • дату включения в регистр;
  • сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);
  • сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);
  • сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.

Ведение такого регистра возложено на Пенсионный фонд и его территориальные органы в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.

Размер материнского капитала

Изначально размер материнского капитала в соответствии со ст. 6 Закона N 256-ФЗ составлял 250 000 руб. Однако этим Законом было предусмотрено, что данная сумма должна пересматриваться (индексироваться) с учетом темпов инфляции и будет устанавливаться в соответствии с годовым бюджетом. Причем индексации подлежит как вся сумма материнского (семейного) капитала, так и ее оставшаяся часть в случаях частичного использования на цели, предусмотренные Законом N 256-ФЗ. При этом указывается, что изменение размера материнского (семейного) капитала, а также его оставшейся части с учетом темпов роста инфляции будет осуществляться до перечисления денежных средств из федерального бюджета в бюджет ПФР. Это позволит государству своевременно спланировать сумму в средствах федерального бюджета, на которую был проиндексирован материнский (семейный) капитал. ПФР должен извещать получателей материнского капитала ежегодно в срок до 1 сентября о его размере, чтобы все изменения размера материнского (семейного) капитала своевременно были известны его получателям, предоставляя тем самым возможность наиболее рационально его использовать.

Порядок получения

Документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал. Документом, регулирующим порядок его получения, является Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 N 873 "О Порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал". Лица, имеющие право на получение материнского (семейного) капитала, могут в любое время обратиться лично или через законных представителей в территориальный орган ПФР по месту жительства с заявлением о выдаче сертификата. Граждане РФ, выехавшие на постоянное место жительства за пределы территории РФ и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории РФ, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд.

Территориальный орган Пенсионного фонда при рассмотрении заявления вправе проверять достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, и в случае необходимости запрашивать дополнительные сведения в соответствующих органах.

Не позднее пяти дней с даты вынесения соответствующего решения территориальный орган Пенсионного фонда направляет лицу, подавшему заявление о выдаче сертификата, уведомление об удовлетворении либо отказе в удовлетворении его заявления.

Лицу, подавшему заявление, может быть отказано по следующим основаниям:

  • отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки;
  • прекращение права;
  • представление недостоверных сведений, в том числе об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки;
  • прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.

Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала

Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 N 82 "Об утверждении Правил подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала" лица, обладающие государственным сертификатом на материнский (семейный) капитал, в целях реализации права распоряжения этими средствами подают заявление по установленной форме. Оно может быть подано в любое время по истечении 2 лет и 6 месяцев со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей:

  • не позднее 1 мая текущего года - для распоряжения средствами материнского капитала во втором полугодии текущего года;
  • не позднее 1 октября текущего года - для распоряжения средствами материнского капитала в первом полугодии года, следующего за годом подачи заявления о распоряжении (для распоряжения средствами материнского капитала в первом полугодии 2010 г. заявление о распоряжении подается до 1 октября 2009 г.).

К заявлению о распоряжении прилагаются следующие документы:

  • сертификат (его дубликат);
  • страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования лица, получившего сертификат;
  • документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) лица, получившего сертификат;
  • документы, удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) и полномочия представителя лица, получившего сертификат, - в случае подачи заявления о распоряжении через представителя лица, получившего сертификат.

Направление средств материнского капитала на получение образования

Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории РФ, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг.

Основным документом, регулирующим порядок направления средств материнского капитала на получение ребенком образования, является Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 N 926 "Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов".

Данные средства направляются на оплату предоставляемых образовательными учреждениями платных образовательных услуг территориальным органом Пенсионного фонда в соответствии с договором на оказание платных образовательных услуг, заключенным между лицом, получившим сертификат, и образовательным учреждением. Оплата производится путем безналичного перечисления на счета (лицевые счета) образовательных учреждений, указанные в договоре на оказание платных образовательных услуг.

В этом случае к заявлению о распоряжении средствами прилагаются заверенные указанным образовательным учреждением копии:

а) договора на оказание платных образовательных услуг;

б) лицензии на право осуществления образовательной деятельности, выданной образовательному учреждению;

в) свидетельства о государственной аккредитации негосударственного образовательного учреждения (за исключением дошкольного образовательного учреждения, образовательного учреждения дополнительного образования детей).

Кроме того, средства материнского капитала могут быть направлены на оплату проживания в общежитии, предоставляемом образовательным учреждением иногородним обучающимся на период обучения. При направлении средств на оплату проживания в общежитии к заявлению о распоряжении средствами следует приложить такие документы, как:

а) договор найма жилого помещения в общежитии (с указанием суммы и сроков внесения платы);

б) справку из образовательного учреждения, подтверждающую факт проживания ребенка (детей) в общежитии.

Плата за проживание в общежитии направляется территориальным органом Пенсионного фонда в соответствии с договором найма жилого помещения в общежитии путем безналичного перечисления на счета (лицевые счета) образовательных учреждений, указанные в договоре найма жилого помещения в общежитии.

Перечисление территориальным органом Пенсионного фонда средств на получение образования ребенком (детьми) на счет (лицевой счет) образовательного учреждения может приостанавливаться в связи с предоставлением студенту академического отпуска. В этих целях лицо, получившее сертификат, направляет в территориальный орган Пенсионного фонда заявление об отказе в направлении средств на получение образования ребенком (детьми) с приложением копии приказа о предоставлении студенту академического отпуска, заверенной образовательным учреждением.

Территориальным органом Пенсионного фонда перечисление средств на получение образования возобновляется на основании заявления о распоряжении средствами с приложением к нему копии приказа о допуске студента к образовательному процессу.

Получение ребенком образовательных услуг может быть прекращено до истечения срока действия договора на оказание платных образовательных услуг в связи с его отчислением из образовательного учреждения в том числе:

  • в случае неуспеваемости;
  • по собственному желанию;
  • в связи с его смертью.

В этом случае лицо, получившее сертификат, обязано известить территориальный орган Пенсионного фонда, направив заявление об отказе в направлении средств (с указанием причины отказа), к которому прилагается документ (его заверенная копия) об отчислении из образовательного учреждения или свидетельство о смерти ребенка (детей) (решение суда об объявлении его (их) умершими).

В свою очередь, образовательное учреждение при отчислении обучающегося, на получение образования которого направлены средства, в недельный срок с даты издания приказа об отчислении направляет информацию об этом в территориальный орган Пенсионного фонда и лицу, получившему сертификат.

Бухгалтерский учет

Начисление платы за обучение ребенка в образовательном учреждении производится на основании договоров о платных образовательных услугах.

Согласно п. 139 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, аналитический учет расчетов с дебиторами ведется в Журнале операций расчетов с дебиторами по доходам либо в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051).

В бухгалтерском учете начисление платы отражается проводкой:

Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг"

Кредит счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг".

Перечисление средств материнского капитала производится территориальными органами Пенсионного фонда на лицевой счет образовательного учреждения, открытый в органах Федерального казначейства, или на текущий счет в кредитной организации и отражается проводками:

Дебет счета 2 201 01 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета"

Кредит счета 2 205 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг".

Зам. главного редактора журнала

"Бюджетные учреждения образования:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: