Инфраструктура как сервис платформа как сервис программное обеспечение как сервис

Обновлено: 30.06.2024

Инфраструктура как услуга (IaaS) – это форма облачных вычислений, которая предоставляет виртуализированные вычислительные ресурсы через Интернет. IaaS – одна из трех основных категорий служб облачных вычислений, наряду с программным обеспечением как услугой (SaaS) и платформой как услугой (PaaS).

В модели IaaS поставщик облачных услуг управляет IT-инфраструктурой, такой как хранилище, серверы и сетевые ресурсы, и доставляет их организациям-подписчикам через виртуальные машины, доступные через Интернет. IaaS может иметь множество преимуществ для организаций, например, потенциально делать рабочие нагрузки быстрее, проще, гибче и экономичнее.

Архитектура IaaS

В модели обслуживания IaaS поставщик облачных услуг размещает компоненты инфраструктуры, которые традиционно присутствуют в локальном центре обработки данных. Сюда входят серверы, хранилище и сетевое оборудование, а также уровень виртуализации или гипервизора.

Поставщики IaaS также предоставляют ряд услуг для сопровождения этих компонентов инфраструктуры. Они могут включать следующее:

  • подробный биллинг;
  • мониторинг;
  • доступ к журналу;
  • безопасность;
  • балансировки нагрузки;
  • кластеризация;
  • отказоустойчивость хранилища, например резервное копирование, репликация и восстановление.

Эти сервисы все чаще управляются политиками, что позволяет пользователям IaaS реализовывать более высокий уровень автоматизации и оркестровки для важных инфраструктурных задач. Например, пользователь может реализовать политики для управления балансировкой нагрузки, чтобы поддерживать доступность и производительность приложений.

Как работает IaaS?

Клиенты IaaS получают доступ к ресурсам и сервисам через глобальную вычислительную сеть (WAN), например через Интернет, и могут использовать сервисы облачного провайдера для установки оставшихся элементов стека приложений. Например, пользователь может войти на платформу IaaS для создания виртуальных машин (VM); установить операционные системы в каждую виртуальную машину; развертывать промежуточное программное обеспечение, такое как базы данных; создавать сегменты хранилища для рабочих нагрузок и резервных копий; и установить рабочую нагрузку предприятия на эту виртуальную машину. Затем клиенты могут использовать услуги поставщика для отслеживания затрат, мониторинга производительности, балансировки сетевого трафика, устранения проблем с приложениями и управления аварийным восстановлением.

Любая модель облачных вычислений требует участия поставщика. Поставщиком часто является сторонняя организация, специализирующаяся на продаже IaaS. Amazon Web Services (AWS) и Google Cloud Platform (GCP) являются примерами независимых поставщиков IaaS. Бизнес может также выбрать развертывание частного облака, став собственным поставщиком инфраструктурных услуг.

Преимущества IaaS

Организации выбирают IaaS, потому что часто проще, быстрее и экономичнее управлять рабочей нагрузкой без необходимости покупать, управлять и поддерживать базовую инфраструктуру. Используя IaaS, компания может просто арендовать эту инфраструктуру у другого предприятия.

IaaS – это эффективная модель облачного сервиса для временных, экспериментальных или неожиданно изменяющихся рабочих нагрузок. Например, если компания разрабатывает новый программный продукт, может быть более рентабельным размещать и тестировать приложение с помощью поставщика IaaS.

После тестирования и доработки нового программного обеспечения предприятие может удалить его из среды IaaS для более традиционного внутреннего развертывания. И наоборот, бизнес может передать это программное обеспечение для долгосрочного развертывания IaaS, если затраты на долгосрочное обязательство будут меньше.

Как правило, клиенты IaaS платят за каждого пользователя, как правило, за час, неделю или месяц. Некоторые поставщики IaaS также взимают с клиентов плату в зависимости от объема используемого пространства виртуальной машины. Эта модель с оплатой по мере использования исключает капитальные затраты на развертывание собственного оборудования и программного обеспечения.

Когда бизнес не может использовать сторонних поставщиков, частное облако, созданное на месте, по-прежнему может предлагать контроль и масштабируемость IaaS, хотя экономическая выгода больше не применяется.

Недостатки IaaS

Несмотря на свою гибкую модель с оплатой по мере использования, биллинг IaaS может стать проблемой для некоторых предприятий. Биллинг в облаке является чрезвычайно детализированным и разбит на части, чтобы отразить точное использование услуг. Пользователи часто здорово удивляются ценам – или обнаруживают, что затраты выше, чем ожидалось – при просмотре счетов за каждый ресурс и услугу, задействованную в развертывании приложения. Пользователи должны внимательно следить за своими средами IaaS и счетами, чтобы понимать, как используется IaaS, и избегать взимания платы за несанкционированные услуги.

Прозрачность – еще одна распространенная проблема для пользователей IaaS. Поскольку поставщики IaaS владеют инфраструктурой, детали конфигурации и производительности их инфраструктуры редко являются прозрачными для пользователей IaaS. Отсутствие прозрачности может затруднить управление системами и мониторинг для пользователей.

IaaS, SaaS и PaaS: каковы отличия?

IaaS – это лишь одна из нескольких моделей облачных вычислений, и ее можно дополнить, комбинируя ее с PaaS и SaaS.

PaaS строится на модели IaaS, потому что, помимо базовых компонентов инфраструктуры, поставщики размещают, управляют и предлагают операционные системы, промежуточное ПО и другие среды выполнения для пользователей облака. Хотя PaaS упрощает развертывание рабочих нагрузок, он также ограничивает гибкость бизнеса в создании необходимой среды.

С помощью SaaS поставщики размещают, управляют и предлагают пользователям всю инфраструктуру, а также приложения. Пользователям SaaS не нужно ничего устанавливать; они просто входят в систему и используют приложение поставщика, работающее в инфраструктуре поставщика. У пользователей есть возможность настроить способ работы приложения и разрешить пользователям его использовать, но за все остальное отвечает поставщик SaaS.

Примеры использования IaaS

IaaS можно использовать для самых разных целей. Вычислительные ресурсы, которые он предоставляет через облачную модель, можно использовать для различных сценариев использования. Наиболее распространенные варианты использования развертываний IaaS включают следующее:

  • Среды тестирования и разработки. Когда дело доходит до различных сред тестирования и разработки IaaS предлагает организациям гибкость. Их можно легко увеличивать или уменьшать в зависимости от потребностей.
  • Хостинг веб-сайтов, ориентированных на клиентов. Это может сделать размещение веб-сайта более доступным по сравнению с традиционными средствами размещения веб-сайтов.
  • Хранение, резервное копирование и восстановление данных. IaaS может быть самым простым и эффективным способом управления данными для организаций, когда спрос непредсказуем или может неуклонно расти. Более того, организации могут обойтись без обширных усилий, направленных на управление, юридические и нормативные требования к хранению данных.
  • Веб-приложения. Инфраструктура, необходимая для размещения веб-приложений, предоставляется IaaS. Следовательно, если организация размещает веб-приложение, IaaS может предоставить необходимые ресурсы хранения, серверы и сеть. Развертывания можно выполнять быстро, а облачную инфраструктуру можно легко масштабировать вверх или вниз в соответствии с требованиями приложения.
  • Высокопроизводительные вычисления (HPC). Для определенных рабочих нагрузок могут потребоваться вычисления на уровне высокопроизводительных вычислений, например научные вычисления, финансовое моделирование и разработка продуктов.
  • Хранилище данных и аналитика больших данных. IaaS может предоставить необходимые вычислительные мощности для обработки больших наборов данных.

Основные поставщики и продукты IaaS

Есть много примеров поставщиков и продуктов IaaS. Продукты IaaS, предлагаемые тремя крупнейшими поставщиками общедоступных облачных сервисов – Amazon Web Services (AWS), Google и Microsoft – включают следующее:

  • AWS предлагает такие сервисы хранения, как Simple Storage Service (S3) и Glacier, а также вычислительные сервисы, включая Elastic Compute Cloud (EC2).
  • Google Cloud Platform (GCP) предлагает услуги хранения и вычислений через Google Compute Engine.
  • Виртуальные машины Microsoft Azure предлагают облачную виртуализацию для множества различных целей облачных вычислений.

Это лишь небольшая часть широкого спектра услуг, предлагаемых основными поставщиками IaaS. Сервисы могут включать бессерверные функции, такие как AWS Lambda, Azure Functions или Google Cloud Functions; доступ к базе данных; вычислительные среды для больших данных; мониторинг; ведение журнала; и прочее.

На рынке IaaS есть также много других более мелких или более нишевых игроков.

Перед тем, как выбрать поставщика, пользователям необходимо будет тщательно взвесить услуги, надежность и стоимость – и быть готовыми выбрать альтернативного поставщика и при необходимости повторно развернуть его в альтернативной инфраструктуре.

Как внедрить IaaS?

При внедрении продукта IaaS следует учесть важные соображения. Сценарии использования IaaS и потребности инфраструктуры должны быть строго определены до рассмотрения различных технических требований и поставщиков. При внедрении IaaS необходимо учесть следующие технические требования и требования к хранению:

  • Сеть. Сосредоточившись на облачных развертываниях, организациям необходимо задать определенные вопросы, чтобы убедиться, что к подготовленной инфраструктуре в облаке можно получить эффективный доступ.
  • Место хранения. Организации должны учитывать требования к типам хранилищ, требуемые уровни производительности хранилищ, возможное необходимое пространство, предоставление и возможные варианты, такие как хранилище объектов.
  • Производительность. Организации должны учитывать последствия различных вариантов серверов, виртуальных машин, ЦП и памяти, которые могут предложить облачные провайдеры.
  • Безопасность. Безопасность данных должна иметь первостепенное значение при оценке облачных сервисов и поставщиков. Вопросы о шифровании данных, сертификации, соответствии и нормативах, а также о безопасных рабочих нагрузках следует рассматривать подробно.
  • Аварийное восстановление. Функции и параметры аварийного восстановления – еще одна область ключевого значения для организаций в случае аварийного переключения на уровне виртуальной машины, сервера или сайта.
  • Размер сервера. Параметры размеров серверов и виртуальных машин, количество процессоров, которые можно разместить на серверах, и другие сведения о процессоре и памяти.
  • Пропускная способность сети. Скорость между виртуальными машинами, центрами обработки данных, хранилищем и Интернетом.
  • Общая управляемость. Сколько функций IaaS может контролировать пользователь, какие части вам нужно контролировать и насколько легко ими управлять?

В процессе внедрения организации должны внимательно рассмотреть, как технические и сервисные предложения различных поставщиков удовлетворяют потребности бизнеса, а также собственные специфические требования к использованию. Рынок поставщиков IaaS следует тщательно оценивать; при значительном различии возможностей продуктов одни могут лучше соответствовать потребностям бизнеса, чем другие.

После определения поставщика и продукта важно заключить все соглашения об уровне услуг. Тщательные переговоры с поставщиком снизят вероятность негативного воздействия на вашу организацию мелких деталей, которые ранее были неизвестны.

Кроме того, организация должна тщательно оценить возможности своего IT-отдела, чтобы определить, насколько хорошо он оборудован для удовлетворения текущих требований внедрения IaaS. В модели IaaS штатные разработчики несут ответственность за техническое обслуживание инфраструктуры, включая исправления программного обеспечения, обновления и устранение неполадок. Эта оценка персонала необходима для обеспечения того, чтобы организация была оснащена для получения максимальной отдачи от внедрения IaaS на всех фронтах.

Интернет-предприниматель, специалист по SEO и SMM, E-commerce, вебмастер, блогер.

Kev Zettler

Kev Zettler

Описание. Платформа как сервис (PaaS) — это уровень облачной инфраструктуры, который предоставляет ресурсы для создания инструментов и приложений уровня пользователя. В него входит базовая инфраструктура, включая вычислительные и сетевые ресурсы, хранилища, а также инструменты разработки, системы управления базами данных и промежуточное ПО.

Что такое платформа как сервис?

PaaS — это уровень облачной инфраструктуры, который предоставляет ресурсы для создания инструментов и приложений уровня пользователя. Как и в случае IaaS, эти ресурсы включают в себя серверы, хранилища и сетевые ресурсы. В PaaS также входят инструменты разработки, системы управления базами данных, промежуточное ПО, системы электронной почты или уведомлений и многое другое.

PaaS является облачной платформой, что позволяет организациям избежать затрат и сложностей, связанных с покупкой инфраструктурных ресурсов (включая лицензии на программное обеспечение, инфраструктуру приложений и инструменты разработки) и управлением ими.

Преимущества платформы как сервиса

Как и другие облачные сервисы, платформа PaaS предоставляет ресурсы по требованию, которые можно масштабировать по мере необходимости. Раньше командам требовалось приобретать собственное оборудование, а затем настраивать серверы, базы данных, брандмауэры и все прочие компоненты самостоятельно. После этого командам приходилось обслуживать, масштабировать и контролировать собственную инфраструктуру. Существует также множество других преимуществ PaaS.

Оптимизация Agile и DevOps

Использование PaaS ускоряет разработку кода, тестирование и развертывание — несколько основных процессов в командах, применяющих Agile и DevOps. Кроме того, PaaS непосредственно дополняет рабочий процесс релизов при CI/CD и помогает обеспечить полный цикл релизов для DevOps. В рамках жизненного цикла ПО: разработка, тестирование, развертывание, управление и обновление — платформа PaaS помогает оптимизировать этап развертывания.

Ускорение выхода на рынок

Используя платформу как сервис, разработчики могут сосредоточиться исключительно на коде, а не на создании, настройке и подготовке инфраструктуры и платформ либо разработке функций автоматического масштабирования. Это значительно уменьшает время разработки новых проектов. Кроме того, на платформе доступны инструменты, шаблоны и библиотеки кода, которые также позволяют ускорить разработку и упростить процессы.

Масштабирование по мере необходимости

На узлах PaaS обычно предоставляются возможности эластичного масштабирования. Так команды могут быстро наращивать ресурсы в пиковые периоды, а затем снова сокращать их. Масштабирование автоматически выполняется поставщиком PaaS.

Экономичная разработка

Модель PaaS позволяет командам добавлять возможности разработки без привлечения персонала, тем самым сокращая затраты на программирование. Организациям больше не нужно устанавливать базовые инфраструктуры разработки и управлять ими.

Поставщики платформ как сервиса предлагают полезные дашбоарды для анализа стоимости инфраструктуры и управления ею. Такие инструменты анализа затрат помогают командам проводить аудит любых непредвиденных или нерациональных расходов. Кроме того, это позволяет командам оптимизировать расходы на развертывание. Без таких аналитических данных команды могут неожиданно обнаружить, что их расходы на инфраструктуру увеличились.

Поддержка распределенных команд разработки

Поскольку платформа как сервис — это облачный продукт, она удобна для совместной работы в распределенных командах. Поставщики платформ как сервиса предоставляют распределенное по всему миру оборудование, а значит, приложения, развертывание которых выполняется на PaaS, будут доступны из любого места по более низкой стоимости.

Безопасность и контроль доступа

Большинство поставщиков PaaS предлагают точно настраиваемые инструменты обеспечения безопасности и контроля доступа, которые позволяют командам быстро настраивать доступ к ресурсам PaaS. Это важно как для распределения уровней доступа в компании, так и для команды по обеспечению безопасности клиентов. Команды могут быть уверены в том, что инфраструктура защищена от потенциальной утечки данных или других проблем в сфере безопасности.

Примеры использования платформы как сервиса

На платформе PaaS выполняют развертывание готовых исполняемых файлов приложений, включая веб-приложения SaaS, такие как CRM, дашбоарды, комнаты чата и многое другое. Исполняемые файлы PaaS также могут включать в себя серверные API или микрослужбы. Параллельно с кодом приложения и в дополнение к нему можно развертывать вспомогательные инструменты, например балансировщики нагрузки, конвейеры уведомлений и системы отложенных заданий.

Разработка API и управление ими

Интерфейсы API являются важным компонентом любого современного распределенного приложения. Встроенные возможности платформ PaaS значительно упрощают разработку интерфейсов API и управление ими. API обычно применяют для подключения внешних систем к внутренним ресурсам приложений или для взаимодействия различных компонентов в архитектуре приложений на основе микрослужб.

Микросервисы

Платформы PaaS отлично подходят для работы с микрослужбами и существенно упрощают их развертывание. Можно без труда развертывать несколько микрослужб для приложения и настраивать их взаимодействие друг с другом. Большинство поставщиков PaaS предоставляют в пользовательском интерфейсе дашбоарды с наглядными данными о текущем развертывании. Команды могут лучше видеть и понимать схему развертывания микрослужб в режиме реального времени.

Многоэтапные среды

С помощью PaaS можно быстро развертывать многоэтапные среды, например совокупность среды разработки, раздела проиндексированных файлов и рабочей среды. Это дает командам дополнительную гарантию качества, поскольку они могут проверять правильность работы приложений на каждом этапе. Если приложение ведет себя в разделе проиндексированных файлов так, как ожидалось, его развертывание в рабочей среде уже не составит труда.

Хостинг баз данных

Для большинства приложений необходимо постоянное хранилище данных. Так как это типичное требование, поставщики PaaS предлагают развертывание баз данных и управление ими в числе основных функций. Команды могут обойтись без хостинга приложений на PaaS и использовать PaaS исключительно для доступа к базе данных. Эта модель настолько распространена, что некоторые поставщики PaaS предлагают специальные тарифные планы для использования только баз данных.

Бизнес-аналитика

Большинство предложений PaaS значительно облегчают жизнь разработчиков, поскольку включают приложения и платформы для бизнес-аналитики и сбора информации. Благодаря этим решениям разработчики приложений могут без труда предоставлять пользователям все данные и показатели, необходимые для принятия обоснованных бизнес-решений.

Коммуникация

Сегодня в приложения часто встраивают возможности для общения. Платформа PaaS предоставляет средства коммуникации и поддерживает такие технологии, как SMS, электронная почта, голосовая связь и т. д. В результате разработчикам становится проще добавлять возможности коммуникации в свои приложения.

Внутренние инструменты и частные дашбоарды

Внутренние инструменты идеально подходят для развертывания на PaaS, поскольку для них не требуются уникальные зависимости от инфраструктуры. Внутренние инструменты объединяют представления внутренних показателей. Ими пользуется стабильная подгруппа внутренних заинтересованных сторон, поэтому расширенные возможности эластичного масштабирования не нужны. Тем не менее эластичное масштабирование доступно на платформе PaaS по умолчанию.

Заключение

Платформа PaaS может предоставлять ресурсы инфраструктуры и инструменты разработки как небольшим, так и крупным командам разработчиков. Это позволяет командам получать доступ к необходимым ресурсам в нужное время и соответствующим образом масштабировать их. PaaS обеспечивает ускоренную работу и частые релизы программного обеспечения, становясь любимой технологией для команд, практикующих Agile и DevOps.

Готовы интегрировать PaaS в рабочий процесс DevOps? Начните работу с DevOps.

Kev Zettler

Kev — ведущий специалист по комплексной веб-разработке и серийный предприниматель более чем с десятилетним опытом создания продуктов и команд по методикам Agile. Он с большим энтузиазмом участвует в создании и развитии новых технологий с открытым исходным кодом, таких как DevOps, криптовалюта, виртуальная и дополненная реальность, а также преподает знания по этим технологиям. В свободное время Kev участвует в джемах по разработке инди-игр.

Облачные сервисы позволяют компании удалённо управлять процессами: автоматизировать рутину, организовать рабочее пространство для сотрудников, защитить данные от уничтожения и утечек.

Команда хостинг-провайдера Timeweb рассказывает, что представляют собой облачные сервисы, какие бизнес-задачи они решают и как компании перейти на облако.

Облачные сервисы: что это такое и как они помогают бизнесу

Команда timeweb

Облачная платформа — это сеть серверов, на которой компания размещает свою IT-инфраструктуру

Хостинг-провайдеры организуют из облачных сервисов облачные платформы. Это обеспечивает пользователям по всему миру доступ к высокопроизводительным ресурсам для создания серверов и цифровых приложений. А провайдер получает доход с аренды аппаратной платформы и программных решений.

С помощью облачной платформы бизнес организует свою работу. Облачные сервисы позволяют хранить данные, создавать виртуальные рабочие места, автоматизировать управление контейнерными приложениями, распределять входящий трафик между серверами.

Пример облачного сервиса — Google Drive. В сервисе можно создать единое пространство с доступом для разных людей, которые будут загружать, редактировать, скачивать файлы. Настройка подобной рабочей среды доступна для любой компании.

Но возможности Google всё же ограничены, даже если пользоваться услугами для бизнеса. Некоторые хостинг-провайдеры предоставляют больше свободы при настройке облачных сервисов. Например, дают возможность устанавливать любые приложения на удалённых компьютерах и использовать их с любого стороннего устройства, включая мобильное.

Облачная сеть выстраивается из дата-центров. Это хранилище, в котором собирается и обрабатывается информация. Дата-центры могут быть территориально удалены друг от друга и связаны на большом расстоянии по сети. Их обслуживают хостинг-провайдеры. Пользователи подключаются к облачной инфраструктуре через интернет, получая возможность работать со своими инструментами.

Облачные сервисы: что это такое и как они помогают бизнесу

Облачные сервисы бывают разных видов

Условно можно выделить три категории:

  • частные — принадлежат компании и работают на её оборудовании; такое решение стоит дорого, так как все затраты по обслуживанию и администрированию ложатся на бизнес;
  • публичные — содержатся облачным провайдером; компании платят за ресурсы, которые им нужны для работы;
  • смешанные — часть инструментов находится в публичном облаке, часть — на частном. Такой подход хорошо зарекомендовал себя, когда компании нужно хранить большой объём конфиденциальных данных на закрытом сервере в приватном облаке, но при этом она использует сторонние аналитические инструменты и приложения, которые можно запускать на публичных облачных платформах.

В этой статье мы будем в основном говорить про публичные облачные сервисы, которые предлагают провайдеры. Это удобное и экономически выгодное решение для многих компаний, включая крупный бизнес — по сравнению с приватными облачными сервисами.

Чаще всего облачные провайдеры предоставляют три типа услуг:

  • IaaS (Infrastructure as a Service) — инфраструктура как сервис,
  • PaaS (Platform as a Service) — платформа как сервис,
  • SaaS (Software as a Service) — программное обеспечение как сервис.

Как мы упоминали выше, гибридный подход позволяет комбинировать два типа облака, что особенно полезно и выгодно для небольших компаний. Основные инструменты можно разворачивать с помощью PaaS, а отдельные решения для сотрудников — как SaaS, например, подключать готовые CRM-решения и мессенджеры.

Облачные сервисы: что это такое и как они помогают бизнесу

Профессия

Системный администратор

Узнать больше

  • Получите опыт самостоятельного построения и настройки IT-системы, а также опыт работы в IT-компании уже во время обучения
  • Изучите инструменты и практики DevOps
  • Программа курса разработана на основе актуальных требований работодателей

Облачные сервисы упрощают ведение бизнеса

Облачные сервисы полезны всем — и стартапам, и крупным компаниям. Благодаря облачным решениям многие пережили локдаун, благодаря, например, организации удалённых рабочих мест.

Облачные сервисы также помогают:

  • автоматизировать бизнес-процессы с помощью CRM и других инструментов;
  • наладить внутренние и внешние коммуникации: создать безопасный и быстрый мессенджер для общения между сотрудниками компании или собственную онлайн-платформу для взаимодействия с клиентами (интернет-телефония, чаты);
  • настроить отчётность;
  • ускорить учёт: приложения из серии Metabase помогают собирать важные для компании данные — например, число продаж, отзывы пользователей — из различных источников и представлять их в виде удобных схем и таблиц;
  • защитить данные.

Облачные сервисы позволяют сосредоточиться на бизнес-процессах, отдав решение технических задач и проблем внешним специалистам за адекватные деньги.

Важное преимущество облачных сервисов — возможность настройки под потребности клиента.

Провайдеры предлагают быстрое подключение и отключение услуг, а интеграция инструментов не занимает много времени. При этом использовать облачную инфраструктуру чаще намного дешевле, чем пользоваться коробочными решениями, не говоря уже о покупке оборудования.

Классический выделенный сервер и облачный сервис могут отличаться по цене более чем на 60% в зависимости от хостинга и услуг. К тому же выделенный сервер даёт фиксированный набор ресурсов, а облако динамически меняется в зависимости от поставленных задач.

Облачные сервисы защищают от внешних и внутренних угроз

Провайдеры тратят много ресурсов на безопасность, потому что от этого напрямую зависит их репутация. Дата-центры защищены от пожаров, наводнений, несанкционированного доступа и других чрезвычайных ситуаций.

При подключении к облачной инфраструктуре бизнес получает гарантии безопасности и конфиденциальности.

Крупные провайдеры облачных услуг вроде Amazon и Microsoft Azure, по заверению самих компаний, не продают данные клиентов. А в случае форс-мажоров хостинги обещают немедленно уведомить и принять меры по защите информации пользователей.

С внутренними угрозами — например, утечками информации — борются с помощью правильной конфигурации облачных сервисов. Разделение прав, отзыв доступов при увольнении, формирование закрытых каналов — со всем этим можно разобраться самостоятельно или с помощью администраторов провайдера.

Перейти на облако можно с помощью провайдера

Переход к облачным сервисам можно условно разделить на несколько этапов:

  • анализ бизнес-процессов, подготовка к переезду с традиционных серверов или с другого облака;
  • выбор провайдера облачных услуг и подходящего пакета услуг;
  • самостоятельная настройка и интеграция или использование услуг провайдера;
  • доработка решения под задачи бизнеса — например, изменение поведения приложения для анализа данных сотрудниками компании;
  • обучение сотрудников — силами компании или при помощи документации облачного сервиса.

Если компания выбирает провайдера, то он сам перенесёт рабочие проекты в облако. Специалисты выполнят миграцию, настройку и запуск инфраструктуры. Некоторые провайдеры выделяют команду для индивидуальной поддержки и обслуживания проекта.

Необязательно, чтобы в штате компании был администратор для обслуживания облачных сервисов. Можно возложить его функции на провайдера, который предлагает услугу полного администрирования.

Что в итоге

Облачные сервисы упрощают ведение любого бизнеса. Они помогают автоматизировать бизнес-процессы, организовать виртуальное рабочее место сотрудников, вести отчётность, защищать данные.

Облачные сервисы дают гибкость. Можно быстро разворачивать новые приложения и добавлять услуги по работе с облачными сервисами.

Облачные сервисы безопасны. Специалисты хостинга круглосуточно мониторят активность, гарантируют отказоустойчивость серверов и помогают в случае возникновения проблем.

Читать также

Облачные сервисы: что это такое и как они помогают бизнесу

Что такое хостинг

Облачные сервисы: что это такое и как они помогают бизнесу

Что такое облачное хранилище

Облачные сервисы: что это такое и как они помогают бизнесу

Список Gartner: какие технологии помогут бизнесу в 2022 году

Фото: Shutterstock

За несколько десятилетий эта идея эволюционировала. Сегодня облако — это комплекс технологий для решения широкого спектра задач: от разработки и запуска корпоративных и пользовательских приложений, до хранения и обработки огромных массивов данных, обучения программных моделей искусственного интеллекта.

Облачные сервисы делятся на три больших сегмента:

  1. Инфраструктура как услуга (IaaS, Infrastructure-as-a-Service) — аренда виртуальных вычислительных ресурсов, хранилищ и сопутствующих сервисов.
  2. Платформа как услуга (PaaS, Platform-as-a-Service) — аренда не только инфраструктурных виртуальных ресурсов, но и готовых к использованию операционных систем, баз данных, средств разработки, тестирования и развертывания программ.
  3. Программное обеспечение как услуга (SaaS, Software-as-a-Service) — это готовые к использованию приложения и сервисы, не требующие установки, обслуживания и обновления со стороны пользователя.

Помимо 3 ключевых сегментов — IaaS, PaaS, SaaS, есть и специализированные облачные сервисы, включающие в себя элементы разных сегментов. Это AIaaS (Artificial Intelligence as a Service, искусственный интеллект как услуга), DSaaS (Data Science as a Service, обработка данных как услуга) и другие облачные услуги.

Кто предоставляет облачные услуги?

Облачные провайдеры — компании, аккумулирующие у себя экспертизу в области облачных технологий. Они предлагают специализированные сервисы, а также сегментируют услуги таким образом, чтобы принести максимальную пользу своим клиентам: предпринимателям, IT-разработчикам, научным и общественным организациям.

Облачный рынок — самый перспективный сегмент в сфере IT. Даже во время кризиса он не потерял высоких темпов развития. Так, например, три крупнейших мировых облачных провайдера Amazon Web Services (AWS), Microsoft Azure и Google Cloud во втором квартале 2020 года показали значительный рост выручки по сравнению с докризисным периодом. Это свидетельствует о высоком спросе на облачные услуги в мировом масштабе. Не отстали от лидеров рынка и российские компании. Облачный провайдер группы Сбербанка — SberCloud — даже в неблагоприятных рыночных условиях сумел вывести на рынок 40 новых, востребованных бизнесом сервисов, в составе своей облачной платформы SberCloud.Advanced.

Кто пользуется облачными сервисами?

Самые разные компании, от индивидуальных предпринимателей и стартапов до корпораций и госструктур. Это e-commerce площадки, стриминговые сервисы, малый бизнес, госорганизации. Одни делают ставку на резервное хранение и архивацию данных, тестируют новые продукты в облаке до запуска на массовую аудиторию. Другие используют весь спектр возможностей облачных платформ и переносят на их мощности все свои бизнес-процессы.

Например, американская корпорация General Electric использует облако, чтобы хранить и обрабатывать огромные объемы данных, связанных с работой промышленного оборудования — нефтяных и газовых установок. В то же время корпорация перенесла на облачную платформу более 350 бизнес-приложений, вполовину сократив затраты на их эксплуатацию.

Банки также используют облачные платформы. Они разворачивают в них бизнес- и пользовательские приложения, системы искусственного интеллекта, помогающие строить маркетинговые стратегии, анализировать предпочтения клиентов и предлагать клиентам новые услуги. Так Сбербанк на базе облачной платформы SberCloud формирует собственную экосистему и предлагает новые продукты и услуги.

Но ведь можно делать все то же самое самостоятельно. Чем облачные платформы лучше?

Облачный провайдер берет на себя капитальные затраты на закупку оборудования и расходы на его обслуживание (при использовании IaaS). Самые зрелые и высокотехнологичные облачные платформы, такие как, например, SberCloud.Advanced, предоставляют клиентам еще и готовые программные среды с операционными системами, базами данных, инструментами разработки и тестирования (модель PaaS). Именно последний подход позволяет удешевить и ускорить процесс проектирования и вывода на рынок новых продуктов и услуг.

Хорошо, но насколько надежно и безопасно облако?

Облачные провайдеры размещают свои вычислительные мощности в дата-центрах. Это хорошо охраняемая территория, оснащенная самыми современными средствами защиты. Внутри действует пропускной режим, на дверях стоят магнитные замки и биометрические сканеры. Дата-центры в обязательном порядке оборудуют системами кондиционирования и пожаротушения, а также резервными электрогенераторами. Надежность работы всего оборудования, его отказоустойчивость сертифицируется международной организацией Uptime Institute. Дата-центры, используемые ведущими облачными провайдерами, имеют сертификат Tier 3. Устойчивость к отказам такого центра составляет 99.982%, что означает, что сервера или накопители, стоящие в таком дата-центре, могут быть недоступны не более семи с половиной минут в течение месяцев. Собственные дата-центры такого класса могут позволить только крупнейшие компании мира.

Высококвалифицированные специалисты облачного провайдера области информационной безопасности регулярно проверяют его информационные системы на наличие уязвимостей и используют для этого самые совершенные решения. Большинство компаний, которые не пользуются облаком, не располагают специалистами такого высокого уровня, и не имеют столь эффективных и дорогостоящих программно-аппаратных комплексов для защиты своей ИТ-инфраструктуры и данных клиентов.

Как понять, нужно ли это моему бизнесу?

Облачные технологии универсальны. Их используют в бизнесе, науке, образовании и в госсекторе. Они нужны практически любой компании и организации, работающей с данными и имеющей свою ИТ-инфраструктуру, так как делают бизнес более гибким, быстрым и эффективным, а значит более конкурентоспособным.

Какие именно облачные сервисы нужны, зависит от характера решаемых задач. Если это торговый бизнес, а клиенты начали больше покупать в онлайн, то возможно расширение e-commerce-составляющей с помощью ресурсов облачной платформы. Если же компания имеет широкую региональную сеть, то оснащение каждого филиала собственной ИТ-инфраструктурой долго и дорого, намного проще воспользоваться виртуальным ЦОДом облачного провайдера.

Читайте также: