Подозрение и обвинение как формы осуществления уголовного преследования

Обновлено: 07.05.2024

Уголовное преследование – это процессуальная деятельность, которая осуществляется стороной обвинения для того чтобы изобличить лицо виновного в совершении преступления.

Со стороны обвинения, эту деятельность осуществляют такие участники уголовного судопроизводства, как:

  • следователь;
  • прокурор;
  • руководитель следственного органа;
  • дознаватель;
  • начальник подразделения дознания;
  • частный обвинитель и его представитель;
  • гражданский истец и его представитель;
  • потерпевший и его законный представитель.

Но характер их деятельности, а также совокупность средств реализации функции уголовного преследования и объем предоставленных полномочий различаются в зависимости от: внутреннего убеждения, от тяжести и характера преступления, а также стадий производства по уголовному делу.

В соответствии с ст. 20 УПК РФ закреплено три вида уголовного преследования:

  • частное;
  • публичное;
  • частно-публичное.

Тяжесть и характер совершенного преступления выступают критерием разделения уголовного преследования на данные виды.

Дела частного обвинения – это дела о преступлениях, как правило, без отягчающих обстоятельств, которые предусмотрены в статьях УК РФ:

  • умышленное причинение легкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 115);
  • побои (ч. 1 ст. 116);
  • клевета (ч. 1 ст. 129);
  • оскорбление (ст. 130 УК РФ).

Подобные дела могут быть возбуждены только по заявлению потерпевшего, его законного представителя и прекращаются, если стороны пошли на примирение. Такой вариант возможен только до удаления суда в совещательную комнату.

Дела частно-публичного обвинения – это дела о преступлениях также без отягчающих обстоятельств, которые предусмотрены в УК РФ:

Такие дела также возбуждаются по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но в отличие от дел частного обвинения, эти дела не могут быть прекращены в связи с примирением сторон.

Но правило, которое предусмотрено в ст. 25 УПК РФ, является исключением. В статье закреплено, что суд, а также дознаватель с согласия прокурора или следователь с согласия руководителя следственного органа, если имеется заявление потерпевшего или его законного представителя, имеют право прекратить уголовное дело в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней или небольшой тяжести. И если преступление было совершено лицом впервые, и он загладил причиненный вред и примирился с потерпевшим.

По таким делам производство осуществляется в общем порядке, который предусмотрен УПК РФ.

Применительно к институту уголовного преследования, тенденция усиления равенства уголовного судопроизводства была закреплена. В сравнении с предыдущим уголовно-процессуальным законодательством (УПК РСФСР 1960 г.) значительно расширился круг дел частно-публичного обвинения, а также появилась возможность не только у потерпевших, но и у их законных представителей, возбуждать уголовные дела частно-публичного и частного обвинения.

Так как УПК РФ ориентировано на защиту прав и законных интересов лиц и организаций, которые оказались потерпевшими, а не на быстрое и полное раскрытие преступлений, то Расширение частных начал уголовного судопроизводства соответствует задачам и духу современного российского уголовно-процессуального законодательства.

В Российской Федерации, защита прав и свобод человека не является только частным делом личности, но и обеспечивается государством. Поэтому в ряде случаев, дела частного и частно-публичного обвинения могут возбуждаться должностными лицами (дознавателем с согласия прокурора, а также следователем) даже если отсутствует заявления потерпевшего и его законного представителя. Это только в случаях, когда преступление было совершено в отношении лица, которое в силу беспомощного и зависимого состояния либо по другим причинам не может защищать свои права и законные интересы, а также в случаях, когда лицо совершило преступление и данных о нем не известно.

В таких случаях уголовное преследование будет осуществляться вне зависимости от волеизъявления потерпевшего.

Уголовные дела, возбужденные подобным образом, приобретают публичный характер, и уголовное преследование по ним осуществляется в публичном порядке.

Так как уголовное преследование осуществляется по делам частно-публичного или частного обвинения в публичном порядке, то это не противоречит уголовному судопроизводству и его задачам. Таким образом, не следует его рассматривать как проявление приоритета государственных интересов над частными в уголовном процессе. В данном случае, речь идет о защите охраняемых законом интересов и прав потерпевшего, который находится в беспомощном состоянии, или по иным причинам не может самостоятельно реализовать свое право. Таким образом, дознаватель и следователь отстаивают от имени государства интересы лица, который нуждается в дополнительной защите со стороны государства.

Все остальные дела, которые не относятся к категориям дел частно-публичного и частного обвинения, считаются уголовными делами публичного обвинения.

Прокурор, а также дознаватель и следователь, в силу публичного характера российского уголовного судопроизводства, осуществляют уголовное преследование по уголовным делам частно-публичного и публичного обвинения от имени государства.

Следователь, прокурор, орган дознания и дознаватель, в каждом случае обнаружения признаков преступления обязан руководствоваться принципом законности, изобличать лица или лиц, которые виновны в совершении преступления, а также принимать предусмотренные законом меры по установлению события преступления.

Обязанности, которые возлагаются на следователя, прокурора и дознавателя, могут быть исполнены надлежащим образом только тогда, когда все эти лица будут обладать конкретными властными полномочиями. Согласно ст. 37, 38, 41 УПК РФ закреплено правовое положение следователя, прокурора и дознавателя. Также закон устанавливает, что поручения, требования и запросы руководителя следственного органа, следователя, прокурора, органа дознания и дознавателя, которые предъявлены в пределах их полномочий, установленных УПК РФ являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и должностными лицами.

Читайте также: