Под законной легитимной властью как типом межличностной власти понимается
Обновлено: 07.07.2024
Легитимность – это признание обществом данной власти и ее права на управление.
В настоящее время существует два подхода к определению критериев легитимности власти. Либерально - демократический, иногда его называют рационально - законный, признает только такую власть, которая сформирована в результате демократических процедур. Прагматический - исходит из того, что главное состоит не только в выборности власти, но и в ее способности овладеть сложной ситуацией в обществе, поддерживать в нем стабильность.
Третий тип – рациональная легитимация, то есть господство, основанное на воспринятом умом убеждении в целесообразности и оправданности существующего режима, законов, принятых в данном обществе для руководства им, вере в функциональную компетентность руководителя государства. Здесь в качестве мотива подчинения выступают соображения интереса. При таком типе господства индивиды подчиняются не личности, а установленным законам: им подчиняются и управляемые и управляющие, то есть правовое, рациональное начало – это принцип, лежащий в основе данной легитимации.
Д. Истон, в зависимости от объекта, времени, содержания, различает следующие типы легитимности:
Считая основными источниками легитимности идеологию, структуру и личные качества, Д. Истон выделил следующие типы легитимности:
1. Идеологический. Основывается на ценностях и нормах, которые разделяет политический режим и которыми он руководствуется. Следовательно, чем больше граждан разделяют ценности и нормы режима, тем большей легитимностью он обладает, и наоборот.
3. Персональный. В основе его лежат убеждения граждан в обоснованности возложенных на конкретное лицо выполняемых им властных функций, в соответствии личностных характеристик политического деятеля требованиям, возлагаемых на него властью. Данный тип легитимности персонифицирует власть, придает ей большую эмоциональную окраску.
Легитимность власти — это не постоянное, застывшее состояние, а подвижная переменная. В обществе происходят колебания легитимности власти. Эти колебания связаны с процессами легитимизации и делегитимизации власти. Легитимизация — это процесс роста общественного признания лидеров и институтов политической власти. Делегитимизация — процесс падения авторитета лидера и институтов политической власти.
Признаки делигитимации:
1) Критика властных структур
2) Коррумпированность высших эшелонов власти
3) Противоправность в поведении чиновников
4) Обнищание народа
Особую роль в процессах легитимизации, очевидно, играет интеллигенция. Когда интеллектуальная элита в целом доверяет режиму, то можно предсказать ему оптимистическое будущее. И, соответственно, наоборот: если интеллектуалы противостоят режиму, легитимность последнего представляется крайне хрупкой. Поэтому власть в реформируемом обществе всегда должна уделять особое внимание настроениям в интеллектуальной и студенческой среде.
В посттоталитарных обществах важное значение в процессе легитимации режима может играть рабочий класс, еще сохраняющий свои воспоминания и претензии на исключительное положение, которое хотя и было в коммунистических системах в значительной степени иллюзорным; но во многом воспринимается как стереотип.
Между тем, существенно более важным фактором делегитимации является армия, которая, как правило, обладая высокой степенью организованности и вооружением, в состоянии произвести военный переворот в случае широкого распространения в ее рядах недовольства существующей властью. В отдельных случаях важным фактором делигитимации может выступать и духовенство, однако это зависит от конкретно-исторической ситуации в стране.
Иными словами, ограничения легитимности и потеря доверия могут объясняться как дурной политикой, так и трудностями управления в плохо регулируемом обществе.
Существуют два противоположных типа неуправляемости:
1) Правительство слишком перегружено требованиями со стороны общества с очень сложной структурой и берет на себя множество обязательств, как это бывает в государствах с большим числом социальных программ;
2) Государство в ситуации экономического кризиса или экономической недоразвитости просто не обладает необходимыми ресурсами для оказания позитивного влияния на общество.
По-видимому, — оба случая вполне применимы к современной России. Таким образом, важнейшим условием функционирования власти является ее авторитет в глазах граждан, ее легитимность. Легитимность власти является гарантом ее стабильности.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Важнейшим условием функционирования политической власти является ее легитимность. Она составляет фундамент власти, определяет ее эффективность, обеспечивает общественный порядок, стабильность и устойчивость политического строя. Что такое легитимность и почему она так важна?
Что это такое?
Легитимность (от лат. legitimus – правомерный, надлежащий, должный) – длительное согласие большинства принять правление данного класса, группы, личности в качестве законного, правомочного, соответствующего данному обществу. Власть является легитимной, если народ признает ее господство, соглашается с политическими решениями и выполняет властные распоряжения без сопротивления. Термин означает:
- моральную и социальную оправданность власти, политических процессов и институтов;
- согласованность решений и действий с юридическими законами.
Власть легитимна, если обладает следующими признаками:
- соответствует правилам, принятым в обществе или установленным с ее приходом;
- эти правила базируются на вере или идеологии, разделяемой властью и народом;
- обладает авторитетом для народа и имеет поддержку с его стороны.
Выделяют 3 уровня легитимности:
- национальный – признание власти населением данной страны;
- внешний – признание власти со стороны других государств и международных организаций;
- индивидуальный – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.
Источниками легитимности служат:
- убежденность граждан в справедливости и целесообразности политического строя;
- консервативность общества, его приверженность устоявшимся структурам и нормам государственной власти, механизмам ее формирования;
- положительная оценка личностных качеств политического лидера;
- политическое принуждение – убеждение, поощрение, демонстрация превосходства.
Легитимность может инициироваться и формироваться не только населением, но и правительством, и проправительственными политическими структурами. Она зависит от способности властей создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости, оптимальности сложившихся политических институтов и проводимого ими курса. В особых условиях легитимность может формироваться под воздействием внешних сил – дружественных государств, международных организаций.
Легитимность и легальность
В международном праве легитимная власть – та, которая получена на легальных (законных) основаниях и функционирует в нормативно-правовом поле. Такую власть признает не только народ данного государства, но и все мировое сообщество. В политологии легитимность и легальность – разные понятия, характеризующие природу политического лидерства и мотивацию подчинения.
Легитимность – это этический, оценочный, моральный аспект власти, отражающий лояльность граждан к ней, одобрение и добровольное подчинение. Показателями легитимности служат:
- уровень принуждения при поведении в жизнь властных решений;
- наличие попыток свержения;
- соотношение гражданской поддержки и неповиновения;
- результаты выборов и референдумов.
Легальность (от лат. lex – закон)– юридический, этически нейтральный аспект власти, характеризующий ее законность, юридическую правомерность. Подчинение власти носит формальный характер, базируется исключительно на силе принуждения и не предполагает ни одобрения народа, ни согласия подчиняться. Легальность и легитимность могут находиться в состоянии конфликта: законно функционирующая власть не признается народом или напротив – народ признает власть, приобретенную в результате государственного переворота, революции.
Легитимация и делигитимация
Легитимация – процедура обретения общественного признания политическим лидером, институтом или политической системой, опирающаяся на принятые в данном обществе ценности. Легитимация призвана подтверждать авторитет власти, обеспечивать повиновение без принуждения. Основой легитимации могут быть:
- традиции и обычаи;
- харизма политического лидера;
- конституционные нормы;
- демократические выборы;
- референдум или плебисцит.
Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Она не означает юридически оформленной законности власти, ее не следует путать с легализацией.
Власть не может быть одинаково легитимной для всех – в любом обществе всегда будут силы, социальные группы, не признающие ее, не одобряющие ее действий и отказывающиеся подчиняться. Кроме того, легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, то есть характер и степень поддержки общества. Существует понятие порога легитимности – уровня доверия населения к действующей власти. Считается, что если он опускается ниже 30%, такая власть не является легитимной, то есть утрачивает поддержку и признание у народа. Кризис доверия – утрата уверенности в способность политической силы решать социально-экономические проблемы, обеспечивать нормальные условия жизни граждан и их социальную защищенность.
Ситуация, в которой правомерность существующего социального порядка подвергается сомнению, называется кризисом легитимности. Его основные причины:
- противоречия между господствующими в обществе идейными ценностями и стремлениями правящей элиты;
- противоречия между официально провозглашенными принципами правления и реальной политической практикой;
- присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия;
- неспособность правительства осуществлять свои функции и адаптироваться к изменяющимся условиям;
- бессилие власти перед преступностью, коррупцией, бюрократией;
- давление на средства массовой информации;
- невыполнение политическими лидерами программ и обещаний;
- раскол внутри правящей элиты;
- конфликт ветвей власти.
Неразрешенность, откладывание решения проблем приводит к социальным конфликтам, межгрупповой борьбе. Итогом развития кризиса легитимности становится полная утрата властью общественного доверия – делигитимация власти. Для предупреждения кризисных состояний и поддержания доверия общества правящей элите следует:
- поддерживать постоянный контакт с населением;
- проводить разъяснительную работу относительно своих целей;
- контролировать соблюдение прав граждан;
- обновлять законодательство;
- обеспечивать равновесие ветвей власти;
- обеспечивать равные возможности всем участникам политических отношений;
- повышать правовую грамотность и политическую активность граждан.
В каждой стране есть своя система обеспечения легитимности власти. Ее элементами являются органы государственной власти и управления, средства массовой информации, силовые структуры. Режим может оставаться легитимным даже при выраженном недоверии к отдельным институтам власти или руководителям государства.
Типологии легитимности
Основателем теории легитимности является немецкий социолог и философ М. Вебер. Ученый утверждал, что характер легитимности власти определяет ее природу, выделял 3 типа легитимного господства:
- Традиционный – опирается на силу обычаев и привычку людей жить согласно этим обычаям, присущ патриархальным и сословным обществам.
- Харизматический – преданность подданных обеспечивается доверием к лидеру, признанием его выдающихся личностных качеств. Такой тип легитимности возникает в моменты социально-политических кризисов, когда народные массы наделяют властью вождей, веря, что они способны изменить ситуацию в лучшую сторону.
- Рационально-легальный– основан на вере в правильность формальных правил, по которым формируется власть. В нем выделяют демократический тип легитимности (власть основана на свободном волеизъявлении граждан) и технократический (власть базируется на умении властвовать при помощи политических технологий).
Американский политолог Д. Истон связывает легитимность с истинностью и справедливостью власти. Ученый рассматривает власть как социально-психологическое отношение между индивидами и правящей элитой, в основе которого лежит согласие по основным политическим вопросам. В его концепции выделено 3 типа легитимности:
- идеологический – основан на разделении большинством населения идеологии правящей элиты;
- структурный – строится на убежденности граждан в ценности структуры и норм политического режима;
- персональный – основан на оценках личности, осуществляющей управление обществом и соответствия ее качеств занимаемой должности.
Согласно теории Д. Истона отношение индивидов к власти определяется политическим доверием – суждением граждан о способности политиков, институтов, политических курсов реализовать их интересы и ожидания. Дальнейшее развитие теоретической мысли раскрывает различные аспекты легитимности власти, ее взаимосвязи с эффективностью управления, гражданско-политической активностью общества, постоянным наращиванием социальных обязательств государства перед гражданами. Выявленные типы легитимности идеальны: в чистом виде не существуют ни в одном обществе. Легитимность строится, как правило, на многоэлементной основе.
В большинстве государств мира легитимность является основой существования и гарантией эффективности власти. Но существуют страны, где она отсутствует. В тоталитарных режимах, где власть отражает интересы и ценности правящего класса и обладает достаточными ресурсами для навязывания своих стандартов всему обществу, попытки оспорить ее легитимность жестоко подавляются и потому крайне редки. Например, в беднейших странах Азии и Африки население не связывает социально-политические проблемы с неэффективностью власти, вопрос ее легитимности отсутствует в сознании большинства.
Заключение
Легитимность является важнейшим стратегическим ресурсом власти. Если граждане признают законность и справедливость власти, они воспринимают государственное принуждение как должное и не оказывают ему сопротивления. В этом случае власти не требуется прибегать к насилию для реализации своих решений, требований, приказов: в обществе работают механизмы саморегуляции, а само принуждение сводится к защите гражданских прав и свобод граждан.
1. Легитимность как условие функционирования политической власти.
2. Понятие легитимности, ее признаки. Уровни легитимности:
- национальный;
- внешний;
- индивидуальный.
3. Источники легитимности:
- убеждения граждан;
- консервативность общества;
- доверие к личностным качествам лидера;
- политическое принуждение.
5. Понятие легитимации и ее основы.
6. Понятие порога легитимности, кризиса доверия. Кризис легитимности и его причины.
Легитимность – это одно из основных понятий политологии, которое возникло в охваченной революцией Франции начала XIX века. Несогласие народа с действующим в то время политическим строем привело к окончанию абсолютной монархии и возникновению республики.
Понятие легитимности и легитимных действий
Термин состоит из двух аспектов – согласия и подчинения. Общество признает существующий политический строй, одобряет действия и решения органов власти.
В то же время каждый гражданин обязуется следовать указам правительства, соблюдать установленные законы, соглашается с правом государства на принуждение к их выполнению.
Из этого следует, что легитимность означает согласие общества подчиняться институтам государственной власти. Она строится в первую очередь на моральной оценке членов общества о справедливости и является социально-психологическим явлением.
Согласие с властью приводит к добровольному подчинению ее решениям. Любое действие, не оспариваемое обществом или индивидами, которые имеют способность и право его оспорить, признается легитимным.
Признаки легитимности власти
Эффективность и стабильность работы государства неразрывно связаны с уровнем доверия к руководству страны.
Признаки, характерные для легитимной власти, можно разбить на группы:
Психологические. Народ доверяет государству и убежден, что оно действует в его интересах, способно обеспечить защиту и достойные условия жизни как для общества в целом, так и для каждой социальной группы. Большинство индивидов одобряют политику, проводимую правительством.
Формальные. Эти признаки описывает главный документ страны – Конституция. Традиционно она опирается на основные принципы демократии – свободное волеизъявление, всеобщее равенство перед законом, выборность власти. Следовать обезличенным правовым нормам должны как те, кто правит, так и те, кем правят.
Концептуальные. При доверии граждан к власти политическая система устойчива – государственное руководство успешно решает стоящие перед ним задачи, сохраняет равновесие политических сил. Также оно владеет текущей ситуацией в стране – способно влиять на систему распределения и перераспределения ресурсов, расстановку и деятельность политических субъектов для наилучшего функционирования экономики и общества.
Легитимизация власти – признание ее значимости и необходимости социумом – достигается при наличии перечисленных признаков. В противном случае в обществе будет назревать напряжение, ухудшающее работу государства и способное привести к смене политического режима.
Как определить, что власть в стране нелегитимна
Расхождение целей и интересов государства и общества приводит к падению уровня доверия к власти и ее делегитимизации.
Поступки, идущие вразрез с общественным мнением, становятся нелегитимными, встречают сопротивление в обществе.
Социальное напряжение и недовольство действующей в стране властью появляются, когда наблюдается:
расхождение официально провозглашенных и реально осуществляемых целей и задач;
негативное отношение населения к проводимым реформам;
низкий уровень доверия к основным социальным институтам;
высокое расслоение доходов;
частое принуждение к подчинению;
ограничение демократических прав и свобод.
Чтобы легитимизировать существующую власть, правительство использует разные способы: вносит изменения в законодательство, напоминает о традициях населения, использует харизматические личности для поддержания своего образа.
Необходимый эффект достигается при успешном осуществлении национальных проектов, программ по поддержке всех слоев населения, эффективной работе экономики, соблюдении и поддержании правопорядка.
Легитимность и легальность власти – в чем различия
Коренное отличие понятий кроется в том, что легитимность – оценочное суждение о власти, а легальность – ее юридическое обоснование.
Легальная власть опирается на принципы:
осуществления деятельности в рамках правовых норм;
подчинения действующему законодательству.
Легальность, являясь юридическим определением, характеризует власть нейтрально, в соответствии с установленными законами. Недовольство большинства, подрывающее легитимность действующего политического режима, не оказывает влияние на его легальность до изменения законодательства.
Типы легитимного правления
Основоположник традиционного подхода к социологии и политологии, немецкий социолог и философ Макс Вебер, выделял три типа легитимного правления:
Разница между ними заключается в мотивах общества к повиновению. На практике эта граница зачастую размыта, и характерные признаки тесно переплетены.
Традиционный
Традиционная легитимность, по Веберу, в качестве мотивации к подчинению ссылается на устоявшиеся с давних времен традиции.
Вошедшие в привычку правила и нормы не вызывают сомнений в исключительности действующего правителя, передающего власть по наследству.
Легитимность монархического строя сохраняется в некоторых странах Ближнего Востока и Юго-Западной Азии. В ряде европейских государств (Бельгия, Испания, Англия) также сохранились монархические династии, однако их титул стал символическим.
Харизматический
В кризисные времена политические, военные или религиозные деятели способны набрать немалый вес в обществе.
Харизматический лидер, наделенный, по мнению народа, выдающимися способностями, обладает абсолютной легитимностью. Он воспринимается как мессия, чьи авторитет и навыки способны разрешить любую проблему, сплотить людей, заразить своими идеями. Среди подобных лидеров можно выделить библейского Моисея, пророка Мухаммеда, Будду, Сталина, Черчилля, Ганди.
На харизме отдельных личностей держится власть в молодых африканских странах. В сочетании с народными традициями, в менталитете жителей этих государств заложено чувство почтения к вождю нации.
Легальный (рациональный)
Согласно классификации Вебера, признаком данного типа легитимности является уверенность общества в легальности власти.
Закон, установленный конституцией, является основой деятельности государственного аппарата и всех индивидов. Выражение предпочтений граждан обеспечивается посредством выборов. Этот тип легитимности присущ власти в большинстве развитых стран.
Выводы
Легитимность и легальность власти – обязательное условие сильного государства. Действующая в рамках закона власть, подкрепленная одобрением народа, способна эффективно развивать экономику страны, улучшать благосостояние граждан, решать внутренние и внешние проблемы.
Важнейшим условием функционирования политической власти является ее легитимность. Она составляет фундамент власти, определяет ее эффективность, обеспечивает общественный порядок, стабильность и устойчивость политического строя. Что такое легитимность и почему она так важна?
Что это такое?
Легитимность (от лат. legitimus – правомерный, надлежащий, должный) – длительное согласие большинства принять правление данного класса, группы, личности в качестве законного, правомочного, соответствующего данному обществу. Власть является легитимной, если народ признает ее господство, соглашается с политическими решениями и выполняет властные распоряжения без сопротивления. Термин означает:
- моральную и социальную оправданность власти, политических процессов и институтов;
- согласованность решений и действий с юридическими законами.
Власть легитимна, если обладает следующими признаками:
- соответствует правилам, принятым в обществе или установленным с ее приходом;
- эти правила базируются на вере или идеологии, разделяемой властью и народом;
- обладает авторитетом для народа и имеет поддержку с его стороны.
Выделяют 3 уровня легитимности:
- национальный – признание власти населением данной страны;
- внешний – признание власти со стороны других государств и международных организаций;
- индивидуальный – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.
Источниками легитимности служат:
- убежденность граждан в справедливости и целесообразности политического строя;
- консервативность общества, его приверженность устоявшимся структурам и нормам государственной власти, механизмам ее формирования;
- положительная оценка личностных качеств политического лидера;
- политическое принуждение – убеждение, поощрение, демонстрация превосходства.
Легитимность может инициироваться и формироваться не только населением, но и правительством, и проправительственными политическими структурами. Она зависит от способности властей создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости, оптимальности сложившихся политических институтов и проводимого ими курса. В особых условиях легитимность может формироваться под воздействием внешних сил – дружественных государств, международных организаций.
Легитимность и легальность
В международном праве легитимная власть – та, которая получена на легальных (законных) основаниях и функционирует в нормативно-правовом поле. Такую власть признает не только народ данного государства, но и все мировое сообщество. В политологии легитимность и легальность – разные понятия, характеризующие природу политического лидерства и мотивацию подчинения.
Легитимность – это этический, оценочный, моральный аспект власти, отражающий лояльность граждан к ней, одобрение и добровольное подчинение. Показателями легитимности служат:
- уровень принуждения при поведении в жизнь властных решений;
- наличие попыток свержения;
- соотношение гражданской поддержки и неповиновения;
- результаты выборов и референдумов.
Легальность (от лат. lex – закон)– юридический, этически нейтральный аспект власти, характеризующий ее законность, юридическую правомерность. Подчинение власти носит формальный характер, базируется исключительно на силе принуждения и не предполагает ни одобрения народа, ни согласия подчиняться. Легальность и легитимность могут находиться в состоянии конфликта: законно функционирующая власть не признается народом или напротив – народ признает власть, приобретенную в результате государственного переворота, революции.
Легитимация и делигитимация
Легитимация – процедура обретения общественного признания политическим лидером, институтом или политической системой, опирающаяся на принятые в данном обществе ценности. Легитимация призвана подтверждать авторитет власти, обеспечивать повиновение без принуждения. Основой легитимации могут быть:
- традиции и обычаи;
- харизма политического лидера;
- конституционные нормы;
- демократические выборы;
- референдум или плебисцит.
Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Она не означает юридически оформленной законности власти, ее не следует путать с легализацией.
Власть не может быть одинаково легитимной для всех – в любом обществе всегда будут силы, социальные группы, не признающие ее, не одобряющие ее действий и отказывающиеся подчиняться. Кроме того, легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, то есть характер и степень поддержки общества. Существует понятие порога легитимности – уровня доверия населения к действующей власти. Считается, что если он опускается ниже 30%, такая власть не является легитимной, то есть утрачивает поддержку и признание у народа. Кризис доверия – утрата уверенности в способность политической силы решать социально-экономические проблемы, обеспечивать нормальные условия жизни граждан и их социальную защищенность.
Ситуация, в которой правомерность существующего социального порядка подвергается сомнению, называется кризисом легитимности. Его основные причины:
- противоречия между господствующими в обществе идейными ценностями и стремлениями правящей элиты;
- противоречия между официально провозглашенными принципами правления и реальной политической практикой;
- присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия;
- неспособность правительства осуществлять свои функции и адаптироваться к изменяющимся условиям;
- бессилие власти перед преступностью, коррупцией, бюрократией;
- давление на средства массовой информации;
- невыполнение политическими лидерами программ и обещаний;
- раскол внутри правящей элиты;
- конфликт ветвей власти.
Неразрешенность, откладывание решения проблем приводит к социальным конфликтам, межгрупповой борьбе. Итогом развития кризиса легитимности становится полная утрата властью общественного доверия – делигитимация власти. Для предупреждения кризисных состояний и поддержания доверия общества правящей элите следует:
- поддерживать постоянный контакт с населением;
- проводить разъяснительную работу относительно своих целей;
- контролировать соблюдение прав граждан;
- обновлять законодательство;
- обеспечивать равновесие ветвей власти;
- обеспечивать равные возможности всем участникам политических отношений;
- повышать правовую грамотность и политическую активность граждан.
В каждой стране есть своя система обеспечения легитимности власти. Ее элементами являются органы государственной власти и управления, средства массовой информации, силовые структуры. Режим может оставаться легитимным даже при выраженном недоверии к отдельным институтам власти или руководителям государства.
Типологии легитимности
Основателем теории легитимности является немецкий социолог и философ М. Вебер. Ученый утверждал, что характер легитимности власти определяет ее природу, выделял 3 типа легитимного господства:
- Традиционный – опирается на силу обычаев и привычку людей жить согласно этим обычаям, присущ патриархальным и сословным обществам.
- Харизматический – преданность подданных обеспечивается доверием к лидеру, признанием его выдающихся личностных качеств. Такой тип легитимности возникает в моменты социально-политических кризисов, когда народные массы наделяют властью вождей, веря, что они способны изменить ситуацию в лучшую сторону.
- Рационально-легальный– основан на вере в правильность формальных правил, по которым формируется власть. В нем выделяют демократический тип легитимности (власть основана на свободном волеизъявлении граждан) и технократический (власть базируется на умении властвовать при помощи политических технологий).
Американский политолог Д. Истон связывает легитимность с истинностью и справедливостью власти. Ученый рассматривает власть как социально-психологическое отношение между индивидами и правящей элитой, в основе которого лежит согласие по основным политическим вопросам. В его концепции выделено 3 типа легитимности:
- идеологический – основан на разделении большинством населения идеологии правящей элиты;
- структурный – строится на убежденности граждан в ценности структуры и норм политического режима;
- персональный – основан на оценках личности, осуществляющей управление обществом и соответствия ее качеств занимаемой должности.
Согласно теории Д. Истона отношение индивидов к власти определяется политическим доверием – суждением граждан о способности политиков, институтов, политических курсов реализовать их интересы и ожидания. Дальнейшее развитие теоретической мысли раскрывает различные аспекты легитимности власти, ее взаимосвязи с эффективностью управления, гражданско-политической активностью общества, постоянным наращиванием социальных обязательств государства перед гражданами. Выявленные типы легитимности идеальны: в чистом виде не существуют ни в одном обществе. Легитимность строится, как правило, на многоэлементной основе.
В большинстве государств мира легитимность является основой существования и гарантией эффективности власти. Но существуют страны, где она отсутствует. В тоталитарных режимах, где власть отражает интересы и ценности правящего класса и обладает достаточными ресурсами для навязывания своих стандартов всему обществу, попытки оспорить ее легитимность жестоко подавляются и потому крайне редки. Например, в беднейших странах Азии и Африки население не связывает социально-политические проблемы с неэффективностью власти, вопрос ее легитимности отсутствует в сознании большинства.
Заключение
Легитимность является важнейшим стратегическим ресурсом власти. Если граждане признают законность и справедливость власти, они воспринимают государственное принуждение как должное и не оказывают ему сопротивления. В этом случае власти не требуется прибегать к насилию для реализации своих решений, требований, приказов: в обществе работают механизмы саморегуляции, а само принуждение сводится к защите гражданских прав и свобод граждан.
1. Легитимность как условие функционирования политической власти.
2. Понятие легитимности, ее признаки. Уровни легитимности:
- национальный;
- внешний;
- индивидуальный.
3. Источники легитимности:
- убеждения граждан;
- консервативность общества;
- доверие к личностным качествам лидера;
- политическое принуждение.
5. Понятие легитимации и ее основы.
6. Понятие порога легитимности, кризиса доверия. Кризис легитимности и его причины.
Читайте также:
- Верны ли следующие суждения к военным преступлениям не применим срок давности
- Кто имеет право давать разрешение на обход и осмотр оборудования тепловых сетей
- Можно ли сменить место прописки во время призыва
- Влияет ли психическое здоровье на дееспособность физического лица
- Дают ли кредит с временной пропиской в тинькофф