Почему гражданину необходима политическая культура

Обновлено: 28.05.2024

Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.

Содержание

История термина

Функции политической культуры

В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе.

Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации). Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти [1] .

К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации институциональной и политической системы с одной стороны и политической культуры с другой. Именно с успешным становлением определенного типа гражданской культуры связывают успех или провал демократического транзита в постсоветских государствах [3] , а также в странах Африки и Латинской Америки [4] .

Типологии

Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:

  • приходская культура (Parochial)
  • зависимая культура (Subject)
  • культура участия (Participant)

Сравнительные исследования

Сократите объём текста в соответствии с рекомендациями правил о взвешенности изложения и размере статей.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Политическая культура существенно зависит от общей культуры страны, многие социологи и политологи подчеркивают принципиальные различия политических культур стран Запада и Востока, см., работы С. Г. Кирдиной [6] . Согласно другой точке зрения большее влияние имеет степень доверия между людьми (см, например, работы Ф. Фукуямы [7] ) и устойчивость институтов. Согласно С. В. Цирелю [8] по устойчивости институтов общества делятся на теплые и холодные.

Холодные общества — это такие общества, где существуют установленные правила в политике. В них люди не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций. В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций.

Теплые общества — это такие общества, где отсутствуют установленные правила в политике. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости, поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов и даже равное бесправие, занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т. д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах.

Классической формой представительной демократии явля­ется парламентаризм. Он строится на принципах народного пред­ставительства, выборности, сменяемости, двойной ответственно­сти парламентариев, защиты прав меньшинства, широкой гласности.

Рассмотрим сущность этих принципов и механизм реали­зации.

Существуют два основных типа избирательных систем: ма­жоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе (Англия, США, Франция, Япония) от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах счи­тается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При та­кой системе, если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 50% голосов. Например, консервативная партия Великобритании не раз одерживала победу, получив лишь око­ло 40% голосов избирателей, ибо остальной электорат делился между лейбористской партией и либерально-социал-демократи­ческим партийным объединением. Большинство, полученное по­бедившей стороной, может быть двух видов — абсолютное и от­носительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50%+1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. Если ни один из кандидатов не получает требуе­мое число голосов, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие два кандидата, собравшие наибольшее чис­ло голосов в первом туре. Победителем во втором туре стано­вится кандидат, набравший относительное большинство голосов. При мажоритарной системе меньшинство может оказаться не представленным в законодательном органе.

^ Пропорциональная избирательная система имеет две раз­новидности. Первая предполагает избрание от каждого округа нескольких кандидатов — представителей той или иной партии. Число кандидатов распределяется пропорционально числу заво­еванных партиями голосов. Например, если кандидаты от од­ной из партий собрали 40% всех голосов, от второй — 20%, от третьей — 10%, то каждая из партий получает соответственно 40%, 20% и 10% мест в парламенте. Иными словами, депута­ты первой партии будут иметь численное превосходство в 2 и 4 раза по сравнению с другими партиями.

Вторая разновидность пропорциональной системы в том, что избиратели голосуют не за личности от партий, а за пар­тийные списки в масштабе всей страны. Избирательные округа при этом не выделяются, но распределение мест между парти­ями осуществляется по той же схеме, как и в первом вариан­те, т. е. пропорционально числу поданных за партию голосов. Пропорциональная система действует в Бельгии, Испании, Шве­ции, она является стимулом для небольших партий и способст­вует сохранению многопартийности в стране.

В ряде стран (Австралия, ФРГ, Россия) существует сме­шанная мажоритарно-пропорциональная система. Так, в ФРГ половина состава бундестага избирается по мажоритарной сис­теме, а другая — по пропорциональной.

Каждый из типов избирательной системы имеет свои до­стоинства и недостатки. (Подумайте, в чем они заключаются.)

Депутаты, избранные в парламент от каждой партии, об­разуют парламентские фракции, или, как их иногда называют, парламентские партии. Члены партий, получивших на выборах наибольшее число голосов, становятся членами партий большин­ства. Депутаты от партий, набравших меньшее число голосов, становятся членами партий парламентского меньшинства и пре­бывают в оппозиции.

Партийные фракции в парламенте имеют равные права. Права меньшинства не только не ущемляются, а, напротив, за­щищаются сложившимися традициями и нормативными доку­ментами. Во время проведения парламентских дебатов партия меньшинства всегда имеет возможность высказаться по тому или иному вопросу. Защита прав меньшинства является важней­шим демократическим принципом. Не случайно деятельность парламента характеризуют как парламентскую демократию.

Победа на выборах не ведет к утрате связи депутата с из­бирателями. По существующим правилам депутат несет двой­ную ответственность: и перед партией, и перед избирателями, причем вторая считается приоритетной.

Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, состоящее из председателя, заместителей председателя и феде­ральных министров. Правительство разрабатывает и представ­ляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечива­ет его исполнение; способствует проведению в России единой финансовой, кредитной и денежной политики; реализует про­граммы социально-экономического развития; проводит меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности, а также законности, прав и свобод граждан, охраны обществен­ного порядка, борьбы с преступностью и пр.

Главой государства и высшим должностным лицом явля­ется Президент РФ, наделенный большими полномочиями. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодейст­вие органов государственной власти, активно участвует в пра­вотворческом процессе, подписывает принятые Федеральным собранием законы, издает указы и пр.; возглавляет Совет безо­пасности, утверждает военную доктрину, обладает правом объ­явления чрезвычайного положения (указ об этом утверждается решением Совета Федерации). Ежегодно Президент обращается к Федеральному собранию с посланиями о положении дел в стра­не, об основных направлениях внутренней и внешней полити­ки государства.

Правосудие на территории всей Российской Федерации осу­ществляется только судом. Судопроизводство действует на осно­ве состязательности и равноправия сторон (т. е. с участием про­курора — обвинителя и защитника — адвоката). Чрезвычайно важное значение в контроле за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции приобретает Кон­ституционный суд. Активизировалась также деятельность судов общей компетенции и арбитражных судов. Последние рассмат­ривают значительную группу специфических споров, чаще всего административно-правового и экономического характера, например, споров между коммерческими организацями и нало­говыми органами.

Новый порядок выборов, как показала политическая прак­тика, стимулирует развитие в стране многопартийной полити­ческой системы, ибо в итоге выборов формируется парламент с политическими фракциями или партийными объединения­ми. Они отражают противоборство политических партий в стране.

Ряд партий под влиянием политической практики совер­шенствуют свои программы и организационное строение, актив­но участвуют в избирательных кампаниях. Вместе с тем ученые отмечают, что в настоящее время большинство российских пар­тий еще не сформировались как собственно партии и характе­ризуются отсутствием прочной социальной базы, малочисленно­стью, недостаточной организационной сплоченностью, не до конца осмысленной и четко сформулированной политической программой деятельности.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на сложность и противоречивость процессов политической жиз­ни, в них обнаруживается главная тенденция — становление де­мократических институтов в российском обществе.

Политический статус личности

^ ОБЪЕКТИВНО ВОЗМОЖНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ

Права и обязанности личности, выраженные в правовых актах, характиризуют правовое положение личности в общест­ве, т. е. ее правовой статус.

Каково же правовое положение личности в политических системах демократических стран?

К политическим правам и свободам гражданина относят­ся: право избирать и быть избранным в органы государствен­ной власти и местного самоуправления; объединяться в общест­венные организации, в том числе и в политические партии; проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирование при условии предварительного уведомления (или с раз­решения) властей; направлять личные и коллективные обраще­ния (петиции) в государственные органы и должностным лицам. Таким образом, каждый гражданин имеет право принимать уча­стие в управлении делами общества и государства как непосред­ственно, так и через своих представителей.

Цель законодательных ограничений прав и свобод челове­ка может быть только одна — обеспечение прав и свобод дру­гих и удовлетворение справедливых требований морали, обще­ственного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Данные положения закрепляются, конкретизируются в законодательных актах многих государств, что обеспечивает высокий политико-правовой статус их граждан.

Реализуя те или иные политические права, гражданин тем самым выполняет определенные политические роли. Политиче­ские роли личности многообразны: избиратель, депутат, член какой-либо негосударственной политической организации, участник митинга и т. д.

^ ПОЧЕМУ ГРАЖДАНИНУ НЕОБХОДИМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА?

Для выполнения разнообразных политических ролей, гра­мотного и эффективного участия в политике требуются: во-пер­вых, разносторонние политические знания; во-вторых, ориента­ция на ценности и правила жизни демократического общества; в-третьих, овладение способами политической деятельности. На­званные условия в своей совокупности характеризуют демокра­тическую политическую культуру. Рассмотрим подробнее каж­дую из ее составляющих.

^ Политические знания — это знания человека о политике, политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. По­литические знания могут включать как научные, так и житей­ские представления. В житейских представлениях политические явления нередко искажаются. Скажем, свобода понимается как вседозволенность, консенсус — как соглашательство, а демокра­тия — как безграничные возможности делагь все, что пожела­ешь. Научные знания являются результатом овладения основа­ми политической науки и призваны адекватно отражать политическую реальность.

Человек, владеющий научными знаниями, способен само­стоятельно ориентироваться и оценивать политическую инфор-

мацию, противостоять попыткам манипулирования его полити­ческим сознанием, что, к сожалению, нередкое явление в по­литике. О нем подробнее речь пойдет ниже, здесь же отме­тим, что манипулирование (скажем, путем умышленного ис­кажения информации, полного или частичного ее сокрытия и т. п.) — это управление политическим сознанием с целью по­буждения гражданина действовать (или бездействовать) вопре­ки собственным интересам.

^ Политические ценностные ориентации — это представле­ния человека об идеалах и ценностях разумного или желаемо­го общественного устройства.

Они формируются под влиянием знаний о политике, лич­ностного эмоционального отношения к политическим явлениям.

И напротив, приверженность демократическим идеалам и ценностям побуждает человека к целенаправленным, чаще все­го конструктивным действиям.

^ Способы практических политических действий — это об­разцы и правила политического поведения, которые определя­ют, как можно и как следует поступать. Многие ученые назы­вают их моделями политического поведения, ибо исполнение гражданином какой-либо политической роли предполагает со­блюдение не одного, а ряда правил, которые в сочетании отра­жают содержание соответствующей роли.

Возьмем митинги — одну из форм политического участия (поведения), в котором реализуется естественное право гражда­нина выражать свое отношение к действиям политической вла­сти и оказывать на нее влияние, соблюдая при этом демокра­тические правила.

Митинг может быть только мирным и не должен призы­вать к насильственному свержению конституционного строя, ра­совой и национальной вражде. Он должен проводиться при со­блюдении общественного порядка, не нарушать покой живущих поблизости граждан. Важными условиями эффективного прове­дения митинга являются правдивая, выверенная информация и по возможности сдержанный, а не взвинченный тон речи ора­торов, уважение к человеческому достоинству. Несоблюдение элементарных правил может превратить митинг из формы не­посредственной демократии в бесчинствующую власть толпы — охлократию. Таким образом, право убеждать людей, организо­вывать политические акции, впрочем, как и другие политиче­ские права и роли, предполагают развитое чувство гражданской ответственности, неотделимое от умения и готовности человека контролировать собственные действия, отвечать за свои поступ­ки перед самим собой и обществом.


Проблема личности как субъекта политической деятельности состоит в определении возможности и меры ее воздействия на политическую власть, на развитие общественной жизни. Чтобы политическая субъектность личности была действительной и прочной, должны быть выполнены определенные условия. В главном их можно свести к политическому знанию, соответствующим мотивам политического поведения и деятельности, а также к создаваемым и определяемым государством и обществом возможностям и условиям действия личности в политической сфере.

Личность должна осознавать – по крайней мере в общем – основные закономерности развития политической жизни, принятые в обществе правила и нормы участия в политике, а также свои (личностные, групповые и т.д.) политические потребности. В этой связи речь идет о политической культуре – о способности личности уяснить для себя сущность политических проблем (общих и конкретных, актуальных для данного периода); умение личности исполнять основные формы активности и участия в политической жизни с целью оказания влияния на решение социально-политических проблем.

В жизни общества политическая культура выполняет ряд функций: познавательную, идентификации, ориентационную, воспитательную, регулятивную, коммуникативную, интеграции, социализации, адаптации [по: 56; 134].

Познавательная функция. Политическая культура вооружает людей, знаниями, необходимыми для деятельности в политической сфере. Это дает индивиду (личности, гражданину) возможность самосовершенствоваться, саморазвиваться, формировать активную жизненную позицию. Фактически эта функция – основополагающая, она обусловливает реализацию остальных функций политической культуры.

Функция идентификации. Она раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;

Ориентационная функция, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.

Воспитательная функция. Содействуя интеллектуальному развитию человека, политическая культура формирует стойкий интерес и заинтересованность в общественно-полезной, социально-политической деятельности. Такой интерес является наиболее действенным побудителем повышения политической активности человека.

Регулятивная функция. Она обнаруживается в непосредственном или опосредованном влиянии на поведение индивида, деятельность организации, оценивании субъектов политики, политического процесса и принятия определенных решений.

Коммуникативная функция обеспечивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.

Функция интеграции обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом.

Функция социализации характеризует приобретение человеком определенных навыков и свойств, политические функции и интересы.

Функция адаптации выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий.

Следует обратить внимание на то, что в подавляющем большинстве определений политической культуры и выделении ее функций, речь идет о политической культуре социальных групп, общества. Однако для политико-психологического анализа важно различать политическую культуру общества, социальной группы и отдельной личности.

Если политическая культура общества – это преимущественно политическая культура доминирующих социальных групп, отражающая главным образом интересы, общественное положение и особенности исторического развития соответствующей социальной общности, то политическая культура личности – это несколько иное.

Политическая культура личности – это система исторически сложившихся взглядов, убеждений ценностных ориентаций, присущих человеку как участнику политической системы, политического процесса; субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им соответствующее значение.

Политическая культура личности формируется под воздействием политической культуры социального класса и общества в целом. Личность воспринимает стереотипы политического мышления, ориентации и поведения, свойственные социальной среде, в которой данная личность находится. Вместе с тем политическая культура каждого человека характеризуется и индивидуальными чертами, в которых отражены личностный опыт, уровень знаний, психологические особенности. Политическая культура личности проявляется в уровне политических знаний, приверженности определенным ценностям, степени гражданской активности, в стиле поведения.

Политико-психологический анализ предполагает включение в структуру политической культуры личности следующих компонентов: когнитивного, мотивационного, эмоционально-психологического, ценностно-ориентационного, поведенческого.

Когнитивный компонент характеризуется знанием и пониманием личностью политических проблем общества; структуры, функций и деятельности социально-политических институтов; механизмов политической власти, принятия политических решений и их реализации; собственного места в политической системе общества. В целом когнитивный компонент отражает уровень политической компетентности личности, ее политический интеллект.

Мотивационный компонент политической культуры личности включает политические потребности и интересы, потребность в политическом участии, факторы, побуждающие к актам политического поведения, политической деятельности.

Эмоционально-психологический компонент политической культуры составляют эмоции и чувства, возникающие в связи с участием личности в политических процессах. Это – жажда социальной справедливости, нетерпимость к социальному и национальному угнетению, чувство патриотизма (любовь к Родине, ненависть ее врагам), эмоциональный подъем по поводу политических побед или, напротив, мучительные переживания в связи с постигшим поражением. Эмоции и чувства – важнейшая составляющая политического сознания, политического самосознания и поведения. Сопровождая практически любые проявления социальной активности субъекта и направляя ее на достижение жизненно значимых целей, эмоции и чувства выступают одним из главных элементов механизма регуляции политических отношений.

Ценностно-ориентационный компонент. Политические ориентиры и ценности могут структурировать политическую культуру с учетом их различного значения и роли для формирования политической деятельности человека. В этом смысле могут выделяться мировоззренческие, гражданские и собственно политические ценности. Так, ценностная ориентация человека на мировоззренческом уровне встраивает представления о политике в его индивидуальную картину мира, индивидуальное восприятие жизни. Это заставляет его соотносить свои нравственно-этические представления (о добре, смысле жизни и др.) с особенностями политической сферы, формировать представления о роли политики в достижении им своих главных жизненных целей. В рамках гражданских ориентиров человек осознает свои возможности как участника публичных отношений, в которых действуют особые органы и институты (органы государственного управления, суд и др.), чья деятельность влияет на наличие и реализацию его прав и свобод. С точки зрения собственно политических представлений человек вырабатывает свое отношение к практическим формам деятельности конкретного правительства, партий, официальных лиц и т.д. [134].

Все компоненты политической культуры относительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, мотивов, потребностей и интересов, эмоций и чувств, преобладающих образцов поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному субъекту.

Наряду со структурой политической культуры личности не менее важную роль для политико-психологического анализа представляет вопрос о типах политической культуры.

Патриархальная (или приходская) политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, к центральным властям. Как местные вожди, так и подданные не испытывают никакого чувства к центральному правительству, их отношение к нему не определяется никакими нормами. В современной действительности самыми близкими эквивалентами такой политической культуры могут быть отношения, существующие в африканских племенах.

Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители такой политической культуры осознают существование специализированных политических институтов, имеют к ним негативное или позитивное отношение, но не склонны принимать участия в политической деятельности. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ.

Активистская (или гражданская) политическая культура характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. Носители такой культуры заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования ее институтов. К власти они относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений. В силу указанных черт данного типа политической культуры его принято называть также культурой участия.

Политическую культуру современного российского общества можно охарактеризовать как внутренне расколотую, горизонтально и вертикально поляризованную, где ее ведущие сегменты противоречат друг другу по своим базовым и второстепенным ориентирам. Основные слои населения тяготеют в большей степени к культурной программатике либо рациональной, либо традиционалистской субкультур, опирающихся на основные ценности западного и восточного типов. Во многом эти неравноценные по своим масштабам и влиянию субкультуры пронизаны и различными идеологическими положениями и подходами.

Как видим, анализ политической психологии личности предполагает учет общепсихологических, социально-психологических и индивидуально-психологических подходов. С другой стороны, он требует обращения к более специфическим характеристикам, имеющим отношение к политологическим и, еще уже, к политико-психологическим аспектам. Такой целостный подход позволяет прийти к пониманию личности и ее политико-психологической структуры, к анализу политической социализации личности на различных этапах ее развития, к оценке психологических факторов в проявлении политической активности и политического участия, к выявлению психологических особенностей политической культуры личности и общества.

Вопросы для размышления и самоконтроля

1. Назовите и охарактеризуйте основные трактовки личности в политической психологии.

2. Какую роль, по-Вашему, играют личностные детерминанты в политике?

3. Насколько уместно, как Вы считаете, учитывать биологическую (индивидную) составляющую структуры личности для характеристики личности политика?

4. Каковы проблемы участия женщин в политической жизни современной России?

5. Какими чертами характера, по Вашему мнению, должны обладать политики в современной России?

6. Какие черты характера свойственны человеку как субъекту политики, проявляющиеся в его отношении к политическим событиям, политическим ситуациям?

7. Что включает в себя мотивационная сфера личности с точки зрения политической психологии?

8. Что такое политический интерес и политические ценности?

9. Каковы основные проблемы политической социализации личности в детском и юношеском возрасте?

10. Какие неполитические факторы оказывают влияние на процесс политической социализации личности?

11. В чем заключаются проблемы политического участия граждан в жизни современного российского общества?

12. Каковы наиболее распространенные виды мотивов политического участия?

13. Каковы резервы расширения и активизации в политике человеческого фактора?

14. Как выглядит собирательный психологический портрет активного сторонника политической организации?

15. В чем заключаются функции политической культуры общества?

16. Чем характеризуются мотивационный и поведенческий компоненты политической культуры личности?

17. Чем отличаются патриархальная, подданническая и активистская политическая культура?

18. Как бы Вы охарактеризовали уровень политической культуры граждан современной России?


Культура — это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. С понятием культура тесно связаны такие понятия, как культурные ценности, культурное наследие, культурные блага, культурная деятельность. Наравне с этими проявлениями культуры, так же существует культура политическая. Понятие политической культуры подразумевает под собой исторически сложившуюся систему, модель поведения, ценности и нормы, влияющие на политические отношения в государстве.

Существует несколько типов политической культуры. В рамках типологии исторической преемственности в современном обществе в основном выделяют две её разновидности: демократический и автократический тип. Демократическому типу присущи черты морализма, ставящие на первое место нравственность и человеческие ценности, приверженность традициям, выражающуюся в законопослушности и лояльности к власти, а также заинтересованность общества в активном участии во всех сферах жизни государства. Авторитарный тип, идеал которого — неконтролируемая и независимая от общества власть, включает в себя разновидность авторитарной и тоталитарной политической культуры, где в авторитарной политической культуре необходимо присутствие монарха или партийного лидера с сильной волей, а в тоталитарной наблюдается полное отсутствие плюрализма, когда мнения, отличающиеся от принятого в обществе суждения неприемлемы.

– парохиальная (полное отсутствие знаний населения о политической системе, основные общественные деятели одновременно реализуют экономические, политические и религиозные функции, а индивид воспринимает себя как часть сообщества);

– подданическая (общество не рассматривает себя как часть политической системы, преобладает пассивное поведение, где члены сообщества ожидают либо благ, либо наказания);

– партисипаторная (активное участие общества в политической жизни, вера в способность повлиять на процесс принятия решений, высокая политическая грамотность граждан).

На развитие современной политической культуры российского общества оказывают влияние появление новых социальных групп, рост социального неравенства, изменение экономических, политических и духовных основ жизни общества, переоценка прошлого, восприятие настоящего и анализ перспектив будущего. Эти процессы указывают на необходимость изменения оценочных, мировоззренческих и поведенческих ориентиров людей. Формирование современной политической культуры России может стать долгим процессом, поскольку он зависит от положительной динамики политической социализации новых поколений, от темпов развития экономических и политических отношений в государстве, а также от начала целенаправленного формирования политической культуры, соответствующей политической системе в стране.

Происходящие в России политико-культурные изменения указывают на то, что в стране формируется гражданская культура. Современная отечественная политическая практика, зарубежный опыт, многовековые национальные традиции и преемственность объясняют то, почему политическая культура носит смешанный и сбалансированный характер.

Наличие элементов тоталитарной и демократической культуры указывает на переходное состояние российского общества и наличие переходного характера политической культуры в нём. Современное российское общество противоречиво из-за влияния многих факторов, как исторических, так и современных, что подтверждается наличием множества субкультур: элитарная и массовая, социалистическая и буржуазная, либеральная и консервативная, авторитарная и демократическая. Каждая субкультура принадлежит каждой социальной группе: предпринимателям и маргиналам, молодежи и пенсионерам, рабочим и интеллигенции. Следует отметить, что разные общественные группы формируют различные модели культурного развития, вследствие чего политическая культура имеет фрагментарный характер. В свою очередь экономические различия связаны с природно-географическими различиями регионов, различная специфика интересов, зависящая от социально-экономической или религиозной субкультуры, этнические и языковые особенности. Однако не столько разнообразие субкультур, сколько их конфронтация друг с другом является особенностью современного этапа развития политической культуры России. Основными линиями конфликтов выступают демократизм/авторитаризм, социализм/капитализм, централизм/регионализм, глобализм/изоляционизм, анархизм/этатизм и т. д. Многообразие таких линий свидетельствует об отсутствии политического базового консенсуса, в конечном итоге о разладе между различными социальными группами.

Можно сделать вывод, что к особенностям современной политической культуры российского общества можно отнести отсутствие участия в политической жизни основной массы населения, доверчивость и политическая инфантильность большей части населения, слабость политических движений. В результате чего современная политическая культура России находится на этапе своего становления, ощущая влияние со стороны исторических и геополитических факторов, а также преобразований, происходящих в обществе в наше время.

  1. Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильная демократия // Политические исследования. 1992. № 4. С. 1

Основные термины (генерируются автоматически): политическая культура, Россия, современная политическая культура, российское общество, демократический тип, культура, особенность, политическая жизнь, политическая система, тоталитарная политическая культура.

Читайте также: