Почему гражданину необходима политическая культура
Обновлено: 28.05.2024
Политическая культура — часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный анализ политических систем мира.
Содержание
История термина
Функции политической культуры
В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе.
Функции политической культуры:
1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);
2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);
3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);
4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);
5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации). Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти [1] .
К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации институциональной и политической системы с одной стороны и политической культуры с другой. Именно с успешным становлением определенного типа гражданской культуры связывают успех или провал демократического транзита в постсоветских государствах [3] , а также в странах Африки и Латинской Америки [4] .
Типологии
Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:
- приходская культура (Parochial)
- зависимая культура (Subject)
- культура участия (Participant)
Сравнительные исследования
Сократите объём текста в соответствии с рекомендациями правил о взвешенности изложения и размере статей.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.
Политическая культура существенно зависит от общей культуры страны, многие социологи и политологи подчеркивают принципиальные различия политических культур стран Запада и Востока, см., работы С. Г. Кирдиной [6] . Согласно другой точке зрения большее влияние имеет степень доверия между людьми (см, например, работы Ф. Фукуямы [7] ) и устойчивость институтов. Согласно С. В. Цирелю [8] по устойчивости институтов общества делятся на теплые и холодные.
Холодные общества — это такие общества, где существуют установленные правила в политике. В них люди не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций. В таких обществах основное разнообразие институтов сосредоточено на верхних уровнях их иерархии и предназначено для разрешения сложных ситуаций.
Теплые общества — это такие общества, где отсутствуют установленные правила в политике. Отсутствие действенного права вынуждает перманентно обращаться к его первоисточникам, в том числе представлениям о справедливости, поэтому справедливость, часто понимаемая как всеобщее равенство доходов и даже равное бесправие, занимает высокое место в шкале ценностей. И в то же время отсутствие регулятора справедливости (права, обычая и т. д.) очень часто ведет к большей несправедливости и большему имущественному расслоению, чем в холодных обществах.
Классической формой представительной демократии является парламентаризм. Он строится на принципах народного представительства, выборности, сменяемости, двойной ответственности парламентариев, защиты прав меньшинства, широкой гласности.
Рассмотрим сущность этих принципов и механизм реализации.
Существуют два основных типа избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. При мажоритарной системе (Англия, США, Франция, Япония) от каждого избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов. При такой системе, если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу может одержать тот, кто набрал менее 50% голосов. Например, консервативная партия Великобритании не раз одерживала победу, получив лишь около 40% голосов избирателей, ибо остальной электорат делился между лейбористской партией и либерально-социал-демократическим партийным объединением. Большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов — абсолютное и относительное. В первом случае победителем считается кандидат, завоевавший 50%+1 голос всех участвовавших в голосовании избирателей. Если ни один из кандидатов не получает требуемое число голосов, назначается второй тур выборов, в котором принимают участие два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре. Победителем во втором туре становится кандидат, набравший относительное большинство голосов. При мажоритарной системе меньшинство может оказаться не представленным в законодательном органе.
^ Пропорциональная избирательная система имеет две разновидности. Первая предполагает избрание от каждого округа нескольких кандидатов — представителей той или иной партии. Число кандидатов распределяется пропорционально числу завоеванных партиями голосов. Например, если кандидаты от одной из партий собрали 40% всех голосов, от второй — 20%, от третьей — 10%, то каждая из партий получает соответственно 40%, 20% и 10% мест в парламенте. Иными словами, депутаты первой партии будут иметь численное превосходство в 2 и 4 раза по сравнению с другими партиями.
Вторая разновидность пропорциональной системы в том, что избиратели голосуют не за личности от партий, а за партийные списки в масштабе всей страны. Избирательные округа при этом не выделяются, но распределение мест между партиями осуществляется по той же схеме, как и в первом варианте, т. е. пропорционально числу поданных за партию голосов. Пропорциональная система действует в Бельгии, Испании, Швеции, она является стимулом для небольших партий и способствует сохранению многопартийности в стране.
В ряде стран (Австралия, ФРГ, Россия) существует смешанная мажоритарно-пропорциональная система. Так, в ФРГ половина состава бундестага избирается по мажоритарной системе, а другая — по пропорциональной.
Каждый из типов избирательной системы имеет свои достоинства и недостатки. (Подумайте, в чем они заключаются.)
Депутаты, избранные в парламент от каждой партии, образуют парламентские фракции, или, как их иногда называют, парламентские партии. Члены партий, получивших на выборах наибольшее число голосов, становятся членами партий большинства. Депутаты от партий, набравших меньшее число голосов, становятся членами партий парламентского меньшинства и пребывают в оппозиции.
Партийные фракции в парламенте имеют равные права. Права меньшинства не только не ущемляются, а, напротив, защищаются сложившимися традициями и нормативными документами. Во время проведения парламентских дебатов партия меньшинства всегда имеет возможность высказаться по тому или иному вопросу. Защита прав меньшинства является важнейшим демократическим принципом. Не случайно деятельность парламента характеризуют как парламентскую демократию.
Победа на выборах не ведет к утрате связи депутата с избирателями. По существующим правилам депутат несет двойную ответственность: и перед партией, и перед избирателями, причем вторая считается приоритетной.
Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, состоящее из председателя, заместителей председателя и федеральных министров. Правительство разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; способствует проведению в России единой финансовой, кредитной и денежной политики; реализует программы социально-экономического развития; проводит меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности, а также законности, прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью и пр.
Главой государства и высшим должностным лицом является Президент РФ, наделенный большими полномочиями. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, активно участвует в правотворческом процессе, подписывает принятые Федеральным собранием законы, издает указы и пр.; возглавляет Совет безопасности, утверждает военную доктрину, обладает правом объявления чрезвычайного положения (указ об этом утверждается решением Совета Федерации). Ежегодно Президент обращается к Федеральному собранию с посланиями о положении дел в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Правосудие на территории всей Российской Федерации осуществляется только судом. Судопроизводство действует на основе состязательности и равноправия сторон (т. е. с участием прокурора — обвинителя и защитника — адвоката). Чрезвычайно важное значение в контроле за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции приобретает Конституционный суд. Активизировалась также деятельность судов общей компетенции и арбитражных судов. Последние рассматривают значительную группу специфических споров, чаще всего административно-правового и экономического характера, например, споров между коммерческими организацями и налоговыми органами.
Новый порядок выборов, как показала политическая практика, стимулирует развитие в стране многопартийной политической системы, ибо в итоге выборов формируется парламент с политическими фракциями или партийными объединениями. Они отражают противоборство политических партий в стране.
Ряд партий под влиянием политической практики совершенствуют свои программы и организационное строение, активно участвуют в избирательных кампаниях. Вместе с тем ученые отмечают, что в настоящее время большинство российских партий еще не сформировались как собственно партии и характеризуются отсутствием прочной социальной базы, малочисленностью, недостаточной организационной сплоченностью, не до конца осмысленной и четко сформулированной политической программой деятельности.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на сложность и противоречивость процессов политической жизни, в них обнаруживается главная тенденция — становление демократических институтов в российском обществе.
Политический статус личности
^ ОБЪЕКТИВНО ВОЗМОЖНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИ
Права и обязанности личности, выраженные в правовых актах, характиризуют правовое положение личности в обществе, т. е. ее правовой статус.
Каково же правовое положение личности в политических системах демократических стран?
К политическим правам и свободам гражданина относятся: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; объединяться в общественные организации, в том числе и в политические партии; проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирование при условии предварительного уведомления (или с разрешения) властей; направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам. Таким образом, каждый гражданин имеет право принимать участие в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Цель законодательных ограничений прав и свобод человека может быть только одна — обеспечение прав и свобод других и удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Данные положения закрепляются, конкретизируются в законодательных актах многих государств, что обеспечивает высокий политико-правовой статус их граждан.
Реализуя те или иные политические права, гражданин тем самым выполняет определенные политические роли. Политические роли личности многообразны: избиратель, депутат, член какой-либо негосударственной политической организации, участник митинга и т. д.
^ ПОЧЕМУ ГРАЖДАНИНУ НЕОБХОДИМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА?
Для выполнения разнообразных политических ролей, грамотного и эффективного участия в политике требуются: во-первых, разносторонние политические знания; во-вторых, ориентация на ценности и правила жизни демократического общества; в-третьих, овладение способами политической деятельности. Названные условия в своей совокупности характеризуют демократическую политическую культуру. Рассмотрим подробнее каждую из ее составляющих.
^ Политические знания — это знания человека о политике, политической системе, о различных политических идеологиях, а также о тех институтах и процедурах, с помощью которых обеспечивается участие граждан в политическом процессе. Политические знания могут включать как научные, так и житейские представления. В житейских представлениях политические явления нередко искажаются. Скажем, свобода понимается как вседозволенность, консенсус — как соглашательство, а демократия — как безграничные возможности делагь все, что пожелаешь. Научные знания являются результатом овладения основами политической науки и призваны адекватно отражать политическую реальность.
Человек, владеющий научными знаниями, способен самостоятельно ориентироваться и оценивать политическую инфор-
мацию, противостоять попыткам манипулирования его политическим сознанием, что, к сожалению, нередкое явление в политике. О нем подробнее речь пойдет ниже, здесь же отметим, что манипулирование (скажем, путем умышленного искажения информации, полного или частичного ее сокрытия и т. п.) — это управление политическим сознанием с целью побуждения гражданина действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам.
^ Политические ценностные ориентации — это представления человека об идеалах и ценностях разумного или желаемого общественного устройства.
Они формируются под влиянием знаний о политике, личностного эмоционального отношения к политическим явлениям.
И напротив, приверженность демократическим идеалам и ценностям побуждает человека к целенаправленным, чаще всего конструктивным действиям.
^ Способы практических политических действий — это образцы и правила политического поведения, которые определяют, как можно и как следует поступать. Многие ученые называют их моделями политического поведения, ибо исполнение гражданином какой-либо политической роли предполагает соблюдение не одного, а ряда правил, которые в сочетании отражают содержание соответствующей роли.
Возьмем митинги — одну из форм политического участия (поведения), в котором реализуется естественное право гражданина выражать свое отношение к действиям политической власти и оказывать на нее влияние, соблюдая при этом демократические правила.
Митинг может быть только мирным и не должен призывать к насильственному свержению конституционного строя, расовой и национальной вражде. Он должен проводиться при соблюдении общественного порядка, не нарушать покой живущих поблизости граждан. Важными условиями эффективного проведения митинга являются правдивая, выверенная информация и по возможности сдержанный, а не взвинченный тон речи ораторов, уважение к человеческому достоинству. Несоблюдение элементарных правил может превратить митинг из формы непосредственной демократии в бесчинствующую власть толпы — охлократию. Таким образом, право убеждать людей, организовывать политические акции, впрочем, как и другие политические права и роли, предполагают развитое чувство гражданской ответственности, неотделимое от умения и готовности человека контролировать собственные действия, отвечать за свои поступки перед самим собой и обществом.
Проблема личности как субъекта политической деятельности состоит в определении возможности и меры ее воздействия на политическую власть, на развитие общественной жизни. Чтобы политическая субъектность личности была действительной и прочной, должны быть выполнены определенные условия. В главном их можно свести к политическому знанию, соответствующим мотивам политического поведения и деятельности, а также к создаваемым и определяемым государством и обществом возможностям и условиям действия личности в политической сфере.
Личность должна осознавать – по крайней мере в общем – основные закономерности развития политической жизни, принятые в обществе правила и нормы участия в политике, а также свои (личностные, групповые и т.д.) политические потребности. В этой связи речь идет о политической культуре – о способности личности уяснить для себя сущность политических проблем (общих и конкретных, актуальных для данного периода); умение личности исполнять основные формы активности и участия в политической жизни с целью оказания влияния на решение социально-политических проблем.
В жизни общества политическая культура выполняет ряд функций: познавательную, идентификации, ориентационную, воспитательную, регулятивную, коммуникативную, интеграции, социализации, адаптации [по: 56; 134].
Познавательная функция. Политическая культура вооружает людей, знаниями, необходимыми для деятельности в политической сфере. Это дает индивиду (личности, гражданину) возможность самосовершенствоваться, саморазвиваться, формировать активную жизненную позицию. Фактически эта функция – основополагающая, она обусловливает реализацию остальных функций политической культуры.
Функция идентификации. Она раскрывает постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов данной общности;
Ориентационная функция, характеризующая стремление человека к смысловому отображению политических явлений, пониманию собственных возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической системе.
Воспитательная функция. Содействуя интеллектуальному развитию человека, политическая культура формирует стойкий интерес и заинтересованность в общественно-полезной, социально-политической деятельности. Такой интерес является наиболее действенным побудителем повышения политической активности человека.
Регулятивная функция. Она обнаруживается в непосредственном или опосредованном влиянии на поведение индивида, деятельность организации, оценивании субъектов политики, политического процесса и принятия определенных решений.
Коммуникативная функция обеспечивает взаимодействие всех субъектов и институтов власти на базе использования общепринятых терминов, символов, стереотипов и других средств информации и языка общения.
Функция интеграции обеспечивает различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политической системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с обществом в целом.
Функция социализации характеризует приобретение человеком определенных навыков и свойств, политические функции и интересы.
Функция адаптации выражает потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и властных полномочий.
Следует обратить внимание на то, что в подавляющем большинстве определений политической культуры и выделении ее функций, речь идет о политической культуре социальных групп, общества. Однако для политико-психологического анализа важно различать политическую культуру общества, социальной группы и отдельной личности.
Если политическая культура общества – это преимущественно политическая культура доминирующих социальных групп, отражающая главным образом интересы, общественное положение и особенности исторического развития соответствующей социальной общности, то политическая культура личности – это несколько иное.
Политическая культура личности – это система исторически сложившихся взглядов, убеждений ценностных ориентаций, присущих человеку как участнику политической системы, политического процесса; субъективная сфера, лежащая в основе политических действий и придающая им соответствующее значение.
Политическая культура личности формируется под воздействием политической культуры социального класса и общества в целом. Личность воспринимает стереотипы политического мышления, ориентации и поведения, свойственные социальной среде, в которой данная личность находится. Вместе с тем политическая культура каждого человека характеризуется и индивидуальными чертами, в которых отражены личностный опыт, уровень знаний, психологические особенности. Политическая культура личности проявляется в уровне политических знаний, приверженности определенным ценностям, степени гражданской активности, в стиле поведения.
Политико-психологический анализ предполагает включение в структуру политической культуры личности следующих компонентов: когнитивного, мотивационного, эмоционально-психологического, ценностно-ориентационного, поведенческого.
Когнитивный компонент характеризуется знанием и пониманием личностью политических проблем общества; структуры, функций и деятельности социально-политических институтов; механизмов политической власти, принятия политических решений и их реализации; собственного места в политической системе общества. В целом когнитивный компонент отражает уровень политической компетентности личности, ее политический интеллект.
Мотивационный компонент политической культуры личности включает политические потребности и интересы, потребность в политическом участии, факторы, побуждающие к актам политического поведения, политической деятельности.
Эмоционально-психологический компонент политической культуры составляют эмоции и чувства, возникающие в связи с участием личности в политических процессах. Это – жажда социальной справедливости, нетерпимость к социальному и национальному угнетению, чувство патриотизма (любовь к Родине, ненависть ее врагам), эмоциональный подъем по поводу политических побед или, напротив, мучительные переживания в связи с постигшим поражением. Эмоции и чувства – важнейшая составляющая политического сознания, политического самосознания и поведения. Сопровождая практически любые проявления социальной активности субъекта и направляя ее на достижение жизненно значимых целей, эмоции и чувства выступают одним из главных элементов механизма регуляции политических отношений.
Ценностно-ориентационный компонент. Политические ориентиры и ценности могут структурировать политическую культуру с учетом их различного значения и роли для формирования политической деятельности человека. В этом смысле могут выделяться мировоззренческие, гражданские и собственно политические ценности. Так, ценностная ориентация человека на мировоззренческом уровне встраивает представления о политике в его индивидуальную картину мира, индивидуальное восприятие жизни. Это заставляет его соотносить свои нравственно-этические представления (о добре, смысле жизни и др.) с особенностями политической сферы, формировать представления о роли политики в достижении им своих главных жизненных целей. В рамках гражданских ориентиров человек осознает свои возможности как участника публичных отношений, в которых действуют особые органы и институты (органы государственного управления, суд и др.), чья деятельность влияет на наличие и реализацию его прав и свобод. С точки зрения собственно политических представлений человек вырабатывает свое отношение к практическим формам деятельности конкретного правительства, партий, официальных лиц и т.д. [134].
Все компоненты политической культуры относительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую целостность. Характер политических знаний и представлений, ценностей и убеждений, мотивов, потребностей и интересов, эмоций и чувств, преобладающих образцов поведения определяют содержание политической культуры, присущей данному социальному субъекту.
Наряду со структурой политической культуры личности не менее важную роль для политико-психологического анализа представляет вопрос о типах политической культуры.
Патриархальная (или приходская) политическая культура присуща социальным общностям, политические интересы которых не выходят за рамки своей общины, деревни или района. Ее отличительной чертой является полное отсутствие у членов сообщества интереса к политическим институтам, к центральным властям. Как местные вожди, так и подданные не испытывают никакого чувства к центральному правительству, их отношение к нему не определяется никакими нормами. В современной действительности самыми близкими эквивалентами такой политической культуры могут быть отношения, существующие в африканских племенах.
Подданническая политическая культура отличается сильной ориентацией социальных субъектов на политическую систему и результаты деятельности властей, но слабым участием в обеспечении функционирования этой системы. Носители такой политической культуры осознают существование специализированных политических институтов, имеют к ним негативное или позитивное отношение, но не склонны принимать участия в политической деятельности. От центральной власти подданные в этом случае ожидают либо приказов, либо благ.
Активистская (или гражданская) политическая культура характеризуется сильной ориентацией на существующую политическую систему и на активное участие в политической жизни общества. Носители такой культуры заинтересованы не только в том, что им дает политическая система, но также и в том, чтобы играть активную роль в обеспечении функционирования ее институтов. К власти они относятся не только в плане необходимости подчинения ее предписаниям и решениям, но в плане необходимости своего участия в процессах выработки, принятия и выполнения этих решений. В силу указанных черт данного типа политической культуры его принято называть также культурой участия.
Политическую культуру современного российского общества можно охарактеризовать как внутренне расколотую, горизонтально и вертикально поляризованную, где ее ведущие сегменты противоречат друг другу по своим базовым и второстепенным ориентирам. Основные слои населения тяготеют в большей степени к культурной программатике либо рациональной, либо традиционалистской субкультур, опирающихся на основные ценности западного и восточного типов. Во многом эти неравноценные по своим масштабам и влиянию субкультуры пронизаны и различными идеологическими положениями и подходами.
Как видим, анализ политической психологии личности предполагает учет общепсихологических, социально-психологических и индивидуально-психологических подходов. С другой стороны, он требует обращения к более специфическим характеристикам, имеющим отношение к политологическим и, еще уже, к политико-психологическим аспектам. Такой целостный подход позволяет прийти к пониманию личности и ее политико-психологической структуры, к анализу политической социализации личности на различных этапах ее развития, к оценке психологических факторов в проявлении политической активности и политического участия, к выявлению психологических особенностей политической культуры личности и общества.
Вопросы для размышления и самоконтроля
1. Назовите и охарактеризуйте основные трактовки личности в политической психологии.
2. Какую роль, по-Вашему, играют личностные детерминанты в политике?
3. Насколько уместно, как Вы считаете, учитывать биологическую (индивидную) составляющую структуры личности для характеристики личности политика?
4. Каковы проблемы участия женщин в политической жизни современной России?
5. Какими чертами характера, по Вашему мнению, должны обладать политики в современной России?
6. Какие черты характера свойственны человеку как субъекту политики, проявляющиеся в его отношении к политическим событиям, политическим ситуациям?
7. Что включает в себя мотивационная сфера личности с точки зрения политической психологии?
8. Что такое политический интерес и политические ценности?
9. Каковы основные проблемы политической социализации личности в детском и юношеском возрасте?
10. Какие неполитические факторы оказывают влияние на процесс политической социализации личности?
11. В чем заключаются проблемы политического участия граждан в жизни современного российского общества?
12. Каковы наиболее распространенные виды мотивов политического участия?
13. Каковы резервы расширения и активизации в политике человеческого фактора?
14. Как выглядит собирательный психологический портрет активного сторонника политической организации?
15. В чем заключаются функции политической культуры общества?
16. Чем характеризуются мотивационный и поведенческий компоненты политической культуры личности?
17. Чем отличаются патриархальная, подданническая и активистская политическая культура?
18. Как бы Вы охарактеризовали уровень политической культуры граждан современной России?
Культура — это исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. С понятием культура тесно связаны такие понятия, как культурные ценности, культурное наследие, культурные блага, культурная деятельность. Наравне с этими проявлениями культуры, так же существует культура политическая. Понятие политической культуры подразумевает под собой исторически сложившуюся систему, модель поведения, ценности и нормы, влияющие на политические отношения в государстве.
Существует несколько типов политической культуры. В рамках типологии исторической преемственности в современном обществе в основном выделяют две её разновидности: демократический и автократический тип. Демократическому типу присущи черты морализма, ставящие на первое место нравственность и человеческие ценности, приверженность традициям, выражающуюся в законопослушности и лояльности к власти, а также заинтересованность общества в активном участии во всех сферах жизни государства. Авторитарный тип, идеал которого — неконтролируемая и независимая от общества власть, включает в себя разновидность авторитарной и тоталитарной политической культуры, где в авторитарной политической культуре необходимо присутствие монарха или партийного лидера с сильной волей, а в тоталитарной наблюдается полное отсутствие плюрализма, когда мнения, отличающиеся от принятого в обществе суждения неприемлемы.
– парохиальная (полное отсутствие знаний населения о политической системе, основные общественные деятели одновременно реализуют экономические, политические и религиозные функции, а индивид воспринимает себя как часть сообщества);
– подданическая (общество не рассматривает себя как часть политической системы, преобладает пассивное поведение, где члены сообщества ожидают либо благ, либо наказания);
– партисипаторная (активное участие общества в политической жизни, вера в способность повлиять на процесс принятия решений, высокая политическая грамотность граждан).
На развитие современной политической культуры российского общества оказывают влияние появление новых социальных групп, рост социального неравенства, изменение экономических, политических и духовных основ жизни общества, переоценка прошлого, восприятие настоящего и анализ перспектив будущего. Эти процессы указывают на необходимость изменения оценочных, мировоззренческих и поведенческих ориентиров людей. Формирование современной политической культуры России может стать долгим процессом, поскольку он зависит от положительной динамики политической социализации новых поколений, от темпов развития экономических и политических отношений в государстве, а также от начала целенаправленного формирования политической культуры, соответствующей политической системе в стране.
Происходящие в России политико-культурные изменения указывают на то, что в стране формируется гражданская культура. Современная отечественная политическая практика, зарубежный опыт, многовековые национальные традиции и преемственность объясняют то, почему политическая культура носит смешанный и сбалансированный характер.
Наличие элементов тоталитарной и демократической культуры указывает на переходное состояние российского общества и наличие переходного характера политической культуры в нём. Современное российское общество противоречиво из-за влияния многих факторов, как исторических, так и современных, что подтверждается наличием множества субкультур: элитарная и массовая, социалистическая и буржуазная, либеральная и консервативная, авторитарная и демократическая. Каждая субкультура принадлежит каждой социальной группе: предпринимателям и маргиналам, молодежи и пенсионерам, рабочим и интеллигенции. Следует отметить, что разные общественные группы формируют различные модели культурного развития, вследствие чего политическая культура имеет фрагментарный характер. В свою очередь экономические различия связаны с природно-географическими различиями регионов, различная специфика интересов, зависящая от социально-экономической или религиозной субкультуры, этнические и языковые особенности. Однако не столько разнообразие субкультур, сколько их конфронтация друг с другом является особенностью современного этапа развития политической культуры России. Основными линиями конфликтов выступают демократизм/авторитаризм, социализм/капитализм, централизм/регионализм, глобализм/изоляционизм, анархизм/этатизм и т. д. Многообразие таких линий свидетельствует об отсутствии политического базового консенсуса, в конечном итоге о разладе между различными социальными группами.
Можно сделать вывод, что к особенностям современной политической культуры российского общества можно отнести отсутствие участия в политической жизни основной массы населения, доверчивость и политическая инфантильность большей части населения, слабость политических движений. В результате чего современная политическая культура России находится на этапе своего становления, ощущая влияние со стороны исторических и геополитических факторов, а также преобразований, происходящих в обществе в наше время.
- Алмонд Г.А., Верба С. Гражданская культура и стабильная демократия // Политические исследования. 1992. № 4. С. 1
Основные термины (генерируются автоматически): политическая культура, Россия, современная политическая культура, российское общество, демократический тип, культура, особенность, политическая жизнь, политическая система, тоталитарная политическая культура.
Читайте также:
- Если совершеннолетняя девушка спит с несовершеннолетним
- Кто получал избирательные права по этому проекту
- Что палатная медсестра должна изъять из тумбочки после проведения ревизии
- Почему в россии нелегальные партии сформировались раньше чем легальные либеральные партии
- Может ли бессонница передаваться по наследству