Почему башкирия дотационный регион

Обновлено: 30.06.2024

Ежегодно правительство РФ перераспределяет бюджет между субъектами так, чтобы регионы с положительным балансом отдавали регионам с отрицательным балансом деньги, получаемые с налогов и других источников. Это – дотации, и информация о ежегодном перераспределении денег помогает не только сделать выводы о богатых/бедных регионах, но и отследить динамику развития субъектов. Например, самые нуждающиеся дотационные регионы России в 2020 и 2021 году, числа – в рублях:

2020 2021
Республика Дагестан 58 395 004 000 61 518 775 000
Республика Саха (Якутия) 35 928 069 000 38 571 040 000
Камчатка 32 402 936 000 34 149 057 000
Чеченская Республика 27 354 420 000 28 710 667 000
Крым 19 872 802 000 20 418 974 000

Как можно увидеть, самые дотационные регионы не улучшают свое положение – дефицит бюджета в них увеличивается, что подтверждает и карта, на которую нанесены дотационные регионы:

Дотационные регионы – рейтинг

Ниже – рейтинг дотационных регионов, доноры, инфографика, сопроводительная информация и аналитика.

Дотации регионам – официальные данные

Список дотационных регионов и суммы дотаций за 2021 год:

Субъекты Сумма, тысяч рублей
Республика Дагестан 61 518 775,0
Республика Саха (Якутия) 38 571 040,5
Камчатский край 34 149 057,0
Чеченская Республика 28 710 667,5
Республика Крым 20 418 974,3
Алтайский край 19 234 295,5
Ставропольский край 17 887 429,1
Республика Тыва 16 066 441,0
Республика Бурятия 15 568 468,1
Чукотский автономный округ 12 782 544,1
Кабардино-Балкарская Республика 12 459 465,0
Республика Ингушетия 9 645 857,3
Курганская обл. 9 151 459,6
Республика Алтай 9 106 684,5
Ивановская обл. 8 461 903,9
Кировская обл. 8 391 869,7
Брянская обл. 8 359 072,5
Карачаево-Черкесская Республика 8 018 399,7
Республика Северная Осетия — Алания 8 006 369,0
Чувашская Республика — Чувашия 7 268 934,9
Республика Башкортостан 6 722 002,0
Забайкальский край 6 437 927,4
Ростовская обл. 5 678 982,0
Тамбовская обл. 5 041 283,3
Республика Карелия 4 960 574,0
Республика Марий Эл 4 853 090,4
Краснодарский край 4 398 104,7
Архангельская обл. 4 132 655,7
Волгоградская обл. 4 129 097,2
Саратовская обл. 4 114 285,8
Приморский край 3 743 122,6
Омская обл. 3 705 119,3
Пензенская обл. 3 645 628,9
Воронежская обл. 3 364 328,1
Челябинская обл. 3 332 741,8
Республика Калмыкия 3 251 440,8
Республика Адыгея (Адыгея) 2 947 665,3
Кемеровская обл. 2 892 983,8
Орловская обл. 2 798 918,4
Новосибирская обл. 2 736 963,9
Псковская обл. 2 697 683,7
Оренбургская обл. 2 663 856,0
Томская обл. 2 491 740,7
Владимирская обл. 2 430 504,0
Хабаровский край 2 367 778,7
Магаданская обл. 2 094 003,2
Севастополь 2 000 684,3
Удмуртская Республика 1 985 564,8
Курская обл. 1 960 738,8
Тверская обл. 1 957 873,5
Нижегородская обл. 1 953 335,3
Рязанская обл. 1 950 840,5
Иркутская обл. 1 650 931,8
Амурская обл. 1 477 849,7
Астраханская обл. 1 444 833,0
Республика Хакасия 1 413 410,3
Калининградская обл. 1 401 127,6
Смоленская обл. 1 388 732,2
Костромская обл. 1 364 852,2
Республика Мордовия 1 353 055,9
Ульяновская обл. 1 311 398,6
Пермский край 1 254 191,2
Вологодская обл. 1 023 709,4
Белгородская обл. 960 702,3
Красноярский край 889 411,3
Новгородская обл. 751 258,6
Еврейская автономная обл. 612 025,6
Тульская обл. 543 160,6
Липецкая обл. 398 018,2
Ярославская обл. 370 682,7
Республика Коми 264 449,9
Мурманская обл. 14 732,3

Дагестан был и остается самым требовательным регионом. Чечня – тоже требовательный дотационный регион, как и Якутия, Башкирия, Крым и многие другие субъекты.

Вообще, таблица показывает, что регионов с дефицитом бюджета – большинство, и их тянут вверх немногочисленные прибыльные регионы – доноры.

О них мы расскажем чуть ниже.

Регионы доноры

Статистика и рейтинг по годам

Самые бедные регионы

Самые бедные регионы в 2019-2021 годах (числа – в тысячах рублей):

2019 2020 2021
Респ. Дагестан 66 265 836,8 58 395 004,4 61 518 775,0
Респ. Саха (Якутия) 46 907 224,4 35 928 069,9 38 571 040,5
Камчатский край 37 389 812,3 32 402 936,3 34 149 057,0
Чеченская Респ. 30 440 585,9 27 354 420,3 28 710 667,5
Алтайский край 26 837 816,6 18 977 607,2 19 234 295,5
Ставропольский край 22 083 116,2 17 597 742,4 17 887 429,1
Респ. Крым 20 371 129,4 19 872 802,6 20 418 974,3
Респ. Бурятия 19 874 889,0 15 447 994,0 15 568 468,1
Респ. Тыва 16 932 597,8 15 173 903,9 12 782 544,1
Респ. Башкортостан 15 611 803,5 7 137 233,2 6 722 002,0

Единственный регион, который действительно улучшил свое положение – Республика Башкортостан, которая в последние 2 года запрашивала в 2 раза меньше дотаций, чем обычно.

Самые богатые регионы

Если вы думаете, что самый богатый регион – Москва/Московская область, то вы сильно заблуждаетесь. Топ-10 регионов по поступлению денег в бюджет в 2018 и 2019 годах:

Субъект Налоговые поступления в 2019, рублей Налоговые поступления в 2018, рублей
Ханты-Мансийский АО – Югра 3072250672 1985463484
Москва 1428030549 1265525556
Ямало-Hенецкий АО 1220680319 943921479
Санкт-Петербург 664897484 621529636
Республика Татарстан 490322755 328566826
Красноярский край 388512599 267655450
Московская обл. 357793433 325487387
Оренбургская обл. 300831894 194447903
Самарская обл. 291176949 224876734
Иркутская обл. 270113319 180180790

Данные о Москве и области

Москва, Санкт-Петербург и их области ежегодно выходят в ощутимый плюс, поэтому не получают дотаций – наоборот, сами отчисляют деньги менее развитым регионам. О том, сколько они получают, мы рассказали в предыдущем разделе.

Динамика

С одной стороны, динамика налоговых поступлений в бюджет показывает, что налогов собирается больше, и казна растет. С другой стороны – бедные регионы сокращают свои потребности несущественно, артефакт 2020 года мы уже объяснили выше – в 2020 году начали формировать подушку безопасности в размере 30% от поступающих на перераспределение денег, опасаясь кризиса. В общем-то, это было хорошим решением – во время кризиса 2020-2021 года это позволило удержать на плаву самые нуждающиеся регионы. Но назвать динамику положительной не получится, можно сказать только о еще большем расслоении регионов на бедные и богатые.

Прогнозы дальнейшего развития событий

Учитывая, что в 2020 начался коронакризис, который в текущем 2021 году только начинает стихать, дать какой-либо уверенный прогноз не представляется возможным. Скорее всего, реальные поступления в бюджет в 2021 году сократятся, и от того, насколько они сократятся, будет зависеть объем дотаций на 2022 год.

Можно ожидать дальнейшего углубления расслоения регионов.

Отвечаем на вопросы

  • Когда будет известно про распределение дотаций в 2022 году? Скорее всего, в конце 2021, когда правительство подведет итоги и заложит финансовые прогнозы на 2022 год.
  • Откуда вы берете информацию? Из официальный отчетов Минфина России.

Вывод

Дотационные регионы РФ - это такие регионы России, бюджетная составшляющая которых недостаточна для финансирования социальных и инфраструктурных расходов своими силами, поэтому федеральный бюджет направляет в региональные бюджеты денежные трансферты для дофинансирования расходов регионов.

Дотирование получает семьдесят два региона из восьмидесяти пяти. Пять регионов-лидеров, которые получали бюджетные трансферты, по сравнению с 2018 года все также не изменились.

По сравнению с 2018 годом дотационные отчисления республике Дагестан выросли примерно на 10% процентов. У второго крупного дотационного региона (Якутия) уровень дотаций вырос примерно на 3 млрд. рублей.

В 2019 году доткационные отчисления будут увеличены для 49 объектов России, но при этом снизятся для 23. В целом, число регионов, которые не требуют дотации, по-прежнему остается малым.

Представим данные в виде инфографики:


Одной из причин повлиявших на снижение наполняемости бюджетов регионов стали санкции США, которые частично оказали влияние на крупные предприятия в регионах. Из-за этих санкций налоговые отчисления в региональные бюджеты сократятся. Именно поэтому дотационная помощь регионов была увеличена в очередной раз.

Также приведем таблицу дотаций регионам России в 2019 году:

Наименование региона Значение, млрд. руб.
Республика Дагестан 66,266
Республика Саха (Якутия) 46,907
Камчатский край 37,390
Чеченская Республика 30,441
Алтайский край 26,838
Ставропольский край 22,083
Республика Крым 20,371
Республика Бурятия 19,875
Республика Тыва 16,933
Республика Башкортостан 15,612
Ростовская область 13,631
Кабардино-Балкарская Республика 12,748
Курганская область 12,347
Брянская область 12,165
Забайкальский край 11,975
Ивановская область 11,743
Кировская область 11,508
Чукотский автономный округ 11,240
Чувашская Республика - Чувашия 11,115
Республика Ингушетия 10,165
Республика Алтай 9,868
Краснодарский край 9,737
Республика Северная Осетия - Алания 9,539
Карачаево-Черкесская Республика 9,147
Архангельская область 9,059
Саратовская область 8,955
Волгоградская область 8,919
Приморский край 8,702
Тамбовская область 8,657
Республика Карелия 8,115
Челябинская область 7,669
Воронежская область 7,400
Омская область 7,396
Пензенская область 7,286
Республика Марий Эл 6,930
Кемеровская область 6,860
Хабаровский край 6,432
Новосибирская область 5,823
Владимирская область 5,653
Иркутская область 5,558
Орловская область 5,444
Псковская область 4,931
Томская область 4,778
Магаданская область 4,729
Оренбургская область 4,570
Тверская область 4,363
Нижегородская область 4,260
Республика Адыгея (Адыгея) 4,198
Курская область 4,072
Удмуртская Республика 4,009
Рязанская область 3,967
Республика Калмыкия 3,930
Амурская область 3,615
Костромская область 3,518
Смоленская область 3,268
Ульяновская область 3,187
Республика Хакасия 3,149
город федерального значения Севастополь 2,908
Республика Мордовия 2,835
Астраханская область 2,779
Вологодская область 2,528
Калининградская область 2,492
Пермский край 2,423
Белгородская область 2,049
Еврейская автономная область 1,795
Красноярский край 1,763
Новгородская область 1,503
Тульская область 1,110
Липецкая область 0,864
Ярославская область 0,789
Республика Коми 0,345
Мурманская область 0,032
Республика Татарстан (Татарстан) 0,000
Калужская область 0,000
Ленинградская область 0,000
Московская область 0,000
Самарская область 0,000
Сахалинская область 0,000
Свердловская область 0,000
Тюменская область 0,000
город федерального значения Москва 0,000
город федерального значения Санкт-Петербург 0,000
Ненецкий автономный округ 0,000
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 0,000
Ямало-Ненецкий автономный округ 0,000
Итого 675,260

Данные представлены на основании информации, представленной Министреством Финансов Российской Федерации - подробнее.

Самые богатые и самые бедные регионы России: кто кого кормит?

В России каждый субъект Федерации является самостоятельным в плане бюджета, однако через федеральный бюджет деньги идут от самых богатых к самым бедным регионам. Вопреки распространенному мнению, получают дотации не только на Кавказе – их получают почти все. Почему так происходит – разбираемся в статье.

Как построен российский бюджет

Говоря о российском бюджете, обычно подразумевается федеральный бюджет, из которого оплачиваются различные общегосударственные нужды – армия, правоохранительная система, содержание федеральных чиновников, частично образование, и т.д.

Но еще можно говорить о консолидированном бюджете России – это сумма вообще всех бюджетов: федерального, бюджетов регионов, муниципальных образований, внебюджетных фондов (Пенсионный, ФСС, ОМС). Проще говоря, консолидированный бюджет – это сумма вообще всех доходов и расходов государства на всех уровнях. И это бюджет условный, в отличие от федерального.

Федеральный бюджет, наполняется налоговыми и неналоговыми платежами (включая доходы от собственности), и безвозмездными перечислениями:

  • налоговые – это налог на прибыль, НДС, НДПИ, акцизы и некоторые другие налоги;
  • неналоговые – таможенная пошлина, доходы от собственности (например, прибыль государственных предприятий) и некоторые другие категории;
  • безвозмездные поступления – это перечисления из бюджетов других уровней.

Именно о безвозмездных поступлениях и пойдет речь дальше. У бюджетов регионов источники примерно такие же, просто они получают поступления от других налогов.

Исторически так сложилось, что в одних регионах есть природные ресурсы, инфраструктура, промышленные производства, деловые центры, а в других ничего этого нет. Соответственно, одни регионы получают больше доходов, а другие – меньше.

Применительно к российской бюджетной системе многое упирается в численность населения и уровень зарплат, а также в успешность работы местного бизнеса – значительная часть бюджетов регионов формируется за счет НДФЛ и налога на прибыль. В промышленных регионах сюда добавляются налог на имущество организаций.

При этом регионы обеспечивают определенные сборы федеральных налогов, получая от федерального центра субсидии на решение некоторых общегосударственных вопросов, а также дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Получается, что регион одновременно дает федеральному бюджету налоги и получает от него безвозмездные поступления.

Бюджет региона или муниципального образования не может быть дефицитным – в любой ситуации федеральный бюджет доплатит разницу, чтобы регион мог профинансировать все свои обязательства.

Отсюда может быть 2 вида регионов:

  • регионы-доноры – это те, которые только отдают федеральному бюджету деньги, но не получают от него дотации на выравнивание;
  • регионы-реципиенты – те, которые получают дотации, то есть, не могут обеспечить себя собственными доходами.

К настоящему моменту сложилась не очень благоприятная ситуация с доходами региональных бюджетов, регионов-доноров в несколько раз меньше, чем регионов-реципиентов. Основная причина в том, что налоги с природных ископаемых передали полностью на федеральный уровень. По факту в среднем в федеральный бюджет уходит 53% налогов, но, например, Татарстан отдает до 70% всех собираемых налогов.

Сколько осталось регионов-доноров

Официально в России регионом-донором считается субъект РФ, который не получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Правила предоставления этих дотаций постоянно меняются, причем чаще всего изменения в худшую для регионов сторону.

Результат – число регионов-доноров постоянно снижается. Даже по официальным критериям их число снизилось в разы:

  • в 1993 году было 35 регионов-доноров;
  • в 1997 году – 8 регионов;
  • в 2001 году – 25 регионов;
  • в 2015 году – 14 регионов;
  • сейчас – 13 регионов.

Одной из причин снижения финансового потенциала регионов была череда кризисов, но экономисты винят, в первую очередь, политику властей – регионы с 2003 года начали постепенно лишать НДПИ, а изменение формулы его расчета снизило налог на прибыль – что еще сильнее ударило по регионам.

Официально перечень регионов, которые не получают в 2019 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, насчитывает 13 пунктов. Мы предлагаем посмотреть на их основные экономические показатели и сравнить их с общероссийскими:

Регионы Безработица, % Средние доходы, рублей Естественный прирост (на 1000 человек населения) Миграционный прирост (на 1000 человек населения) ВРП, в % от ВВП ВРП на душу населения, рублей
Калужская область 3,9 28 860,4 -4,7 1,9 0,56 411 565,3
Московская область 2,7 43 996,8 -1,2 13,9 5,08 509 545,2
Москва 1,2 66 377,1 0,8 7,8 20,99 1 263 698,0
Ненецкий АО 8,1 78 703,3 5,1 -8,9 0,37 6 288 467,9
Ленинградская область 4,1 30 430,1 -5,3 23,7 1,29 535 717,3
Санкт-Петербург 1,5 42 718,0 0,8 5,2 5,16 727 210,6
Татарстан 3,3 33 371,4 0,5 0,7 2,82 543 522,4
Самарская область 3,7 28 018,4 -3,1 -0,1 1,80 422 024,7
Свердловская область 4,8 35 711,3 -1,9 -0,3 2,86 495 115,9
ХМАО-Югра 2,5 50 497,6 7,3 -2,1 4,69 2 127 213,5
ЯНАО 2,1 79 933,6 8,7 -3,2 3,29 4 581 150,1
Тюменская область 4,5 29 023,8 2,8 10,3 1,35 680 908,9
Сахалинская область 5,3 51 705,7 -0,5 -0,7 1,03 1 577 910,3
В целом по РФ 4,8 33 010,2 -1,6 0,9 100 510 253,1

Как видно, каких-то серьезных отличий у регионов-доноров по экономическим показателям нет. Например, ХМАО имеет больше ВРП на душу населения, чем Москва – но там выше безработица, а среднедушевые доходы ниже. В Калужской области средние доходы даже ниже общероссийской цифры, но безработица ниже (скорее всего, за счет нескольких автопроизводителей, работающих в особой экономической зоне).

Однако есть и другие оценки количества регионов-доноров:

  • 4 региона – Москва, Санкт-Петербург, ХМАО и ЯНАО, как регионы, дающие 60% федерального бюджета;
  • 10 регионов с учетом их чистого вклада в федеральный бюджет.

Кстати, по второй классификации есть интересные цифры по доле налогов, которые остаются в регионе:

blank

Получается, что Ханты-Мансийский автономный округ отдает в федеральный бюджет больше всех, но себе оставляет лишь 8% от собранных налогов, а в Москве оседает 58% налогов.

Очевидно, что такое распределение покажется нечестным нефтегазовым регионам, особенно учитывая отдаленность и суровые условия жизни и работы.

На самом же деле несправедливости в этом нет:

В сложившейся системе межбюджетных отношений в России иной ситуации быть и не может – а отсюда идут и повышенные социальные выплаты жителям Москвы и огромные проекты вроде реновации, тогда как в других регионах на это просто нет денег.

Кто получает деньги от центра

К 2018 году ситуация меняется: дотации в прошлом году получили все регионы (даже Москва – но не на выравнивание, а на другие цели). Среди регионов-лидеров по сумме полученных дотаций всех видов по-прежнему есть 3 региона из СКФО, но предостаточно и других субъектов РФ:

Регионы Безработица, % Средние доходы, рублей Естественный прирост (на 1000 человек) Миграционный прирост (на 1000 человек) ВРП на душу населения, рублей Дотации, рублей Дотации на 1 человека, рублей
Дагестан 11,6 26 359,7 10,8 -3,6 204 197,4 59 065 832,5 19,1
Якутия 6,9 42 427,8 5,9 -3,0 951 220,2 43 944 997,7 45,4
Камчатский край 4,9 48 277,3 -0,5 -2,2 639 848,2 39 357 697,2 125,1
Алтайский край 6,1 22 528,7 -4,2 -3,2 215 768,4 27 129 122,5 11,6
Чеченская Республика 13,7 23 184,8 16,3 -2,4 125 471,2 27 078 463,8 18,6
Ставропольский край 5,0 23 236,3 -0,5 -1,4 237 436,5 19 202 709,7 6,9
Бурятия 9,3 24 071,7 3,4 -4,7 204 770,0 18 298 640,3 18,6
Крым 6,0 21 170,2 -3,5 2,5 187 726,0 17 714 025,6 9,3
Башкортостан 4,9 28 572,5 -0,8 -2,2 343 509,4 16 433 477,4 4,1

Как видно, больше всего дотаций получает Дагестан – он вместе с Чечней представляют собой самые проблемные регионы по занятости, тем не менее, по ВРП Дагестан лидирует среди всех кризисных регионов (возможно, не в последнюю очередь благодаря тем же дотациям).

Кстати, первая пятерка регионов-лидеров по сумме дотаций не меняется уже несколько лет.

При этом можно заметить одну общую черту кризисных регионов – из всех них активно уезжает население (кроме Крыма, но это отдельная история). Очевидно, что жить в условиях низких зарплат и отсутствия перспектив не очень приятно.

Однако сравнивать регионы по абсолютным цифрам дотаций не очень правильно – лучше сопоставить их по сумме дотаций на душу населения. Получится так:

blank

Выходит, что на регионы Северного Кавказа приходятся не такие большие дотации, если пересчитать их на 1 жителя – малонаселенные отдаленные регионы получают гораздо больше денег.

Более того, 2019 год отметился ростом дотаций для тех регионов, которые до этого требовали их не так много: Республика Марий Эл, Томская, Кировская, Оренбургская, Псковская, Астраханская, Калининградская, Новгородская и Ярославская области – им будет нужно на 15% больше денег.

В 2019 году и далее на регионы возложили новую обязанность – реализацию национальных проектов. По предварительным данным, субъекты будут заниматься 60% вопросов по проектам, хоть и непосредственно финансирование на 95-99% будет предоставляться из федерального бюджета.

Серьезная зависимость регионов от внешнего финансирования и дальнейшее усугубление проблемы приводит к неожиданным результатам.

Банкротство регионов – уже реальность?

Как уже было сказано выше, бюджет региона не может быть дефицитным – если при составлении проекта окажется, что запланированные доходы меньше, чем плановые расходы, в федеральном бюджете заложат соответствующую сумму дотации.

Но так это работает лишь в теории. На практике регионы крайне ограничены в своих возможностях – если субъект получает дотации из федерального бюджета, его полномочия урезаны. То есть, в некоторых случаях в федеральном бюджете могут заложить меньшую сумму дотации, из-за чего региону придется отказываться от части расходов.

При этом урезать можно лишь незащищенные статьи, что еще больше снижает возможности регионов. Однако, чтобы погашать свои обязательства и развиваться, регионы привлекают кредиты. С их возвратом все чаще возникают проблемы.

Впервые о дефолте региона в России заговорили в 2008 году, когда Московская область не смогла расплатиться с кредиторами. Через 7 лет то же случилось с Новгородской областью, которая не выплатила кредит ВТБ.

Формально это дефолтом не является, поэтому приходится верить рейтинговому агентству АКРА, которое учитывает 3 критерия банкротства региона:

  • просрочки платежей по долгу;
  • прекращение деятельности;
  • вынужденная реструктуризация долга.

Чаще всего удается отследить долги регионов перед банками, и лишь по судебным решениям.

Причины банкротства регионов и городов те же – высокий уровень дотационности (муниципальные бюджеты на 75% состоят из дотаций), значительная централизация доходов, кассовые разрывы, проблемы в самой экономике.

Долги бывают не только в рублях. Например, в 2003 году возник спор между Бинбанком и Ингушетией по поводу долга в 1,8 миллиона долларов плюс 251 тысяча долларов как проценты.

К настоящему времени известно о 3 самых проблемных регионах – это Мордовия, Хакасия и Костромская область. В 2018 году их перевели на казначейское сопровождение, что означает жесткий контроль над тратами со стороны Минфина.

В 2 регионах ситуацию удалось выровнять, но в Мордовии все плохо:

blank

Чиновники из Мордовии уверяют, что такие огромные долги появились из-за того, что в Саранске проводили матчи Чемпионата мира по футболу – 2018, для чего город потратил большие деньги на подготовку.

Сейчас регионы продолжают наращивать долги, это зафиксировано в 16 субъектах РФ. Кстати, долги регионов – неплохая возможность заработать для инвестора. Уровень доходности по таким вложениям будет выше, чем предлагают банки по вкладам.

Резюмируя, можно сказать, что финансовое положение большинства российских регионов далеко от идеального – если более 80% субъектов РФ получают выравнивающие дотации, то нужно что-то менять в системе межбюджетных отношений.

Независимость и автономия бюджетов разных уровней – ключевой принцип бюджетного федерализма, а в современных условиях в России он практически не соблюдается.

Если федеральный центр и дальше будет вести политику централизации налогов и других доходов, регионов-доноров останется еще меньше.

Завершение 2020 года и начало нынешнего ознаменовались дискуссиями вокруг региональных бюджетов. Причина этого – бюджетный дефицит, который зафиксировали в своих плановых значениях почти все регионы страны.

Возможности бедных регионов стремительно снижаются

В первую очередь внимание специалистов привлекли регионы, где запланирован профицит бюджета. В числе таких субъектов – Еврейская автономная область, где профицит составит 2,68 процента, Марий Эл - 2,1 процента, Мордовия - 1,9 процентов, Пензенская область - 0,26 процента, Карачаево-Черкесия - 0,2 процента. Эти регионы обладают и наименьшими бюджетами в стране, едва поддерживая свою платежеспособность.

Руководитель научно-исследовательского информационного центра БАГСУ Николай Евдокимов отмечает, что, в условиях пандемии и сокращения доходов возможности бедных регионов стремительно снижаются, в лучшем случае, консервируя текущие процессы.

- Едва ли эти регионы закончат год с положительным сальдо, - уверен он. - В отношении них де-факто введено внешнее экономическое управление, поэтому местным руководителям не выгодно показывать негативную статистику. В течение года бюджет будет не раз корректироваться – тогда мы уже увидим реальную картину.

В семи регионах России запланирован паритет доходов и расходов – это Оренбургская область, Удмуртия, Костромская область, Орловская область, Тамбовская область, Омская область и Камчатский край. Эти субъекты традиционно также не могут похвастаться крупными экономическими успехами, поэтому оптимистичный сценарий связан, скорее, с перспективой покрытия дефицита за счёт займов.

Все остальные регионы закладывают на 2021 год бюджетный дефицит. Башкортостан оказался на 13 месте по величине бюджетного дефицита – минус 10,8 процента. Планируемые значения дефицита ниже, чем по итогам 2020 года на четыре процента. Связано это, в первую очередь, с ожиданием смягчения ограничений и ускоренного восстановления экономики на фоне вакцинации.

Основной экономический урон пришёлся на нефтяные регионы – в ЯНАО, Тюменской области, ХМАО, Сахалинской области планируется самый крупный бюджетный дефицит - от 15 до 28 процентов. Башкирия и Татарстан также считаются республиками с развитой нефтеперерабатывающей промышленностью, но экономика этих регионов очень диверсифицирована за счёт сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности и IT-сектора. Один из крупнейших дефицитов бюджета – минус 19,3 процента - ожидается в Москве: регион продолжает очень много тратить на фоне ужавшейся доходной части. Но Москве ничего не угрожает – запас прочности слишком велик.

Выгодно на фоне других смотрится и Башкирия – низкий госдолг и высокий рейтинг кредитоспособности позволяет прибегать к внешним заимствованиям для покрытия бюджетного дефицита. Однако руководство республики подходит пока взвешенно к этому, покрывая бюджетные расходы за счёт дополнительных федеральных трансфертов и проектов.

Наступивший год должен стать настоящим испытанием для российских регионов. Многие годы они находятся в условиях финансового дефицита из-за особенностей перераспределения финансовых средств на региональном уровне. С каждым годом число дотационных регионов, зависимых от трансфертов и внешних займов, растёт. Пандемические годы поставили на порог выживания уже практически все регионы. Авторы доклада выделяют четыре основные формы регионального бюджетного реагирования на текущую социально-экономическую ситуацию: кризисная, где максимальное снижение всех бюджетных обязательств, пассивно-дотационная - умеренный дефицит и бюджетная зависимость, гибридная, которая предполагает оперативное реагирование на изменение ситуации и активно-дефицитная, где идет наращивание долга для решения сиюминутных задач.

По мнению научного сотрудника БАГСУ, политолога Арсена Шаяхметова, в ближайшие годы мы будем наблюдать усиленное экономическое расслоение регионов при общем нисходящем векторе.

- До пандемии лишь 15-20 российских регионов обладали ресурсами для улучшения качества жизни и повышения привлекательности для населения и бизнеса, хотя и в очень разной степени, - поясняет он. - Именно эти субъекты продолжат инерционно сохранять прежний уровень жизни, но о развитии в ближайший год говорить сложно. Остальные территории обречены на социально-экономическую деградацию, отток ресурсов и населения.

По мнению г-на Шаяхметова, Башкирию можно отнести к первой категории.

Читайте также: