Почему башкирия дотационный регион
Обновлено: 30.06.2024
Ежегодно правительство РФ перераспределяет бюджет между субъектами так, чтобы регионы с положительным балансом отдавали регионам с отрицательным балансом деньги, получаемые с налогов и других источников. Это – дотации, и информация о ежегодном перераспределении денег помогает не только сделать выводы о богатых/бедных регионах, но и отследить динамику развития субъектов. Например, самые нуждающиеся дотационные регионы России в 2020 и 2021 году, числа – в рублях:
2020 | 2021 | |
Республика Дагестан | 58 395 004 000 | 61 518 775 000 |
Республика Саха (Якутия) | 35 928 069 000 | 38 571 040 000 |
Камчатка | 32 402 936 000 | 34 149 057 000 |
Чеченская Республика | 27 354 420 000 | 28 710 667 000 |
Крым | 19 872 802 000 | 20 418 974 000 |
Как можно увидеть, самые дотационные регионы не улучшают свое положение – дефицит бюджета в них увеличивается, что подтверждает и карта, на которую нанесены дотационные регионы:
Ниже – рейтинг дотационных регионов, доноры, инфографика, сопроводительная информация и аналитика.
Дотации регионам – официальные данные
Список дотационных регионов и суммы дотаций за 2021 год:
Субъекты | Сумма, тысяч рублей |
Республика Дагестан | 61 518 775,0 |
Республика Саха (Якутия) | 38 571 040,5 |
Камчатский край | 34 149 057,0 |
Чеченская Республика | 28 710 667,5 |
Республика Крым | 20 418 974,3 |
Алтайский край | 19 234 295,5 |
Ставропольский край | 17 887 429,1 |
Республика Тыва | 16 066 441,0 |
Республика Бурятия | 15 568 468,1 |
Чукотский автономный округ | 12 782 544,1 |
Кабардино-Балкарская Республика | 12 459 465,0 |
Республика Ингушетия | 9 645 857,3 |
Курганская обл. | 9 151 459,6 |
Республика Алтай | 9 106 684,5 |
Ивановская обл. | 8 461 903,9 |
Кировская обл. | 8 391 869,7 |
Брянская обл. | 8 359 072,5 |
Карачаево-Черкесская Республика | 8 018 399,7 |
Республика Северная Осетия — Алания | 8 006 369,0 |
Чувашская Республика — Чувашия | 7 268 934,9 |
Республика Башкортостан | 6 722 002,0 |
Забайкальский край | 6 437 927,4 |
Ростовская обл. | 5 678 982,0 |
Тамбовская обл. | 5 041 283,3 |
Республика Карелия | 4 960 574,0 |
Республика Марий Эл | 4 853 090,4 |
Краснодарский край | 4 398 104,7 |
Архангельская обл. | 4 132 655,7 |
Волгоградская обл. | 4 129 097,2 |
Саратовская обл. | 4 114 285,8 |
Приморский край | 3 743 122,6 |
Омская обл. | 3 705 119,3 |
Пензенская обл. | 3 645 628,9 |
Воронежская обл. | 3 364 328,1 |
Челябинская обл. | 3 332 741,8 |
Республика Калмыкия | 3 251 440,8 |
Республика Адыгея (Адыгея) | 2 947 665,3 |
Кемеровская обл. | 2 892 983,8 |
Орловская обл. | 2 798 918,4 |
Новосибирская обл. | 2 736 963,9 |
Псковская обл. | 2 697 683,7 |
Оренбургская обл. | 2 663 856,0 |
Томская обл. | 2 491 740,7 |
Владимирская обл. | 2 430 504,0 |
Хабаровский край | 2 367 778,7 |
Магаданская обл. | 2 094 003,2 |
Севастополь | 2 000 684,3 |
Удмуртская Республика | 1 985 564,8 |
Курская обл. | 1 960 738,8 |
Тверская обл. | 1 957 873,5 |
Нижегородская обл. | 1 953 335,3 |
Рязанская обл. | 1 950 840,5 |
Иркутская обл. | 1 650 931,8 |
Амурская обл. | 1 477 849,7 |
Астраханская обл. | 1 444 833,0 |
Республика Хакасия | 1 413 410,3 |
Калининградская обл. | 1 401 127,6 |
Смоленская обл. | 1 388 732,2 |
Костромская обл. | 1 364 852,2 |
Республика Мордовия | 1 353 055,9 |
Ульяновская обл. | 1 311 398,6 |
Пермский край | 1 254 191,2 |
Вологодская обл. | 1 023 709,4 |
Белгородская обл. | 960 702,3 |
Красноярский край | 889 411,3 |
Новгородская обл. | 751 258,6 |
Еврейская автономная обл. | 612 025,6 |
Тульская обл. | 543 160,6 |
Липецкая обл. | 398 018,2 |
Ярославская обл. | 370 682,7 |
Республика Коми | 264 449,9 |
Мурманская обл. | 14 732,3 |
Дагестан был и остается самым требовательным регионом. Чечня – тоже требовательный дотационный регион, как и Якутия, Башкирия, Крым и многие другие субъекты.
Вообще, таблица показывает, что регионов с дефицитом бюджета – большинство, и их тянут вверх немногочисленные прибыльные регионы – доноры.
О них мы расскажем чуть ниже.
Регионы доноры
Статистика и рейтинг по годам
Самые бедные регионы
Самые бедные регионы в 2019-2021 годах (числа – в тысячах рублей):
2019 | 2020 | 2021 | |
Респ. Дагестан | 66 265 836,8 | 58 395 004,4 | 61 518 775,0 |
Респ. Саха (Якутия) | 46 907 224,4 | 35 928 069,9 | 38 571 040,5 |
Камчатский край | 37 389 812,3 | 32 402 936,3 | 34 149 057,0 |
Чеченская Респ. | 30 440 585,9 | 27 354 420,3 | 28 710 667,5 |
Алтайский край | 26 837 816,6 | 18 977 607,2 | 19 234 295,5 |
Ставропольский край | 22 083 116,2 | 17 597 742,4 | 17 887 429,1 |
Респ. Крым | 20 371 129,4 | 19 872 802,6 | 20 418 974,3 |
Респ. Бурятия | 19 874 889,0 | 15 447 994,0 | 15 568 468,1 |
Респ. Тыва | 16 932 597,8 | 15 173 903,9 | 12 782 544,1 |
Респ. Башкортостан | 15 611 803,5 | 7 137 233,2 | 6 722 002,0 |
Единственный регион, который действительно улучшил свое положение – Республика Башкортостан, которая в последние 2 года запрашивала в 2 раза меньше дотаций, чем обычно.
Самые богатые регионы
Если вы думаете, что самый богатый регион – Москва/Московская область, то вы сильно заблуждаетесь. Топ-10 регионов по поступлению денег в бюджет в 2018 и 2019 годах:
Субъект | Налоговые поступления в 2019, рублей | Налоговые поступления в 2018, рублей |
Ханты-Мансийский АО – Югра | 3072250672 | 1985463484 |
Москва | 1428030549 | 1265525556 |
Ямало-Hенецкий АО | 1220680319 | 943921479 |
Санкт-Петербург | 664897484 | 621529636 |
Республика Татарстан | 490322755 | 328566826 |
Красноярский край | 388512599 | 267655450 |
Московская обл. | 357793433 | 325487387 |
Оренбургская обл. | 300831894 | 194447903 |
Самарская обл. | 291176949 | 224876734 |
Иркутская обл. | 270113319 | 180180790 |
Данные о Москве и области
Москва, Санкт-Петербург и их области ежегодно выходят в ощутимый плюс, поэтому не получают дотаций – наоборот, сами отчисляют деньги менее развитым регионам. О том, сколько они получают, мы рассказали в предыдущем разделе.
Динамика
С одной стороны, динамика налоговых поступлений в бюджет показывает, что налогов собирается больше, и казна растет. С другой стороны – бедные регионы сокращают свои потребности несущественно, артефакт 2020 года мы уже объяснили выше – в 2020 году начали формировать подушку безопасности в размере 30% от поступающих на перераспределение денег, опасаясь кризиса. В общем-то, это было хорошим решением – во время кризиса 2020-2021 года это позволило удержать на плаву самые нуждающиеся регионы. Но назвать динамику положительной не получится, можно сказать только о еще большем расслоении регионов на бедные и богатые.
Прогнозы дальнейшего развития событий
Учитывая, что в 2020 начался коронакризис, который в текущем 2021 году только начинает стихать, дать какой-либо уверенный прогноз не представляется возможным. Скорее всего, реальные поступления в бюджет в 2021 году сократятся, и от того, насколько они сократятся, будет зависеть объем дотаций на 2022 год.
Можно ожидать дальнейшего углубления расслоения регионов.
Отвечаем на вопросы
- Когда будет известно про распределение дотаций в 2022 году? Скорее всего, в конце 2021, когда правительство подведет итоги и заложит финансовые прогнозы на 2022 год.
- Откуда вы берете информацию? Из официальный отчетов Минфина России.
Вывод
Дотационные регионы РФ - это такие регионы России, бюджетная составшляющая которых недостаточна для финансирования социальных и инфраструктурных расходов своими силами, поэтому федеральный бюджет направляет в региональные бюджеты денежные трансферты для дофинансирования расходов регионов.
Дотирование получает семьдесят два региона из восьмидесяти пяти. Пять регионов-лидеров, которые получали бюджетные трансферты, по сравнению с 2018 года все также не изменились.
По сравнению с 2018 годом дотационные отчисления республике Дагестан выросли примерно на 10% процентов. У второго крупного дотационного региона (Якутия) уровень дотаций вырос примерно на 3 млрд. рублей.
В 2019 году доткационные отчисления будут увеличены для 49 объектов России, но при этом снизятся для 23. В целом, число регионов, которые не требуют дотации, по-прежнему остается малым.
Представим данные в виде инфографики:
Одной из причин повлиявших на снижение наполняемости бюджетов регионов стали санкции США, которые частично оказали влияние на крупные предприятия в регионах. Из-за этих санкций налоговые отчисления в региональные бюджеты сократятся. Именно поэтому дотационная помощь регионов была увеличена в очередной раз.
Также приведем таблицу дотаций регионам России в 2019 году:
Наименование региона | Значение, млрд. руб. |
---|---|
Республика Дагестан | 66,266 |
Республика Саха (Якутия) | 46,907 |
Камчатский край | 37,390 |
Чеченская Республика | 30,441 |
Алтайский край | 26,838 |
Ставропольский край | 22,083 |
Республика Крым | 20,371 |
Республика Бурятия | 19,875 |
Республика Тыва | 16,933 |
Республика Башкортостан | 15,612 |
Ростовская область | 13,631 |
Кабардино-Балкарская Республика | 12,748 |
Курганская область | 12,347 |
Брянская область | 12,165 |
Забайкальский край | 11,975 |
Ивановская область | 11,743 |
Кировская область | 11,508 |
Чукотский автономный округ | 11,240 |
Чувашская Республика - Чувашия | 11,115 |
Республика Ингушетия | 10,165 |
Республика Алтай | 9,868 |
Краснодарский край | 9,737 |
Республика Северная Осетия - Алания | 9,539 |
Карачаево-Черкесская Республика | 9,147 |
Архангельская область | 9,059 |
Саратовская область | 8,955 |
Волгоградская область | 8,919 |
Приморский край | 8,702 |
Тамбовская область | 8,657 |
Республика Карелия | 8,115 |
Челябинская область | 7,669 |
Воронежская область | 7,400 |
Омская область | 7,396 |
Пензенская область | 7,286 |
Республика Марий Эл | 6,930 |
Кемеровская область | 6,860 |
Хабаровский край | 6,432 |
Новосибирская область | 5,823 |
Владимирская область | 5,653 |
Иркутская область | 5,558 |
Орловская область | 5,444 |
Псковская область | 4,931 |
Томская область | 4,778 |
Магаданская область | 4,729 |
Оренбургская область | 4,570 |
Тверская область | 4,363 |
Нижегородская область | 4,260 |
Республика Адыгея (Адыгея) | 4,198 |
Курская область | 4,072 |
Удмуртская Республика | 4,009 |
Рязанская область | 3,967 |
Республика Калмыкия | 3,930 |
Амурская область | 3,615 |
Костромская область | 3,518 |
Смоленская область | 3,268 |
Ульяновская область | 3,187 |
Республика Хакасия | 3,149 |
город федерального значения Севастополь | 2,908 |
Республика Мордовия | 2,835 |
Астраханская область | 2,779 |
Вологодская область | 2,528 |
Калининградская область | 2,492 |
Пермский край | 2,423 |
Белгородская область | 2,049 |
Еврейская автономная область | 1,795 |
Красноярский край | 1,763 |
Новгородская область | 1,503 |
Тульская область | 1,110 |
Липецкая область | 0,864 |
Ярославская область | 0,789 |
Республика Коми | 0,345 |
Мурманская область | 0,032 |
Республика Татарстан (Татарстан) | 0,000 |
Калужская область | 0,000 |
Ленинградская область | 0,000 |
Московская область | 0,000 |
Самарская область | 0,000 |
Сахалинская область | 0,000 |
Свердловская область | 0,000 |
Тюменская область | 0,000 |
город федерального значения Москва | 0,000 |
город федерального значения Санкт-Петербург | 0,000 |
Ненецкий автономный округ | 0,000 |
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра | 0,000 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 0,000 |
Итого | 675,260 |
Данные представлены на основании информации, представленной Министреством Финансов Российской Федерации - подробнее.
В России каждый субъект Федерации является самостоятельным в плане бюджета, однако через федеральный бюджет деньги идут от самых богатых к самым бедным регионам. Вопреки распространенному мнению, получают дотации не только на Кавказе – их получают почти все. Почему так происходит – разбираемся в статье.
Как построен российский бюджет
Говоря о российском бюджете, обычно подразумевается федеральный бюджет, из которого оплачиваются различные общегосударственные нужды – армия, правоохранительная система, содержание федеральных чиновников, частично образование, и т.д.
Но еще можно говорить о консолидированном бюджете России – это сумма вообще всех бюджетов: федерального, бюджетов регионов, муниципальных образований, внебюджетных фондов (Пенсионный, ФСС, ОМС). Проще говоря, консолидированный бюджет – это сумма вообще всех доходов и расходов государства на всех уровнях. И это бюджет условный, в отличие от федерального.
Федеральный бюджет, наполняется налоговыми и неналоговыми платежами (включая доходы от собственности), и безвозмездными перечислениями:
- налоговые – это налог на прибыль, НДС, НДПИ, акцизы и некоторые другие налоги;
- неналоговые – таможенная пошлина, доходы от собственности (например, прибыль государственных предприятий) и некоторые другие категории;
- безвозмездные поступления – это перечисления из бюджетов других уровней.
Именно о безвозмездных поступлениях и пойдет речь дальше. У бюджетов регионов источники примерно такие же, просто они получают поступления от других налогов.
Исторически так сложилось, что в одних регионах есть природные ресурсы, инфраструктура, промышленные производства, деловые центры, а в других ничего этого нет. Соответственно, одни регионы получают больше доходов, а другие – меньше.
Применительно к российской бюджетной системе многое упирается в численность населения и уровень зарплат, а также в успешность работы местного бизнеса – значительная часть бюджетов регионов формируется за счет НДФЛ и налога на прибыль. В промышленных регионах сюда добавляются налог на имущество организаций.
При этом регионы обеспечивают определенные сборы федеральных налогов, получая от федерального центра субсидии на решение некоторых общегосударственных вопросов, а также дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Получается, что регион одновременно дает федеральному бюджету налоги и получает от него безвозмездные поступления.
Бюджет региона или муниципального образования не может быть дефицитным – в любой ситуации федеральный бюджет доплатит разницу, чтобы регион мог профинансировать все свои обязательства.
Отсюда может быть 2 вида регионов:
- регионы-доноры – это те, которые только отдают федеральному бюджету деньги, но не получают от него дотации на выравнивание;
- регионы-реципиенты – те, которые получают дотации, то есть, не могут обеспечить себя собственными доходами.
К настоящему моменту сложилась не очень благоприятная ситуация с доходами региональных бюджетов, регионов-доноров в несколько раз меньше, чем регионов-реципиентов. Основная причина в том, что налоги с природных ископаемых передали полностью на федеральный уровень. По факту в среднем в федеральный бюджет уходит 53% налогов, но, например, Татарстан отдает до 70% всех собираемых налогов.
Сколько осталось регионов-доноров
Официально в России регионом-донором считается субъект РФ, который не получает из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Правила предоставления этих дотаций постоянно меняются, причем чаще всего изменения в худшую для регионов сторону.
Результат – число регионов-доноров постоянно снижается. Даже по официальным критериям их число снизилось в разы:
- в 1993 году было 35 регионов-доноров;
- в 1997 году – 8 регионов;
- в 2001 году – 25 регионов;
- в 2015 году – 14 регионов;
- сейчас – 13 регионов.
Одной из причин снижения финансового потенциала регионов была череда кризисов, но экономисты винят, в первую очередь, политику властей – регионы с 2003 года начали постепенно лишать НДПИ, а изменение формулы его расчета снизило налог на прибыль – что еще сильнее ударило по регионам.
Официально перечень регионов, которые не получают в 2019 году дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, насчитывает 13 пунктов. Мы предлагаем посмотреть на их основные экономические показатели и сравнить их с общероссийскими:
Регионы | Безработица, % | Средние доходы, рублей | Естественный прирост (на 1000 человек населения) | Миграционный прирост (на 1000 человек населения) | ВРП, в % от ВВП | ВРП на душу населения, рублей |
---|---|---|---|---|---|---|
Калужская область | 3,9 | 28 860,4 | -4,7 | 1,9 | 0,56 | 411 565,3 |
Московская область | 2,7 | 43 996,8 | -1,2 | 13,9 | 5,08 | 509 545,2 |
Москва | 1,2 | 66 377,1 | 0,8 | 7,8 | 20,99 | 1 263 698,0 |
Ненецкий АО | 8,1 | 78 703,3 | 5,1 | -8,9 | 0,37 | 6 288 467,9 |
Ленинградская область | 4,1 | 30 430,1 | -5,3 | 23,7 | 1,29 | 535 717,3 |
Санкт-Петербург | 1,5 | 42 718,0 | 0,8 | 5,2 | 5,16 | 727 210,6 |
Татарстан | 3,3 | 33 371,4 | 0,5 | 0,7 | 2,82 | 543 522,4 |
Самарская область | 3,7 | 28 018,4 | -3,1 | -0,1 | 1,80 | 422 024,7 |
Свердловская область | 4,8 | 35 711,3 | -1,9 | -0,3 | 2,86 | 495 115,9 |
ХМАО-Югра | 2,5 | 50 497,6 | 7,3 | -2,1 | 4,69 | 2 127 213,5 |
ЯНАО | 2,1 | 79 933,6 | 8,7 | -3,2 | 3,29 | 4 581 150,1 |
Тюменская область | 4,5 | 29 023,8 | 2,8 | 10,3 | 1,35 | 680 908,9 |
Сахалинская область | 5,3 | 51 705,7 | -0,5 | -0,7 | 1,03 | 1 577 910,3 |
В целом по РФ | 4,8 | 33 010,2 | -1,6 | 0,9 | 100 | 510 253,1 |
Как видно, каких-то серьезных отличий у регионов-доноров по экономическим показателям нет. Например, ХМАО имеет больше ВРП на душу населения, чем Москва – но там выше безработица, а среднедушевые доходы ниже. В Калужской области средние доходы даже ниже общероссийской цифры, но безработица ниже (скорее всего, за счет нескольких автопроизводителей, работающих в особой экономической зоне).
Однако есть и другие оценки количества регионов-доноров:
- 4 региона – Москва, Санкт-Петербург, ХМАО и ЯНАО, как регионы, дающие 60% федерального бюджета;
- 10 регионов с учетом их чистого вклада в федеральный бюджет.
Кстати, по второй классификации есть интересные цифры по доле налогов, которые остаются в регионе:
Получается, что Ханты-Мансийский автономный округ отдает в федеральный бюджет больше всех, но себе оставляет лишь 8% от собранных налогов, а в Москве оседает 58% налогов.
Очевидно, что такое распределение покажется нечестным нефтегазовым регионам, особенно учитывая отдаленность и суровые условия жизни и работы.
На самом же деле несправедливости в этом нет:
В сложившейся системе межбюджетных отношений в России иной ситуации быть и не может – а отсюда идут и повышенные социальные выплаты жителям Москвы и огромные проекты вроде реновации, тогда как в других регионах на это просто нет денег.
Кто получает деньги от центра
К 2018 году ситуация меняется: дотации в прошлом году получили все регионы (даже Москва – но не на выравнивание, а на другие цели). Среди регионов-лидеров по сумме полученных дотаций всех видов по-прежнему есть 3 региона из СКФО, но предостаточно и других субъектов РФ:
Регионы | Безработица, % | Средние доходы, рублей | Естественный прирост (на 1000 человек) | Миграционный прирост (на 1000 человек) | ВРП на душу населения, рублей | Дотации, рублей | Дотации на 1 человека, рублей |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Дагестан | 11,6 | 26 359,7 | 10,8 | -3,6 | 204 197,4 | 59 065 832,5 | 19,1 |
Якутия | 6,9 | 42 427,8 | 5,9 | -3,0 | 951 220,2 | 43 944 997,7 | 45,4 |
Камчатский край | 4,9 | 48 277,3 | -0,5 | -2,2 | 639 848,2 | 39 357 697,2 | 125,1 |
Алтайский край | 6,1 | 22 528,7 | -4,2 | -3,2 | 215 768,4 | 27 129 122,5 | 11,6 |
Чеченская Республика | 13,7 | 23 184,8 | 16,3 | -2,4 | 125 471,2 | 27 078 463,8 | 18,6 |
Ставропольский край | 5,0 | 23 236,3 | -0,5 | -1,4 | 237 436,5 | 19 202 709,7 | 6,9 |
Бурятия | 9,3 | 24 071,7 | 3,4 | -4,7 | 204 770,0 | 18 298 640,3 | 18,6 |
Крым | 6,0 | 21 170,2 | -3,5 | 2,5 | 187 726,0 | 17 714 025,6 | 9,3 |
Башкортостан | 4,9 | 28 572,5 | -0,8 | -2,2 | 343 509,4 | 16 433 477,4 | 4,1 |
Как видно, больше всего дотаций получает Дагестан – он вместе с Чечней представляют собой самые проблемные регионы по занятости, тем не менее, по ВРП Дагестан лидирует среди всех кризисных регионов (возможно, не в последнюю очередь благодаря тем же дотациям).
Кстати, первая пятерка регионов-лидеров по сумме дотаций не меняется уже несколько лет.
При этом можно заметить одну общую черту кризисных регионов – из всех них активно уезжает население (кроме Крыма, но это отдельная история). Очевидно, что жить в условиях низких зарплат и отсутствия перспектив не очень приятно.
Однако сравнивать регионы по абсолютным цифрам дотаций не очень правильно – лучше сопоставить их по сумме дотаций на душу населения. Получится так:
Выходит, что на регионы Северного Кавказа приходятся не такие большие дотации, если пересчитать их на 1 жителя – малонаселенные отдаленные регионы получают гораздо больше денег.
Более того, 2019 год отметился ростом дотаций для тех регионов, которые до этого требовали их не так много: Республика Марий Эл, Томская, Кировская, Оренбургская, Псковская, Астраханская, Калининградская, Новгородская и Ярославская области – им будет нужно на 15% больше денег.
В 2019 году и далее на регионы возложили новую обязанность – реализацию национальных проектов. По предварительным данным, субъекты будут заниматься 60% вопросов по проектам, хоть и непосредственно финансирование на 95-99% будет предоставляться из федерального бюджета.
Серьезная зависимость регионов от внешнего финансирования и дальнейшее усугубление проблемы приводит к неожиданным результатам.
Банкротство регионов – уже реальность?
Как уже было сказано выше, бюджет региона не может быть дефицитным – если при составлении проекта окажется, что запланированные доходы меньше, чем плановые расходы, в федеральном бюджете заложат соответствующую сумму дотации.
Но так это работает лишь в теории. На практике регионы крайне ограничены в своих возможностях – если субъект получает дотации из федерального бюджета, его полномочия урезаны. То есть, в некоторых случаях в федеральном бюджете могут заложить меньшую сумму дотации, из-за чего региону придется отказываться от части расходов.
При этом урезать можно лишь незащищенные статьи, что еще больше снижает возможности регионов. Однако, чтобы погашать свои обязательства и развиваться, регионы привлекают кредиты. С их возвратом все чаще возникают проблемы.
Впервые о дефолте региона в России заговорили в 2008 году, когда Московская область не смогла расплатиться с кредиторами. Через 7 лет то же случилось с Новгородской областью, которая не выплатила кредит ВТБ.
Формально это дефолтом не является, поэтому приходится верить рейтинговому агентству АКРА, которое учитывает 3 критерия банкротства региона:
- просрочки платежей по долгу;
- прекращение деятельности;
- вынужденная реструктуризация долга.
Чаще всего удается отследить долги регионов перед банками, и лишь по судебным решениям.
Причины банкротства регионов и городов те же – высокий уровень дотационности (муниципальные бюджеты на 75% состоят из дотаций), значительная централизация доходов, кассовые разрывы, проблемы в самой экономике.
Долги бывают не только в рублях. Например, в 2003 году возник спор между Бинбанком и Ингушетией по поводу долга в 1,8 миллиона долларов плюс 251 тысяча долларов как проценты.
К настоящему времени известно о 3 самых проблемных регионах – это Мордовия, Хакасия и Костромская область. В 2018 году их перевели на казначейское сопровождение, что означает жесткий контроль над тратами со стороны Минфина.
В 2 регионах ситуацию удалось выровнять, но в Мордовии все плохо:
Чиновники из Мордовии уверяют, что такие огромные долги появились из-за того, что в Саранске проводили матчи Чемпионата мира по футболу – 2018, для чего город потратил большие деньги на подготовку.
Сейчас регионы продолжают наращивать долги, это зафиксировано в 16 субъектах РФ. Кстати, долги регионов – неплохая возможность заработать для инвестора. Уровень доходности по таким вложениям будет выше, чем предлагают банки по вкладам.
Резюмируя, можно сказать, что финансовое положение большинства российских регионов далеко от идеального – если более 80% субъектов РФ получают выравнивающие дотации, то нужно что-то менять в системе межбюджетных отношений.
Независимость и автономия бюджетов разных уровней – ключевой принцип бюджетного федерализма, а в современных условиях в России он практически не соблюдается.
Если федеральный центр и дальше будет вести политику централизации налогов и других доходов, регионов-доноров останется еще меньше.
Завершение 2020 года и начало нынешнего ознаменовались дискуссиями вокруг региональных бюджетов. Причина этого – бюджетный дефицит, который зафиксировали в своих плановых значениях почти все регионы страны.
В первую очередь внимание специалистов привлекли регионы, где запланирован профицит бюджета. В числе таких субъектов – Еврейская автономная область, где профицит составит 2,68 процента, Марий Эл - 2,1 процента, Мордовия - 1,9 процентов, Пензенская область - 0,26 процента, Карачаево-Черкесия - 0,2 процента. Эти регионы обладают и наименьшими бюджетами в стране, едва поддерживая свою платежеспособность.
Руководитель научно-исследовательского информационного центра БАГСУ Николай Евдокимов отмечает, что, в условиях пандемии и сокращения доходов возможности бедных регионов стремительно снижаются, в лучшем случае, консервируя текущие процессы.
- Едва ли эти регионы закончат год с положительным сальдо, - уверен он. - В отношении них де-факто введено внешнее экономическое управление, поэтому местным руководителям не выгодно показывать негативную статистику. В течение года бюджет будет не раз корректироваться – тогда мы уже увидим реальную картину.
В семи регионах России запланирован паритет доходов и расходов – это Оренбургская область, Удмуртия, Костромская область, Орловская область, Тамбовская область, Омская область и Камчатский край. Эти субъекты традиционно также не могут похвастаться крупными экономическими успехами, поэтому оптимистичный сценарий связан, скорее, с перспективой покрытия дефицита за счёт займов.
Все остальные регионы закладывают на 2021 год бюджетный дефицит. Башкортостан оказался на 13 месте по величине бюджетного дефицита – минус 10,8 процента. Планируемые значения дефицита ниже, чем по итогам 2020 года на четыре процента. Связано это, в первую очередь, с ожиданием смягчения ограничений и ускоренного восстановления экономики на фоне вакцинации.
Основной экономический урон пришёлся на нефтяные регионы – в ЯНАО, Тюменской области, ХМАО, Сахалинской области планируется самый крупный бюджетный дефицит - от 15 до 28 процентов. Башкирия и Татарстан также считаются республиками с развитой нефтеперерабатывающей промышленностью, но экономика этих регионов очень диверсифицирована за счёт сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности и IT-сектора. Один из крупнейших дефицитов бюджета – минус 19,3 процента - ожидается в Москве: регион продолжает очень много тратить на фоне ужавшейся доходной части. Но Москве ничего не угрожает – запас прочности слишком велик.
Выгодно на фоне других смотрится и Башкирия – низкий госдолг и высокий рейтинг кредитоспособности позволяет прибегать к внешним заимствованиям для покрытия бюджетного дефицита. Однако руководство республики подходит пока взвешенно к этому, покрывая бюджетные расходы за счёт дополнительных федеральных трансфертов и проектов.
Наступивший год должен стать настоящим испытанием для российских регионов. Многие годы они находятся в условиях финансового дефицита из-за особенностей перераспределения финансовых средств на региональном уровне. С каждым годом число дотационных регионов, зависимых от трансфертов и внешних займов, растёт. Пандемические годы поставили на порог выживания уже практически все регионы. Авторы доклада выделяют четыре основные формы регионального бюджетного реагирования на текущую социально-экономическую ситуацию: кризисная, где максимальное снижение всех бюджетных обязательств, пассивно-дотационная - умеренный дефицит и бюджетная зависимость, гибридная, которая предполагает оперативное реагирование на изменение ситуации и активно-дефицитная, где идет наращивание долга для решения сиюминутных задач.
По мнению научного сотрудника БАГСУ, политолога Арсена Шаяхметова, в ближайшие годы мы будем наблюдать усиленное экономическое расслоение регионов при общем нисходящем векторе.
- До пандемии лишь 15-20 российских регионов обладали ресурсами для улучшения качества жизни и повышения привлекательности для населения и бизнеса, хотя и в очень разной степени, - поясняет он. - Именно эти субъекты продолжат инерционно сохранять прежний уровень жизни, но о развитии в ближайший год говорить сложно. Остальные территории обречены на социально-экономическую деградацию, отток ресурсов и населения.
По мнению г-на Шаяхметова, Башкирию можно отнести к первой категории.
Читайте также: