Как это высказывание соотносится с концепцией правового государства попытайтесь подтвердить

Обновлено: 18.05.2024

Тест по обществознанию Правовое государство для учащихся 9 класса. Тест состоит из 3 частей и предназначен для проверки знаний по теме Политика. В части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 1 задание (эссе).

Часть 1 — задания с выбором ответа
Часть 2 — задания с кратким ответом
Часть 3 — задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем)

1. Признаком любого государства является

1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина
2) наличие публичной власти
3) наличие рыночной экономики
4) верховенство закона

2. Понятие категорического императива было сформулировано

1) Гегелем
2) Джоном Локком
3) Иммануилом Кантом
4) Вольтером

3. О необходимости власти закона над государством говорил

1) Аристотель
2) Пифагор
3) Демокрит
4) Герострат

4. Противником идеи господства права над государством был

1) Б.Н. Чичерин
2) В.А. Китяковский
3) С.А. Котляревский
4) К.П. Победоносцев

5. Одним из основоположников теории разделения властей является

1) Р. Филмер
2) Дж.Локк
3) Фома Аквинский
4) Вольтер

6. Шарль Монтескье считается автором классической теории

1) правового государства
2) принципа разделения властей
3) верховенства права
4) суверенной демократии

7. Принцип разделения властей, согласно общепринятой классификации, делит государственную власть на

1) законодательную, учредительную, судебную
2) исполнительную, контрольную и законодательную
3) законодательную, исполнительную, судебную, прези­дентскую
4) законодательную, исполнительную, судебную

8. Впервые в российской истории понятие правового государ­ства появилось в Конституции

1) РСФСР 1918 года
2) СССР 1936 года
3) СССР 1977 года
4) Российской Федерации 1993 года

9. Признаком (принципом) правового государства не явля­ется

1) закон имеет обратную силу
2) верховенство права
3) принцип разделения властей
4) незыблемость прав и свобод человека

10. Парламент в России называется

1) Федеральным Собранием
2) Советом Федерации
3) Государственным советом
4) Государственной Думой

11. Федеральное Собрание РФ состоит из

1) Совета Федерации и Верховного совета
2) Палаты общин и Государственной Думы
3) Совета Федерации и Государственной Думы
4) Совета национальностей и Совета республики

12. В России систему судов общей юрисдикции возглавляет

1) Верховный совет РФ
2) Верховный Суд РФ
3) Высший Арбитражный Суд РФ
4) Конституционный Суд РФ

13. По Конституции Российской Федерации Президент являет­ся главой

1) народа
2) государства
3) законодательной власти
4) исполнительной власти

14. Составной частью принципа разделения властей является система

1) мер и весов
2) сдержек и противовесов
3) законов и подзаконных правовых актов
4) правоохранительных органов

15. Высшим органом исполнительной власти в России явля­ется

1) Президент РФ
2) Правительство РФ
3) Федеральное Собрание РФ
4) Государственный совет

1. Установите соответствие между известными философами — основоположниками теории правового государства и странами, которые являлись их родиной.

А) Платон
Б) Цицерон
В) Кант
Г) Монтескье

1) Древний Рим
2) Франция
3) Германия
4) Древняя Греция

3. К системе сдержек и противовесов можно отнести

1) всенародные выборы Президента РФ
2) согласие Государственной Думы РФ на назначение Пре­зидентом Председателя Правительства РФ
3) участие Верховного Суда РФ в процедуре отрешения Президента РФ от должности
4) формирование состава Конституционного Суда РФ

4. Концепция правового государства была впервые сформулирована __________.

Часть 3 (темы эссе)

Политическая власть – это предоставленная человеку или группе людей способность и возможность осуществлять управление.

Политическая власть – власть, состоящая в определении направлений по руководству обществом посредством политики.

Политическая власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта (личности, группы, класса, нации, партии и т.д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его личные политические интересы.

Политическая власть – полномочия и деятельность по управлению обществом и государством. (Энциклопедический словарь конституционного права)

Государство связанно правом, так как деятельность государственных органов напрямую зависит от законодательства. Конституция Российской Федерации закрепляет права и обязанности граждан, которые государство в лице государственных органов, не имеет права нарушать.

Что выше — право или власть?

Выше, конечно же, право. Дело в том, что каждое право итак ограничено законодательно и запрещает противоправные деяния. Государство лишь направляет граждан, регулирует их деятельность посредством законодательных актов, но и само должно подчиняться закону.

Зачем соединять силу и справедливость?

Силу и справедливость необходимо соединять потому, что без справедливости сила будет иметь разрушающий характер. Она не пойдет на пользу и будет только во вред. Сила закона должна иметь место, но справедливость – прежде всего.

Зачем разделять единую власть?

Власти положены границы, и эти границы – закон. Любая власть в своем управлении должна подчиняться закону и не нарушать права и законные интересы граждан.

Каждое государство имеет закон. В соответствии с законодательством обязанности имеются и у государственных органах. Они обязаны соблюдать их.

Какие границы имеет в виду автор?

Дело в том, что как в СССР, так и на данный момент юристов очень много. Однако эта профессия очень востребована, но для этого нужно быть высококлассным специалистом.

Естественно, что опыт приобретается с годами, но чтобы стать хорошим юристом, нужно хорошо учиться, быть очень внимательным.

1. В чём сущность правового государства?

В правовом государстве, государство признает, защищает и охраняет права и законные интересы гражданина.

Оно создает законодательные акты, которые обеспечивают гарантию реализации и защиту прав. Государство напрямую связано с правом. Оно подчиняется законам. Можно сделать вывод, что ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – это государство, котором защищаются и охраняются законные интересы и права граждан, а государство связано с правом, подчиняется ему, чтобы избежать злоупотребления.

2. Почему мысль о необходимости соединения силы государства и справедливости права относят к числу великих гуманистических идей?

Силу и справедливость необходимо соединять потому, что без справедливости сила будет иметь разрушающий характер. Она не пойдет на пользу и будет только во вред. Сила закона должна иметь место, но справедливость – прежде всего.

Я понимаю данное суждение так: Право, выраженное в законе, всегда выше власти, так как государство обязано подчиняться праву.
Это и есть смысл существования правового государства.
Государство обязано защищать и охранять права и законные интересы граждан, поэтому его воля не может быть выше норм, которые данные права предписывают гражданам.

4. Каково содержание важнейших признаков правового государства?

Основные признаки правового государства:

5. Дай характеристику трёх ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной.

Исполнительная власть — самостоятельная ветвь власти.
Обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает и не избирается, а назначается. В РФ — исполнительная власть — Правительство РФ. Деятельность исполнительной власти направлена на исполнение принятых парламентом решений.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти.
Ее деятельность основана на защите прав путем осуществления правосудия в рамках судебного заседания. В РФ осуществляется конституционное, гражданское, уголовное и административное судопроизводство.

Судебная система в нашей стране состоит из трёх видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов Федерации).

Законодательная власть — парламент. Российский парламент именуется Федеральным собранием, которое включает в себя Государственную Думу и Совет Федерации. Деятельность парламента основывается на создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью.

В КЛАССЕ И ДОМА

Смысл заключается в том, что если бы все не были равны перед законом и судом, начались бы внутренние конфликты, так как не было бы справедливости. В истории очень много случаев, когда несправедливость поднимала людей на революции.

В Российской Федерации все равны перед законом и судом, и права всех граждан, независимо от пола, расы, национальности, охраняются законом. Решения государственных органов и закон распространяется на всех граждан, а не в интересах нескольких человек. Самое важное, что может сделать гражданин, это знать свои права и уметь их защищать законным способов. В этом ему поможет правовое государство.

2. Ш. Монтескьё много размышлял о справедливом устройстве государства. Он, например, считал, что:

Раскрой смысл каждого из приведённых положений.

Б) Эта фраза оправдана, ведь если власть сосредоточена в руках одного человека – это тоталитарный режим. При тоталитарном режиме у граждан нет прав, есть только обязанности, которые заключаются в подчинении граждан государству.

B) Законодательную и судебную власть нельзя смешивать. Это может породить коррупцию и произвол. Ведь тогда, законы могут быть приняты в интересах определенного круга лиц, нельзя будет говорить о принципе СПРАВЕДЛИВОСТИ при осуществлении правосудия.

3. Среди принципов правового государства (помимо тех, с которыми ты познакомился) специалисты указывают и на такой: принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Объясни, как ты понимаешь: в чём состоит ответственность государства перед гражданином? В чём состоит ответственность гражданина перед государством?

Для того чтобы понять данную фразу, можно привести конкретный пример. Всем известно, что государство обязано предоставлять бесплатную медицинскую помощь и основное общее образование. Однако для того, чтобы обеспечить граждан общественным благом, необходимы финансы. Из данного права на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатное образование, вытекает обязанность по уплате налогов.

Иначе говоря, права государства – это обязанность граждан, права граждан – это обязанность государства. В правовом государстве каждая сторона (государство и граждане) должна выполнять свои обязанности и тем самым осуществлять права другой стороны.

Гражданин имеет право на образование, обязанность государства обеспечить это право. Гражданин обязан защищать Отечество (служить в армии (срочная служба)), право государства – призвать призывника на военную службу, чтобы обеспечить свою обязанность – защиту общества и государства.

верховенство права

Верховенство права и правовое государство — как соотносятся эти понятия?

Верховенство права

Первый напрашивающийся вывод лежит в конструкции словосочетания. Верховенство предполагает господство, превалирование, главенствование, приоритет. Однако, понятие носит абстрактный характер и лежит в плоскости оценки. Такой вывод можно сделать из того, что одно и то же обстоятельство может быть расценено по-разному.

Верховенство отдельного вида права

В качестве примера можно привести изменения в Конституцию РФ, внесённые в 2020 году. В целях этого примера нужно учесть уровни применимого права, например, международное право и его приоритет. С принятыми правками в Основной закон России позиции международного права существенно ухудшились.

М.П. осталось в Конституции России. Но его практическое применение в нашей стране урезано. Почему? Дело в том, что решения межгосударственных органов (самый известный, пожалуй — ООН) не будут исполняться Россией. Это станет возможным тогда, когда толкование этих решений идёт в разрез с Конституцией. Кто будет толковать — не совсем понятно, но, вероятнее всего — российский суд. Будет ли суд в России на стороне межгосударственных органов в особо щепетильных вопросах? Вряд-ли. А вопросы такие в последнее время возникают часто.

Верховенство права как такового

В первую очередь, В.П. — это принцип, системный подход. Он предполагает, что ничто в государственной системе не может умалить базовые права человека. В первую очередь, умаления не должны допускать те, кто обличён властью — государственные органы, службы и т.п. В.П. может быть реализовано при достижении ряда условий:

  • ясность, доступность и недвусмысленность закона, нормы, устанавливающей право
  • реализация прав и несение ответственности должно максимально соответствовать букве закона и быть равным для всех лиц государства
  • соблюдение пределов полномочий лицами, наделёнными властью
  • доступность и справедливость судебного разбирательства, а также состязательность процесса

Конечно, условия эти догмой не являются и могут варьироваться в некоторой степени. Да и список выше нельзя назвать закрытым. Зависит это от конкретного правопорядка и его текущего развития. Однако, наиболее общие моменты выделены и положены в основу устава ООН.

Подход ООН

Исходя из докладов Генсекретаря ООН и других документов можно уяснить, что верховенство права обеспечивается соблюдением следующих принципов:

  • защита осуществления базовых прав человека в полном объёме
  • обеспечение равного применения норм права и принципов правосудия в любой точке Мира
  • защита всех прав — экономических, культурных, социальных и права на развитие

Под базовыми правами человека понимаются такие права как право на жизнь и свободу, право на труд и т.п. Чётко прописанного перечня нет, он может варьироваться в некоторой степени. Осуществление указанного в совокупности приближает верховенство права. Однако, в известном смысле такое положение дел похоже, скорее, на утопию.

Итак, под верховенством права генсек ООН понимает такое управление государством, при котором все элементы государства ведут свою деятельность по публично принятым законам. Законы эти должны соблюдаться и независимыми судами государств. Упомянул генсек и о соответствии национальных законов международному праву.

Правовое государство

Россия является правовым государством в силу соответствующего указания в п. 1 ст. 1 Конституции РФ. Может ли указание в Основном законе автоматически сформировать правовое государство? Скорее всего, нет — для этого требуется соблюдение этого указания. Что, надо признать, совсем непросто.

Государство, как форма организации общества, в данном случае, правовое, ставит во главу угла именно право. Таким образом, организация общества, его становление и развитие осуществляется в таком государстве с соблюдением базовых прав человека. Стремление к верховенству права в этом случае также презюмируется.

Верховенство закона

При этом, следует различать верховенство права и закона. Понятия во многом схожи, однако, имеется и различие. Основным, пожалуй, следует считать то, что право — категория, идущая перед законом. Государство же, обладающее правом издавать законы, может принять некую норму, ограничивающую право. И задекларированный принцип верховенства закона должен будет побуждать к неукоснительному его исполнению.

Нужно отметить, что верховенство закона — более достижимая, по нашему мнению, категория, нежели верховенство права.

Итак, вместо вывода

Склеив понятия, выведенные выше, можно подвести итог. Верховенство права — это тот принцип, к построению которого стремится правовое государство. Принцип этот строится на соблюдении и защите основных прав и свобод человека.

Кто выше — право или власть? Зачем разделять единую власть?

На вопрос о сущности правового государства можно ответить так: это государство, в котором господствует право.

Вот почему правоведы подчеркивают: характеризуя правовое государство, важно помнить о двух сторонах его сущности:

  • во-первых, о том, что высшая цель правового государства — обеспечить права человека и гражданина,
  • во-вторых, о том, что государственная власть в правовом государстве всегда действует только в рамках права, т. е. ограничена правом.

Понятие правового государства.

Несмотря на особые признаки (о них мы еще будем говорить), правовому государству присущи все те черты государства, о которых вы уже хорошо знаете. Какова же должна быть позиция государственной власти по отношению к правам человека?

Из истории (возможно, из СМИ и т. д.) вы знаете, что государственная власть в любой стране мира имеет склонность к злоупотреблениям, незаконным действиям, идущим во вред рядовым гражданам. Отсюда следует насущная необходимость поставить ее в надежные рамки закона.

Документ.

Вот в чем видел основной признак правового государства русский философ и правовед Б. А. Кистяковский (1868—1920):

Итак, правовым можно назвать такое государство, в котором обеспечены — признаны и защищены права и свободы человека и гражданина, а власть подчинена праву, связана правом, для того чтобы твердо пресекать злоупотребления.

Сегодня в мире существует ряд государств, в которых можно увидеть признаки правового государства. И хотя такое государство все еще, пожалуй, остается идеалом для человечества, наука уже многое знает о нем и продолжает активно разрабатывать теорию правового государства. А возникла эта теория много столетий назад.

Соединение силы и справедливости.

Как вы знаете из курса истории, уже в древности, когда появились первые государства, принуждение, а нередко и насилие стали характерными чертами власти. И вполне естественно, что тогда же люди поняли: жизнь была бы куда лучше, если бы сила, которой обладало государство, находилась в согласии со справедливостью.

Возникла великая гуманистическая идея соединения силы государства и справедливости права. Разумно устроенным представлялось людям такое государство, в котором право поддерживается и защищается самим государством.

Знакомство с трудами величайших ученых Античности позволяет понять, как зарождалось и развивалось учение о правовом государстве.

А как соотнести право и власть? Римский мыслитель Цицерон (106—43 до н. э.) пришел к выводу, весьма близкому идеям других античных мыслителей: право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только рядовые граждане, но и сама власть подчинена праву.

Власть в правовом государстве.

Замечательные идеи о таком государстве мы находим у европейских мыслителей Нового времени. Дж. Локк (1632—1704), например, считал, что в государстве должны верховенствовать (занимать главное, высшее, командное положение) юридические законы. С этой целью: а) провозглашаются юридические законы; б) признаются естественные, неотчуждаемые права человека (подробнее о них речь пойдет позднее); в) осуществляется разделение властей.

В ряду великих создателей теории правового государства нельзя не назвать имени немецкого философа И. Канта (1724—1804). Он сформулировал категоричес

кий императив (абсолютно обязательное требование) в сфере государственного устройства: государство должно быть правовым., с разделением властей.

Истины ради следует признать, что государство долгое время оставалось глухим по отношению к подобным идеям.

Принципы (признаки) правового государства.

Связать государство правом — значит построить его на основе определенных правовых принципов. Наука называет, как минимум, три таких принципа: верховенство права (правового закона), незыблемость прав и свобод человека, разделение властей.

Верховенство права наиболее надежный ограничитель государственной власти. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, никакой коллектив лиц, никакие государственные и общественные организации, ни один человек не освобождаются от обязанности подчиняться закону.

Принцип незыблемости прав и свобод человека определяет сущность правового государства. Права человека выступают главным естественным ограничителем государственной власти. Государство обязано принимать законы, которые признают, гарантируют и надежно защищают права и свободы человека. Примером правовых законов могут служить принятые в ряде стран, в том числе и в России, законы о гражданстве, о свободе совести и религиозных организаций, об общественных объединениях граждан, о печати и др.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную также способствует правовому ограничению государственной власти.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

Правовое государство

Законодательная власть — парламент. Именно эта власть должна заботиться о создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому ее еще называют представительной властью. Наш парламент называется Федеральным Собранием и состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ

Правовое государство

Исполнительная власть не избирается, а чаще всего назначается. Она обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает (хотя, согласно ст. 104 Конституции, Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы — внесения законопроектов в Государственную Думу). Главная задача исполнительной власти — проводить в жизнь, т. е. исполнять, принятые парламентом решения. Например, парламент принимает закон о государственном бюджете, т. е. о том, как распределять денежные средства государства, а исполнительная власть должна действовать в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе. Обычно исполнительная власть принадлежит правительству, в том числе и в нашем государстве.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти. Ее исключительные полномочия (закрепленные законом права) — защищать право путем осуществления правосудия (рассмотрения гражданских, уголовных, административных и иных дел в судебных заседаниях на основе строгого соблюдения Конституции и законов).

Согласно Конституции РФ в России судебная власть состоит из трех видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (Высший Арбитражный Суд РФ; арбитражные суды округов; арбитражные суды субъектов Федерации). Российский закон предусматривает участие граждан в осуществлении правосудия в роли присяжных, народных и арбитражных заседателей.

В некоторых странах, в том числе и в России, всенародно избирается президент, который является главой государства. Есть страны, где президент возглавляет правительство.

Главная задача разделения властей — исключить монополизацию власти, т. е. захват, сосредоточение ее в одних руках — какого-либо человека (диктатора, фюрера, вождя) или организации, партии, парламента или правительства. Внешне, казалось бы, все просто: каждая из властей (или ветвей власти) должна заниматься только своим делом, не подменяя друг друга. Но благодаря этому достигается высокая эффективность деятельности каждой из ветвей власти. Они внимательно следят за качеством работы друг друга, осуществляя взаимный контроль, в результате власти вынуждены работать лучше и точнее соблюдать законы.

Россия, согласно Конституции, есть демократическое федеративное правовое государство (ст. 1, ч. 1). Вместе с тем многое из того, что закреплено в Конституции, скорее цель. Становление правового государства — это процесс, который протекает на протяжении длительного исторического периода (что, кстати, характерно для всех государств, относящих себя к правовым).

Специалисты указывают на необходимость коренного преобразования всех сторон общественных отношений, и в первую очередь отношений собственности. При почти безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство развивается медленно.

На пути к правовому государству предстоит преодолеть массу трудностей: тут и проблемы в области прав человека, и проблемы роста цен, и проблемы преступности, коррупции, бюрократизма и т. п. Вместе с тем ясно, что Россия не может слепо копировать западные образцы. Все идеи и принципы, о которых мы говорили, должны быть приспособлены к российской действительности.

И еще одна серьезнейшая проблема — состояние нашей личной гражданской правовой культуры. Исследования показывают, что примерно 3/4 населения плохо ориентируются в нормах законодательства, хотя знание этих норм необходимо каждому в повседневной жизни. Правовое невежество порождает тяжелейшее социальное явление — правовой нигилизм — скептическое, равнодушное, а порой и отрицательное отношение к праву. Главная его опасность — в массовом противозаконном поведении, которое не только разрушает личность, но и подрывает устои государственного порядка. Подумайте над этим.

Как вы думаете, о чем это свидетельствует?

Говорят мудрые

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: