Как оспорить повышение тарифа на содержание жилья

Обновлено: 25.06.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Обжалование тарифа на тепловую энергию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Обжалование тарифа на тепловую энергию

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 31 "Виды деятельности и тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие регулированию" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении"
(Р.Б. Касенов) Суд удовлетворил требования общества о признании не действующим в части приказа комитета по тарифам субъекта РФ об утверждении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на горячую воду в системе горячего водоснабжения для общества. Как указал суд, полномочиями на установление тарифов в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения наделены органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) (ч. 4, п. 1 ч. 5 ст. 31 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"). Оспариваемый приказ и вносящие в него изменения нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в установленной форме. Между тем, установив несоответствие значения компонента на тепловую энергию в составе тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения тарифу на тепловую энергию, установленному и применяемому регулируемой организацией, суд признал оспариваемый нормативный правовой акт не действующим в соответствующей его части.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 7 "Принципы регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" Федерального закона "О теплоснабжении"
(Р.Б. Касенов) Суд отказал в удовлетворении требований общества о признании не действующим постановления департамента энергетики и тарифов субъекта РФ об установлении тарифов на тепловую энергию для общества в части установленных тарифов на тепловую энергию, а также о возложении на департамент обязанности принять нормативный правовой акт, заменяющий оспариваемое постановление в отмененной части. Как указал суд, в силу ст. 7 ФЗ "О теплоснабжении" установление тарифов, в том числе на тепловую энергию (мощность), отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов). В данном случае оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Расчет затрат по статьям расходов произведен органом регулирования в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Обжалование тарифа на тепловую энергию

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Государственный контроль за экономической концентрацией Довод заявителя о том, что тарифы на тепловую энергию являются регулируемыми, а общество "ОГК-1" самостоятельно их не формирует, поэтому увеличение указанных тарифов не является результатом деятельности названного общества и не может повлиять на усиление его доминирующего положения, отклонен судом апелляционной инстанции обоснованно. Именно заключение оспариваемой сделки повлекло изменение тарифов, что отразилось на увеличении затрат конечных потребителей тепловой энергии, не имеющих возможности выбора другого поставщика. "

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Седьмой Пермский конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18 - 19 ноября 2016 г.): Сборник научных статей"
(отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова)
("Статут", 2017) Любопытно, что РСТ Пермского края, невзирая на ст. ст. 6, 7, 22, ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", положения Приказа Минкультуры России от 25 августа 2010 г. N 558, произвела уничтожение документов 2007 - 2011 гг., входящих в состав дел об установлении тарифов ресурсоснабжающим компаниям на территории Пермского края, и не представила их в материалы арбитражного дела об оспаривании этих тарифов на тепловую энергию.

Нормативные акты: Обжалование тарифа на тепловую энергию

Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) 6. В случае принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) решения об отказе в отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в отдельной системе теплоснабжения или непринятия такого решения в сроки, установленные правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, органы местного самоуправления либо заинтересованные организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, вправе обжаловать действие или бездействие органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в федеральный антимонопольный орган.

Решение Верховного Суда РФ от 31.05.2001 N ГКПИ01-804
При этом ссылается на то, что электрическая и тепловая энергия поставляются по тарифам, которые подлежат государственному регулированию. В тарифы закладываются налоговые платежи, заработная плата работников, расходы по выработке и транспортировке. Оспариваемые положения допускают возможность реализации оплаты потребленной тепловой и электрической энергии по более низким ценам, чем установлено государством. В случае реализации дебиторской задолженности ОАО "АЭК "Комиэнерго" за поставленную тепловую и электрическую энергию по цене ниже ее балансовой стоимости ОАО "АЭК "Комиэнерго" не сможет возвратить государству в полном объеме налоговые платежи, понесет значительные убытки.

Завышение тарифов управляющей компанией – как бороться?

Ежемесячно каждый гражданин нашей необъятной родины в своем почтовом ящике обнаруживает квитанции на оплату ЖКУ. Как это ни прискорбно, остановить процесс невозможно. Оказанные услуги, хотим мы того или нет, оплачивать необходимо. Периодически цифры в квитанциях неприятно удивляют, но и этот процесс при желании возможно контролировать.

Что делать, чтобы избежать обмана? Именно об этом поговорим в данной публикации.

Как формируются тарифы?

Что представляет собой система формирования тарифов на услуги ЖКХ? Тарифы управляющей компании — что это?

Ежедневно каждый из нас пользуется услугами, которые стали неотъемлемой частью нашей жизни. К таким благам человечества можно отнести использование электроэнергии, водоснабжения, канализации, уборки, благоустройство территорий, прилегающих к дому, ремонт строения, в котором мы проживаем.

Каждый вид работы измеряется в определённых единицах. Каждая единица услуг имеет стоимость, именно эта единица и является тарифом. Таким образом, тариф - это система ставок оплаты за определённую услугу.

Как УК устанавливает тарифы на ЖКХ?

При выборе способа управления многоквартирного дома жильцы на собрании собственников могут утверждать списки дополнительных работ и услуг, а также их стоимость. В жилых помещениях, где наниматели и собственники не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, тарифы устанавливаются органами местного самоуправления.

Как показывает практика, владельцы квартир голосуют за тарифы, которые предлагаются управляющими компаниями, не вникая в тонкости их образования. Практически никто не задается вопросом анализа предложенных тарифов и стоимости услуг, не изучает закупки, осуществляемые управляющей компанией, и не контролирует работу УК в части заключения договоров с третьими лицами.

Общее собрание собственников может установить минимальные тарифы на жилищные услуги, но в этом случае качество предоставляемых услуг сведется к нулю.

К себестоимости работ, проводимых УК, добавляется ее прибыль. По документам прибыль управляющей компании практически никогда не превышает 5% от стоимости тарифа.

Стоимость коммунальных услуг регулируется государственными органами на федеральном и региональном уровне.

Как проверить, не обманывают ли нас?

Необходимо сделать письменный запрос в УК. На запрос Вам обязаны предоставить развернутый ответ о размерах и перечне тарифов.

После получения ответа необходимо сравнить работы, фактически проведенные управляющей компанией, с предоставленными отчетами.

Помимо этого, УК обязана предоставить информацию о стоимость материалов и проведенных работ, а также информацию о сопутствующих расходах, понесенных УК.

В договоре, который должен быть заключен между собственниками жилья и УК, должна быть предусмотрена обязанность предоставления отчетов о проделанной работе. Полученный ответ поможет узнать, куда расходуются деньги, уплаченные жильцами.

Размер максимальных тарифов размещается на сайте администрации. Управляющая компания не имеет права повышать тарифы необоснованно, так как не обладает полномочиями по их самостоятельному изменению. Подобные действия отнесены к компетенции общего собрания собственников жилья в соответствии со статьёй 156 ЖК РФ. В такой ситуации жильцы имеют право не вносить плату свыше установленного тарифа

Инструкция по оспариванию необоснованного завышения:

1. Запросить в УК отчеты о работах, проверить тариф.

2. Проанализировать отчеты и выявить нарушения, если они есть.

4. Дождаться ответа, в случае его отсутствия или необоснованного отказа подать жалобу в муниципальную жилищную инспекцию, прокуратуру, суд.

Документы для оспаривания повышения компанией тарифов:

• договор управления (заключается между собственниками и УК);

• протокол собрания собственников жилья.

Повышение тарифов обуславливается экономической ситуацией в стране. Ежегодно к 1 июля службой по тарифам на основании Постановления Правительства РФ проводится индексация тарифов. По статистическим данным в 2018 году размер тарифов в среднем увеличился на 5-7%

Повышение тарифа на содержание дома далеко не всегда законно. И если вдруг в своих платежках за месяц вы увидели сумму больше, чем должно было быть, а собрания владельцев МКД по этому поводу никто не проводил, следует проверить работу управляющей компании.

Кто устанавливается тариф на содержание дома?

  1. Услуги по управлению домом.
  2. Проведение текущих ремонтных работ, поддержание общедомового имущества в нормальном состоянии. Но, капитальный ремонт в эту статью расходов не входит.

Также в содержание дома входит оплата коммунальных услуг, которые предоставляются всему дому, а не отдельным квартирам. Например: отопление мест общего пользования и технических этажей, освещение придомовой территории, лестничных клеток, подъезда; техническое водоснабжение.

Базовый тариф на содержание дома определяется местной властью. Но, собственника дома на общедомовом собрании могут снизить или увеличить этот тариф – на свое усмотрение, лишь бы этих денег хватало на нужды дома.

Сколько нужно платить может предложить и сама управляющая компания. Но, если собственники будут с этим необоснованно несогласны и на общем собрании утвердят сумму намного меньше той, которая нужна по факту, УК имеет право обратиться в суд и оспорить такое решение.

Вывод: местные власти могут установить общий тариф, но в многоквартирном доме совладельцы сами решают сколько нужно тратить на это денег.

Повышение тарифов УК

Сама по себе ни одна управляющая компания повысить тарифы ни на что не может. Но, она может выступить инициатором этого, собрав общее собрание совладельцев дома. Делается это следующим образом:

  • За 10 дней до предполагаемой даты общего собрания УК должна разослать, раздать уведомления собственникам квартир в МКД о том, что будут в определенную дату и время рассматриваться следующие вопросы.
  • Кроме объявления УК должна подготовить смету о том, какие работы планируется провести, сколько на это нужно денег, сколько не хватает.

Важно: на общем собрании могут рассматриваться только те вопросы, которые управляющая компания заявит в уведомлении.

Уведомления жильцам может быть вручено в руки под подпись в журнале. Также можно разместить объявление в подъезде, продублировать в общем чате мессенджера (если такой есть) или на сайте.

жалоба на ТСЖ

Проводить собрание без уведомления собственников МКД управляющая компания или ТСЖ не имеют права.

Как должно проходить собрание

Должны быть соблюдены следующие требования законодательства относительно проведения общего собрания МКД:

  1. Обязательно должен быть председатель, секретарь и счетная комиссия.
  2. На собрании могут присутствовать все жильцы дома, но голосовать имеют право только собственники. Допускается делегирование этой функции представителям при наличии соответствующей доверенности от владельца квартиры.
  3. Решение собрания будет правомочным, если при голосовании присутствует кворум. В данном случае кворум – это собственники 50% жилой площади дома.
  4. Обязательно должен вестись секретарем протокол собрания, к нему прикрепляется реестр полученных уведомлений.
  5. Председатель собрания должен быть собственником помещения в этом же доме. Третье лицо не может выполнять такие функции.

Полный перечень требований к проведению общедомового собрания регулируется статьей 45 ЖК РФ.

В каких случаях повышение тарифов можно оспорить?

Если в документации собрания или в его ходе были какие-то ошибки, то результаты можно легко оспорить в суде.

Если собрание все же было, но прошло оно как-то вскользь, проверьте следующие документы:

  1. Протокол собрания и реестр уведомлений. В протоколе должно быть столько же подписей, сколько присутствовало людей на собрании, должны быть вынесены только те вопросы, которые указывались в повестке уведомления. Если что-то из перечисленного не так, то это нарушение и можно оспаривать результаты.
  2. Объяснения управляющей компании о повышении тарифа. УК обязана была составить смету и подготовить документы, которые подтверждают обоснованность увеличения суммы за содержание дома. Если этого нет, то и повышение тарифа незаконно.
  3. Оформление протокола – обязательно должны быть подписи присутствующих, председателя, секретаря, счетной комиссии.

Также проверьте, был ли кворум. И не забывайте, что кворум должен набраться только из собственников жилья в МКД, а не арендаторов, гостей, родственников и еще кого-нибудь.

При наличии каких-нибудь нарушений нужно идти в суд и оспаривать результаты собрания, действия управляющей компании или ТСЖ. Иск лучше составить коллективно, так что сообщите о положении дел другим жильцам и действуйте сообща.

Если вам понадобится помощь юриста в таких делах, можете обращаться к нам. Первичная юридическая помощь бесплатна.

Повышение тарифов без согласия жильцов

Регулярное увеличение платы за коммуналку является причиной недовольства многих россиян. Цифры в платежках увеличиваются с завидным постоянством, что никак не отражается на качестве услуг. В связи с этим люди интересуются: вправе ли управляющие компании право повышать тарифы без согласия жильцов. Стоит узнать, что по этому поводу говорит закон.

Вправе ли УК увеличивать плату за содержание жилья?

При рассмотрении такого актуального для граждан вопроса нужно обратиться к положениям Жилищного кодекса РФ. Статья 154 ЖК предоставляет жителям широкий круг полномочий, в том числе определение размера платы за содержание и ремонт жилой недвижимости.

В структуру таких расходов входит:

  • Снабжение холодной и горячей водой, водоотведение.
  • Поставка в квартиры газа (в том числе баллонного) и электричества.
  • Проведение текущих ремонтных работ.
  • Отопление квартир (а также поставка твердого топлива, если отопление печное).
  • Обеспечение санитарных и гигиенических норм, проведение уборки, организация освещения в помещениях общего пользования.

Если в МКД не создан жилищный кооператив либо ТСЖ, решение вопросов о повышении тарифов производится на общем собрании собственников ОСС. В отношении граждан, занимающих жилплощадь на правах социального найма, корректировка тарифных ставок находится в ведении органов местного самоуправления.

Но в большинстве случаев обслуживанием многоэтажек занимаются управляющие компании. УК – всего лишь посредник между собственниками и ресурсоснабжающими организациями. Самовольно повышать плату для жильцов она не вправе, речь может идти только о предложениях рекомендательного характера

Из этого правила есть только одно исключение. Чтобы УК могла корректировать суммы в платежках, соответствующая норма должна быть прописана в договоре управления МКД. Если же указание на возможность односторонней индексации тарифов ЖКХ в соглашении отсутствует – без проведения ОСС не обойтись.

Судебная практика

С тем, что одностороннее повышение платы за квартиру противоречит основам действующего законодательства, согласны и суды. В качестве примера стоит рассмотреть следующие дела из судебной практики.

Повышение тарифов без согласия жильцов

  1. Жильцы одной из многоэтажек Барнаула утвердили размер тарифов на ремонт и содержание принадлежащих им помещений. Когда УК начала настаивать на повышении платы за жилье, члены общего собрания единогласно высказались против. Однако в очередных платежках за ЖКУ собственников ждал сюрприз: тарифы все-таки были повышены. Прокурор подал иск к управляющей компании, действуя в интересах жителей. Итогом разбирательства стало принятие судьей Ленинского районного суда Барнаула решения о признании действий коммунальщиков незаконными. Людям сделали перерасчет и вернули излишне уплаченные средства.
  2. Жители многоквартирного дома в Москве обнаружили, что с наступлением июля цифры в платежках по некоторым статьям внезапно выросли. Возмущенные люди подали коллективную жалобу в Жилищную инспекцию. Чиновники поддержали жильцов и направили в УК предписание о снижении тарифов, но коммунальщики отказались устранить нарушение. Точку в этом споре поставил суд, рассматривавший иск Жилинспекции. Как выяснилось, в договоре управления имелся пункт о согласии жильцов с ежегодным пересмотром стоимости коммунальных услуг.

Таким образом, повышение тарифов для собственников без их на то согласия является незаконным. Такой же точки зрения придерживается и Минстрой РФ в своих информационных письмах.

Однако снизить плату за ЖКУ без учета мнения УК владельцы недвижимости не могут. Даже если такое решение будет принято на общем собрании – управляющая компания имеет право его проигнорировать.

Также УК может обратиться в суд с иском о признании решения ОСС незаконным. В качестве ответчика в данной ситуации будут выступать инициаторы собрания, на которых и лягут судебные издержки.

УК неправомерно повысила тарифы: что делать?

В случае обнаружения факта завышения тарифов сначала стоит выяснить: не было ли принято такое решение на общем собрании. Соответствующая информация должна размещаться в месте, о котором договорились все жильцы (например, на информационном стенде у подъезда). Любые решения по итогам ОСС должны обнародоваться в течение 10 дней.

Если УК все-таки увеличила расценки по собственному желанию, стоит предпринять следующие действия:

Так что повышение коммунальных тарифов без согласия лиц, имеющих жилье в МКД, является неправомерным. Если представители УК стараются убедить людей в обратном или игнорируют их претензии – не стоит пускать ситуацию на самотек. Жалоба в Жилинспекцию или обращение в прокуратуру поможет восстановить справедливость.

Если вы прямо сейчас нуждаетесь в совете юриста по вопросам ЖКХ, то мы рекомендуем задать вопрос онлайн-консультанту нашего сайта. Это бесплатно!

Читайте также: