Нужны ли паспорта отходов арендаторам

Обновлено: 18.05.2024

Паспорт опасного отхода представляет собой экологический документ, который содержит полный комплекс сведений о конкретном наименовании отхода, образовавшемся в ходе производственной деятельности предприятия. Содержащиеся в нем данные охватывает такие сведения об отходе, как:

  • его наименование;
  • химический и компонентный состав;
  • физическое состояние;
  • процессы образования;
  • опасные свойства;
  • класс опасности;
  • код отхода согласно ФККО;
  • данные о предприятии, на котором отход образовался (наименование, реквизиты, контакты).

Разработка паспорта отхода 1-4 класса опасности проводится индивидуально для каждого образующегося отхода.

Какие организации должны разрабатывать паспорта отходов?

Разработка паспортов отходов регламентирована законодательно. Опираться при этом следует на статью 14 вышеуказанного Закона №89-ФЗ. В ней говорится, что все юридические лица или индивидуальные предприниматели в обязательном порядке должны присвоить всем наименованиям отходов, образовавшимся в производственных процессах, определенный класс опасности.

К таким организациям можно отнести почти всех: школы, детские сады, администрации, муниципалитеты, коммерческие и государственные организации и предприятия.

Необходимо отметить, что не нужны паспорта всем медицинским организациям (медицинский ОКВЭД), в том числе аптекам и санаториям.

Присвоение всем наименованиям отходов происходит в процесс разработки паспортов опасных отходов. Касается данное требование предприятий, территориально расположенных в Российской Федерации, отходы от функционирования которых относятся к опасным отходам 1-4 классов опасности.

На 5 класс опасности вместо паспортов разрабатываются сведения об отходах. Основанием служит протокол лабораторного анализа этого отхода.

Разработка паспортов и сведений на отходы должна быть произведена не позднее трех месяцев с момента образования вида отходов на предприятии.

Как происходит процесс образования отходов?

Если разбираться подробно, то отходы образуются практически при любом виде деятельности. И это не обязательно должны быть отходы производства. Мы ежедневно сталкиваемся с отходами потребления, которые образуются в процессе жизнедеятельности человека. Такие отходы образуются и в обычных офисах, и в крупных производственных компаниях. Наиболее часто встречающиеся виды отходов, образующиеся практически повсеместно и требующие разработки паспортов:

  • это люминесцентные лампы (1 класс),
  • строительный мусор (4 класс),
  • твердые бытовые (4 класс),
  • пищевые отходы (4 или 5 класс).

В целом, перечень отходов, требующих наличия паспортов, в первую очередь определяется направлением деятельности организации.

Кроме того, без разработанного паспорта неправомерными будут такие операции с отходами, как их транспортировка, обезвреживание или дальнейшая утилизация. Ведь именно в паспорте прописаны наименованием отходов. При отсутствии паспорта на отходы у предприятия не будет возможности передать их для дальнейшего оборота в спецорганизацию.

Не требуют обязательной разработки паспортов лишь те отходы, которые были отнесены к пятому классу. Для их идентификации достаточно протокола о проведении биотестирования и/или КХА.

Разработка паспортов в составе проекта по отходам.

В первую очередь, паспорта отходов требуется разрабатывать в составе проекта по отходам – ПНООЛР. Это значит, что необходимость по разработке паспортов возлагается на все крупные предприятия, не относящим себя к субъектам малого и среднего предпринимательства, и образующим в процессе деятельности отходы производства и потребления. Об этом говорит статья 11 вышеуказанного Закона №89-ФЗ. Без наличия в составе проекта паспортов он просто не будет согласован контролирующими организациями. В паспорте содержится вся основная информация об отходах, на основании которой, и строиться содержание проекта ПНООЛР.

Разработка паспортов отходов управляющими компаниями, арендодателями и арендаторами.

Обычно предприятия, образующие отходы, разделяют на три основные группы. Это управляющие компании, арендаторы и арендодатели.

Управляющие компании – это такие организации, которые на договорной основе обеспечивают функционирование других компаний, либо зданий, сооружений или помещений. В роли таких компаний могут выступать бизнес-центры, торговые центры, отдельные предприятия. Обычно ими самостоятельно организуются процессы по управлению отходами, например, организует их накопление. Они самостоятельно заключают и договоры со специализированными организациями, осуществляющими вывоз накопленных отходов. Соответственно, отчетность в Росприроднадзор также сдается управляющими компаниями.

При оформлении договора аренды на помещение с управляющей компанией сразу же стоит обратить внимание на пункт по ответственности за образующиеся отходы. Необходимо прописать непосредственное обращение с отходами соответствующим образом, чтобы в дальнейшем у контролирующих организаций не было к арендаторам никаких претензий.

То же правило касается и арендодателей, так как именно они в первую очередь несут ответственность за накопление отходов арендаторов. Исключение в данном вопросе составляют лишь объекты общественного питания, которыми самостоятельно организуются процессы накопления и вывоза отходов. Соответственно, паспорта отходов должны разрабатываться арендодателями самостоятельно, что также прописывается в договорах аренды помещений.

Еще одним исключением может стать случай с наличием единственного арендатора помещения, ведущего хозяйственную деятельность с образованием отходов. Если арендодатель в данном случае не связан с другими процессами, следствием которых является образование отходов, паспорта разрабатываются арендатором. При этом арендодателю желательно иметь в наличии паспорт на отходы, образующиеся в ходе деятельности, осуществляемой по его фактическому адресу.

В целом, арендаторы разрабатывают паспорта в зависимости от вида сдаваемого в аренду помещения. Это могут быть паспорта на отходы с территории или парковки, отходы арендаторов или хозяйственной деятельности самого арендодателя.

Арендаторы также не освобождаются от ответственности по разработке паспортов. Если в ходе их деятельности образуются отходов, то, согласно все той же статьи 14 Закона №89-ФЗ, они должны присвоить им класс опасности, для чего становится необходимой разработка паспортов.

Преимущества в разработке паспортов.

Вовремя разработанный паспорт обезопасит предприятие от получения крупных штрафов за несоблюдение требований по управлению отходами. Плюсом паспортизации является и тот момент, что срок действия разработанного паспорта не ограничен. Единственным основанием к его повторной разработке может стать лишь смена названия или реквизитов предприятия, либо изменения в технологическом процессе, когда идентифицированный ранее отход приобретает свойства, по которым происходит его отнесение к иному классу опасности.

Кроме того, разработанные паспорта не требуют согласования с контролирующей организацией Они отправляются в уведомительном порядке, а значит не требуется и дополнительных затрат со стороны предприятия.

Ответственность за осуществление деятельности с отходами при отсутствии паспортов отходов.

Штраф для юрлица составляет до 250 тысяч рублей при неверном обращении с отходами. Должностным лицам отсутствие паспорта на предприятии обойдется в сумму до 30 тысяч, а фирмам, не являющимся юридическими лицами – до 50 тысяч рублей. Кроме того, деятельность объекта может быть остановлена по решению контролирующей организации на срок до трех месяцев.

Многие думают, что за нарушение природоохранного законодательства штрафуют только заводы. Это не так. Рестораны, кафе, офисные фирмы Росприроднадзор тоже проверяет и наказывает.

20 тысяч рублей заплатил директор за отсутствие паспортов отходов на старые картриджи и компьютеры. На 100 тысяч рублей оштрафовали офис в Московской области за отсутствие договора на вывоз мусора.

Чтобы исключить претензии, проверьте, все ли документы у вас есть. При необходимости оформите их по нашей инструкции.

Что должно быть на отходы?

Документы о классе отхода и паспорт

Что такое класс отхода

Согласно закону, отходы образуются в каждой организации и у каждого ИП, даже у работающих на дому.

Все отходы делятся на классы опасности, их пять. Чрезвычайно опасный — первый, практически неопасный — пятый.

Классы разбиты на коды по федеральному классификационному каталогу (ФККО).

В ресторане может быть и 15 кодов отхода. Основные — в таблице. Последняя цифра в коде обозначает класс опасности.

Класс отходаКод отхода по ФККО
I4 71 101 01 52 1 лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства
IV7 33 100 01 72 4 мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), ТКО
7 36 111 11 32 4 отходы фритюра на основе растительного масла
7 36 101 01 39 4 отходы жиров при разгрузке жироуловителей
V7 36 100 01 30 5 пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные

у предприятий общепита есть всегда. А вот отходы жироуловителя и ртутных ламп часто скрывают, заявляя об их отсутствии.

Как оформить документы

По твердым коммунальным отходам (ТКО), ртутным лампам все можно собрать самостоятельно. По пищевым и отходам жироуловителя обычно нужен анализ состава, его делают аккредитованные испытательные лаборатории (центры).

Например, ФГБУ ЦЛАТИ по ЦФО. По нашим сведениям, исследование за один код отхода стоит от 5 тысяч рублей, весь комплект — от 11 тысяч. Срок изготовления примерно 2 недели.

Услуги по оформлению документации на отход часто предлагают фирмы-перевозчики мусора и неофициально — сотрудники Росприроднадзора.

Чтобы не оформлять документы:

  • Продайте отход.
    Например, продают отходы от фритюра;
  • Передайте ответственность за отход Арендодателю.

Арендодатель обязан организовать вывоз отходов, образующихся в результате деятельности Арендатора.

Вывоз отходов Арендатора производится специализированными организациями, осуществляющими вывоз и размещение (захоронение) отходов, на основании договоров, заключенных с Арендодателем.

Отходы, подлежащие вывозу в соответствии с пп. 3.2. настоящего Договора, собираются Арендатором в специально предназначенные для этого мусорные контейнеры (далее — контейнеры), предоставленные Арендодателем.

Все права и обязанности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также ответственность за несоблюдение природоохранного законодательства, в т. ч. в области обращения с отходами, возлагаются на Арендодателя.

Порядок действий

  1. Определите, какие коды отхода есть у вас.
    Основные указаны в таблице выше, полный перечень — в федеральном классификаторе (ФККО).
    Если отхода нет в ФККО, тогда действия по п.2-5 будут другие. Но у ресторанов так бывает редко, поэтому не пишем об этом.
  2. Подберите на каждый код отхода документ, обосновывающий его компонентный состав.

    Технологический регламент, технические условия, стандарт, проектная документация, профильный справочник, энциклопедия.
    Найти их можно самостоятельно. На этом сайте по коду отхода подберите названия регламентов. Скачайте скан-копии нужного документа из интернета.

Многие регионы до сих пор требуют подавать документы и на бумаге и электронно, уточняйте это.

Договоры на вывоз, утилизацию и размещение отходов

Заключите договор с подрядчиком, имеющим лицензию на работу с данным кодом отхода. Она не нужна только для отходов V класса (пищевые). Договор с подрядчиком без лицензии равносилен отсутствию договора.

Учитывайте, что место размещения контейнера влияет на размер платы за ТКО. Пример расчета для ресторана в Ярославской области.

Храните договоры, акты к ним, справку регионального оператора об объеме ТКО за прошедший год. Они потребуются для отчетности и при проверках РПН, Роспотребнадзора.

Ежегодные отчеты

За отходы нужно отчитываться в территориальный орган Росприроднадзора по вашему месту размещения.

Отчет по форме 2-ТП

Отчет обязаны сдавать все ИП и юридические лица по всем имеющимся у них классам отходов.

Исключение: фирмы и ИП, субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых есть только отходы ТКО весом до 100 кг в год, а ТКО по договору вывозит региональный оператор. Например, офисное помещение в 10-12 кв. м. или ИП без работников.

Срок сдачи отчета — ежегодно до 1 февраля за предыдущий год.

  • Электронно.
    В новом личном кабинете на сайте РПН или отправьте в СБИС. Потребуется электронная подпись.
  • На бумаге.
    Лично или почтовым отправлением с описью о вложении. При личной подаче РПН требует отчет, распечатанный из личного кабинета с отметкой РПН об электронной сдаче. Разъяснения РПН о порядке подачи.

До 20 тысяч рублей штраф за непредоставление отчетности. Привлечь могут органы Росстата и только должностных лиц, не организацию. Через 2 месяца (то есть после 1 апреля) штраф уже не назначат, истечет срок давности.

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)

Большинство ресторанов сдавать ее не должны. Декларацию обязаны сдавать владельцы опасных объектов 1-3 категории, оказывающие негативное воздействие на среду. Например, газовой котельной мощностью более 2 Гкал/час. Такой объект подлежит постановке на учет в качестве объекта НВОС.

Декларацию сдают ежегодно до 10 марта за предыдущий год.

  • Электронно.
    В новом личном кабинете на сайте РПН. Потребуется электронная подпись. .
    Возможно, только если в прошлом году размер платы был меньше 25 тысяч рублей. Потребуется приложить на флешке выгрузку декларации из личного кабинета.

От 20 тысяч рублей штрафы за несвоевременную подачу декларации.

Сроки оплаты по декларации: раз в год до 1 марта (для субъектов МСП) или ежеквартально в порядке, установленном законом. За ТКО отчитывается и платит региональный оператор.

В настоящей статье мы разберем нововведения в сборе и транспортирование.

Сбор отходов.

В новом Положении прописаны следующие лицензионные требования к сбору отходов:

  • наличие необходимых для сбора отходов зданий, строений, сооружений и помещений, соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
  • наличие у работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;
  • наличие СЭЗ о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения сбора отходов.

Говоря о необходимости наличия необходимых для сбора отходов зданий, строений, сооружений и помещений (соответствие которых санитарным правилам подтверждено СЭЗ), необходимо отметить следующее:

Сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение (ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Какие здания, строения, сооружения и помещения нужны лицу, осуществляющему прием отходов?

То есть не лицу, передающему отходы, а именно лицу, отходы принимающему.

Возможно, речь идет о помещениях (сооружениях), в которые получатель отходов принимает отходы, допустим, от транспортной компании.

В таких помещениях отходы принимаются, а затем перемещаются на оборудование по утилизации, обезвреживанию отходов либо на карту полигона.

При данном сценарии необходимость наличия соответствующих законодательных требованиям помещений для приема отходов обосновать можно.

Также мы допускаем, что авторы нового Положения имели в виду то, что объектами сбора (приема) отходов являются по совместительству объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, на которые для таких целей отходы принимаются.

Однако нужно понимать, что к данным объектам предъявляются самостоятельные требования о необходимости наличия СЭЗ и о их наличии. Дублирование лицензионных требований в данном случае (к объектам, одновременно выступающим и объектами для сбора отходов, и объектами для обезвреживания, размещения отходов), на наш взгляд, избыточно.

Мы допускаем, что конкретизация в новом Положении лицензионных требований к объектам сбора отходов может привести к тому, что некоторые лицензирующие органы будут требовать от соискателей обеспечить наличие дополнительных (вовсе не необходимых соискателям) зданий, строений, сооружений, помещений и получить на них СЭЗ.

Чтобы противостоять таким требованиям, представляется целесообразным делать акцент на словах "необходимых для работ… зданий, строений, сооружений и помещений".

Иными словами, подтверждать наличие зданий, строений, сооружений и помещений, наличие СЭЗ на них должны лишь те соискатели лицензии (лицензиаты), которым для сбора отходов необходимы (жизненно важны) такие здания, строения, сооружения и помещения.

Если необходимости в таких объектах нет, если сбор отходов можно осуществить без зданий, строений, сооружений и помещений, приспособленных для сбора отходов, то подтверждать их наличие, а также наличие СЭЗ на них лицензиат не должен.

1

Транспортирование отходов.

Исключительно к транспортированию существует только 2 лицензионных требования:

  1. наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих требованиям статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
  2. наличие у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности.

Обращаем Ваше внимание на (применяемое с 02.07.2021 г.) понятие транспортирования отходов:

Транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.

Также отметим, что у соискателя лицензии должны быть такие транспортные средства, которые соответствуют требованиям статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

Опять же, с 02.07.2021 г. требования статьи 16 закона изменены.

  • наличие паспорта отходов при транспортировании отходов I - IV класса опасности;
  • наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами.

Примечание: 01.03.2022 г. вступит в силу дополнительное условие осуществления транспортирования отходов (абз. 5 п. 2 ст. 16 ФЗ "Об отходах производства и потребления"):

наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.

ВАЖНО! Не является лицензионным требованием наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам каких-либо объектов, связанных с транспортированием отходов.

Соответственно, в заявлении о предоставлении (переоформлении) лицензии не требуется указывать сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам транспортных средств.

В Положении предусмотрено новое правило:

не требуется переоформлять лицензию для осуществления деятельности по транспортированию отходов не по адресу осуществления лицензионного вида деятельности, указанному в лицензии.

Какая предусмотрена ответственность в случае осуществления без лицензии деятельности по обращению с отходами?

"Внутри СЗЗ": надо ли разрабатывать и устанавливать СЗЗ для объекта, который находится в СЗЗ соседнего предприятия?

Вопрос: Арендодатель планирует сдавать в аренду собственные помещения. Кто будет собственником отходов: арендодатель или арендатор? Как это повлияет на уплату экологического налога? Кто должен разрабатывать инструкции по обращению с отходами?

Ответ: Собственником отходов при аренде является арендатор, если договором не установлено иное. Экологический налог платит собственник отходов. Если собственник — арендодатель, он разрабатывает инструкцию по обращению с отходами, если арендатор — инструкцию разрабатывают обе стороны договора.

Обоснование: Право собственности на отходы приобретают:

производитель отходов — с момента образования отходов, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь и (или) договором об использовании имущества, которое явилось источником образования этих отходов;

юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, — на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность .

Таким образом, право собственности приобретает арендатор, являющийся производителем отходов, если иное не предусмотрено договором аренды. Например, в договоре аренды может быть установлено, что право собственности на отходы арендатора переходит к арендодателю с момента их образования. В этом случае право собственности с момента образования отходов приобретает арендодатель. Также арендодатель может приобрести право собственности на образующиеся отходы, в случае если арендатор передает ему свои отходы (например, в соответствии с договором на оказание коммунальных услуг по сбору и вывозу отходов).

Обязанности разрабатывать инструкцию по обращению с отходами установлены законодательством .

Обращение с отходами — деятельность, связанная с образованием отходов, их сбором, разделением по видам отходов, удалением, хранением, захоронением, перевозкой, обезвреживанием, использованием отходов и (или) подготовкой их к использованию .

Другими словами, та организация, которая осуществляет обращение с отходами, обязана разрабатывать инструкцию. В случае передачи права собственности по договору аренды арендатором арендодателю на образующиеся отходы с момента образования арендатор одновременно передает деятельность по обращению с отходами, в том числе обязанности по разработке инструкции. При аренде зданий, сооружений и иных объектов собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченные ими лица вправе разработать инструкцию по обращению с отходами, которая включает порядок обращения с отходами производства, образующимися у арендатора . В этой ситуации арендодатель как собственник отходов обязан это сделать. В случае если право собственности на отходы в момент их образования остается за арендатором, но в дальнейшем передается арендодателю, оба предприятия разрабатывают инструкцию. Если право собственности арендодателю не передается, арендатор разрабатывает инструкцию по своим отходам в обязательном порядке, а арендодатель либо только по своим отходам, либо еще и по отходам, находящимся в собственности арендатора.

Обратите внимание!
Требование по разработке инструкции по обращению с отходами, разработке нормативов образования отходов, ведению учета отходов и сдаче статистической отчетности не относятся к индивидуальным предпринимателям и микроорганизациям .

Следует отметить, что в случае, если арендатор самостоятельно осуществляет обращение с отходами, в том числе обеспечивает сбор, временное хранение и вывоз, собственники передаваемых в пользование зданий, сооружений и иных объектов либо уполномоченные ими лица обязаны создавать места временного хранения отходов, а также создавать иные условия производителям отходов для выполнения ими требований, установленных законодательством в области обращения с отходами .

Плательщиками экологического налога признаются организации и индивидуальные предприниматели. Плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов признаются собственники отходов производства. При этом плательщиками не признаются бюджетные организации, за исключением бюджетных организаций, которые признаются плательщиками за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов производства в случае приобретения ими права собственности на отходы производства на основании сделки об отчуждении отходов или совершения других действий, свидетельствующих об обращении иным способом отходов в собственность, в целях последующего захоронения .

Таким образом, та организация, которая является собственником отходов и осуществляет их вывоз на объекты захоронения, будет являться плательщиком экологического налога. Также важно помнить, что объектами налогообложения экологическим налогом не признается захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, при общем объеме захоронения отходов производства 50 тонн и менее в год . Этот отход является едва ли не единственным, образующимся у арендаторов, занимающих только офисные помещения (без осуществления производственной деятельности), и направляемым на захоронение.

экология

Имеет ли право арендатор котельного цеха (или иного производственного помещения) запросить у арендодателя (собственника) копии разрешительной природоохранной документации (ПНООЛР, том НДВ, паспорта отходов) для составления статистической отчетности и декларации по плате за НВОС? Какие для этого есть нормативно-правовые основания?

Сообщаю Вам следующее:

Законодательством не установлена обязанность арендодателя по предоставлению арендатору каких – либо документов. Однако на основании ст. 307 ГК РФ при исполнении обязательства стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Для расчета платы за год за выбросы в воздух или сбросы в воду нужны (п. 2 ст. 16.2, п. 4 ст. 23 Закона N 7-ФЗ):

  • данные внутреннего учета фактических выбросов или сбросов (п. п. 2, 3 ст. 67 Закона N 7-ФЗ); и лимиты, установленные в разрешении;
  • ставки платы за выбросы в воздух или сбросы в воду.

Для расчета платы при размещении отходов нужны (п. 2 ст. 16.2, ст. 24 Закона N 7-ФЗ):

  • данные о фактическом количестве размещенных отходов; , утвержденные для организации Росприроднадзором (п. 5 Порядка разработки лимитов); платы.

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории указаны в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (п. 4 ст. 4.2 Закона N 7-ФЗ).

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды (п. 1 ст. 16 Закона N 7-ФЗ):

— выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);

— сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);

— хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

В органы Росприроднадзора представляются:

Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Согласно п. 1 ст. 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, кроме юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, ведущих деятельность исключительно на объектах IV категории (Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III И IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029).

Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной или иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов признаются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.

Форма декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок ее представления утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 (далее — Порядок).

В соответствии с Порядком декларация предоставляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, посредством сети Интернет (п. 5 Порядка).

Подать декларацию о плате на бумажном носителе возможно в следующих случаях: годовой размер платы за предыдущий отчетный период составляет 25 тыс. руб. или меньше; у лица, обязанного вносить плату, отсутствует техническая возможность подключения к информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При подаче декларации о плате на бумажном носителе в обязательном порядке представляется копия декларации на электронном носителе (абз. 4 п. 5, п. 6 Порядка).

Расчет платы за год за выбросы в воздух или сбросы в воду

Плату рассчитывайте по каждому объекту НВОС, на который получено разрешение Росприроднадзора на выбросы или сбросы.

Читайте также: