Какие сведения содержит пособие огни и знаки

Обновлено: 01.06.2024

Все карты следует откорректировать по последнему ИМ, а так­же внести корректуру по NAVTEX и NAVAREA.

После тщательной подборки карт приступают к подбору соот­ветствующих справочных пособий. На судах, в зависимости от флага судна, используются те или иные справочные пособия. Различие заключается лишь в предпочтении отечественных изданий или зарубежных. Самыми основными из них являются:

1. Отечественные лоции, издаваемые УНиО МО РФ или Admi­ralty Sailing Directions Гидрографического управления Великобри­тании. Эти пособия содержат всю необходимую информацию о гидрометеорологической обстановке в районе, навигационно-гидрографический очерк, правила плавания и навигационное описание, которое включает в себя: данные о течениях, преобладающих ветрах, приливо-отливных явлениях, системах разделения движения, рекомендованных путях следования, приметных пунктах, наличии створов, также есть информация о якорных стоянках, приводится описание работы различных служб (лоцмана, буксиры, бункеровка, спасатели и т.д.). В конце могут быть помещены различные справочные таблицы. Например, сведения о глубинах в основных портах и якорных местах, сведения о доках и эллингах, таблицы расстояний и т. п.

Vol. 1 “Coast Radio Stations” (Parts 1 & 2) содержит информацию о береговых радиостанциях, предназначенных для обмена информацией с моряками в прибрежных водах, о радиостанциях, предоставляющих услуги, связанные с медицинской консультацией, а также о специальных радиостанциях для связи в случае обнаружения саранчи, пиратства, загрязнения моря, нелегалов.

Vol. 2 “Radio Aids to Navigation, Satellite Navigation Systems, Legal Time, Radio Time Signals and Electronic Position Fixing Sys­tems” содержит информацию о радиопеленгаторных станциях, радиоизлучателях, станциях, передающих дифференциальные поправки времени, сигналы точного времени, также содержит информацию о спутниковых навигационных системах (СНС) и наземных радионавигационных системах, хотя последние в настоящее время практически не используются.

Vol. 3 “Maritime Safety Information Services” (Parts 1&2) содер­жит сведения о службах, предоставляющих информацию о погоде, информацию по безопасности мореплавания, некоторую информа­цию о NAVTEX и SAFETY NET, список станций передающих фак­симильные карту погоды, районы NAVAREA.

Vol. 4 “Meteorological Observation Stations” — станции, произ­водящие прогнозы погоды и информация о них.

Vol. 5 “Global Maritime Distress and Safety System (GMDSS)” содержит всемирные требования к связи при бедствии, поиске и спасении, руководство СОЛАС для ГМССБ на английском языке, карты спасательно-поисковых регионов, базовую информацию о ГМССБ.

Vol. 6 “Pilot Services, Vessel Traffic Services and Port Operations” (Parts 1, 2, 3, 4 & 5) включает в себя информацию о лоцманских службах, СУДС, множество цветных диаграмм с указанием точек выхода на связь и мест приема лоцманов, перечень оборудования, используемого для связи на той или иной акватории.

  1. Руководство по портам (Guide to port entry). В этом руко­водстве можно найти всю необходимую информацию по порту, ка­сающуюся местных требований по оформлению прихода/отхода судна, пребывания судна в порту, а также о правилах подхода и выхода из порта. Содержится информация об адресах портовых властей и агентских компаний.
  2. Таблицы приливов или Admiralty Tide Tables. Содержат информацию о приливо-отливных явлениях в основных и допол­нительных пунктах и методы расчета уровней и времени наступле­ния того или иного явления.

Помимо перечисленных выше пособий, на судах имеется множество другой вспомогательной справочной литературы, каса­ющейся содержания международных конвенций, правил морепла­вания и безопасной эксплуатации судов. Комплексное использова­ние судовой литературы при планировании и выполнении перехода судна является хорошей морской практикой, позволяющей обеспе­чить наиболее безопасную эксплуатацию судна.

Корректура карт, атласов, руководств и пособий для плавания производится в соответствии с требованиями Правил корректуры, комплектования и хранения карт и руководств для плавания на су­дах гражданских ведомств (№ 9038).

Помощник капитана, отвечающий за подготовку карт и руко­водств для плавания, докладывает капитану об изменениях навига­ционной обстановки в районе предстоящего плавания, выявленных в ходе корректуры и при изучении корректурных документов.

Следует помнить, что при разборе аварийных случаев и ведении претензионных дел никакие ссылки на незнание информации, объявленной в печатных или переданных по радио извещениях мо­реплавателям и навигационных предупреждениях, во внимание не принимаются.

Навигационные пособия

Карта является основным навигационным пособием мореплавателя и, одновременно, документом, фиксирующим весь ход плавания. Карта отображает в виде условных знаков и изображений морскую поверхность и подводное пространство, береговую линию материка и островов, навигационную обстановку, глубины, надводные и подводные опасности и все другое, что может представлять интерес для мореплавателя и обеспечить безопасность плавания.

Существуют три основных типа карт: навигационные карты, используемые для планирования плавания, ведения прокладки, определения места судна; справочные карты, используемые для получения различных данных; вспомогательные карты.

Навигационные карты подразделяются на генеральные, путевые, частные и планы.

Генеральные карты (масштаб 1:500000 - 1:1500000) используются для планирования больших переходов и ведения прокладки в открытом море и океане.

Путевые карты (масштаб 1:100000 - 1:500000) служат для плавания вдоль берегов на достаточно больших расстояниях от них. Эти карты отличаются от генеральных большей полнотой используемых для судовождения объектов и отметок глубин.

Частные карты (масштаб 1:25000 - 1:75000) используются для плавания на небольших расстояниях от берегов в сложной навигационной обстановке, в шхерах и узостях, на подходах к портам и т. д. Данные карты содержат большой объем данных о глубинах, навигационной обстановке и береговой линии.

Планы (масштаб 1:1000 - 1:25000) изготавливаются для самых сложных участков. На них обычно отображаются акватории портов, гаваней, устьев рек и других сложных в навигационном отношении небольших акваторий.

Электронные (цифровые) карты . В настоящее время широкое распространение получили электронные карты, записанные на каких-либо носителях цифровые копии существующих морских карт. В качестве носителей используются, в основном, компакт-диски или карты памяти (картриджи). Электронные карты используются в судовых навигационных электронно-картографических системах для судовождения. Следует помнить, что при наличии такой системы основным юридическим документом судоводителя остается бумажная карта с прокладкой, а электронные карты являются сугубо вспомогательными.

Масштаб. Любая карта отображает морскую и земную поверхность в уменьшенном виде. Степень уменьшения истинных размеров объектов называется масштабом карты. Масштаб для конкретной карты выбирается в соответствии с ее назначением. Существуют два вида масштабов — линейный и числовой.

Линейный масштаб изображается в виде линейки на полях карты, разделенной на части. Числовой масштаб выражается в виде отношения, в котором числитель всегда равен единице, а знаменатель показывает, во сколько раз длина линии на карте короче длины линии на земной поверхности. Так, значение масштаба 1:100000 обозначает, что на одном сантиметре карты находятся 100000 см или 1 км на земной поверхности.

Лоции (руководства для плавания) — это книги, дополняющие карты. Лоции издаются для каждого отдельно взятого моря и содержат подробное описание моря и побережья. Содержащиеся в лоциях сведения излагаются в определенной последовательности.

В начале книги находится наставление о порядке пользования лоцией и схематическая карта моря, по которой можно подобрать все карты для данного района. Основная часть книги включает два раздела — общий обзор и навигационное описание. В общем обзоре содержатся описания границ района, рельефа суши и дна, грунтов и глубин, якорных стоянок и портов, правила плавания в районе, гидрометеорологические сведения о климате, течениях, температуре и солености воды.

Навигационное описание содержит полные сведения о портах, заливах, островах, рекомендации по выбору наиболее безопасных маршрутов и использованию имеющейся навигационной обстановки. В конце лоции находится алфавитный указатель, в котором содержатся географические названия портов, якорных стоянок, островов, заливов и пр. вместе с номерами страниц, на которых находятся их описания.

Адрес: 150000 г. Ярославль, ул. Кирова 5/23а факс:(4852)79-09-88;тлф. (4852)79-09-57; (4852)79-09-62

Глава VI . НАВИГАЦИОННЫЕ КАРТЫ И ПОСОБИЯ

§ 17. КЛАССИФИКАЦИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ КАРТ. МАСШТАБ

1. Классификация карт

Карты отличаются большим разнообразием и классифицируются по своему назначению по трем основным видам:

Навигационные карты (морей, озер, судоходных рек) — для ведения прокладки и определения места судна при плавании.

Справочные карты — для получения судоводителем дополнительных сведений о районе плавания.

Специальные карты — для обеспечения плавания судна с применением радиотехнических средств.

Для мореплавателя-любителя основное значение имеют навигационные карты. Они подразделяются на:

Планы (масштаб 1: 1 000 — 1: 25000), которые дают наиболее подробное крупное изображение важного участка. Применяются при входе судна в порт, гавань, рейд.

Частные карты (масштаб 1: 50000—1: 500000) служат для обеспечения плавания на некотором удалении от берегов, а также для подхода с моря к берегу. На этих картах достаточно подробно нанесены глубины и береговые объекты, пригодные для определения места судна.

Генеральные карты (масштаб 1: 500000— 1: 5000000) служат для счисления пути судна при плавании в открытом море или океане и для общих навигационных расчетов.

Лоцманские карты для рек и некоторых водохранилищ (масштабов 1: 10000 до 1: 100000) служат для ориентировки судоводителей при глазомерной проводке судна. Лоцманские карты обычно издаются отдельными альбомами. В начале каждого альбома есть сборный лист, т. е. схема расположения листов карты соответственно реке (вдоль русла). На лоцманскую карту условными обозначениями наносят меженный фарватер, глубины, судоходные плавучие и береговые знаки, большие суводи, свальные течения, прибрежные населенные пункты, долину реки с горами и возвышенностями и т. д. (см. приложение). На отдельных планшетах крупного масштаба могут быть даны перекаты и их элементы, в частности подвалья, описания фарватера и судоходных условий на затруднительных перекатах и местах; рекомендации по проводке судов через эти перекаты; фотографии и зарисовки характерных мест, например, горный рынок. На лоцманских речных картах прокладка не ведется.

Карты на озера и крупные водохранилища составляются по тем же правилам, что и для морей, но большинство их издается в прямоугольных координатах, а не в меркаторской проекции, как морские. Пользование обоими видами карт одинаково.

2. Географические и навигационные элементы карт

Основу карты составляет географическая сетка параллелей и меридианов. На карту наносится условное изображение береговой черты и участка водной поверхности с их характерными особенностями. На водной акватории наносятся навигационные элементы: навигационные опасности, средства навигационного оборудования, фарватеры, каналы, рекомендованные курсы, различные ориентиры, данные о склонении магнитного компаса. На береговой черте даются изображения приметных частей рельефа суши, порты, населенные пункты, отдельные ориентиры, реки, озера и другие элементы.

Все элементы содержания карт изображаются условными знаками (перечень наиболее употребительных условных знаков дается в приложении). На карте изображаются только те элементы, которые необходимы судоводителю в плавании.

Кроме основных сведений географического и навигационного характера, на навигационных картах помещаются дополнительные сведения, в том числе:

— планы участков местности в более крупном масштабе, например план порта;

— рисунки знаков и отличительных ориентиров, помогающих судоводителю опознать и найти знак или ориентир на местности;

— сведения о течениях, особенно при необходимости обратить внимание судоводителя на наличие в данном районе сильного течения;

— пояснения к не предусмотренным стандартами обозначениям;

— зарисовки берегов с натуры.

Дополнительные сведения помещаются на свободном месте карты и нисколько не затрудняют пользование ею, а наоборот, помогают судоводителю лучше понять и изучить действительную обстановку.

Судоводителю рекомендуется во время плавания производить зарисовки побережья, отличительных знаков и ориентиров. Под каждым рисунком нужно указывать, что нарисовано, когда, кем, с какого направления и расстояния. Зарисовки будут полезны любителю при повторном плавании, а также помогут другим судоводителям-любителям знакомиться с районом плавания путем обмена зарисовками.

3. Масштаб карт

Наша земля имеет сфероидную поверхность. Такую поверхность нельзя изобразить на плоской карте без искажения. При составлении морских карт в проекции меркатора заведомо допускают искажение в изображении на карте формы и размеров земной поверхности. Эти искажения касаются и масштаба карты. Масштаб такой карты постоянен только для точек, лежащих па одной параллели. По направлению к полюсам масштаб увеличивается. Масштабом карты называется степень уменьшения истинных размеров или участка водной поверхности при условном изображении их на карте. Масштаб выбирается в зависимости от назначения карты и выражается двумя способами: линейным и численным.

Линейный масштаб на карте изображается в виде линейки, разделенной на части. Против каждого деления имеется обозначение в милях или километрах, которое соответствует расстоянию на местности.

Численный масштаб дается в виде дроби, у которой числитель равен единице, а знаменатель показывает, во сколько раз длина линии на карте меньше действительной линии на местности. Например, 1: 200000 означает, что в 1 см на карте содержится 200000 см (2 км) на земле.

При измерении расстояний на обычных навигационных картах следует пользоваться боковыми вертикальными рамками с нанесенными на них градусными делениями. Чем крупнее масштаб карты, тем меньше ошибок допустит судоводитель при прокладке курса и при определении места судна в море. Судоводитель-любитель по возможности должен пользоваться картой самого крупного масштаба.

§ 18. ПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТАМИ

1. Чтение карт

Чтобы правильно выбрать и наметить безопасный путь судка, судоводитель должен уметь хорошо читать карту. Для этого надо твердо усвоить все обозначения, знаки и сокращения, нанесенные на карту. Если судоводитель-любитель их еще не изучил, то у него под рукой должны быть изданные типографским способом условные обозначения (см. приложения).

Чтение карты начинают с общего ознакомления с изображенным на карте районом. Необходимо внимательно прочесть заголовок карты, все надписи и замечания. Над верхней рамкой карты, у левого края, указывается название бассейна, озера, моря, водохранилища. Внутри рамки в одном из углов напечатано:

— название района, охваченного данной картой;

— численный масштаб карты;

— величина магнитного склонения;

— год, к которому приведено показанное на карте магнитное склонение;

— величина годового уменьшения (или увеличения) магнитного склонения.

Под нижней рамкой карты даны даты ее издания, большой и малой корректур, которым подвергалась карта.

Вне рамки, на всех четырех углах, имеется номер карты.

После общего ознакомления с картой переходят к изучению береговой черты с ее особенностями: мысами, заливами, бухтами, отмелями, а также находят устья рек, в которых можно пополнять запасы пресной воды. Изучив береговую обстановку, начинают внимательное и последовательное изучение рельефа дна и навигационных опасностей, находят и изучают приметные ориентиры и средства навигационного оборудования. Наконец изучают встречающиеся на пути порты, гавани, бухты и подходы к ним на случай укрытия от штормовой погоды.

По характеру берегов определяют возможность подхода к ним, оценивают и уясняют, где они находятся и какие опасности имеются вблизи берегов. У обрывистого берега почти всегда глубоко, а отлогие берега часто имеют подводные препятствия, выходящие далеко в море. Изучая рельеф дна, необходимо помнить, что плавное изменение глубин указывает на благоприятный характер морского дна, а резкое — на хаотический рельеф дна, и при редком промере можно ожидать встречи с необозначенной подводной опасностью. Следует обращать внимание на частоту нанесенных глубин, линий изобат, отметок о затонувших судах, районах запретного плавания и т. д. Изучая карту, нужно также определить, насколько полно обеспечен данный район средствами навигационного оборудования и какими. Необходимо подробнее ознакомиться с пунктами захода судна (в порт, устье реки, бухту).

Хорошо изучив район плавания по карте, судоводитель во время похода будет быстро и безошибочно находить те пункты и ориентиры на карте, которые он наблюдает на местности с судна.

2. Пособия

Кроме карт, в дополнение к ним на район плавания судоводителю-любителю при плавании на море, озере, водохранилище и реке рекомендуется иметь лоции. В отличие от лоции как предмета это — специальные книги с описанием береговой черты и водной акватории какого-либо определенного моря, озера, реки, где подробно описаны навигационные опасности, средства навигационного оборудования, приведены приметные ориентиры по побережью с указанием их внешнего вида, даны сведения о ветрах, течениях и рекомендации для плавания.

В помощь судоводителю издаются следующие руководства:

3. Корректура карт и пособий

Карты и пособия периодически переиздаются с учетом имевших место изменений и дополнений. В промежутке между переизданиями все изменения в навигационной обстановке следует отмечать на карте и в пособиях, что называется их корректурой.

Судоводитель-любитель перед выходом в плавание должен иметь откорректированную и проверенную карту. Для этого надо обратиться в соответствующие морские организации, к капитанам других судов, в морские и туристские клубы, портовый надзор. При плавании по внутренним водным путям для получения речной лоцманской карты нужно связаться с техническими участками и другими организациями системы Министерства речного флота. Если (как исключение) на поход откорректированной карты получить не удается, любителю придется корректуру карты проводить самостоятельно. В этом случае необходимо помнить о следующем:

— все исправления и надписи на карте делать аккуратно и разборчиво, соответственно принятым для карт условным обозначениям;

— все постоянные исправления делать красной тушью, а временные — простым карандашом;

— малозаметные исправления округлять красным карандашом.

Желательно, чтобы работу любителя по корректировке проверил опытный судоводитель или инструктор.

© 2007-2010 Отдел ГИМС Главного управления МЧС России по Ярославской области. Все права защищены.

Идея создания, дизайн и администрирование сайта: Полтавский Виктор Алексеевич

Морские навигационные пособия — официальные издания для мореплавателей, содержащие текстовые описания и сведения, приведенные в виде таблиц, о характере и величине различных элементов, недостаточно хорошо изображенных или вовсе не нанесенных на МК, используемые как дополнение к ним.

Сведения, помещаемые в таких изданиях, публикуют обычно в виде книг, которые делят на два вида — навигационные и промысловые; последние имеют применение исключительно на промысловых судах. Навигационные же книги делят также на две основные группы — морские навигационные пособия (МНП) и морские навигационные руководства для плавания (МНР).

МНП — это официальные издания для мореплавателей, содержащие различного рода справочные данные, например: Океанские пути мира; Международные правила для предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72); Международный свод сигналов (МСС); Общие правила морских торговых и рыбных портов; Обязательные постановления по морским портам; Сборник международных соглашений и законодательных актов СССР по вопросам мореплавания; Таблицы ширины территориальных вод и специальных зон зарубежных государств; Условные знаки морских карт и карт внутренних водных путей; Общие положения об установлении путей движения судов; Наставления гидрометеорологическим станциям и постам; Таблицы расстояний между портами; Вычислительные пособия

(Мореходные таблицы — МТ, Морской Астрономический Ежегодник— МАЕ, Таблицы приливов — ТП и др.).

Морские навигационные руководства (МНР) — официальные издания для мореплавателей, в содержание которых входят правила, наставления и указания либо рекомендации навигационного или правового характера, невыполнение которых возлагает на мореплавателя ответственность за возможные последствия.

По своему значению МНР стоят в одном ряду с картами. Помещаемые в МНР сведения не должны дублировать информацию, даваемую морскими картами, но такие сведения не должны и противоречить ей; напротив, они должны дополнять друг друга и составлять единое целое.

Именно поэтому МНР и морские карты, дополняя и поясняя друг друга, всегда используются совместно. МНР делятся на общие и специальные.

Общие МНР для плавания. К ним относятся лоции и дополнения к ним; описания огней и знаков; описания радиотехнических средств навигационного оборудования; расписания радиопередач для мореплавателей; правила плавания; описания маршрутов; гидрометеорологические атласы и таблицы; каталоги карт и книг. Все они являются официальными документами; каждому из них присвоен свой адмиралтейский номер. Ниже приведена краткая характеристика нескольких таких общих МНР.

Лоции и дополнения к ним. Лоции подробно описывают отдельные части океанов и морей с их прибрежными районами. Они занимают основное место среди руководств для плавания. Назначение лоции — ознакомить мореплавателя с условиями плавания в описываемом районе, помочь ему опознать тот или иной географический пункт на местности, дать указание в выборе курсов и привести другие сведения, которых нет на картах и в описаниях СНО. Лоции дополняют и поясняют морские карты. Каждая лоция (книга) охватывает определенный водный бассейн: она содержит материал для решения навигационных задач, имеющих характер подготовки к переходу. Все сведения в лоции приведены к определенной дате для упрощения последующей корректуры и поддержания на уровне современности по Дополнениям к лоции и по Извещениям моредлавателям. Лоции иллюстрируются фотографиями и зарисовками берегов и приметных мест, облегчающими ориентировку при подходах к берегам. Лоция может быть сброшюрована в одну или несколько книг установленного формата; для каждого моря установлен определенный цвет обложки или переплета. Каждая книга лоции содержит лист для учета корректуры, важное предупреждение о запретных районах, циркулярное указание начальника ГУНиО МО СССР, обращение к мореплавателям, общие замечания, оглавление, репродукции сборных листов для районов, описанных в лоции, общий обзор, гидрометеорологический очерк, правила плавания, навигационное описание, указания для выбора генеральных курсов, справочный отдел, алфавитный указатель.

По мере накопления новых сведений или изменений для какого- либо района (если их недостаточно для полного переиздания лоции)

издают Дополнения к лоциям. Каждое новое Дополнение включает материал предшествующего, которое утрачивает свое значение.

Интересующий судоводителя огонь или знак отыскивается в алфавитном указателе руководства; таким образом определяется номер, присвоенный в данном руководстве искомому огню или знаку. Далее по номеру отыскивается та страница, на которой в руководстве приведено полное описание такого огня или знака.

Кроме вводных документов, в конце каждой книги приводятся вспомогательные таблицы (ортодромических поправок и др.), приложения (схемы расположения PTCHO по отдельным районам, их распределение по частотам и др.), а также алфавитный указатель.

Специальные МНР для плавания. К ним относятся навигационногидрографические обзоры; описания отдельных маршрутов; руководства для заходов в отдельные порты; атласы гидрометеорологических условий плавания; описания запретных для плавания районов; правила плавания; инструкции; наставления и др. Эти книги также являются официальными руководствами, имеющими свой адмиралтейский номер. Ниже дана краткая характеристика нескольких специальных МНР.

/>Навигационно-гидрографические обзоры. Характеризуют отдельные крупные водные бассейны в навигационно-гидрографическом и гидрометеорологическом отношениях; в книгу обычно включают также и справочный отдел.

Радиолокационные описания маршрутов. Широкое распространение радиолокационных станций на судах вызвало необходимость оборудования берегов пассивными и активными отражателями, а также издание радиолокационных карт, альбомов и других специальных пособий. Одним из таких пособий является маршрутное радиолокационное описание, в котором приводятся сведения об условиях радиолокационной ориентировки и фотографии с экранов РЛС изображений различных районов побережья. В настоящее время изданы радиолокационные описания нескольких наиболее часто используемых судами маршрутов: Черное море — Дальний Восток; Черное море — Балтика и др.

Руководства для заходов судов в советские порты. Издаются ГУНиО МО СССР в виде самостоятельных книг, представляют собой навигационные пособия, вводные документы которых аналогичны вводным документам лоций. Навигационное же описание руководства состоит из нескольких глав, каждая из которых посвящена определенному порту, проливу или подходам к ним. Включенное в руководство описание радиомаяков представляет собой выдержки из соответствующих описаний РТСНО по отдельному району, составляющему предмет описания в данном руководстве. Алфавитный указатель руководства составлен точно так же, как в лоции.

Морской Атлас. Первый том Атласа — навигационно-географи- ческий; второй — физико-географический. Морской Атлас — фундаментальное картографическое руководство и ценный справочник.

Читайте также: