Обязана ли школа воспитывать

Обновлено: 28.06.2024

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • Высшее экономическое образование.
  • 15 лет работы в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик.
  • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

Конституция РФ определяет, что каждый ребенок имеет право получить бесплатное среднее школьное образование. Но руководства школ нередко взимают деньги с родителей на определенные нужды. Обязанности по сбору возлагают на родительские комитеты. При этом большинство из целей, которые озвучивает школьная администрация, незаконны.

Бробанк разобрался, предусмотрена ли за школьные поборы статьи, штрафы или другое наказание, и куда обращаться, если принудительно заставляют сдавать деньги.

За что платят родители в школе

Школы получают финансирование из бюджета, из него выплачивают зарплату учителям, производят ремонт здания, закупают мебель и оборудование. Сборы средств для школьных нужд могут быть только добровольными.

Начало школьной поры — стресс не только для учеников, но и для родителей. Необходимо купить тетради, форму, если она предусмотрена в выбранном учебном заведении, дополнительные канцелярские принадлежности. Но на этом затраты не заканчиваются. Большие суммы направляют на ремонт кабинета, выделенного для класса, коридоров, столовой или всего здания, уборку и охрану.

Поборы в школах и детсадах появились с 90-х годов. Тогда образовательные учреждения практически не финансировались государством, и сдача денег родителями стала единственным выходом из кризисной ситуации. Но сейчас с финансированием дела обстоят гораздо лучше, а поборы так и продолжаются. И более того, ежегодно запросы администрации или отдельных педагогов увеличиваются.

Общественная Палата РФ в 2017 году создала горячую линию, чтобы граждане могли обратиться с вопросами о денежных сборах в школах. Только за 4 месяца от начала работы службы доверия, набралось несколько тысяч жалоб. Чаще всего поборы проводят на такие цели:

  1. Охрана и системы безопасности. В учреждениях устанавливают турникеты, нанимают частную охрану.
  2. Ремонт кабинетов и всего здания, покупку новой техники, мебели, мела, средств для уборки. . Бесплатные обеды предоставляют только небольшой категории учеников.
  3. Рабочие тетради и дополнительные материалы. Учителя считают, что информации в учебниках недостаточно, и родители докупают дополнительные методические материалы.

Ежегодно запросы администрации или отдельных педагогов увеличиваются, что противоречит законам

В среднем по РФ в школах размеры сборов составляют от 2 до 5 тысяч рублей в год с одного ученика. Курьезная ситуация, связанная с поборами была зафиксирована в Татарстане в городе Кукмор — родители школьников должны были принести по 16 кг картофеля или эквивалентную сумму денег.

Какие сборы незаконны

В соответствии с действующим законом школа не имеет права собирать средства на такие цели:

Цель сбора Характеристика
Дополнительные учебники и тетради Все материалы, которые предусматривает школьная программа, предоставляют для учащихся бесплатно.
Мебель, окна, спортивный инвентарь, техника Ремонт школьного здания, покупка необходимого в обучении оборудования происходит за счет бюджетных выплат.
Хозяйственные принадлежности Моющие средства и другие предметы, необходимые для обслуживания помещений, также приобретают за счет бюджетного финансирования, а не родительской помощи.

Школьное руководство может принять решение о школьной форме. Тогда родителям придется приобрести ее. Но при этом требование о покупке одежды у определенного производителя — незаконно.

Сборы средств на подарки классным руководителям и школьной администрации обычно инициирует родительский комитет. Но по законодательству их проводят на добровольной основе. Все родители не обязаны давать деньги на подобные цели.

Однако существует список, на что разрешено попросить родителей сдать деньги в школу. Легальными считают сборы на:

  • дополнительное обучение, такое как внеклассная деятельность, кружки, секции;
  • репетиторство, если преподаватель занимается такой деятельностью;
  • специальные курсы, которых нет в школьной программе;
  • дополнительные занятия с углубленным изучением какого-либо предмета;
  • другие услуги, которые не определены в ФГОС.

Главное требование по дополнительному образованию — оно должно быть строго добровольным, и не должно входить в обязательную программу учебного заведения. Эти занятия дополнительные, их разрешают проводить только во 2 половине дня.

Специальные курсы, которых нет в школьной программе, могут оплачиваться отдельно, как раз за счет сборов

По закону школы могут создавать расчетный счет для благотворительных взносов. Родители вправе принимать участие в решении, на что потратят внесенные средства. По истечению отчетного периода школьное руководство представляет отчет о потраченных деньгах. Его публикуют на сайте учебной организации.

Куда жаловаться за незаконные поборы

Сбор средств на школьные нужды возлагают на родительский комитет. Но финансовое положение в семьях разное. Для одних сумма может оказаться малозначительной, а для других непомерной. Родители вправе на законном основании отказаться давать деньги.

В этом случае понадобится обратиться к руководству учебного учреждения и потребовать письменный ответ о том, на что собирают средства. Обязательно получить ответ в письменном виде. После этого школа перестанет вымогать финансирование. Но если запрос родителей проигнорировали, а сборы продолжились, следует подать жалобу в профильные учреждения в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом населенном пункте, где происходят подобные действия. Заявление можно передать в разные учреждения:

  • администрацию города;
  • муниципальный или региональный комитет образования;
  • полицейский участок;
  • отдел по борьбе с экономическими преступлениями;
  • министерство образования;
  • прокуратуру.

Иногда родители опасаются подавать жалобу в такие организации из-за того, что в школе на их ребенка обрушится негатив со стороны учителей, других родителей или администрации. В таких случаях целесообразно в документ вписать требование о неразглашении информации о заявителе.

Родители вправе на законном основании отказаться платить деньги

Какое наказание за незаконные поборы

Школьное руководство напрямую озвучивает родителям суммы, которые следует регулярно вносить в фонд школы. Но даже при отказе сдавать деньги, директор и учителя несут ответственность за преступление, а родители вправе пожаловаться на правонарушение.

После обращения родителей с заявлением, в школу отправляют прокурорскую проверку. В зависимости от ее результатов к руководству применяют дисциплинарную или административную ответственность.

Законодательство РФ предусматривает разные меры для тех лиц, которые занимаются нелегальными сборами. В зависимости от тяжести наказания могут быть такими:

  1. Лишение свободы на срок до 4 лет.
  2. Принудительные работы в течение 4 лет.
  3. Арест до полугода.
  4. Штрафы в размере до 80 тыс. рублей.

Каждый ребенок в РФ имеет право на получение бесплатного образования. Поэтому, если руководство учреждения требует деньги, обращайтесь в специальные органы, чтобы наказать нарушителей.

Штрафы в размере до 80 тыс. рублей - один из вариантов наказания за незаконные поборы

Рекомендации по борьбе с вымоганием финансов

В законодательстве четко указан запрет на вымогание денег, но родительский комитет может использовать неочевидные уловки. Могут принуждать к сдаче средств для того, чтобы их ребенок не выделялся в коллективе. Но это не повод идти на уступки. На родительских собраниях можно выдвигать такие аргументы против школьных поборов:

  1. Любые денежные сборы носят незаконный характер. Каждый родитель вправе отказаться от выплат.
  2. Добровольные взносы учреждение принимает только на расчетный счет. Руководство школы обязано отчитаться перед родителями за расходование денег.
  3. Поборы лично учителям и другим сотрудникам запрещены. Законны они только в том случае, если подкреплены договорами о платных образовательных услугах. Вымогание средств влечет за собой уголовную ответственность и наказание, а также служит поводом для прокурорской проверки.
  4. Родительский комитет и его решения не представляют юридической силы.

Некоторые родители самостоятельно принимают решение оказать материальную поддержку учреждению, где учится их ребенок. Эти денежные вложения законны и относятся к благотворительности или меценатству, так как их производят на добровольной основе.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

ДОЛЖНА ЛИ ШКОЛА ЗАНИМАТЬСЯ С ВОСПИТАНИЕМ УЧЕНИКОВ?

Вопрос о воспитании детей оставался актуальным во все времена. Полного представления о том, как привить ребенку положительные человеческие качества и вырастить его полноценным членом общества, нет ни у кого, что совсем не говорит об отсутствии проблемы. В этом случае возникает вопрос, кто именно должен этим заниматься. Должна ли школа заниматься воспитанием ребенка или это исключительно прерогатива семьи? Сегодня на этот счет существуют разные точки зрения. Одни родители полагают, что задача школы – учить, а воспитывать ребенка должны они сами, другие мамы и папы имеют противоположное мнение. Как это ни странно, но даже некоторые учителя тоже думают об этом неодинаково. Так что же должна делать школа – учить, воспитывать или и то, и другое?

Как это было до наших врёмен? В советской школе неотъемлемой частью обучения было нравственное, эстетическое и патриотическое воспитание. Контролировали этот процесс не только завучи по воспитательной работе, но и пионервожатые. Практически все ученики занимались общественной работой в октябрятских, пионерских и комсомольских организациях . Школа воспитала несколько поколений взрослых, которые и сейчас уверены в том, что образование и воспитание - взаимосвязанные направления развития личности. В связи с этим многие родители думают, что именно на учителей должна быть возложена ответственность по привитию детям человеческих качеств. Ещё один фактор - взрослые допоздна находятся на работе, считая своей главной задачей обеспечить стабильность семейного бюджета. Ведь воспитательную функцию они переложили на учителей. Но и последние снимают с себя ответственность за ребёнка по окончании уроков. В результате воспитание происходит естественным путём: ребёнок впитывает впечатления в классе и на улице, усваивает семейные традиции, наследует родительские привычки, а выводы (зачастую непредсказуемые) делает сам . Даже если ребёнку объяснят в школе, как лучше себя вести, демонстрируемая в его семье модель поведения всё равно будет доминировать. Педагог либо совершенствует заложенные семьёй качества, либо вынужден перевоспитывать ребёнка. При этом он не имеет никаких полномочий, кроме воздействия моральным авторитетом, который редко бывает сильнее родительского

Современная российская школа все увереннее присваивает себе роль исключительно учителя, а не воспитателя. Во многом это обусловлено увеличившейся учебной нагрузкой, техническим прогрессом и огромным потоком информации. В современной школе от многих советских традиций, включая воспитание патриотизма, практически отказались. И многие ценные идеи выдающихся советских педагогов, включая таких признанных авторитетов, как А. Макаренко и В. Сухомлинский, были забыты.

Процессы обучения и воспитания неразрывно связаны между собой, поэтому современная школа должна принимать участие в воспитании детей. Роль учителя в школе не должна ограничиваться одним лишь обучением. Ему необходимо стать наставником, научиться понимать ребенка и стремиться оказать помощь в сложной ситуации. Хотя сегодняшняя система образования не позволяет педагогам явно выражать крайнее недовольство поведением школьника, это не означает, что они могут опускать руки. Нужно просто уметь договариваться и находить индивидуальный подход. Педагог должен не просто формировать у ребенка определенные знания, умения и навыки, но и процессе развития таковых заниматься формированием личности своего ученика. При подготовке к занятию учитель должен ставить перед собой не только образовательные и развивающие, но и воспитательные цели и задачи. Но в этом процессе должны быть заинтересованы и родители, поэтому важную роль играет в воспитании ребенка играет сотрудничество семьи и школы. Родные и близкие люди дают ребёнку один опыт, школа — другой. Они должны не противоречить, а дополнять друг друга. Родители, и педагоги должны полностью осознавать свою роль в воспитании ребенка, поскольку они проводят с ним практически одинаковое количество времени. Независимо от степени загруженности и тех и других, нужно уметь выстраивать свою линию поведения таким образом, чтобы дети видели участие взрослых в их жизни и могли брать с них пример. Необходимо, чтобы классный руководитель был в курсе обстановки в семье каждого своего ученика. И педагог, со своей стороны, должен информировать родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в школе, о проблемах, возникающих у их детей. Сотрудничество семьи и школы положительно сказывается и на успеваемости, и на формировании личности ребенка.

Стоит ли давать учителям советы и рекомендации родителям по поводу воспитания детей?

Нельзя ничего навязывать. Часто родители сами ищут поддержки педагогов в сложных вопросах воспитания. И наоборот — в ситуациях, когда требуется внимание родителей, школа подаёт соответствующий сигнал. Самое главное здесь — исходить из интересов ребёнка.

Таким образом, воспитание ребенка в семье не заканчивается, а продолжается в школе. И наоборот, не стоит перекладывать воспитание на плечи только учителей. Это трудная обоюдная работа.

1. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной работы компоненты ФГОС/ Т. В. Плахова. — Волгоград: Учитель, 2014г


– Давайте начнем с главного. Должна ли вообще школа воспитывать, и если да, то что именно и как?

– Я бы не ставила вопрос таким образом. Школа не то чтобы должна или не должна – как любой общественный институт, она воспитывает. Но также воспитывают и семья, и друзья, и телевизор, и интернет, и даже случайно встреченные на улице или в магазине люди. Вообще, все, кто так или иначе вступает в контакт с ребенком, его воспитывают, это неизбежно.

Другой вопрос – а что мы понимаем под воспитанием? К сожалению, то, что многие родители и учителя называют этим словом, по сути, им не является. Это назидание: посадил перед собой ребенка, и давай его воспитывать, мол, веди себя хорошо! Так как раз делать, кроме совсем уж крайних случаев, не стоит.

Я глубоко убеждена, что дети и в школе, и дома воспитываются примером.

Если ученикам постоянно говорят: будьте вежливыми, хорошими, честными, любите Родину, но при этом тут же унижают их, грубят, не учитывают интересы детей – это все не воспитание, а болтовня.

– Но ведь именно разговорами в первую очередь и предлагается воспитывать, согласно новому закону – проводить классные часы, беседы и так далее…

Воспитание в другом. Когда в школе человеческая обстановка, а учителя строят нормальные отношения не только с учениками, но и между собой, с администрацией – это воспитание.


Если школа предлагает много разных дел на уроке, и не просто вбивает в голову знания, а развивает мышление, учит детей уважать друг друга, то есть не перебивать одноклассников, не высмеивать, а наоборот, работать вместе, обсуждать что-то – это воспитание.

Если помимо уроков есть еще каике-то общие дела – походы, спектакли и так далее, – это воспитание.

Если дети вместе с родителями и педагогами принимают участие в благотворительности, но только если есть желание, а не если поступила команда – это воспитание.

– Вы пришли в школу в 1981 году молодым педагогом, и работаете до сих пор. Что с тех пор в воспитательном подходе изменилось, и что казалось вам лично важным воспитать в своих учениках?

– За это время изменилось очень многое. Когда я пришла в школу, в основном предполагалось, что воспитание должно быть суровым: дети сидят тихо, соблюдают дисциплину и все такое прочее.

А мне и тогда, и сейчас казалось, что одна из важнейших вещей, которую я могу принести детям – это свобода. Я от своего желания сегодня не отказываюсь, но моя мысль, надо сказать, все же претерпела некоторые изменения.

Мне кажется, что важнейшая вещь, которой учитель, да и в принципе любой взрослый, вступающий в контакт с ребенком, может научить, – это находить баланс между свободой и ответственностью.

Не могу сказать, что мне удалось за свою педагогическую практику найти этот баланс, но все же надеюсь, что я на этом пути продвинулась. Потому что, послушайте, нужно понимать: с учениками нельзя дружить, это какая-то странная ситуация.

Нельзя дружить с тем, кому ты поможешь поставить 2, чьих родителей ты можешь вызывать в школу. Это, пожалуй, самое сложное в нашей учительской жизни. Когда ты к ним относишься уважительно, дружески, хорошо, но при этом ты не забываешь, что ты старше.


– А мама с папой разве теперь воспитывать не должны? Кто главный в этом процессе?

– В идеале, конечно, семья и школа должны быть соратниками, единомышленниками. У них должны быть какие-то общие принципы уважения к детям, ненасильственные методы.

У школы, конечно, должна быть какая-то своя, суверенная территория воспитания. Например, я никогда не приветствовала, чтобы родители ехали в поездки с моими учениками. Не потому, что хотела что-то скрыть, а потому что это просто немного другая жизнь, да и детям не комфортно, что мама за ними в неформальной обстановке наблюдает.

У школы есть свой мир, у семьи – свой, но они должны соприкасаться и дружить.

– Но ведь образование действительно услуга, и в этом нет ничего обидного. Другое дело, что мы, педагоги, не только учим. Хотя любопытно, что, например, в Москве сейчас все больше родителей, которые действительно хотят от школы только учебы и ничего большего. Они так и говорят: вы наших детей подготовьте к экзаменам, а в душу не лезьте, мы сами с этим справимся. И это тоже вариант – очень честный и понятный.

Хорошо бы, наверное, чтобы были школы, которые соответствуют такому запросу, потому что количество подобных прагматичных родителей растет. Хотя остаются, конечно, вопросы: как можно учить и не вступать в человеческие отношения? Это сложно. Можно, наверное, просто читать лекцию, но ведь даже в вузе профессора тоже оказывают огромное именно человеческое влияние на студентов.

– Если вдруг возникла необходимость так явно и громко опять заявить о воспитательной роли школы, значит, был момент, когда там вдруг перестали воспитывать? Был какой-то перерыв?

Но в реальной жизни школы, я думаю, этот закон ничего не изменит. Может быть, введут дополнительные классные часы, но грамотный педагог будет использовать это время для решения текущих проблем класса.

Научить любить нельзя, но воспитать уважение – возможно


Конечно, воспитывать могут все. Математики учат размышлять, и это великая часть воспитания. Учитель труда – уж у него-то такой воспитательный накал может быть! Он ведь учит трудиться и видеть результаты того, что ты руками делаешь.

Вот примерно так мы и должны учить историю: ничего плохого не было, всегда Россия всех побеждала, и главное, чем мы должны гордиться, это тем, как в очередной войне мы кого-то погнали.

– Вы говорите, что научить патриотизму нельзя. А чему, хотя бы близкому к этому понятию, научить можно?

– Патриотизм – это любовь к Родине, а любить научить нельзя. Воспитание чувств только на практике происходит.

Мне кажется, что в отношении к своей стране также важен баланс свободы и ответственности.

Иллюстрации Оксаны Романовой

Перекладывать ответственность за все проблемы на школу неправильно.

На днях прямо на территории учебного заведения между двумя подростками завязалась драка. В итоге один остался с травмами и порезами, а другой скрылся.

Подраться – легко

Ребята в военно-патриотическом центре учатся любить Родину.

Сотрудникам полиции 16-летний потерпевший рассказал, что он поругался с одногруппником. Конфликт перерос в драку. В результате 17-летний подросток нанёс потерпевшему удар острым предметом и скрылся.

Этот случай не единичный. По информации УМВД России по Омской области, на территории региона с начала этого года зафиксировано 600 преступлений, совершённых подростками.


– Последние 10 лет количество преступлений среди школьников в нашем регионе снижается, – говорит Сергей Марущак, врио заместителя начальника полиции УМВД России по Омской области. – Только за аналогичный период прошлого года их насчитывалось 700. Удельный вес подростковой преступности по России составляет 5,4% от общего числа правонарушений. В Омской области этот показатель составляет 5,1%, а в Сибирском федеральном округе – 6,9%.

Из 600 правонарушений на преступления особо тяжкого характера – убийства – приходится всего один случай, восемь трагедий связано с причинением особо тяжкого вреда здоровью, 3 изнасилования и 47 краж чужого имущества.

Кто виноват?

В конфликтах, драках, преступности – особенно произошедших на территории учебного заведения – часто принято винить школу.


– Основная задача школы – дать образование, – считает Ольга Овчинникова, ведущий специалист отдела развития образования департамента образования администрации города. – Однако обучение и воспитание неразделимо. Перекладывать ответственность за все проблемы на школу было бы неправильным: большую роль в этом процессе играют родители.

Согласно новым федеральным стандартам, внедряемым сегодня в образовательных учреждениях, важнейшая составляющая обучения – это воспитание. Не случайно сейчас 10 часов в неделю предусмотрено на кружки и факультативы, задача которых не только расширить кругозор, но и сформировать личность.

Вектор на воспитание школьника нового формата пока ещё не развернулся в нужную сторону. Толерантные ученики – это дело будущего. А пока мы можем наблюдать, что растёт количество судебных исков, связанных со школьными конфликтами. Официальной статистики об их количестве в Омске нет – практика судебных разбирательств, связанных со школой, носит несистемный характер.


– Чтобы решить непростую задачу по устранению школьных конфликтов, сегодня повсеместно создаются службы медиации, – говорит Олег Усаков, ведущий специалист отдела городского департамента образования. – Разные государственные структуры: УМВД, СПИД-центр, психологические службы – всё больше объединяются и работают с детьми. К сожалению, среди подростков стало много самоубийств. Больше всего огорчает, что возраст тех, кто не выдерживает жизненных невзгод, становится всё ниже. Последний случай произошел в конце августа, с собой покончила пятиклассница 11 лет. Этот градус напряжённости требуется снижать.

Практически все проблемы школьников объясняются недостатком внимания. Однако в школе ребёнок проводит от двух до четырёх часов, остальное время должно быть организовано родителями. А те порой вынуждены совмещать две, а подчас три работы – таковы нынешние реалии. Ребёнок оказывается под влиянием улицы, телевизора, интернета.


– Сейчас принято говорить, что приоритет школы за воспитанием, – рассказывает Анатолий Бижов, директор омского лицея №137. – Но почему же тогда в школах сократили ставку завуча по воспитательной работе, организатора внеклассной и внешкольной деятельности? В школе нужен и заместитель директора по охране и безопасности – это не просто слова, а настоящая необходимость. За то время, которое отведено учителю на уроке, он может дать только основы знаний. А дальше школьник должен сам их добыть, нынешний госстандарт нацеливает ребёнка на большую самостоятельную работу. Конечно, задач по воспитанию мы с себя не снимаем, но инструментов для её решения становится всё меньше.

Как оградить?


– Меня, мать четырех детей, улица совсем не пугает, – говорит многодетная мама Олеся Григорьева. – Мне становится страшно от слов, что школа должна воспитывать и формировать личность ребёнка. Когда мои ребята пошли в первый класс, – я веду речь о сельской школе, – они впервые увидели, как девочки курят. Мне пришлось долго объяснять, почему так происходит, вредно ли это. Я хочу, чтобы школа образовывала, а не воспитывала. Чтобы принципы, которые я заложила в ребёнка, никто не менял и не оказывал на них влияния. Благо сегодня федеральным законом об образовании допустима такая форма, как семейное образование, она исключает необходимость посещать школу.


– Главное – это воспитать в ребёнке способность отдавать, а не брать, – считает отец Дмитрий Олихов, руководитель отдела образования Омской епархии. – Родитель – первейший пример для ребенка. Однако подчас учитель младших классов является не меньшим авторитетом, роль воспитателя, несомненно, ему присуща. Педагог не должен оказывать образовательных услуг. Он должен знать приоритеты в воспитании, чтобы в итоге ребёнок мог сам произвольно осуществить выбор и остановиться на добродетели, а не пороке. Как поступим мы – взрослые, если, скажем, на работе объявили сокращение? Наверное, подставим коллегу, чтобы остаться на своём месте. Также поступают и наши дети. А ведь это неправильно: заповедь Божия – помоги ближнему. Не можешь помочь материально, помоги словом.

– Наверное, ни для кого не секрет, что, когда ребёнок один в семье или их двое, мир вертится вокруг них, формируется привычка брать и не делиться, – заканчивает наш разговор многодетная мама. – Когда детей в семье много, приобретается иной навык – отдавать. Поэтому сегодня так важна роль многодетной семьи. Это пример для подражания всему обществу.

Читайте также: