По свидетельству историка бондаря в апреле 1794 когда город существовал почти год

Обновлено: 02.07.2024

Московская олимпиада школьников МОШ 2021 по истории задания и ответы первого отборочного этапа 2021-2022 учебного года для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса, который проходит с 15 декабря по 15 января 2022 года.

Задания 5 класс

Задания 6 класс

Задания 7 класс

Задания 8 класс

Задания 9 класс

Задания 10 класс

Задания 11 класс

Решаем задания и делимся ответами вместе в телеграмме: @good100ballov

Сложные задания с олимпиады МОШ по истории:

1)Согласно сочинениям древнегреческого философа Платона, этот город-государство был уничтожен в один день землетрясением и последовавшим цунами. Реальность его существования большинством исследователей ставится под вопрос, а многие и вовсе считают историю о существовании города вымыслом. Однако легенда находит множество последователей и по сей день, а мифологические следы выживших жителей сторонники реальности существования этого государства находят в египетских пирамидах и прочих великих сооружениях древности. Укажите название этого легендарного государства.

2)Из предложенных утверждений выберите верное. Главной отличительной чертой древнего человека от животных было умение коллективно охотиться умение изготавливать орудия труда умение подавать сигналы голосом

3)Древнейший человек кормил себя и своих соплеменников на протяжении многих недель тушей убитого на охоте мамонта выращенной на поле картошкой молоком одомашненной коровы

4)Начиная строительство пирамиды, фараон рассчитывал добиться удачи в военных походах решить проблему ирригации окружающих территорий обеспечить себе лучшую жизнь в загробном мире

6)Выберите верное утверждение. Начало образования Древнерусского государства связывают с призванием на Русь варягов. Крещение Руси по католическому обряду позволило Руси приобщиться к христианской культуре. Начало княжения Олега в Киеве положило конец ордынскому владычеству.

7)Выберите название профессии, о которой идёт речь в тексте. Став им, ты будешь освобождён от всяких повинностей, от работы мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут тебя сечь прутьями. Ты будешь выходить в белой одежде, тебя все будут почитать и приветствовать. Эти люди у ног владыки Египта и внимают словам его. Они – язык его величества, они выполняют предначертанное им.

8)Считается, что это сооружение простояло всего 50 лет, а потом сильно пострадало во время землетрясения. Его остатки простояли почти восемь веков, пока не были окончательно разобраны. Как писал античный историк Страбон, даже фрагменты были столь большими, что лишь немногие могли обхватить обеими руками маленькую часть объекта. Укажите название острова, где располагался данный памятник.

9)Согласно мифам, первое такое состязание прошло в 776 г. до н. э. и было учреждено самим Гераклом. Проводились состязания летом раз в 4 года, а в период соревнований заключалось священное перемирие – запрет на ведение войн. Продлившись более десяти столетий, эти состязания угасли, однако были возрождены уже в наше время, но теперь проводятся ещё и зимой. Запишите название места, в честь которого было названо данное состязание.

10)В Индии величайшей мудростью царя считалось искусное умение управлять войском. По одной из версий, для подготовки будущих царей была создана эта игра, позволявшая научиться управлять войском и государством. Выберите иллюстрацию, на которой она приведена.

11)На протяжении практически всей своей истории человек стремился к сохранению и передаче своих знаний. Древние египтяне использовали для письма папирус, китайцы – бумагу. Однако эти материалы недолговечны и довольно плохо сохраняются при попадании в землю. На Руси использовался ещё один материал, на первый взгляд очень непрочный, но на удивление хорошо сохранившийся на некоторых территориях. В середине прошлого века учёными были найдены записи на этом материале. Напишите название материала, на котором писали наши далёкие предки.

12)Падение древней столицы и распад этой империи ознаменовало начало эпохи Средневековья. Однако восточная часть империи ещё практически тысячу лет оставалась единым и независимым государством. Жители самостоятельной восточной части, как ни странно, продолжали называть себя термином, которым обозначали жителей павшей древней столицы. У них на то были основания, так как столица новообразованного государства была последней столицей единой империи. Выберите имя императора, с которым связано строительство новой столицы.

14)Выберите утверждения, в которых устаревшие слова и выражения использованы в верном значении. Богатырь Илья Муромец, вооружившись кокуркой, вышел на бой с печенегами. Василиса Премудрая пошла в лес в дозор, чтобы набрать целебных трав. Добрыня Никитич достал огниво и зажёг на крепостной стене сигнальный костёр. Поп расплатился с работником Балдой двадцатью перстами. Баба-яга встретила Ивана-царевича, подпоясавшись криницей. Алёша Попович бился об заклад, что он победит Змея Горыныча. Вечерами Кощей Бессмертный прятался в самой дальней горнице и жадно пересчитывал свои сокровища. С утра до вечера Иван-дурак лытался на печи.


Задания Д19 № 1013

Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите их автора.

В ночь с 8 на 9 мая 1945 года в Карлсхорсте, пригороде Берлина Г. К. Жуков и В. Кейтель подписали акт о безоговорочной капитуляции Германии. Это событие означало окончание Великой Отечественной войны, знаменовало победу СССР над фашистской Германией.

Правильный ответ указан под номером: 4.


Задания Д C6 № 1035

Выберите из предложенных вариантов ОДНОГО исторического деятеля определенной эпохи и напишите его исторический портрет. Укажите время жизни исторического деятеля (точные годы жизни указывать не надо). Дайте краткую характеристику основных направлений (событий, достижений и т. п.) и результатов его деятельности.

1) Александр Невский;

4) Кардинал Ришелье.

Александр Невский (1220-1263)

Основные направления деятельности:

2. 1249 — 1263 гг. Великий князь Киевский

3. 1242 г. – князь Псковский

4. 1249 — 1263 гг. Великий князь Владимирский

5. Противостояние шведско-немецкой экспансии (Невская битва-1240 г., Возвращение Пскова -1240, Ледовое побоище -1242 г.,)

6. Курс на сотрудничество с Ордой в условиях постоянной угрозы вторжения монголов и эфемерности поддержки Руси христианским Западом после разгрома русских земель в результате нашествия монголо-татарских войск под предводительством хана Бату.

7. Участие в организации переписи населения для упорядочения сбора дани для Орды

8. Активное сотрудничество князя с Православной Церковью

1. Превращение ордынцев в своих политических союзников в борьбе с экспансией Запада

2. Сохранение политических и духовных основ русской жизни в Северо-Восточных и Северо-Западных землях Руси в условиях политической зависимости русских земель от Орды

3. Превращение Северо-Восточных земель в потенциальный центр возрождения руcской государственности

4. Урегулирование отношений между мятежными русскими князьями и Ордой

Пётр Аркадьевич Столыпин (1862-1911)

Основные направления деятельности:

1. Государственный деятель Российской империи

2. Заменил И. Л. Горемыкина на посту председателя Совета министров с сохранением должности министра внутренних дел

3. Получил должность премьер.министра

4. Закон о военно.полевых судах

5. Закон о земстве в западных губерниях

7. Разрешение выхода крестьян из общины с правом закрепления в частную собственность принадлежавших им земельных наделов в форме хутора или отруба

8. Передача Крестьянскому банку казённых земель для продажи их наждающимся крестьянам

9. Широкое строительство сельских школ

1. К 1916 году из общины выделилось 25-27% крестьянских дворов

2. Рост сельскохозяйственного производства и увеличение экспорта хлеба за границу

3. Ускорение процесса расслоения крестьянства

4. Разрушение крестьянской общины

5. Убийство А. П. Столыпина в сентябре 1911 года

Кутузов, Голенищев-Кутузов Михаил Илларионович1745 — 1813

русский полководец, генерал-фельдмаршал (31 августа 1812).

Основные направления деятельности: I. Полководец:

1.В 1761 произведён в прапорщики и назначен командиром роты Астраханского пехотного полка.

2. С 1762 адъютант ревельского генерал-губернатора, в 1764—65 командовал мелкими отрядами в действиях против польских конфедератов.

3. Во время русско-турецкой войны 1768—74 — на штабных должностях, участвовал в боях при Рябой Могиле, Ларге, Кагуле и др.

4. В 1774 под Алуштой тяжело ранен в висок и правый глаз.

5. В 1784 произведён в генерал-майоры и ему было поручено формирование Бугского егерского корпуса, с которым он участвовал в начале русско-турецкой войны 1787—91.

6. Кутузов был учеником и соратником А. В. Суворова. В декабре 1790 К., командуя 6-й колонной, участвовал в штурме Измаила, затем в сражениях при Бабадаге и Мачине.

7. В августе 1805 во время русско-австро-французской войны 1805 назначен главнокомандующим русской армией, направленной на помощь Австрии. Узнав во время похода о капитуляции австрийской армии генерала К. Макка под Ульмом, К. предпринял знаменитый марш-манёвр от Браунау до Ольмюца и искусно вывел русские войска из-под удара превосходящих сил противника, одержав в ходе отступления победы при Амштеттене и Кремсе. Предложенный К. план действий против Наполеона не был принят Александром I и его австрийскими военными советниками. Несмотря на возражения К., который фактически был отстранён от руководства руско-австрийскими войсками, союзные монархи (Александр I и Франц I) дали Наполеону генеральное Аустерлицкое сражение 1805, окончившееся победой французов. Хотя К. сумел спасти отступившие русские войска от полного разгрома, он подвергся опале Александра I и назначался на второстепенные посты. В условиях надвигавшейся войны с Наполеоном и необходимости завершить затянувшуюся войну (1806—12) с Турцией царь был вынужден 7 марта 1811 назначить К. главнокомандующим Молдавской армией. К. отказался от прежней системы ведения войны, которая сводилась к захвату и удержанию крепостей и кордонному расположению войск. Он создал подвижные корпуса и начал весеннюю кампанию 1811 активными действиями. 22 июля под Рущуком русские войска одержали крупную победу, а в октябре К., успешно реализовав разработанный им стратегический план, окружил и взял в плен под Слободзеей всю турецкую армию. За эту победу получил титул графа (29 октября 1811).

1. В 1792—1794 возглавлял чрезвычайное русское посольство в Константинополе, сумев добиться для России ряда внешнеполитических и торговых преимуществ.

2. Будучи опытным дипломатом, Кутузов добился подписания выгодного для России Бухарестского мирного договора 1812, за что получил титул светлейшего князя (29 июля 1812).

III. Государственный деятель:

1.В 1794 директор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса,

2. в 1795 — 99 командующий и инспектор войск в Финляндии, выполнял ряд дипломатических поручений (переговоры с Пруссией и Швецией).

3. В 1798 произведён в генералы от инфантерии.

4. Был литовским (1799—1801) и петербургским (1801—02) военным губернатором. В 1802 К., попав в опалу, уволился из армии и находился в отставке. киевского военного губернатора (1806—07), командира корпуса в Молдавской армии (1808), литовского военного губернатора (1809—11).

III. Кутузов в войне 1812г.

1. В начале Отечественной войны 1812 был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. 2. После оставления русскими войсками Смоленска К. назначен 8 августа главнокомандующим.

3.Прибыв 17 августа в армию, К. принял решение дать 26 августа генеральное сражение войскам Наполеона под Бородином. В Бородинском сражении 1812 французская армия не добилась победы, но стратегическая обстановка и недостаток сил не позволили К. перейти в контрнаступление.

4. Стремясь сохранить армию, К. без боя сдал Наполеону Москву и, совершив смелый фланговый марш-манёвр с Рязанской дороги на Калужскую, остановился в Тарутинском лагере, где пополнил войска и организовал партизанские действия.

5. 6 октября К. под Тарутином нанёс поражение французскому корпусу И. Мюрата и вынудил Наполеона ускорить оставление Москвы. Преградив под Малоярославцем путь французской армии в южнорусские губернии, К. заставил её отступать на З. по разорённой Смоленской дороге.

6. Энергично преследуя противника, К. после ряда боев (под Вязьмой и Красным) окончательно разгромил его главные силы на р. Березине. Благодаря мудрой и гибкой стратегии К. русская армия одержала блестящую победу над сильным и опытным противником. К. получил звание князя Смоленского (6 декабря 1812) и был награжден высшим боевым орденом Георгия 1-й степени (12 дек. 1812).

7. В начале 1813 К. руководил военными действиями на территории Польши и Пруссии с целью завершения разгрома остатков наполеоновской армии и освобождения народов Европы от ига Наполеона, но смерть прервала выполнение им намеченного плана. Его тело было забальзамировано и перевезено в Петербург, где похоронено в Казанском соборе.

Итоги и результаты: Полководческое искусство К. отличалось широтой и разнообразием всех видов маневра в наступлении и обороне, своевременным переходом от одного вида маневра к другому. Все современники, расходясь в оценке второстепенных качеств К., единодушно отмечали его исключительный ум, блестящие полководческие и дипломатические дарования и беззаветное служение Родине. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 в СССР были учреждены ордена Кутузова 1-й, 2-й (29 июля 1942) и 3-й степени (8 февраля 1943).

Кардинал Ришелье

Годы жизни: 1585 – 1642 гг.

Основные направления деятельности:

1. Борьба с протестантской оппозицией.

2. Укрепление королевской власти. Ришелье инициировал кодификацию французских законов, провел ряд административных реформ. Усиление налогового гнета.

3. Повышение престижа Франции и борьба с гегемонией Габсбургов в Европе. Участие в Тридцатилетней войне с 1630 г.

4. Развитие флота, торговли, внешнеэкономических связей, финансов. Политика меркантилизма. Расширение французской колонизации Канады, активизация деятельности французских торговых компаний. Реорганизация почтовой службы.

5. Борьба с аристократией.

6. Развитие культуры. Постройка новых и реконструкция старых учебных заведений. Ришелье покровительствовал художникам и литераторам, способствуя расцвету французского классицизма.

Основные итоги деятельности:

1. В 1629 г. Людовик VIII подписал Эдикст милости, пересматривающий Нантский эдикт: гугеноты лишались политических и военных привилегий.

3. В 1626 году выходит эдикт, запрещающий дуэли между дворянами, под страхом лишения дворянского титула дуэлянтов. Ришелье вводит систему интендантов.

4. К 1635 году благодаря Ришелье Франция уже имела на Атлантике три эскадры и одну — на Средиземном море. Он способствовал реорганизации французской армии.

1. О каком князе писал историк Н.М. Карамзин?

  1. Александр Невский
  2. Владимир Мономах
  3. Дмитрий Донской
  4. Юрий Долгорукий\

2. В каком году произошло описанное ниже событие?

  1. 860 г.
  2. 862 г.
  3. 882 г.
  4. 907 г.

3. Кто возглавлял Святейший синод в момент его создания?

  1. обер-фискал
  2. генерал-прокурор
  3. президент
  4. митрополит Санкт-Петербургский

Ответ:

1 2 3
1 3 3

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего за задания 3 балла.

4. Укажите имена землепроходцев, исследовавших территории Сибири и Дальнего Востока.

  1. Б. Морозов
  2. С. Дежнёв
  3. М. Стадухин
  4. Е. Хабаров
  5. А. Курбский
  6. М. Скуратов

5. Укажите названия городов, находившихся на территории Волжской Булгарии.

6. Какие из перечисленных ниже понятий связаны с архитектурой и строительством?

Ответ :

4 5 6
234 145 125

Задание 7

Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду элементы? Дайте максимально точный ответ.

  • 7.1. Никон, Филарет, Гермоген, Иов.
  • 7.2. Пергамент, береста, бумага, вощёная табличка.

Ответ:

  • 7.1. Патриархи Московские и всея Руси.
  • 7.2. Материалы для письма.

2 балла за каждый верный ответ. Всего за задание 4 балла.

Задание 8

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

  • 8.1. П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А.И. Герцен, В.П. Кочубей.
  • 8.2. Скань, хоромы, терем, землянка.

Ответ:

  • 8.1. Соратники Александра I, члены Негласного комитета. Лишний – А.И. Герцен.
  • 8.2. Виды жилищ. Лишнее – скань.

2 балла за каждый верный ответ. (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего.) Всего за задание 4 балла.

Задание 9

Расположите в хронологической последовательности названия заключавшихся Россией международных соглашений:

  • А) Фридрихсгамский мир
  • Б) Тильзитский мир
  • В) Вечный мир с Польшей
  • Г) Нерчинский договор
  • Д) Ништадтский мир
  • Е) военная конвенция с Францией

Ответ:

1 2 3 4 5 6
В Г Д Б А Е

5 баллов за полностью верную последовательность. 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов, если допущено более одной ошибки. Всего за задание 5 баллов.

Задание 10

Расположите названия учебных и научных учреждений в хронологической последовательности по мере их появления:

  • А) Академия наук
  • Б) Смольный институт
  • В) Кунсткамера
  • Г) Царскосельский лицей
  • Д) Московский университет
  • Е) Славяно-греко-латинская академия

Ответ:

1 2 3 4 5 6
Е В А Д Б Г

Задание 11

Установите соответствия между именами художников и названиями их произведений. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А Б В Г Д Е Ж
5 4 8 7 1 3 2

По 1 баллу за каждое верное соотнесение. Всего за задание 7 баллов.

Задание 12

Установите соответствия между историческими событиями и годами, в которые они произошли. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Б) Введение рекрутской повинности

В) Основание Санкт-Петербурга

Ответ :

А Б В Г
3 2 1 5

По 1 баллу за каждое верное соотнесение.

Всего за задание 4 балла.

Задание 13

Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в помещённую ниже таблицу.

В соответствии с решением (1 – название) собора царём в (2) году стал Борис Годунов. Через несколько лет после этого в стране начался голод, вспыхнули народные волнения. В 1603 г. было подавлено восстание, которым руководил (3 – имя).

Тем временем в Речи Посполитой объявился молодой человек, выдававший себя за царевича (4 – имя), сына (5 – имя и прозвище). Он якобы выжил после трагических событий (6) года, произошедших в (7 – название города). Власти объявили, что в действительности это беглый монах (8 – имя). Но самозванец получил поддержку польского короля (9 – имя) и собрал войско. Осенью 1604 г. оно перешло реку (10 – название) и вступило в пределы России.

Гнев нового царя обрушился на боярина (16 – имя и фамилия), который был приговорён к смерти, но затем прощён. Позже боярин оказался во главе заговора: в мае (17) года самозванца убили.

Ответ :

Всего за задание 15 баллов.

Задание 14

Внимательно рассмотрите карту и выполните задания, помещённые ниже.

1) Напишите название восточнославянского племенного союза, который жил в районе истоков трёх крупных рек, впадающих в разные моря. Напишите название города, который был центром этого союза.

Ответ: Кривичи. Смоленск. По 1 баллу за каждый элемент ответа. Всего 2 балла.

2) Напишите букву, которой в легенде обозначен поход, связанный с образованием Древнерусского государства.

Ответ: А. (1 балл)

3) Напишите цифру, которой обозначен город, в котором, по преданию, княгиня Ольга приняла христианство.

Ответ: 6. (1 балл)

4) Напишите цифру, которой обозначен город, в котором погиб сын Рюрика. Укажите, в каком году это произошло. Какой была причина его гибели?

Ответ: 2. 945 г. Повторный приход за данью к древлянам. По 1 баллу за каждый элемент ответа. Всего 3 балла.

  1. На карте подписано название государства, разгромленного в 960-х гг. князем Святославом.
  2. Город, обозначенный на карте цифрой 1, в период существования Древнерусского государства являлся резиденцией митрополита.
  3. Походы, обозначенные в легенде буквами Б и В, связаны с заключением международных договоров.
  4. Река Дон была частью пути из варяг в греки.
  5. В 1036 г. печенеги разгромили город, обозначенный на схеме цифрой 3.
  6. Ятвяги являются одним из племенных объединений восточных славян.
  7. На карте подписано название озера, на льду которого произошло сражение новгородцев с крестоносцами в 1242 г.

Ответ:

1 2 3 4 5 6 7
да нет да нет нет да да

По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 7 баллов.

Всего за задание 14 баллов.

Задание 15

Перед Вами фотографии памятников. Расставьте их в хронологической
последовательности в соответствии с временем сооружения и заполните
таблицу.

Рисунок 1.

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Ответ:

Порядковый номер иллюстрации (1 балл за верную хронологию) Автор памятника (2 балла за каждый верный элемент ответа) Исторические деятели или события, которым посвящён памятник (1 балл за каждый верный элемент ответа) Город, где установлен памятник (2 балла за каждый верный элемент ответа)
4 Козловский Суворов Санкт-Петербург
3 Мартос Минин и Пожарский Москва
2 Микешин 1000-летие России Великий Новгород
1 Шервуд Памятник павшим под Плевной Москва

Всего за задание 21 балл.

Задание 16

Внимательно изучите представленный ниже отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему.

  1. Назовите автора письма.
  2. Назовите адресата письма.
  3. Датируйте письмо как можно более точно, используя данный текст. Ответ аргументируйте.
  4. Что именно привело автора письма к заточению в Ферапонтовом монастыре?
  5. Охарактеризуйте письмо с точки зрения избранных автором стиля и манеры представления сведений о своей жизни в Ферапонтовом монастыре.
  6. Какую цель преследует автор, избирая подобный тон своего письма?

Дайте развёрнутый ответ на поставленный вопрос.

Ответ:

Всего за задание 17 баллов.

Задание 17

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);
  2. можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);
  3. располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;
  4. владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

А) Ледовое побоище

Б) отмена крепостного права в России

В) принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича

2. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) избрание на царство Михаила Романова

2) избрание на царство Бориса Годунова

3) формирование Второго земского ополчения

4) свержение Лжедмитрия I

3. Какие из перечисленных городов были в XIII–XIV вв. административными центрами русских земель с республиканской формой правления? Выберите города и запишите цифры, под которыми они указаны.

4. Установите соответствие между деятелями культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Б) Кирилл и Мефодий

В) Андрей Рублёв

Г) Сергий Радонежский

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Иконописец, один из авторов фресок Успенского собора во Владимире.

3) Зодчий, строитель стен Белого города в Москве, Смоленского кремля.

4) их называют славянскими апостолами

5) Архитектор, автор проекта храма Христа Спасителя в Москве.

6) благословил войско Дмитрия Донского на Куликовскую битву

5. Какие из перечисленных событий произошли в период правления Ивана IV? Выберите и запишите цифры, под которыми они указаны.

2) создание стрелецкого войска

3) смерть царевича Дмитрия в Угличе

5) начало похода Ермака Тимофеевича в Сибирь

6) учреждение патриаршества в России

6. Запишите термин, о котором идёт речь.

Срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян.

7. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

В) церковь Покрова на Нерли

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данный памятник культуры посвящён событиям XII в.

2) Автор — А.И. Солженицын.

3) Данный памятник культуры создан в XVIII в.

4) Автор — В.И. Суриков.

5) Автор — Л.Н. Толстой.

6) Данный памятник культуры создан в XII в.

8. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) призвание варягов на Русь

Б) разорение Москвы ханом Тохтамышем

Г) начало царствования Бориса Годунова

Рассмотрите схему и выполните задания 9–11.

9. Укажите век, когда произошли события, обозначенные на схеме. Ответ запишите словом.

12. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) учреждение в России патриаршества

Б) Судебник Ивана III

В) антиордынское восстание в Твери

Г) начало Великой Отечественной войны

13. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

(ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

А) политика московских князей по отношению к Орде в XIV в.

Б) Ливонская война

В) первая княжеская междоусобица

Г) Великая Отечественная война

1) капитуляция Германии

2) Куликовская битва

3) Карибский кризис

4) победа Владимира I

5) стояние на р. Угре

6) осада Пскова войском Стефана Батория

Ознакомьтесь с перечнем и изображениями памятников культуры и выполните задания 14 и 15.

14. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVI в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

15. Создателем какого из приведённых памятников культуры является митрополит Илларион? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.

17. Прочтите отрывок из работы историка.

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.

1) Описываемые в отрывке события произошли сразу после смерти царя Ивана IV.

2) В тексте пропущено имя Василия Шуйского.

3) Царь, об избрании которого идёт речь в отрывке, был родным братом царицы, удалившейся в Новодевичий монастырь.

4) Автор подчёркивает особую роль патриарха в выборе кандидатуры нового государя.

5) Современниками описываемых событий были А. Адашев и Сильвестр.

6) Упоминаемый в тексте кандидат на трон стремился избежать ограничения своей власти боярством.

Какие суждения о данном изображении являются верными?

1) Во все годы, указанные на медали, противникам, с которыми боролась наша страна, удавалось захватить Москву.

2) На медали изображены военнослужащие в форме регулярной армии трёх эпох.

3) Героем одного из событий, которым посвящена медаль, является Кузьма Минин.

4) В течение одного из годов, указанных на медали, армия нашей страны смогла полностью очистить от неприятеля всю территорию страны.

5) В один из годов, указанных на медали, наша страна участвовала в боевых действиях против Англии.

Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 19–21.

Используйте в ответах информацию текста, а также знания из курса истории

Прочитайте отрывок из летописи.

19. Укажите век, когда произошли описываемые события. Укажите имя, пропущенное в отрывке.

20. Почему, согласно летописи, древляне решили убить князя Игоря? Почему, согласно летописи, древлянам удалось победить дружину князя Игоря?

21. Укажите одно любое последствие описываемых событий. Какой поступок, совершённый упоминаемой в отрывке княгиней Ольгой, мог повлиять на выбор веры киевским князем Владимиром Святославичем?

22. Процесс политической раздробленности русских земель в XII–XIII вв. сопровождался упадком роли и значения земель Среднего Поднепровья – исторического ядра Древнерусского государства – в политической и экономической жизни Руси. Назовите любые три причины этого упадка.

23. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

24. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

«В том же году июня в 8 день великий князь всея Руси Василий Иванович пошёл с

Москвы в третий раз ратью к городу Смоленску, а с ним братья его… А впереди себя

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Описываемые события произошли в XVI в.

2) Описываемые события произошли в XIV в.

3) Литовский князь, упомянутый в отрывке, участвовал в Грюнвальдской битве.

Читайте также: