Какие письменные источники содержат свидетельства о жизни кимаков

Обновлено: 30.06.2024

Судя по китайским летописям, племена кимаков сформировались и проживали ранее, в начале VII века, в северо-западной Монголии. К середине VII века кимаки откочевали в районы севернее Алтайских гор и в Прииртышье. С 656 года после падения Западно-тюркского каганата кимаки начинают обособляться от других племен. По свидетельству китайского историка Сыма Цяня, среди кимаков, живших на севере Монголии, жили и кыпчаки. Это лишнее доказательство того, что тюркоязычные племена мирно соседствовали друг с другом.

Живший в XI веке персидский историк Гардизи писал, что в состав населения страны кимаков входило семь племен. Среди них наиболее известны и могущественны были кимаки и кыпчаки.

Во второй половине VIII и начале IX веков кимаки начали широко расселяться на территории Казахстана. В 766-840 годах кимаки заняли территорию Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины. После распада в 840 году Уйгурского каганата часть входивших в него племен составила объединение кимакских племен. Эти семь племен составили основное население Кимакского каганата.

Таким образом, в конце IX века по названию кимакских племен был создан Кимакский каганат, который занимал территорию Северо-Восточного и Центрального Казахстана. Столицей каганата был город Имакия. Второй столицей являлся город Карантия на побережье озера Алаколь.

Общественный строй каганата.

Кимакского правителя называли каганом. На две ступени ниже этого титула был титул джабгу. Титулы имак байгу или кимак джабгу носили вожди нескольких племен. Вождь одного, отдельно взятого племени имел титул шад-ту тик. Высшие ступени власти - великий каган, малый каган, а также джабгу шад - занимали представители знати.

Вся полнота власти находилась в руках кагана. Он единолично назначал малого кагана или джабгу, шад-тутика. Титул кагана переходил к сыну по наследству. Подобным образом наследственный характер носили и титулы представителей знати - приближенных кагана. Так владения — уделы всех одиннадцати наместников кимакского кагана передавались по наследству их сыновьям.

В политической жизни Кимакского каганата важную роль играли воины. За образцовую службу наместники получали от кагана новые земельные уделы. Они на полученных уделах формировали собственные отряды. Сформированные отряды управлялись по удельно-племенной системе.

Политическое положение каганата.

По сведениям Махмуда Кашгари, те, кто не имел скота, превращались в жатаков, занимались ремеслами, рыболовством и охотой

У кимаков бытовали древние тюркские религиозные верования, значительное место среди которых занимали культы Тенгри (Неба) и духов предков. Они поклонялись огню, Солнцу, звездам, рекам и горам, верили в существование загробного мира.

В X веке среди представителей кимакской знати начал распространяться ислам.

Кимакский каганат был первым патриархально-феодальным государством, имевшим самобытный путь историко-политического развития.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛУКОЧЕВОЙ И ОСЕДЛОЙ КУЛЬТУР

Некоторые постоянные зимовки, расположенные ближе к караванным путям или вдоль них, со временем разрастались в города. Таким образом, в начале средних веков на территории Казахтана стали возникать города. Развивались тесные экономические и культурные связи между жителями городов и полукочевниками.

Китайские летописи свидетельствуют о существовании и начале VII века в Южном Казахстане города Испиджаб. Этот город в VI веке, по сведениям Махмуда Кашгари, носил название Сайрам. Центрами оседлой культуры на юге Казахстана являлись города Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак и др. В Жетысу существовали города Талхир (Талгар), Алмалы и Койлык.

Города обычно состояли из трех частей, что свидетельствует о существовании неравноправия между жителями. В центре жили представители знати, богатые купцы. Их дома строились на возвышенной местности и огораживались стенами. Во второй части, в предместье, окружавшем центр города, жили мелкие торговцы и ремесленники. Третья часть города как бы окружала вторую. Здесь жили земледельцы, бедняки.

Письменные источники свидетельствуют, что в городах Таласской долины изготавливали изделия из серебра и меди. В Чуйских, Илийских горах и Каратау плавили цветные металлы. Торговля и денежное обращение. Увеличение числа городов оказало большое влияние на развитие торговли.

Торговля

В развитии международной торговли важную роль играл Великий Шелковый путь. Северная ветвь пути пролегала через юг Казахстана и Жетысу. По этому пути через города Суяб, Тараз и Испиджаб проходили торговые караваны.

Одно из ответвлений Великого Шелкового пути шло из Испиджаба в Фараб, а оттуда через Туркестан в Центральный Казахстан.

Казахстан служил важнейшим связующим звеном между Востоком и Западом в развитии торговли. Такое выгодное положение в свое время пытался использовать в своих интересах знаменитый тюркский каган Иштеми, который не раз направлял своих послов для установления связей с Ираном и Византией.

Со Среднего и Ближнего Востока тюрки получали ковры, драгоценные камни, жемчуга и кораллы, стекло и различные ткани.

Археологические исследования показывают, что в торговом обороте использовались и деньги. Например, тюргеши в Таразе выпускали монеты, а в присырдарьинских городах найдены деньги тюркского племенного союза Кангу Тарбан. Отчеканенные в Жетысу монеты тюргешей впоследствии были найдены в Согде, Фергане, Западной Сибири и других местах. Это является свидетельтвом значительного развития международной торговли в период правления тюргешей, вызвавшего оживление и во внутренней торговле.

§ 8. АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО (VI-IX вв.)

Архитектура.

В Жамбылской области сохранился фундамент сооружения Акыртас, строившегося в VII-VIII веках и не законченного до конца. Памятник был возведен из прямоугольных каменных блоков. Его середина была задумана как ясли (выемка для корма скота), сложена из мелких камней и глины. Поэтому местные жители назвали памятник Акыртас (Каменная кормушка).

Как считает академик К. М. Байпаков, исследовавший этот памятник, он был сооружен в эпоху Карлукского каганата, примерно в 766-893 годы, и так и не был завершен.

Религиозное зодчество. Памятники в стиле дын - это разновидность зодчества доисламского периода. Строения в стиле дын напоминали юрту, стены которой были выложены из камня. Преимущественно они возводились в VIII веке в период существования Кимакского и Карлукского каганатов. Такие архитектурные памятники в основном сохранились в Центральном Казахстане, Жетысу, Тарбагатае и Мангистау. Обычно дыны сооружали на месте захоронения людей.

На месте городов Акбешим и Суяб найдены остатки буддийских храмов. Предположительно, они были построены в конце VII и начале VIII веков.

Руины храмов и других религиозных верований были обнаружены в Таразе. Наличие таких архитектурных сооружений, отноящихся к различным религиозным направлениям, объясняется пролеганием через территорию Казахстана Великого Шелкового пути.

Исламские мечети стали строиться со второй половины IX века.

(в европейских и византийских источниках — куманы, в русских источниках — половцы, в арабо-персидских - кипчаки) — тюркский кочевой народ. Кыпчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане в VIII веке. Кочевавшие здесь племена карлуков, кыргызов, кимаков, кангаров в середине VIII в. были объединены под властью сиров-кыпчаков, пришедших с Алтая. Они дали своё имя возникшему объединению племён, которое стало называться кипчакским.

История кипчаков

В первый период политической истории кыпчаки выступали совместно с кимаками, активно действуя в составе кимакского союза племен в борьбе за новые пастбища.

Их усиление началось в XI веке после разгрома хазар князем Киевской Руси Святославом Игоревичем (965 г.) и с ослаблением огузов. Кыпчаки-половцы начали переселяться в более плодородные и теплые земли, вытеснив печенегов и часть северных огузов. Подчинив себе эти племена, кыпчаки пересекли Волгу и дошли до устьев Дуная, таким образом став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая и вошла в историю как Дешт-и-Кыпчак.
Кыпчаки в Евразии (приблизительно 1200 г.)

Кыпчаки были элитой в хорезмской армии[источник не указан 43 дня]. Кыпчаки-мамлюки защищали Святую землю от крестоносцев.

Когда монголы захватили Дешт-и-Кыпчак, кыпчаки стали основной силой Золотой орды. Группа западных кыпчаков под предводительством хана Котяна ушла в Венгрию и Византию.
Кыпчакские города

Кыпчаки были не только кочевниками-скотоводами, но и городскими жителями. В их владениях располагался ряд крупных городов: Сыгнак, Джент, Барчынлыкент — на Сырдарье, Канглыкент — на Иргызе, Саксин — в низовьях реки Едиль, Таматархан (Тмутаракань русских летописей) — на Таманском полуострове и Шарухан — недалеко от современного Харькова. Кроме того, кыпчаки составляли значительный процент населения Ясы, Отрара, Ургенча и крымских городов.



Кимакский каганат

— древнее государство кочевников, располагавшееся на территории современного Казахстана и Южной Сибири примерно с 750 по 1035 годы. Каганат был основан древними тюрками, которые ушли на запад после падения Восточно-Тюркского каганата.

Государство занимало территорию в бассейне р. Иртыш и на западе до Уральских гор. Основным населением были кимаки, занимавшие восточные земли каганата; земли ближе к Уралу принадлежали кипчакам, считавшимся западной ветвью кимаков. Кимак в переводе с тюркских языков означает меньший, видимо, по сравнению с тюркским каганатом. Поэтому это скорее лишь название каганата, и общее название племен, живших в нем. Также каганат населяли: эймуры, татары, байандуры, ланиказы, аджлау и др. Столицей государства был город Имакия на Иртыше.

Кимакский каганат занимал обширную территорию от рек Тобол и Иртыш и до Каспийского моря и Саян, от тайги и до Казахских степей. Северной границей каганата была Сибирская тайга, восточной были горы Алтая, южная заканчивалась в безжизненной степной зоне. Перед серединой VIII вв. Кимакский каганат граничил с карлуками и тогуз-огузами на юге и с енисейскими кыргызами на востоке. После развала Уйгурского каганата в 840 г. большое количество тюркских племён присоединились к кимакам.


В Х веке огузы были союзниками кимаков

В труде Ибн-Хаукаля (Х век) представлена карта, показывающая кипчак-кимакские и огузские совместные пастбища к северу от Аральского моря, сообшает об этом и Ал-Масуди, и добавляет о совместных учениях кипчаков с огузами вдоль реки Эмба.

На Ближнем Востоке страна кипчаков стала называться Дешт-и-Кипчак. В старинном словарном запасе некоторых тюркоязычных народов кипчак означает "иссушенный солнцем", поэтому можно предполагать, что это часть кимаков, живших в безводных жарких степях. В противовес в те времена появилось название сувир (влажная земля), которое нынче превратилось в Сибирь. Аль-Бируни отмечал в своих произведениях, что огузы с кимаками пасут скот совместно в стране кимаков. Главные западными соседями кимак-кипчаков в Х в. были башкиры, с которыми тесно контактировали самые западные племена кипчаков. Подтверждением этих сведений служит широкое распространение по Южному Уралу в IX—X вв. каменных фигур людей[2], типично тюркских поясных ремней и др.

В начале XI в. кимаки и кипчаки вытеснили огузов в южном направлении, печенегов в западном направлении, карлуков в юго-восточном и угров на север в сторону сибирской тайги.


Полу-независимые ханы Кимакского каганата, почувствовав силу, стали проводить. сепаратистскую политику, ослабляя центральную власть кагана. Каган превращается только в военного лидера, с небольшим подвластным ему ополчением. Отдельные ханы имели и собственное ополчение. В каганате в это время не было централизованной армии. Примерно в том же XI в. кипчаки двинулись дальше на запад, занимая земли, ранее принадлежавшие огузам. Кипчаки усилились, и поставили кимаков в зависимое положение. Согласно оценкам некоторых источников, кипчакская миграция была продуманным захватом лучших пастбищ. Вместе с кипчаками на запад ушло большое количество кимаков, остальные остались на своих территориях около Иртыша. Эта миграция на запад кипчаков, кимаков и печенегов, полностью изменила этническую карту Восточной Европы.


Общественный строй

Каганат делился на 12 уделов, во главе которых стояли управители.

Власть кагана и управителей была наследственной. Широко была развита система удельного землепользования. Право на удельное владение давалось каганом, владельцы земель обязаны были выставлять ему определённое количество воинов, организовывать сбор налогов и обеспечивать выполнение законов и порядка. Каган пребывал в городе Имакия, расположенном на Иртыше.

Кимакский каганат являлся раннефеодальным обществом. Основным видом хозяйства было кочевое скотоводство, занимались и ранним земледелием — возделывали пшеницу, ячмень, даже рис. Было развито и ремесло: металлургия, кожевенное дело, ювелирное искусство и др. Существовал обычай ставить каменные изваяния воинов, из Тюркского каганата была также заимствована руническая письменность.


В стране существовали десятки городов, развалины которых обнаружены в Южной Сибири и Казахстане. Умерших хоронили в курганах по способу трупоположения или сожжения (кремация). От тюрков — своих ближайших предков — кимаки унаследовали захоронение вместе с умершим коня, изготовление каменных статуй и поклонение богу Тенгри.

Религиозные верования в каганате

Население в массе своей было языческим, исповедовало, как и многие ранние тюрки, так называемое тенгрианство, почитали солнце и звезды. Некоторая часть кимакского общества приняла манихейство (религиозное учение, распространенное с III в. в Иране, Средней Азии и Индии).


Половцы (в европейских и византийских источниках — куманы, у башкир — кыпсаки, у казахов - кыпшаки)

— тюркоязычный кочевой народ, западная группа кыпчаков. В настоящее время кипчаки как род представлены у казахов Среднего жуза и у башкир Зауралья. В начале XI века из Заволжья продвинулись в причерноморские степи, вытеснив оттуда печенегов и огузов. Подчинив себе эти племена, половцы пересекли Днепр и дошли до устьев Дуная, таким образом став хозяевами Великой Степи от Дуная до Иртыша, которая и вошла в историю как Дешт-и-Кыпчак или, в русских источниках, Половецкая степь.

Одна из версий заключается в том, что древние жители Руси половцами называли просто жителей поля, независимо от их племенной принадлежности. Эта версия встречается в русских исторических источниках до начала XIX века.

Также существуют другие версии. Среди них напр. выдвинутая Е. Ч. Скржинской.


До 1093 года

В 1068 произошло первое нашествие половцев на Русь. В сентябре половцы в битве на Альте разбили войско Ярославичей и разорили приграничные земли. В ноябре Святослав Ярославич, имея 3 тысячи ратников, разбил 12 тысяч половцев в битве на реке Снове. После этого военные походы половцев на русские земли (нередко в союзе с кем-то из князей) приобрели регулярный характер. Половцы, приведенные Олегом Святославичем и Борисом Вячеславичем в 1078 году, разгромили Всеволода Ярославича на реке Сожице(Оржице). В битве с половцами на Нежатинной Ниве в 1078 году погиб Изяслав Ярославич Киевский.

В 1091 половцы вместе с русским князем Василько Ростиславичем оказали помощь Византии в войне с печенегами, которые были разбиты в битве при Лебурне. Уже в 1092 году, во время болезни Всеволода Ярославича, половцы начали второе широкомасштабное наступление на Русь.

В 1093—1125 годах

В 1093 году половцы одержали победу в битве на реке Стугне над соединёнными войсками Святополка Изяславича Киевского, Владимира Всеволодовича Мономаха и Ростислава Всеволодовича Переяславского, причём последний утонул в реке во время бегства. Повторное сражение под Киевом в том же 1093 году также окончилось поражением. В 1094 году половцы вместе с Олегом Святославичем осадили Владимира Мономаха в Чернигове, и он вынужден был оставить город. В 1096 году половцы потерпели первое сокрушительное поражение от русских, хан Тугоркан погиб.

В 1099 Давыд Игоревич на реке Вигор, недалеко от Перемышля, с помощью половецких ханов Боняка и Алтунопы нанес поражение венгерскому войску во главе с королевичем Коломаном.

В начале XII века половцы были вытеснены Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом на Кавказ, за Волгу и Дон. На Кавказе половцы поступали на службу к грузинскому царю Давиду Строителю. Они помогли очистить Грузию от турок-сельджуков, составляя ядро грузинской армии.

После 1125 года

После смерти Владимира Мономаха (1125) вновь стали активно участвовать в междоусобной борьбе русских князей. Затем, с 1190-х годов, наступил недолгий период в общем мирного сосуществования и частичной христианизации половецкой знати. В 1222—1223 году были разгромлены монгольским войском сначала на Дону, затем на Калке.

В 1223 году по просьбе половцев русские князья выступили навстречу монголам и были разбиты в битве на реке Калке. После европейского похода Батыя 1236—1242 годов половцы прекратили существование как самостоятельная политическая единица, но составили основной массив тюркского населения Золотой Орды, внеся вклад в формирование таких этносов, как татары, киргизы, гагаузы, узбеки, казахи, крымские татары, сибирские татары, ногайцы, башкиры, карачаевцы, балкарцы, кумыки. Часть их выселилась в Закавказье, часть на Русь, часть на Балканский полуостров (во Фракию, Македонию) и в Малую Азию, часть в Венгрию; венгерский король Бела IV принял половцев, пришедших под предводительством хана Котяна (тестя Мстислава Мстиславича Галицкого); наследник венгерского престола Иштван женился на дочери Котяна, и вообще половцы заняли в Венгрии видное положение, в частности, они охраняли границы королевства[7]. Наконец, часть половцев перебралась в Египет, где они также хорошо устроились в египетском войске; некоторые египетские султаны были половецкого происхождения. Вообще, кыпчаков издавна и очень часто использовали как наёмные элитные военные части. Происходило это оттого, что кипчаки (и вообще тюрки) были отличными наездниками, превосходными стрелками, храбрыми и дисциплинированными воинами. В качестве примера использования их в качестве личных гвардейцев можно привести мамлюков. Эта практика сложилась с древних времен, когда Ахемениды, Аршакиды, Сасаниды набирали своих тяжелых кавалеристов из племен сарматов, скифов, согдийцев и других кочевых племён.


Кимакский каганат — древнее государство кочевников, располагавшееся на территории современного Казахстана и Южной Сибири примерно с В конце 9 века по 1035 годы. Каганат был основан древними тюрками, которые ушли на запад после падения Восточно-Тюркского каганата.

Территория

Кимакский каганат образовывается на территории Северо-восточного Центрального Казахстана в конце IX в.

Столица — Иллакия (на реке Иртыш).

Вторая столица — Карантия (на побережье озера Алаколь).

Город Карантия отмечен на карте ал-Идриси.

Государство занимало территорию в бассейне р. Иртыш и на западе до Уральских гор. Основным населением были кимаки, занимавшие восточные земли каганата; земли ближе к Уралу принадлежали кипчакам, считавшимся западной ветвью кимаков. Также каганат населяли: эймуры, татары, байандуры, ланиказы, аджлау и др. Столицей государства был город Имакия на Иртыше. Кимакский каганат занимал обширную территорию от рек Тобол и Иртыш и до Каспийского моря и Саян, от тайги и до Казахских степей. Северной границей каганата была Сибирская тайга, восточной были горы Алтая, южная заканчивалась в безжизненной степной зоне. Перед серединой VIII вв. Кимакский каганат граничил с карлуками и тогуз-огузами на юге и с енисейскими кыргызами на востоке. После развала Уйгурского каганата в 840 г. большое количество тюркских племен присоединились к кимакам.

В Х веке огузы были союзниками кимаков. В труде Ибн-Хаукаля (Х век) представлена карта, показывающая кипчак-кимакские и огузские совместные пастбища к северу от Аральского моря, сообшает об этом и Ал-Масуди, и добавляет о совместных учениях кипчаков с огузами вдоль реки Эмба.

На Ближнем Востоке страна кипчаков стала называться Дешт-и-Кипчак. Аль-Бируни отмечал в своих произведениях, что огузы с кимаками пасут скот совместно в стране кимаков. Главные западными соседями кимак-кипчаков в Х в. были башкиры, с которыми тесно контактировали самые западные племена кипчаков. Подтверждением этих сведений служит широкое распространение по Южному Уралу в IX—X вв. каменных фигур людей, типично тюркских поясных ремней и др.

В начале XI в. кимаки и кипчаки вытеснили огузов в южном направлении, печенегов в западном направлении, карлуков в юго-восточном и угров на север в сторону сибирской тайги. Полу-независимые ханы Кимакского каганата, почувствовав силу, стали проводить. сепаратистскую политику, ослабляя центральную власть кагана. Каган превращается только в военного лидера, с небольшим подвластным ему ополчением. Отдельные ханы имели и собственное ополчение. В каганате в это время не было централизованной армии. Примерно в том же XI в. кипчаки двинулись дальше на запад, занимая земли, ранее принадлежавшие огузам. Кипчаки усилились, и поставили кимаков в зависимое положение. Согласно оценкам некоторых источников, кипчакская миграция была продуманным захватом лучших пастбищ. Вместе с кипчаками на запад ушло большое количество кимаков, остальные остались на своих территориях около Иртыша. Эта миграция на запад кипчаков, кимаков и печенегов, полностью изменила этническую карту Восточной Европы.

Предыстория и происхождение кимаков

В казахстанской историографии преобладает мнение о том, что кимаки являются телесским племенем, известным в китайских источниках как яньмо. Согласно мнению Б. Е. Кумекова, кимаки (яньмо) в начале VII в. обитали в бассейне Кобдо, в Северо-Западной Монголии. В середине VII в. они откочевали севернее Алтайских гор и в Прииртышье. Между 766 и 840 годами кимаки заняли территорию Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины. При этом как полагает Ж. М. Сабитов, версия Б. Е. Кумекова о том, что кимаки проживали на территории Алтая и Иртыша, начиная с VII в. ошибочна. Более обоснованной является версия С. М. Ахинжанова об относительно позднем появлении кимаков на Иртыше. По мнению Ж. М. Сабитова, появление кимаков на Иртыше, стоит датировать никак не раньше конца X в. — начала XI в.

В состав кимаков входило семь племен: эймюр (ими), имек, татар, кыпчак, баяндур, ланиказ, аджлар (аджлад). Ими (эймюр) является вариантом произношения известного племени киби, входившего в телесский союз. Название имек больше известно как кимек. Ланиказ является написанием названия рода теленгит (доланьго). Аджлад имеет отношение либо к уйгурскому роду эдиз, либо к монголоязычному племени ажа.

Л. Н. Гумилёв отождествлял кимаков с чуйским племенем чумугунь, хотя эта версия не имеет общего признания. Данная версия, по мнению Ж. М. Сабитова, выглядит экстравагантной.

Монгольская теория

Рядом исследователей аргументирована теория, согласно которой кимаки являются потомками монголоязычных кумоси. С. М. Ахинжанов выдвигает свою оригинальную теорию, доказывая, что кимаки — это известный из других источников народ кай или кумоси (си, хи) из китайских источников. Йемеки и кимаки, по его мнению, разные народы. Доказывая свой основной тезис о тождестве кимаков и кумоси (каи), Ахинжанов С. М. приводит аналогичные мнения Григорьева В. В., Пелльо П., Менгеса К. Г., Минорского В. Ф., Василевича Г. М., Туголукова В. А. Пилипчук Я. В. также поддержал точку зрения о происхождении кимаков от кумоси.

В Ляо Ши, выделялись западные и восточные си. По мнению Ж. М. Сабитова, это косвенно доказывает идентичность западных кумоси и кимаков. Кумоси разделились на восточных, подчинившихся киданям и западных, ушедших на Иртыш и Алтай. Это хорошо согласуется с легендой о Шаде из сведений Гардизи.

Кумоси представляют собой потомков юйвэнь, которые управлялись выборными хуннскими старейшинами из шаньюевого рода Юйвэнь. Кумоси включали в себя как хуннские, так и дунхуские этнические элементы. Кумоси, в свою очередь, являлись предками урянхайцев.

Согласно Ж. М. Сабитову, кимаки были монголоязычны и тождественны таким племенам, как йемек, кумохи (хи, кумоси, си), кумук-атыкуз, урянкат, дачун тайцзи (великие змеи). Кай (уран), по его мнению, не тождественны кимакам, это соседние и родственные между собой народы. Он полагает, что кимаки входили в состав союза цзубу, во главе которых стояли кумоси. После поражений от киданей часть союза цзубу откочевала на Запад (в район Алтая и Иртыша), где основала Кимакское владение на Иртыше.

Общественный строй

В Кимакском государстве титул кагана переходил по наследству.

Каган единолично назначал малого кагана или джабгу, шад-тутика.

Джабгу — на две ступени ниже кагана.

В Кимакском государстве власть наместников кагана в 11-ти его уделах переходила по наследству их сыновьям.

Уделы всех 11 наместников кимакского кагана передавались по наследству.

В политической жизни Кимакского каганата важную роль играли воины.

Отряды воинов управлялись по удельноплеменной системе.

Наместники за образцовую службу получали от кагана новые земельные уделы.

Говоря об общественном строе Кимакского каганата IX-XI вв., следует подчеркнуть, что он был первым патриархально-феодальным государством, имевшим самобытный путь историкополитического развития.

Экономика

С их поселениями и пастбищами, простиравшимися на тысячи километров от Иртыша до Каспийского моря и от тайги до казахстанских полупустынь, экономика Кимакской конфедерации варьировала между восточными районами и западными районами, а также между северной лесостепью и южными предгорьями Тянь-Шаня. Персидский анонимный автор подчеркивал, что кипчаки, жившие в крайних западных областях каганата, вели более примитивный образ жизни, чем те, кто жил вблизи Иртыша, где город Имак был центром кимакского союза и летней резиденцией кимакского кагана.

Кимакская экономика была классическим среднеазиатским скотоводческим кочевничеством, с тюркской моделью широко варьирующихся местных экономических специализаций и адаптаций. Ключевым животным была лошадь, а главным животным для пропитания-овца. Будучи натуральным животным, жирнохвостые овцы давали мясо для еды, масло для приготовления пищи и жир для освещения. Самые бедные кимаки пасли скот. Зимовали они в степи между реками Эмбой и Уралом, а лето проводили у Иртыша. Летний дом Кимакских каганов находился в городе Имак, на среднем Иртыше, зимняя столица-Тамим на южном берегу озера Балхаш. Археология подтверждает, что те кимаки в Прииртышье были полуоседлыми, аль-Идриси в XII веке писал о кимакских возделываемых землях как о хорошо известном факте, с посевами пшеницы, проса, ячменя, бобовых и даже риса. Кимаки также выращивали виноград и были пчеловодами. Они оставили после себя остатки ирригационных систем и развалины замков. Аль-Идриси подробно описывает кимакские города, подчеркивая, что все они были хорошо укреплены. В городе кагана, где сосредоточилась кимакская аристократия, были рынки и храмы. Оседлый образ жизни привел к строительству более устойчивых жилищ, в поселениях и городах наряду с войлочными юртами широко использовались глинобитные полуземлянки. Как правило, оба типа жилищ имели очаг в центре.

Причины падения

  1. Внутри страны шла постоянная междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен.
  2. Главная угроза исходила от тюркоязычных кочевых племен, двинувшихся на запад и нанесших на своем пути значительный удар по кимако-кыпчакским племенам.

Религиозные верования в каганате

Население в массе своей было языческим, исповедовало, как и многие ранние тюрки, тенгрианство — веру в единого Бога Тенгри, почитало небо (космос), солнце и звезды, землю и духов предков, занималось астрологией. Некоторая часть кимакского общества приняла манихейство (религиозное учение, распространенное с III века в Иране, Средней Азии и Индии), а также буддизм, позднее, с VIII века, — ислам. Кимаки также поклонялись скалам с изображениями (по-видимому, древними петроглифами) и изображениями человеческих ног. Аль-Идриси говорил о вере в различных духов и о принятии некоторыми кимаками манихейства и ислама. По-видимому, последние две религии начали проникать к кимакам в X веке, но получили широкое распространение значительно позже, и то только в Центрально-Иртышском и Балхашском районах.

С конца IX века сооружение небольших огороженных святилищ, посвященных предкам, со статуей (или статуями) внутри стало отличительной чертой куманов и кипчаков. Обелиски часто были простыми грубыми стелами, часто с фигурами без деталей. Лица обозначались глубокими резными линиями, часто в форме сердца. Женские статуи отличались от мужских круглой грудью. Святилища строились только для богатых и знатных кочевников.

Кочевников всегда сопровождали в потусторонний мир забитые лошади, а иногда и другие животные, а убитых им врагов изображали простыми стелами или грубыми человеческими изображениями из камня или дерева. Лошади были необходимы для быстрого перехода, для переправы из одного мира в другой, и чем их больше, тем лучше. Среди огузов изображения умерших не устанавливались ни над гробницами, ни в специальных святилищах. Этот обычай был только у населения Кимакского каганата, и главным образом у кипчаков.

Хозяйство

В основном занималось скотоводством.

М.Кашгари называл жатаками тех, у кого

было мало скота или ничего не имелось, Они не кочевали, а вели оседлый образ жизни.

По сведениям М.Кашгари, те, кто не имел скота, становились жатаками, занимались ремеслами, рыболовством и охотой.

Возле мест зимовок богачей жатаки строили постоянные жилища из камня, дерева и камыша.

Поселения постепенно превращались в города.

Каганы и представители феодальной знати огораживали свои ставки высокими глинобитными стенами, превращали их в крепости.

Бедняки выращивали просо, пшеницу и ячмень.

Ремесла

Были искусными мастерами домашних промыслов и ремесел.

Кимаки были непревзойденными мастерами изготовления конской сбруи.

Шили верхнюю одежду из шкур диких и домашних животных.

Из меха пушных зверей делали головные уборы.

Гончарное ремесло было развито относительно слабо.

Кимаки гончарные изделия изготавливали вручную.

Ювелирные женские украшения очень искусно выполнены, подобные не встречаются ни у одного из тюркоязычных племен, кроме кимаков.

Литература

Культура

Материальная культура любого народа характеризуется видами его хозяйства.

Бытовал культ Тенгри (Неба) и поклонение духам предков.

Поклонялись огню, солнцу, звездам, рекам и горам.

Верили в существование загробного мира.

Об этом говорят бронзовые зеркала с древнетюркскими надписями, относящиеся к IX-X вв. (найдены в Прииртышье и Тарбагатае).

В X в. среди представителей кимакской знати начал распространяться ислам.

Каган принял имя Хакан-аль-Кимаки.

В X в. некоторых знатных людей стали хоронить по исламским обрядам.

Кол-во блоков: 16 | Общее кол-во символов: 17504
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:


Первоисточники по истории городов Жетысуского региона главным образом представлены нарративными сочинениями и документами, написанными на арабском, персидском, тюркском и китайском языках. Сведения восточных источников до сих пор использовались для освещения истории городов лишь частично. Изучение материалов по средневековой истории и культуре Алматинского региона (Жетысу/Семиречье) показывает значительное превосходство информационного уровня арабоязычной мусульманской литературы над всеми другими иноязычными письменными источниками.

Другой пласт информации, извлекаемой из произведений мусульманских авторов, касается жизни городских центров в Семиречье. По этим данным, в IX – начале XIII вв. наблюдается общий подъем городской культуры в этом регионе. Об этих процессах свидетельствуют не только письменные источники, называющие в числе горожан тюрков, характеризующие города карлуков, огузов, кимаков, кипчаков, но и новые археологические материалы: формирование района городской культуры в северо-восточном Семиречье, повсеместное распространение торткулей; появление новых типов домов в Южном Казахстане и домов с юртами во дворах в Илийской долине; кочевническая керамика[10].

Период интенсивного городообразования, как в Центральной Азии, так и в Алматинском регионе, начинается с XIII века. В это время увеличивается число городов, растет численность населения в них, развивается торговля.

Исследование карлукских городов, в частности Кайалыка – крупнейшего городища Северо-восточного Семиречья и Тальхиза имеет значение для изучения вопросов взаимодействия культур и цивилизаций по Великому Шелковому пути, открывает новые возможности в воссоздании взаимовлияния города и степи. Следует заметить, что Кайалык, являясь самым крупным городищем Илийской долины, еще представляет собой малоисследованный памятник. Средневековая история Приджунгарья, представленная, в основном, археологическими памятниками, имеет значение для изучения исторического прошлого Семиречья.

Краткие сведения источников (Ибн Фундук ал-Байхаки) о раннем периоде расселения потомков пророка Мухаммада (саййид, ходжа) в семиреченских городах свидетельствуют об углублении процесса исламизации в этом регионе. Развитие исламских научных центров в семиреченских городах, прервавшееся промежуточным господством джунгаров, с открытием новых источников, возможно, станет предметом специальных исследований.

Выяснено, что, начиная со второй половины XVI в. этот путь получил новый импульс к развитию. Из письменных источников XVI-XVII вв. известно, что в этот же период через Казахстан были проложены торговые пути, связывавшие Китай, Индию и Трансоксании; здесь проезжали паломники, ремесленники, проходили военные отряды. Торговля велась как морским путем через Каспийское море между Астраханью и Мангышлаком, так и сухопутным – через северное побережье Каспийского моря, Бухару, Хиву.

В 1390 г. упоминается город Алмату, который можно сопоставить с городищем в районе бывшего пограничного училища г. Алматы. Видимо на месте города Алмату, чеканившего монету во второй половине ХIII в., продолжало существовать поселение. Запустение этого поселения приходится на XIII-XIV века.

По сведениям источников, Жетысу в ХV в. было населено исключительно кочевниками, жившими в войлочных шатрах. По одежде они походили частью на ойратов, частью на мусульман.

Уже в царствование Эсен-Буки (Есен-Бұға ибн Вайс/Увайс хан; 1429-1462) в Жетысу начинается возвышение казахов. При хане Касиме (1511-1518), зимняя ставка которого находилась на Каратале, казахам принадлежала вся северная часть Жетысу (Илийская долина), а после 1527 г. уже вся территория Жетысу подчинялась им. Ввиду слабой изученности первоисточников, в первую очередь, нумизматических, в династийных справочниках о мусульманских правителях (С. Лэнь-Пуль, Э. Цамбаур, К.Э. Босворт) 19 редко приводится информация о правящих династиях в этом регионе.

Во второй половине XVI в. усилились калмыки/джунгары/ойраты, еще раньше совершившие несколько удачных походов в Жетысу, вплоть до Сырдарьи. Несмотря на частые конфликты, оседло-земледельческая культура в Илийской долине сохранялась, причем в начале ХVIII в. она имела тенденцию к расширению. После падения джунгарскoго государства в 1757 г. Жетысу вновь становится полностью казахским.

По свидетельству путешественников и ученых, побывавших в Илийской долине в конце XVIII-XIX в., земледелие играло существенную роль в хозяйстве казахов. Сведения о жизни казахов Илийской долины достаточно обстоятельно освещают тему земледелия. К середине XIX в. вся предгорная полоса Заилийского хребта была занята оседлыми казахами-земледельцами.

Письменные материалы по средневековой истории Алматы значительны. Их полное и исчерпывающее исследование – дело будущего. Много неизвестных науке сочинений, составленных на арабском, персидском, тюркском языках в эпоху средневековья и последующие века продолжают обнаруживаться в мировых фондах [22]. Большинство источников – архивные материалы, древнейшие карты, записки западных миссионеров, мемуары путешественников, разнообразные коллекции артефактов, хранящиеся в музеях мира, ждут своих исследователей.

Муминов А.К., доктор исторических наук,

Нурманова А.Ш., кандидат исторических наук,

Институт востоковедения им. Р.Б. Сулейменова КН МОН РК

Список использованной литературы:


Facebook - парақшамызға жазылыңыз!

Читайте также: