В рамках процессуально действенного аспекта на что опираются педагогические технологии

Обновлено: 04.07.2024

Педагогическая технология (ПТ) – структура, состоящая из всех элементов педагогического процесса. Она строится на основе научных исследований и имеет четкий план действий по времени и в пространстве.

Главной целью данной технологии является достижение намеченных результатов с помощью специальных методов и средств.

Сущность

Структура содержания педагогической технологии построена на специальной методике. Она заключается в абсолютной управляемости образовательного процесса. А также в планировании и воспроизведении педагогического цикла, в точном достижении поставленной цели.

Вам будет интересно: Как найти объем многогранника? Формулы для призмы и пирамиды. Примеры задач

понятие педагогические технологии структура

Технология строится на следующих трех аспектах:

Основные уровни

Вам будет интересно: Экономические колледжи г. Москвы

Структура понятия педагогической технологии состоит из трех взаимосвязанных уровней:

Возможности подхода

Технологический подход в педагогике позволяет освоить предмет изучения с разных сторон: как концептуальной, так и проектировочной. Он дает возможности:

  • со значительной определенностью планировать результаты и управлять образовательными процессами;
  • производить анализ и систематизировать имеющийся опыт и его практическое использование на научной основе;
  • разносторонне решать проблемы в сфере образования и воспитательного обучения;
  • создавать благоприятные условия для личностного развития;
  • минимизировать эффект воздействия отрицательных обстоятельств на участников процесса;
  • эффективно использовать ресурсы, имеющиеся в наличии;
  • применять передовые методы для решения различных социальных проблем и разрабатывать новую методику.

Вам будет интересно: Система социального управления: понятие, организация, назначение и задачи

горизонтальная структура педагогической технологии

Однако нужно отметить, что в структуре педагогической технологии нет универсальных методов. Данный подход дополняет другие научные подходы психологии, социологии и педагогики, но не может применяться отдельно.

Критерии технологичности

Разработанная технология должна соответствовать главным требованиям методологии. Их называют критериями технологичности, к которым относятся:

  • управляемость;
  • системность;
  • воспроизводимость;
  • эффективность;
  • концептуальность.

структура и содержание педагогической технологии

Управляемость в структуре педагогической технологии предполагает возможности предварительного планирования процесса обучения, диагностики, корректировки средств и методики для достижения результатов.

Системность подразумевает, что разработанная ПТ должна иметь свойства единой системы: логику поэтапного процесса, целостность, связь между всеми его частями.

Воспроизводимость предоставляет возможность повторения другими субъектами данной ПТ в однотипных учебных заведениях.

Эффективность предполагает, что на сегодняшний день педагогические подходы находятся в конкурентных условиях. Поэтому они должны показывать высокие результаты и быть оптимальными по материальным затратам, а также гарантировать достижение стандарта обучения.

Концептуальность подразумевает, что каждая технология должна опираться на одну из научных концепций, которая включает дидактическое, социально-педагогическое и психологическое обоснование.

Структура ПТ

Критерии технологичности являются основой для системы рассматриваемого подхода. В структуру педагогических технологий входят:

  • содержание обучения;
  • концепция обучения;
  • технологический процесс.

структура описания педагогической технологии

Содержание обучения включает цели - общие и частные, а также систему учебного материала.

Концепция обучения - это научно-исследовательская база технологии и педагогические идеи. Которые заложены в ее основу.

Процессуальная часть структуры педагогической технологии представлена, в свою очередь, совокупностью нижеперечисленных элементов:

  • организация процесса обучения;
  • методика образовательной деятельности учащихся;
  • методика работы преподавателя;
  • управление процессом запоминания и усвоения материала;
  • диагностика процесса обучения.

Горизонтальная система

Горизонтальная структура педагогической технологии состоит из трех взаимосвязанных элементов. Рассмотрим их подробнее:

Вертикальная система

Каждая педагогическая технология затрагивает одну из областей деятельности процесса обучения. Она, в свою очередь, включает в себя собственную систему элементов. Кроме того, эта область сама может являться составной частью деятельности высокого уровня.

Элементы этой иерархии составляют вертикальную структуру педагогических технологий. Всего их четыре:

Методы обучения

К одной из составляющих структуры педагогических технологий можно отнести методы обучения - формы упорядоченной деятельности преподавателя и обучающихся.

структура и содержание педагогической технологии

Успех обучения, как правило, в большой степени зависит от сосредоточенности и внутренней активности учащихся, от типа их деятельности. Поэтому характер деятельности, уровень самостоятельности и творческого подхода к заданию должны являться важными критериями для определения главного метода обучения.

Для каждой следующей формы возрастает степень самостоятельности выполнения задания.

Классификация методов обучения

В описании структуры педагогической технологии выделяют пять методов обучения:

вертикальная структура педагогических технологий

Роль ПТ

Таким образом, структура педагогической технологии имеет свойства различных предметов. Как наука она занимается исследованием и проектированием рациональных и эффективных путей обучения. Как система алгоритмов, методов и регуляторов педагогической деятельности внедряется непосредственно в процесс образования.

структура педагогической технологии

Педагогическая технология, таким образом, может быть представлена или как комплекс аспектов в виде научной концепции и проекта, или как описание программы действий, или как реально реализующийся процессом в сфере образования. Это важно понимать.

Читайте также: