Что такое законодательное собрание во франции

Обновлено: 25.06.2024

В условиях жестокого финансового кризиса последний французский абсолютный монарх Людовик XVI Бурбон был вынужден созвать Генеральные штаты, впервые почти за 200 лет. Значительное количество мест в нем занимали представители третьего сословия (хотя голосование проводилось еще, как и прежде, по сословиям), многие из них были юристами. 5 мая 1789 г. Генеральные штаты собрались в Версале, третье сословие сразу встало в оппозицию к королю, его представители (и примкнувшие к ним некоторые делегаты других сословий, включая Талейрана, Мирабо и др.) провозгласили себя Национальным собранием, потребовав принятия Конституции Франции. Национальное собрание стало Учредительным. 14 июля 1789 г. в результате народного бунта в Париже штурмом была взята Бастилия, политическая тюрьма, абсолютная монархия во Франции была свергнута, началась Великая французская буржуазная революция.

1. Причины революции

Решающий удар по феодально-абсолютистскому строю нанесла Французская революция 1789 - 1794 гг. Она сыграла важную роль в процессе утверждения конституционного порядка и новых демократических принципов организации государственной власти.

Французская революция XVIII в. дала мощный импульс социальному прогрессу во всем мире, расчистила почву для дальнейшего развития капитализма как передового для своего времени общественно-политического строя, ставшего новой ступенью в истории мировой цивилизации. Революция 1789 - 1794 гг. явилась закономерным результатом длительного и прогрессировавшего кризиса изжившей себя и ставшей главной помехой на пути дальнейшего развития Франции абсолютной монархии. Неизбежность революции была предопределена тем, что абсолютизм:

· перестал выражать общенациональные интересы;

· защищал средневековые сословные привилегии;

· защищал исключительные права дворянства на землю;

· поддерживал цеховой строй;

· установил торговые монополии и др.

В конце 70-х гг. XVIII в. торгово-промышленный кризис, вызванный неурожаями голод привели к росту безработицы, к обнищанию городских низов и крестьянства. Начались крестьянские волнения, перекинувшиеся вскоре в города. Монархия вынуждена была пойти на уступки - 5 мая 1789 года были открыты заседания Генеральных штатов, не собиравшихся с 1614 г.

17 июня 1789 года собрание депутатов третьего сословия провозгласило себя Национальным собранием, а 9 июля - Учредительным собранием. Попытка королевского двора разогнать Учредительное собрание привела к восстанию в Париже 13-14 июля.

2. Этапы революции

Ход Французской революции 1789 - 1794 гг. условно делится на следующие этапы:

1. Период конституционной монархии (1789-1792). Главная движущая сила - крупная аристократическая буржуазия (представители — маркизы Мирабо и Лафайет), политической властью владеют фельяны. В 1791 г. была принята первая Конституция Франции (1789 г.).

3. Якобинский период (1793-1794). 31 мая-2 июня 1793 г. власть перешла от жирондистов к якобинцам, устанавливается якобинская диктатура, республика была укреплена. Разработанная якобинцами Конституция Франции так и не была введена в действие.

4. Термидорианский период (1794-1795). В июле 1794 г. в результате термидорианского переворота якобинцы были свергнуты, а их лидеры казнены. Во французской революции обозначился консервативный поворот.

5. Период Директории (1795-1799). В 1795 г. была принята новая Конституция Франции. Конвент был распущен. Учреждена Директория - коллективный глава государства, состоящий из пяти директоров. Директория была свергнута в ноябре 1799 г. в результате брюмерского переворота под руководством генерала Наполеона Бонапарта. Это ознаменовало конец Великой французской буржуазной революции 1789-1799 гг.

3. Конституционная монархия

Началом первого этапа революции считается день 14 июля 1789 года, когда восставший народ штурмом взял королевскую крепость - тюрьму Бастилию, символ абсолютизма. На сторону восставших перешла большая часть войск, и почти весь Париж оказался в их руках. В последующие недели революция распространилась по всей стране. Народ смещал королевскую администрацию и заменял ее новыми выборными органами - муниципалитетами, в которые вошли наиболее авторитетные представители третьего сословия. В Париже и провинциальных городах буржуазия создавала свои вооруженные силы - Национальную гвардию, территориальное ополчение. Каждый национальный гвардеец должен был за свой счет приобрести вооружение и снаряжение - условие, которое закрывало доступ в национальную гвардию неимущим гражданам. Первый этап революции стал периодом господства крупной буржуазии - власть во Франции оказалась в руках политической группировки, представлявшей интересы богатых буржуа и либеральных дворян и не стремившейся к полной ликвидации старого строя. Их идеалом являлась конституционная монархия, поэтому в Учредительном собрании они получили название конституционалистов. В основе их политической деятельности лежали попытки прийти к соглашению с дворянством на базе взаимных уступок.

4. Декларация прав человека и гражданина

26 августа 1789 года Учредительным собранием был принят программный документ революции - Декларация прав человека и гражданина.

Декларация провозглашала принципы демократического государственно-правового строя - народный суверенитет, естественные и неотъемлемые права человека и разделение властей, - а также устанавливала взаимосвязь этих принципов.

Ст. 1 Декларации заявляла: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах". В качестве естественных и неотъемлемых прав в ст. 2 провозглашались:

Свобода определялась как возможность делать все, что не причиняет вреда другому (ст. 4). Статьи 7, 9, 10 и 11 утверждали свободу личности, свободу совести, вероисповедания, слова и печати. Ст. 9 провозглашала принцип презумпции невиновности: обвиняемые, в том числе и задержанные, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Идея о суверенитете была закреплена ст. 3. Она служила обоснованием принципа народного представительства. Ст. 6 декларировала право всех граждан лично или через своих представителей участвовать в образовании закона, который объявлялся выражением общей воли. Статьи 13 и 14 устанавливали порядок, размеры налогов, а также продолжительность их взимания.

Ст. 15 провозглашала право граждан требовать отчета от каждого должностного лица по вверенной ему части управления. Ст. 17, последняя, объявляла право на собственность неприкосновенным и священным.

5. Конституция 1791 г.

Одновременно с составлением Декларации Учредительное собрание приступило к выработке конституции.

Окончательный текст конституции был составлен на основе многочисленных декретов и решений, имевших конституционный характер и принятых в 1789 - 1791 гг.: декреты об отмене деления на сословия, о церковной реформе, об уничтожении старого административного деления страны, об упразднении цехов и т. д.

Конституцией утверждались основные принципы, определяющие статус высшего органа законодательной власти, короля, правительства, суда, избирательной системы.

Конституция устанавливала государственный строй, основанный на принципах разделения властей, ограничения монархии, утверждения национального суверенитета и представительного правления. Она была утверждена 3 сентября 1791 г., а через несколько дней король присягнул на верность Конституции.

Начальный этап политической революции во Франции приобрел вид конституирования самостоятельного народного представительства и параллельного преобразования монархии в конституционную. Народное представительство (изменившие свое значение Генеральные штаты), опираясь на открытое неповиновение массы народа прежнему режиму, взяло на себя всю полноту законодательной власти в стране.

* 14 июля стало днем национального праздника Франции.

На общем фоне обострения политических отношений с короной в начале июля была сформирована конституционная комиссия Собрания. Наконец, 9 июля 1789 г. депутаты провозгласили себя Учредительным собранием, беря на себя полноту суверенной учредительной власти в государстве. В политическом отношении революция совершилась, корона не смогла сопротивляться провозглашенным переменам в государстве.

События в Париже вызвали оппозиционное монархии народное движение по стране – т. н. муниципальную революцию. К осени 1789 г. во многих городах были ликвидированы прежние институты администрации, возникли выборные органы самоуправления. Начались восстания в деревне, сопровождавшиеся разгромами имений и захватами земель. Учредительному собранию пришлось принять законодательные меры по наведению полицейского порядка в стране, однако силы для этого были расшатаны. Королевская армия постепенно разлагалась. Размах народного движения и революционной стихии вызвал начало эмиграции из страны – сначала придворной аристократии, затем дворянства и католического духовенства, в отношении которых с осени 1789 г. стали предприниматься притеснительные меры. Тем самым сложились предпосылки для развернувшейся вскоре во Франции гражданской войны, которая существенно деформировала начальный ход революции и государственно-политические преобразования. Среди депутатов Собрания, и особенно вокруг лидеров коммунального движения Парижа, сложилось леворадикальное движение (Робеспьер, Марат, Дантон), стремившееся к более демократическим преобразованиям.

Декларация прав человека и гражданина

Декларация не была документом собственно юридического значения. Это был манифест принципов, причем всеобщего характера – важных и рациональных не только для Франции. В отношении французской политико-правовой традиции она была поворотным, революционным актом: в качестве основ государства и гарантий правопорядка в ней предлагались не исторические фундаментальные законы, а неотъемлемые права граждан, вытекающие из их свободного естественного состояния.

В сфере взаимоотношений государства и гражданина Декларация прямо провозглашала обязательными некоторые социальные и политические права человека, связанные с его индивидуальной свободой. Следуя началу политического равенства, за каждым гражданином признавалось (1) право участия в управлении государством, включая доступ ко всем общественным должностям по пригодности. Законом должна быть гарантирована всем (2) личная неприкосновенность, хотя и неразрывная с обязанностью подчиняться велениям государства. В новом государстве все должны пользоваться (3) свободой мнений и вероисповедания и (4) правом на свободу мысли и печати. В качестве одной из важнейших гарантий прав человека провозглашался (5) священный и неприкосновенный характер его собственности.

Декларация ограничилась в основном сферой государственно-политических интересов общества. Это было закономерно, поскольку все ее принципы были как бы предпосылкой к конституции власти в стране.

Конституция 1791 года

Юридическое изменение прежнего государственного уклада завершилось принятием первой в истории Франции Конституции 1791 г.*. В ней был закреплен новый строй конституционной монархии.

* В настоящее время государственный строй Франции основывается на 16-й по общему счету конституции.

Законодательная власть вверялась представительному однопалатному Законодательному собранию. В его исключительные полномочия входили законодательная инициатива и утверждение законов, установление налогов, государственного бюджета и контроль за ним, контроль за деятельностью должностных лиц государства, управление национальными имуществами, а также ратификация внешнеполитических соглашений. Законодательный корпус провозглашался самостоятельным в определении времени, места, продолжительности и т. п. своей деятельности.

Законодательное собрание состояло из 745 депутатов. Их избирало население путем двухстепенных выборов (первичные собрания активных граждан – собрания выборщиков) на основе цензового избирательного права. Конституция закрепила установленные законами 3 ноября и 22 декабря 1789 г. ограничения в правах: избирать могли только мужчины-граждане, старше 25 лет, прожившие в местности более года, уплачивающие налог в размере не менее трехдневной платы рабочего и не состоящие в услужении. Соответственно идеалам свободы и собственности, избирательное право закреплялось за имущим населением. Однако степень демократизма этого права была высокой: право участвовать в первичной организации законодательной власти получили в то время 4,3 млн. чел. (из 26 млн. населения страны), что для своей эпохи было значительным прогрессом.

Высшая исполнительная власть вручалась королю. Власть короля определялась как неделимая и наследственная, но вместе с тем как подзаконная. При вступлении на престол монарх обязан был принести присягу на верность нации и закону; пренебрежение интересами нации, вооруженное выступление против народа считались в Конституции равными отречению от престола.

Исполнительная власть, передававшаяся королю, была условной, поскольку он лишен был права издавать какие-либо правовые акты (кроме распоряжений об исполнении законов), и все должностные лица подлежали ответственности перед Собранием. Король был в большей степени главой государства, ему принадлежало главное командование армией и флотом, он вел дипломатические сношения. Единственным значимым его полномочием было право отлагательного вето на принятые Собранием законы. Королевское вето могло значительно затруднить прохождение закона – максимум на 6 лет. Однако оно не действовало в случае налоговых законов, которые не представлялись на утверждение монарху.

В сфере юстиции Конституция определила независимость судебной власти, а в качестве главного ее организационного принципа – выборность судей народом. Специально отмечалось, что суд не может вмешиваться во власть законодательную, т. е. никаких конституционно-контролирующих полномочий за юстицией не предполагалось.

Предполагая единственно возможное воплощение политического разума, творцы конституции стремились сделать ее неподвижной. Порядок изменения конституции был очень сложным, предусматривал согласие нескольких последовательных ассамблей и мог опираться только на особую учредительную власть народа, отличающуюся от обычной законодательной.

Несмотря на провозглашенное в ней разделение властей, Конституция 1791 г. очевидно выразила стремление закрепить за народным представительством политическое верховенство. В этом, в том числе, содержалась одна из важных предпосылок скорого политического кризиса.

Территориальное управление

Революция сломала старое административное деление и местные институты управления, основав новое унифицированное местное самоуправление. Одним из декретов (1789 г.) было установлено единообразие административного деления страны и территориального управления. Создавалась трехуровневая система административных территорий с преимущественно выборными институтами. Организация местного управления и новое административное деление страны были установлены декретом 22 декабря 1789 г. Конституция 1791 г. сохранила общие принципы организации местной администрации.

Основной и типовой административной единицей Франции стал департамент. Департаменты устанавливались заново и примерно равными по территории (75-85 лье в окружности); такой условный арифметический подход был формальным и не всегда целесообразным, но считался наиболее рациональным в новой административной доктрине. Реально в стране сформировались 83 департамента. Каждый подразделялся на 3-9 уездов в зависимости от численности населения. Самая низшая единица – кантон – создавалась условно (в ней не было своей администрации), а только как избирательный и судебный округ.

Администрация уезда практически повторяла департаментскую: совет из 12 членов, директория – из 4, генерал-прокурор, подчиненный департаменту. Функции и полномочия также были аналогичными.

Кардинально перестроена была система городского управления, имевшего во Франции еще средневековые корни. Законом 14 декабря 1789 г. были отменены все прежние институты, и законом 21 мая 1790 г. сформировано также единое муниципальное управление. В каждом городе избирались 1) муниципальный совет из 3-20 членов прямым голосованием на 2 года с обновлением на 1/2 ежегодно; совет был основным органом текущего управления, организации полиции и общественных работ; 2) генеральный совет из 6-40 членов (вдвое против первого) на 1 год; это был как бы представительный орган горожан, контролирующий важнейшие вопросы управления городскими имуществами и распределения налогов; 3) мэр – прямым голосованием горожан из числа членов генерального совета; ему принадлежала исполнительная власть в городе, которую он разделял с муниципальным советом, – вместе они составляли городское Бюро; 4) прокурор.

По-особому было устроено новое городское управление Парижа (на основании законов 21 мая и 27 июня 1790 г.). Его особость была связана не только с размерами столицы, но и с активной самоорганизацией парижан в первые месяцы революции. Город разделен был на 48 секций. В каждой избирались по 16 комиссаров (и еще один комиссар полиции). Собрание комиссаров считалось комитетом, который собирался раз в неделю и определял своего сменного президента. У секции была своя компетенция в общегородских делах. Общегородское управление было представлено (1) Генеральным советом – из 145 делегированных членов, (2) мэром, которого избирали горожане на 2 года, и бюро в составе 16 администраторов. Кроме этого, был еще (3) муниципальный совет, представлявший не менее 2/3 секций, а также выборные синдик и прокуроры. Все они считались администрацией коммуны города и подчинялись только королю и закону. На деле Парижская коммуна в первые революционные годы благодаря радикальной ориентации ее лидеров заняла самостоятельное положение даже в отношении Учредительного, а затем и Законодательного собраний.

Падение монархии и установление республики

Конституция 1791 г., и особенно ее реализация, сами по себе таили опасность скорого провала. Разделение властей в ней было условным, отошедшим от умеренной конструкции Просвещения в более радикальную сторону верховенства законодательной власти. Политическая организация власти по Конституции прошла при значительной оппозиции короны, права и статус которой конституционалисты пытались всемерно сохранить: Людовик XVI пытался бежать за границу, чтобы сомкнуться с эмиграцией, и только после принудительного возвращения согласился с конституцией. Законодательная деятельность Учредительного, а потом и Законодательного собраний способствовала росту общественной напряженности и появлению мощного реакционного движения, сплотившегося вокруг короны. Открытую оппозицию короля вызвали решения о секуляризации земель церкви, придании гражданского статуса духовенству и о введении обязательной присяги священнослужителей на верность конституции и народу.

Обострилось внешнеполитическое положение Франции. В августе 1791 г. Австрия и Пруссия обнародовали Пильницкую декларацию, где осуждалось умаление королевской власти во Франции и объявлялось о необходимости вмешательства извне во французские события. В феврале 1792 г. Австрия и Пруссия заключили военный союз, ставший началом внешней монархической интервенции.

20 апреля 1792 г. король объявил войну Австрии. Несмотря на некоторые мобилизационные меры, французская армия практически разложилась, частью заняв выжидательную позицию из-за роялистских симпатий офицерства. Осуществление декретов о национализации церковных имуществ и секуляризации вызвало новые проблемы во взаимоотношениях с королем: Людовик XVI желал изменения Конституции в сторону усиления монархии. В условиях военных поражений и правительственного кризиса, желая воспользоваться ими для конституционной реставрации, король уволил правительство жирондистов.


Конституция Пятой республики провозглашает, что национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума. Органами, представляющими народ, являются Президент Республики и Парламент, а относительно избрания представителей народа Конституция провозгласила, что голосование может быть прямым и косвенным, в соответствии с условиями, предусмотренными Конституцией. Оно всегда является всеобщим, равным и тайным (ст. 3).

По своей структуре Парламент состоит из двух палат: Национальное собрание и Сенат. Статья 24 Конституции устанавливает, что депутаты Национального собрания избираются прямым голосованием, а Сенат — путём косвенного голосования. Также Сенат обеспечивает представительство территориальных коллективов Республики. Французы, проживающие за пределами Франции, представлены в Сенате. Депутаты и сенаторы обладают депутатским индемнитетом, даже если их действия наказуемы по закону. Индемнитет также предполагает, что государство должно обеспечивать депутатам их материальные потребности для выполнения ими своих полномочий.

Обособленность верхней и нижней палаты подчёркивается тем, что они заседают в разных зданиях. Так Национальное собрание собирается в Бурбонском дворце. В свою очередь Сенат проводит свои заседания в Люксембургском дворце. Статья 28 Конституции 1958 г. устанавливает режим работы Парламента. Его сессия начинается в первый рабочий день октября и заканчивается в последний день июня. Число дней заседаний, которые каждая палата может проводить в течение сессии, не может превышать 120. Дни и часы заседаний определяются каждой палатой. Сенат избирается косвенным голосованием на девять лет, а Национальное собрание — всеобщими выборами на пять лет.

Основная задачи и функция Парламента — участие в законотворческом процесс. Статья 34 Конституции 1958 г. констатирует, что законы принимаются Парламентом. Закон может устанавливать нормы в самых разных правоотношениях. Однако высший представительный орган государственной власти Пятой Республики несколько утратил эту роль по сравнению с законодательными органами, предшествующими ему. Ещё Конституция 1946 г. ограничила законодательные полномочия Совета Республики Франция, но сохранила полноту законодательной власти за Национальным собранием. Согласно статье 13 Конституции 1946 г. только Национальное собрание имеет исключительное право принимать законы, которое не может передавать. Создатели Конституции 1958 г. радикально изменили ситуацию и под предлогом оптимизации работы Парламента резко сузил саму область закона и поставили законодательную процедуру в узкие рамки. Теперь Парламент — лишь один из законодателей, делящий эту функцию с иными высшими органами государственной власти.

Сам законодательный процесс проходит в несколько этапов. Первый этап — законодательная инициатива. Она принадлежит Президенту и членам Парламента (статья 39). Однако для инициативы парламентариев созданы многочисленные препятствия юридического и политического характера: их законопроекты не могут вести к увеличению расходов (статья 40), они должны обязательно входить в законодательную область и не противоречить делегированным Правительству полномочиям. Финансовая неприемлемость делает возможным отклонение любого законопроекта парламентария.

На втором этапе происходит обсуждение законодательных текстов. Оно идёт в несколько стадий. Первая стадия начинается в комиссии палаты, куда он был внесён. Однако эта комиссия не может заменить правительственное законопредложение своим текстом, а она может только принять или отклонить его. Но если законопроект написан парламентариями, то комиссия вправе и заменить его собственным, но в таком случае на заседание палаты вносится уже текст, составленный комиссией. Если текст внесён в повестку дня палаты, то его обсуждение начинается с общей дискуссии о характере и цели реформы. Противники принятия законопроекта могут использовать различные способы и методы, чтобы снять текст с обсуждения, либо затянуть его на очень долгий срок. В арсенал юридических средств для таких действий входят заявления о бесполезности закона, неконституционности и неприемлемости текста, предложение об отсылке на новое на новое обсуждение. По требованию Правительства палата большим большинством может отвергнуть все предложение, и таким образом законопроект снимается с повестки дня.

Если текст прошёл эту стадию, то он выносится на техническую дискуссию (вторую стадию), которая ведётся уже по заключению комиссии, отдельно по статьям и разделам текста и прилагаемым к ним поправкам. Палаты обязаны принять текст закона в идентичной редакции. На третьей стадии текст принятого закона может быть направлен в Конституционный совет для проверки на предмет соответствия Конституции Пятой Республики.

На третьем этапе происходит промульгирование закона. Он передаётся Правительству, которое направляет его на подпись главе государства. Согласно статье 10 Конституции 1958 г. Президент промульгиреут закон в течение 15 дней, которые следуют за его принятием. До истечения этого срока Президент может потребовать у Парламента нового обсуждения, в чём ему не может быть отказано. Датой закона считается дата декрета Президента Республики о промульгации.

Теоретически согласно принцип разделения властей парламентские палаты по прежнему автономны, источниками, регулирующими их организацию и порядок деятельности, являются Конституция, органические законы, регламенты палат. Так Конституция 1958 г. устанавливает в своих статьях длительность полномочий председателя Национального собрания (ст. 32), обязанность персонального голосования (ст. 27), допуск членов Правительства на голосования (ст. 31), ход дебатов (ст. 42, ст. 44) и т. д.

Парламент Франции обладает такими полномочиями, как непосредственно законотворчество, контрольная функция, осуществление внешней политики и т. п.

В регламенте Парламента содержатся статьи, определяющие внутреннюю структуру палат, порядок образования и работ парламентских фракций и комиссий, детально определена процедура проведения заседания, прений голосований и т. п. Регламент имеет не только юридическое, но и политическое значение. Посредством парламентских положений урезание полномочий законодательного органа, что в свою очередь может излишне занизить роль Парламента в системе органов государственной власти Французской Республики.

Разделы первые регламентов палат Парламента, воспроизводящие и детализирующие положения Конституции и органических законов, посвящены организации и функционированию Национального собрания и Сената. Вновь избранные и сформированные палаты начинают деятельность с создания своих внутренних органов.

Одним из ключевых и первостепенных органов является бюро палаты. Оно представляет собой коллегиальный руководящий орган. В стать 8 главы III Регламента Национального собрания определяется состав бюро: это председатель, шесть вице-председателей, три квестора и двенадцать секретарей. Часть вторая статьи 9.1 главы III Регламента провозглашает, что председатель Национального собрания избирается на первом заседании палаты тайным голосованием. В статье 10 Регламента определён порядок назначения иных членов бюро. Они избираются в начале каждой легислатуры на заседании, следующем за выборами Председателя. Выборы вице-председателей, квесторов и секретарей проводятся таким образом, чтобы бюро отражало политический состав собрания. Функции бюро определены в главе IV Регламента. Среди них полномочиями, необходимыми для руководства дебатами в собрании, организации и управления всеми службами. Деятельность финансовых и административных служб возложена на квесторов, действующих под высоким руководством бюро. Ни один новый расход не может быть произведен без их предварительного заключения.

Немаловажным является и такой единоличный орган Парламента, как председатель палаты. Согласно Регламенту Национального собрания и Сената председатель избирается на первом заседании, которое до их избрания проходит под руководством старейшего по возрасту члена палаты. Председатель осуществляет общее руководство деятельностью палаты. Однако некоторые особенности имеет должность председатель Сената, так согласно законодательству Франции он подлежит частичному обновлению раз в три года. В статье 32 Конституции 1958 г. сказано, что председатель Сената избирается после каждого частичного обновления этой палаты. Кроме этого на председателя Сената возложены обязанности по временному замещению поста Президента.

В свою очередь согласно статье 16 Регламента Национального собрания его председатель обязан заботиться о внутренней и внешней безопасности Собрания. Он определяет, какие вооруженные силы необходимы для этой цели; эти силы подчиняются его приказам. Также председатели обеих палат вправе назначить трёх членов в Конституционный совет, имеет право обращаться туда с запросом о конституционности какого-либо нормативно-правового акта.

Сама группа создаётся путём подачи в руководство палаты политической декларации, подписанной членами группы с указанием председателя. Цель образования группы — отстаивание и лоббирование интересов той или иной политической партии в Парламенте, участие в формирование комиссий.

Также среди парламентских органов Франции выделяют парламентские комиссии. Задача комиссий — подготовка решений, которые палата принимает на своём пленарном заседании. Именно в комиссии происходит детальное обсуждение законопроекта, рассматривается узкий круг таких вопросов. Зачастую в обсуждении участвуют специалисты с многолетнем опытом работы в сфере, которую и будет регулировать обсуждаемый нормативно-правовой акт. Все парламентские комиссии относят к одной из трёх больших категорий: постоянные, специальные, по расследованию и контролю.

Статья 43 Конституции 1958 г. устанавливает фиксированное количество постоянных комиссий: оно равно шести. Руководство комиссией осуществляет её председатель. Регламент Национального собрания в главе IX, детализируя положения Конституции 1958 г., называет эти комиссии. Среди них комиссия по делам культуры, семьи и социальным проблемам, комиссия по иностранным делам, комиссия по делам национальной обороны и вооруженных сил, комиссия финансов, общих проблем экономики и плана и т. д. Постоянные комитеты Сената создаются на основе пропорционального представительства в их составе представителей всех политических фракций.

Статья 43 Конституции 1958 г. говорит, что законопроекты и законодательные предложения по требованию Правительства или палаты, в которую они внесены, могут передаваться на рассмотрение специально создаваемых по этому поводу комиссий. В части 2 статьи 30.1 главы VIII Регламента Национального собрания сказано, что специальная комиссия, образуемая по требованию Правительства, становится таковой по праву. Национальное собрание может принять решение об образовании специальной комиссии по предложению либо председателя постоянной комиссии, либо председателя фракции. Специальные комиссии состоят из 31 члена, назначаемых на основе пропорционального представительства фракций.

Специальные комиссии — временные органы. Они правомочны работать шесть месяцев. Комиссии по расследованию создаются для сбора информации об определённых фактах и подготовки заключения создавшей их палате, а контрольные комиссии создаются для рассмотрения административного, финансового управления публичных служб или национализированных предприятий и информирования соответствующей палаты.

Таким образом, именно Парламент Французской Республики и вся его система проделали огромный эволюционный путь. Вопрос о взаимоотношениях Президента, Правительства и Парламента — один из острейших в современной политической остановке этого европейского государства. Тем не менее ни один институт государственной власти Франции не способен подменить собой Парламент, ибо он по сей день остаётся законодательным органом, с мнением которого вынуждены считаться все органы Пятой Республики.

  1. Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — М.: Издательская группа ИНФРА-М — НОРМА, 1997. — С. 665–682.
  2. Афанасьева О.В, Колесников Е. В., Комкова Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: учебник для академического бакалавриата. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 415с. — Гл. 14
  3. Демишель А. Институты и власть во Франции. — Пер. с фр. под редакцией и с послесловием д-ра юр. наук М. А. Крутоголова. — М.: Прогресс, 1985. — 278 с.
  4. Доморацкая Э. И. Маклаков В. В. Государство и экономика во Франции: организационно-правовые аспекты. — М.: Наука, 1990. — 224 с.
  5. Крутоголов М. А. Конституционный совет Франции: организация и правовые аспекты деятельности.. — М.: Наука, 1988. — 290 с.

Основные термины (генерируются автоматически): национальное собрание, комиссия, Конституция, III, палата, Парламент, председатель Сената, Регламент, Сенат, требование Правительства.

Panorama de l

Национальное собрание или Национальная ассамблея (фр. Assemblée nationale ) французской Пятой республики — нижняя палата парламента Франции, в то время как верхняя палата — Сенат. Заседает Национальное собрание в Бурбонском дворце Парижа, расположенном на левом берегу Сены напротив площади Согласия. Пале-Бурбон построен в 1728 году, депутаты обосновались в нём с 1798 года.

Ассамблея состоит из 577 депутатов, избираемых на 5 лет в ходе прямых всеобщих выборов, проходящих в два тура. Подобно сенаторам, депутаты выполняют двойную роль: наблюдают за действиями правительства, отчитывающимся перед Ассамблеей в письменном или устном виде, и принимают новые законы.

Президент Национального собрания — это, как правило, представитель лидирующей партии. Ему ассистирует вице-президент, как правило, представитель другой партии. Срок мандата Национального собрания — 5 лет, однако президент Франции может его распустить и объявить досрочные выборы, если он уже не распускал его в предыдущем году.

См. также

Ссылки

  • Нижние палаты парламентов по странам
  • Государственное устройство Франции
  • Государственные резиденции в Париже
  • VII округ Парижа

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Национальное собрание Франции" в других словарях:

Национальное собрание — Национальное собрание представительный и законодательный орган страны. Ниже перечень по континентам и странам: Содержание 1 Европа 2 Азия 3 Африка 4 Америки … Википедия

Национальное собрание (Франция — Национальное собрание (Франция, история) Национальное собрание (фр. Assemblé e nationale, Ass. n. constituante) так называется обыкновенно первое собрание представителей народа во Франции во времена Великой революции. Когда внутреннее… … Википедия

НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — 1) учредительное собрание во Франции в 1789, 1848 и 1871 гг., в Германии в 1848 и 1919 гг. и в некоторых других странах; 2) во Франции в период Третьей республики (1870 1940 гг.) объединенное собрание членов обеих палат парламента, избиравшее… … Юридический словарь

НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — 1) во Франции в 1789, 1848 и 1871 гг., в Германии в 1848 и 1919 гг. и в некоторых других странах учредительное собрание; 2) во Франции в период Третьей республики (1870 1940 гг.) объединенное собрание членов обеих палат парламента, избиравшее… … Юридическая энциклопедия

НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ — 1) учредительное собрание во Франции в 1789, 1848 и 1871, в Германии в 1848 и 1919.2) Во Франции в 1870 1940 объединенное заседание обеих палат парламента, избиравшее президента республики.3) В ряде стран (Вьетнам, Тунис, Франция и др.) название… … Большой Энциклопедический словарь

Национальное собрание — в ряде стран название законодательных органов (парламента или одной из его палат). Во время революций во Франции 1789, 1848, 1871 годов, в Германии 1848 и 1919 годов национальные собрания принимали на себя роль учредительного собрания. Во Франции … Политология. Словарь.

Национальное собрание — (National Assembly), так назвали себя 17 июня 1789 г. представители 3 го сословия франц. Генеральных штатов, когда остальные депутаты отказались поддержать их требования. Через три дня была принесена знаменитая Клятва в Зале для игры в мяч. Через … Всемирная история

Национальное собрание — (англ. national assembly; фр. assemblee nationale) название парламента в ряде стран (Иордания, Камбоджа и др.), палаты парламента во Франции и др … Энциклопедия права

Национальное собрание (Франция, история) — У этого термина существуют и другие значения, см. Национальное собрание. Национальное собрание (фр. Assemblé e nationale, Ass. n. constituante) так называется обыкновенно первое собрание представителей народа во Франции во времена… … Википедия

Национальное собрание (1871—1875) — У этого термина существуют и другие значения, см. Национальное собрание. Национальное собрание (фр. Assemblée nationale) Франции 1871 1875 годов, избранное во время франко прусской войны, выработало конституцию 1875 г. Содержание 1… … Википедия

Читайте также: