По какой избирательной системе проводятся выборы в законодательный орган власти

Обновлено: 21.05.2024

В соответствии со статьей 3 (часть 3) Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Провозглашая референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа и гарантируя в статье 32 (часть 2) право граждан Российской Федерации на участие в свободных выборах и в референдуме, Конституция Российской Федерации исходит из того, что названные высшие формы непосредственной демократии, имея каждая собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязаны, дополняют друг друга.

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

В Российской Федерации посредством выборов формируются следующие органы публичной власти:

3) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

Населением могут избираться и иные органы, например глава муниципального образования, если это предусмотрено уставом соответствующего муниципального образования. Федеральное законодательство предусматривает также возможность избрания непосредственно населением мировых судей.

Избирательная система в широком смысле представляет собой систему общественных отношений, возникающих в связи и по поводу подготовки и проведения выборов.

Избирательная система в узком смысле есть порядок определения результатов выборов. В мировой практике существует немалое количество видов избирательных систем, однако в России имеют распространение только два основных вида: мажоритарная и пропорциональная избирательная система.

Мажоритарная избирательная система – такая избирательная система, при которой распределение мандатов происходит по избирательным округам на основе большинства поданных голосов. Выделяют:

- мажоритарную систему относительного большинства, при которой избранным считается тот кандидат, который получил большинство голосов избирателей относительно числа голосов, полученных другими кандидатами. По такой системе избираются органы местного самоуправления во многих муниципальных образованиях (например, во всех муниципальных образованиях Новгородской области);

- мажоритарную систему абсолютного большинства, при которой избранным считается тот кандидат, который получил абсолютное большинство (более половины) голосов избирателей, принявших участие в голосовании. По такой системе избирается Президент Российской Федерации (в условиях проведения так называемого первого тура выборов).

Пропорциональная избирательная система – такая избирательная система, при которой депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам. С помощью данной избирательной системы формируются в настоящее время Государственная Дума, а также законодательные (представительные) органы государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации.

Иногда при формировании органа власти посредством выборов используются одновременно обе избирательные системы. Такое сочетание двух избирательных систем часто называют смешанной избирательной системой. Например, первые четыре созыва Государственной Думы избирались именно по такой смешанной системе: половина депутатов избиралась по мажоритарной избирательной системе (по одномандатным округам), другая половина – по пропорциональной. В настоящее время такая система используется при формировании законодательных (представительных) органов государственной власти большинства субъектов Российской Федерации (например, Новгородской областной Думы).




Субъективное избирательное право – установленная и гарантированная Конституцией Российской Федерации и законодательством возможность для гражданина избирать и быть избранным в органы публичной власти. Соответственно, субъективное избирательное право разделяется на активное (право избирать) и пассивное (право быть избранным).

Активным избирательным правом обладает гражданин, достигший 18 лет и место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Избирательное право в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеет четыре основополагающих принципа: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

Избирательный процесс – предусмотренная федеральным законодательством деятельность соответствующих органов, кандидатов, избирателей и иных лиц в связи с подготовкой и проведением выборов в органы публичной власти.

Стадии избирательного процесса:

1) назначение выборов;

2) составление списков избирателей;

3) образование избирательных округов и избирательных участков;

4) образование избирательных комиссий;

5) выдвижение кандидатов;

6) предвыборная агитация;

8) подсчет голосов и установление результатов выборов.

Подготовку и проведение выборов организуют и обеспечивают избирательные комиссии. В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:

  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
  • избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
  • избирательные комиссии муниципальных образований;
  • окружные избирательные комиссии;
  • территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;
  • участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 3 (часть 3) Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Провозглашая референдум и свободные выборы высшим непосредственным выражением власти народа и гарантируя в статье 32 (часть 2) право граждан Российской Федерации на участие в свободных выборах и в референдуме, Конституция Российской Федерации исходит из того, что названные высшие формы непосредственной демократии, имея каждая собственное предназначение в процессе осуществления народовластия, равноценны и, будучи взаимосвязаны, дополняют друг друга.

Выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

В Российской Федерации посредством выборов формируются следующие органы публичной власти:

3) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

Населением могут избираться и иные органы, например глава муниципального образования, если это предусмотрено уставом соответствующего муниципального образования. Федеральное законодательство предусматривает также возможность избрания непосредственно населением мировых судей.

Избирательная система в широком смысле представляет собой систему общественных отношений, возникающих в связи и по поводу подготовки и проведения выборов.

Избирательная система в узком смысле есть порядок определения результатов выборов. В мировой практике существует немалое количество видов избирательных систем, однако в России имеют распространение только два основных вида: мажоритарная и пропорциональная избирательная система.

Мажоритарная избирательная система – такая избирательная система, при которой распределение мандатов происходит по избирательным округам на основе большинства поданных голосов. Выделяют:

- мажоритарную систему относительного большинства, при которой избранным считается тот кандидат, который получил большинство голосов избирателей относительно числа голосов, полученных другими кандидатами. По такой системе избираются органы местного самоуправления во многих муниципальных образованиях (например, во всех муниципальных образованиях Новгородской области);

- мажоритарную систему абсолютного большинства, при которой избранным считается тот кандидат, который получил абсолютное большинство (более половины) голосов избирателей, принявших участие в голосовании. По такой системе избирается Президент Российской Федерации (в условиях проведения так называемого первого тура выборов).

Пропорциональная избирательная система – такая избирательная система, при которой депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам. С помощью данной избирательной системы формируются в настоящее время Государственная Дума, а также законодательные (представительные) органы государственной власти некоторых субъектов Российской Федерации.

Иногда при формировании органа власти посредством выборов используются одновременно обе избирательные системы. Такое сочетание двух избирательных систем часто называют смешанной избирательной системой. Например, первые четыре созыва Государственной Думы избирались именно по такой смешанной системе: половина депутатов избиралась по мажоритарной избирательной системе (по одномандатным округам), другая половина – по пропорциональной. В настоящее время такая система используется при формировании законодательных (представительных) органов государственной власти большинства субъектов Российской Федерации (например, Новгородской областной Думы).




Субъективное избирательное право – установленная и гарантированная Конституцией Российской Федерации и законодательством возможность для гражданина избирать и быть избранным в органы публичной власти. Соответственно, субъективное избирательное право разделяется на активное (право избирать) и пассивное (право быть избранным).

Активным избирательным правом обладает гражданин, достигший 18 лет и место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Избирательное право в соответствии с Конституцией Российской Федерации имеет четыре основополагающих принципа: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.

Избирательный процесс – предусмотренная федеральным законодательством деятельность соответствующих органов, кандидатов, избирателей и иных лиц в связи с подготовкой и проведением выборов в органы публичной власти.

Стадии избирательного процесса:

1) назначение выборов;

2) составление списков избирателей;

3) образование избирательных округов и избирательных участков;

4) образование избирательных комиссий;

5) выдвижение кандидатов;

6) предвыборная агитация;

8) подсчет голосов и установление результатов выборов.

Подготовку и проведение выборов организуют и обеспечивают избирательные комиссии. В Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:

  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
  • избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
  • избирательные комиссии муниципальных образований;
  • окружные избирательные комиссии;
  • территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;
  • участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Российская Федерация, согласно ст. 5 Конституции РФ, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Сейчас Россия включает в себя 83 субъекта РФ – 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Для реализации прав граждан РФ на участие в управлении государством и самоуправлении каждый субъект РФ избирает свой законодательный (представительный) орган власти и высшее должностное лицо.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и его структура устанавливаются конституцией и/или уставом субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. При этом наименование не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти.

  • Законодательное собрание – в 29 субъектах.
  • Областная дума – в 21 субъекте.
  • Государственное собрание – в 5 субъектах.
  • Государственный совет – в 5 субъектах.
  • Собрание депутатов – в 3 субъектах.
  • Совет депутатов – в 3 субъектах.
  • Народное собрание – в 3 субъектах.
  • Хурал – в 3 субъектах.
  • Парламент – в 3 субъектах.
  • Государственная дума – в 2 субъектах.
  • Прочие названия – в 6 субъектах.

В республиках часто используют названия на втором государственном для республик языке. Например: Хасэ (Государственный совет) Республики Адыгея, Эл Курултай (Государственное собрание) Республики Алтай, Курултай (Государственное собрание) Республики Башкортостан, Народный хурал (парламент) Республики Бурятия и Республики Калмыкия.

Чаще всего в СМИ и других неофициальных документах пишут – региональные парламенты и/или парламенты субъектов РФ. А про выборы пишут – выборы в Областную думу, выборы в Краевую думу, выборы депутатов законодательных органов власти или просто выборы в региональный парламент.

Основные принципы выборов депутатов законодательных органов власти

Выборы депутатов законодательного (представительного) органа власти субъектов РФ происходят по следующему правилу – не менее 50% депутатов должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, то есть по пропорциональной избирательной системе.

Если законодательные органы власти состоят из двух палат, то при выборах депутатов законодательных органов власти по единому избирательному округу избирается не менее 50% депутатов одной из палат.

  • не менее 10 и не более 50 депутатов – при численности избирателей менее 500 тысяч человек;
  • не менее 25 и не более 70 депутатов – при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;
  • не менее 35 и не более 90 депутатов – при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;
  • не менее 45 и не более 120 депутатов – при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.

Самое меньшее количество депутатов законодательного (представительного) органа власти у Ненецкого автономного округа – 11 депутатов. А самое большое количество депутатов в Республике Башкортостан – 120 депутатов.

Различия в разных субъектах РФ

В 10 из 83 субъектах РФ выборы депутатов законодательных органов власти проходят только по пропорциональной избирательной системе.

  1. Республика Дагестан
  2. Республика Ингушетия
  3. Республика Кабардино-Балкария
  4. Республика Калмыкия
  5. Республика Чечня
  6. Амурская область
  7. Калужская область
  8. Тульская область
  9. Ненецкий автономный округ
  10. Санкт-Петербург

Это означает, что принимать участие могут только политические партии и/или избирательные объединения, выдвинувшие список кандидатов. Самовыдвижение при выборах депутатов в этих субъектах не предусмотрено.

В остальных субъектах выборы депутатов законодательных органов власти проходят по смешанной избирательной системе : 50% избирается по пропорциональной избирательной системе (список кандидатов) и 50% – по мажоритарной избирательной системе (единый одномандатный округ). Что допускает выдвижение кандидатов в депутаты в порядке самовыдвижения.

Кроме избирательной системы есть различия в сроке полномочий региональных парламентов. В 6 субъектах ныне действующие законодательные (представительные) органы власти имеют срок полномочий 4 года.

  1. Республика Алтай
  2. Республика Коми
  3. Республика Хакасия
  4. Хабаровский край
  5. Архангельская область
  6. Владимирская область

В остальных субъектах срок полномочий законодательных (представительных) органов власти составляет 5 лет.

До 2003 г. субъекты Российской Федерации самостоятельно определяли избирательную систему для выборов своего законодательного (представительного) органа государственной власти. В большинстве регионов использовалась мажоритарная система относительного большинства.


В некоторых регионах применялись другие избирательные системы: мажоритарная система абсолютного большинства, мажоритарная система в многомандатных округах с одобрительным голосованием (число голосов у избирателя равно числу распределяемых мандатов), смешанная несвязанная система. Полностью пропорциональнаясистема использовалась только в Свердловской области, где поэтой системе избиралась одна из двух палат (другая палата избиралась по мажоритарной системе).

В 2003 г. вступило в силу положение Федерального закона,согласно которому не менее половины мандатов на выборах законодательного (представительного)органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно распределяться по пропорциональной системе. После этого у субъектов Российской Федерации остался выбор – либо полностью пропорциональная система, либо один из вариантов смешанной системы.[VIII]


3.1. Пропорциональная избирательная система на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

Полностью пропорциональная избирательная система на региональных выборах впервые была использована в марте 2007 г. в трех регионах. За период 2007–2012 гг. она применялась в 11 регионах – в республиках Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Калмыкия, Чеченской Республике; в Амурской, Калужской,Московской, Тульской областях, Санкт-Петербурге и Ненецком автономном округе. При этом в республиках Дагестан и Ингушетия, Амурской области и Санкт-Петербурге выборы по этой системе проводились дважды.

3.2. Основной вариант смешанной избирательной системы на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

В большинстве регионов используется вариант смешанной несвязанной избирательной системы, при которой часть депутатов избирается по пропорциональной системе с закрытыми списками (т.е. когда избиратель не имеет возможности голосовать за отдельных кандидатов) в едином избирательном округе, охватывающем всю территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, а остальные депутаты избираются в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства. Соотношение депутатов, избираемых по пропорциональной и мажоритарным частям, чаще всего равное. При нечетном числе депутатов законодательного органа по пропорциональной части, как правило, избирается на одного депутата больше, чем по мажоритарной. До 2002 г. по пропорциональной части могло избираться меньшинство депутатов. Так, в Республике Тыва в 1993 г., в Калининградской области в 1996 и 2000 гг. по пропорциональной части избиралось всего 5 депутатов из 32. Отклонение в другую сторону наблюдалось в 2005 г. в Москве: 20 депутатов избирались по пропорциональной системе и 15 по мажоритарной. Для проведения выборов по мажоритарной системе относительного большинства вся территория субъекта Российской Федерации разбивается на соответствующее число одномандатных избирательных округов, примерно равных по числу избирателей. В одномандатных округах конкурируют между собой отдельные кандидаты. Каждый избиратель имеет один голос. Избранным считается кандидат, получивший относительное большинство, то есть больше голосов, чем другие.

Однако в условиях, когда распределяется небольшое число мандатов, такая схема по результату не отличается от 5-процентного барьера, но требует более сложного нормативного описания.

Для распределения мандатов между списками в разных регионах используются три различные методики. Одна методика основана на методе наибольших остатков (Квоте Хэра) и совпадает с методикой, применяемой на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Две другие методики основаны на методах делителей.

Так, в некоторых регионах применяется в чистом виде метод делителей Империали, хотя некоторые эксперты высказывают мнение, что он не может считаться методом пропорционального распределения мандатов, поскольку допускает существенные искажения пропорциональности в пользу политической партии-лидера. При этом методе число голосов, полученных каждым списком, делится на последовательный ряд натуральных чисел, начиная с 2. Полученные частные ранжируют в порядке убывания, при этом для каждого частного сохраняется информация, к какому списку оно относится. Отбирается столько наибольших частных, сколько распределяется мандатов. Число мандатов, которое получает каждый список кандидатов, равно числу таких отобранных частных, относящихся к этому списку кандидатов.


В ряде регионов используется модификация этой методики. Вначале каждому списку кандидатов, допущенному к распределению мандатов, передается один мандат. Оставшиеся мандаты распределяются по методу делителей (Империали). Указанный метод предусматривает, что сумма голосов, полученная каждым списком кандидатов, делится на последовательный ряд чисел, начиная с 2 и до числа, равного числу мандатов. Далее производится ранжирование частных от деления в порядке убывания и распределение депутатских мандатов по порядку номеров полученных частных от деления.

Большое разнообразие существует в правилах формирования партийных списков. В ряде регионов не предусмотрено разбиение списков на территориальные (региональные) группы. В некоторых регионах партиям предоставлен выбор: разбивать или не разбивать списки кандидатов на группы. Но во многих регионах (со временем их становится все больше) списки должны быть разбиты на территориальные (региональные) группы. Чаще всего эти группы жестко привязаны к одномандатным округам, в некоторых регионах партии вправе объединять в одну группу территории нескольких одномандатных округов. В некоторых регионах списки должны полностью разбиваться на группы, то есть общерегиональная часть списка не предусмотрена.

Для распределения мандатов между территориальными (региональными) группами в разных регионах используются две различные методики. Одна методика аналогична применяемой на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и предусматривает распределение мандатов пропорционально числу голосов избирателей, поданных за список кандидатов на соответствующих территориях. Другая методика предусматривает передачу по одному мандату тем территориальным группам, у которых окажется наибольшей доля голосов за данный список от числа избирателей, принявших участие в голосовании на соответствующей территории.

3.3. Другие варианты смешанной избирательной системы на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной властисубъекта Российской Федерации


В четырех регионах (Республика Калмыкия, Тверская область, Корякский и Ямало-Ненецкий автономные округа) в 2003–2005 гг. пропорциональная составляющая смешанной системы была реализована в форме открытых списков, при которых избиратель мог проголосовать за одного из кандидатов в поддерживаемом им списке кандидатов. В трех регионах к следующим выборам от открытых списков отказались, а Корякский автономный округ утратил статус субъекта Российской Федерации.

В Республике Северная Осетия – Алания мажоритарная составляющая смешанной системы реализуется в форме мажоритарной системы абсолютного большинства. Для того чтобы кандидат был признан избранным в первом туре, он должен получить более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не получает в первом туре более половины голосов, назначается повторное голосование, или второй тур, в который выходят два кандидата, получившие в первом туре наибольшее количество голосов. По результатам повторного голосования (второго тура) избранным считается кандидат, получивший большее количество голосов.

В некоторых регионах мажоритарная составляющая смешанной системы реализовывалась в виде многомандатных округов с числом голосов у избирателя, равным числу мандатов: Республика Калмыкия в 2003 г. – три четырехмандатных округа, Корякский автономный округ в 2004 г. – пятимандатный округ, Амурская область в 2005 г. – 9 двухмандатных округов и Чукотский автономный округ в 2005 г. – три двухмандатных округа, в 2011 г. – два трехмандатных округа.

В Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах в 2005 г., в Ханты-Мансийском автономном округе в 2006 и 2011 гг. смешанная система состояла из трех компонент; избиратель голосовал тремя бюллетенями: половина (или половина, округленная до ближайшего большего целого) депутатов избирались в едином округе по пропорциональной системе, 3 депутата в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах и 2 депутата в Ненецком автономном округе – в многомандатном округе по мажоритарной системе (число голосов у избирателя равно числу мандатов); остальные депутаты – по одномандатным округам.

Выборы в многомандатном мажоритарном избирательном округе были призваны обеспечить представительство титульных народов.

Наконец, в некоторых регионах мажоритарная составляющая была неоднородна: большая часть депутатов избиралась по одномандатным округам, но несколько депутатов – по многомандатным, при этом, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации[X], у всех избирателей должно было быть одинаковое число голосов, поэтому и в многомандатном округе у избирателей был один голос (система единственного непередаваемого голоса).

По такой системе проводились выборы в Калининградской области в 2006 г. (три трехмандатных округа и 11 одномандатных), в Смоленской области в 2007 г. (22 одномандатных округа и один двухмандатный), а также в объединившихся регионах (для обеспечения представительства территорий ликвидированных автономных округов): в Красноярском крае в 2007 и 2011 гг. (22 одномандатных округа и два двухмандатных); в Камчатском крае в 2007 г. (14 одномандатных округов, один четырехмандатный и один пятимандатный); в Забайкальском крае в 2008 г. (20 одномандатных округов и один пятимандатный) и в Иркутской области в 2008 г. (21 одномандатный округ и один четырехмандатный).

Российская Федерация, согласно ст. 5 Конституции РФ, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Сейчас Россия включает в себя 83 субъекта РФ – 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Для реализации прав граждан РФ на участие в управлении государством и самоуправлении каждый субъект РФ избирает свой законодательный (представительный) орган власти и высшее должностное лицо.

Наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и его структура устанавливаются конституцией и/или уставом субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. При этом наименование не может содержать словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти.

  • Законодательное собрание – в 29 субъектах.
  • Областная дума – в 21 субъекте.
  • Государственное собрание – в 5 субъектах.
  • Государственный совет – в 5 субъектах.
  • Собрание депутатов – в 3 субъектах.
  • Совет депутатов – в 3 субъектах.
  • Народное собрание – в 3 субъектах.
  • Хурал – в 3 субъектах.
  • Парламент – в 3 субъектах.
  • Государственная дума – в 2 субъектах.
  • Прочие названия – в 6 субъектах.

В республиках часто используют названия на втором государственном для республик языке. Например: Хасэ (Государственный совет) Республики Адыгея, Эл Курултай (Государственное собрание) Республики Алтай, Курултай (Государственное собрание) Республики Башкортостан, Народный хурал (парламент) Республики Бурятия и Республики Калмыкия.

Чаще всего в СМИ и других неофициальных документах пишут – региональные парламенты и/или парламенты субъектов РФ. А про выборы пишут – выборы в Областную думу, выборы в Краевую думу, выборы депутатов законодательных органов власти или просто выборы в региональный парламент.

Основные принципы выборов депутатов законодательных органов власти

Выборы депутатов законодательного (представительного) органа власти субъектов РФ происходят по следующему правилу – не менее 50% депутатов должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, то есть по пропорциональной избирательной системе.

Если законодательные органы власти состоят из двух палат, то при выборах депутатов законодательных органов власти по единому избирательному округу избирается не менее 50% депутатов одной из палат.

  • не менее 10 и не более 50 депутатов – при численности избирателей менее 500 тысяч человек;
  • не менее 25 и не более 70 депутатов – при численности избирателей от 500 тысяч до 1 миллиона человек;
  • не менее 35 и не более 90 депутатов – при численности избирателей от 1 миллиона до 2 миллионов человек;
  • не менее 45 и не более 120 депутатов – при численности избирателей свыше 2 миллионов человек.

Самое меньшее количество депутатов законодательного (представительного) органа власти у Ненецкого автономного округа – 11 депутатов. А самое большое количество депутатов в Республике Башкортостан – 120 депутатов.

Различия в разных субъектах РФ

В 10 из 83 субъектах РФ выборы депутатов законодательных органов власти проходят только по пропорциональной избирательной системе.

  1. Республика Дагестан
  2. Республика Ингушетия
  3. Республика Кабардино-Балкария
  4. Республика Калмыкия
  5. Республика Чечня
  6. Амурская область
  7. Калужская область
  8. Тульская область
  9. Ненецкий автономный округ
  10. Санкт-Петербург

Это означает, что принимать участие могут только политические партии и/или избирательные объединения, выдвинувшие список кандидатов. Самовыдвижение при выборах депутатов в этих субъектах не предусмотрено.

В остальных субъектах выборы депутатов законодательных органов власти проходят по смешанной избирательной системе : 50% избирается по пропорциональной избирательной системе (список кандидатов) и 50% – по мажоритарной избирательной системе (единый одномандатный округ). Что допускает выдвижение кандидатов в депутаты в порядке самовыдвижения.

Кроме избирательной системы есть различия в сроке полномочий региональных парламентов. В 6 субъектах ныне действующие законодательные (представительные) органы власти имеют срок полномочий 4 года.

  1. Республика Алтай
  2. Республика Коми
  3. Республика Хакасия
  4. Хабаровский край
  5. Архангельская область
  6. Владимирская область

В остальных субъектах срок полномочий законодательных (представительных) органов власти составляет 5 лет.

Читайте также: