Имеет ли право управляющая компания разглашать персональные данные

Обновлено: 17.05.2024

Обязательство о неразглашении персональных данных — один из самых популярных локальных нормативных актов на предприятии в последние годы. Для хранения и обработки таких данных граждан необходимо правильно организовать доступ к ним персонала организации. Статья рассказывает, что включить в обязательство, кто его подписывает, какова роль ответственного за организацию обработки конфиденциальных данных.

Кто имеет доступ к личным данным

Такой доступ имеют многие:

  • главный бухгалтер — для начисления зарплаты, удержания НДФЛ;
  • менеджер по работе с клиентами — доступ к информации о клиентах компании;
  • начальник отдела кадров — при оформлении человека на работу;
  • руководитель компании — при ознакомлении с личными делами работающих, с резюме и т. д.

Можно назначить одного или нескольких сотрудников в качестве ответственных за неразглашение персональных данных и организацию их обработки. Число таких сотрудников на уровне закона не оговорено. Но в их обязанности входит:

  • контроль за соблюдением оператором и его работниками Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ и других подзаконных актов;
  • доведение до сведения работающих положения законодательства и локальных актов о персональных данных;
  • организация приема и обработки обращений и запросов субъектов персональных данных.

Бланк и форма обязательства о неразглашении персональных данных работников

Право ответственных лиц получать конфиденциальные данные граждан необходимо оформить документально.

Приказом по предприятию ответственного сотрудника обязывают, например, обеспечивать сохранность информации на бумажных и электронных носителях, а также об осуществлении работниками их трудовых прав. Образец приказа о неразглашении персональных данных можно скачать в конце статьи.


Данный вопрос может регулироваться трудовыми договорами, приказами, должностными инструкциями и внутренними положениями о порядке работы с такими данными. Работодателю необходимо получить от своих сотрудников, работающих с персональными данными, подтверждение согласия на получение доступа к этим данным, на соблюдение правил их обработки и хранения.

Для этого на предприятии разрабатывается образец обязательства о неразглашении персональных данных работников. Его текст составляют на основании п. 6 Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687.

Содержание обязательства

В законодательстве отсутствуют единые требования к содержанию обязательства по неразглашению персональной информации сотрудников. Но в отношении ответственных лиц, обрабатывающих личные данные без средств автоматизации, установлены специальные требования. В этом случае они должны быть проинформированы о:

  • факте обработки ими такого типа данных без использования средств автоматизации;
  • категориях данных, подлежащих защите;
  • особенностях и правилах осуществления их обработки, установленных законодательно и локальными правовыми актами организации.

Все эти условия целесообразно включать и в обязательства других работников, которые по роду и характеру деятельности получают доступ к конфиденциальным данным.

Также в обязательстве о неразглашении должен содержаться открытый перечень сведений, к которым сотрудник имеет доступ и которые он не должен разглашать:

  • биографические данные граждан;
  • места их работы и жительства, номера телефонов;
  • адреса электронной почты и т. д.

Далее нужно предусмотреть место для подписи работника, подтверждающей, что он:

  • понимает, что для выполнения должностных обязанностей ему предоставляется доступ к личным данным других работников или иных лиц;
  • ознакомлен с содержанием ст. 90 ТК РФ об ответственности за разглашение данных;
  • знает и применяет в работе локальные документы (инструкции, положения и др.), содержащие требования к хранению и обработке персональных данных (эти локальные документы могут быть разными для различных категорий сотрудников).


Ответственность за разглашение персональных данных

Всем работающим на предприятии необходимо внимательно подходить к сохранности и обработке используемых ими сведений о коллегах. Важно, чтобы сотрудник знал, что ему предоставляется доступ к особо охраняемым данным, и принял на себя обязательство соблюдать требования по обращению с ними, в том числе о неразглашении персональной информации.

Согласно ст. 90 ТК РФ, нарушение норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных работника, влечет дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

Однако чтобы уволить по этой статье, работодателю придется доказать, что работник разгласил секретные данные (сообщил, переслал, передал, опубликовал и т. д.) либо допустил разглашение охраняемой им информации таким образом, что она стала известна третьим лицам. А также, что разглашенная информация является охраняемой в соответствии с законодательством РФ.

В КоАП введена отдельная статья о неразглашении персональных данных третьим лицам (13.14 КоАП РФ). Она предполагает наказание в виде штрафа для физических лиц — от 500 до 1000 рублей, а для должностных лиц — в размере от 4000 до 5000 рублей.

При проверках контролеры обращают внимание на наличие документации и ее корректность, выполнение требований в реальной жизни. Так, организации должны учитывать, что запрещено:

Лицам, нарушившим требования закона о персональных данных, в зависимости от конкретных обстоятельств и серьезности деяния может грозить не только административная и уголовная ответственность, но также гражданско-правовая и даже дисциплинарная (таблица 1). При этом административная ответственность с 1 июля 2017 года ужесточилась – вместо одного состава правонарушения ст. 13.11 КоАП РФ теперь предусматривает семь, а максимальный штраф составляет 75 тыс. руб.

Таблица 1. "Виды ответственности за нарушение закона о персональных данных"

Вид ответственности

Нарушение

Санкция

Норма

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено законом, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации

Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законом, либо обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта, когда это необходимо, либо обработка данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в такое согласие

  • на граждан – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 75 тыс. руб.

Невыполнение оператором обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к политике обработки персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 700 до 1 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 3 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Невыполнение оператором обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 6 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 20 тыс. до 40 тыс. руб.

Невыполнение оператором в установленные сроки требования субъекта персональных данных или его представителя либо Роскомнадзора об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении (если данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки)

Предупреждение или административный штраф:

  • на граждан – от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 45 тыс. руб.

Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих их сохранность и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении них

  • на граждан – от 700 до 2 тыс. руб.;
  • на должностных лиц – от 4 тыс. до 10 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.;
  • на юридических лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.

Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных для этого требований или методов

Предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 тыс. до 6 тыс. руб.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный или иной уполномоченный орган сведений, представление которых предусмотрено законом либо предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде

  • на граждан – от 100 до 300 руб.;
  • на должностных лиц – от 300 до 500 руб.;
  • на юридических лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ

Ш траф до 200 тыс. руб., либо обязательные работы на срок до 360 ч асов , либо исправительны е работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет или без такового ) , либо арест на срок до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до трех лет )

То же деяние, совершенное с использованием служебного положения

Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. , либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет или без такового ) , либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до четырех лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет )

Незаконное публичное распространение информации, указывающей на личность лица, не достигшего 16 лет, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий

Ш траф от 100 тыс. до 300 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от трех до пяти лет, либо принудительны е работ ы на срок до пяти лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет или без такового ), либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до пяти лет ( с лишением права занимать определенные должности на срок до шести лет )

Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление ему неполной или заведомо ложной информации, если это причинило вред правам и законным интересам граждан

Ш траф до 200 тыс. руб., либо лишение права занимать определенные должности на срок от двух до пяти лет

Неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, если это повлекло ее уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование

Ш траф до 200 тыс. руб. , либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет, либо принудительны е работ ы на срок до двух лет, либо лишение свободы на тот же срок

Причинение лицу убытков в результате нарушения правил обработки его персональных данных.

Под убытками при этом понимаются:

  • расходы, которые лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права;
  • утрата или повреждение его имущества;
  • неполученные доходы, которые лицо получило бы, не будь его право нарушено.

Причинение гражданину морального вреда (нравственных страданий) вследствие нарушения правил обработки персональных данных

Компенсация морального вреда (независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом убытков)

Разглашение одним работником персональных данных другого, если они стали известны ему в связи с исполнением трудовых обязанностей


Перечень информации, которая может быть персональной, является открытым. В законе он четко не поименован. Поэтому определять, относятся ли какие-то сведения к персональным данным конкретного лица, необходимо индивидуально. Организации обрабатывают данные не только сотрудников, но и клиентов, партнеров и пр. Когда фото и видео, номер телефона, сетевые идентификаторы, зарплата и условия работы, профессия и образование будут персональными, зависит от ситуации. Мы проанализировали судебную практику, чтобы разобраться в нюансах. Ведь полезно знать не только об ответственности работодателя, но и ситуациях, когда нарушается закон в отношении вас как субъекта персданных, а также сотрудников или клиентов вашей организации, если вы размещаете какую-то информацию в открытом доступе.

Как видно из приведенного определения, закон не содержит исчерпывающего перечня сведений, которые входят в круг персональных данных. Соответственно, в каждом случае необходимо определить, может ли та или иная информация быть отнесена к конкретному лицу. Поможет в этом анализ судебной практики.

Банки не могут распространять платежные карты с открытыми данными клиентов, а управляющие компании рассылать в открытом виде платежные документы, поскольку в таком случае персональные данные людей не защищены от случайного к ним доступа со стороны третьих лиц (апелляционное определение Самарского областного суда от 17.10.2019 № 33-12118/2019).

Помимо Ф.И.О. к числу персональных данных физического лица также относится и конкретный адрес его проживания, включающий город, улицу, номера дома и квартиры, а вот неполный адрес (без указания определенной квартиры) уже не позволяет установить конкретного субъекта персональных данных. В многоквартирном доме находится много квартир, поэтому такой общий адрес нельзя соотнести с конкретным человеком.

Типичным нарушением со стороны управляющей компании, под управлением которой находится жилой дом, является размещение на входной двери, ведущей в подъезд, на стендах и в иных местах, открытых для всеобщего доступа, информации о наличии задолженности по оплате электроэнергии и коммунальных платежей в отношении конкретных граждан с указанием номеров их квартир. Указанные сведения относятся к частной жизни конкретных лиц, поэтому их разглашение будет считаться нарушением, что дает пострадавшему лицу право требовать взыскания денежной компенсации морального вреда на основании ст. 151 ГК РФ (решение Московского районного суда г. Калининграда от 19.04.2017 по делу № 2-688/2017).

Некоторые особо восприимчивые граждане в такой ситуации могут вообще посчитать, что информация о наличии у них задолженности является оскорбительной и задевает их честь, достоинство и доброе имя. Однако порочащий характер сведений должен выражаться в оскорбительных высказываниях, а не в фиксации долга. Нарушение в данном случае состоит только в разглашении персональных данных (апелляционное определение Саратовского областного суда от 23.07.2019 по делу № 33-5366).

Здесь стоит отметить, что судебная практика по вопросу отнесения номеров квартир к числу персональных данных не является единообразной, есть примеры случаев, когда суды полагали возможным указание номеров квартир с информацией о наличии задолженности.

Суд указал, что не будет считаться нарушением размещение информации о наличии задолженности по оплате электроэнергии и коммунальных услуг с перечнем соответствующих квартир, но без указания таких персональных данных, как Ф.И.О. (апелляционное определение Свердловского областного суда от 19.09.2019 по делу № 33-15137/2019).

Жители многоквартирного дома, проживающие в конкретном подъезде, скорее всего, знают друг друга в лицо и по имени, поэтому хоть и не всегда, но в определенных случаях могут соотнести данные о номере квартиры со своими соседями, что позволяет рассматривать номер квартиры как персональные данные конкретных лиц. При таких обстоятельствах можно сделать однозначный вывод: размещение информации о наличии задолженности на стенде подъезда многоквартирного дома с указанием конкретных номеров квартир может рассматриваться как нарушение законодательства о защите персональных данных. Иным образом будет обстоять дело в случае, когда на информационном стенде вывешивается не объявление, а индивидуальное обращение к конкретному лицу по вопросу, представляющему определенную значимость.

Гражданин при входе в подъезд своего жилого дома неожиданно для себя увидел требовательную надпись о том, что ему надлежит вернуть аннулированную доверенность конкретному человеку. Гражданин полагал, что вывешивание такого объявления нарушает требования законодательства по защите персональных данных. Однако суд его требования не поддержал, отметив, что само по себе размещение информации не является обработкой персональных данных и не требует получения разрешения (апелляционное определение Волгоградского областного суда от 09.01.2019 по делу № 33-774/2019).

В состав персональных данных гражданина также входят год, дата, месяц и место его рождения, семейное и имущественное положение, уровень образования, размер доходов, а также иная информация, посредством которой можно идентифицировать конкретное физическое лицо. В качестве персональных данных можно также рассматривать серию и номер паспорта гражданина, которые представляют собой уникальную комбинацию цифр, указываемых в основном документе, удостоверяющем его личность. У другого гражданина реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, будут другими, поэтому реквизиты паспорта также могут быть отнесены к числу персональных данных.

Персональные данные под вопросом

Профессию и образование, а также социальное положение в качестве персональных данных предлагает рассматривать Пермский краевой суд 1 . По нашему мнению, профессию и образование нельзя считать персданными, поскольку сами по себе они могут быть относимы к большому количеству людей.

Как нам представляется, те или иные разрозненные сведения, рассматриваемые отдельно.

1 марта 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее – Закон № 152-ФЗ). Введено новое понятие "персональные данные, разрешенные для распространения". Речь идет о распространении персональных данных неограниченному кругу лиц. Этот новый термин, по сути, пришел на смену прежнему – "общедоступные персональные данные". Судя по пояснительной записке к законопроекту, главная цель поправок – ограничить неконтролируемое использование персданных, размещенных на сайтах и в других открытых источниках. Получив персональные данные, оператор не вправе распространять их, как это было раньше. В связи с этим для обработки персональных данных, разрешенных для распространения, нужно получать отдельное согласие лица, предоставившего такие данные. Далее по тексту под оператором персональных данных (также далее – оператор, оператор персданных) будет подразумеваться лицо, которое обрабатывает персональные данные. Под субъектом персональных данных (далее – субъект персданных, гражданин) понимается физическое лицо, к которому прямо или косвенно относятся персональные данные, обрабатываемые оператором.

Рассмотрим новые правила работы с персданными подробнее.

Для распространения данных нужно получить новое согласие

Прежде оператор персональных данных мог обрабатывать и распространять (публиковать или передавать третьим лицам) персональные данные физлица-работника, получив от него только один документ – письменное согласие на обработку его персданных. Теперь этого недостаточно. Если оператор хочет распространять данные (например, разместить их на сайте компании), ему придется получить не только согласие на обработку, но и новый документ – согласие на распространение персональных данных (далее – согласие на распространение). Этому посвящена новая статья 10.1 Закона о персональных данных № 152-ФЗ.

Если физлицо подписало согласие на обработку персональных данных, но не дало своего согласия на их распространение, оператор может их обрабатывать (хранить, уточнять, использовать и т. д.), но не имеет права передавать их кому-либо еще (п. 4 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Это не касается передачи персональных данных государственным структурам, то есть военкомату, ФНС, ФСС, полиции, следственным органам и т. д. Персональные данные физического лица можно передавать им без его согласия (п. 2 – 11 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Молчание или бездействие субъекта персданных ни при каких обстоятельствах не может считаться согласием на распространение его персональных данных (п. 8 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Согласие на распространение может быть предоставлено оператору персональных данных (п. 6 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):

  • например, непосредственно на бумаге с личной подписью (это можно сделать уже сейчас);
  • через информационную систему Роскомнадзора (эта возможность будет реализована только с 1 июля 2021 года).

Уведомлять Роскомнадзор о намерении начать обработку персональных данных, разрешенных для распространения, не нужно (пп. 4 п. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ).

Содержание согласия на распространение персональных данных

Требования к содержанию нового согласия на распространение персональных данных устанавливаются Роскомнадзором (п. 9 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). На данный момент документ еще не утвержден, он находится на этапе общественного обсуждения, а текст проекта доступен на портале проектов нормативных актов.

Из текста проекта следует, что новое согласие на распространение персданных должно содержать:

  • Ф. И. О. субъекта персональных данных;
  • контактную информацию субъекта персональных данных (телефон, электронная почта или почтовый адрес);
  • наименование или Ф. И. О. и адрес оператора, получающего согласие;
  • цель обработки персональных данных;
  • категории и перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие или обработка которых запрещена;
  • условия разрешения и запрета обработки персональных данных;
  • срок, в течение которого действует согласие;
  • сведения об информационных ресурсах оператора, посредством которых они будут предоставлены неограниченному кругу лиц (например, адрес сайта).

Субъект персональных данных наделен правом самостоятельно выбирать, какие именно персональные данные и на каких условиях может распространять оператор, получивший к ним доступ. Это правило закреплено в п. 9 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ. Например, он может разрешить опубликовать только его фото и Ф. И. О., а дату рождения запретить публиковать. Либо он может разрешить передачу персональных данных третьим лицам, но только при условии, что они являются сотрудниками той же компании, в которой работает он сам.

Установленные субъектом персональных данных запреты и условия их обработки не действуют, когда их обработка осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах (п. 11 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Например, несмотря на запрет, оператор может передать персональные данные в налоговую, ПФР, военкомат, полицию, следственный комитет и т. д.

Если в согласии прямо не указано, что субъект персональных данных не установил запреты и условия обработки персданных, их не следует передавать неограниченному кругу лиц (ч. 5 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Нельзя распространять общедоступные персональные данные без согласия

Если субъект персональных данных самостоятельно разместил в общедоступном месте (например, в соцсетях) свои персональные данные, взять их оттуда для дальнейшей обработки и распространения не получится. Дело в том, что теперь это прямо запрещено законом. Каждое лицо, обрабатывающее или распространяющее размещенные самим субъектом персональные данные, должно доказать законность их обработки. Таким образом, даже в этом случае понадобится письменное согласие субъекта персданных на обработку и/или распространение его персональных данных (п. 2 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Раньше такие персональные данные считались общедоступными, не нужно было получать дополнительное согласие на их распространение.

Третьи лица должны быть оповещены о запретах и условиях обработки персональных данных

Получив согласие на распространение персональных данных, содержащее условия или запреты на их обработку, оператор должен опубликовать информацию о таких условиях или запретах. Сделать это необходимо в течение трех рабочих дней (п. 10 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ). Где именно должна быть опубликована такая информация, в законе не уточняется, однако логично предположить, что она должна быть доступна в том же месте, где опубликованы персональные данные (например, на той же веб-странице, на которой размещены фото и Ф. И. О. гражданина).

Субъект может отозвать согласие на распространение персональных данных

Оператор персональных данных обязан прекратить распространение (передачу, предоставление, доступ) персональных данных по требованию субъекта персданных. Для этого гражданин должен написать заявление об отзыве согласия на их распространение. В таком заявлении должны быть указаны (п. 12 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ):

  • Ф. И. О.;
  • контакты (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес);
  • перечень персональных данных, обработка которых должна быть прекращена.

Прекратить распространение нужно в течение трех рабочих дней с момента получения заявления. В противном случае субъект персональных данных вправе обратиться в суд с этим же требованием (п. 14 ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Работодателям придется соблюдать новые правила в полном объеме

Все перечисленные выше новые правила обработки персональных данных полностью распространяются на процесс обработки персональных данных работников работодателями. Это означает, что для распространения персональных данных работников (например, для размещения их на сайте работодателя) при приеме на работу или после заключения трудового договора придется брать с работника дополнительное согласие на распространение его персональных данных. В противном случае персональные данные работника можно будет передать только при наличии условий, когда согласие работника на их передачу не требуется. Подробнее об этом читайте здесь.

Что касается передачи персональных данных работника в банк с целью оформления зарплатной карты, полагаем, что передавать такие сведения в банк без согласия работника можно только в исключительных случаях, а именно:

  • когда договор заключается непосредственно между банком и работником;
  • когда у работодателя есть доверенность на представление интересов работника в банке;
  • когда выплата зарплат на банковскую карту работника предусмотрена коллективным договором.

Нужно ли переоформлять согласие на обработку персональных данных, полученное до 1 марта 2021 года?

В законе нет норм, которые обязывали бы операторов персданных переоформлять полученные ранее согласия на обработку их персональных данных, оформленных по старым правилам. Но рекомендуется это сделать во избежание возможных претензий со стороны контролирующих органов. Если нужно передать персональные данные другим лицам или опубликовать их в открытом доступе, целесообразно оформить согласие на их распространение с учетом перечисленных выше правил. Сделать это следует еще и потому, что с 27 марта 2021 года вдвое увеличены штрафы за нарушение законодательства о защите персональных данных. Подробнее об этом читайте здесь.

Читайте также: