Почему важны оправдательные приговоры итоговое сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

  • Л. Андреева "Предстояла кража"
  • О. Генри "Родственные души"
  • А.П. Чехова "Злоумышленник"

Преступление и наказание — вечная тема

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

  • мораль и нравственность;
  • совесть;
  • честь;
  • ответственность;
  • вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки , это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление . Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом . Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.



Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

Обратите внимание на структуру сочинения!

1.В выбранной теме выделены ключевые слова.Далее во вступлении они расшифрованы.

2.В конце вступления есть тезис-это то,над чем человек будет рассуждать в своем сочинении и к чему вернется в выводе.

3 В аргументах –продолжение ваших размышлений с опорой на ключевые слова сочинения (в данном сочинении речь о различии ошибки и преступления)

4.Выводы –это не просто слова типа…в этих аргументах мы все доказали..

Это подведение итогов и ответ на поставленный в теме вопрос с опорой на ваши личные размышления.

Список всех аргументов из литературы "Преступление и Наказание — вечная тема"

Есть ли оправдание преступлению?

Родион Раскольников, бедный студент, совершил преступление, находясь в тяжелой жизненной ситуации. Никто, кроме грешницы поневоле Сони Мармеладовой, не готов оправдать его. Только несчастная Соня видит в студенте заблудшую душу, такую же, как она сама, а потому Родион получает сочувствие девушки.

Мирное время – это не война, когда преступления оправдываются, ведь законы перестают действовать. Родион Раскольников живет в мирное время и горе ему, если он не сумел приспособиться к жизни в общих для всех условиях.

Каждый преступник – плохой человек?

Можно ли назвать Родиона Раскольникова, обыкновенного студента, плохим человеком? Он – один из многих, нищих и неспособных прокормить себя, а потому решающих пойти на отчаянный шаг. Родион отличается от них лишь тем, что нашел себе оправдание в виде высшей цели, к которой он стремится.

Был ли Раскольником плохим человеком или просто заблудшим, как думает Соня? А может, он был просто слишком самоуверенным и даже оторванным от реальности? Это гораздо ближе к сути. Так что же произошло в голове этого человека, чтобы решиться на убийство?

Крайняя нужда заставила простого студента пойти на преступление. Он решает убить старуху-процентщицу, чтобы хоть немного решить финансовые проблемы. В качестве оружия он выбирает топор. В миг убийства его обнаруживает сестра потерпевшей, и Родион убивает ее тоже.

Страшное орудие подчеркивает не столько хладнокровие преступника, сколько его отчаяние, страх и нужду. Ведь у студента нет денег на оружие, и он выбирает топор, что делает его преступление еще более ужасающим, в первую очередь – для него самого. Ведь Родион – совсем не плохой человек, в обычном смысле этого слова. Он – не обманщик, не мошенник, не плут, не вор. Так что же сделало из него убийцу?

Родион не идет по головам, он не стремится к цели, он – испытывает себя, свою совесть, силу которой изначально недооценивает.

Теория о сверхчеловеке

Преодолеть свое эго ради великой цели – вот что отличает сверхчеловека от обыкновенного в понимании Раскольникова. Руководствуясь этой идеей, Родион и замышляет преступление. Он старательно вытесняет тот факт, что деньги ему действительно нужны, а значит, на преступление он идет не для того, чтобы преодолеть эго, а наоборот – чтобы удовлетворить эгоистичную цель.

Можно ли называть сверхчеловеком того, кто способен на преступление ради удовлетворения собственных нужд? Риторический вопрос, скорее всего, такого человека назовут слабым.

Желая проверить свою избранность, Родион идет на убийство. Он доказывал самому себе ничтожность фигуры старухи, сравнивая ее с собой – гением в стесненных обстоятельствах.

Но откуда взялись муки совести? А оттого, что к герою пришло осознание бесценности человеческой жизни, которой не вправе распоряжаться никто, кроме ее создателя. Это осознание привело к жесточайшему раскаянию и падению с воображаемого пьедестала, на котором стоят необыкновенные гении – сверхлюди.

Совершив преступление и осознав его цену, Родион Раскольников понимает, что двигало им при составлении теории о сверхлюдях. Гордыня. Всего лишь человеческая гордыня, движимая нуждой, стала спусковым крючком для сделки с совестью.

Не существует великой идеи, для которой все способы хороши. Не принесет счастья злодеяние, как и не превратится в сверхличность бедный студент без гроша в кармане.

Реальность оказалась настолько далека от иллюзий, что чуть не убила несчастного героя. Лишь искреннее раскаяние стало его путеводной звездой, а спасти душу помогла простая человеческая любовь, которой его наградила такая же несчастная, как и он, девушка.

Нравственность и преступление

Нарушение нравственных норм часто влечет за собой наказание, как административное или уголовное преступление. Нормы законы тесно связаны с моралью, что ясно видно на примере героев романа. Здесь каждый преступает черту, при этом стремясь доказать законность своего поступка, ведь иначе никак…

Герой решает, что раскаяние – единственный способ искупить преступление. А потому заново ищет путь к самому себе, обретая, наконец, целостность личности и покой в душе.

Оступиться легко, искупить вину – невозможно в полной мере, ведь любая жизнь – бесценна, а сделка с собственной совестью не принесет ничего, кроме мучительных страданий.

Что такое месть? Можно ли оправдать человека, который мстит? В каких случаях месть бывает необходима? Месть – это намеренное причинение зла в ответ на обиду.

Вариант 1

Во всём мире не найдётся ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не поступал плохо с другими людьми. И не найдётся человека, с которым так не поступали. Первая мысль, возникающая в нашей голове после того, как нас обидели – отомстить.

На примере этого произведения мы видим, что месть Степана Парамоновича представляется справедливой, но, с другой стороны, кому этот поступок принёс пользу? Уж точно не его молодой супруге, которая осталось вдовой. Конечно, виновные не должны оставаться безнаказанными, но и невиновные тоже не должны страдать.

Вариант 2

Думаю, каждый сам отвечает на этот вопрос. Отвечает в соответствии со своим мировоззрением, воспитанием, отношением к религии, к добру и злу. Многие имеют желание отомстить обидчику, но не все задумываются над тем, что это желание может привести к непредсказуемым и очень неприятным событиям.

Но месть её была местью отчаявшейся женщины. Правда, повезло и критику, и самой Маргарите-самого Латунского не было дома, иначе неизвестно, чем бы это могло закончиться. Человек в ярости может натворить всё, что угодно, а потом, скорее всего, будет сожалеть.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что месть можно оправдать, если попытаться понять, что привело человека к подобному поведению, доведён ли он был до отчаяния, либо защищался таким способом. Но даже пытаясь понять и оправдать того, кто принял решение мстить, нельзя забывать, что это всего лишь желание причинить зло другому человеку. А зло останется злом, как ни оправдывай его. Поэтому лучше отказаться от желания отомстить.

Вариант 3

Значение слова месть я понимаю так: месть — это поступки человека, которые он совершает в ответ на причиненное ему зло, за чувство несправедливости. А можно ли оправдать месть? Всегда ли месть является единственным верным выходом из ситуации? Мне кажется, что ответы на эти вопросы будут разными у каждого человека.

Так, например, для одного типа людей месть будет единственным верным решением и сможет стать каким-то успокоением души, лучиком солнца в этом несправедливом мире. Для других же наоборот, месть будет являться уделом слабых. Людей, не способных мстить, я назвала бы людьми с добрым сердцем и светлой душой.

В доказательство моей точки зрения, обращусь к примерам из художественной литературы. В качестве первого аргумента возьму произведение Виталия Закруткина “Матерь человеческая”. Здесь главная героиня — одинокая Мария, пережившая ужасы войны и потерю близких людей, встречает на улице немецкого ребенка. Женщина бежит на него с вилами, хочет отомстить за все свои муки. В итоге, Мария не совершает мстительный поступок, а наоборот спасает этого одинокого немецкого малыша.

Не думаю, что поступив бы наоборот Мария облегчила себе жизнь. Таким образом, мы доказали, что есть люди, для которых месть — это далеко не поступок, который можно оправдать и во всех ситуациях можно обойтись и без него. В качестве второго примера приведу произведение Александра Сергеевича Пушкина “Выстрел”. В нем нам рассказывается о неком человеке по имени Сильвио, который был оскорблён пощечиной неизвестного нам молодого человека знатной фамилии.

Всю свою жизнь он жаждал мести за тот дуэль, на котором у Сильвио остался выстрел на неопределенное время. В итоге, Сильвио через много лет всё-таки не стал стрелять в графа, оказавшись у него дома. Главный герой решил для себя, что он увидел самое важное: страх и смятение графа, остальное — дело совести его самого.

В данном произведении мы видим, как местью для человека является больше душевное наказание и чувства, которые испытал его обидчик. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что вопрос об оправдании мести для каждого человека индивидуален и каждый решает сам для себя: способен я на месть или нет.

Вариант 1

Месть — это злопамятство и самосуд. Человек прибегает к ней, когда хочет наказать своего обидчика. Причины мести могут быть разными: начиная от обиды и заканчивая завистью. Однако во всех случаях ее нельзя оправдать, ведь она лишь преумножает зло вокруг нас, а не сеет справедливость. И в художественной литературе мы встречаем много примеров, подтверждающих мою точку зрения.

Также Алексей отправил отцу Гринева донос, где выставил Марью охотницей за богатым женихом. Поступки Алексея Ивановича нельзя оправдать. Зависть — постыдное чувство, но его можно перебороть, а герой не сделал этого и мстил сопернику снова и снова. Своим поведением он не боролся за справедливость, а просто вставлял палки в колеса тому, кто больше преуспел в жизни.

В измене Аксиньи виноват сам Астахов, ведь он бил и не уважал жену, а все потому, что он мстил ей за обман. Она вышла замуж, будучи женщиной, а не девушкой, так как ее изнасиловал родной отец. И супруг вместо понимания и поддержки обрушил на нее полноценное возмездие. Очевидно, что жажда мщения, распаляющая Степана, не имеет оправдания, ведь он не справедливость отстаивает, а лишь удовлетворяет свое ущемленное эго. Своими поступками он делает жизнь окружающих людей хуже, ибо думает лишь о себе и своих обидах.

Таким образом, месть, по моему мнению, унизительна, прежде всего, для мстителя, а потому не может быть оправдана. Она не имеет ничего общего с правосудием и лишь способствует нарушению общественного порядка, ведь запускает круговорот жестокости, где каждый элемент передает зло другому.

Вариант 2

Месть — это вредные действия, произведенные из побуждения покарать за реальную или мнимую несправедливость, причиненную ранее. Именно это определение встретит человек, ищущий это страшное слово в словарях. Лично для меня месть — это то, что пожирает человека изнутри, вводит его в заблуждение, заставляет пробудить все отрицательные качества и чувства, которые хранятся в потайных шкафчиках человеческой души. Обычно ее невозможно оправдать, но в каждом правиле, конечно, есть исключения, его подтверждающие. Можно найти немало примеров в художественной литературе, чтобы подтвердить мою позицию.

С одной стороны, читатель понимает, что главный герой должен отомстить, ведь граф задел честь и достоинство Сильвио, поэтому мы можем его оправдать, но с другой стороны человеческая жизнь не должна быть потеряна из-за глупой перепалки. Пощадив своего самого злейшего врага, Сильвио показал, что он честный и достойный человек, ведь возмездие в его случае нельзя было бы оправдать. Никакая обида не стоит такого ужасного наказания, тем более от этого самосуда пострадала бы непричастная к дуэли женщина – возлюбленная графа. Все эти обстоятельства говорят о том, что возмездие является таким же преступлением, как и все остальные, и не может быть оправдано.

Кто бы ты ни был, ты не имеешь право вторгаться в жизнь других людей. Каждый человек должен отвечать за свои поступки. Именно поэтому Калашников для многих является глубоко нравственным и достойным литературным героем, возмездие которого полностью оправдывается, потому что мужчина рисковал жизнью не ради себя и своих обид, а ради беззащитной женщины и сотен таких же матерей и жен, которые терпели оскорбления царских слуг. Поступок купца стал уроком и предостережением для тех, кто имел привычку посягать на чужие права.

Таким образом, дав оценку литературным героям, я могу сделать вывод, что месть в большинстве случаев не может быть оправдана, так как от нее страдают люди, которые не заслужили наказания. Но в жизни бывают исключения из этого правила, когда подобное поведение имеет не эгоистический, а общественный или народный мотив.

Вариант 3

Месть – обычное явление в человеческой жизни, поэтому мало кто удивляется, когда слышит о таких поступках. Тем не менее, относились и относятся к мести по-разному. Возникает закономерный вопрос, можно ли оправдать месть. Ответ на него зависит от многих факторов: религии, характера, понятия добра и зла, наконец, воспитания. Например, глубоко верующие православные однозначно скажут, что нужно уметь прощать обидчикам, ведь месть – это грех, зло. Мы не имеем право наказывать другого, это может сделать только Бог. Но есть страны, в которых расплата за вред узаконена. Там распространено другое мнение: обидчик должен почувствовать боль, которую причинил сам.

Я считаю, что ответ зависит от причин мести. В жизни бывают всякие ситуации. Есть поступки, которые простить невозможно, чтобы там ни говорили о благородстве человека, умеющего прощать. Например, убийство близкого человека. Такую потерю переживают очень болезненно, мысли о расплате возникают сами собой. У некоторых они исчезают, когда утихает душевная боль, другие же не могут смириться со случившемся горем. Месть помогает им освободить душу от чувства долга перед убитым.

Я считаю, что поступок отчима можно оправдать. Боль, которую он причинил преступнику – ничто по сравнению с тем, что пришлось пережить Людочке. Можно только представить, что рисовало воображение, когда мужчина думал о случившемся. Он понимал, что Стрекач останется без должного наказания и кто знает, скольким невинным девушкам он искалечит жизнь. Разве можно в этом случае остаться безучастным?

Поступки Швабрина – месть Гриневой и Гриневу, которые, по сути, не сделали ему ничего плохого. В этом случае расплату нельзя назвать справедливой, так как веских причин на это не было.

Таким образом, месть оправдать можно, если на то были серьезные причины. Когда же жажда расплаты продиктована самолюбием или беспричинной злостью, оправдать ее никак нельзя. В таком случае это поступок, который показывает не лучшие стороны человека.

Отомстить или нет, вот в чем вопрос …

Серьезные психологические потрясения, вызванные потерей родных, серьезными моральными или моральными травмами лишают человека возможности рассуждать трезво. Его разум, кажется, отключается, зато сердце мгновенно наполняется злостью и жаждой ответить обидчику тем же, а то и хуже. И только отмстив, человек понимает, что он наделал. Мало кто гордится совершенным, ведь на руках остается чья-то кровь, а на совести пятна мерзких поступков.

На вопрос, что такое месть, можно найти ответ в художественной литературе. Немало писателей поднимали эту проблему, чтобы показать к чему может привести плата за обиду, как она влияет на судьбу мстящих.

Раскольников негодует, видя вокруг такую несправедливость. Его негодование постепенно перерастает в жажду мести. Парень считает, что виноваты во всем такие корыстные люди как старая процентщица. Он уверен, что ее деньгами сможет помочь сотням молодых людей. У него появляется желание убить старуху, которое постепенно возрастает. Герой совершает задуманное.

Вскоре к парню возвращается трезвый рассудок. От природы добрый, Раскольников искренне раскаивается в содеянном. Он чувствует себя отчужденным от общества. Обрести душевный покой герою помогает Соня, которая понимает мотивы его мести.

Таким образом, месть – жестокий ответ на какой-либо вред. Желание отомстить овладевает и разумом и сердцем человека. Нужно уметь контролировать себя, чтобы не запятнать руки и душу мерзкими поступками.

Что такое месть во благо?

Месть во благо – это ситуация, когда только ответный удар сможет остановить преступника. В таких случаях правосудие немо или бессильно помочь обществу, и него остается лишь один вариант защиты – нападение. Именно тогда возмездие преследует благие цели и несет людям добро, защищая их знакомые интересы. Чтобы аргументировать свою точку зрения, приведу примеры из литературы.

Таким образом, месть во благо – это своеобразный правый суд, который человек реализует за неимением лучшего. Когда закон беспомощен, само общество должно защищать свои интересы, отстаивать свои убеждения, укреплять порядок, иначе люди не смогут сосуществовать мирно. Наказание за преступление является неотъемлемой частью правового государства, а потому сознательные граждане могут и обязаны проявлять инициативу, обороняя справедливость, равенство и свободу.

Опасна ли месть для самого мстителя?

Если своими словами, это чувство, которое мы испытываем, когда нас, например, обидели. Первое желание – отомстить обидчику, врагу. Часто причиной мести становится уязвлённое самолюбие.

Хитроумный план мести. И если бы не Раскольников, который догадался о подлых планах Лужина, если бы не свидетель, кто бы поверил девушке с жёлтым билетом?

Не менее мерзко ведёт себя героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстого “Война и мир” Элен Курагина. Она встречает Наташу Ростову в театре. Наташа восхищена Элен, её кричащей красотой. А вот Элен видит в Наташе чистую непорочную девушку. Трудно объяснить, каким образом задето самолюбие светской дамы. Она знала, что Пьер дружит с Наташей, считая её прекрасной девушкой, чего не скажешь про Элен. Может, она пытается отомстить таким образом Пьеру? Но именно она просит брата Анатоля соблазнить Наташу, устраивает их первую встречу…

Таким образом, как часто нам хочется отомстить обидчику за уязвлённое самолюбие, отыграться, сделав и ему больно. Но это чувство жалких людей. Чем мы будем лучше, мстя подобным образом, строя низменные планы? Нужно побеждать в себе это качество, стараясь даже к врагу быть великодушным.

Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.

Итоговое сочинение 2022

Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.

ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:

  • 1 декабря 2021 года – основной поток;
  • 2 февраля 2021 года – первый резерв;
  • 4 мая 2022 года – второй резерв.

Итоговое сочинение по литературе 2022: темы, направления ФИПИ

Обратите внимание! К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.

Темы и направления итогового сочинения в 2021-2022 учебном году

Направления и темы 2022 года

Важно! Темы итогового сочинения 2021-2022 года никто не может знать заранее. Их оглашают уже после начала экзамена. Но в начале года выпускникам сообщают, какими будут основные направления, по которым можно будет писать итоговое сочинение в 2022 году.

Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.

В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание — вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Преступление и наказание — вечная тема

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Творческое направление 2022 года может быть представлено одной из таких тем:

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В данном направлении возможны такие темы:

Список литературы для данного направления итогового сочинения 2021-2022 года будет включать такие произведения:

Критерии оценивания

Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).

К работе предъявляются два основных требования:

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:

Итоговое декабрьское сочинение по литературе: примеры сочинений по всем направлениям для 11 класса — разбираем с репетитором

Примеры итогового сочинения. Направление:

Примеры итогового сочинения. Направление: 'Цивилизация и технологии: спасение, вызов или трагедия?'

Мария (г. Белгород)

Направление: "Цивилизация и технологии: спасение, вызов или трагедия?"

Как развитие технологий изменило жизнь обычных людей?

Как развитие технологий изменило жизнь обычных людей? Этот вопрос как никогда актуален. Множество людей по всему миру имеют возможность с легкостью использовать передовые технологии. В нашем информационном мире, мы можем сходить в Лувр, не тратя сил и денег на поездку в отдаленную страну, с легкостью можем написать другу или поделится своими достижениями со всем миром. Человек как никогда уязвим. Избыток информации, образованный из-за развития технологии такой, как интернет, привел человека к невозможности сосредоточиться, а значит и мыслить, и контролировать свою жизнь. Понятия подменяются: раньше дети собирались на футбольных площадках и играли в футбол, тридцать три, баскетбол, а теперь садятся на лавочках и играют в компьютерные игры, гоняя мяч пальцем по экрану. Человек разучивается взаимодействовать с человеком, а новым поколениям даже не предоставляется такой возможности. Дети, во время этапа социализации получают не мамино внимание, а бездушную машину, имитирующую жизнь. И это не случайность, а закономерность. Люди нестерпимо глупеют, а дураками, несомненно, легче управлять.


Обратимся к антиутопии Р. Бредбери “451 градус по Фаренгейту”, в которой автор представляет нам прогрессивный мир. В нем нет места состраданию, мечты человека примитивны, а все силы властей направлены на борьбу с книгами, в которых уцелел многовековой опыт человеческих отношений: любви и дружбы, дух мятежный и непокорный. Технологии делают жизнь героев “футлярной”. Милдред заменяют общение три экрана во всю стену, по которым крутят глупые телепередачи, а ее единственная мечта - купить четвертый экран. В этом неидеальном мире, жить удобно и комфортно, но это пустой мир, не живой, в котором даже собака механическая.

Как же развитие технологий изменило жизнь? Несомненно, ее упростило, но при этом дало ростки новому историческому периоду, который Оруелл и Бредбери попытались предвидеть в своих произведениях, обличающих пустого, бездушного существа - нового человека!

Так постараемся же мы, люди, еще читающие книги и способные мыслить, предотвратить это безумство!

Увы, сочинение неудачное. Композиционно не цельное, много речевых и логических ошибок, но главное – несоответствие аргументации заявленной теме и, собственно, уход от самой темы.

Отсюда страдают К2 и К3. Где тезис? Какой он? Что на повестку выносит автор? Есть огромный первый абзац-введение, в котором… нет тезиса.

Логических ошибок много:

Ну и главный вопрос: при чем тут технологии? Вопрос-то о них, а не о том, как люди деградируют. Или люди деградируют из-за технологий? Тогда где об этом сказано?

Большие вопросы и к композиции сочинения. Итоговое сочинение, как и любое другое, состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. И основная часть потому так называется, что она – основная, т.е. самая объемная. В этом же сочинении введение = 152 слова, а два(!) аргумента = 145 слов. Даже на уровне объема К3 провален.

Но может быть, у нас сами аргументы вытащат К3? Увы, нет. Тут вообще всё мимо. В аргументах есть всё, что угодно, только нет рассуждения собственно о самих технологиях. Если в первом аргументе есть хотя бы намеки на технологии (экраны, "футлярная жизнь", механическая собака), то второй аргумент лишен их вовсе.

Тут проблема и в отсутствии четко сформулированного тезиса, и в подобранных произведениях: что роман Брэдбери, что роман Оруэлла (а эти фамилии в русском переводе пишутся именно так) совсем не про технологии. Они про людей, про социум, про тоталитаризм, но явно не про то, что нужно отказаться от интернета и вернуться в каменный век.

К4 тоже будет снижен. Вот далеко не все речевые ошибки:

А его нет. И получается, что сочинение хромает на обе ноги по всем критериям. Возможен ли тут зачет? С большой натяжкой.

Неужели мы с вами сейчас готовы отказаться от интернета, от транспорта, от современной технологичной медицины ради… а собственно, ради чего?

Разностороннее раскрытие темы предполагает посмотреть на заявленную проблему с разных сторон: что хорошего, что плохого. Но даже если предположить, что больше никаких художественных текстов, кроме двух приведенных выше, учащийся не знает, значит, надо грамотно построить тезис и в аргументации привести такие доводы, чтобы и от темы не уйти, и доказательства были убедительными.

Читайте также: