Первым в нашей стране кто заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над всеми остальными был

Обновлено: 30.06.2024


Рассматриваются основные цели и задачи Декларации тысячелетия ООН, принятой в 2000 году. Особое внимание уделяется фундаментальным (общечеловеческим) ценностям, провозглашенным Декларацией.

Р.М. Юсупов,

Рассматриваются основные цели и задачи Декларации тысячелетия ООН, принятой в 2000 году. Особое внимание уделяется фундаментальным (общечеловеческим) ценностям, провозглашенным Декларацией. Отмечается необходимость единого понимания мировым сообществом общечеловеческих ценностей.

Ключевые слова: ООН, Декларация тысячелетия ООН, общечеловеческие ценности, универсальные ценности, права человека, глобализация.

Новые вызовы и угрозы ХХI века детерминируют объективное возрастание роли аксиологического фактора в международных отношениях, в том числе в международно-правовой системе. В качестве одного из ключевых факторов, значительно актуализирующих проблематику настоящей публикации, выступает современный этап глобализации.

В лекции, посвященной глобальной этике и праву, которую 12 декабря 2003 г. прочитал в Тюбингенском университете (Германия) тогдашний Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, было акцентировано внимание на том принципиальном моменте, что в эпоху глобализации общечеловеческие ценности более востребованы, чем когда-либо прежде. Каждое общество нуждается в том, чтобы его члены были связаны общими ценностями: тогда они знают, чего ожидать друг от друга, и имеют некоторые общие принципы, на основе которых можно нивелировать различия, существующие между ними, не прибегая к насилию [7].

В настоящее время в научном и экспертном сообществе доминирует точка зрения, согласно которой общечеловеческие ценности, как правило, имеют характер принципов (в том числе моральных), сформулированных на уровне высокой степени обобщения [8, с. 66].

Практически через тридцать лет после принятия цитируемой Декларации, на Саммите тысячелетия в сентябре 2000 года (Нью-Йорк, США) была принята Декларация тысячелетия ООН (далее — Декларация), которая, на наш взгляд, занимает особое место среди международно-правовых документов ООН, относящихся к так называемому мягкому праву (soft law). Дело в том, что в Декларации был зафиксирован целый комплекс целей в области развития на рубеже тысячелетия. Определена также главная задача, стоящая перед человечеством: глобализация должна стать позитивным фактором для всех народов мира, поскольку она хотя и открывает широкие возможности, но ее благами в мире пользуются весьма неравномерно и столь же неравномерно распределяются ее издержки [3]. Мировое сообщество поставило перед собой в этой связи масштабную задачу: все государства — члены ООН должны были к 2015 году достигнуть поставленных Декларацией целей, существенно улучшив условия жизни миллионов людей во всем мире [5].

В Декларации сформулированы восемь целей в области развития1, которые были единодушно приняты мировым сообществом в качестве основы деятельности в сфере развития более чем в 190 странах, расположенных в 10 регионах. Достижение этих целей должно произойти посредством решения 21 задачи на основе 60 показателей-ориентиров. Данные цели охватывают широкий спектр вопросов жизнедеятельности человека: образование, здравоохранение, проблемы окружающей среды. В то же время все они так или иначе подчинены достижению первой цели — ликвидации нищеты и голода [5].

Таким образом, Декларация представляет собой первое соглашение глобального характера стран, входящих в состав ООН. Названный международно-правовой документ призван объединить усилия богатых и бедных государств, взявших на себя поистине беспрецедентное обязательство по улучшению существующего мира для всего человечества в условиях глобализации.

Что же касается равенства, то в рассматриваемом документе речь идет о том, что ни один человек и ни одна страна в мире не должны быть лишены реальной возможности в отношении пользования благами развития. При этом в обязательном порядке должно быть гарантировано равенство прав, а также возможностей представителей обоих полов.

Комментируя квинтэссенцию такой общечеловеческой ценности, какой является солидарность, Декларация провозгласила, что проблемы глобального характера должны решаться в процессе справедливого распределения издержек и бремени согласно фундаментальным принципам равенства и социальной справедливости.

Особо подчеркивается, что страдающие или находящиеся в наименее благоприятном положении заслуживают реальной помощи со стороны тех, кто находится в наиболее благоприятном положении.

По поводу терпимости в Декларации закреплено принципиальное положение, согласно которому люди должны уважать друг друга, несмотря на все многообразие вероисповеданий, культур и языков. Более того, специально выделено важнейшее обстоятельство: различия как внутри самих обществ, так и между обществами не должны пугать, служить поводом для преследований; они должны пестоваться как ценнейшее достояние всего человечества. Декларация призывает к активному поощрению культуры мира и диалога между всеми цивилизациями.

Раскрывая суть уважения к природе, этот международно-правовой документ говорит о том, что в основу охраны и рационального использования всех живых организмов и природных ресурсов должна быть положена осмотрительность согласно постулатам устойчивого развития. Исключительно таким образом можно сохранить для будущих поколений колоссальные богатства, дарованные человечеству природой. Современные модели производства и потребления, имеющие четко выраженный неустойчивый характер, должны быть трансформированы в интересах будущего благосостояния человечества и благополучия будущих поколений.

Говоря об общей обязанности, Декларация уточняет и конкретизирует, что обязанность в сфере управления глобальным экономическим и социальным развитием, а также устранения угроз и вызовов международному миру и безопасности должна разделяться между народами мира и осуществляться на многосторонней основе. Главную роль в данном процессе должна играть ООН как максимально универсальная и самая представительная организация в мире.

Но 2015 год ушел в историю, а Цели развития тысячелетия так и остались в большинстве своем недостигнутыми, несмотря на определенный прогресс в данном направлении. О причинах и факторах, помешавших их достижению, написано немало [1; 5 и др.]. Представляется, что одним из основных факторов, существенно затрудняющих достижение Целей развития тысячелетия, является отсутствие единого понимания государствами — членами ООН универсальных (общечеловеческих) ценностей.

В Глобальной повестке дня для диалога между цивилизациями (принята резолюцией ГА ООН 56/6 от 09.11.2001) отмечается, что глобализация характеризуется укреплением взаимосвязи между народами и расширением взаимодействия между культурами и цивилизациями. Кроме того, глобализация является не только экономическим, финансовым и технологическим процессом, который может принести большую пользу, но и вызовом, заключающимся в необходимости сохранения и прославления огромного интеллектуального и культурного многообразия человечества и цивилизаций.

По сути, сейчас мы видим не диалог цивилизаций, а скорее осязаемые признаки того глобального явления, которое С. Хантингтон в свое время недвусмысленно назвал столкновением цивилизаций. Причина, как говорится, на поверхности: отсутствие единого восприятия общих ценностей, которые могли бы сблизить позиции Запада и Востока в понимании дальнейшей судьбы человечества.

Г.К. Дмитриева в свое время отмечала специфику общественного развития, говоря в первую очередь о необходимости решения глобальной проблемы выживания человечества, и остро поставила вопрос о приоритете общечеловеческих ценностей [4]. Это, в свою очередь, обусловливает повышение роли общечеловеческой морали в межгосударственных отношениях, выдвигает на первый план роль общечеловеческих моральных ценностей в условиях глобализации.

Таким образом, общечеловеческие моральные ценности, являясь неотъемлемой составляющей общечеловеческой морали, в условиях современного этапа глобализации выступают в качестве своеобразных индикаторов. Именно по отношению к общечеловеческим моральным ценностям международное сообщество получает реальную возможность судить о мере нравственности (моральной стороне) того или иного явления или действия в международных отношениях, а также в сфере обеспечения и защиты прав человека и основных свобод.

4. Дмитриева Г.К. Мораль и международное право. М.: Международные отношения, 1991.

8. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и российское право // Общественные науки и современность. 2001. № 2. С. 64—76.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Читайте также: