Что из указанного не входит в предмет теории государства и права

Обновлено: 02.07.2024

1. Понятие и основные черты науки теории государства и права

Как юридическая дисциплина эта наука имеет следующие черты:

1. Теория государства и права относится к гуманитарным наукам, поскольку изучает общественные явления – государство и право, которые непосредственно связаны с человеком.

2. Теория государства и права является политико-юридической дисциплиной, потому что изучает два явления: государство и право. Первое явление, т. е. государство, – политическое, второе явление, т. е. право – юридическое. Таким образом, ТГП носит двойственный, политико-юридический характер.

3. Теория государства и права является единой наукой о государстве и праве: хотя сами государство и право неравнозначны, но они связаны друг с другом и не существуют одно без другого.

4. Теория государства и права считается общей наукой о государстве и праве, хотя далеко единственной, изучающей государство и право. В отличие от других юридических наук она занимается изучением наиболее общих вопросов и наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права.

5. Теория государства и права относится к фундаментальным юридическим наукам, поскольку не занимается изучением прикладных, сугубо практических вопросов, а формирует основополагающие, фундаментальные знания о государстве и праве.

6. Теория государства и права является методологической наукой, поскольку она связана с формированием мировоззрения и оценкой окружающих нас явлений действительности, так же, например, как и философия.

2. Предмет теории государства и права

Ответ на этот вопрос заключается в самом названии дисциплины теории государства и права, это и есть государство и право, которые изучаются этой наукой.

Однако государство и право изучаются не только теорией государства и права, но и многими другими науками, как юридическими, так и не юридическими (например, социологией, политологией, историей). Поэтому принято считать, что государство и право являются объектом исследования различных наук, каждая из которых имеет в этом объекте свой предмет.

Социология занимается социологическими вопросами государства и права, политология – политическими, история – историческими. Для теории государства и права предметом изучения являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Причем это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права не какой-то одной, отдельно взятой страны, а государства и права в целом.

Теория государства и права формирует само понятие государства и права, выясняет причины их возникновения, особенности развития, а также выясняет, как они функционируют и какую роль играют в общественной жизни.

Не стоит думать, что общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права полностью исчерпывают круг вопросов в предмете теории государства и права. Это основной, но отнюдь не единственный перечень вопросов. Кроме указанного, теория государства и права изучает вопросы, касающиеся общих связей государства и права с иными общественными явлениями (экономикой, политикой, культурой, моралью и т. д.) и личностью (людьми), а также вопросы, относящиеся к характеристике различных государственно-правовых явлений, возникающих вследствие функционирования государства и права (правотворчества, правоотношений, законности, правопорядка и др.).

Так что, если обобщить сферу исследований теории государства и права, можно сказать, что предметом данной науки являются наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и других государственно-правовых явлений, а также общие связи государства и права с различными общественными явлениями и личностью.

3. Метод теории государства и права

Методом науки теории государства и права является совокупность подходов, принципов и приемов, на которых основывается данная наука и которые она использует при исследовании своего предмета. В составе метода теории государства и права выделяют три элемента: философские подходы, принципы познания и приемы (методы) исследования.

Философские подходы составляют методологическую основу теории государства и права. Методологическая основа современной отечественной теории государства и права характеризуется многообразием философских подходов или иными словами – плюрализмом. Если прежде в нашей стране превалировала только марксистско-ленинская философия, т. е. диалектический и исторический материализм, то сегодня российская теория государства и права может использовать любые философские подходы, которые помогают установлению научной истины.

К основным принципам познания современной отечественной теории государства и права относятся принцип плюрализма, принцип объективности, принцип всесторонности и принцип историзма.

Принцип плюрализма позволяет применить различные философские подходы при исследовании государственно-правовых явлений, используя различные взгляды философов всех времен и народов.

Принцип объективности требует изучать государство, право, другие государственно-правовые явления без личной предвзятости, основываясь только на реальных фактах во всей их широте и многообразии.

Принцип всесторонности позволяет исследовать государственно-правовые явления с различных сторон, с различных позиций, в их взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни.

Принцип историзма обязывает нас изучать государство и право как с учетом их исторического развития, так и в конкретных исторических условиях.

Методы исследования подразделяют на общие, специальные и частные. К общим методам относят методы, выработанные философией: методы анализа, синтеза, моделирования, сравнительный, системный методы и др. К специальным методам относят математические, кибернетические, статистические, конкретно-социологические и др. К частным методам относят методы, которые вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками: формально-юридический метод, метод сравнительного государствоведения, метод сравнительного правоведения и некоторые другие.

4. Логические приемы в методологии ТГП

Для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений теория использует следующие логические приемы, посредством которых теоретические принципы исследования переводятся в плоскость реальности, становятся работающей теорией.

Анализ выявляет структуру государства и права, фиксирует их составные элементы, устанавливает характер взаимосвязи между ними. Важным средством логического анализа государственно-правовой надстройки является метод формализации, позволяющий установить логические связи и отношения между исходными, определяющими ее элементами, отвлекаясь от второстепенных свойств и признаков государства и права.

Синтез используется для обобщения данных, которые получены в результате анализа изучаемых явлений. Синтезируя аналитические знания отдельных элементов государства и права, мы получаем представление о государстве и праве в целом.

Индукция заключается в познании отдельных сторон или свойств государства и права, на основе которого затем делаются обобщения различного уровня.

Дедукция позволяет посредством логических умозаключений от общего к частному выявить общие закономерности и свойства государства и права, а затем, расчленяя их на группы, дать им научную оценку. Процесс исследования протекает в обратном порядке, характерном для индуктивного метода.

Гипотеза — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать научной теорией. ТГП не только констатирует достигнутое, познанное наукой, но и выявляет глубинные закономерности государства и права и тенденции развития.

5. Специальные и частные методы в познании права и государства

Конкретно-социологический метод может быть использован при изучении различных сфер деятельности правовых и государственно-политических институтов, результативности принимаемых ими решений, своевременности и надежности правового регулирования или правовой охраны; позволяет глубоко, с учетом запросов общественной практики, подойти к решению многих традиционных государственно-правовых вопросов, а также поставить ряд новых проблем.

Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в методологии государствоведения и правоведения. Реформирование и совершенствование государственно-политической и правовой практики невозможно без сопоставления сходных объектов пoзнания, существующих одновременно или разделенных известным периодом времени. Сравнению могут быть подвергнуты государства или правовые системы различных исторических типов, различных стран и континентов, одной и той же страны на разных этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретические и эмпирические его характеристики.

Формально-юридический метод является традиционным, свойственным юридической науке, выходящим из ее природы; составляет обязательную, необходимую ступень в научном познании права и государства, т. к. помогает описать, обобщить, классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным, вполне определенным образом. Элементы этого метода можно обнаружить в других способах изучения права и государства, особенно таких формализованных, как правовое моделирование, математический, статистический.

Метод правового моделирования исходит из идеи подобия, из предположения, что между различными объектами могут устанавливаться взаимно однозначные соответствия, так что, зная характеристики одного из них (модели), можно с достаточной определенностью судить о другом (об оригинале).

Усложнение и расширение предмета исследования, новые запросы практики вынуждают обращаться ко всем точным, надежным и строгим методам исследования (математические, математико-статистические, кибернетические и др. методики). Математическая вооруженность предполагает высокий уровень теоретических (логических) и исторических исследований государственно-правовых явлений и процессов, существенно дополняя, но не подменяя последние.

6. Теория государства и права в системе гуманитарных наук

ТГП как наука гуманитарная взаимодействует с другими гуманитарными науками и так или иначе с ними связана.

К ним относятся философия (в основном социальная), общая социология, экономическая теория, политология, культурология и история, в которые частным образом входят вопросы государства и права. Кроме указанных дисциплин, со многими еще не перечисленными ТГП связана иногда не напрямую, а опосредованно, но тем не менее даже такая наука, как филология, иногда вынуждена опираться на положения теории государства и права, а из филологических исследований ТГП может черпать материал для развития собственных разработок.

Теория государства и права по отношению к гуманитарным наукам является наукой частной, т. к. предмет этой науки обычно не выходит за пределы государственно-правовых явлений. Но поскольку государственно-правовые явления и прежде всего государство и право изучаются теорией государства и права не изолированно, а в тесной связи с другими явлениями общественной науки, при изучении этих связей теория государства и права обращается к исследованиям других гуманитарных наук.

В свою очередь теория государства и права, являясь по отношению к другим гуманитарным дисциплинам наукой частной, вырабатывает положения и выводы о государственно-правовых явлениях, которые используются этими науками. Это связано с тем, что другие гуманитарные науки не занимаются специально вопросами, которые поднимает теория государства и права, но им необходимы исследованиям по общим вопросам в той или иной области государственно-правовых отношений. Теория государства и права, а также другие юридические науки такую информацию способны предоставить.

Таким образом происходит взаимодействие и обогащение различных гуманитарных дисциплин. Только в полной взаимосвязи современные гуманитарные науки могут выработать правильный взгляд как на исторические, так и на современные общественно-политические явления.

7. Теория государства и права в системе юридических наук

Систему юридических наук можно представить в виде пирамиды, разделенной на три уровня.

Нижний уровень составляют прикладные юридические науки: криминалистика, криминология, юридическая психология и некоторые другие, которые ближе всего стоят к практике и непосредственно ее обслуживают.

Средний уровень составляют отраслевые и межотраслевые юридические науки: конституционное, административное, гражданское, уголовное право и т. д., которые изучают различные отрасли права. Эти науки занимают смежное положение: хотя они тесно связаны с практикой (прежде всего с юридической), вместе с тем формулируют и теоретические положения фундаментального характера.

Верхний уровень составляют теоретико-исторические науки о государстве и праве: теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений, которые более всего отстоят от практики, и поэтому их называют фундаментальными теоретико-историческими науками.

Более всего ТГП связана с историей государства и права и историей политических и правовых учений, в несколько меньшей степени – с отраслевыми юридическими науками, и только частично – с прикладными юридическими дисциплинами.

Зато для всех без исключения юридических наук положения и выводы ТГП являются отправными, базовыми. В то же время узкие отраслевые дисциплины, которые более углубленно и более конкретно изучают различные государственно-правовые вопросы, дают для теории государства и права необходимый для теоретических обобщений материал. И если говорить о взаимодействии теории государства и права с другими юридическими науками, следует учитывать, что это взаимодействие носит двусторонний характер, или, иными словами, имеет прямую и обратную связь.

1. К признакам права не относится:

+ независимость от государственной власти и отсутствие системности;

– общеобязательный характер и нормативность;

– формальная определенность и волевой характер.

2. Обычай становится правовым в результате его:

+ признания государством, отражения в праве и наделения его юридической силой;

– регулярного соблюдения той или иной группой населения;

– соответствия нормам общепринятого поведения.

3. Монархия отличается от республики:

+ способом передачи власти, сроком правления главы государства, характером волеизъявления населения;

– наименованием главы государств, наличием или отсутствием парламента, набором прав и обязанностей граждан;

– способами получения гражданства, территориальным устройством, политическим режимом.

4. Государство – это:

+ организация суверенной политической власти, ведающая делами всего общества;

– определенная территория, на которой проживает конкретная национальность;

– деятельность правительства, парламента и судей.

5. Какой теории происхождения государства принадлежит утверждение о том, что государство – это аппарат принуждения, созданный в целях управления завоеванными племенами и их территориями?

6. Основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач – это:

7. В каких правовых формах происходит реализация функций государства?

+ Правотворческой, правоприменительной, правоохранительной.

– Регламентирующей, идеологической, хозяйственной;

– Убеждения, принуждения, рекомендации, поощрения.

8. Система методов, средств и способов реализации государственной власти называется:

– формой государственного устройства;

9. Согласно нормативистской теории:

+ право – это своеобразная пирамида, на вершине которой находится основная норма, и каждая низшая норма берет свою законность у норм большей юридической силы;

– право – продукт истории, постепенное и стихийное преобразование обычаев в более формально выраженные правила поведения;

– право – оформленная в виде закона воля господствующей верхушки общества.

10. В какой правовой системе основным источником права является судебный прецедент?

11. Предусмотренная в законе мера должного, общественно необходимого поведения – это:

– мера государственного принуждения.

12. Какое утверждение неверно?

+ У права и морали одна и та же сфера действия.

– Общественные отношение – объект регулирования как права, так и морали;

– Право и мораль формируют у человека необходимый уровень правосознания и культуры.

13. Что представляет собой версия?

+ Это одно из нескольких имеющихся предположений по поводу фактов или обстоятельств определенного дела;

– Это самоочевидная истина, которой не требуются доказательства;

– Это содержащееся в правовой норме предположение о наличии или отсутствии конкретного юридического факта.

14. Правосознание следователя – это форма:

15. Правовое обучение относится к формам:

16. Норма права – это:

+ общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое мерами государственного принуждения в целях регулирования общественных отношений;

– распространяющееся на определенную группу людей правило, закрепленное в законе как общеобязательное и действующее на конкретной территории;

– общепринятый акт поведения, который выразился в законе и попадает под его охрану.

17. Как называется элемент структуры правовой нормы, который определяет алгоритм поведения субъекта?

18. Премия за хорошо выполненную работу – это пример:

– абсолютно определенной гипотезы.

19. В чем заключается бланкетный способ изложения правовой нормы в статье нормативно-правового акта?

+ Статья отсылает к определенной группе других нормативно-правовых актов;

– Статья отсылает к другой статье этого же нормативного акта;

– Вся норма права содержится в данной статье нормативного акта.

20. Норма права, которая содержит властное предписание, называется:

21. Общезначимый результат профессиональной научной деятельности, способ выражения позиции ученых по правовым вопросам – это:

22. Какой из указанных принципов права является межотраслевым?

– принцип охраны труда;

– равенство перед законом.

23. Принятие подзаконных нормативно-правовых актов более характерно для:

+ органов исполнительной власти;

24. Какие общественные отношения входят в объект регулирования межотраслевых институтов?

+ которые регулируются несколькими отраслями права одновременно;

– которые регулируются одной отраслью права;

– которые регулируются сразу несколькими институтами.

25. Право социального обеспечения является:

+ специальной отраслью права;

– базовой отраслью права;

– комплексной отраслью права.

26. Совокупность нормативно-правовых актов, которые объективно выражают содержательные и структурные характеристики права – это:

27. Ориентация на удовлетворение общественных интересов, императивность норм и одностороннее волеизъявление субъектов более характерны для:

28. Рецепция – это:

+ заимствование одним государством в одностороннем порядке крупных законодательных массивов у другого государства;

– целенаправленное сближение правовых систем или отдельных отраслей, устранение между ними противоречий;

– введение в правовые системы государств единообразных норм.

29. Что не является признаком правотворческой деятельности?

+ упрощенный порядок принятия нормативно-правовых актов;

– монопольный характер со стороны государства;

31. Системность права означает:

+ его внутреннюю упорядоченность, слаженность и организованность;

- что нормы права применяются регулярно, то есть систематически;

- то, что право – часть системы общественных норм.

32. Марксистская теория связывает происхождение права с:

+ социально-экономическими причинами: право становится инструментом в руках господствующего класса для регулирования отношений с эксплуатируемым сословием;

- стихийным стечением обстоятельств: право появляется как воплощение духа народа и развивается постепенно;

- божьей волей, выраженной в Библии, от которой производны все остальные законы.

33. Принципы государственного управления представляют собой:

+ основные начала, научно-обоснованные и закрепленные в законе положения, которые предопределяют строение и характер государственного управления;

- способы и методы, которые использует государственная власть в своей управленческой деятельности;

- характерные черты, присущие государственному управлению как специфическому общественному явлению.

34. Структура государственного управления – это:

+ организованная совокупность органов власти, которые действуют от имени и в интересах государства в пределах своей компетенции и полномочий;

- разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

- внутренняя организация исполнительных органов власти в государстве.

35.Тест. Структура системы государственного управления – это:

+ совокупность тех связей, которые существуют внутри системы государственного управления и делают ее единым целым;

- направления деятельности, в которых функционирует государственное управление как единая система связей;

- совокупность норм и правил, которые регламентируют государственное управление.

36. Методы государственного управления характеризуются тем, что:

+ выражают воздействие субъекта государственного управления на его объект;

- не нуждаются в правовой регламентации;

- адресованы абстрактному объекту управления.

Тест - 37. Силой государства обеспечиваются нормы:

38. Предметом теории государства и права являются:

+ закономерности появления, укрепления, функционирования и развития права и государства, а также связанных с ними явлений;

- смена типов и форм государства и права в их историческом и сравнительном аспекте;

- общественные отношения, возникающие по поводу реализации государственными органами своих полномочий с использованием правовых методов.

39. Право возникает одновременно с появлением:

40.Тест. Что из перечисленного не является элементом структуры государственной власти?

+ Последствия воздействия государственной власти на объект управления;

- Содержание властной деятельности;

41. Если внутри государства нет каких-либо относительно обособленных государственных образований, оно является:

42. Демократия – это разновидность:

- форм государственного устройства;

- форм государственного правления.

43. Способность права воздействовать на сознание и волю человека – это:

+ воспитательная функция права;

- охранительная функция права;

- культурно-историческая функция права.

44. Религиозные нормы представляют собой:

+ вид социальных норм и правил, которые установлены определенными религиозными конфессиями и имеют обязательный характер для приверженцев данной религии;

- правила поведения, которые в виду своего регулярного и длительного применения прочно вошли в привычку;

- совокупность поведенческих актов, основанных на представлении о добре, зле, справедливости и долге.

Читайте также: