Педагогический патронаж что это

Обновлено: 30.06.2024

Под патронажем понимается особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности.

Он представляет собой единство диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, проектирования индивидуальных реабилитационных программ, первичной помощи в реализации планов.

Комплексный медико-социально-педагогический (МСП) патронаж осущест - вляется психолого-педагогическими медико-социальными учреждениями и служ - бами, создаваемыми как в структуре государственной системы образования и социальной защиты, так и вне их с привлечением возможностей учреждений негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотвори- тельных фондов. Дополняя работу государственных структур, они инициируют новые подходы к организации социального пространства помощи детям с отклонениями в развитии, которое ориентировано на создание долгосрочных мер социального обслуживания их семей на междисциплинарной основе.

Базовой основой МСП-патронажа являются психолого-медико-педагогичес - кие комиссии (консультации), психолого-медико-со-циальные центры, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.

Система МСП-патронажа формируется как часть системы специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей, а также детей, чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска.

Комплексный медико-социально-педагогический патронаж предполагает координацию своей деятельности с научно-методическими учреждениями и другими образовательными структурами, а также с учреждениями систем здравоохранения и социальной защиты населения.

Система МСП-патронажа реализует собственную деятельность по следую- щим направлениям: помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута с привлечением возможностей всех действующих образовательных структур как государственной, так и негосударственной систем образования;

· разработка и реализация коррекционно-развивающих программ в работе с детьми, находящимися за рамками образовательного пространства;

· реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс;

· обеспечение целостного мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка на основе взаимосвязи между отдельными аспектами помощи (медицинским, психологическим, социально-бытовым, педагогическим), составляющими единый комплекс и вместе с тем являющимися самостоятельными компонентами;

· содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов, направленных на создание вариативных инновационных форм обучения и социализации детей;

· реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования;

· поддержка общественно-педагогических инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий для свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями;

· привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области специального образования, содействующих повышению статуса человека с ограниченными возможностями в структуре современного общества.

Становление в нашей стране системы медико-социально-педагогического патронажа является сегодня одним из признаков развития системы специального образования, формирования новой модели комплексной поддержки ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи, предполагающей активное участие всех членов семьи в реабилитационном процессе.

Основными критериями эффективной деятельности учреждений системы МСП-патронажа являются следующие:

· рост востребованности услуг служб патронажа со стороны родителей, педагогов, детей;

· увеличение перечня проблем, в отношении которых может оказываться квалифицированная помощь;

· качественный рост показателей развития ребенка независимо от степени ограничения жизнедеятельности (инвалидности);

· нормализация внутрисемейных отношений;

· качественный рост компетентности не только педагогов и других специалистов в области решения проблем современного детства, но и родителей.

Организация социально-педагогической поддержки детства в целом должна быть направлена на устранение или ослабление воздействия причин, выступающих факторами риска для детей. Причем эти проблемы должны решаться в комплексе.

С учетом вышесказанного организация системы социально-педагогической поддержки детства на муниципальном уровне предусматривает решение трех важнейших проблем, обусловливающих три основные направления организационной деятельности:

· совершенствование образовательной системы в интересах развития каждого ребенка, что включает обеспечение много вариантности образовательных программ, возможности выбора образовательной программы в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка, своевременной диагностики проблем детей;

· организация социальной и медико-психолого-педагогической помощи и поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

· обеспечение реальных мер по защите прав и законных интересов детей на уровне исполнительной власти и управления образованием.

Под патронажем понимается особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности.

Он представляет собой единство диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, проектирования индивидуальных реабилитационных программ, первичной помощи в реализации планов.

Комплексный медико-социально-педагогический (МСП) патронаж осуществляется психолого-педагогическими медико-социальными учреждениями и службами, создаваемыми как в структуре государственной системы образования и социальной защиты, так и вне их с привлечением возможностей учреждений негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов. Дополняя работу государственных структур, они инициируют новые подходы к организации социального пространства помощи детям с отклонениями в развитии, которое ориентировано на создание долгосрочных мер социального обслуживания их семей на междисциплинарной основе.

Базовой основой МСП-патронажа являются психолого-медико-педагогические комиссии (консультации), психолого-медико-со-циальные центры, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.

Система МСП-патронажа формируется как часть системы специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей, а также детей, чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска.

Комплексный медико-социально-педагогический патронаж предполагает координацию своей деятельности с научно-методическими учреждениями и другими образовательными структурами, а также с учреждениями систем здравоохранения и социальной защиты населения.

Система МСП-патронажа реализует собственную деятельность по следующим направлениям:

· помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута с привлечением возможностей всех действующих образовательных структур как государственной, так и негосударственной систем образования;

· разработка и реализация коррекционно-развивающих программ в работе с детьми, находящимися за рамками образовательного пространства;

· реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс;

· обеспечение целостного мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка на основе взаимосвязи между отдельными аспектами помощи (медицинским, психологическим, социально-бытовым, педагогическим), составляющими единый комплекс и вместе с тем являющимися самостоятельными компонентами;

· содействие развитию образовательных систем в рамках совместных проектов, направленных на создание вариативных инновационных форм обучения и социализации детей;

· реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования;

· поддержка общественно-педагогических инициатив, направленных на совершенствование правовых гарантий для свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями;

· привлечение средств массовой информации для освещения инновационных подходов в области специального образования, содействующих повышению статуса человека с ограниченными возможностями в структуре современного общества.

Становление в нашей стране системы медико-социально-педагогического патронажа является сегодня одним из признаков развития системы специального образования, формирования новой модели комплексной поддержки ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи, предполагающей активное (субъект-субъектное) участие всех членов семьи в реабилитационном процессе.

Основными критериями эффективной деятельности учреждений системы МСП-патронажа являются следующие:

· рост востребованности услуг служб патронажа со стороны родителей, педагогов, детей;

· увеличение перечня проблем, в отношении которых может оказываться квалифицированная помощь;

· качественный рост показателей развития ребенка независимо от степени ограничения жизнедеятельности (инвалидности);

· нормализация внутрисемейных отношений;

· качественный рост компетентности не только педагогов и других специалистов в области решения проблем современного детства, но и родителей.

Обследование семьи с целью выявления социально-психологических, демографических, жилищно-коммунальных особенностей. Разработка индивидуально для каждой семьи программы социально-педагогической реабилитации. Характер родительско-детских отношений.

Рубрика Социология и обществознание
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 09.04.2014
Размер файла 14,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Социально-педагогический патронаж семьи и детей

Социально-педагогический патронаж семьи и детей - это обследование семьи с целью выявления социально-психологических, демографических, жилищно-коммунальных особенностей и разработка индивидуально для каждой семьи программы социально-педагогической реабилитации. Социально-педагогический патронаж семей осуществляется на основе наблюдений с целью выявления физического или психологического состояния членов семьи, характера родительско-детских отношений, обеспечение гармоничного семейного воспитания. Патронаж носит постоянный (или эпизодический) регулярный (не разовый, но и не пожизненный) характер. Интенсивность патронажных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, ее социальной запущенности и некомпетентности. Патронаж семьи и детей направлен на создание таких условий, в которых постепенно приобретаются способности к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем и полноценному функционированию в социальной среде. Основная цель социально-педагогического патронажа - является формирование у ребенка с раннего возраста общечеловеческих ценностей; выполнения воспитательной функции и первичной социализации ребенка формирование педагогической культуры родителей, создание благоприятного семейного микроклимата и укрепление института семьи. Задачи социального патронажа: исправление совершившихся фактов, приведших к социальному неблагополучию семьи; социальная реабилитация семьи; профилактика социального неблагополучия, предупреждение возможных кризисов. Функциями социально-педагогического патронажа семьи выступают: воспитательная (формирование психолого-педагогической компетенции семьи) социально-правовая (заботы государства о семье, детях, в их правовой поддержке и защите) социально-реабилитационная (предусматривает воспитательную, образовательную и определенную попечительскую работу с неблагополучными семьями и семьями группы риска). Специфика патронажа как формы работы с семьей заключается в том, что он осуществляется систематизировано, комплексно и в определенные сроки группой специалистов разного профиля. При этом к каждому члену семьи применяется индивидуальный подход. Для помощи конкретной семье привлекаются различные ведомства и учреждения (социальной защиты, здравоохранения, образования и др.). Многочисленные проблемы семьи требуют использования и сочетания разных видов патронажа: социально - психологический - помощь в решении социально-психологических проблем (психодиагностика, психокоррекция, психотерапия, семейное и индивидуальное психологическое консультирование); * социально - педагогический - выявление трудностей в обучении и воспитании детей и помощь в устранении их причин (психолого-педагогическая диагностика, психолого-педагогическая коррекция); социально-правовой - юридические консультации, оформление документов, представительство интересов семьи в суде. Принципы социального патронажа. Служба социального патронажа действует на основе следующих принципов: системность. Этот принцип предполагает построение процесса социального патронажа. Как системы практических действий, взаимосвязанных и взаимоувязанных в рамках единой программы. При этом проблемы клиентов рассматриваются не изолированно, а в контексте взаимосвязей, взаимоотношений внутри их семей, производственного и социального окружения; комплексность. Программа социального патронажа формируется и реализуется на основе подхода, предполагающего использование не разрозненных мер и мероприятий, а их комплекса, т. е. всего необходимого спектра социальных услуг, объективно отвечающих интересам клиентов. семья социальный психологический

Соблюдение этого принципа исключает разработку программ, не адекватных трудной жизненной ситуации клиентов; оптимальное использование потенциально-положительных резервов социального, производственного и семейного окружения клиентов. Служба социального патронажа должна выявлять в окружении клиентов своих потенциальных союзников. Оценивать имеющиеся у них и не используемые (или используемые не в полной мере) созидательные возможности, приводить эти возможности в действие, опираться на поддержку родственников, друзей, коллег знакомых клиентов, способных внести вклад в решение их жизненных проблем; * укрепление собственного потенциала клиентов для самостоятельного решения своих жизненных проблем. Служба социального патронажа заботиться, чтобы содействовать клиентам в овладении новыми знаниями, умениями и навыками, с помощью которых они имели бы возможность осуществить самопомощь, независимо от внешней поддержки решать свои личные и социальные трудности. При этом следует исходить из того, что причиной социальной дезадаптации зачастую является недостаточный уровень образования и общей культуры; * приоритет профилактической направленности в процессе социального патронажа. Служба социального патронажа призвана как можно раньше, выявлять опасные тенденции в социальном здоровье населения и купировать их дальнейшее развитие, незамедлительно принимая адекватные меры. Необходимо добиваться устранения факторов социального риска, осуществлять превенцию кризисных ситуации в семьях и в детской среде; * уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее прав на свободный выбор своего пути развития (если ее образ жизни не угрожает жизни и здоровью детей и ближайшего окружения).

Помощь службы социального патронажа эффективна только тогда, когда способствует поддержанию, сохранению и позитивному развитию семьи как целостного образования. Меры по изъятию из семьи детей или иных ее членов оправданы лишь в том случае, когда исчерпали все иные возможности; объективная оценка потребностей семьи и личности и оказание помощи в реально возможном объеме, без стремления к неосуществимым целям, идеалам и искусственным образцам. Служба социального патронажа настраивает клиентов на ответственный подход к решению собственных проблем, на принятие жизни во всей необходимости их достойно преодолевать. Специалисты службы должны ставить перед своими клиентами "реалистичные" требования и задачи, исходить при этом из реальных условий и желания помочь семье или личности преодолеть типичное для кризисов отчуждение от мира. Открыть в себе внутренние ресурсы, стать творцом своей судьбы и обрести гибкость в отношениях с окружающими; * дифференцированный подход к клиентам, представляющим различные группы семей и детей. В практической деятельности служба социального патронажа исходит от того, каковы конкретные трудности и проблемы клиентов (насилие, нищета, неготовность к семейной жизни, алкоголизм, детская наркомания, безнадзорность и т. п.), насколько они запущены, опасны ли и в какой мере сложившаяся ситуация для семьи, детей, ближайшего окружения и широкого социума; адресный характер.

Социальный патронаж адресуется и предоставляется конкретным семьям и детям в соответствии с характером возникающих у них социальных и личностных проблем и особенностью ситуации, которая профессионально диагностируется как трудная и опасная для них самих и окружающих; * взаимодействие и содействие, заключающееся в создании условий для осознания клиентами своей позиции по отношению к специалистам службы и совместной работе с ними по корректировке ситуации; * разделение ответственности между клиентами и специалистами на решение кризисной, жизненной ситуации и постепенная, но целенаправленная, ее передача клиентам; * создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентами системы взаимоотношений с окружающим миром и со своей ближайшей средой, а также для совершения личностно значимых жизненных поступков и выбора. Наряду с этими специфическими принципами, деятельность службы социального патронажа должна строиться с учетом общих принципов работы социальных служб, которые имеют универсальный характер. Это принципы служения клиенту; учета его личностных, психологических, возрастных и физиологических особенностей; конфиденциальности; открытости для всех нуждающихся; своевременности оказания социальных услуг и ряд других. Следование этим принципам закономерно влияет на организацию и содержание всей деятельности службы социального патронажа, подчиняет ее единым правилам и закономерностям, обеспечивает эффективностью принимаемых усилий. Алгоритм взаимодействия специалиста с семьей:

1. Общение с клиентом, умение слушать и слышать, анализировать, не принимать сторону клиента, не дать втянуть себя в конфликт, быть объективным, независимым арбитром.

2. Формирование мотивации клиента на получение помощи и согласия сотрудничества со специалистом и службой.

3. Разработка совместного плана действий по выходу из кризисной ситуации.

4. Контроль над выполнением соглашения.

5. Передача полноты ответственности за развитие ситуации клиенту.

6. Закрепление позитивных навыков выхода из кризиса.

7. Подведение итогов работы.


Одной из наиболее важных задач в современном обществе является осуществление социального патронажа над людьми и семьями, по различным причинам оказавшимся в тяжелом положении. Решение данной задачи лежит на определенных государственных учреждениях и различных общественных организациях. В результате ситуации, сложившейся в стране, и усугубляющейся проблемы безнадзорности, число семей, нуждающихся в патронаже, постоянно растет.

социален патронаж

Чаще всего осуществляются медико- и социально-педагогический патронажи.

Это обслуживание, которое предоставляется группам риска и индивидуальным клиентам. Сотрудники осуществляют постоянный надзор, посещают жилища лиц, которые попали в трудную ситуацию, оказывают им определенные виды помощи.

Основные понятия

Под социальным патронажем понимается такой вид технологии, которая позволяет найти решение различных кризисных жизненных ситуаций и предполагает сопровождение детей, инвалидов, семей, столкнувшихся с подобными проблемами. Технология объединяет в себе контрольные, диагностические, адаптационные и реабилитационные функции. Патронаж направлен на установление, а также поддержку длительной связи с семьей, своевременный поиск проблемных ситуаций, оказание немедленной помощи.

Патронаж социально-педагогического вида устанавливают над семьями, которые оказались:

  1. В кризисных ситуациях, спровоцированных смертью одного из членов семьи, разводом и подобное.
  2. В затруднительном жизненном положении при возникновении проблем психологического характера, обнаружении хронических заболеваний, в результате потери работы, при обретении инвалидности.
  3. В опасных положениях, связанных с бродяжничеством, насилием внутри семьи, наркоманией, алкоголизмом.

социальный патронаж семьи

Какие лица могут получить патронаж

Кроме того, социальный патронаж семьи устанавливается, если указанные лица:

  1. Социально нездоровы, могут представлять риск для общества.
  2. Замкнуты, общественно изолированы.
  3. Находятся в состоянии постоянной социально-психологической дезадаптации.
  4. Имеют ослабленную связь с социумом, другими членами семьи, либо такая связь отсутствует полностью.
  5. Не имеют ресурсов для осуществления личностного и общественного роста, либо не имеют навыков использования указанных ресурсов. Это могут быть профессиональные, духовные, материальные формы.

медико социальный патронаж

Определять необходимость патронажа над семьей должна организация, которая занимается его контролем, а также межведомственная комиссия, одной из функций которой является осуществление контроля данной процедуры.

Виды патронажа лиц пожилого возраста и инвалидов

Сюда может входить периодическое оказание материальной помощи, выражающееся в выдаче пособий, талонов, продуктов, одежды и пр. социально-правового патронажа, осуществляемого в отношении семей, имеющих детей — инвалидов, находящихся в трудной жизненной ситуации с целью осуществления систематической юридической помощи таким семьям. Функции социального патронажа инвалидов очень обширны.

Кто осуществляет патронаж

Выполнять обязанности поручают специалисту, представителю межведомственной комиссии, службе патронажных сестер, решением которых над семьей был установлен контроль. Они, если существует подобная необходимость, обладают правом внесения корректив в план их деятельности и взаимодействия с неблагополучными людьми.

Семью ставят на патронаж только при наличии реальной необходимости и обоснованного решения. Приниматься такое решение должно без спешки, ведь в некоторых случаях достаточными оказываются консультационные услуги, поддержка, отдельные профилактические реабилитационные мероприятия.

социальный патронаж детей

Основные принципы

Основными принципами социального патронажа, на основе которых службы организуют свою деятельность, принимая во внимание материалы от социального педагога, следующие:

  1. Пропаганда единства семьи.
  2. Профилактическая направленность.
  3. Объективность.
  4. Оптимизация.
  5. Комплексность (работы должны выполняться комплексно, а не в одиночном порядке).
  6. Системность (действия должны быть взаимосвязанными, дополняющими друг друга).

Разновидности

Социальный патронаж семьи может быть нескольких видов:

  1. Правовой.
  2. Экономический.
  3. Педагогический.
  4. Психологический.
  5. Медицинский.

Рассмотрим их более подробно.

Медико-социальный патронаж может быть установлен по отношению к больным или неполноценным физически членам семьи, в том числе по отношению к детям, имеющим инвалидность и нуждающиеся в ежедневном уходе. Содержание такого ухода составляется с учетом категории лица, находящегося на попечении. Он может включать в себя доставку продуктов, лекарств, осуществление кормления, гигиенических услуг, уборку жилого помещения, дежурства в ночное время и другие виды деятельности, позволяющие обеспечить человеку нормальное существование, если он не в состоянии самостоятельно удовлетворить необходимые потребности.

Главная задача работника, осуществляющего медико-социальный патронаж, заключается в выполнении указанных услуг, установлении доверительных отношений с подопечным, терпимости.

Социально-психологический патронаж заключается в том, что социальный работник оказывает психологическую и социальную помощь лицам, входящим в группы риска: проживающим в стрессовых или конфликтных условиях, находящимся в состоянии эмоционального напряжения, хронической психологической дезадаптации, имеющим проблемы в воспитании детей. В их обязанности входит консультирование клиентов, поиск альтернативных выходов из сложившихся конфликтных ситуаций совместно с подопечными, выполнение функций посредника между человеком и людьми, которые его окружают. Социальные работники оказывают помощь, направленную на снижение тревожности подопечного, квалифицированно вводят его в процесс изменений, которые предусмотрены планом работы.

социальный патронаж инвалидов

Задачи

Основной задачей социального патронажа детей является оказание социальными работниками действенной и всесторонней помощи в сложной ситуации. Руководствуются специалисты при этом личными педагогическими возможностями. Социально-педагогический патронаж направлен на повышение компетентности родителей, формирование положительной мотивации на поиск выхода из кризисных положений, восстановление взаимоотношений между детьми и родителями, формирование их общественной позиции, направленной на нормальное развитие человека.

В рамках социально-экономического патронажа оказывается материальная помощь путем предоставления продуктов, талонов, одежды, пособий. Социально-экономический тип патронажа является частным случаем.

Осуществляется социальный патронаж пожилых людей.

Это предполагает систематическое наблюдение за подопечными с целью выявления угрозы применения насилия. Кроме того, осуществляется помощь, базирующаяся на методах социального патронажа.

Какую деятельность осуществляют работники

Работники занимаются следующей деятельностью:

  1. Совершают визиты в семьи, изучают и выявляют причины сформировавшейся проблемы.
  2. Оказывают конкретную (иногда экстренную) помощь, способную разрешить кризисные обстоятельства.
  3. Оказывают профилактические меры, удовлетворяющие потребности, способствующие стабилизации благоприятных перемен, закреплению успехов, уменьшению либо устранению факторов риска путем побуждения, посредничества, обучения.
  4. Объединяют действия работников соответствующих служб для устранения проблемных ситуаций в семьях.

педагогический патронаж

Виды социального сопровождения

Социальным сопровождением при необходимости обеспечивают семьи, родителей, попечителей, опекунов, других представителей несовершеннолетних. Осуществляют такой вид деятельности уполномоченные службы, имеющие юридическое право осуществлять психологический патронаж. Сопровождение может быть нескольких видов: правовое, трудовое, социально-педагогическое, психологическое, медицинское, бытовое.

Кроме того, патронажные учреждения осуществляют предоставление срочных услуг общественной значимости: предоставление горячего питания, обеспечение необходимой обувью и одеждой, юридическое сопровождение, содействие в получения временного жилья.

медико социально педагогический патронаж

Контролирующие органы

Социально-педагогический патронаж подразумевает под собой деятельность, направленную на обслуживание подопечных, находящихся в группе риска, на дому. В связи с чем процедура оказания подобной услуги контролируется службой по делам детей, отделением социальной защиты, центром социальных служб.

Формирование и реализация контроля качества регламентируются федеральным законом № 256 от 21.07.2014 года.

Наступил сентябрь – время для первого посещения семей ваших воспитанников. Ведь для того, чтобы воспитывать наших детей во всех отношениях, необходимо знать их во всех отношениях. А можем ли мы знать ребенка, если не знаем его семью, особенности семейного воспитания.

Не секрет, что на ребенка влияет все, что происходит в семье – взаимоотношения между родителями, позиция бабушек и дедушек, увлечения и интересы семьи, отношение к наказаниям и поощрениям и многое другое. А как мы можем узнать семью поближе? Только посетив ее и в спокойной домашней обстановке выяснив все, что вас интересует.

Прежде чем посетить семью, необходимо поставить себе цель – зачем я туда иду. Цели могут быть разные.

Если это первое посещение, то цель – обследование санитарно-гигиенических, жилищно-бытовых условий семьи, составление социально-правового паспорта.При первом посещении целесообразно выяснить следующие факторы:

• ИФО, дату рождения, образование, место работы или учебы, прописку у всех родственников так или иначе воздействующих на ребенка – матери, отца, сестры, брата, бабушки, дедушки, тети, дяди.

• Статус семьи – полная семья или неполная.

Семьябудет считаться полной в случаях:

Семья будет считаться неполной (в разводе)в случаях:

а) если есть официальное свидетельство о разводе;

Семья будет считаться неполной (одинокая мать)в случаях:

а) отцовство не установлено, есть справка из отдела ЗАГС, что мама ребенка – одинокая.

Семья будет считаться неполной (вдова, вдовец, в случае, если есть свидетельство о смерти члена семьи.

• Жилищные условия семьи – сколько комнат, примерный метраж квартиры, если семья проживает с родственниками, какую часть жилья занимает семья. В этом случае также можно уточнить, состоит ли семья в очереди на жилье. Обязательно отметьте санитарное состояние квартиры.

• Условия, созданные для ребенка - есть ли своя комната, или уголок в общей комнате, где у ребенка есть свои игрушки, игры, принадлежности для творчества, есть ли своя кроватка. Отметим, если у ребенка все его вещи в неприглядном виде, скудный игровой уголок, или совсем ничего нет кроме одного фиолетового зайца, это может говорить о том, что ребенком не занимаются, не интересуются его нуждами.

• Также,для лучшего понимания ребенка можно выяснить следующее: особенности поведения ребенка при кормлении, укладывании спать, при общении со взрослыми, сверстниками, особенности здоровья воспитанника.

• В конце беседы можно задать такие вопросы – какие затруднения вы испытываете в процессе воспитания ребенка, какую помощь вы хотели бы получить от детского сада – консультации по медицинским, психологическим, педагогическим, логопедическим, правовым вопросам.

Эта информация поможет вам скорректировать свою работу по оказанию реальной помощи семье.

По ходу беседы можно дать родителям какие-либо рекомендации по организации жизни ребенка дома.

При повторных посещениях вы отмечаете изменения, которые произошли в семье – мама вышла замуж, папа женился, родители уехали на заработки, кто-то развелся, умер, родился, семья переехала на другое местожительства. Здесь очень важно отметить, как изменения влияют на ребенка.

Также, при повторном посещении вы отмечаете, как родители выполнили ваши рекомендации. Например, у ребенка нет уголка для творчества, и вы рекомендовали его оформить. При повторном посещении вы отмечаете, что родители сделали. Необходимо добиваться выполнения ваших рекомендаций.

При повторных посещениях вы можете обсудить с родителями проблемы или успехи в воспитании и развитии ребенка. Причем, при обсуждении проблем нельзя создавать отрицательный образ ребенка, так как этим вы сразу вызовете неприятие со стороны родителя, и ни о каком дальнейшем взаимодействии не может быть и речи. Помните, что опора на положительные качества ребенка – основа доверия родителей к педагогу.

Поэтому, начинать обсуждение проблем необходимо с положительной характеристики ребенка. И затем уже переходить к обсуждению проблемы. Здесь очень важно проявить высокий педагогических такт и дать понять родителям, что вы любите ребенка и только из чувства любви к нему желаете ему помочь.

Обговорив проблему, предложите пути выхода из ситуации. Для начала необходимо выяснить взгляды родителей на проблему. Если проблема осознана родителями, попробуйте найти выход вместе. Побуждайте родителей высказывать свои взгляды на воспитание и развитие ребенка, выслушивайте мнение родителей, даже если оно ошибочно. Не опровергайте, а предлагайте свои способы воздействия. И призывайте родителей объединить усилия для выработки единых требований. Если с ходу не получается решить проблему, можно пригласить на консультацию к психологу, педагогу, логопеду, заведующей.

Если проблема в междусемейных отношениях, предложите обратиться к семейному психологу.

Если проблема не осознана, родители не видят ничего плохого в своем ребенке и его поведении, нужно привести какие-либо доводы и постараться убедить родителей в том, что развитие или поведение ребенка нуждается в коррекции. Возможно, это осознание придет к родителям не сразу, а через некоторое время.

На последующих посещениях вы контролируете выполнение ваших совместных усилий по решению проблемы.

В заключении хотелось бы еще раз напомнить – при общении с родителями будьте доброжелательны, улыбчивы, проявляйте терпимость к иным точкам зрения.

Под патронажем понимается особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности.

Он представляет собой единство диагностики, информационного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, проектирования индивидуальных реабилитационных программ, первичной помощи в реализации планов.

Комплексный медико-социально-педагогический (МСП) патронаж осуществляется психолого-педагогическими медико-социальными учреждениями и службами, создаваемыми как в структуре государственной системы образования и социальной защиты, так и вне их с привлечением возможностей учреждений негосударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов.

Дополняя работу государственных структур, они инициируют новые подходы к организации социального пространства помощи детям с отклонениями в развитии, которое ориентировано на создание долгосрочных мер социального обслуживания их семей на междисциплинарной основе.

Базовой основой МСП-патронажа являются психолого-медико- исдагогические комиссии (консультации), психолого-медико-социальные центры, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.

Система МСП-патронажа формируется как часть системы специального образования, призванная влиять на улучшение условий

для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей также детей, чье развитие обусловлено действием множественн факторов риска.

Комплексный медико-социально-педагогический патрон предполагает координацию своей деятельности с научно-мето ческими учреждениями и другими образовательными структура а также с учреждениями систем здравоохранения и социальн защиты населения.

Система МСП-патронажа реализует собственную деятельно по следующим направлениям:

помощь в выборе индивидуального образовательного м шрута с привлечением возможностей всех действующих образо тельных структур как государственной, так и негосударственн систем образования;

разработка и реализация коррекционно-развивающих п грамм в работе с детьми, находящимися за рамками образов тельного пространства;

реализация специальных программ для обучения родителей включения их в коррекционно-педагогический процесс;

обеспечение целостного мультидисциплинарного подхода обучению и социализации ребенка на основе взаимосвязи ме отдельными аспектами помощи (медицинским, психологическ социально-бытовым, педагогическим), составляющими един комплекс и вместе с тем являющимися самостоятельными ком^ нентами; ?!

содействие развитию образовательных систем в рамках сов стных проектов, направленных на создание вариативных инно:' ционных форм обучения и социализации детей;

реализация современных педагогических технологий в сф учреждений системы специального образования;

поддержка общественно-педагогических инициатив, напр ленных на совершенствование правовых гарантий для свободи развития ребенка в соответствии с его возможностями;

привлечение средств массовой информации для освещения новационных подходов в области специального образования, действующих повышению статуса человека с ограниченны возможностями в структуре современного общества.

Становление в нашей стране системы медико-социально-" дагогического патронажа является сегодня одним из признак развития системы специального образования, формирован новой модели комплексной поддержки ребенка с отклонения в развитии в условиях семьи, предполагающей активное (суб ект-субъектное) участие всех членов семьи в реабилитационн процессе.

Основными критериями эффективной деятельности учреждений системы МСП-патронажа являются следующие:

рост востребованности услуг служб патронажа со стороны родителей, педагогов, детей;

увеличение перечня проблем, в отношении которых может оказываться квалифицированная помощь;

качественный рост показателей развития ребенка независимо от степени ограничения жизнедеятельности (инвалидности); нормализация внутрисемейных отношений; качественный рост компетентности не только педагогов и других специалистов в области решения проблем современного детства, но и родителей.

Читайте также: