Сертификат пфр что это

Обновлено: 16.05.2024

С 19 июня 2020 года утверждён новый порядок электронного документооборота с ПФР при сдаче сведений для индивидуального (персонифицированного) учета. Рассказываем, каких правил теперь нужно придерживаться страхователям по персучёту.

Чем руководствоваться

Новые правила электронного обмена документами персучета с Пенсионным фондом закреплены постановлением Правления ПФР от 11.03.2020 № 178п. Этот документ регулирует общие принципы, правила и условия организации информационного обмена при:

Одновременно утратили силу порядок и условия направления в электронном виде страхователю форм документов о привлечении к ответственности, утвержденные постановлением Правления ПФР от 11.01.2018 № 3п.

Способы отправки сведений

Индивидуальные сведения можно подать в ПФР в форме:

Как зарегистрироваться: заявление

Для регистрации в системе электронного документооборота ПФР страхователи направляют заявление на подключение к этой системе. Оно должно содержать:

  • регистрационный номер в ПФР;
  • регистрационный номер оператора электронного документооборота;
  • наименование страхователя в ПФР – юридического лица, оператора;
  • Ф.И.О. (при наличии) страхователя – физического лица;
  • сведения об адресе (месте нахождения) оператора;
  • контактный телефон и адрес электронной почты оператора;
  • страховой номер индивидуального лицевого счета (ИЛС) страхователя;
  • ИНН;
  • КПП;
  • сведения о представителе по доверенности.

ПФР в течение 2-х рабочих дней после получения заявления на подключение направляет уведомление о результате его рассмотрения с отметкой об удовлетворении или об отказе.

В случае прекращения доверенности страхователь должен уведомить ПФР о прекращении полномочий представителя.

Для отключения от системы электронного документооборота ПФР страхователь направляет в ПФР заявление об этом. Фонд рассматривает его тоже 2 рабочих дня.

Порядок обмена и сроки

Для сдачи сведений на работающих физлиц в электронном виде страхователь (представитель) готовит их в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью, и отправляет через оператора в территориальный орган ПФР в зашифрованном виде.

Дата представления документов с использованием личного кабинета страхователя – это дата, зафиксированная в электронной квитанция о регистрации, сформированной в кабинете.

В течение 1 рабочего дня с момента поступления электронных документов ПФР направляет страхователю подтверждение их получения – уведомление о доставке.

ПФР в течение 3-х рабочих дней с момента направления уведомления о доставке выполняет следующие действия:

  1. Проверяет усиленную квалифицированную подпись (далее – УКЭП) оператора и состав пакета.
  2. Расшифровывает входящие документы.
  3. Проверяет УКЭП страхователя.
  4. Проверяет индивидуальные сведения на соответствие установленной форме, формату и порядку заполнения.

В случае ошибок при проверках в первых двух пунктах ПФР отправляет электронное уведомление об отказе в приеме пакета.

При обнаружении в представленных сведениях на физлиц ошибок и/или их несоответствия сведениям у Пенсионного фонда, а также несоответствия их требованиям закона, страхователю направляют уведомление об устранении ошибок и/или несоответствий. Срок исправления расхождений – 5 рабочих дней.

Причём указанное уведомление должно содержать протокол проверки с данными об ошибках и/или несоответствиях.

В случае подключения страхователя к системе электронного документооборота ПФР формы документов для привлечения к ответственности по ст. 17 Закона № 27-ФЗ уполномоченный работник территориального органа ПФР формирует в электронном виде, подписывает электронной подписью и направляет страхователю в зашифрованном виде. В этом случае на бумаге их уже не направляют.

Дата получения страхователем (представителем страхователя) документов в электронном виде от территориальных органов ПФР, переданных через оператора, – это дата, указанная в электронном уведомлении о доставке. Оно формируется автоматически при их поступлении на транспортный сервис оператора и высылается одновременно в адреса всех участников информационного обмена.

Дата получения страхователем (представителем страхователя) документов в электронном виде от территориальных органов ПФР, переданных через личный кабинет, – это дата их размещения в ЛК.

При размещении в личном кабинете страхователя документов в электронном виде от территориальных органов ПФР здесь автоматически формируется и размещается электронное уведомление о доставке.

Как защищены передаваемые сведения персучета

Для обеспечения защиты информации при представлении индивидуальных сведений в электронном виде используют средства криптографической защиты в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Пенсионного фонда России от 11 марта 2020 г. № 178п “Об утверждении Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета”


Обзор документа

Постановление Пенсионного фонда России от 11 марта 2020 г. № 178п “Об утверждении Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета”

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2019, N 51, ст. 7488) Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Правления ПФР Топилина М.А.

Председатель М. Топилин

Приложение
Утвержден
постановлением Правления ПФР
от 11 марта 2020 г.
N 178п

Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета определяет общие принципы, правила и условия организации информационного обмена при представлении страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета в электронном виде (далее - представление индивидуальных сведений в электронном виде) и направлении в электронном виде страхователю документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2019, N 51, ст. 7488) (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ).

2. Участниками информационного обмена при осуществлении электронного документооборота являются:

страхователи, признаваемые таковыми в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4832; 2018, N 49, ст. 7497) (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ), статьей 2 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 18, ст. 1943; 2014, N 30, ст. 4217) (далее - Страхователь);

Пенсионный фонд Российской Федерации;

операторы, обеспечивающие обмен открытой и конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи в рамках электронного документооборота между Пенсионным фондом Российской Федерации и страхователями (далее - Оператор).

4. Для регистрации в системе электронного документооборота ПФР Страхователи направляют заявление на подключение к системе электронного документооборота ПФР (далее - Заявление на подключение), которое содержит:

регистрационный номер Страхователя в ПФР;

регистрационный номер Оператора;

наименование Страхователя в ПФР (юридического лица), Оператора;

фамилию, имя, отчество (при наличии) Страхователя (физического лица);

сведения об адресе (месте нахождения) Оператора;

контактный телефон и адрес электронной почты Оператора;

страховой номер индивидуального лицевого счёта Страхователя;

индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);

код причины постановки на учет (КПП);

сведения о представителе (в случае представления Страхователем индивидуальных сведений в электронном виде через представителя, осуществляющего свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2013, N 19, ст. 2327), или уполномоченного распорядительным актом).

5. ПФР в течение двух рабочих дней после получения Заявления на подключение направляет Страхователю уведомление о результате рассмотрения с отметкой об удовлетворении или об отказе в удовлетворении Заявления на подключение.

6. В случае если в Заявлении на подключение сведения о Страхователе внесены не полностью или содержат ошибки ПФР вправе отказать в удовлетворении Заявления на подключение.

7. В случае прекращения доверенности Страхователь направляет уведомление о прекращении полномочий представителя.

8. Для отключения Страхователя от системы электронного документооборота ПФР Страхователь направляет в ПФР заявление на отключение от системы электронного документооборота ПФР (далее - Заявление на отключение).

9. ПФР в течение двух рабочих дней после получения Заявления на отключение направляет Страхователю уведомление о результате рассмотрения с отметкой об удовлетворении Заявления на отключение.

III. Порядок взаимодействия участников информационного обмена при представлении сведений индивидуального (персонифицированного) учета

10. Для представления индивидуальных сведений в электронном виде Страхователь (представитель) подготавливает указанные сведения в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью, и отправляет через оператора в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в зашифрованном виде.

При представлении индивидуальных сведений Страхователем (представителем) они заверяются подписью этого лица (представителя) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

11. Датой представления индивидуальных сведений в электронной форме через оператора считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации 1 , о чем оператором делается соответствующая отметка при составлении документа "Опись содержания пакета" и направляется в орган системы ПФР в пакете с подготовленными электронными документами со сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

12. Датой представления документов страхователя с использованием Кабинета страхователя считается дата, зафиксированная в электронном документе "Квитанция о регистрации", сформированном в Кабинете страхователя.

13. В течение одного рабочего дня с момента поступления электронных документов при представлении индивидуальных сведений в электронной форме территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации направляет Страхователю подтверждение получения указанных сведений - уведомление о доставке (далее - Уведомление о доставке).

14. ПФР в течение трех рабочих дней с момента направления уведомления о доставке выполняет следующие действия:

1) Проверяет усиленную квалифицированную подпись (далее - УКЭП) Оператора и состав пакета.

2) Расшифровывает входящие документы.

В случае выявления ошибок при проверках, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 14 настоящего Порядка, отправляется электронный документ "Уведомление об отказе в приеме пакета".

3) Проверяет УКЭП страхователя.

4) Осуществляет проверку индивидуальных сведений на соответствие установленной форме, формату и порядку заполнения.

15. При обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, страхователю направляется уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации 2 , для исправления в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений.

Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

В случае направления указанных документов в электронном виде территориальный орган ПФР не направляет их на бумажном носителе.

17. Датой получения страхователем (представителем страхователя) документов в электронном виде от территориальных органов ПФР, переданных через оператора, считается дата, указанная в электронном документе "Уведомление о доставке", который формируется автоматически при их поступлении на транспортный сервис оператора и высылается одновременно в адреса всех участников информационного обмена.

18. Датой получения страхователем (представителем страхователя) документов в электронном виде от территориальных органов ПФР, переданных через Кабинет страхователя, считается дата их размещения в Кабинете страхователя.

При размещении в Кабинете страхователя документов в электронном виде от территориальных органов ПФР автоматически формируется и размещается в Кабинете страхователя электронный документ "Уведомление о доставке".

IV. Обеспечение защиты сведений индивидуального (персонифицированного) учета

19. Сведения индивидуального (персонифицированного) учета содержат персональные данные, которые относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2018, № 1, ст. 82).

20. Средства электронной подписи, предназначенные для создания электронных подписей в электронных документах, содержащих информацию ограниченного доступа (в том числе персональные данные), не должны нарушать конфиденциальность такой информации и должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 15, ст. 2036; 2019, N 52, ст. 7794).

21. В целях обеспечения защиты информации при представлении индивидуальных сведений в электронном виде используются средства криптографической защиты информации в соответствии с требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 45, ст. 6257).

2 Пункт 37 Инструкции.

Обзор документа

ПФР урегулировал вопросы электронного документооборота со страхователями при предоставлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета. Прописаны способы направления данных.

Утратил силу порядок направления в электронном виде плательщикам страховых взносов документов, используемых для привлечения страхователей к ответственности.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Фото: ikrolevetc\shutterstock

В 2021 году сумма материнского капитала составляет 483,8 тыс. руб. При рождении второго ребенка размер выплаты с 2021 года увеличивается на 155,5 тыс. руб. Таким образом, для семей, в которых с 1 января 2020 года родился или только родится в этом году второй ребенок, материнский капитал составляет 639,4 тыс. руб.

Одним из самых популярных способов использования господдержки остается улучшение жилищных условий и оплата ипотеки. По данным Минтруда, именно на эти цели тратили средства около 61% участников программы в 2020 году. Рассказываем, как изменилась программа в 2021 году и на что можно потратить денежный сертификат.

Содержание

Размер маткапитала 2021 году

В 2021 году произошло несколько изменений по программе материнского (семейного) капитала. Во-первых, его размер был проиндексирован на 3,7%. Теперь за первого ребенка можно получить 483,8 тыс. руб. вместо 466,6 тыс. руб., за второго — 155,5 тыс. руб. вместо 150 тыс. руб. Таким образом, для семей, в которых с 1 января 2020 года родился или только родится в этом году второй ребенок, материнский капитал составляет 639,4 тыс. руб. Маткапитал на второго ребенка в семьях, где за первого ребенка его не получали, составит 639,4 тыс. руб., рассказала член Ассоциации юристов России Венера Шумлянская.

При рождении второго и третьего ребенка после 1 января 2020 года можно получить 639,4 тыс. руб. — при условии, что родители не пользовались маткапиталом. Всего женщина имеет право на один такой сертификат. Если в семье родился третий ребенок, то она может получить 450 тыс. руб. на погашение ипотеки.

Выплаты по маткапиталу до 2024 году

Уже стали известны размеры сертификатов на ближайшие три года. В 2022 году после рождения первого ребенка запланирована выплата 503,2 тыс. руб., а при рождении второго — 665 тыс. руб. В 2023 году сумма по выплате на первого ребенка в семье составит 523,3 тыс. руб., а на второго — 691,6 тыс. руб. В 2024 году после рождения первого ребенка семья получит 544,3 тыс. руб., на второго ребенка — 719,2 тыс. руб.

Что еще изменилось в 2021 году

О программе

Материнский капитал — госпрограмма финансовой поддержки семей, действующая с 2007 года. Ее цель — повысить рождаемость в стране. Изначально денежные выплаты выдавались семьям, где родился второй ребенок. В 2020 году программу расширили. Теперь сертификат можно получить на первого ребенка, рожденного или усыновленного с 1 января 2020 года. Программа действует до конца 2026 года.

На материнский капитал имеют право:

  • женщины, родившие или усыновившие второго или третьего ребенка с 1 января 2007 года;
  • женщины, родившие или усыновившие первого ребенка с 1 января 2020 года;
  • отцы — единственные усыновители второго и третьего ребенка по решению суда после 1 января 2007 года;
  • отцы, которые усыновили первого ребенка по решению суда после 1 января 2020 года;
  • в случае если мама ребенка умерла или была лишена родительских прав, то отец может вместо нее получить материнский капитал.

На что можно потратить маткапитал в 2021 году

Один из самых популярных способов использования сертификата — улучшение жилищных условий: строительство и покупка дома, квартиры и выплата ипотеки. По данным Минтруда, в 2020 году на эти цели тратили средства около 61% участников программы. Для сравнения, на образование — 17%, на ежемесячные выплаты — 22%, на накопительную пенсию мамы — менее 1%.

Рассмотрим подробнее самые популярные направления использования маткапиатала.

1. Покупка жилья и ипотека

Средства маткапитала можно использовать при покупке квартиры, дома за собственные средства или в ипотеку. Обычно сертификат направляют на погашение основного долга жилищного кредита, рефинансирование или первоначальный взнос. В последнем случае лучше добавить собственные сбережения — так выше шансы получить одобрение.

Маткапитал можно использовать и при участии в льготных программах — дальневосточной, сельской, семейной, военной ипотеках. Начиная с прошлого года подать заявление на самое востребованное направление программы — покупку или строительство жилья в ипотеку — стало возможным непосредственно в банке, в котором открывается кредит. Сбором необходимых документов занимаются банки.

2. Строительство и реконструкция дома

Потратить маткапитал на реконструкцию и строительство загородного жилья можно лишь при условии, что помещение имеет статус жилого дома, предназначено для постоянного проживания, а у владельца сертификата (супруга) есть право собственности (пользования, владения, аренды) на землю и разрешение на строительство жилья (уведомление о планируемом строительстве). Построить или реконструировать жилой дом на садовом участке с использованием маткапитала можно своими силами либо с привлечением строительной компании и заключением договора подряда.

В марте 2021 года вступили в силу изменения, по которым для подтверждения того, что дом построен, нужно предоставить выписку из ЕГРН. Ранее требовались сведения из акта освидетельствования проведения основных работ по строительству жилого дома. Сам дом должен быть возведен после 1 января 2007 года. Если он построен до этой даты, семья может потратить маткапитал только на его реконструкцию.

3. Покупка земельного участка и ремонт

Нюансы использования маткапитала

Материнский капитал накладывает ряд ограничений, о которых необходимо знать перед использованием сертификата. Подать заявление на использование маткапитала можно по истечении трех лет со дня рождения ребенка. Использовать материнский капитал, не дожидаясь трехлетия ребенка, можно при условии покупки жилья или строительства дома с использованием кредитных средств.

Все это касается и переуступки прав требования на квартиру, если возникает необходимость продать ее еще до оформления собственности, в том числе на детей. В случае расторжения сделки средства возвращаются в Пенсионный фонд.

Не могу сказать, что я разделял радость, как семья с главной страницы сайта.

Не могу сказать, что я разделял радость, как семья с главной страницы сайта.

С чего всё началось

На дворе был конец августа 2018 года. Предприятие, в котором я работал, переживало не лучшие времена, инвестор с Москвы выхода из этой ситуации не находил и я принял решение покинуть компанию. К сожалению, в родном селе не огромный выбор рабочих мест, но так удачно совпало, что в отделе образования администрации района освободилось место главного специалиста по информационным технологиям. Собеседование, сбор документов и "с понедельника можно работать". Когда я узнал причину, почему уволился другой специалист, то не принял всерьез данный факт. И зря. На меня свалился груз под названием ЕГИССО.

Что же это такое?

На примере бывшего отдела - ваш ребенок пошёл в садик и вы хотите получить выплату компенсации части родительской платы за содержание ребенка в детском саду. Пришли в отдел, оплатили, сделали заявление на начисление компенсации: сумму компенсации, личные данные ребенка и родителя, получившего компенсацию, вы можете посмотреть у себя в личном кабинете на сайте. Так же различные компенсации за детское питание в школах, путёвки в пришкольные летние лагеря, учет выплат для сирот и так далее.

Для всего этого нужно просто открыть официальный сайт, войти в личный кабинет под своей учетной записью Госуслуг и можно увидеть все начисленные вам пособия и компенсации.

Вот пример компенсации моего больничного после второй прививки от Covid.

Вот пример компенсации моего больничного после второй прививки от Covid.

Горькая реальность

Настал тот момент, когда пришлось прикоснуться к этому сервису. В отделе "так исторически сложилось", что этим занимался предыдущий специалист, поэтому ты будешь продолжать это дело. На все мои возражения, что этого нет в должностной инструкции (доступ к сайту я настрою и ПО установлю нужное, но наполнять информацией базу - не ко мне), на доступ к персональным данным не обучен и в целом вы не по адресу, был только один ответ - нужно кому-то делать.

В нашей (Амурской) области тоже начиналось активное внедрение и к концу года надо было показать "активность". Мы должны были предоставить в областное отделение ПФР цифры "уникальных пользователей", которых мы добавим в данную систему. Сам себе задачу поставь, выполни и если данную цифру не выполнишь, то глава района (и дальше по наклонной) получит по шапке за неисполнение.

Ну что ж, сажусь считать, сколько у нас школ, сколько детей в них обучается с 1 по 4 класс (питание детей), к этим цифрам прибавляю детсадовцев, сирот - вот и получил цифру. Почему должен считать я, а не бухгалтеры - другой вопрос. Окей, посылаем письмо с данными и начинаем эти данные собирать.

А со сбором первоначальных данных две проблемы.

Первая проблема - законность. Из-за того, что данные нужны прямо и сейчас, то ни о каких бумажках с целью "разрешаю использовать персональные данные" никем не подписывались и не заполнялись. На вебинарах (я был на двух), которые проводились правительством области (соц защита) совместно с представителями ПФР, кроме "угроз", что за невыполнение плана всем будем плохо, был и ответ на данный вопрос в стиле - "ну сейчас так, потом все уладим". Хотел задать вопрос на этих вебинарах, почему IT специалист должен делать эту работу, но не дали.

Вторая проблема - люди. Вот серьезно. В нашем селе находится военная часть, где очень много военных, которые водят своих детей в садики. Месяц они ребенка водили, потом их переводят в другую часть и ребенок не ходит, но компенсацию он же получил за тот месяц. Где взять данные СНИЛС отца или матери - да нигде уже. Либо сначала компенсацию получала мать, данные которой у нас есть, а после стал получать отец, который номер СНИЛС не дал. Данные по компенсациям я забивал с мая 2018 года, поэтому таких "ходунов" накапливалось человек по 20 на район и что с ними нужно было делать - не понятно. "Ищите, ищите и ещё раз ищите".

Немного про взаимоотношения с ПФР. Я, как человек, пришедший со стороны, в душе не знаю, что/куда/зачем и как в этой АИС делать. Пытаюсь им звонить, чтобы уточнить информацию и по сути каждый диалог начинался с того, что "предыдущий специалист, который начинал дело уволился" и объяснения, что оно мне всё это вообще не сдалось, никого не интересовали. Но что знали, то подсказывали и на этом спасибо - по шапке получить никто не хотел, да и пошла по районам текучка кадров из-за этой темы. Это я привел только пример с образованием, а ещё есть медицина, ветераны и т.д.

Техническая часть

А теперь перейдем к тому, к чему возникло ещё больше вопросов - как со всем этим работать.

Примерный план работы заключался в следующем:

бухгалтер из 1С отправляет на печать сводку по каждой школе/садику с перечнем детей и родителей, получившим компенсацию

эти данные через сайт заносятся, подписываются электронной подписью и забываются.

Проще некуда кажется с первого взгляда. Начнем с настройки рабочего места.

Так как это государственная АИС, то понятное дело работать оно будет только через что? Правильно - Internet Explorer. И не абы какой, а именно 11 версии. Из-за того, что на Windows 8 (не 8.1) рабочего ноутбука 11ая версия ну никак не ставилась, пришлось на VHD диск поставить Windows 8.1 и делать настройки там (а дома я развернул в Hyper-V на базе Windows 7 виртуальную машину и заливал данные на сайт уже через неё).

Так же нам нужно будет установить:

КриптоПро CSP 4.0.9944.

Crypto+DE 4.1.126. Эта программа у меня не работала корректно, поэтому готовые xml файлы я подписывал другой программой.

Плагин Крипто Про ЭЦП Browser-plugin и Плагин для авторизации через портал Госуслуги IFCPlugin-x64.

Корневые сертификаты ЕГИССО.

Заходим в качестве поставщика информации опять же под личным аккаунтом Госуслуг, который предварительно добавили в группу ответственных (без этого дальше на сайт просто не пустит). Если IE настроили верно, все сертификаты установили куда надо, то нам откроется кабинет поставщика информации.

Минимализм во всей красе (фото 2018 года)

Минимализм во всей красе (фото 2018 года)

Картинка из руководства пользователя

Картинка из руководства пользователя

Какое видение было у правительства насчёт. этого метода заполнения сайта. Приходит условный Вася Петров производить оплату за месяц хождения в детский садик сына Сережи. Он берет деньги, свой СНИЛС и СНИЛС ребенка, платит в кассу, при нем же вычисляют компенсацию, эту компенсацию при нем же вбивают на сайте, выгружают, подписывают ЭП, загружают уже подписанные файлы обратно, дают на руки деньги - он радостный забирает их и идёт счастливый домой. Приходит домой, заходит на сайт и видит в личном кабинете, что уже рассчитали компенсацию. Идеально. В мечтах конечно же.

И так каждого получателя.

И так каждого получателя.

Когда тебе надо добавить максимум 15 ветеранов каждый месяц с их пенсиями - это нормально. Но когда у тебя тысячи детей/больных и других - это просто колоссальная трата времени работников. Но слава богу были альтернативы для занесения фактов МСЗ не через сайт.

Ассистент ЕГИССО


На моей работе использовали именно её, потому что ПФР по региону всем выдавало эту программу. Из плюсов - теперь пользователи и МСЗ хранятся централизованно, но каждый раз щелкать ребенка/родителя, писать сумму и вообще делать много щелчков мышью - не мой вариант да и от сайта почти толком не отличается. Но разработчикам приложениям выражаю благодарность - упростили своим приложением жизнь многим людям и поддерживали очень долго.

Почему выходило несколько версий программы. Правильно - потому что ПФР любил поменять формат XSD для файлов, из-за чего рушил логику генерирования и приходилось выпускать новый билд программы. А тем временем мои 1000 детей и взрослых ждали, когда их добавят на сайт.

Конвертор CSV

Я стал искать решение, как бы мне дело автоматизировать. В целом, можно было разобраться в XSD схемах, набросать какое-нибудь приложение, но когда это всё делать, ведь нужно показывать цифры прироста, да и другие дела тоже есть.

Пока время терпело потихоньку работал через Ассистент, но там, где детей было немного - в районе 30. Делал формально один садик, забивал "шаблончик" в программу, менял даты и суммы, выгружал полученные файлы из программы, подписывал их и выкладывал на сайт. Динамика шла, но до заветной цифры ещё было далеко.

И тут я наткнулся на чудесный форум (выражаю всем заинтересованным лицам моё уважение - ваш энтузиазм помог многим и мне в том числе) - Партизанский форум про ЕГИССО. В одной из тем я нашел то, что и искал. Опять видимо разработчики из уже другой области сделали конвертор из csv файла в xml нужного формата (ссылка на свежий пост).


Теперь я мог создавать шаблоны для каждой школы/садика, где основной набор в целом плюс/минус один и тот же, менять только даты выдачи компенсаций, их сумму - и всё это делая в Excel. Я сделал одну небольшую школу - это было очень просто, потому что стал просить приносить бухгалтеров выгрузки из 1С не в виде напечатанных листков, а в виде файлов excel. Сформировал небольшие excel'ные списки детей/родителей по каждой школе, чтобы методом ctrl+c/ctrl+v заполнять нужный шаблон. Да, приходилось ещё работать руками, но это было намного быстрее, чем тыкать каждый раз мышкой в программе или вносить каждую запись на сайте.

Дело пошло у меня в гору, до нормы по количеству уникальных пользователей за пару недель я довёл - к Новому году я успел и дело своё доделал. А в январе 2019 года я был уже на другом месте работы и в другом регионе страны, но это уже совсем другая история.

А что в итоге?

Судя по форуму и отзывам бывших сотрудников из бюджетной сферы (данные верны на 2019 год), смею предположить, что новых инструментов для работы так и не разработали. Всё это мне напомнило какой-то плохой стартап: идею придумали, бюджет выделили, а инструменты для конечных пользователей системы так и не довели до ума - пусть сами придумают (что в целом и сделали частные конторы со своими модулями для 1С). Не так я себе представлял Big Data и автоматизацию процессов. Если таким же образом и на сайт Госуслуг попадают данные, то мне становится страшно за государственные АИС. И получается, что "спасение утопающих - дело рук самих утопающих".

Надеюсь, что своей заметкой я дал повод многим задуматься, как и какими жертвами проводится информатизация страны.

Читайте также: