Должен ли человек уметь осуществлять осознанный выбор как этому можно научиться

Обновлено: 02.07.2024

Пользу выбора в профессии сложно переоценить. Представьте: вы - подросток, у вас есть своя комната, своя школа, свои друзья, своя девушка и даже велосипед, а теперь будет и профессия. Это в большей степени относится к реальному сложному профессиональному выбору и он всегда индивидуальный, то есть, за него несется реальная ответственность, поэтому в профориентации это и называется "профессиональным самоопределением".

В современном мире цена ошибки слишком высока, особенно, учитывая тревогу родителей, которой нагружается и школьник, относительно обязательности в профессиональном определении. Чего уж говорить, современные экзамены стали неким подобием теста на родительскую профпригодность: "Мы проходим по баллам туда-то, а вы?".

Хотя если мы взглянем на тот же ВУЗ, то заметим период кризиса 3-го курса, который проходит каждый студент, переоценивая свою позицию в профессии. Поэтому норма профориентации как раз в изменчивости и поиске лучшего профессионального поприща. И она в этом играет лишь начальную роль, всю же остальную работу делает сам подросток, когда планирует будущее, узнает наличие профессии и их принадлежность, пытается строить прогнозы, узнает про все вещи связанные с работой и наличием мест, поэтому так часто ему нужна помощь, информация и поддержка в профессиональном выборе.

В большей же степени приходится сталкиваться с поголовной "зашуганностью" или уходом, капитуляцией подростков. Это объяснимо, учитывая издержки тревоги родителей и современное поколение, заточенное на успех и своеобразную моду в профессиях, сложно недооценить степень рисков и подростка и родителей.

Но если же его, то есть подростка, не поддерживать он очень скоро может напугаться такой ответственности и сдаться под натиском родителей, которые, скорее всего, будут воспринимать это, как некую лень и нежелание выбора вообще.

В идеале профориентационная помощь должна быть системной и многоступенчатой, доступной на протяжении всего периода профессионального развития. Начинать профориентационную работу имеет смысл уже в младшей и средней школе. Здесь наиболее уместным оказываются игровые активизирующие подходы. В этом возрасте проблема выбора будущей профессии еще не стоит так остро, но уже имеет смысл пробуждать интерес школьников к профессиям. Для этого психологи и преподаватели могут знакомить ребят с миром профессий: показывать тематические видеофильмы, приглашать специалистов из разных областей деятельности, давать возможность попробовать себя в разных видах труда. Кроме того, уже можно начинать выявлять интересы и способности школьников с помощью тестов и активизирующих профориентационных игр. Результаты профориентационных методик можно фиксировать в специальных личных папках учеников, так, чтобы эти данные можно было пополнять и анализировать в старших классах и далее, после окончания школы, наряду с аттестатом зрелости, например, при поступлении в вуз и трудоустройстве.

После девятого класса школьники переходят в профильные классы или продолжают свое обучение в специализированных профессиональных колледжах. Здесь важно заранее определить, какое направление дальнейшего обучения им лучше выбрать и почему. Для этого уже нужно уметь рефлексировать, строить жизненные планы, сопоставлять свои способности, личностные особенности, интересы и ценности с будущей профессией. Иными словами, к этому возрасту подросток уже должен научиться принимать решения самостоятельно и взвешенно. Помочь здесь могут активизирующие методы, в виде консультаций, тренингов и профориентационное тестирование, позволяющее определить склонность к тому или иному профилю обучения.

Необходимо помочь школьнику выбрать именно ту профессию, чтобы требования, которые она предъявляет к работающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимую помощь человеку ответить на важнейшие вопросы: кто я? чего я хочу? что я могу? - окажет диагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.

Основные принципы профориентации

  1. Всеобщая талантливость - бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.
  2. Взаимное превосходство - если у вас что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше, чем у других. Ищите!
  3. Неизбежность перемен - ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому, что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы уже будете чуточку другим.

Как же помочь подростку выбрать профессию?

Дайте ребенку информацию о профессиях

Являясь взрослыми людьми с определенным багажом знаний, жизненного опыта, профессиональной деятельности, учителя и родители, обладают объективной информацией о различных профессиях, положении на рынке труда. Даже если это не совсем так, всегда можно подобрать необходимую литературу, найти информацию в интернете об интересующей ребенка профессии. По возможности организовать встречу подростка с представителями тех профессий, которые его интересуют, пройти профориентационное обследование и проконсультироваться со специалистами-профконсультантами.

Дайте попробовать себя в профессии

Можно использовать для верной профессиональной ориентации механизм "пробы" профессии на себе. Иногда такая возможность предоставляется теми или иными кружками и секциями. Например, если ребенок чувствует себя потенциальным журналистом, то убедиться в правильности своего решения можно, работая в редакции школьной газеты. Достаточно часто можно найти возможность для устройства старшеклассника на работу в интересующей его сфере на время каникул, пусть это будет самая неквалифицированная работа. Но, находясь "на месте событий", подросток сможет окунуться в атмосферу интересующей его профессиональной деятельности. Подростку, грезящему о работе в крупном рекламном агентстве, стоит поработать промоутером. Подобрать подходящую профессиональную пробу, помочь ребенку выбрать профессию через реализацию такого варианта зачастую в состоянии только взрослый.

Поговорите с ребенком

Очень много полезного относительно выбора будущей профессии может дать серьезный, заранее обдуманный разговор со школьником. В разговоре важно определить вместе с ним, какие критерии он положил в основу выбора для себя той или иной профессии, хорошо ли он себе представляет свою будущую профессиональную деятельность, насколько перспективно это для его развития. Не менее ценной будет возможность обсуждения с подростком альтернативы: "Как ты думаешь, где еще можно реализовать твои способности?", "Кроме этой, какой род занятий еще был бы интересен для тебя?". Это поможет избежать характерного для подростков зацикливания на одной модной, популярной профессии, не рассматривая другие не менее, а может и более подходящие варианты.

Изучите профессиограммы желаемых профессий

Профессиограмма представляет собой описание системы признаков, характеризующих ту или иную профессию и включающее в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. Она может включать в себя, например, перечень гигиенических или психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. Она необходима для поиска подходящей профессии по личным качествам человека, давая ему возможность заниматься таким делом, которое ему придется по душе.

Хорошая профессиограмма включает в себя ряд следующих признаков:

  • в чем суть данной профессии
  • чем конкретно занимается сотрудник
  • в каких условиях происходит труд
  • какие требования предъявляются к уровню подготовки работников
  • какие способности нужны для успешного овладения профессией
  • легко ли трудоустроиться обладателям данной профессии
  • на какие заработки можно рассчитывать
  • каковы возможности для карьерного роста

Создайте план профессионального самоопределения

В вопросах профориентации важно планирование, поскольку это всегда долгосрочный проект, причем индивидуальный, но помощь в нем со стороны родителей будет неоценима.

План должен быть реалистичным, достижимым и конкретным, и учитывать несколько важных пунктов:

Самомотивация - это обман. Любая мотивация - обман. Если вам нужно, чтобы вас кто-то мотивировал или что-то мотивировало, - то уже это первый индикатор того, что с вами что-то не так. Потому что, если вы здоровы и любите то, что вы делаете, то мотивировать вас дополнительно не нужно.

Все знают (по крайней мере те, кто занимается бизнесом), что действие любых приемов мотивации сотрудников кратковременно: такая мотивация действует один, максимум два месяца. Если вам повысили зарплату, то через один или два месяца это не является больше дополнительным стимулом. Поэтому, если вам требуется какая-то мотивация, тем более регулярно - то это какая-то ерунда. Здоровые люди занимаются своими делами без специальной дополнительной мотивации.

И что тогда делать? Лечиться? Нет. Делать свои решения осознанным выбором. Ваш личный осознанный выбор - лучшая самомотивация!

Самомотивация как осознанный выбор

Вообще, выбор – это основа всего того о чем я говорю на своих семинарах и консультациях. Есть две ключевые вещи, которые дают ответы практически на все вопросы. И которые помогают разобраться практически со всем:

  1. Принятие. Принятие того, что есть в твоей жизни здесь и сейчас таким, какое оно есть.
  2. Выбор. Вы делаете тот или иной выбор.

Проблема заключается в том, что подавляющее большинство людей не живут в текущем моменте, не принимают то, что есть таким, какое оно есть, сопротивляется этому и не делают выбор. И еще большинство людей живут в концепциях, в теориях, которые они почерпнули из разных источников, но которые не имеют ни какого отношения к тому, что мы делает каждый день.

Как перестать сопротивляться

Сопротивление, на мой взгляд, является актуальной темой для всех, потому что мы помногу раз на день сталкиваемся с сопротивлением. Вы едете на машине, вас кто-то подрезает, первая реакция - естественно, сопротивление. Вы приходите на работу, общаетесь с начальником или не общаетесь с ним, и это тоже вызывает сопротивление.

Так как все-таки перестать сопротивляться?

Начнем с того, что все события, что происходят в жизни, сами по себе нейтральны. В любом событии нет никакого заранее привнесенного смысла. Оно - никакое. Но в то время, когда событие происходит, каждый из нас создает свою интерпретацию этого события.

Проблема в том, что мы ассоциируем это событие со своей интерпретацией. Мы объединяем это в единое целое. С одной стороны, это логично и, с другой, это привносит огромную путаницу в нашу жизнь. Мы думаем, что как мы смотрим на вещи это то, как оно и есть. На самом деле это то, как оно и нет, потому что на самом деле оно абсолютно никак. В этой фразе нет никакого смысла. Это не игра слов, задумайтесь. В этой фразе смысла нет. Если смысл не в том, что я говорю, тогда давайте подумаем, в чем смысл, если не в том, что я говорю. Смысл в том, что мы смотрим на вещи, исходя из своей одной интерпретации. И у нас есть система интерпретаций, у нас есть набор привычек. Привычек мыслить определенным образом, привычек действовать определенным образом. И этот набор привычек приводит нас снова и снова к одним и тем же результатам. Это касается каждого из нас, это касается каждого дня в нашей жизни.

Что делаю я. Я предлагаю свои интерпретации. Я долго мучился, а может это правильно, а может не правильно, может нужны, а может не нужны. И вот что я решил для себя. Лучшее что я могу сделать это то, что я могу этими интерпретациями поделиться. И вам совсем не надо с ними соглашаться. Вы можете просто их принять. Что значит принять, это значит позволить этим интерпретациям быть такими, какие они есть. Вы можете с ними поиграть, вы можете посмотреть работают они в вашей жизни или нет. Особенно обратите внимание на что-то чему вы будете сопротивляться.

Почему мы всегда чему-то сопротивляемся

Смотрите, мы живем в настоящем, но опираемся всегда на прошлый опыт. Прошлое диктует нам как выжить сегодня в настоящем. Прошлое определяет то, что мы делаем сейчас. У нас накоплен “богатый жизненный опыт” мы считаем, что это самое ценное, что у нас есть и мы живем исходя из этого жизненного опыта.

Почему мы это делаем

Потому что когда мы родились, со временем мы поняли, что нам даны мозги. Для чего нам нужны мозги, давайте подумаем. Они нам нужны для того чтобы существовать, чтобы двигаться по наиболее выгодному пути для нас. Мозг анализирует то, что происходит сейчас, причем он делает как машина. И сравнивает с тем, что было и то, что ему кажется безопасным он воспроизводит. Наши мозги, по сути нас оберегают. И должен вас огорчить, но наша интерпретация происходящей ситуации – это единственная функция мозга, которая реально ему дана, это то, что он делает и больше он, по сути, не делает ничего. Мы книги читаем, смотрим фильмы, чего-то делаем, для чего мы это все делаем? Для того чтобы выжить. Таким образом, мозг выживает, он повторяет то, что было.

Если основываться на этом, то мы двигаемся в будущее, по сути, воспроизводя прошлый опыт снова и снова, находясь в определенной парадигме. И таким образом, мы обречены на то чтобы двигаться как по рельсам, в определенном ритме, с определенными убеждениями, с определенными установками, мы делаем свою жизнь безопасной. Прошлый опыт нас оберегает, но одновременно с этим он нас ограничивает. Например, сопротивление. Мозги решили что сопротивляться безопасней, поэтому мы сопротивляемся. Расстановка приоритетов, мы их снова и снова расставляем каким- то образом для чего, так удобней так комфортней, так безопасней. Самомотивация. Мозги говорят, тебе надо какую-то мотивацию, тебе нужно сейчас чего-то придумать, тебе этого уже не достаточно. И так далее. Все это мы знаем из прошлого опыта.

Почему вы это читаете?

Все мы хотим выйти за рамки привычной результативности за рамки привычных результатов потому, что если мы оставим все как есть то мы будем получать все то что мы уже получали в прошлом. Мы делаем сейчас чуть больше или чуть меньше, чуть хуже или чуть лучше, но опять, по сравнению с прошлым. И, как правило, чего- то яркого, экстраординарного, выходящего за рамки привычного мы не создаем.

Все, что мы имеем - работа, зарплата, отношения, это все является следствием твоих привычек. Все, что ты не имеешь – также является следствием твоих привычек.

Возникает вопрос, нужно ли менять привычки? Нет, конечно, выработать новую привычку не обязательно. Достаточно эти привычки осознать, заметить, что мы действуем по привычке. Если мы эти привычки видим, осознаем, то мы этими привычками владеем, мы контролируем ситуацию, а если мы привычки не замечаем, то привычки владеют нами. Например привычка упираться, сопротивляться, если мы поймем что мы хотим этим доказать и научимся расставлять приоритеты то эта привычка не будет, в какой то момент, владеть нами.

Помните профессора Павлова, который ставил эксперименты над собаками. Он ставил еду, зажигал лампочку, у собаки выделялась слюна, вырабатывался условный рефлекс. Через некоторое время еду не ставили, а лампочка зажигали, и у собаки все равно выделялась слюна. И он вычислил, что каждый человек живет именно так. Нам чего-то давали, зажигали лампочку, но этого уже не дают, а лампочка зажигается, и мы действуем по привычке. Например, старый начальник, с которым вы проработали какое-то время, был козлом. Пришел новый начальник, и вы по-привычке считаете, что он идиот относитесь к нему как идиоту, разговариваете как с идиотом и так далее, а новый начальник милейшей души человек.

Что с этим делать?

Предлагаю посмотреть на некоторые моменты, которые связаны с восприятием. Прежде чем ты реагируешь, ты определенным образом воспринимаешь. То есть интерпретируешь то, что происходит вокруг тебя. И твои интерпретации формируют твое отношение. И твое отношение уже может формировать как реакцию, так и проакцию. Проакция это что-то новое, которое не основано на прошлом опыте, что ты можешь выбрать в этот конкретный момент. Вопрос заключается в том, как выбрать. И опять повторюсь, для начала надо принять ситуацию такой какая она есть и исходя из этого делать выбор.

Вот такая картина вырисовывается. Надеюсь все, что здесь изложено как-то поможет вам.


Монография обобщает многолетние теоретические и экспериментальные исследования разных аспектов выбора, объединяемые пониманием выбора как внутренней работы, или деятельности, которая может быть более или менее зрелой, развернутой и полноценной. Психологам, философам.

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Подходы к пониманию и исследованию выбора в психологии и науках о человеке

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Психология выбора предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Подходы к пониманию и исследованию выбора в психологии и науках о человеке

В психологии и философии проблема выбора в последнее время становится все более и более актуальной, хотя исследования на эту тему пока лишены системности, ключевые понятия не устоялись, а ключевые определения продолжают обсуждаться.

Практически единственной общепризнанной характеристикой выбора, на которую указывают разные авторы, является то, что он выступает средством разрешения неопределенности (например: Наумова, 1988). Один из ведущих социологов современности Н. Луман, опирающийся на понятие принятия решения, считает упрощение, редукцию сложности характерной чертой, а неопределенность будущего единственной инвариантой процессов принятия решения (Луман, 1994; Luhmann, 2004, S. 31, 45). Совершение выбора приводит к сокращению пространства альтернатив до одной реализуемой, к уменьшению степеней свободы. Неопределенность же означает, что в точке выбора действия не предопределены однозначно. То же, что мы обычно считаем единственным, само собой разумеющимся и безальтернативным способом действия, крайне редко является таковым на самом деле.

В остальном же наблюдаются существенные расхождения в самих базовых пониманиях и определениях выбора. Можно выделить следующие основные направления в подходах к проблеме выбора:

• выбор как сущностное свойство человека (в контексте философской антропологии);

• выбор как осознанное нравственное самоопределение в пространстве этических дилемм (в контексте этики);

• выбор как принятие рационального решения (в контексте когнитивной психологии);

• выбор как проявление личностных особенностей, мотивации и уровня развития (в контексте философской антропологии и психологии личности);

• выбор как экзистенциальный акт, смысл которого заключается не столько в принятом решении, сколько в самом процессе выбора и позиции, занимаемой субъектом в этом процессе (в контексте экзистенциальной философии и психологии).

Наряду с этими направлениями отдельное внимание в обзоре мы уделим многомерным моделям выбора, охватывающим многие аспекты этого явления и предполагающим его эмпирическую операционализацию.

1.1. Философско-этические представления о выборе

Изучение проблемы выбора в психологии восходит корнями к древнегреческим мыслителям, христианским идеологам и философам более позднего времени, рассматривавшим выбор преимущественно в контексте свободы воли, а также разрешения человеком нравственных конфликтов и моральных дилемм.

1.1.1. Понимание выбора в философии

Взгляды крупнейших экзистенциальных философов на проблему выбора легли в основу современных экзистенциальнопсихологических концепций и внесли значительный вклад в понимание механизмов выбора, его индивидуально-личностных предпосылок и феноменологических аспектов.

1.1.2. Этические представления о моральном выборе

Проблема морального выбора активно разрабатывается в рамках этики (Стребков, 1972; Николаичев, 1974; Бакштановский, 1983; Гусейнов, 2002; и др.) преимущественно в аспекте моральных поступков и выбора ориентиров для разрешения этических дилемм. Данная проблема затрагивается рядом авторов в контексте исследования морального и этического развития детей (Kohlberg, 1969; Субботский, 1975, 1983; Якобсон, 1983; и др.), совести и ее соотношения с другими механизмами регуляции морального поведения (Снайдер, Снайдер, Снайдер, 1994; Лефевр, 2003а; Циновская, 2004; Лэнгле, 2004, 2005), роли эмоций в разрешении этических дилемм (Haidt, 2001; Greene, Morelli, Lowenberg et al., 2003), понимания правды (Знаков, 1993а, б) и обмана (Ariely, 2008), разрешения нравственных конфликтов личности (Колпакова, 1999), а также применительно к конкретным этическим проблемам: эвтаназии (Белкина, 2003; Знаков, 2005), суицида (Тихоненко, 1992; Леонтьев Д.А., 2008), силового принуждения в деятельности силовых ведомств и спецслужб (Колотуша, 2008), помещения умирающих в хоспис (Greipp, 1996).

Тем не менее, несмотря на безусловную важность изучения морально-нравственного аспекта выбора, эмпирические исследования в этой области довольно немногочисленны, а теоретические подходы, как правило, трудны для операционализации.

• внутреннее ощущение, что поступить следует вопреки тому, как хочется;

• дискомфортное состояние, требующее усилий воли;

• отсутствие опоры на ситуативные обстоятельства и мнение окружающих;

• отказ от собственных притязаний ради сохранения морального достоинства;

• неотложность и непланируемость ситуации морального выбора (там же, с. 18–19).

С.В. Борисов (2004) выделяет следующие характеристики морального выбора: жертвование полезным и приятным, усилия воли и разума, определяющее значение внутреннего мира в противовес внешнему общественному мнению. Он также указывает, что эти характеристики применимы к моральному выбору как в глобальных ситуациях нравственного конфликта, так и в повседневных ситуациях выбора, в которых человек руководствуется внутренними нравственными критериями.

Модель Лефевра включает еще несколько допущений. Во-первых, рассматривается выбор между двумя полярными альтернативами, олицетворяющими для субъекта добро и зло. Во-вторых, субъекту приписываются потенциально неограниченные интенции (возможные намерения что-то совершить), которые не всегда воплощаются в реальном действии. Определенные условия опосредуют трансформацию части интенций в практическую готовность совершить соответствующее действие. В-третьих, субъект способен к осознанию.

Эти условия Лефевр описывает на языке булевой алгебры с помощью формулы A1 = f(a1,a2,W) (там же, с. 189).

Переменная A1 отражает готовность субъекта выбрать добро или зло. Переменная a1 представляет настоящее и принимает значение 1, если мир склоняет субъекта к позитивному выбору, и 0, если к негативному. Переменная а2 представляет прошлое — обобщенный опыт, говорящий субъекту, что мир был для него позитивен (1) или негативен (0). Переменная W представляет будущее — веру субъекта в то, что мир будет позитивен (1) или негативен (0).

В более позднем варианте модели свободного выбора В.А. Лефевр дает несколько иную трактовку той же формулы: X1 = f(x1, x2, x3) (Лефевр, 2003б, с. 167).

Строгий подход В. Лефевра на языке математической логики показывает не только то, что свободный выбор возможен, но и то, что он возможен лишь при определенных условиях, причем эти условия определяются не оптимизацией принятия решения, а соотношением силовых линий, исходящих из интенций субъекта и из влияний на него окружающих обстоятельств. Таким образом, решающими для определения возможности самодетерминируемого выбора являются не когнитивные контексты, а экзистенциальные.

1.2. Теоретические подходы к выбору в психологии

1.2.1. Выбор как принятие рационального решения

К исследованиям данного вида выбора относятся различные непсихологические и психологические — преимущественно западные — теории принятия решений второй половины XX в. Проблематика выбора как ПР (см.: Козелецкий, 1979; Ларичев, 1979) касается сознательного предпочтения одной альтернативы из некоторого ограниченного набора возможных направлений действий.

К психологическим теориям принятия решений следует отнести подход Ю. Козелецкого, классифицирующего ПР по типу решаемых субъектом задач, исследование видов принятия управленческих решений (В.В. Дружинин, Д.С. Конторов, А.В. Карпов) и групповых решений (Х.А. Саймон, Дж. Мейстер, УДж. Кор), исследование способности человека к решению задач и принятию решения Г.Н. Солнцевой (1985), а также ряд психологических теорий, рассматривающих принятие решений не как самостоятельное явление, но в контексте регуляции других психологических процессов (например: Paterson, Neufeld, 1995). Здесь можно выделить психофизиологическую модель Е.Н. Соколова, теорию регуляции поведенческого акта по П.К. Анохину, исследования нарушений ПР при различных локальных поражениях мозга А.Р. Лурией и Е.Д. Хомской, подход У Джеймса, рассматривавшего проблему выбора как проблему селективности сознания, а также подходы К. Левина, Дж. Аткинсона, Э. Толмена и ряда других исследователей необихевиористского и когнитивного направлений. Исследованием принятия решений в контексте психологии установок занимался Д.Н. Узнадзе. В рамках проблемы целеобразования вопросов интеллектуального опосредствования выбора и принятия решений касался О.К. Тихомиров (1977). Он выделил девять механизмов целеобразования и считал принятие решений результатом процесса формирования окончательной цели. Общим для этих теорий является то, что, собственно, и позволяет назвать их психологическими: признание важности роли лица, принимающего решения, и его влияния на конструирование критериев, на основании которых ПР совершается, хотя, безусловно, значение мотивационных и индивидуально-личностных детерминант этого процесса в данных теориях понимается различно.

Современными аналитиками изучаются процессы ПР в области финансов (financial decision-making) (Carr, Steele, 2010). ^циальными психологами и специалистами смежных областей активно исследуется проблематика группового принятия решений (group decision-making, collective decision-making) (см., например: Arrow, 1951; Наппельбаум, Поспелов, 1981; Филиппов, 1981; Rojer, 1999; Hopthrow, Hulbert, 2005; Nijstad, 2008), поведенческого принятия решений (behavioral decision-making) (см., в частности: Sirakaya, Sheppard, McLellan, 1997), ПР в сфере образования и карьеры (career decision-making, teacher decision-making) (Bauch, Goldring, 1996; Brown, 2000; Wei-Cheng, 2001; Germeijs, Verschueren, 2006; Hirschi, Lage, 2007; Paivandy, Bullock, Reardon, Kelly, 2008; Saka, Gati, Kelly, 2008). Проводится значительное количество исследований ПР в области здоровья (patient decision-making, health-care decision-making, shared decision-making) (Whitney, 2003; Wilkins, Lowery, Copeland et al., 2006; Horton-Deutsch, Twigg, Evans, 2007; Botti, Orfali, Iyengar, 2009), а также решений, принимаемых врачами (clinical decisionmaking, medical decision-making) (Dolan, 1989; Brophy, Joseph, Theroux, 1999; Roswarski, Murray, 2006; Fraenkel, McGraw, 2007; McCaf-fery, Irwig, Bossuyt, 2007; Prunty, Sharpe, Butow, Fulcher, 2008; Whitney, Holmes-Rovner, Brody et al., 2008; Solberg, Asche, Sepucha et al., 2010). Некоторые исследователи фокусируют внимание на принятии этических решений (Greipp, 1996).

По Ю. Козелецкому, деятельность по принятию решений реализуется в четыре этапа: создание субъективного представления о задаче; оценка последствий альтернатив; прогнозирование условий, влияющих на эти последствия; выбор из альтернатив. Причем выбор альтернативы опирается на субъективное представление, которое может быть вероятностным, детерминистическим или эвристическим.

В рамках теории принятия решений и теории управления О.И. Ларичев выделяет необходимые структурные элементы процесса ПР:

• проблема, требующая разрешения;

• человек, принимающий решение;

• альтернативы, из которых осуществляется выбор (Ларичев, 1979).

Стоит отметить, что в теориях принятия решений лицом, их принимающим, может быть не только человек, но и система, так как главным оказывается система правил, которые реализуются при принятии решения. Основной функцией выбора как принятия решений в этом случае является оптимизация процесса реализации деятельности по предпочтению одной из альтернатив из набора возможных.

Одной из классификаций типов принятия решения, опирающейся на особенности ситуации, является классификация В.Н. Дружинина (см.: Проблемы принятия решений, 1976), который выделяет информационные, оперативные и организационные решения в зависимости от специфики задач, которые эти решения и обслуживают. Также существуют классификации типов выбора и принятия решения в зависимости от предметной или профессиональной области (Карпов, 1998).

• принцип последовательности (связность, транзитивность и упорядоченность альтернатив, позволяющие оптимально выбирать лучшую из них);

• принцип максимизации (максимизация целевой функции выбираемой альтернативы);

• принцип инвариантности (равноценность альтернатив и их устойчивость во времени).

В то же время некоторые исследователи (Козелецкий, 1979; Ларичев, 1979) отмечают ряд особенностей принятия решения, создающих некоторые препятствия осуществлению выбора по оптимальному пути. Это такие черты, как уникальность ситуации выбора, наличие совокупности разнородных факторов, сложный характер альтернатив, недостаточная определенность последствий, нехватка информации, наличие ответственного лица, принимающего решения (ЛПР), субъективная оценка вероятности тех или иных исходов и последствий, пристрастность ЛПР в оценке полезности этих исходов и последствий. Важным параметром выбора в ситуации принятия решений являются фактор неопределенности и способность человека справляться с ней, преодолевая ее и отдавая предпочтение одной альтернативе из ряда возможных.

1.2.2. Выбор как проявление личности

На протяжении ХХ в. вопросы выбора регулярно затрагивали разные авторы, занимавшиеся вопросами общей теории личности и ее развития.

В структуре осуществления личностного выбора как такового Ф.Е. Василюк выделяет следующие компоненты: субъект выбора, альтернативы и основания. Он перечисляет следующие характеристики, или необходимые условия, личностного выбора:

• выбор возможен лишь во внутренне сложном мире;

• альтернативы должны рассматриваться как разные жизненные отношения;

• жизненные отношения должны быть представлены в виде мотивационно-смыслового ядра;

• субъект, осуществляющий выбор, должен быть активен;

• ценность должна быть единственным основанием личностного выбора.

Василюк подчеркивает важное значение разработанной им теории для психотерапевтической, тренинговой и консультативной работы (см. также раздел 3.3.6).

1.2.3. Выбор как экзистенциальное самоопределение

Экзистенциальная традиция понимания выбора отличается большой проработанностью. В ней выбор выступает как свободный и не предопределенный ничем, кроме решения самого субъекта, даже его мотивами и личностными свойствами. Среди виднейших психологов экзистенциального направления, рассматривающих проблему выбора в своих работах, можно назвать Эриха Фромма, Виктора Франкла, Ролло Мэя, Сальваторе Мадди и др. Преемственность от философов-экзистенциалистов (С. Кьеркегор, А. Бергсон, К.Т. Ясперс, М. Хайдеггер, Н. Аббаньяно, Ж.-П. Сартр, М. де Унамуно и др.) отчетливо прослеживается во взглядах авторов на выбор как проявление фундаментальной человеческой свободы и в то же время — мужества, а также реализацию смыслов и ценностей субъекта. Исключительное внимание уделяется активности личности, ее самоопределению и изменению вследствие совершения акта выбора. Отталкиваясь от понимания выбора как процесса, наиболее существенным компонентом которого является экзистенциальный акт принятия на себя ответственности за последствия решения, авторы придают значение тому, насколько рефлексивно, ответственно, обдуманно, осмысленно или, напротив, спонтанно и импульсивно совершается выбор — безотносительно его конкретного результата; происходят ли его принятие, осознание и авторизация.

На свободу выбора указывает и Р. Мэй (May, 1953, 1967, 1981), определяя ее как способность управлять своим развитием, осуществляя постоянные выборы себя как активного субъекта или как пассивного объекта. Как и у Э. Фромма, свобода выбора у Р. Мэя тесно связана с работой самосознания, осознавания происходящих процессов и внутренней рефлексией. По его мнению, свобода проявляется между стимулом и реакцией в паузе, которая разрывает детерминацию и позволяет сделать сознательный и свободный выбор (May, 1953). С ростом возможностей самосознания возрастает свобода и увеличивается диапазон выбора.

Американский психолог С. Мадди (Maddi, 1970, 1998; Мадди, 2005) исходит из положения о том, что человеку от рождения присущи три вида потребностей: биологические (такие как потребности в питании, безопасности и др.), социальные (потребности в контактах, общении) и психологические — специфичные для человека потребности в символизации, воображении и суждении. Именно последние позволяют человеку совершать выбор, обусловленный не только биологическими или социальными требованиями. С. Мадди рассматривает подлинный выбор как шаг, содержание и направленность которого наделяют жизнь уникальным смыслом (Мадди, 2005), и выделяет две кардинально различающиеся стратегии выбора человека, являющиеся основой его жизненного стиля: выбор прошлого и выбор будущего.

Осознанность выбора

Каждое действие порождает силу энергии, которая возвращается к нам в виде подобной силы. Что посеешь, то и пожнешь. И когда мы выбираем действия, которые приносят счастье и успех себе и другим, наша карма приносит нам плоды счастья и успеха.

Мы с вами делаем выбор постоянно. В любой миг своего существования мы находимся в поле всех возможностей, где для нас открыт доступ к бесконечности выборов . Одни из этих выборов мы делаем сознательно , другие — неосознанно . Но самый лучший способ понять и максимально использовать кармический закон — подойти к своему выбору сознательно, осознавать всякий выбор, который мы совершаем в каждое мгновение своей жизни.

Все, что происходит в данный момент , является результатом всех тех выборов, которые мы делали в прошлом . К сожалению, очень многие делают свой выбор бессознательно, и поэтому мы не считаем это выбором, но, тем не менее, это так.

Если бы вас оскорбили, вы, скорее всего, сделали бы выбор быть обиженными. Если вам скажут комплимент, вы сделаете выбор испытывать удовольствие или чувствовать себя польщенными. Но это всего лишь выбор.

Вас могут попытаться оскорбить или обидеть, а вы можете сделать выбор не чувствовать себя обиженными . Вам могут сказать что-нибудь приятное, а вы сделаете выбор не принимать похвалы.

Большинство из нас превращаются в сгустки условных рефлексов, которые постоянно включаются людьми и обстоятельствами. Мы становимся предсказуемыми в своем поведении. Эти рефлексы подобны условным рефлексам, когда при виде еды организм начинает выделять слюну.

Большинство из нас в результате обусловленности приобретают постоянно повторяющиеся предсказуемые реакции на стимулы, действующие в нашем окружении. Наши реакции автоматически включаются людьми и обстоятельствами, и мы забываем, что это всего лишь выбор, который мы делаем в каждый миг своего существования. Просто мы делаем этот выбор бессознательно.

Если вы на мгновение отступите в сторону и понаблюдаете за выбором, который вы делаете, то просто благодаря самому этому акту наблюдения вы переместите весь этот процесс из царства бессознательного в царство осознанного . Этот процесс сознательного выбора и наблюдения значительно расширяет ваши возможности .

Делая любой выбор, — задайте себе два вопроса:

Среди всего множества выборов, которые предоставляем нам каждая секунда нашего существования, есть выбор, который принесет счастье нам и тем, кто нас окружает. И если мы сделаем этот выбор, он выльется в виде поступка, который будет спонтанно правильным действием. Это правильное действие в правильный момент. Это правильная реакция на каждую ситуацию. Это действие, которое питает вас и любого другого, на кого это действие оказывает влияние.

Некоторые люди воспринимают ощущения комфорта и дискомфорта той областью, где у них находится солнечное сплетение , но большинство людей воспринимают их областью сердца. Сознательно переведите свое внимание на область сер­дца и спросите у него, как вам поступить. После этого ждите ответа — физической реакции в виде определенного ощущения. Это может быть самый слабый уровень ощущений, но они есть в вашем теле.

Осознанный выбор

Только сердце знает правильный ответ. Большинство считает сердце слабым и сентиментальным. Но это не так. Сердце обладает интуицией , оно соединено с космическим компьютером, с полем чистой потенциальности, чистого знания и безграничной организующей силы, оно все принимает в расчет. Временами сердце может даже казаться нерациональным, но оно обладает вычислительными способностями, которые обеспечивают значительно более высокую точность, чем та, которая доступна рациональному мышлению.

Уже на опытах доказано, что сердце реагирует на ситуацию прежде, чем эта ситуация произойдет . И это не эзотерика, это биология. Вы можете использовать закон кармы для создания денег, богатства и всех прочих благ, но сначала вы должны полностью осознать, что ваше будущее определяется тем выбором, который вы делаете в каждый миг своей жизни. Если вы делаете это осознанно, значит, вы полностью используете закон кармы. Чем чаще вы будете поднимать свой выбор на уровень полного осознания, тем чаще вы будете спонтанно делать правильный выбор, как для себя, так и для окружающих.

Чтобы быстрее научиться делать правильный выбор спонтанно, скажите:

«Я хочу заставить работать закон кармы , взяв на себя обязательство, предпринять следующие шаги:

Читайте также: