Пбу 21 2008 кто обязан применять

Обновлено: 02.07.2024

ПБУ 21/2008 Изменения оценочных значений (утв. приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н) действует с 1 января 2009 года и содержит принципиально новые для российских бухгалтеров понятия. Ранее изменение оценочных значений лишь упоминалось в ПБУ 14/2007 по учету НМА. Применять новое положение следует при составлении учетной политики. Документ особенно актуален для организаций, создающих резервы.

  1. Настоящее Положение устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений) (далее — организации), информации об изменениях оценочных значений.
  2. Для целей настоящего Положения изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.
  3. Оценочным значением является величина резерва по сомнительным долгам, резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов, других оценочных резервов, сроки полезного использования основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.
      Изменение способа оценки активов и обязательств не является изменением оценочного значения.
  4. Если какое-то изменение в данных бухгалтерского учета не поддается однозначной классификации в качестве изменения учетной политики или изменения оценочного значения, то для целей бухгалтерской отчетности оно признается изменением оценочного значения.
  5. Изменение оценочного значения, за исключением изменения, указанного в пункте 5 настоящего Положения, подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (перспективно):
      периода, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только данного отчетного периода;
  6. периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов.
  7. Изменение оценочного значения, непосредственно влияющее на величину капитала организации, подлежит признанию путем корректировки соответствующих статей капитала в бухгалтерской отчетности за период, в котором произошло изменение.
  8. В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация должна раскрывать следующую информацию об изменении оценочного значения:
  9. содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;
  10. содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды, за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды невозможно. Факт невозможности такой оценки также подлежит раскрытию.

Пбу 501 последняя редакция 2020 с ми – Адвокатское бюро Вершина

На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте здесь. ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России.
Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п.

3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета.

К таковым относятся, в частности, субъекты малого бизнеса, НКО и другие субъекты (информация Минфина от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016). В 2017 году в РФ применяются 24 различных ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.

Правила ведения бухгалтерского учета: что это и для чего они нужны Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2020 году Новые ПБУ в 2018–2021 годах Итоги Правила ведения бухгалтерского учета: что это и для чего они нужны ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.

Все пбу по бухучету на 2017-2018 годы — перечень

План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже. № п/п Название проекта ПБУ Предполагаемый срок вступления в силу для обязательного применения Разработка новых федеральных стандартов 1.1 Запасы 2020 1.

2 Нематериальные активы 2020 1.3 Аренда 2020 1.4 ОС 2020 1.5 Незавершенные капвложения 2020 1.6 Дебиторка и кредиторка 2020 1.7 Документы и документооборот 2020 1.8 Бухотчетность 2020 1.9 Некоммерческая деятельность 2020 1.

10 Доходы 2020 1.11 Расходы 2020 1.12 Финансовые инструменты 2021 1.13 Добыча полезных ископаемых 2021 1.14 Совместная деятельность и участие в зависимых компаниях 2021 Внесение изменений в текущие ПБУ 2.1 ПБУ 3/2006 2020 2.

2 ПБУ 18/02 2020 2.3 ПБУ 13/2000 2020 2.

4 ПБУ 16/02 2020 Итоги Порядок отражения в бухучете сведений о различных фактах и результатах хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов регламентируется отдельными источниками права — ПБУ.

Положения по бухгалтерскому учету (пбу)

Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2020 году Правила бухучета, применяемые в РФ в 2020 году, представлены следующим перечнем:

  • ПБУ 7/98 — устанавливает порядок отражения в бухучете событий после отчетной даты;
  • ПБУ 4/99— устанавливает методические основы бухгалтерской отчетности юрлиц;
  • ПБУ 9/99 — устанавливает порядок отражения доходов в бухучете организаций;
  • ПБУ 10/99 — фиксирует порядок отражения расходов в бухучете юрлиц;

О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте здесь.

Пбу 1/2008 (последняя редакция в 2020 году)

  • ПБУ 21/2008 — устанавливает то, как раскрывать в отчетности сведения об изменении оценочных значений;
  • ПБУ 8/2010 — регламентирует, как должны отражаться оценочные и условные обязательства, а также условные активы в бухучете;
  • ПБУ 12/2010 — устанавливает порядок отражения в бухотчетности организаций сведений по сегментам;
  • ПБУ 22/2010 — регламентирует порядок корректировки ошибок и отражения сведений о них в бухучете;
  • ПБУ 23/2011 — регламентирует, как должен составляться отчет о движении денежных средств;
  • ПБУ 24/2011 — устанавливает порядок отражения в бухучете сведений о расходах на освоение природных ресурсов.

Новые ПБУ в 2018–2021 годах С 2020 года Министерством финансов начата глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2017–2019 годы.

Все пбу по бухучету на 2020, 2020 год

  • ПБУ 16/02 — регламентирует раскрытие сведений по прекращаемой деятельности в бухучете;
  • ПБУ 17/02 — регламентирует отражение сведений о расходах на научные исследования в бухучете;
  • ПБУ 18/02— устанавливает правила отражения сведений о расчетах по налогу на прибыль в бухучете;
  • ПБУ 19/02— регламентирует правила отражения финансовых вложений в бухучете;
  • ПБУ 20/03 — устанавливает правила отражения в бухучете сведений об участии хозсубъекта в совместной деятельности;
  • ПБУ 3/2006— регламентирует отражение в бухучете сведений об активах и пассивах фирмы в иностранной валюте;
  • ПБУ 14/2007 — устанавливает правила отражения сведений о НМА в бухучете;
  • ПБУ 1/2008— определяет, каким образом предприятию следует формировать и раскрывать учетную политику;

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В ПБУ 1/2008 внесены изменения Подробности см. здесь.

Новое пбу. основные средства-2018

На каком счете ведется учет?

В силу п. 8 ПБУ 8/2010, Плана счетов и Инструкции по применению Плана счетов учет оценочных обязательств ведется на пассивном счете 96 “Резервы предстоящих расходов”. По кредиту данного счета отражаются суммы созданного резерва, а по дебету – суммы уменьшения и списания оценочного обязательства.

Таким образом, оценочные обязательства признаются в бухгалтерском учете путем создания резерва. В зависимости от его характера величина оценочного обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или на прочие расходы либо включается в стоимость актива .В бухгалтерском учете при отражении фактов хозяйственной жизни, связанных с оценочными обязательствами, применяются следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 96 – признание резерва по оценочным обязательствам в составе расходов по обычным видам деятельности;

Дебет 91-2 Кредит 96 – признание резерва по оценочным обязательствам в составе прочих расходов;

Дебет 08 Кредит 96 – признание резерва по оценочным обязательствам в составе стоимости активов;

Дебет 91-2 Кредит 96 – увеличение оценочного обязательства в связи с ростом приведенной стоимости;

Дебет 96 Кредит 10, 20 и др. – расчеты по признанным оценочным обязательствам в сумме затрат;

Дебет 96 Кредит 76, 70, 69 и др. – расчеты по признанным оценочным обязательствам в сумме кредиторской задолженности;

Дебет 20, 91-2 Кредит 10, 76, 70, 69 – расчеты по признанным оценочным обязательствам в сумме затрат и кредиторской задолженности сверх суммы резерва;

Дебет 20, 91-2 Кредит 96 – доначисление резерва;

Дебет 96 Кредит 91-1 – списание сумм излишнего резерва (или полное списание резерва).

ПБУ 16/02

(Наименование в редакции, введенной в действие начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год Приказом Минфина России от 5 апреля 2020 года № 54н. – См. предыдущую редакцию.)

По решению совета директоров 15 сентября 2022 года организация прекращает деятельность сегмента С, включающего в себя торговую деятельность.

(Абзац в редакции, введенной в действие начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год Приказом Минфина России от 5 апреля 2020 года № 54н. – См. предыдущую редакцию

В соответствии с утвержденной программой планируется осуществить прекращение деятельности путем продажи отдельных активов и погашения обязательств. По состоянию на 31.12.2022 отражаемая в бухгалтерском балансе стоимость активов сегмента С, намеченных к продаже, составляет 100 тыс.руб. и обязательств к погашению – 35 тыс. руб.

(Абзац в редакции, введенной в действие начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год Приказом Минфина России от 5 апреля 2020 года № 54н. – См. предыдущую редакцию

Решение совета директоров в общеустановленном порядке было доведено до сведения юридических и физических лиц, чьи интересы непосредственно будут затронуты: работников организации, подлежащих увольнению в связи с прекращением деятельности, поставщиков и покупателей, договорные отношения с которыми будут прекращены или изменены, и иных заинтересованных лиц. В связи с сокращением штата из торговой сети предстоит уволить 30 работников, их выходное пособие составляет 9 тыс. руб. Кроме того, в связи с расторжением договоров, вызванным прекращением деятельности, организация планирует выплатить поставщикам 6 тыс. руб. В связи с этим организация признает оценочное обязательство по выплате выходного пособия работникам организации в сумме 9 тыс.руб., которое подлежит погашению до конца августа 2023 г., а также оценочные обязательства, вызванные расторжением договоров, в сумме 6 тыс.руб., планируемый срок погашения – май 2023 г. Общая величина оценочных обязательств – 15 тыс. руб. отражена в бухгалтерском балансе по состоянию на 31 декабря 2022 года.

(Абзац в редакции, введенной в действие начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год Приказом Минфина России от 5 апреля 2020 года № 54н. – См. предыдущую редакцию.)

При признании деятельности прекращаемой выявлено превышение отражаемой в бухгалтерском балансе стоимости торгового оборудования над его рыночной стоимостью, в связи с чем признается убыток от снижения стоимости торгового оборудования в сумме 20 тыс.руб.

Ожидаемый срок завершения прекращения деятельности – III квартал 2023 года.

(Абзац в редакции, введенной в действие начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год Приказом Минфина России от 5 апреля 2020 года № 54н. – См. предыдущую редакцию.)

Начиная с 2009 г. российским бухгалтерам предстоит руководствоваться в своей работе еще одним ПБУ. Новое Положение по бухгалтерскому учету посвящено правилам признания и раскрытия в бухотчетности информации об изменениях оценочных значений.

Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008) утверждено Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н и вступает в силу с 1 января 2009 г. Положение устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных и бюджетных учреждений), информации об изменениях оценочных значений.

Для целей ПБУ 21/2008 изменением оценочного значения признается корректировка стоимости актива (обязательства) или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Оценочными значениями являются:

  • величина резерва по сомнительным долгам;
  • величина резерва под снижение стоимости материально-производственных запасов;
  • величина других оценочных резервов;
  • сроки полезного использования основных средств;
  • сроки полезного использования нематериальных активов и иных амортизируемых активов;
  • оценка ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования амортизируемых активов и др.

Изменение способа оценки активов и обязательств не является изменением оценочного значения.

Данное ПБУ 21/2008 разработано в рамках сближения требования российских бухгалтерских стандартов с международными стандартами бухгалтерского учета. Формирование финансовой отчетности по МСФО предполагает использование довольно широкого объема бухгалтерских оценок (accounting estimates), которые базируются на имеющейся на момент оценки (дату составления отчетности) информации и должны быть аналитически обоснованны. Перечень статей, по которым формируются оценочные значения, совпадают как в российском ПБУ 21/2008, так и в международном стандарте 8. В стандарте сказано, что в результате неопределенности, свойственной предпринимательской деятельности, многие статьи финансовых отчетов не могут быть точно рассчитаны, а могут быть лишь оценены. Процесс оценки подразумевает суждения, основывающиеся на самой свежей доступной информации. Со временем информация, на основе которой формируются оценки, может уточняться и изменяться. Например, через некоторое время руководство компании может изменить свой прогноз относительно срока полезной службы основного средства - в связи с открытием нового способа использования (срок увеличится) или, напротив, с появлением на рынке более производительных аналогов (срок сократится). Одним словом, оценка может пересматриваться, если меняются обстоятельства, на которых она основывалась. Бухгалтерские оценки подлежат пересмотру, если изменились обстоятельства, на которых они основывались, появилась новая информация, новый опыт или произошли изменяющие события.

Создание резерва под обесценивание МПЗ

МПЗ, на которые в течение отчетного года рыночная цена снизилась либо они морально устаревшие, либо полностью или частично потерявшие свои первоначальные качества, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости с учетом физического состояния запасов. Снижение себестоимости МПЗ отражается в бухгалтерском учете в виде начисления резерва.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей создается по каждой единице МПЗ, принятой в бухгалтерском учете. Допускается создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей по отдельным видам аналогичных или связанных МПЗ. Не допускается создание резервов под снижение стоимости материальных ценностей по таким укрупненным группам МПЗ, как основные и вспомогательные материалы.

Расчет текущей рыночной стоимости МПЗ производится организацией на основе информации, доступной до даты подписания бухгалтерской отчетности. При расчете принимается во внимание следующее:

  • изменение цены или фактической себестоимости, связанное непосредственно с событиями после отчетной даты, подтверждающими существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность;
  • назначение МПЗ;
  • текущая рыночная стоимость готовой продукции, при производстве которой используется сырье, материалы и другие МПЗ.

Резерв под снижение стоимости материальных ценностей не создается по сырью, материалам и другим МПЗ, используемым при производстве готовой продукции, работ, оказании услуг, если на отчетную дату текущая рыночная стоимость соответствует или превышает фактическую себестоимость. Организацией должно быть обеспечено подтверждение расчета текущей рыночной стоимости МПЗ.

Если в период, следующий за отчетным, текущая рыночная стоимость МПЗ, под снижение стоимости которых в отчетном периоде был создан резерв, увеличивается, то соответствующая часть резерва относится в уменьшение стоимости материальных расходов, признанных в периоде, следующем за отчетным.

Созданный резерв учитывается на счете 14 "Резерв под снижение стоимости материально-производственных запасов". Начисление резерва под снижение стоимости запасов отражается в бухгалтерском учете по счету 91 "Прочие доходы и расходы".

Создание резерва учитывается проводками:

Дебет 91 Кредит 14

  • создан резерв под обесценивание вложений в МПЗ;

Дебет 14 Кредит 91

Начисленный резерв списывается по мере отпуска относящихся к нему запасов.

Создание резерва под обесценивание вложений в ценные бумаги

Существенное снижение стоимости финансовых вложений, по которому определяется их текущая рыночная стоимость, ниже величины экономических выгод, и признается обесцениванием финансовых вложений. В этом случае определяется расчетная стоимость финансовых вложений, равная разнице между их стоимостью, по которой они отражены в бухгалтерском учете (учетной стоимостью), и суммой такого снижения.

Устойчивое снижение стоимости характеризуется одновременным наличием следующих условий:

  • на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость существенно выше расчетной стоимости;
  • в течение отчетного года расчетная стоимость финансовых вложений существенно изменялась исключительно в направлении ее уменьшения;
  • на отчетную дату отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости данных финансовых вложений;
  • совершение на рынке ценных бумаг значительного количества сделок с аналогичными ценными бумагами по цене, существенно ниже их учетной стоимости;
  • отсутствие или существенное снижение поступлений от финансовых вложений в виде процентов или дивидендов при высокой вероятности дальнейшего уменьшения этих поступлений в будущем.

Если подтверждается существенное снижение стоимости финансовых вложений, организация образует резерв под обесценивание финансовых вложений на величину разницы между учетной стоимостью и расчетной стоимостью таких финансовых вложений. Указанный резерв учитывается на счете 59.

Организация образует указанный резерв за счет финансовых результатов (в составе операционных расходов):

Дебет 91 Кредит 59

  • создан резерв под обесценивание финансовых вложений.

В бухгалтерской отчетности стоимость таких финансовых вложений показывается по учетной стоимости за вычетом суммы образованного резерва под их обесценивание. Проверка на обесценивание финансовых вложений производится не реже одного раза в год по состоянию на 31 декабря отчетного года при наличии признаков обесценивания.

Организация имеет право производить указанную проверку на отчетные даты промежуточной бухгалтерской отчетности. Если по результатам проверки на обесценивание финансовых вложений выявляется дальнейшее снижение их расчетной стоимости, то сумма ранее созданного резерва под обесценивание финансовых вложений корректируется в сторону его увеличения и уменьшения результата у коммерческой организации (в составе операционных расходов).

Также при выбытии финансовых вложений, расчетная стоимость которых вошла в расчет резерва под обесценивание финансовых вложений, сумма ранее созданного резерва относится на финансовые результаты у коммерческой организации (в составе операционных доходов) либо на уменьшение расходов у некоммерческой организации в конце года или того отчетного периода, когда произошло выбытие:

Дебет 59 Кредит 91

Резерв по сомнительным долгам

В бухгалтерском учете резерв учитывается на счете 63 "Резервы по сомнительным долгам". Проводки по созданию и использованию резерва следующие:

Дебет 91 Кредит 63

Дебет 63 Кредит 62

Дебет 63 Кредит 91

  • восстановлена неиспользованная сумма резерва.

В балансе дебиторская задолженность отражается за минусом созданного резерва, то есть счет 63 является контрактивным, и его кредитовое сальдо отражается в активе баланса путем вычитания из сальдо счета 62.

Резерв по гарантийному ремонту

Этот резерв создают организации, предоставляющие своим клиентам услуги по гарантийному ремонту. В бухгалтерском учете этот резерв может быть создан двумя способами:

  • процентом отчисления к сумме расходов предприятия;
  • процентом отчисления к сумме выручки предприятия.

Созданный резерв учитывается на счете 96 проводками:

Дебет 20 (25, 26) Кредит 96

Дебет 96 Кредит 10 (70, 69)

Неиспользованный резерв по окончании срока гарантийного ремонта списывается во внереализационные доходы.

Организация может списывать единовременно просроченную задолженность при наступлении срока исковой давности или по иным обстоятельствам. В этом случае резерв не создается.

Резерв на оплату отпускных и выплату вознаграждений за год

Этот резерв создается с целью равномерного распределения в течение года расходов на оплату отпускных и вознаграждений за год. В бухгалтерском учете организация может самостоятельно разрабатывать методику расчета этого резерва, но мы рекомендуем воспользоваться методом, указанным в Налоговом кодексе для сопоставления данных.

В бухгалтерском учете создание и использование резерва учитывается проводками:

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 96

  • учтена ежемесячная сумма отчислений в резерв;

Дебет 96 Кредит 70

Дебет 96 Кредит 69

  • начислена сумма ЕСН по расходам на отпускные.

Неиспользованный резерв в конце года списывается на внереализационные доходы.

Организация может выбрать метод единовременного признания расходов на отпуска, и в этом случае резерв не создается.

Изменение оценочных значений по амортизируемому имуществу

В настоящее время изменение оценочных значений предполагает, в частности, выявленное изменение срока полезного использования основного средства или нематериального актива (НМА). При обнаружении данного обстоятельства организация обязана внести исправления в показатели бухгалтерской отчетности на начало отчетного года. Обратите внимание: вышедшее в декабре 2007 г. ПБУ 14/2007 уже предусматривает ежегодное уточнение сроков полезного использования НМА как оценочного значения (п. 27 ПБУ 14/2007). Принимая во внимание постоянное приближение отечественного бухгалтерского учета к международным стандартам, очевидно, что аналогичные изменения будут внесены и в другие положения по бухгалтерскому учету, связанные с оценочными значениями.

ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" утверждено Приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н.

Согласно п. 27 ПБУ 14/2007 "срок полезного использования нематериального актива ежегодно проверяется организацией на необходимость его уточнения. В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого организация предполагает использовать актив, срок его полезного использования подлежит уточнению. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на начало отчетного года как изменения в оценочных значениях. В отношении нематериального актива с неопределенным сроком полезного использования организация ежегодно должна рассматривать наличие факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить срок полезного использования данного актива. В случае прекращения существования указанных факторов организация определяет срок полезного использования данного нематериального актива и способ его амортизации. Возникшие в связи с этим корректировки отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности на начало отчетного года как изменения в оценочных значениях".

В настоящее время в ПБУ 6/01 отсутствует аналогичная норма.

В соответствии с МСФО (IAS) 8 изменение бухгалтерских оценок не рассматривается как ошибка или чрезвычайные обстоятельства. Соответственно, отчетность прошлых периодов не должна корректироваться. И именно такой подход к изменению оценочных значений пропагандирует и рассматриваемое ПБУ 21/2008.

При пересмотре бухгалтерских оценок корректировки в финансовую отчетность вносятся, начиная с того периода, когда был осуществлен пересмотр. Если пересмотр затронул показатели только отчетного периода, то прибыль (убыток) компании должна быть скорректирована на эффект (увеличение или уменьшение стоимости активов, обязательств, расходов или доходов) от пересмотра бухгалтерских оценок. Если же пересмотр затрагивает несколько периодов, то изменения бухгалтерских оценок отражаются в текущем и будущих отчетных периодах. Такой порядок отражения изменений называется перспективным применением.

Если какое-то изменение в данных бухгалтерского учета не поддается однозначной классификации в качестве изменения учетной политики или изменения оценочного значения, то для целей бухгалтерской отчетности оно признается изменением оценочного значения.

Изменение оценочного значения, за исключением влияющего непосредственно на величину капитала организации, подлежит признанию в бухгалтерском учете путем включения в доходы или расходы организации (перспективно):

  • периода, в котором произошло изменение, если такое изменение влияет на показатели бухгалтерской отчетности только данного отчетного периода;
  • периода, в котором произошло изменение, и будущих периодов, если такое изменение влияет на бухгалтерскую отчетность данного отчетного периода и бухгалтерскую отчетность будущих периодов.

Изменение оценочного значения, влияющее непосредственно на величину капитала организации, подлежит признанию путем корректировки соответствующих статей капитала в бухгалтерской отчетности за период, в котором произошло изменение.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация должна раскрывать следующую информацию об изменении оценочного значения:

  • содержание изменения, повлиявшего на бухгалтерскую отчетность за данный отчетный период;
  • содержание изменения, которое повлияет на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды, за исключением случаев, когда оценить влияние изменения на бухгалтерскую отчетность за будущие периоды невозможно. Факт невозможности такой оценки также подлежит раскрытию.

Клуб Бухгалтеров "Базис"

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

11 марта 2009 г., 25 октября, 8 ноября 2010 г., 27 апреля, 18 декабря 2012 г., 6 апреля 2015 г., 28 апреля 2017 г., 7 февраля 2020 г.

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:

а) Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) согласно приложению N 1;

б) Положение по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008) согласно приложению N 2.

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации -
Министр финансов
Российской Федерации

Регистрационный N 12522

Установлены новые правила формирования (выбора или разработки) и раскрытия учетной политики организаций (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

Расширен круг лиц, имеющих право формировать учетную политику. Теперь это может быть не только главный бухгалтер, но и другое должностное лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета в организации. Утверждает учетную политику, как и прежде, руководитель.

Организациям предоставлено право самим утверждать все формы первичных учетных документов, а не только те, по которым нет типовой формы. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, организация может исходить из Международных стандартов финансовой отчетности.

Изменение учетной политики теперь может производиться с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения. Ранее изменение учетной политики должно было вводиться с 1 января года (начала финансового года), следующего за годом его утверждения. Если изменения оказали существенное воздействие на финансовое положение организации, то такие последствия должны отражаться в бухгалтерской отчетности ретроспективно (за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий не может быть произведена с достаточной надежностью).

Кроме того, введены правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об изменении оценочных значений. Таким изменением признается корректировка стоимости актива или величины, отражающей погашение стоимости актива, обусловленная появлением новой информации, которая производится исходя из оценки существующего положения дел в организации, ожидаемых будущих выгод и обязательств и не является исправлением ошибки в бухгалтерской отчетности.

Приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.

Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету"

Регистрационный N 12522

Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2009 г.

С 19 июня 2017 г. Положения, утвержденные настоящим приказом, признаны федеральными стандартами бухгалтерского учета

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 3 ноября 2008 г. N 44

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минфина России от 7 февраля 2020 г. N 18н

Изменения вступают в силу с 17 марта 2020 г.

Приказ Минфина России от 28 апреля 2017 г. N 69н

Изменения вступают в силу с 6 августа 2017 г.

Приказ Минфина России от 6 апреля 2015 г. N 57н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минфина РФ от 18 декабря 2012 г. N 164н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ Минфина РФ от 27 апреля 2012 г. N 55н

Изменения вступают в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2012 г.

Приказ Минфина РФ от 8 ноября 2010 г. N 144н

Изменения вступают в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г.

Приказ Минфина РФ от 25 октября 2010 г. N 132н

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Приказ Минфина РФ от 11 марта 2009 г. N 22н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — это стандарты национального российского бухгалтерского учёта. ПБУ регламентируют организацию бухгалтерского учета и порядок ведения учёта активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным.

Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ. В представленной таблице собраны все действующие на данный момент ПБУ (всего их 24) с изменениями, актуальными на 2021 год. ПБУ уже опубликованы с изменениями, вступающими в силу с 2021 года. В таблице указаны номер ПБУ, его наименование (по ссылке можно перейти на полный текст Положения), а также дата начала действия ПБУ и дата его последнего изменения.

В ближайшие годы предстоит очередное масштабное обновление федеральных бухгалтерских стандартов. По ссылке можно скачать Приказ Минфина РФ, в котором указаны все ПБУ и даты планируемых обновлений.

Таблица действующих в 2021 году ПБУ

№ 106н от 06.10.2008

№ 69н от 28.04.2017

№ 116н от 24.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 154н от 27.11.2006

№ 180н от 09.11.2017

№ 43н от 06.07.1999

№ 142н от 08.11.2010

№ 44н от 09.06.2001

№ 64н от 16.05.2016

№ 26н от 30.03.2001

№ 64н от 16.05.2016

№ 56н от 25.11.1998

№ 57н от 06.04.2015

№ 167н от 13.12.2010

№ 57н от 06.04.2015

№ 32н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

№ 33н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

№ 48н от 29.04.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 143н от 08.11.2010

№ 143н от 08.11.2010

№ 92н от 16.10.2000

№ 115н от 18.09.2006

№ 153н от 27.12.2007

№ 64н от 16.05.2016

№ 107н от 06.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

№ 66н от 02.07.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 115н от 19.11.2002

№ 64н от 16.05.2016

№ 114н от 19.11.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 126н от 10.12.2002

№ 57н от 06.04.2015

№ 105н от 24.11.2003

№ 116н от 18.09.2006

№ 106н от 06.10.2008

№ 132н от 25.10.2010

№ 63н от 28.06.2010

№ 57н от 06.04.2015

№ 11н от 02.02.2011

№ 11н от 02.02.2011

№ 125н от 06.10.2011

№ 125н от 06.10.2011

В России сложилась четырёхуровневая система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

Второй (нормативный) уровень — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ, российские стандарты), утверждаемые Минфином РФ, в которых излагаются принципы и основные правила национального бухгалтерского учета; положения по бухгалтерскому учету по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности), утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. К нормативному уровню также можно отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105).

Третий (методологический) уровень - инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень. Подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами, профессиональным объединением бухгалтеров на основе документов первого и второго уровней. К документам этого уровня относятся инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Четвертый уровень - документы, которые разрабатываются самим предприятием и определяют организацию и ведение бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям. Это рабочие документы организаций для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. На этом уровне главный нормативный документ по бухгалтерскому учету – учетная политика организации. Цель этого уровня – определить порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность. Указанные документы, их содержание, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

Читайте также: