Паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства кому нужен

Обновлено: 18.05.2024

В новых требованиях по обеспечению транспортной безопасности (ОТБ) объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ), не подлежащих категорированию, и транспортных средств (ТС) по видам транспорта содержится положение об обязательной разработке субъектами транспортной инфраструктуры (перевозчиком) паспорта обеспечения транспортной безопасности.
В процессе мероприятия, состоявшегося 29 апреля 2021 года, специалисты и эксперты отрасли обсудили нюансы разработки паспортов ОТБ и трудности с которыми столкнулись субъекты транспортной инфраструктуры (СТИ).

Прием, учет, ошибки

Представители федеральных агентств по видам транспорта поделились опытом по организации учета и приема паспортов ОТБ, а также озвучили типичные ошибки, допускаемые СТИ при их разработке.

Прием паспортов ОТБ во всех агентствах организован через их территориальные управления.
Игорь Мясников, начальник отдела УТБ Росжелдора рассказал, что с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 10 октября 2020 №1653 (ПП РФ 1653) они просят СТИ предоставлять еще и форму ТС для внесения изменений в реестр ОТИ и ТС. Представитель Росжелдора подробно остановился на ошибках, выявляемых сотрудниками территориальных управлений агентства при проверке паспортов ОТБ.

Много случаев непредоставления организационно-распорядительной документации в полном объеме. Например, в соответствии с требованиями, утвержденными ПП РФ 1653, СТИ должен привлечь ПТБ для защиты ТС. СТИ либо не прикладывают к паспорту ОТБ договор с ПТБ и устав ПТБ, либо в приложении 1 к паспорту отсутствует комментарий, что через месяц такое подразделение будет привлечено.

Заместитель начальника отдела планов и программ ОТБ УТБ Росавиации Дмитрий Митяков отметил, что на момент проведения мероприятия принято 475 паспортов ОТБ ОТИ, не подлежащих категорированию, и 509 паспортов ОТБ ТС. Спикер обратил внимание на то, что Росавиация вышла с предложением в Минтранс России провести в некоторых территориальных управлениях агентства пилотный проект по приему паспортов ОТБ через ЕГИС ОТБ. Предложение пока рассматривается.

Леонид Новиков, заместитель начальника УТБ Росморречфлота с сожалением заметил, что законодатель не дал возможность объединить ТС морского и речного транспорта в группы. Точнее упоминание об этом есть в приложении к требованиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 8 октября 2020 №1637 (ПП РФ 1637), но, как показывает практика, такая возможность должна быть указана в тексте самих требований. Также выступающий подчеркнул, что в ноябре на сайте Росморречфлота были размещены рекомендательные шаблоны по паспортам ТС морского и речного транспорта, чтобы было понимание об обязательных составляющих паспорта и у надзорных органов не возникло вопросов. Это оказало огромную помощь СТИ и специализированным организациям.

Проблемы СТИ

Проблемные вопросы авиации общего назначения (АОН) раскрыл Сергей Минигулов, президент федерации АОН России. На всех представителей АОН в короткий промежуток времени свалилось большое количество нормативных документов. У большинства представителей данной отрасли нет достаточно компетенций, чтобы разбираться во всех терминах и нормативных правовых актах. Кроме того, это по большей части пилоты, не имеющие авиационного предприятия и большого парка воздушных судов. Соответственно в паспорте ОТБ они не могут указать маршрут полета, так как его в принципе нет, так как нет регулярных коммерческих или пассажирских перевозок.

Также нет понимания по какой методике проводить обследование ТС. СТИ, которые разработали свои методики и провели по ним обследования ТС, получили претензию от Ространснадзора. Реализация паспорта ОТБ в течении 9 месяцев с даты начала эксплуатации ТС тоже вызывает вопросы, так как компания выводит суда из эксплуатации каждый год и как это расценит надзорный орган не понятно.

Дамир Гарифзянов, эксперт в области транспортной безопасности ТС железнодорожного транспорта отметил эффективную работу Росжелдора с СТИ по решению проблем, но несмотря на это вопросы по реализации новых требований остаются.

Срок в один месяц на разработку паспортов ОТБ привел к тому, что перевозчики разработали большое количество паспортов и завалили ими территориальные управления Росжелдора. При этом ни одно ТС не имело уникального реестрового номера, который имеет буквенное значение для обеспечения правильной работы программы. В дополнение, появилась путаница с сетевыми номерами ТС. Сетевой номер не является уникальным. ТС за период службы может несколько раз поменять этот номер.

Выступающий указал, что объединить ТС железнодорожного транспорта (касаемо дальнего следования) в группы не удалось. Получилось огромное количество паспортов и появились новые проблемы. Разделы 2 и 5 паспорта ОТБ ТС и номера приказов у перевозчиков дальнего следования не могут быть постоянными и меняются в процессе эксплуатации.

Проверка паспортов

По утверждению спикера, нужно создать орган, который на законном основании будет проверять паспорта ОТБ, принимать или отказывать в принятии документов с указанием причин отказа, чтобы СТИ понимали, что сделано правильно, а что нет.

Представители агентств подчеркнули, что полномочий нет, но они все равно проверяют в силу своих возможностей. Проверяют структуру, приложения. Если выявляются недостатки, то принимают решение о возвращении документа или направлении его в Ространснадзор, что послужит основанием для проведения проверки СТИ.

Кто должен разрабатывать паспорта?

Константин Севостьянов, представитель группы компаний перевозчиков опасных грузов, рассказал с какой проблемой столкнулась компания при выполнении требований действующего законодательства по разработке паспортов ОТБ.

Для разработки паспортов была выбрана организация, которая взялась за разработку паспортов, не имеющая аккредитацию в Росавтодоре. Были разработаны, утверждены и отправлены в Росавтодор паспорта ОТБ. Через полтора месяц было получено уведомление о приеме паспортов ОТБ, а еще через месяц было получено уведомление от Ространснадзора о проведении внеплановой проверки на основании несоответствия паспортов ОТБ требованиям постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1640. В итоге был выписан штраф.

Выступающий подытожил вопросами в адрес регулятора и аудитории.
Что должны делать перевозчики в такой ситуации? Как СТИ должны узнать, что паспорта ОТБ не соответствуют требованиям законодательства? Существует ли ответственность у организаций, которые предлагают услуги по разработке и согласованию паспортов в Росавтодоре, перед Ространснадзором за осуществление своей деятельности?

Елена Кондрашова порекомендовала обращаться только в специализированные организации, имеющие большой опыт в проведении оценки уязвимости и разработки планов ОТБ. Проверять реестры свидетельств аккредитованных организаций, выложенные на сайте федеральных агентств.
Кроме того, необходимо грамотно составлять договор с любой организацией, которая берётся за разработку паспорта, чтобы они несли ответственность за результаты своей работы.

Представители агентств подтвердили, что списки аккредитованных организаций обновляются на постоянной основе, а также упомянули о наличии списков организаций, лишенных аккредитации за какие-то нарушения. Все специалисты, работающие в специализированных организациях, обучены и аттестованы по транспортной безопасности.
По мнению представителя Росжелдора специалист должен быть аттестован как минимум по 8 категории, иметь представление об определениях и понятиях в сфере транспортной безопасности, знать нормативную базу.

Леонид Новиков напомнил, что по закону разработку паспортов ОТБ осуществляет СТИ, но на практике в основном прибегают к помощи специализированных организаций, имеющих опыт в разработке оценки уязвимости и планов ОТБ.

Важная информация

В других федеральных агентствах таких рекомендаций нет. Дмитрий Митяков, подчеркнул, что Росавиация исходит из того, что все объекты имеют свою специфику и ставить им какие-то рамки не надо. По его мнению, при проведении обследования стоит воспользоваться опытом, полученным при проведении оценки уязвимости.

Что касается приложения к акту обследования фотоматериалов представители агентств высказались единогласно, что желательно приложить, но главное правильное отразить информацию в акте.

По вопросу порядка включения/исключения ОТИ и ТС из реестров федеральных агентств, Игорь Мясников пояснил, что для исключения ОТИ из реестра категорированных ОТИ и внесения в реестр ОТИ, не подлежащих категорированию, СТИ должен написать соответствующее обращение и сведения об объекте в Росжелдор. После получения уведомления СТИ приступает к разработке паспорта ОТБ.

При этом, срок реализации паспорта в требованиях четко прописан – один месяц с момента вступления в силу постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635.
Росжелдор провел работу по формированию реестра не подлежащих категорированию железнодорожных вокзалов. Сейчас идет формирование реестра по железнодорожным станциям.

Приобрести запись этого и других эфиров можно онлайн на странице вебинары⇒

В соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию.

2. Утвержденные субъектами транспортной инфраструктуры в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1603 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию" паспорта обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, в течение одного месяца с даты вступления в силу настоящего постановления подлежат аннулированию одновременно с утверждением субъектами транспортной инфраструктуры паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию, разработанных в соответствии с требованиями, утвержденными пунктом 1 настоящего постановления.

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1603 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащих категорированию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 41, ст. 6444).

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и действует в течение 6 лет со дня вступления в силу.

от 29 ноября 2021 г. N 2090

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ

ТРЕБОВАНИЯ К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ

(ТЕРРИТОРИЙ), УЧИТЫВАЮЩИЕ УРОВНИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ

ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА,

НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ КАТЕГОРИРОВАНИЮ

1. Настоящий документ устанавливает требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, отнесенных в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон) к объектам транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, не подлежащим категорированию (далее - объекты транспортной инфраструктуры).

2. Настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

3. Субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны:

а) представить в Федеральное агентство воздушного транспорта полную и достоверную информацию для ведения реестра объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 6 Федерального закона;

б) провести обследование объекта транспортной инфраструктуры, а также изучение реализуемых на нем мер по предотвращению угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом положений настоящего документа;

г) разработать и утвердить организационно-распорядительные документы, указанные в приложении к паспорту;

д) реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры, в течение года с даты вступления в силу настоящего документа, а для вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа - в течение года с даты введения объекта транспортной инфраструктуры в эксплуатацию;

е) при переходе права собственности на объект транспортной инфраструктуры или переходе права его использования на ином законном основании (далее - право на объект транспортной инфраструктуры):

ж) утверждать паспорт с внесенными в него изменениями и направлять его в Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 30 календарных дней со дня:

внесения в положения настоящего документа изменений, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства;

изменения сведений об оснащенности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

изменения организационной структуры (схемы) управления силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

з) при изменении содержащейся в паспорте контактной информации (телефон (факс), адрес электронной почты) субъекта транспортной инфраструктуры, сведений о привлечении подразделения транспортной безопасности уведомлять в течение 3 календарных дней Федеральное агентство воздушного транспорта о произошедших изменениях;

и) назначить лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;

к) назначить лицо (лиц), ответственное (ответственных) за обеспечение транспортной безопасности объекта (группы объектов) транспортной инфраструктуры;

л) незамедлительно информировать Федеральное агентство воздушного транспорта и уполномоченные подразделения органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об угрозах совершения и (или) совершении акта незаконного вмешательства в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации;

м) незамедлительно объявлять (устанавливать) или отменять уровень безопасности объекта транспортной инфраструктуры на основании решения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства, принятого в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона;

н) обеспечить незамедлительное информирование уполномоченных представителей подразделений органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности Российской Федерации о распознанном оружии, боеприпасах, патронах к оружию, взрывчатых веществах и взрывных устройствах, ядовитых или радиоактивных веществах в случаях, предусмотренных частью 10 статьи 12.2 Федерального закона, для принятия мер реагирования в соответствии с компетенцией уполномоченных подразделений.

4. Субъекты транспортной инфраструктуры для защиты посадочных площадок, вертодромов, аэродромов, предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью 20 человек и менее, в состав которых входят особо опасные, технически сложные объекты инфраструктуры воздушного транспорта, определенные в соответствии с пунктом 2 статьи 7.1 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - особо опасные объекты инфраструктуры), а также зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств воздушного транспорта, расположенных на земельных участках на расстоянии менее 200 метров от границ объекта транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 3 настоящего документа, обязаны:

а) установить конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

б) оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона, обеспечивающими видеонаблюдение на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры во время выполнения работ по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и обработке грузов, багажа, почты, а также хранение в течение 30 календарных дней в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности. Количественный состав и перечень указанных технических средств обеспечения транспортной безопасности определяются субъектом транспортной инфраструктуры и отражаются в паспорте;

в) обеспечивать доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы, а также передачу таких данных в служебные помещения на объекте транспортной инфраструктуры, предоставленные (переданные) территориальным органам и (или) подразделениям указанных федеральных органов исполнительной власти для выполнения задач на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с установленными полномочиями, в порядке, определенном пунктом 5 части 2 статьи 12 Федерального закона;

г) разработать и утвердить инструкцию о пропускном и внутриобъектовом режимах на объекте транспортной инфраструктуры, включая порядок сверки и (или) проверки документов, на основании которых осуществляется допуск объектов досмотра в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, с описанием мероприятий по реализации указанных режимов, а также разовых и постоянных пропусков (далее - инструкция о пропускном режиме);

д) организовать на период выполнения работ по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и обработке грузов, багажа, почты пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом, в том числе с применением технических средств обеспечения транспортной безопасности, отвечающих требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона. Количественный состав и перечень указанных технических средств обеспечения транспортной безопасности определяются субъектом транспортной инфраструктуры и отражаются в паспорте;

е) обеспечить реагирование силами субъекта транспортной инфраструктуры на нарушение пропускного и внутриобъектового режимов;

ж) обеспечить в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, устанавливаемыми в соответствии с частью 13 статьи 12.2 Федерального закона, на период выполнения работ по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и обработке грузов, багажа, почты проведение досмотра физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, почтовых отправлений, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, иных материальных объектов (далее - объекты досмотра), направленного на обнаружение предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с оружием, взрывчатыми веществами или другими устройствами, предметами и веществами, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть и (или) которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства (далее - предметы и вещества, которые запрещены или ограничены для перемещения), а также на выявление лиц, транспортных средств, для допуска которых в зону транспортной безопасности или ее часть не имеется правовых оснований;

з) выделить и оборудовать в соответствии с паспортом помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - пункт управления обеспечением транспортной безопасности);

и) оснастить пункт управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми техническими средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие (при наличии такого взаимодействия);

к) обеспечить защиту технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры от несанкционированного доступа к ним;

л) проводить как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией учения и тренировки для оценки эффективности и полноты реализации паспорта с периодичностью не реже одного раза в 2 года. Уведомлять не позднее чем за 2 месяца до даты их проведения подразделения федеральных органов исполнительной власти в целях возможности их такого участия;

м) передавать уполномоченным подразделениям органов внутренних дел или органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации физических лиц, нарушивших требования в области обеспечения транспортной безопасности, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества или взрывные устройства, ядовитые или радиоактивные вещества при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения;

н) при установлении (объявлении) уровня безопасности N 2 дополнительно к требованиям, предусмотренным подпунктами "а" - "м" настоящего пункта, обеспечить силами субъекта транспортной инфраструктуры патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в течение 6 часов для выявления нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;

о) при установлении (объявлении) уровня безопасности N 3 дополнительно к требованиям, предусмотренным подпунктами "а" - "н" настоящего пункта, обеспечить силами субъекта транспортной инфраструктуры патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в течение 2 часов для выявления нарушителей пропускного и внутриобъектового режимов, предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, на основании решения (организационно-распорядительного документа) лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, или лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, прекратить функционирование объекта транспортной инфраструктуры и ограничить доступ к нему.

5. Субъекты транспортной инфраструктуры для защиты посадочных площадок, вертодромов, аэродромов, предназначенных для осуществления коммерческих воздушных перевозок на самолетах пассажировместимостью 20 человек и менее, в состав которых не входят особо опасные объекты инфраструктуры, а также зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств воздушного транспорта, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры, не отнесенных к особо опасным объектам инфраструктуры, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 3 настоящего документа, обязаны:

а) установить конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

б) обеспечить работниками субъекта транспортной инфраструктуры осмотр зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры перед выполнением работ по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и обработке грузов, багажа, почты в целях обнаружения предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с оружием и взрывчатыми веществами;

в) не допускать на период выполнения работ по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и обработке грузов, багажа, почты в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры физических лиц и материальные объекты, которые не имеют правовых оснований для прохода (перемещения) на борт воздушного судна;

г) незамедлительно информировать уполномоченные подразделения органов внутренних дел или органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации о выявленных предметах и веществах, которые запрещены или ограничены для перемещения;

д) при установлении (объявлении) уровня безопасности N 2 или 3 дополнительно к требованиям, предусмотренным подпунктами "а" - "г" настоящего пункта, обеспечить работниками субъекта транспортной инфраструктуры патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в течение 12 часов в целях обнаружения предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с оружием и взрывчатыми веществами, либо на основании решения (организационно-распорядительного документа) лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, или лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, прекратить функционирование объекта транспортной инфраструктуры и ограничить доступ к нему.

6. Субъекты транспортной инфраструктуры для защиты наземных объектов средств и систем наблюдения, радионавигации, посадки и авиационной электросвязи единой системы организации воздушного движения дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 3 настоящего документа, обязаны:

а) установить конфигурацию и границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры;

б) разработать и утвердить инструкцию о пропускном режиме;

в) организовать работниками субъекта транспортной инфраструктуры пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом, в том числе с применением технических средств обеспечения транспортной безопасности, отвечающих требованиям части 8 статьи 12.2 Федерального закона. Количественный состав и перечень указанных технических средств обеспечения транспортной безопасности определяются субъектом транспортной инфраструктуры и отражаются в паспорте;

г) обеспечить силами субъекта транспортной инфраструктуры осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в течение 24 часов в целях выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;

д) незамедлительно информировать уполномоченные подразделения органов внутренних дел или органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации о физических лицах, нарушивших требования в области обеспечения транспортной безопасности, оружии, боеприпасах, патронах к оружию, взрывчатых веществах или взрывных устройствах, ядовитых или радиоактивных веществах при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения;

е) при установлении (объявлении) уровня безопасности N 2 дополнительно к требованиям, предусмотренным подпунктами "а" - "д" настоящего пункта, обеспечить силами субъекта транспортной инфраструктуры патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в течение 12 часов в целях выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения;

ж) при установлении (объявлении) уровня безопасности N 3 дополнительно к требованиям, предусмотренным подпунктами "а" - "д" настоящего пункта, обеспечить силами субъекта транспортной инфраструктуры патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в течение 6 часов в целях выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения, либо на основании решения (организационно-распорядительного документа) лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, или лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, прекратить функционирование объекта транспортной инфраструктуры и ограничить доступ к нему.

Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.

Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.

Обратная связь

Обратная связь

Ошибка!

Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих

В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:

  • Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
  • Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
  • Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
  • Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
  • Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет

Клавиатура:

  • Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
    При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня.
  • Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
  • Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
    У активной ссылки будет подсвеченный фон.
  • Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
  • Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
    Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown
  • Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
    Нажатие Tab после этого вернет активацию.

Обновлено 2 дня назад

В ходе досмотра осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц. При его проведении могут использоваться рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура.

Лица, отказавшиеся от досмотра, в зону транспортной безопасности не допускаются. Отказ пассажира от досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке.

Согласно статье 12.3 Федерального закона установлено, что уполномоченные работники подразделений транспортной безопасности в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств также имеют право задерживать для передачи органам внутренних дел или органам федеральной службы безопасности лиц, нарушивших требования в области обеспечения транспортной безопасности, изымать оружие и боеприпасы при отсутствии у лица законных оснований для их ношения или хранения, а также устанавливать личность физического лица, находящегося или пересекающего зону транспортной безопасности, по документам, удостоверяющим личность.

Задержанные лица, используемые ими транспортные средства и находящиеся при них оружие и боеприпасы, незамедлительно передаются представителям органов внутренних дел или органов федеральной службы безопасности на объекте транспортной инфраструктуры.

Сотрудники подразделений транспортной безопасности имеют право на применение физической силы, специальных средств, электрошоковых устройств и огнестрельного служебного оружия для отражения нападения на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, работников подразделений транспортной безопасности или лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, пресечения сопротивления, оказываемого нарушителем, задержания лиц, застигнутых при совершении преступления или административного правонарушения на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление работникам подразделений транспортной безопасности.

Неисполнение гражданами (пассажирами) требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере от трех до пяти тысяч рублей. В случае, если данные действия совершены умышленно, санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток.

Что такое транспортная безопасность? фото

Обеспечение безопасности на транспорте с каждым годом приобретает все большую актуальность. Это связано с возрастающим количеством техногенных аварий и терактов, происходящих в последние десятилетия. Транспортная безопасность подразумевает систему мер, обеспечивающих сохранность грузов, жизни и здоровья пассажиров, которые перемещаются в поездах, путешествуют на морских судах, авиалайнерах и т.д. Несомненно, это очень ответственная профессия, требующая высокого уровня подготовки и постоянного повышения квалификации.

Чтобы соответствовать профстандартам, специалист по транспортной безопасности должен пройти качественную подготовку в специализированном учебном центре, а затем получить аттестационное удостоверение.

Транспортная безопасность: характеристика и правовое регулирование

Под системой безопасности на транспорте подразумевается закрепленный законодательно комплекс мер, направленный на защиту пассажиров и их багажа, а также грузов. Он распространяется на все виды транспорта:

  • Авиация.
  • Железнодорожные перевозки.
  • Водный транспорт.

Система обеспечения безопасности для каждого вида транспорта имеет свои особенности. Общее правовое регулирование данной отрасли в РФ осуществляется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон номер 16-ФЗ “О транспортной безопасности”, принятый 9 февраля 2007 года.
  • Приказ Минтранспорта РФ № 212 “О порядке подготовки сил ОТБ” от 31 июля 2014 года.
  • Приказ Минтранспорта РФ № 231 “О требованиях к знаниям, умениям и навыкам сил ОТБ” от 1 августа 2014 года;
  • Приказ Минтранспорта РФ № 243 “Об утверждении типовых программ обучения” от 8 сентября 2014 года.

По некоторым видам транспорта действуют межгосударственные и межправительственные соглашения, затрагивающие, в том числе, вопросы безопасности.

Зачем нужна транспортная безопасность

Система ОТБ позволяет своевременно обнаружить и предупредить угрозу незаконного вмешательства в работу транспортного комплекса государства, тем самым обеспечив полную безопасность перемещения пассажиров и перевозки грузов на любые расстояния.

Специалист транспортной безопасности: кто это?

Согласно п.7.12 ст. 1 Закона №16-ФЗ, это лицо, в должностные обязанности которого входит обеспечение безопасности на транспорте.

Порядок подготовки специалистов ОТБ регламентируется приказами Минтранса, нормативными актами МВД РФ и документами, выпущенными Министерством образования России. По закону, все они должны пройти аттестацию.

Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности

Закон №16-ФЗ закрепил обязательность прохождения аттестации для работников, деятельность которых сопряжена с обеспечением безопасности на транспорте. Иными словами, в перечень входят все специалисты, которые прошли или проходят обучение ОТБ.

Аттестация осуществляется специализированными организациями, имеющими аккредитацию Федерального дорожного агентства РФ. Проверочные мероприятия включают в себя:

  • Анализ физической подготовки сотрудника ОТБ.
  • Исследование их психофизиологических качеств (моральная устойчивость, внимательность, ответственность и т.д.).
  • Проверка достаточности объема знаний, навыков и умений, необходимых для работы в сфере обеспечения безопасности на транспорте.

Чтобы успешно сдать аттестацию и получить удостоверение, специалист должен пройти качественное обучение. Помните, что от выбора образовательной организации напрямую зависит ваш результат: допуск к работе, либо отстранение от нее.

Как стать специалистом транспортной безопасности?

Чтобы работать в данной сфере, необходимо пройти обучение. Для этого следует выбрать хороший образовательный центр, имеющий государственную лицензию. Например, СНТА. Наши опытные преподаватели разработали широкий перечень программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации в сфере ОТБ. Просмотреть полный список обучающих курсов можно здесь.

Если вы решили сменить сферу деятельности и посвятить трудовую жизнь обеспечению безопасности на транспорте, следует пройти профессиональную переподготовку. СНТА реализует более 20 тематических курсов различной специализации:

  • Диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта.
  • Контролер технического состояния автотранспортных средств.
  • Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов.
  • Транспортная логистика.
  • Технология транспортных процессов и т.д.

Если вы уже являетесь специалистом в области ОТБ и планируйте повысить уровень квалификации, обратите внимание на следующие образовательные курсы СНТА:

  • Контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта.
  • Консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.
  • Организация и проведение осмотра ТС при их государственной регистрации.
  • Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
  • Транспортировка сыпучих материалов под давлением и др.

Программа каждого обучающего курса соответствует законодательным стандартам, включает только актуальный материал. Учебные планы периодически обновляются и дополняются. Обучение завершается выдачей документа установленного образца: удостоверением о повышении уровня квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Перевозчики пассажиров и опасных грузов столкнулись с транспортной безопасностью. Транспортная инспекция перестала выдавать спецразрешения на перевозку опасных грузов, а прокуратура начала требовать предоставить пакеты документов.Главным документом является паспорт безопасности. Его нужно оформить без ошибок.

Мы решили прояснить все нюансы у кандидата технических наук и основателя компании “ПрофиТБ” Михаила Хамидулина.

Михаил работает в сфере транспортной безопасности с 2013 года. За это время он провел более 1300 оценок уязвимости транспортных средств и объектов.

Кому не нужна транспортная безопасность?

Ранее не нужно было делать документы по транспортной безопасности перевозчикам, которые работают в сфере ритуальных услуг, или тем, которые осуществляют перевозки бесплатно, например, на школьных автобусах.

Согласно постановлению №1640 в этот список добавились транспортные компании, осуществляющие перевозки на определенных объектах или в сопровождении Росгвардии. Но закон все же немного сырой: если перевозчик опасных грузов осуществляет деятельность в присутствии Росгвардии, нужно ли ему делать паспорт? Ространснадзор запрашивает этот документ и не выдает спецразрешение. Оформлять паспорт тоже в таком случае затруднительно: чтобы подойти к машине, нужен специальный допуск. В итоге неизвестно, сколько времени уйдет на решение вопроса.

Многие перевозчики, которым вроде как не нужен паспорт безопасности, все равно обращаются за ним: госструктуры требуют. Кто-то пытается воевать с ними, а кому-то проще оформить документ и спокойно жить шесть лет. В одних регионах говорят одно, в других — другое. Возможно, со временем требования, указанные в законе, формализуются всеми проверяющими органами.

Изменения в законодательстве

Сначала работа велась согласно постановлению №924, действовавшему до 2020 года. Оно обязывало перевозчика провести оценку уязвимости и разработать план безопасности транспортного средства.

Перевозчики не любят изменений в законодательстве, ведь это лишняя морока. Но на сей раз оценку уязвимости и план безопасности якобы отменили, заменив их одним документом — паспортом транспортной безопасности.

Стало ли проще? Смотря с какой стороны посмотреть. Дело в том, что перед разработкой паспорта безопасности необходимо всем заново внести транспортные средства в реестр Росавтодора, а это, по сути, то же самое, что процедура категорирования. Федеральное дорожное агентство обязано включить автопарк перевозчика в свой реестр в течение месяца, однако на деле срок может быть иным.

На разработку паспорта также дается месяц. Помимо включения транспорта в реестр, нужно еще согласовать порядок доступа к данным технических средств с МВД, ФСБ и Ространснадзором, это процесс небыстрый и может занимать около шести месяцев, если не было допущено ошибок. Затем можно уведомлять Росавтодор об утверждении паспорта.

Как было, что стало?

Раньше на процедуру категорирования перевозчику давали три месяца, затем у него было ещё три месяца на разработку оценки уязвимости, а Росавтодор, в свою очередь, ее утверждал. Также три месяца давалось на план безопасности. Перевозчик участвовал в оформлении документов, но по большей части процедура ложилась на плечи специализированных организаций и Росавтодора. Теперь же перевозчик полностью несет ответственность за разработку документа. Ему необходимо правильно оформить паспорт, сделать сопроводительные документы. Причем не только в бумажном виде, но и в электронном.

Если допущена ошибка, Росавтодор может сразу и не сообщить об этом: перевозчику придется ждать и гадать, что им не понравилось. Дозвониться в ФДА не так просто, они завалены работой.

Важна каждая мелочь, указанная в паспорте безопасности, так как она обязательна к исполнению. Ространснадзор даже после утверждения паспорта может при проверке выявить нарушения в паспорте безопасности. Эта ситуация возникает из-за того, что Росавтодор просто ставит отметку о принятии документа. Если выясняется, что нарушены какие-либо требования, перевозчику грозит штраф, минимум 30 тысяч рублей. При повторных нарушениях можно лишиться лицензии.

Как происходит разработка паспорта транспортной безопасности

Перевозчик может разработать паспорт безопасности двумя способами. Сделать его самостоятельно, при этом, если перевозчик уже делал оценку уязвимости и план безопасности, то можно взять за основу существующие документы и схемы. Ведь, как было сказано выше, паспорт заменяет собой как раз оценку и план.

Или второй вариант — обратиться к специалистам. Обычно такая работа проходит в пять этапов:

  • сбор исходных данных;
  • подготовка чертежей;
  • написание паспорта;
  • оформление паспорта и документов к нему;
  • отправка, сопровождение и получение паспорта в Росавтодоре.

Объединение ТС в один модельный ряд

Ранее можно было опереться на одинаковые характеристики транспортных средств (одинаковые названия в ПТС), но теперь внесена значительная поправка: так могут сделать только перевозчики, осуществляющие перевозки по одному маршруту регулярной перевозки пассажиров. Если маршрутов более одного, на каждый нужно делать отдельный паспорт, а это долгий процесс.

Внутри паспорта

Внутри паспорта помимо характеристик ТС находятся инструкции, которые должен соблюдать перевозчик и экипаж транспортного средства.

Транспортное средство должно быть соответствующим образом оснащено, а оборудование должно быть сертифицировано. При этом требуется сертификация МВД по постановлению № 969.

Если условия не соблюдены, видеокамеры придется менять, а это огромные лишние траты и убытки.

Есть еще такой момент: если осуществляется перевозка опасных грузов, то вторая камера обязательно должна быть направлена на место размещения груза.

Кроме технического оснащения в салоне или кабине должны находиться плакаты (пассажиров следует оповещать о входе в зону транспортной безопасности). Это требование очень часто нарушают.

Также транспортная компания должна раз в год проводить учения с МВД и ФСБ, чтобы не попасть на штраф за несоблюдение транспортной безопасности. Предварительно их необходимо уведомить в письменной форме.

Кому нужна аттестация по транспортной безопасности?

Сейчас ведутся бурные дискуссии о том, кого нужно аттестовывать, а кого — нет. Раньше в постановлении № 924 было написано, что субъект транспортной инфраструктуры должен назначить лицо, ответственное за транспортное средство из числа экипажа, им был водитель. Значит теперь ответственный может не находиться в экипаже, к примеру, быть в офисе.

Для полноценного обеспечения транспортной безопасности необходимо проводить обязательный осмотр до и после рейса, а при перевозке опасных грузов — еще и после погрузки. Проводить такие осмотры могут только силы обеспечения транспортной безопасности, которые должны быть обучены и аттестованы.

Над формулировками закона нужно работать и работать, требуется много уточнений. Перевозчикам по каждому конкретному случаю лучше все же обращаться к специалистам.

Читайте также: