Как называется обслуживание предполагающее единое для всех клиентов меню без права выбора блюд

Обновлено: 07.07.2024

Питание не является обязательной услугой в составе туристского продукта и может не предоставляться в процессе реализации тура. Однако следует учесть тот факт, что потребность человека в питании является физиологической. В случае непредоставления данной услуги в процессе путешествия, организаторам туров следует озаботиться двумя проблемами: а) проблемой резервирования определенного количества времени на питание туристов и б) проблемой доведения до туристов информации об имеющихся в дестинации предприятиях питания.

В работах ученых РМАТ приводится обобщенная классификация туристских предприятий питания, которая приводится ниже :

1. По типу предприятия: рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, фабрики-кухни.

2. По виду собственности: собственные и арендованные.

3. По месту расположения: в составе туристского гостиничного комплекса; в составе гостиниц; в составе других средств размещения; автономные.

4. По способу обслуживания: обслуживаемые официантами; самообслуживания; смешанного обслуживания.

5. По классности: "люкс"; "высший"; "первый"; "вне категории".

6. По ассортименту: блюда широкого выбора; комплексные блюда; блюда национальной кухни; экзотические блюда.

7. По режиму обслуживания: завтрак; полупансион; полный пансион; шведский стол (буфет); специальное питание (диетическое, вегетарианское и т. д.); детское питание.

Рассмотрим теперь основные типы предприятий питания, используемых в практике организации туристских путешествий .

Ресторан - общедоступное предприятие питания обычно с разнообразным, широким ассортиментом блюд сложного приготовления, закусок, кондитерских, винно-водочных изделий, фруктов, минеральной воды, соков, мороженого, десертов. В ресторанах широко практикуется изготовление блюд, закусок по индивидуальному заказу, а также фирменных и национальных блюд, предусмотренных в меню. По количеству посадочных мест существуют как очень маленькие рестораны (10-15 мест), так и большие (500 и более мест). Часто в ресторанах высокий уровень обслуживания сочетается с организацией отдыха посетителей. В ресторанах проводят обслуживание семейных торжеств, официальных вечеров, приемов, конференций, тематических вечеров.

Кафетерий - предприятие, в ассортименте напитков которого обязательно присутствует кофе нескольких наименований, а также спиртные напитки, такие как ром, ликер, коньяк, которые подаются к кофе. Чаще всего предоставляется сервис "а ля карт". В кафетерии приготовляются и реализуются для потребления на месте горячие и холодные напитки, хлебобулочные и кулинарные изделия несложного приготовления в ограниченном ассортименте. В меню включаются горячие и холодные напитки, мучные изделия, горячие блюда. Обязательно в меню имеется широкий выбор минеральной воды, соков, алкогольных напитков, фруктов. Обслуживание осуществляется официантом.

Кафе различают следующим образом. Кафе-кондитерская - предприятие, реализующее кроме кофе широкий ассортимент (до 15 наименований и более) кондитерских изделий. Посетителям предлагаются свежие газеты и журналы. В таких предприятиях горячие блюда обычно не предлагаются. Кафе-мороженое - предприятие, в ассортименте которого много видов мороженого, горячие напитки, фруктово-ягодные соки, минеральная вода, спиртное (коньяк, ром, ликер, шампанское). Возможно как обслуживание с помощью официанта, так и самообслуживание. В витринах кафе, как правило, представлены кондитерские изделия, которые можно выбрать самим. Это используется, когда в кафе существует большой ассортимент кондитерских изделий.

Столовая - предприятие питания, на котором приготовляется и реализуется продукция в основном собственного производства. Столовые обычно организуются в гостиницах первого класса, иногда на курортах, на предприятиях, в учебных учреждениях. Это довольно большие по своей вместимости предприятия питания. Питание туристов в столовых часто организуется, например, при посещении ими каких-то промышленных предприятий. Могут предлагаться комплексные меню. Нередко используется цикличное меню, а также полный рацион: завтрак, обед, ужин; закуски предлагаются по принципу "шведского стола", а одно основное блюдо можно выбрать на раздаче.

Пиццерия - предприятие, специализирующееся на приготовлении и реализации для потребления на месте пиццы. Итальянская пицца получила столь широкое распространение, что многочисленные пиццерии, где туристы могут недорого поесть, стали активно открываться по всему миру. Пиццерия может быть организована по принципу ресторана, то есть с обслуживанием официантом и индивидуальным приготовлением блюда, либо по типу самообслуживания, когда весь ассортимент представлен на раздаче. Ассортимент включает несколько видов пиццы, минеральную воду, соки, вино.

Буфет, основное назначение которого - быстрое обслуживание посетителей, которые могут получить холодные закуски, бутерброды, горячие и охлажденные напитки, хлебобулочные, кондитерские изделия. В буфете реализуются также горячие блюда несложного приготовления (котлеты, сосиски). Подобные буфеты организуются как в гостиницах, так и при бензозаправочных станциях на скоростных трассах.

Кофейная лавка, или кофейня - предприятие питания с ограниченным ассортиментом, специализирующееся главным образом на приготовлении кофе. В ассортименте кофейни большой выбор кофе, чай, а также выпечка и кондитерские изделия. Не исключены спиртные напитки. Выпечка и кондитерские изделия могут приготовляться на месте или заказываться у поставщика. Иногда могут приготовляться несложные блюда, например, бутерброды и сэндвичи.

Бары есть во всем мире. Это специализированные предприятия быстрого обслуживания, предназначенные для реализации смешанных напитков в широком ассортименте. В баре могут реализовываться кондитерские изделия, а иногда даже закуски и горячие блюда. Главное назначение бара - дать гостям возможность отдохнуть в уютной обстановке, послушать музыку или посмотреть футбольный матч. Бары бывают расположены и в центре города, и на побережье, если речь идет о курорте. Бары в зависимости от ассортимента делятся на пивные (знаменитые английские пабы), винные, а также коктейль-холлы и коктейль-бары, различающиеся по размеру и разнообразию оборудования. Как правило, туристы любят посещать бары. В ряде стран, например в Великобритании, посещение баров может входить в туристскую программу.

Предприятия быстрого обслуживания становятся в мире все более популярными. Туристы посещают их как индивидуально, так и в составе тургрупп при организованных групповых поездках. Ассортимент обычно ограничен несколькими блюдами: холодные блюда, горячие блюда, бутерброды, напитки, мороженое и т. д. На таких предприятиях применяют самообслуживание со свободным выбором блюд с раздаточной стойки. Эти предприятия имеют высокую пропускную способность и размещаются в оживленных местах на пути движения интенсивных покупательских потоков.

Наиболее известны такие Fast Food, как "McDonald's", "Burger King", специализирующиеся на гамбургерах; "Pizza Hut", специализирующаяся на пицце. Во Франции это "Fnac", где предлагается большой ассортимент овощных салатов, десертов (фруктовых и кондитерских) и ограниченный ассортимент основных блюд (мясных и рыбных). В Германии это "Nordsee" - предлагаются рыбные блюда и блюда из даров моря, салаты из овощей, соки.

Кейтеринг. По определению Р. А. Браймера, кейтеринг - это обслуживание чаще всего вне помещений предприятий питания. В странах Восточной Европы ему соответствует комплексное обслуживание. Различают кейтеринг в помещении, кейтеринг вне помещения, индивидуальный кейтеринг, разъездной кейтеринг, розничную продажу. К кейтерингу можно отнести продажу прохладительных напитков и бутербродов на спортивной арене, а также продажу через автоматы сигарет, печенья, соков в пакетах и газированных напитков.

Услуги питания могут предоставляться как в рамках гостиницы - в составе комплексной гостиничной услуги, так и вне зависимости от гостиницы - в кафе, ресторанах, столовых, барах, фаст-фудах, бистро и т. д. Как показывает международная туристская практика, питание обычно связано с размещением. Чаще всего во многих гостиницах мира в гостиничный тариф уже входит стоимость завтрака, который организуется в гостиничном ресторане или буфете. По желанию или в соответствии с туром туристу может предоставляться номер в комплексе с трехразовым, двухразовым и одноразовым питанием. В туристской практике выделяют следующие специальные "планы", касающихся питания туристов в гостиницах.

Европейский план (European Plan, EP) - гостиничный тариф, включающий в себя только стоимость размещения (без стоимости питания). В этом случае туристы самостоятельно выбирают предприятие общественного питания, кухню и заказываемые блюда. В настоящее время используется не так часто. Распространен в США и ряде крупнейших городов мира.

Континентальный план (Continental Plan, CP) - гостиничный тариф, включающий в себя стоимость размещения и континентального завтрака. Континентальный план также называется "постель и завтрак" (Bed and Breakfast, BB). В соответствии с таким планом туристу предоставляется континентальный завтрак - легкий завтрак, состоящий из кофе или чая, булочки, масла и джема. В некоторых странах он может быть дополнен стаканом сока (в Италии), сыром (в Голландии), рыбой (в Норвегии).

Бермудский план (Bermuda Plan, ВР) - гостиничный тариф, включающий в себя стоимость размещения и полного завтрака, который называется еще английским завтраком и включает в себя фруктовый сок, овсяную кашу или мюсли, яичницу или омлет с ветчиной, гренки, масло, джем и кофе или чай. В стоимость проживания включает полный "американский" завтрак в гостинице. Все остальные трапезы не включены. В последние годы бермудский план получил широкое распространение; чаще всего он организуется по типу "шведского стола".

Модифицированный американский план (Modified American Plan, МАР) - стоимость проживания включает завтрак - "континентальный" (в Европе) или полный и еще одну трапезу, как правило, ужин. Этот план широко распространен на курортах Багамских и Бермудских островов, Карибского бассейна и Мексики. В Европе этот план обычно называют полупансионом.

Американский план (American Plan, АР) - стоимость проживания включает завтрак, обед и ужин. В Европе этот план также называют полным пансионом. Полный пансион распространен на круизных судах, в "туристских деревнях" и аналогичных курортах.

Как правило, Бермудский план и Модифицированный американский план предлагаются на популярных курортах. Европейский план чаще используется в гостиницах, рассчитанных в основном на транзитных пассажиров и деловых людей. В некоторых гостиницах на проживающих по Модифицированному американскому плану распространяются определенные ограничения в выборе блюд из меню. При этом за экзотические или дорогостоящие блюда, например, омаров, приходится доплачивать.

Существуют также следующие варианты организации питания при отелях и их международные обозначения (табл. 9.1.):

Таблица 9.1.
Варианты организации питания и их международное обозначение

Варианты организации питания Международное
обозначение
Размещение без питания RO
Размещение + завтрак BB (гарни)
Размещение и двухразовое питание
(завтрак + обед или завтрак + ужин)
HB
(полупансион)
Размещение и трехразовое питание
(завтрак + обед + ужин)
FB
(полный пансион)
Бесконечно много разных блюд, в почти неограниченные сроки организации приема пищи – стоимость данной услуги включена в стоимость тура All inclusive
(AI – все включено)
Предоставление постояльцу четырехразового питания и возможности употребления закусок, включая безалкогольные напитки и алкогольные напитки местного производства в течение светового дня (до 24.00 ч) Ultra all inclusive
(UAI – ультра все включено)
Предоставление постояльцу четырехразового питания и возможности употребления закусок, включая безалкогольные напитки и алкогольные напитки в течение светового дня (до 24.00 ч) Extra all inclusive
(EAI – экстра все включено)

Существует несколько основных видов меню, связанных с формой обслуживания. "А ля карт" - меню, в котором каждое блюдо указано со своей отдельной ценой. Использование такого меню практикуется в дорогих ресторанах с французским сервисом. Такие рестораны работают при дорогих гостиницах. Система обслуживания "а ля карт" предполагает свободный выбор клиентом блюд из предлагаемого рестораном меню.

"Табльдот" - меню, блюда в котором предлагаются по единой комплексной цене. В цену включается все - от закуски до десерта, причем на выбор предлагаются несколько вариантов по разной комплексной цене и с разным набором блюд. Система обслуживания "табльдот" предполагает обслуживание по единому для всех клиентов меню без права выбора блюд.

В последние годы в дорогих ресторанах появились смешанные меню, в которых существуют несколько предложений с разным набором блюд и разным ценовым уровнем. Система обслуживания в этом случае предполагает частично обслуживание по единому меню без права выбора блюда, обычно главного, и свободного выбора закусок или десерта.

Большое распространение получило обслуживание туристов "шведский стол", когда на завтраки, а иногда и на ужины предлагается богатый ассортимент закусок. Принцип "шведского стола" - свободный выбор выставленных на общий стол блюд и самообслуживание. Например, так организованы завтраки в большинстве ресторанов израильских гостиниц, во многих ресторанах при гостиницах в Германии.

Предусмотрены также и варианты замены при организации питания. "Сухой паек" (пикник) - компенсация пропущенного завтрака (обеда, ужина). Замена производится по предварительному заказу. Причины пропуска могут быть самыми разными, чаще всего это или внеплановая поездка, дополнительная экскурсия и т. д. "Холодный ужин" готовится по тем же причинам, что и сухой паек, но предполагает приезд туристов после окончания планового ужина и представляет собой сервированный стол со всеми блюдами, присутствовавшими на плановом ужине, кроме горячих. Перенос обеда или ужина на другой день также производится по предварительному согласованию.

Существуют также три основных разновидности завтраков:

1) "Континентальный" состоит преимущественно из булочки и кофе (чая) и характерен для городских отелей и мотелей;
2) "Европейский" с большим разнообразием блюд и неограниченным их количеством, характерен для Великобритании и стран Америки;
3) "Минибар", когда в качестве дополнительной услуги, начиная с отелей трех звезд предполагается использование внутриномерного бара.

В западных государствах о том, что такое кейтеринг, знают уже достаточно давно. Это слово на слуху у каждого гражданина, более того, преимущественное большинство людей пользуются подобной услугой. Настало время узнать и нам, чем же так привлекателен для иностранцев кейтеринг. Что это такое простыми словами и как это работает? Разбираться будем по порядку.

Трактовка термина и перевод

Итак, само слово кейтеринг происходит от английского cater, что переводится как угождать, доставлять или поставлять провизию. Так сложилось, что в США и Европе данный термин хорошо прижился в сфере питания. Его часто употребляли, когда речь шла об обслуживании банкетов, свадеб и прочих мероприятий. Постепенно сформировалось и окончательное определение о том, что такое кейтеринг. Это выездное обслуживание в сфере питания.

что такое кейтеринг

Организация определенного мероприятия происходит в конкретной, указанной заказчиком удаленной точке. Более того, кейтеринговые услуги включают в себя не только приготовление пищи, но и ее доставку, сервировку стола, а также обслуживание гостей и проведение самого мероприятия.

Наглядный пример

Кейтеринг - что это такое простыми словами? Давайте разберемся на примере свадьбы, которая проходит в загородном особняке. Чтобы обеспечить гостей едой и напитками, а также достойным сервисом и обслугой, которая будет за каждым ухаживать, необходимо заключить контракт с рестораном или специализированной фирмой. Речь идет о кейтеринговой компании - таких в наше время развелось очень много. В отличие от ресторана, они не имеют зала для гостей, их работа заключается только в составлении меню, доставке всего необходимого и обслуживании. Итак, выбрав один вариант из двух, вы заключаете контракт, в котором указаны следующие моменты:

  • Вид торжества.
  • Количество гостей.
  • Меню.
  • Бар и напитки.
  • Время и место проведения праздника.
  • Длительность торжества.

кейтеринг что это такое простыми словами

В зависимости от случая в кейтеринговые услуги включают дополнительные пункты, чтобы уточнить все моменты и оставить заказчика довольным. В назначенный день и в указанное место приезжает "кухонная" бригада: повара и их помощники, официанты, уборщики и т. д. Они либо привозят уже наполовину готовую еду, которую расставляют на столы и сервируют приборами, либо готовят все блюда на месте (если есть кухня). На протяжении всего мероприятия в особняке эти люди заботятся о том, чтобы все гости свадьбы были накормлены и напоены в соответствии с контрактом, а также следят за чистотой. Вот мы и ответили на вопрос о том, что такое кейтеринг.

Преимущества и особенности

Почему в последнее время данный вид ресторанного обслуживания стал настолько популярным? Наверное, секрет кроется в его мобильности. Быстро и без потери качества кейтеринговая компания или ресторанные работники переносятся в указанную вами точку и оказывают вам все услуги, которые имеются в их прайс-листе. Также фишкой этой системы считается то, что вам не придется во время застолья пересекаться с чужими людьми, ловить на себе их взгляды или самому невольно наблюдать за чужаками. Вы приглашаете только тех, кого хотите видеть, и организовываете праздник там, где вам хочется. А обо всем остальном позаботятся профессионалы, которых вы нанимаете.

кейтеринговая компания

Так как мы окончательно разобрались с тем, что такое кейтеринг и какие преимущества он в себе заключает, предлагаем рассмотреть основную классификацию данного явления.

Ресторанное обслуживание на выезде

Данная услуга очень удобна, если количество гостей превышает отметку 300, и в обычном зале разместить всех будет крайне сложно. Поэтому обслуга, повара и гости перемещаются в загородный дом, на дачу или в другое подобное место, и там проводится праздник. Как правило, еда готовится заранее в ресторане, а на месте весь персонал лишь сервирует стол и занимается уборкой. Существуют также многочисленные виды выездного ресторанного обслуживания, и вот некоторые из них:

  • Фуршет - гостей за столы не рассаживают. Подаются лишь горячие и холодные закуски, фрукты и напитки. Все это удобно есть стоя.
  • Шведский стол отличается от фуршета тем, что гостям выдают столовые приборы. Каждый выбирает себе сам блюдо, накладывает и присаживается за один из многочисленных столиков.
  • Коктейль - как правило, это вечеринка, в ходе которой гости не сидят за столами. Официанты ходят по залу и разносят алкогольные напитки и холодные закуски.
  • Кофе-брейк - аналог фуршета. Однако в данном случае подают кофе, чай, выпечку бутерброды или десерты.
  • Барбекю - говоря по-нашему просто "шашлыки", приготовление мясных блюд на огне. Столы сервируются по просьбе заказчика.
  • Выездной банкет - аналог традиционного банкета, но вне зала ресторана.

кейтеринговые услуги

Доставка в офис

Далеко не во всех государственных организациях, а тем более в частных фирмах данная услуга распространена. Ну а те боссы, которые заботятся о качестве питания собственных сотрудников, нередко заказывают кейтеринг на постоянной основе. Как выглядит данное мероприятие? Чаще всего работников кормят только обедами, могут быть "бонусы" в виде десертов, которые можно оставить на потом. Существует три способа поставки еды в офис:

  • В ресторане производятся полуфабрикаты, которые доставляются в офис. Там их доводят до состояния готовности и подают на стол.
  • Второй метод - приготовление всех блюд непосредственно на кухне клиента.
  • Ну, и третий способ - это приготовление всего меню в ресторане и доставка еды в офис в одноразовой посуде.

посуда для кейтеринга

Социальный формат

Суть такого кейтеринга заключается в том, что все услуги предоставляются на территории клиента с использованием его оборудования и даже посуды. Персонал выполняет только работу: сервирует столы, готовит еду, ухаживает за гостями. В конце мероприятия обслуга убирает помещение и вывозит мусор. Чаще всего данным видом кейтеринга пользуются в случае проведения семейных праздников. Они могут проходить на даче, на арендованной вилле или просто в квартире заказчика.

Бар на выезде

Название этой услуги говорит само за себя. Тут уже речь не идет о продуктах, прохладительных напитках, закусках и сервировке стола. Вся суть такого кейтеринга кроется в установке мобильной барной стойки, а также в доставке всех необходимых напитков и ингредиентов, которые понадобятся для создания коктейлей. Количество обслуживающего персонала тут также отличается от всех предыдущих вариантов - это только бармен. Более того, барный кейтеринг не предусматривает дальнейшую уборку помещения.

виды выездного ресторанного обслуживания

Кальян

Это новый вид кейтеринга, который не имеет ничего общего с ресторанными услугами. Чтобы досконально понять его, давайте сначала представим себе, что вы сидите в баре или в уютном лаунж-кафе. Как правило, в таких заведениях есть отдельное кальянное меню и специалист, который занимается этим вопросом. Аналогично система работает и на выезде. Если вы организовываете фуршет в отдаленной точке или коктейль-пати, дополнительно можете заказать кейтеринг с кальяном. Количество оборудования и табака указываются в договоре, все это доставляется в указанное вами место вместе с кальянщиком (их может быть несколько). Кальянный кейтеринг, как и барный, также не подразумевает уборку помещения и сервировку стола.

Посуда для кейтеринга

Сервировка стола - отдельная тема, которая всегда четко оговаривается в контракте. Однозначно вам не стоит переживать, что дорогущие блюда придется отведывать из пластиковых тарелок одноразовыми вилками. Но и такой вариант не исключен, если вы сами того не попросите. Иными словами, тут все сугубо индивидуально. Бывает, что люди договариваются на полный спектр услуг от кейтеринговой компании, но при этом сами предоставляют посуду для сервировки стола.

поставлять провизию

Второй вариант - это стандартные тарелки и вилки из ресторана. Бюджетные мероприятия действительно сервируются одноразовой посудой (также это касается доставки еды в офис). Тут, как говорится, на все воля клиента.

Эпилог

Выездное ресторанное обслуживание - отрасль, которая пока что только развивается в нашей стране. Подобные услуги куда дороже, чем стандартный поход в ресторан, но в них есть множество положительных аспектов, которые заставляют людей немного раскошелиться, но все-таки создать праздник своей мечты, который будут помнить все гости очень долго.

Читайте также: