Что в теории права понимается под правоотношением в связи с чем теория права

Обновлено: 04.07.2024

В современных условиях общественного развития требования к правовой грамотности граждан становятся более серьезными. Это касается и педагогов, и родителей, и школьников, и студентов. Для лиц, обучающихся в учреждениях общего и профессионального образования, доминирующими является потребность в правовой защите и интерес к сути правовых отношений между людьми.

Правовое образование не может быть получено раз и навсегда.Меняющаяся социально-политическая и культурная обстановка в мире способствует тому, чтобы подготовка в сфере права была непрерывной и постоянно совершенствовалась. Это совпадает с целями современной российской педагогики и мировыми тенденциями развития образования.

Перед образовательными учреждениями различного типа стоят задачи воспитания позитивной ориентации обучающихся на ценности культуры права. В связи с этим одним из приоритетов образовательно-воспитательной деятельности современных учреждений образования является правовое воспитание, рассматриваемое в тесном взаимодействии с нравственным.

Очевидно, что немаловажным условием правового воспитания обучающихся выступает правовоспитательная подготовленность руководящих и педагогических работников образовательных учреждений.Особенно это актуально для педагогических учебных заведений. Уже на студенческой скамье будущие педагоги должны

овладевать основами культуры права и приобретать индивидуальную правовую культуру, составляющую фундамент правовоспитательной подготовленности педагога.

Известно, что философы рассматривают правовую культуру в целом и педагогическую правовую культуру, в частности, во взаимосвязи с нравственностью. Это две развивающиеся подсистемы социальной и личностной регуляции, влияющие на законосообразность поведения личности.

В работах юристов раскрывается относительная самостоятельность права в контексте правовой культуры общества и личности.

Психологи рассматривают воздействие права на поведение личности,

анализируя механизмы ее личностной устойчивости и формирования адекватного отношения к праву, усвоения обучающимися ценностного значения права.

В педагогическом плане становление правовой культуры личности, в том числе будущих и работающих педагогов, — это развивающееся направление образовательно-воспитательной работы.

В аспекте управления правовая культура руководящих и педагогических работников — необходимое условие создания прочной профессионально-юридической базы деятельности образовательных

учреждений, обеспечения их функционирования и развития в быстро меняющейся социально-экономической ситуации.

Авторы учебного пособия предприняли попытку помочь студентам учреждений среднего профессионального образования,слушателям курсов повышения квалификации, а также специалистам органов управления образованием научиться эффективно работать с обновляющимися нормативными правовыми документами,

видеть и понимать сущность процессов, происходящих в российском законодательстве. Решению этой задачи в пособии подчинен как сам текст, отразивший учет всех изменений, имеющихся в российском законодательстве (образовательной, бюджетной, трудовой сфере) на октябрь 2008 г., так и система заданий,

отражающих правовые нормы и мнение профессиональных юристов по поводу применения их на практике.

Специфика содержания учебного пособия состоит в том, что различные аспекты российского законодательства рассматриваются применительно к сфере образования. Речь идет о нормативноправовых

основах и правовом регулировании деятельности общеобразовательных учреждений. Поэтому композиционно учебное пособие состоит из двух частей, что имеет свою логику.

Первая часть — теоретико-правовая — создает условия для осознания читателем основ нормативной правовой базы образовательного учреждения, принципов ее построения и возможностей изменения. Вторая — нормативно-деятельностная — сориентирована на выработку у читателей практических навыков работы с

нормативными правовыми документами различного вида и уровня, привитие им интереса к исследовательской деятельности и самосовершенствованию в сфере правового обеспечения образовательной деятельности.

Авторы стремились содействовать изучению практических проблем правового обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений, когда каждый участник процесса обучения может соотнести

собственное видение решения проблемы с мнением опытных юристов. Контрольные вопросы и задания подобраны так, чтобы формировать у читателей самостоятельный и выверенный опыт принятия управленческих решений, индивидуальный стиль нормотворчества, опирающийся на глубокое знание нормативной правовой базы образовательного законодательства.




В конце учебного пособия помещен глоссарий, который не только позволяет читателям понять авторскую трактовку понятий, используемых в книге, но и создает дополнительное поле для методической и контрольно-оценочной деятельности преподавателя, ведущего данный курс. При его составлении были использованы различные (полидисциплинарные) словари. Такой подход видится оправданным, поскольку полисемантичность и неустойчивая трактовка понятий и терминов, используемых в нормативном правовом обеспечении деятельности образовательного учреждения, часто усложняют работу над локальными актами и

другими правовыми документами образовательного учреждения.

В настоящее время российская система образования испытывает серьезный дефицит подобного рода учебной литературы.

Авторы надеются, что данное учебное пособие поможет изменить ситуацию в положительную сторону и рассчитывают на конструкшвные предложения читателей по улучшению книги.

Особую благодарность авторы выражают преподавателям Л.И.Вавилову, А. М.Кацу, В.Ю.Матвееву, М.М.Мусарскому,А. С. Прутченкову, И. А. Рожкову, учебные занятия которых способствовали определению замысла и выработке четкой структуры пособия.

Книга не смогла бы в полной мере приобрести завершенность без ценных замечаний и конструктивных советов наших уважаемых рецензентов — доктора педагогических наук, профессора Б. П.Эрдниева, доктора юридических наук, профессора А. П. Анисимова, которых авторский коллектив искренне благодарит за

внимание и поддержку.

Глава 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ПРАВА

Право представляет собой сложное социальное явление, имеющее ярко выраженную совокупность внешних и внутренних признаков.

Под внешней формой права понимаются юридические источники, формально закрепляющие правовые предписания, адресованные участникам правоотношений.

Право представляет собой нормативную основу существования общества, организованного в государство. Право регулирует наиболее значимые отношения в обществе, в том числе и образование, признаваемое одним из главных средств социализации человека, становления его личности. Воздействие права на общественные отношения обеспечивает их упорядоченность и стабильность, создавая условия для развития общества в целом.

Принято считать, что объективное право, воспринимаемое как источник правил поведения людей, понятно всем членам общества, если имеет внешнее выражение. Такие способы объективного выражения и закрепления норм права в юриспруденции называются источниками права.

Помимо формальных (юридических) источников право имеет и другие истоки формирования, т.е. систему факторов, характеризующих его содержание и формы выражения. Источник — это основные начала, исходные положения. Обычно различают источники права в широком и узком смысле слова.

деятельность государства и уполномоченных им организаций, а в отдельных случаях — всего народа (референдум), результатом которой является создание правовых норм. В нормативных юридических актах выражается воля законодателя, и содержащиеся в них правовые предписания носят общий обязательный характер.

С другой стороны, под источниками права могут быть поняты и средства познания самого права, т. е. то, откуда получаются знания о праве (например, исторические памятники права, свод обычаев,

тексты законов, юридическая практика и т.д.).

Источниками права могут быть и объективные факторы материального характера, определяющие само содержание правовых норм. Это такие материальные условия жизни общества, как система экономических отношений, уровень развития экономики, формы собственности, материальные условия жизни людей. Появление и действие права обусловлены не только материальными, но и духовными условиями общественной жизни. К культурноисторическим факторам, определяющим возникновение и развитие

права, можно отнести уровень развития правосознания и правовой культуры общества, уровень цивилизованности общественных и государственных институтов. Существующий уровень правовой

культуры общества — это показатель, отражающий место и роль права в жизни общества.

Правовая культура — это не только знание юридических норм, КО и уважительное отношение к праву и правосудию. Духовной предпосылкой появления и существования права также является осознание человеком своей индивидуальности, самостоятельности, собственной сущности.

Право, которое исходит от государства, государственной власти путем установления или признания правил поведения и формально закрепляется в различных актах и иных источниках, представители естественно-правовых концепций называют как положительное, позитивное, или объективное, право.

Под источниками права в формально юридическом значении понимаются внешние формы выражения правовых норм.

Форма права — способ выражения правовой нормы вовне, официального бытия правовой нормы, способ официальной фиксации.

В системе норм права следует различать внутреннюю и внешнюю формы. Внутренняя форма системы права — это, во-первых, формальная определенность самой правовой нормы, в которой закрепляется мера свободы, масштаб поведения субъекта права и, вовторых, структура (строение) системы права, т. е. внутренняя организация правовых норм по отраслям и институтам права в соответствии с характером регулируемых ими общественных отношений и методом правового регулирования. Система норм права — это его внутренняя согласованность и единство в функциональной деятельности.

Под внешней формой права понимаются способы выражения правовых норм, устанавливаемые государством или санкционируемые им. Только под внешней формой правовые нормы получают юридическую силу и имеют общеобязательный характер. Таким образом, под источником права в юридическом смысле

следует понимать внешнюю форму выражения правовых норм, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность.

В современных государствах основными источникам и официального выражения и закрепления норм позитивного права являются следующие.

1. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые компетентными органами государственной власти и управления или всенародным голосованием (референдумом).

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права.

3. Юридический прецедент (судебный и административный).

4. Религиозные источники (священные писания, книги, тракгаты).

5. Правовой обычай.

6. Нормативный правовой договор.

Нормативные правовые акты являются основным источником права в Российской Федерации, их значимость и роль в системе законодательства определяется прежде всего их юридической синий. По юридической силе все нормативные правовые акты ленятся на законы и подзаконные акты.

Законы принимаются законодательными (представительными органами) власти, подзаконные акты — исполнительными органами власти. В Российской Федерации высшей юридической силой обладает Конституция, принятая Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, опираются на ее текст и не могут ей противоречить.

Система федерального законодательства об образовании едина и действует на всей территории РФ одинаковым образом.

Законы, издаваемые на федеральном уровне, могут быть двух ВИДОВ: федеральные конституционные законы и федеральные к/коны.

Федеральные конституционные законы издаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ (разд. 1 ст. 108 Конституции РФ), и регулируют основы государственного строя в Российской Федерации. Путем издания этих законов возможно внесение изменений в саму Конституцию РФ (таковые в настоящее

Время отсутствуют) и создание новых субъектов РФ (в том числе путем объединения уже имеющихся субъектов РФ).

Федеральные законы направлены на решение широкого круга in тросов, требующих законодательного регулирования, они не могут противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Федеральные законы подразделяются на два вида: текущие и кодифицированные. По своей юридической силе оба вида федеральных законов равны.

Кодифицированные федеральные законы (кодексы) содержат нормы, характеризующие комплексное правовое регулирование определенной отрасли сферы правовых отношений, например, бюджетный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ и др.

Текущие федеральные законы издаются по различным вопросам, требующим законодательного регулирования и разрешения.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы издаются в особом порядке, предусмотренном Конституцией РФ.

Дата, указываемая в официальных реквизитах федерального закона, представляет собой дату подписания закона Президентом РФ. Для того чтобы закон вступил в силу, он должен быть официально

К числу подзаконных нормативных актов, регулирующих сферу образования, относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Подзаконные акты в своей основе имеют федеральные законы и, следовательно, не могут им противоречить.

Немаловажное значение в процессе нормотворчества в РФ имеет и то обстоятельство, что указами Президента РФ утверждается система и структура федеральных органов исполнительной власти, а также регламентируется порядок издания и опубликования ими нормативных актов.

Нормативные правовые акты Правительства РФ издаются на Основе федеральных законов или указов Президента в форме постановлений. Этими подзаконными актами утверждены типовые положения образовательных учреждений, в том числе Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196)

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763

РФ имеют такую же процедуру опубликования и вступления их в силу, как федеральные конституционные законы и федеральные законы.

В системе подзаконных нормативных актов, регулирующих Сферу образования, важное место занимают приказы Министерство образования и науки РФ.

Федеральные службы и агентства могут издавать нормативные правовые акты только в случаях, прямо предусмотренных указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

которая не может противоречить действующей Конституции РФ.

Вопросы и задания

1 О регулировании вопросов труда и социальных гарантий педагогических работников, правил оказания платных образовательных услуг и других более подробно изложено в гл. 4, 6, 8 настоящего учебного пособия.

2. Приведите примеры, иллюстрирующие ваше понимание норм объективного и субъективного права.

3. Какие источники права, составляющие основу российского законодательства, вам известны?

4. Назовите сроки и условия вступления в силу законов, принятые в российской системе законодательства.

5. Укажите официальные источники периодической печати РФ, которые имеют право первой публикации федеральных конституционных и федеральных законов.

6*. Назовите нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, существующие в вашем регионе.

7*. Проанализируйте содержание нормативных правовых актов на предмет гарантий и компенсаций для жителей вашего региона1.

Читайте также: