Паспорт несуществующего государства как получить

Обновлено: 16.05.2024

Герои наших статей переезжают в другие страны по рабочей визе и остаются там на несколько лет, получив ВНЖ или ПМЖ. А что насчёт гражданства? Попробовали разобраться (это было не просто), в каких государствах и при каких условиях можно получить гражданство в первые годы проживания.

Приходите в комментарии и рассказывайт про свой опыт, будем дополнять и обновлять статью. Осторожно, много юридических терминов.

Основных путей два — инвестиции за очень большие деньги и натурализация, доступная всем. Во втором случае нужно только пожить в стране несколько лет, подучить язык, культурные особенности и подать заявку.

Кажется, что второй вариант проще — хотя в ряде стран и за инвестиции можно найти вполне доступные варианты: например, получить заветный паспорт за 6 месяцев, купив недвижимость на Карибах.

Что обычно дает получение гражданства другого государства?

  • Бессрочный статус с возможностью передавать его по наследству будущим поколениям.
  • Право жить, работать и учиться на территории страны или других стран, с которыми заключены особые соглашения.
  • Посещение большего количества стран без визы или на особых условиях. Например, карибская виза позволяет получить туристическую визу в США на 10 лет с последующей пролонгацией.

Начнем с того, что для официального пребывания на территории страны в течение длительного срока есть следующие документальные формы:

  • Временный вид на жительство (ВНЖ) — документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, выдается сроком на 1 год с продлением до 5 и не имеет ограничений на въезд в страну. По нему можно учиться, открывать бизнес, но возможности устроиться на работу без дополнительного соглашения он не дает, хотя и может быть выдан на основании имеющегося трудового договора с локальной организацией.
  • Постоянный вид на жительство (ПМЖ) — документ, подтверждающий личность иностранца. Выдается через несколько лет проживания в стране, после ВНЖ, на срок 25+ лет, дает право проживать на территории государства и участвовать в экономической деятельности.
  • Гражданство — это паспорт гражданина государства, дается либо по рождению, либо приобретается несколькими способами. Это бессрочное право жить, работать, перемещаться, получать льготы от государства и голосовать.

Сроки и стоимость получения гражданства различаются и способом, и принятыми условиями в каждой из стран, а условия могут меняться каждый год.

Иммиграционная политика часто корректируется в зависимости от того, желательны ли иммигранты в стране, какие и в каком количестве. Например, в 2020 году Кипр приостановил выдачу ВНЖ за инвестиции.

Кроме рождения в стране, официальных способов получить не просто вид на жительство (ВНЖ), который обеспечивает рабочая или учебная виза, а постоянное место жительства (ПМЖ) и затем гражданство, в большинстве стран пять:

  • Репатриация — выдача паспорта гражданина через восстановление родственных связей.
  • Натурализация — получение статуса гражданина после многолетнего ПМЖ, при условии сдачи экзаменов и выполнения требований к постоянному проживанию в стране.
  • Инвестиции в экономику государства по специальной программе, в ряде стран эти инвестиции возвратные.
  • Покупка недвижимости на определенную сумму.
  • Официальный брак с представителем государства.

Если брак и наличие родственников в желаемой стране — истории глубоко личные, мы рассмотрим массовые способы получить паспорт других государств в максимально короткие сроки — натурализацию и инвестиции. Суммы, которые нужно вложить в государственные фонды и в недвижимость, в большинстве случаев кажутся астрономическими, измеряются сотнями тысяч и миллионами евро, и по факту мало кому доступны.

Самый доступный способ получения гражданства с точки зрения финансов — натурализация. Человек за годы проживания полностью ассимилируется в стране и должен только подтвердить свое соответствие статусу гражданина: с помощью экзамена и соблюдения ряда требований. Экзамен может включать в себя знание культуры, истории, гимна страны пребывания, а в качестве особых требований может потребоваться даже отказ от первого гражданства. На этот способ уйдет от 5 лет постоянного пребывания в стране.

Мы собрали страны с наиболее лояльными условиями получения гражданства в плане сроков. Общие требования для тех, кто хочет самостоятельно получить гражданство другого государства по натурализации — возраст от 18 лет и отсутствие судимостей.

До ноября 2020 года Кипр был одной из наиболее интересных стран по получению гражданства за инвестиции. Его выдавали уже в течение 3 месяцев при вложении 2 млн евро в экономику страны или в покупку недвижимости. Но с прошлого года государство закрыло программу по получению гражданства за инвестиции, и единственный доступный способ для всех — это натурализация. Но обязательным условием для получения гражданства является наличие в стране депозита на сумму не менее 30 тысяч евро на человека или подтвержденного регулярного дохода не менее 10 тысяч евро плюс дополнительно 5 тысяч на каждого члена семьи.

Для подачи заявления на гражданство требуется и непрерывное проживание по ВНЖ не менее 7 лет, пакет документов, переведенный на греческий или с апостилем, выписка о количестве прожитых на Кипре лет.

При подаче заявления на гражданство Кипра с кандидатом проводят собеседование с вопросами об истории, культуре, языке, политике страны.

Непрерывно нужно прожить на территории государства от 7 лет из 8, причем последние 365 дней перед подачей заявления никуда не выезжая.

Паспорт киприота дает все права гражданина ЕС, включая свободное проживание и перемещение в этих странах.

В этой Скандинавской стране приоритет — гражданство по крови. Для граждан других стран путь получения шведского паспорта — натурализация. И отказываться от своего первого гражданства здесь не требуется.

Для подачи заявления на гражданство требуется непрерывное проживание по ВНЖ в течение 5 лет. Для граждан других скандинавских стран — 2 года, для беженцев, не имеющих никакого гражданства — 4 года.

Пока еще Швеция — одна из трёх стран ЕС, в которой для получения гражданства не требуется доказывать знание местного языка. Претендентам на гражданство нужно пройти последний уровень курсов шведского языка для иммигрантов (SFI) или сдать экзамен TISUS, используемый для проверки знания шведского при поступлении в университет.

В 2021 году правительство предложило проведение нового общенационального языкового экзамена. Иностранцам предлагается сдать экзамены по 4 языковым навыкам: разговор, письмо, чтение и аудирование, а также пройти тест по обществоведению. Для сдачи экзамена нужно будет оплатить сбор за экзамены в размере около 300 евро, помимо сбора за подачу заявления на получение гражданства в размере 180 евро. Для устной и письменной речи иностранец должен будет подтвердить уровень знания языка не ниже A2, а для чтения и аудирования — B1.

Непрерывно от 5 лет.

Шведское гражданство, как и другое гражданство в странах ЕС, предусматривает свободное проживание и перемещение по странам Европы.

Для подачи заявления на гражданство требуется непрерывное проживание в стране, статус ВНЖ, плюсом будет собственное место жительства, а также документально подтвержденное финансовое обеспечение. А еще нужно отказаться от своего первого гражданства и принести присягу на верность и лояльность израильскому государству. Наиболее выгодные условия дают тем, кто прошел в Израиле военную службу.

Для подачи заявки на гражданство нужно владеть ивритом, достаточно уровня ульпана.

Нужно проживать непрерывно от 3 лет из 5.

Для посещения других стран потребуется загранпаспорт и визы.

В Германии не предусмотрена возможность получить гражданство за инвестиции. Поэтому шанс получить немецкий паспорт есть только у тех, кто законно проживал в стране, сдал все тесты и отказался от первого гражданства.

Для подачи заявления на гражданство требуется и непрерывное проживание по ВНЖ в течение 8 лет.

Предусмотрено тестирование на знание национальной культуры, истории, права и политического устройства государства. Кроме того, нужно предоставить результаты теста на знание языка уровня не ниже B1.

Непрерывно от 8 лет.

Гражданство Германии дает право жить и свободно перемещаться по всем государствам ЕС.

Через 5 лет постоянного проживания в стране можно подать заявку на получение гражданства и сдать экзамен.

По программе натурализации нужно проживать в стране не менее 183 дней в году.

При натурализации перед подачей документов на гражданство нужно сдать экзамен CILPE.

В соответствии с законодательством, кандидат, который претендует на получение португальского гражданства, должен продемонстрировать уровень владения португальским языком A2 или выше.

Соответственно, для получение португальского гражданства можно сдать экзамены CILPE, DEPLE, DIPLE, DAPLE или DUPLE. Для получения гражданства Португалии не подходит только экзамен ACESSO, так как он соответствует уровню А1.

Гражданство Португалии дает право свободно проживать, учиться и работать в странах ЕС.

В стране, которую мы вспоминаем первой при словах all inclusive, также доступно получение гражданства по натурализации. Преимуществом будет наличие собственной недвижимости, но ее стоимость большого значения не имеет. Нужно также подтвердить свой доход, наличие средств на жизнь в стране и пройти медкомиссию.

Для этого нужно в статусе ВНЖ прожить на территории страны 5 лет.

Нужно сдать экзамен и при подаче заявления предоставить сертификат о знании турецкого языка. А также заявитель проходит собеседования, где просят рассказать о себе на турецком языке, а также о культуре и политике страны.

Прожить в стране нужно не менее 5 лет, и не покидать страну в течение 3 месяцев до подачи заявления на получение гражданства. Срок рассмотрения заявления 6-18 месяцев.

Безвизовый въезд в 110 государств мира, включая Японию и Корею.

Здесь относительно комфортные условия для получения паспорта. Важно иметь законные источники дохода и не нарушать местные правила и законы.

Чтобы получить гражданство на территории островного государства нужно прожить не менее 7 лет. Срок рассмотрения заявления 12 месяцев.

Нужно сдать экзамен на знание исландского языка.

Постоянно проживать в стране 7 лет.

Обладатели исландского паспорта могут посещать без визы 160 стран мира.

Страна туманного альбиона, как ни странно, очень лояльна к иммигрантам, желающим стать гражданами королевства. Натурализация — один из основных методов получения паспорта.

Комментарий Labelig: «Для получения гражданства надо прожить не менее 5 лет, из них не менее 1 года с ПМЖ — ILR (Indefinite Leave to Remain). ILR можно получить после 5 лет проживания по обычной рабочей визе Tier 2 General, то есть всего 6 лет выходит на получение гражданства.

По другим видам виз можно получить ILR за 3 года или за 10 лет. Сбор за подачу прошения на гражданство составляет примерно 1300 фунтов со взрослого человека и 900 фунтов с ребёнка до 18 лет. Срок рассмотрения до 6 месяцев.

Необходимо сдать экзамен в виде теста на знание культуры и политики страны. Нужно также пройти процедуру дачи клятвы верности стране и получить сертификат о натурализации. Только после этого будет выдан паспорт.

Заявитель должен прожить в стране не менее 12 месяцев после получения ПМЖ. Если до подачи заявки на гражданство заявители провели за пределами Великобритании более 2 лет, статус резидента (ПМЖ) может быть аннулирован.

После получения британского гражданства можно голосовать на местных и парламентских выборах и покидать Великобританию на любой срок без ущерба для статуса гражданина.

Комментарий Paavo Ulmanis: «Необходимо прожить в стране на основании ВНЖ/ПМЖ/ПЖ в общей сложности 8 лет, из них последние пять — непрерывно.

Получение гражданства — это серьезная цель, которая занимает несколько лет жизни или требует значительных средств и соблюдения правил. От того, зачем требуется гражданство в стране, зависит выбор программы его получения — инвестиции или натурализация.

Стоимость и сроки могут в разы отличаться, по натурализации — не менее 5 лет. Оформление документов на себя и членов семьи в миграционной службе также обойдется в несколько тысяч долларов или евро.

Важно еще до подачи заявления на гражданство учесть все требования — экзамен, время проживания в стране, положительные итоги предварительной проверки документов Due Diligence.

Все это поможет избежать отказа и получить гражданство в установленные законом государства сроки.

Найти работу за рубежом в желаемой стране проживания вам поможет телеграм-бот @g_jobbot. Трудовой контракт в IT-компании поможет без проблем получить ВНЖ.

Как получить гражданство?
И так начнем. Гражданство - это то то тото. Страна - это то то тото.
Слово как - это то то тото.
Типичная водная статья))))

Я так понимаю пролистать ниже ты не пробовал

Про Великобритании неточность - для получения гражданства надо прожить не менее 5 лет, из них не менее 1 года с ПМЖ - ILR (Indefinite Leave to Remain).
ILR можно получить после 5 лет проживания по обычной рабочей визе Tier 2 General, то есть всего 6 лет выходит на получение гражданства.
По другим видам виз можно получить ILR за 3 года или за 10 лет.

Сбор за подачу прошения на гражданство составляет примерно 1300 фунтов со взрослого человека и 900 фунтов с ребёнка до 18 лет. Срок рассмотрения до 6 месяцев.

Спасибо! Сейчас обновлю со ссылкой на вас.

во Франции минимум после которого можно подавать это 5 лет. важно чтобы были уплОчены все налоги и оброки за последние 3 года, без них дело возвращают

Спасибо, добавила в текст!

"Израиль
Для подачи заявления на гражданство требуется непрерывное проживание в стране, статус ВНЖ, плюсом будет собственное место жительства, а также документально подтвержденное финансовое обеспечение. А еще нужно отказаться от своего первого гражданства и принести присягу на верность и лояльность израильскому государству."

что вы несете, какое непрерывное проживание, какой отказ от первого гражданства? в москве идешь в посольство с документами на еврейство, прилетаешь в израиль, получаешь даркон и едешь опять куда хочешь

Давайте я исправлю :)

да, только еще нужно дописать что гражданство дают только евреям или потомкам евреев. у гоев шансов практически нет даже через брак, разве что лессе-пассе дадут, а вот даркон уже нет

Спасибо за уточнения, ссылки тыкнула на свой страх и риск!

зер гут.
только виз тоже фактически нет. в европу и англию безвиз, в америку ставят сразу на 10 лет визу

Слышал, что в Израиле обсуждали вариант введения какого-то срока непрерывного проживания при получении следующего даркона (загранника), после окончания срока первого. Ничего не знаете на эту тему?

не в курсе, надо у брата спросить, он сделал себе сразу как приехал, получил и уехал оттуда. как сделал, так и уехал обратно в москву, а в израиле уже пару лет не был после этого

У жены оч. похожая ситуация была пару лет назад, поэтому и спросил :)

Дарья, не слушайте этого нездорового человека. Он не понимает смысл слова "гой" (Галаху наверно не читал) и не знает, что лессе пассе в Израиле не выдавали ни одного дня, это был временный паспорт ("даркон змани"), а не лессе-пассе.
Лучше сотрите весь этот мусор и напишите правильно и актуально. Особенно уберите слово "даркон" - это просто "паспорт" на иврите, а не название документа.

Гражданство Израиля дают:
1. Репатриация
2. Через брак (получают почти все и очень легко при наличие общих детей)
3. По рабочей визе (очень тяжело получить)
4. Беженство (еще тяжелее)

Отказываться от прежнего гражданства не требуется никогда.
И, самое главное, любой процесс в Израиле, как и во многих ближневосточных странах, сильно зависит от личностей офицеров - намного больше, чем от законов, которые в Израиле.

Еще один неправильный пункт, который у вас указан: с израильским паспортом не нужны визы почти никуда, кроме США. А в США дают всем сразу на 10 лет и процесс сильно упрощен.

Из минусов: гражданство делает людей военнообязанными. Парни до 27 лет (на практике после 25 уже не тревожат), а девушек уже после 20 или с детьми в любом возрасте.

Можно ли стать подданным Белого континента: предыстория и мнения

Антарктида не является государством ни в прямом, ни в переносном смысле. Здесь нет правительств, нет и никогда не было постоянного населения. Кроме того, Антарктида не входит в юрисдикцию ни одной из стран мира. Белый континент предназначен исключительно для выполнения научно-исследовательских задач. В Антарктиде и на близлежащих островных территориях запрещается размещать военные базы, в Антарктиду не заходят боевые надводные корабли, подводные лодки и вообще никакие вооружённые суда.

В 1959 году был заключён Международный договор об Антарктике. Он был подписан в столице Соединённых Штатов Америки Вашингтоне представителями 12 государств, активно осуществлявших исследовательскую деятельность на антарктической территории и в её прибрежных водах. Договор начал действовать в 1961 году. С этого времени многие страны стали присоединились к данному международному соглашению. Сегодня его подписантами являются 53 государства.

Договор предусматривает исключительно мирное использование Белого континента и предотвращение каких-либо посягательств на его суверенитет и территорию. Следует сказать, что среди подписантов договора было семь государств, имевших на Антарктиду территориальные претензии. Каждое из них обосновывало свои потенциальные посягательства. Например, Аргентина считала, что определённая территория континента должна находиться под аргентинской юрисдикцией ввиду территориальной близости и активного участия аргентинских учёных в её освоении. А Великобритания, например, апеллировала к королевскому указу от 1917 года, объявлявшему, что губернатор Фолклендских островов является одновременно и управляющим всех территорий до самого Южного Полюса. Но с подписанием договора и его вступлением в силу все государства вынуждены были отказаться от своих территориальных претензий на Белый континент. По крайней мере, были обязаны официально продекларировать отказ. Фактически же территориальные притязания не прекращались в той или иной форме.

Россия тоже имеет определённые права на Белый континент. Ведь именно экспедиция русских мореплавателей Лазарева и Беллинсгаузена открыла его в январе 1820 года, подтвердив версию учёных, теоретическим путём рассчитавших, что на Южном полюсе планеты должен быть ещё один, не открытый на тот момент, континент.

В 2008 году стартовал международный проект, направленный на заселение Антарктиды и её активное освоение. Суть его заключаеся в том, что уже к 2020 году в планах государств-подписантов Договора есть активный процесс заселения этого, покрытого толстым слоем льдов материка и начало эффективного использования его природной ресурсной базы. Но до этого времени государства-подписанты методом переговорного процесса должны разработать универсальные международные документы, регламентирующие политические и экономические этапы участия этих держав в нелёгком деле освоения Антарктики. Вполне логично, что реализация настолько масштабного проекта потребует не только значительного технического и технологического, но и значительного человеческого ресурса. Именно ввиду этого в том числе в международной иммиграционной практике появилось понятие подданства Антарктики. Предполагается, что к началу третьего десятилетия нашего века граждан, имеющих антарктическое подданство, будет вполне достаточно для того, чтобы реализовать пока что один из самых масштабных проектов нынешнего столетия.

Белый континент предназначен исключительно для научных изысканий

Стать гражданином Антарктиды, с юридической точки зрения, можно, получив документ, подтверждающий наличие подданства Белого континента. Но подавляющее большинство населения мира не относится всерьёз к данной возможности. В привычном для обывателя значении этого слова, гражданство континента является, скорее, чем-то экзотическим, нежели реальным гражданским статусом человека с предоставлением ему соответствующих прав, наличием обязанностей по отношению к государству, регистрации по месту проживания и так далее.

Как и на всей территории Южного полушария, зима в Антарктике приходится на летние, а лето — на зимние месяцы в Северном полушарии.

Паспорта Антарктиды

Обладание паспортом гражданина Антарктиды даёт возможность безвизового посещения более 100 стран мира

Как получить гражданство Антарктиды

Видео: рассказ о паспорте Антарктиды

Как россиянин может стать подданным Белого континента

Сразу хочется сказать, что отдельных структур, рассматривающих ходатайства о выдаче гражданства Белого континента, на данный момент в мире не существует. Обращаться придётся непосредственно в Министерство иностранных дел своей страны. Это требование актуально для всех потенциальных заявителей. Поэтому гражданину Российской Федерации необходимо обратиться, соответственно, в российское Министерство иностранных дел.

При подаче заявления на получение антарктического гражданства потребуется стандартный пакет документов, которые предусмотрен при получении гражданства любой другой страны, он даже несколько меньше. Особое внимание следует уделить подготовке документов, подтверждающих отсутствие судимости и высокую профессиональную квалификацию заявителя. В базовый пакет входят:

  • паспорт гражданина Российской Федерации;
  • заграничный паспорт;
  • документ о семейном статусе (свидетельство о браке или разводе);
  • дипломы, свидетельства о повышении квалификации и так далее;
  • справка о несудимости;
  • справка от психиатра, подтверждающая отсутствие психических болезней или расстройств;
  • две цветные фотографии паспортного формата;
  • квитанция об оплате административных услуг.

В данном случае речь не идёт о выписке с банковского счёта или позитивных результатах интеграционных тестов. Требуется минимум документов, но при этом после одобрения заявки всеми странами, возможно, придётся потратить немалые усилия на подготовку дополнительной документации.

Справка о несудимости в РФ

Справка о несудимости является обязательным документом в перечне на получение гражданства Антарктиды

Документы подаются на русском языке, а их копии — в переводе на английский.

Сложность получения антарктического гражданства обуславливается тем фактором, что для успешной реализации проекта заявка должна получить одобрение не только российского Министерства иностранных дел. Её должны одобрить на Совете Большой семёрки. Несмотря на выход России, остальные государства G7 обязаны в данном случае дать своё согласие. Каждая из стран-участниц рассматривает заявку отдельно. Положительный результат будет только при единогласном одобрении. Если хотя бы одно из государств даст отказ, о получении антарктического подданства можно позабыть. Именно на стадии рассмотрения странами Большой семёрки, как правило, происходит отсеивание большей части кандидатов в граждане Антарктиды. Все документы подаются российским МИДом коллегам из других стран только после его одобрения кандидатуры заявителя, предусматривающим также определённое сопроводительное письмо.

МИДы стран могут самостоятельно направлять запросы, касающиеся верификации соискателя антарктического гражданства. Также в обязательном порядке будет сделан запрос в единую миграционную информационную систему Европейского Союза о миграционной истории заявителя и возможных фактах нарушения иммиграционного законодательства. Подобные же запросы будут делаться и другими странами Большой семёрки, не входящими в состав Евросоюза. Также в обязательном порядке в процессе рассмотрения заявки будет сделан запрос в органы МВД каждой из стран (если аппликант ранее посещал страну, о чём есть информация в базе данных иммиграционной службы) об отсутствии административных правонарушений или преступлений, подпадающих под действие Уголовного кодекса.

Если кандидатура соискателя антарктического гражданства будет одобрена всеми странами G7, то на его адрес придёт соответствующее уведомление. В уведомлении должен быть перечень дополнительной документации, который необходим для получения антарктического подданства. После подготовки и сбора необходимых документов (пакет может быть индивидуален для каждого из заявителей, в зависимости от его обстоятельств, квалификации, семейного положения и так далее) следует написать заявление в отечественное Министерство иностранных дел с просьбой о выдаче паспорта гражданина Антарктиды. После изготовления документа происходит его выдача новому антарктическому гражданину. Паспорт можно получить на руки непосредственно в МИДе.

Здание МИД РФ

Паспорт можно получить на руки непосредственно в МИДе

Сроки и стоимость

Процедуру получения гражданства Антарктиды нельзя назвать быстрой. Поскольку требуется одобрение нескольких стран, то на это уходит достаточно много времени. При одобрении кандидатуры потребуется подготовить дополнительный пакет документов. Итого, на получение антарктического гражданства может уйти от полугода до года. Если иностранные диппредставительства будут делать множественные дополнительные запросы, то период рассмотрения заявки и получения документа может растянуться до полутора лет. На законодательном уровне сроков рассмотрения прошения об антарктическом гражданстве не установлено ни в одной стране мира.

Стоимость оформления антарктического паспорта минимальна. Заявителю придётся лишь оплатить государственную пошлину за получение документа. Она составляет сумму, эквивалентную 4 евро. Оплата производится переводом на указанный в Министерстве иностранных дел расчётный счёт. Квитанция об оплате является необходимым документом в перечне.

Виртуальные паспорта

Авторами дизайна паспорта Антарктиды стали французская пара Люси и Жорж Орта. И Люси, и Жорж, будучи художниками, решили воплотить в жизнь собственный большой проект Antarctica, согласовав его со странами Большой семёрки. Это произошло в 2010 году, до этого момента паспорт гражданина Антарктиды был только виртуальным.

При получении виртуального паспорта Антарктики процедура практически та же, что и при получении паспорта-книжечки. Заявка сначала направляется в российский МИД, далее потребуется предоставление документов и собеседование с сотрудниками российского МИДа. Следующим шагом станет рассмотрение ещё в семи разных странах.

При получении одобрения на почту (или электронную почту) заявителя приходит письмо с уведомлением о том, что ему присвоено антарктическое гражданство.

Флаги стран G7 и ЕС

Заявка на гражданство Антарктиды должна быть одобрена всеми странами Большой семёрки

Причины отказа в антарктическом гражданстве и дальнейшие действия

Отказ в антарктическом гражданстве может быть получен на любом этапе. Это может быть как предварительное собеседование в российском МИДе, так и рассмотрение в любой другой стране G7.

Причинами отказа в выдаче антарктического гражданства могут стать:

  • наличие административных правонарушений, непогашенных судимостей или фигурирование аппликанта в уголовном производстве в роли подозреваемого;
  • отсутствие необходимых документов или их несоответствие установленным требованиям;
  • плохая иммиграционная история заявителя в одной или даже нескольких странах G7;
  • отсутствие письменного согласия на переезд;
  • отсутствие достаточного образования и уровня квалификации;
  • несоблюдение возрастного ценза;
  • профессия, которая даже гипотетически не может быть востребована при разработке природных ресурсов Антарктиды и освоении Белого континента.

Сегодня большинство людей, если им сказать о получении гражданства Белого континента, в ответ лишь снисходительно усмехнётся. Наверное, именно так реагировали европейцы когда-то на желание своих соотечественников приобрести землю в Новом Свете. Как показала история — напрасно. Антарктида рано или поздно станет одним из основных источников полезных ископаемых на нашей планете. Фактически это последний ресурсный резерв человечества, где есть возможность добычи минерального сырья после того, как оно закончится во всех остальных обжитых частях мира. Желание стать гражданином Антарктиды не вызовет снисходительной усмешки и у специалистов в области геологоразведки. Ни для кого не секрет, что с каждым годом всё более обостряется борьба за энергоресурсы. Континентальный шельф Антарктиды является одним из наиболее нефтеносных участков нашей планеты. Рано или поздно человечество основательно возьмётся за разработку природных ресурсов Антарктиды. Несмотря на крайне суровые условия Белого материка, добывать нефть, золото, железную или урановую руду здесь гораздо менее затратно, чем делать это на соседних планетах, например, на Марсе. А ведь человечество неудержимо стремится освоить Красную планету. Что уже тогда говорить об Антарктиде?! Поэтому сегодня получить антарктическое гражданство стремятся наиболее прозорливые жители планеты Земля. Вполне возможно, что когда-то антарктическое гражданство будет цениться не ниже, чем сегодня ценится, например, гражданство Соединённых Штатов Америки или Евросоюза. А невысокая востребованность антарктического паспорта обусловлена, с моей точки зрения, неосведомлённостью и неверием в подобную возможность. Но сотрудники иммиграционных служб большинства стран мира хорошо осведомлены о возможностях паспорта гражданина Антарктиды и правах, которыми обладает его владелец.

К большому сожалению, реально рассчитывать на получение гражданства Антарктиды может только каждый десятый заявитель. Ведь, как уже было сказано, существует множество ограничений как по возрасту, так и по законопослушности, профессиональной квалификации и так далее.

Ледниковый покров Антарктики содержит 80% от всего запаса пресной воды на планете. Если он растает, то уровень мирового океана поднимется, по оценкам учёных, на 80 метров. Ввиду постоянно увеличивающегося дефицита пресной воды на земле, Антарктида представляет интерес ещё и в качестве её источника в будущем.

Если повезло и на руках оказался новенький бело-голубой паспорт Белого континента, то можно считать, что начался новый период в жизни. Обладателя подобного документа в большинстве государств будут обоснованно считать профессионалом своего дела, имеющем незапятнанную репутацию. Кроме того, перспективы освоения Антарктики уже в обозримом будущем обязательно поднимут престиж этого документа и сделают его более востребованным во всём мире.

Очередного покупателя полиция выявила на днях. У будущих "сограждан" псевдоконсул брал отпечатки пальцев, когда же подданных королевства со странными документами задерживали, не стеснялся приезжать в участок разбираться.

"Консул Свободного Острова королевства ASPI. Помогу с получением гражданства и регистрацией", — такие визитки раздавал на Сенном рынке в Санкт-Петербурге Валерий Суханов.

На предложение приобрести паспорт маленького, но гордого государства в Тихом океане откликались в основном приезжие из ближнего зарубежья. На данный момент по делу проходят шестеро покупателей фиктивных документов. Последнего выявили на прошлой неделе.

Но в полиции предполагают, что таких намного больше, просто пока они не попали в поле зрения.

"Люди, естественно, не знали, что покупают паспорт несуществующей страны. Суханов им рассказывал, что ASPI — небольшое островное государство. Для достоверности даже фото с пальмами показывал. Покупатели верили. Тем более, помимо визиток, он изготовил себе консульскую карточку со всеми печатями", — рассказали в Центре "Э" ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленобласти.

Приобретали документы приезжие из Пакистана, Узбекистана, Таджикистана. У каждого была своя причина стать гражданином ASPI. Например, вовлеченный в аферу пакистанец прибыл в Санкт-Петербург учиться на врача. Спустя два года срок действия его паспорта закончился, но на родину студент решил не возвращаться. Вместо этого обзавелся паспортом королевства.


Выдачу фиктивных удостоверений личности Суханов обставил со всей серьезностью. Даже брал у будущих "сограждан" отпечатки пальцев. Это еще больше вселяло в покупателей уверенность, что все по закону.

"Люди настолько верили в реальность несуществующей страны, что без опасения показывали паспорта сотрудникам полиции при проверке документов. Если же их забирали в участок, Суханов приезжал туда и "на правах консула" требовал освободить "иностранных подданных", — уточнили в центре "Э".

У "государства" есть свой сайт. Там сказано, что ASPI — королевство, конституционная монархия.

Указаны и координаты столицы страны, по которым, впрочем, не найдешь даже крошечного острова. Это просто произвольная точка в Тихом океане.

Зато есть конституция, согласно которой "на Свободном Острове ASPI охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства". В ASPI "каждому гарантируется свобода мысли и слова", запрещена цензура, а медицина — бесплатная.

Но не все так безоблачно. В стране, например, не отменена смертная казнь. Впрочем, у обвиняемого есть право "на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей".

Изготавливал Валерий Суханов не только паспорта, но и международные водительские права. На сайте сказано, что они действительны на территории 200 государств.


"Удостоверение можно получить в полиции ASPI. Срок действия составляет десять лет. Права изготавливаются на пластике с голограммой и магнитной полосой, на которой записана вся информация о владельце", — сообщается на сайте.

"Изначально за комплект паспорт плюс права подозреваемый просил 100 тысяч рублей. Потом скинул цену. Принимал "консул" на улице либо в кафе", — рассказали в полиции.

Помогал Суханов и с регистрацией. Правда, прописывал аспийцев в Белоруссии, причем по липовым адресам.

"На данный момент возбуждено уголовное дело по статье 159 УК России ("Мошенничество"), а также по статье 322.3 ("Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина"), — прокомментировали в Центре "Э".

Сейчас Валерий Суханов находится под подпиской о невыезде. Консульские обязанности, он, судя по всему, с себя не сложил. На вопрос, можно ли приобрести паспорт ASPI, ответил утвердительно. Правда, предупредил, что оформлять документ придется через другие страны.

"Впрочем, зачем он вам? В России наш паспорт все равно сейчас не действует, ведь нас объявили мошенниками, — честно признался лжеконсул. — Хотя у ASPI уже 60 тысяч граждан по всему миру".

Суханов сразу предупреждает: физически острова не существует. Это лишь виртуальное государство. Пока.

"Как только мы наберем миллион граждан, которые заплатят определенное количество денег за паспорта, купим себе землю. Те, кто успел приобрести документы, будут въезжать туда без визы. Также они получат первоочередное право на работу, а на развитие своего бизнеса каждому выдадут подъемные в размере 25 тысяч евро", — расписывает перспективы Суханов.

Где будет эта земля обетованная, он пока не знает: "Как только скопим достаточно денег, что-нибудь обязательно подберем".

Помимо консула, в ASPI есть король. Однако, несмотря на свободу информации, которая закреплена в конституции страны, раскрыть личность монарха официальный представитель отказался. Суханов лишь сказал, что зовут того Валерий Викторович и он "гражданин Абу-Даби, ASPI и России". А еще миллиардер, нефтяной магнат и большой друг самого консула: "Я ему предложил стать королем, он согласился. А почему нет?"

Суханов признает: никому из покупателей паспортов о виртуальном статусе своего государства он не сообщал. "Если они сами ко мне пришли, если просят сделать им паспорт, почему я должен отказывать? Они сами должны были сначала изучить информацию на сайте, потом уже обращаться".

Обвинения в мошенничестве он считает необоснованными.

"В полиции сначала должны доказать, что наша деятельность незаконна. С точки зрения международного права это будет сложно, учитывая, что дипломатических отношений между Россией и ASPI нет. Если же суд докажет нашу вину, что ж, мы готовы извиниться перед Российским государством. Мы просто не знали, что на территории России нельзя работать с нашими паспортами…"

Самолёты, яхты и виллы уже не являются показателем крутизны их обладателя. Гражданство — вот новый фетиш крупных бизнесменов, олигархов и просто супербогатых людей. И некоторые государства всячески поощряют их увлечение.


Фото: © instagram.com/fmbimmigration

Самый быстрый способ стать гражданином Евросоюза — получить кипрский паспорт. Для этого нужно инвестировать в строительство недвижимости на острове 2 млн евро, причём приезжать на Кипр вовсе не обязательно. Уже через полгода вам выдадут документ, подтверждающий право свободно перемещаться, жить, работать и учиться в европейских странах.

Фото: © instagram.com/jaydegraaff

Путь к мальтийскому паспорту начинается со взноса в размере 650 тысяч евро в национальный фонд развития (и ещё по 25 тысяч за каждого члена семьи). Затем необходимо вложить 150 тысяч евро в утверждённые правительством финансовые инструменты и изъявить официальное желание стать резидентом Мальты сроком на пять лет. Останется только купить на острове недвижимость (минимум на 350 тысяч евро). При выполнении всех условий через год проживания в стране вам выдадут её паспорт.

Фото: © instagram.com/globalportugal

Португальский паспорт получить проще, но ждать придётся дольше. Вложения в недвижимость в размере 500 тысяч евро в течение пяти лет окупятся разрешением на временное проживание, а ещё через год вам выдадут заветную книжечку. Постоянно жить в стране вовсе не обязательно, достаточно появляться там на две недели каждые пару лет. Но португальский лучше выучить: власти могут заставить пройти языковой тест.

Фото: © instagram.com/salamanca_jonathan

В Испании для получения временного разрешения после покупки недвижимости на 500 тысяч евро придётся пожить в течение пяти лет, а для получения гражданства — в течение десяти. Поэтому Португалия для многих становится более привлекательной альтернативой.

Фото: © instagram.com/leonkoulouris

Греческая правительственная программа предлагает инвесторам вложить в недвижимость 250 тысяч евро, получив взамен вид на жительство. Самая низкая стоимость права на проживание в Европе дополняется двумя бонусами: отсутствием необходимости постоянного пребывания в стране и автоматическим получением документов детьми заявителя (до 21 года включительно). Гражданство оформляется по истечении семи лет.

Фото: © instagram.com/graysee8

Правительство США предлагает инвесторам два пути получения вида на жительство и потенциально "грин-кард" (через пять лет): E-2 Visa и EB-5 Investor Visa. EB-5 выдаётся тем, кто вложил в одобренные государством проекты на территории США минимум 1 млн долларов. Эта иммиграционная виза предоставляет право на проживание, учёбу, работу и получение пенсии в Штатах. Во втором случае порог инвестиций ниже, но воспользоваться этой программой могут лишь граждане определённых стран.

Сент-Китс и Невис

Фото: © instagram.com/citizenship_investment

Самое маленькое государство Западного полушария запустило программу "Гражданство за инвестиции" раньше других — в далёком 1964 году. Всё, что вам нужно сделать, — вложить в недвижимость на островах 400 тысяч долларов либо сделать взнос в размере 250 тысяч в местный фонд диверсификации сахарной промышленности. В марте закрывается ещё одно окно возможностей — пожертвование в сумме 150 тысяч на ликвидацию последствий разгула урагана "Ирма". Вместе с паспортом вы получите безвизовый въезд в Шенгенскую зону и Великобританию, а также возможность привезти с собой детей в возрасте до 30 лет и родителей старше 55 лет.

Фото: © instagram.com/times.immigration

Стать гражданином Доминики в два раза легче, чем в случае с Сент-Китс и Невис. За 200 тысяч долларов вы получите второй паспорт и аналогичные преимущества.

Антигуа и Барбуда

Фото: © instagram.com/citizensinternational

Ещё одно карибское государство, готовое продать свой паспорт деловому человеку. Цена вопроса — 400 тысяч долларов за пять лет в случае выбора самой популярной программы (конечно, недвижимость). Нужно будет приехать на пять дней для оформления бумаг — и безвизовый въезд в 135 стран мира у вас в кармане.

Фото: © instagram.com/gsacbi

200 тысяч долларов в виде пожертвования или 350 тысяч в качестве вложения в недвижимость — выбор за вами. Паспорт Гренады позволяет путешествовать по 127 странам мира без виз и даёт право на участие в американской программе E-2.

Фото: © instagram.com/songlinzhang

Если вы готовы потратить 300 тысяч долларов на недвижимость и ещё 100 тысяч на взнос в национальный фонд развития — добро пожаловать на Сент-Люсию. Подождите три месяца — и паспорт островного государства у вас в кармане.

Фото: © instagram.com/tolik_kbok

Вануату — единственное государство в Азиатско-Тихоокеанском регионе, предлагающее свой паспорт за инвестиции в экономику страны. Ждать придётся недолго — от одного до двух месяцев. Размер взноса зависит от размера семьи: от 220 тысяч долларов для одного заявителя до 280 тысяч — для семьи из четырёх человек.

Никак. Невозможно получить паспорт несуществующего государства.

Невозможно получить паспорт несуществующего государства.

На сегодняшний день не выпускаются бланки с оригинальными водяными знаками;

в настоящее время нет уполномоченного органа, обладающего правом проставления штампов.

Я не юрист, но данным вопросом плотно интересуюсь.

Господа юристы. Все значительно сложнее, чем вы думаете.

Для начала найдите Федеральный Закон РФ о паспорте. Возможно, вы не знаете, такого принятого Государственной Думой Федерального Закона нет и быть не может. (Я не оговорился - быть не может!). Не знавшим этого - первый "минус".

Ответы на уточнение:

Если так сильно хочется получить, можете обратиться к так называемым организациям, они вам за деньги выдадут якобы паспорт СССР, Правда он сувенирный и никакой силы не имеет.

Тролль прокрался на сайт юристов.

По всей видимости у Вас весеннее обострение началось, если Вы верите во все эти бредни про существование в настоящее время СССР, которые Вам внушают якобы метры права и политологи на Ютубе.

Ответы на уточнение:

Частью 7 ст. 4 того же закона определено, что наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

В силу ст. 25 названного закона (в редакции, действовавшей до 01.07.2002), гражданство детей в возрасте до 14 лет следует гражданству родителей; гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия.

Таким образом, фактическое положение всех лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации по состоянию на 06.02.1992, не имеющих принадлежности к гражданству других государств, юридически влекло признание их гражданами Российской Федерации. Обстоятельством, исключающим такое признание, являлось наличие гражданства другого государства.

Одновременно с этим разъясняю, что постановление Государственной думы Российской Федерации от 15.03.1996 № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации – России результатов референдума СССР 17.03.1991 по вопросу о сохранении Союза ССР, в котором констатируется факт нарушения со стороны должностных лиц РСФСР воли народа России на сохранение Союза ССР, выраженной на референдуме 17.03.1991 и делается вывод об утрате юридической силы решения о прекращении СССР носило чисто политический характер и преследовало цель сгладить негативные последствия данного правового явления.

После введения в действие Конституции Российской Федерации, посредством которого было юридически оформлено названное государство, положения выше указанного документа утратили свою актуальность, ввиду чего Ваше утверждение о существовании наряду с Российской Федерацией такого государства как СССР не может быть обоснованным.

По вопросу международного-правового статуса Российской Федерации как одного из правопреемников СССР, рекомендую Вам ознакомиться с письмом аппарата Совета Федерации от 10.01.2007, которое прилагаю ниже.

Приложение: на 7 л.

Юрист-консультант Ю.В. Сергеев

АППАРАТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

от 10 января 2007 года

Депутату Государственной Думы

Федерального Собрания Российской Федерации

Уважаемый Андрей Николаевич!

1. Международное правопреемство представляет собой относительно недавно кодифицированную область международного права. Только в начале 70-х годов прошлого века Комиссия ООН по международному праву приступила к разработке текста универсальной конвенции, касающейся правопреемства международных договоров в отношениях между государствами. Результатом этой работы стала Конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров, принятая на дипломатической конференции в Вене 23 августа 1978 года (далее — Венская конвенция 1978 года). 8 апреля 1983 года также на дипломатической конференции в Вене была принята Конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (далее — Венская конвенция 1983 года).

Данные конвенции явились, по сути, первыми и пока единственными универсальными международными договорами в области международного правопреемства. Иные международные договоры, регулирующие соответствующие правоотношения, носят региональный или двусторонний характер. Как правило, мотивом к их заключению являются юридические факты, вследствие которых происходят территориальные изменения (прекращение существования СССР, Югославии, Чехословакии; объединения Северного и Южного Йемена, ФРГ и ГДР). В этой связи можно указать на такие международные договоры как Соглашение по вопросам правопреемства бывших югославских республик от 29 июня 2001 года; Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 года; Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес от 6 июня 1992 года и т. д.

При рассмотрении вопросов правопреемства нельзя не учитывать роль и значение обычных положений международного права, которые часто являются нормативным материалом для разработки международных договоров. Получая отражение в тексте международного договора, обычаи, таким образом, кодифицируются. Так, ряд положений Венских конвенций 1978 и 1983 годов, носят, безусловно, обычный характер, что подтверждается существующей международной практикой. Например, это характерно для нормы Венской конвенции 1978 года, согласно которой при объединении государств, международные договоры государств-предшественников становятся обязательными для государства-преемника, если иное не предусмотрено международным договором об объединении.

Во-первых, вышеприведенное определение впервые было закреплено не в вышеуказанном Договоре от 4 декабря 1991 года, а в статье 2 Венской конвенции 1978 года. Оно также содержится в статье 2 Венской конвенции 1983 года.

Во-вторых, представляется, что с формально-правовой точки зрения действительно можно согласиться с тем, что Российская Федерация сменила СССР, РСФСР, Российскую Республику и Российскую Империю в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории (здесь следует добавить, что поскольку территории Российской Империи и СССР, как известно, были больше, то Российская Федерация несет ответственность только за территорию, находящуюся в пределах ее существующих государственных границ, признанных в соответствии с международным правом). Однако, еще раз подчеркнем, что подобная точка зрения представляет собой сугубо механическое переложение вышеприведенного определения статьи 2 Венской конвенции 1978 года, на международно-правовой статус Российской Федерации, что не учитывает политических и исторических реалий.

Таким образом, с международно-правовой точки зрения Российскую Федерацию можно рассматривать преемником Российской Империи только в пределах тех прав и обязательств, которые были признаны в свое время СССР и затем перешли к ней в порядке правопреемства после 1991 года, а также в пределах тех обязательств Российской Империи, которые Россия согласилась принять на себя в добровольном порядке. Например, в соответствии со статьей 3 Соглашения от 27 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до 9 мая 1945 года, Российская Федерация согласилась выплатить Франции 400 миллионов долларов США в целях окончательного урегулирования взаимных финансовых и имущественных требований, возникших у России и Франции друг к другу до 9 мая 1945 года. В соответствии со статьями 1 и 2 Соглашения основаниями для таких претензий являются: требования, связанные с интервенцией 1918 - 1922 годов; требования, касающиеся всех находящихся во Франции активов, принадлежавших Правительству Российской Империи, а также Правительствам, пришедшим на смену Правительству Российской Империи; требования, касающиеся всех займов и облигаций, которые были выпущены или гарантированы до 7 ноября 1917 года Правительством Российской Империи и т.д. Из вышеприведенного текста российско-французского соглашения фактически следует, что Российская Федерация согласилась стать преемником Российской Империи в части, касающейся ее финансовых и имущественных обязательств перед Французской Республикой, которые не были выполнены.

Обоснованность данной позиции, на наш взгляд, не вызывает сомнений. В международном праве действительно не существует универсального автоматического правопреемства государств, которое бы обязывало одно государство без его согласия принять на себя права и обязательства другого государства. Например, после прекращения существования СССР Российская Федерация и большинство других государств, входивших в состав СССР в качестве республик, согласились принять на себя его права и обязательства, в то время как Литва, Латвия и Эстония отказались от участия в международных договорах по вопросам правопреемства от СССР. Исключением из правила об отсутствии в международном праве обязательства для государств, касающегося автоматического правопреемства, являются международные договоры, устанавливающие государственные границы, которые не могут отвергаться государством-преемником. Неслучайно поэтому статья 11 Венской конвенции 1978 года предусматривает, что правопреемство государств как таковое не затрагивает границ, установленных договором, и их режима.

Абсолютно бесспорным можно считать тот факт, что Российская Федерация является по отношению к СССР государством-преемником, а СССР по отношению к Российской Федерации — государством предшественником, как это предусмотрено Венскими конвенциями 1978 и 1983 годов. Данный факт подтверждается обязательствами, принятыми Россией в соответствии с международными договорами, заключенными между государствами, являвшимися республиками в составе СССР (в них не участвуют только прибалтийские государства). Так, в первом абзаце преамбулы Договора о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 года определенно предусмотрено, что Союз ССР выступает государством-предшественником по отношению к его бывшим субъектам. Аналогичный вывод можно сделать при изучении других международных договоров, заключенных по вопросам правопреемства между государствами-участниками СНГ: Меморандум о взаимопонимании в отношении договоров бывшего Союза ССР, представляющих взаимный интерес, от 6 июня 1992 года; Соглашение о правопреемстве в отношении государственных архивов бывшего Союза ССР от 6 июня 1997 года; многочисленные двусторонние соглашения, заключенные Российской Федерацией с государствами, входившими в состав СССР, по вопросу об урегулировании правопреемства в отношении государственного долга и активов бывшего Союза ССР.

Континуитет России выразился также в ее статусе ядерной державы. В соответствии с Соглашением о совместных мерах в отношении ядерного оружия от 21 декабря 1991 года, заключенного между Российской Федерацией, Белоруссией, Украиной и Казахстаном, последние три государства обязались ликвидировать ядерное оружие на своих территориях. Кроме того, Украина и Белоруссия обязались присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия 1968 года в качестве неядерных держав.

Таким образом, можно утверждать, что Российская Федерация выступает одновременно в качестве государства-преемника и продолжателя СССР, что признанно не только государствами-участниками СНГ, но и всем международным сообществом. С одной стороны, она приняла на себя права и обязанности как одно из государств, входившее в состав СССР, которое согласилось нести наряду с другими государствами-участниками СНГ ответственность за его международные отношения, как это предусмотрено Венскими конвенциями 1978 и 1983 годов (правопреемство в отношении международных договоров, архивов, долгов, собственности). С другой стороны, Российская Федерация является единственным государством, к которому перешли некоторые особенности международно-правового статуса СССР (постоянное место в Совете Безопасности ООН и статус ядерной державы по Договору 1968 года). С этой точки зрения только Россия является государством, продолжившим играть ту военно-политическую роль, которую играл в прошлом СССР в международных отношениях. В этом смысле Российская Федерация обеспечила континуитет международных обязательств СССР и его международной правосубъектности.

Как уже указывалось выше, в международном праве не существует автоматического правопреемства для государств за исключением правопреемства по вопросам государственных границ. Соответственно, к России могут перейти только те, права и обязанности Российской Империи, которые она согласиться принять. Примером такого правопреемства, как уже отмечалось, являются положения Соглашения от 27 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных требований, возникших до 9 мая 1945 года, в соответствии с которым Россия согласилась принять на себя финансовые и имущественные обязательства Российской Империи перед Францией и выплатить ей 400 миллионов долларов США. Гипотетически Россия может также объявить о полном правопреемстве в отношении прав и обязательств Российской Империи. На практике, полагаем, это будет означать принятие Россией обязательств по международным договорам, заключенным до февраля 1917 года, которые могут выполняться в настоящий период и являются действительными в соответствии с современным международным правом.

Тот факт, что территория одного государства когда-то в прошлом (до принятия Устава ООН) принадлежала другому государству, ни в коем случае не может служить основой для предъявления претензий о ее возврате в настоящее время. Это противоречило бы таким фундаментальным принципам как территориальная целостность и нерушимость государственных границ, предусматривающих среди всего прочего, что изменения территорий государств и их границ могут происходить только в соответствии с международным правом (заключение международного договора, объединение, разделение, присоединение государств и т.д.) В противном случае политическая карта мира постоянно претерпевала бы изменения и была бы крайне нестабильна. На этом основании Россия как правопреемник Российской Империи могла бы потребовать, например, включения в состав ее территории Польши и Финляндии, которые в прошлом входили в состав Российской Империи. Такое требование, разумеется, нельзя признать легитимным в свете норм и принципов современного международного права.

В отличие от территориальных претензий некоторые претензии имущественного или финансового характера, думается, могли бы быть предъявлены Российской Федерации со стороны бывших кредиторов Российской Империи в случае полного принятия ее прав и обязательств, так как международно-правовое регулирование обязательств, вытекающих из межгосударственных займов, кредитов и т.д. отличается от международно-правового регулирования государственных территорий и границ.

В заключительной части еще раз подчеркнем, что потенциальное правопреемство Российской Федерации от Российской Империи с формально-правовой точки зрения означало бы, по нашему мнению, принятие прав и обязательств по тем международным договорам Российской Империи, которые объективно могут осуществляться и выполняться в настоящее время без нарушения положений современного международного права. Вполне естественно, что кроме правовых последствий подобного решения необходимо также учитывать его политический резонанс, который бы неизбежно возник в этой связи. Однако данный вопрос должен уже быть предметом политического, а не правового исследования.

Читайте также: