Какие мероприятия необходимо осуществлять для профилактики заболеваний нервной системы у детей

Обновлено: 02.07.2024

Клинически гипоксические поражения ЦНС могут проявляться в виде различных синдромов: возбуждения, угнетения, внутричерепной гипертензии (повышенного внутричерепного давления), судорожного и др.

Основные этапы восстановительного лечения и диспансерного наблюдения детей с перенесенной перинатальной гипоксией

Восстановительное лечение - мероприятия, направленные на восстановление здоровья больного или травмированного ребенка и предупреждение хронизации процесса.

Выделяют три основных этапа:

Первый этап - это отделение патологии новорож­денных, неврологическое отделение детской больницы, ку­да непосредственно из родильного дома направляют детей, пере­несших внутриутробную гипоксию, асфиксию в родах.

Второй этап - послебольничный, который может осуществляться в реабилитационном отделении больницы, восстановительном центре или в домашних условиях.

Третий этап - диспансерный, восстановительный, амбулаторно-поликлинический, может проходить под наблюдением врача поликлиники.

Методы и средства восстановительного лечения

Первый этап

Ранняя клиническая и лабораторная диагностика поражений ЦНС позволяет тотчас приступить к терапии. Основная стратегия лечебных меро­приятий состоит в том, чтобы терапевтическое вме­шательство пришлось на фазу обратимых нарушений и, таким образом, удалось бы сохра­нить возможно большее число функционирующих нервных клеток. На этом этапе осуществляется этиотропное, па­тогенетическое лечение, по показаниям - интенсивная те­рапия. Подбор медикаментозных средств зависит от ведущего синдрома перинатального поражения ЦНС: применяются препараты для стимуляции развития мозго­вой ткани, психической деятельности, улучшающие микроциркуляцию, снижающие мышечный тонус и др.

В зависимости от характера патологии ребенок находится в стационаре в течение 1-2 месяцев. Прием пре­паратов может сочетаться с массажем. Например, у детей с синдромом угнетения часто встречается ослабление или полное угнетение сосательного рефлекса. Его восстановление идет медленно, и с первых дней пребывания в стационаре можно стимулиро­вать этот рефлекс массажем мускулатуры, участвующей в акте сосания и глотания, точечной стимуляцией. Локальный массаж можно начинать с 7 дня жизни. Оптимальные сроки назначения лечебной физкультуры: при легкой степени поражения нервной системы - 14 день жизни, при среднетяжелой - 20 день жизни, при тяжелой - 23 день.

У многих детей, несмотря на клиническое улучшение или выздоровление, отмечаются резидуальные (остаточные) явления, снижен­ные функциональные резервы. Поэтому для их ликвидации важен второй этап восстановительного лечения.

Это этап проводится в отделении (центре) восстановительного лечения и способствует нормализации функций нервной системы, обменных процессов, иммунологической реактивно­сти. В составлении индивидуальной программы реабилитации принимают участие многие специалисты: педиатр, невропатолог, сотрудник функциональной диагности­ки, физиотерапевт, специалист ЛФК, психолог, другие специалисты (ортопед, кардиолог, оку­лист, сурдолог).

Существенное значение в уточнении степени наруше­ний функции ЦНС, зрения, слуха имеют специальные методы: реоэнцефало-, электроэнцефа­лография, эхоэнцефалография, аудиометрия, исследование полей зрения, глазного дна, рентгенография черепа. Назначается рациональное питание, лечебная физическая культура и массаж, бальнео-, теплолечение, психолого-педагогическая коррекция и др.

Массаж и лечебная физическая культура (ЛФК)

Это - важнейшие факторы физического лечения больных детей, они проводятся в одни и те же ут­ренние часы, ежедневно, через 40-60 минут после кормления на пеленальном столике. Дети, обильно и часто срыгивающие, получают массаж через 1,5 часа после еды. У большинства детей, которым проводятся массаж и ЛФК, положительная клиническая динамика определяется уже после первых 4-5 сеансов воздействия при легком поражении ЦНС, пос­ле 7 занятий - при среднетяжелом, 10 сеансов - при тяжелом по­ражении.

При синдроме нервно-мышечной возбудимости мероприятия направлены на снижение общей возбудимости и мышечного тонуса. С этой целью применяются: покачивания в позе эмбриона или на мяче, общий расслабляющий массаж, то­чечный массаж для расслабления гипертоничных мышц по общеприня­тым точкам. При парезе конечностей и их порочном положении применяется локальный массаж для выведения конечностей в пра­вильное положение и фиксация в этом положении 2 часа (сапожок, лонгеты, "варежка" и др.).

При синдроме угнетения нервной системы следует помнить, что после общей вялости, мышечной гипотонии, гипорефлексии через период ложной нормализации может наступить период спастических явлений, поэтому приемы стимуляции можно применять только при стойком угнетении нервной системы без динамики неврологического статуса в течение месяца. Для активизации нервной системы при­меняются: общий поглаживающий массаж, стимуляция рефлексов спинального автоматизма с помощью рефлекторных упражнений, укреп­ляющий массаж мышц спины, ягодичных мышц, мышц живота и паретич-ных конечностей. При необходимости - лечение положением, упраж­нения в воде, направленные на стимуляцию рефлекторных движений и повышение общей активности ребенка, подводный стимулирующий массаж.

При гипертензионном синдроме начи­нать занятия можно при стабилизации внутричерепного давления. Методика массажа и лечебной гимнастики зависят от наличия ведущих симптомов: возбуждения и мышечного гипертонуса или вялости и мышечной гипотонии. Во время занятия следует избегать резких движений, резких пере­мен позы. При этом синдроме особенно эффективны упражнения в воде.

Упражнения в воде

uprajneniya_v_vode

Упражнения проводятся в обычных ваннах, длительность одного занятия увеличивается от 5-7 минут до 15 минут.

У большинства детей, занимавшихся в воде, положительная ди­намика становится заметной уже с 3-5 занятия. Возбужденные дети стано­вятся более спокойными, у них нормализуется сон, появляется воз­можность снижать дозу седативных препаратов. Вялые дети, наобо­рот, становятся более активными. Особенно эффективными упраж­нения в воде являются для возбужденных детей с высоким мышеч­ным тонусом и угнетенными рефлексами спинального автоматизма.

Подводный душ-массаж

Массаж проводится в теплой ванне. Воз­действие проводится на мышцы при небольшом давлении (0,5 атм). Широкий наконечник передвигается медленно от пе­риферии к центру на расстоянии 10-20 см от поверхности тела. При отсутствии аппарата можно проводить ручной массаж под водой.

Аппаратная физиотерапия

Различные методы фи­зиотерапии (импульсные токи, лекарственный электрофорез, ультразвук и др.) используют на всех этапах реабилита­ции

Так, лекарственный электро­форез способствует улучшению крово-, лимфообращения, рассасыванию продуктов воспаления и улучшению двигательных функций. Воздействие на воротни­ковую зону улучшает мозговое кровообращение, стимулирует регуляторную деятельность головного мозга.

Теплолечение

Тепловые процедуры вызывают согре­вание тканей, расширение сосудов, усиливают крово- и лим­фообращение, улучшают регенераторные про­цессы, снижают мышечный тонус. Рефлекторно развиваются из­менения состояния сердечно-сосудистой и нервной систем, дыхания, обмена веществ. Для теплолечения, в основном, используется озокерит, песок, горячие укутывания.

Бальнеотерапия

Бальнеотерапия - лечение мине­ральными водами. Учитывая особенности кожного покрова детей (тонкий эпидермис, богатство кровоснабжения, нервной рецепции, активное участие в процессах обмена), обосно­вано широкое применение водных процедур. У малышей можно применять искусственно приготовленные хлоридные натриевые ванны. Наличие в воде растворенных солей усиливает температур­ное, механическое действие ванны благодаря поступлению химических ингредиентов в ткани и более активному образо­ванию в коже биологически активных веществ. Под влиянием раство­ренных солей меняется импульсация с периферии, что ска­зывается на течении регулирующих нейрогормональных про­цессов, улучшается кровоснабжение головного мозга и мы­шечной ткани. Для приготовления хлоридной натриевой ванны небольшой кон­центрации берется 1 кг поваренной или мор­ской соли на 100 л воды, температура воды 36°С, продолжи­тельность пребывания в воде 10-15 мин, через день, курс лечения: 10-13 ванн.

Иглорефлексотерапия (ИРТ)

Это метод, использующий для достижения лечебного эффекта особые чувствительные точ­ки. Применяется для стимуляции рефлексов, необходимых для нормального психомоторного развития. При воздействии на точки акупунктуры иглой или импульсным электрическим током, лазерным излучением, магнитным полем возникают сдвиги в области сегментарного рефлекторного звена, вегета­тивных ганглиев и центральных звеньев регуляции всего орга­низма. Такая широкая зона действия ИРТ помогает форми­ровать улучшение не только двигательной, но и эмоци­ональной сферы ребенка. Лечение ИРТ можно начинать с З-б месяцев жизни. В этом возрасте рефлекторная сфера легче поддается коррекции.

Музыкотерапия

При наблюдении за детьми во время сеансов прослушивания специальных музыкальных программ чаще всего отмечается ожидаемая реакция (успокоитель­ная у возбужденных детей при прослушивании медленных компози­ций, умеренная активизация на фоне музыкальных произведений в быстром темпе). Влияние музыки на клинико-неврологический статус детей оценивается как нормализующее.

Положительный эффект музыкотерапии, по-видимому, вызван благоприятными изменениями в нейроэндокринной системе, кото­рые оптимизи­руют течение адаптационных процессов в организме.

Третий этап - амбулаторно-поликлинический - осуществляется под наблюдением врача поликли­ники в тесном контакте с родителями, психологами, педагогами, что­бы обеспечить единство тактики, сохранение достигнутых результатов, улучшение параметров здоровья по мере роста ребенка. Такой подход обеспечивает профилактику возможных последствий перенесенной гипоксии виде болезней нервной системы.

Неврозом у подростков называют полностью обратимое психическое расстройство, вызванное нарушением высшей нервной деятельности, которое проявляется определенными симптомами (тревожность, страхи, перепады настроения, депрессии и др.).

невроз у подростков

Школьный невроз - одна из форм невроза страха. Физиологические признаки школьного невроза:

  • Тики на нервной почве.
  • Нарушение аппетита.
  • Нарушение сна: сонливость в течение дня, а ночью - бессонница. Часто сопровождается ночными кошмарами.
  • Головокружение, регулярные головные боли.
  • Спазматические болевые ощущения.
  • Нарушение работы желудочно-кишечного тракта: запоры, диарея.
  • Повышенная утомляемость, мышечная слабость.
  • Перед занятием потеют ладони, учащается сердцебиение, нет возможности сконцентрироваться.

Психологические проявления школьного невроза:

  • Резкие перепады настроения.
  • Раздражительность и агрессивное поведение.
  • Повышенная уязвимость, ранимость.
  • Состояние подавленности.
  • Истерики.

При обнаружении у своего ребенка минимум пяти перечисленных симптомов, родителям необходимо принять соответствующие меры и обратиться к специалисту.

Склонностью к школьным неврозам обладают:

  • впечатлительные, чувствительные дети;
  • учащиеся с высокой потребностью в самоутверждении;
  • интроверты.

Существуют определенные условия психологического и физиологического характера, способствующие формированию подросткового невроза:

  • генетические: характерные личностные особенности отмечаются у представителей различных поколений;
  • церебрально-органические: некоторые незначительные нарушения мозговой деятельности в результате патологии беременности и родов;
  • психосоциальные: напряженные семейные взаимоотношения, определенное воспитание, психоэмоциональные стрессы;
  • неподходящая система обучения: повышенная нагрузка в специализированных школах, непомерное количество дополнительных занятий.

Регулярные капризы, страхи, неусидчивость, агрессивное поведение и тому подобное в раннем детстве также указывают на наличие у детей неврозов.

Появлению неврозов в подростковом возрасте (12-16 лет) способствует гормональная перестройка организма с постоянными сменами настроения. Насколько распространены неврозы среди учащихся трудно сказать поскольку далеко не все родители прибегают к помощи специалистов. С уверенностью можно сказать, что количество обращений растет с каждым годом.

Часто родители сами провоцируют у подрастающего чада школьный невроз. Слишком строгие наказания, конфликтные взаимоотношения, завышенные требования, неустойчивость стиля родительского воспитания, ограничения самостоятельности и ответственности. Школьная атмосфера и поведение учителя также отражаются на психоэмоциональном состоянии ученика. Психологами доказано, что информация намного быстрее и легче усваивается, если ее произносить со спокойной и размеренной интонацией. Постоянные крики и командный тон, информационная перегрузка, нервозность учителя ухудшают микроклимат в классе, вызывают у школьников негативные эмоции и ощущение чрезмерного психологического давления.

Лечение и профилактика школьного невроза

Прежде всего родителям необходимо проанализировать режим дня, адекватность нагрузок, наличие отдыха и физкультуры в расписании подростка. Также близким подростка рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

1. Наличие эмоциональной связи с подростком.

2. Сопоставимость родительских ожиданий и реальных возможностей их ребенка.

3. Анализ модели воспитания, возможно в ней присутствуют чрезмерные властность и принципиальность, или гиперопека, или вседозволенность.

Если школьный невроз возник на фоне гармоничных семейных отношений, необходимо проконсультироваться с неврологом, чтобы исключить церебрально-органические факторы и поддержать работу нервной системы. На консультациях психолога можно обучиться технике психосоматического расслабления и освоить метод свободных и направленных визуализаций для ментального расслабления, что поможет старшекласснику освоить навыки самопомощи, повысить стрессоустойчивость и лучше справляться со школьным стрессом.

Важно помнить, что соматизация психоэмоциональных нагрузок говорит о том, что растущему организму нужна помощь.

Одной из проблем со здоровьем детей в Республике Беларусь является участившиеся случаи появления опухолей центральной нервной системы (ЦНС), прежде всего головного и спинного мозга.

На сегодняшний день опухоли ЦНС в Республике Беларусь составляют 20% от всех злокачественных новообразований детского возраста и встречаются с частотой 2-3-случая на 100 000 детского населения. Самое же страшное состоит в том, что более чем у половины больных с момента появления первых признаков заболевания до установления диагноза проходит больше года. И это связано не с тем, что плохо работает медицинская служба, а потому, что в подавляющем большинстве случаев родители несвоевременно обращаются за помощью, не придавая значения жалобам ребенка.

Что представляют собой опухоли ЦНС?


Опухоли ЦНС - это группа новообразований, локализующихся в головном или спинном мозге, значительно различающихся по причинам и механизмам возникновения,

симптомам, подходам к диагностике и лечению, а главное - по прогнозу выздоровления и наличия остаточных (инвалидизирующих) изменений.

Сама по себе опухоль - это неконтролируемый рост ткани, а если ткань разрастается внутри черепной коробки, то здесь есть свои особенности диагностики и трудности лечения. Учитывая, что каждый отдел ЦНС имеет свою функции, опухоли различных отделов нарушают эти функции и вызывают разнообразные симптомы.

Причины и факты риска возникновения опухолей ЦНС

Большинство опухолей ЦНС не связаны с какими-либо факторами риска и возникают по неизвестным пока науке причинам. Однако некоторые факторы риска существуют и влияют на возникновение опухолей:

  • ионизирующее излучение - является доказанным фактором, повышающим риск развития опухолей головного и спинного мозга;
  • воздействие винилхлорида (непахнущего пластмассы);
  • контакт с аспартамом (заменитель сахара);
  • воздействие электромагнитных полей от высоковольтных линий;
  • травмы головы - могут повысить риск газа, применяемого при изготовлении опухолей головного мозга;
  • семейный анамнез (сведения о заболеваниях в семье). Редко в одной семье могут встречаться несколько случаев опухолей ЦНС.
  • Известны заболевания, которые сопровождаются повышенным риском возникновения опухолей головного и спинного мозга: нейрофиброматоз (Реклингхаузена болезнь -наследственная болезнь, проявляющаяся многочисленными доброкачественными опухолями черепных и спинномозговых нервов), туберозный склероз (эпилойя - наследственная болезнь, характеризующаяся наличием аденом сальных желез на лице, множественными опухолями в мозге и узелками в сердце, почках и сетчатке) и др.

Симптомы и течение болезни

Отличительной особенностью опухолей головного мозга, особенно у маленьких детей, является длительный скрытый период, когда присутствуют только неспецифические симптомы. При отсутствии лечения это заболевание приводит к смерти пациента.

Симптомы опухолей ЦНС условно подразделяют на ранние (первые) и поздние.

встречаются у 50% больных с опухолями ЦНС, однако менее 1% головных болей является

симптомом опухоли. На высоте головной боли может быть тошнота и рвота.

  • Сонливость.
  • Пелена перед глазами.
  • Боли в спине.

У детей в возрасте до 1 года:

  • раздражительность, беспокойство;
  • отказ от еды (анорексия);
  • задержка развития или регрессия уже имевшихся навыков (перестал переворачиваться, сидеть, узнавать окружающих);

Увеличение размеров черепа, выбухание родничка. Поздние симптомы:

  • Судорожный припадок - является обязательным показанием для проведения специального обследования. 10% припадков у взрослых являются симптомом опухоли.
  • Неврологические изменения: нарушение работы мышц, вплоть до параличей (слабость одной половины тела, тугоподвижность мышц), нарушение чувствительности, нарушение ритма речи, интеллектуальные и психические расстройства, нарушение координации (потеря точных движений руками и ногами), неустойчивость походки, различные галлюцинации, нарушение обоняния, равновесия, глотания, вкуса, слуха. Эти симптомы обычно появляются постепенно и со временем нарастают.
  • Нарушение зрения, нарушение движения глазных яблок, изменения на глазном дне, двоение в глазах, частое мигание, косоглазие, периодическое затемнение зрения при изменении положения головы, небольших физических нагрузках.
  • Эндокринное нарушения (остановка роста, жажда, голод, ожирение).

Диагностика и лечение опухолей ЦНС

В нашей стране существует проблема диагностики заболевания ЦНС на самых ранних стадиях.


Сложилось практика, когда диагноз ставится поздно при появлении так называемых, очаговых симптомов или судорог. А это значит, что опухоль уже достигла жизненно важных центров мозга, и ее полное удаление хирургическим путем практически невозможно.

К сожалению, в настоящее время не существует методик выявления опухолей головного и спинного мозга с помощью исследования крови или скрининга (досимптомной диагностики). Диагностика осуществляется в основном с помощью:

  • УЗИ головного мозга - применяется у детей с незакрытыми родничками. Обеспечивает хорошее качество диагностики, в том числе внутриутробной. Возможности применения лимитированы возрастом больных (обычно до 1 года).
  • Компьютерной томографии (КТ) головного мозга - может проводиться с использованием специального рентгенконтрастного вещества.
  • Магнитно-резонансной томографии (МРТ) - показана при подозрении на опухоль мозжечка и спинного мозга.
  • Позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) - в Республике Беларусь не проводится, в связи с отсутствием на сегодняшний день аппарата.

В лечении опухолей ЦНС применяются следующие этапы многокомпонентного метода:

  • хирургический;
  • химический;
  • лучевая терапия;
  • иммунотерапия;

Все они в совокупности дают хорошие результаты при условии раннего обнаружения опухоли и своевременного начала лечения.

В случае позднего начала лечения многие пациенты, выжившие после проведенного комплексного лечения, страдают значительными ограничениями и нуждаются в пожизненной медицинской помощи.

Меры профилактики опухолей ЦНС

Ведение здорового образа жизни - важнейший фактор в профилактике многих болезней, в том числе опухолей центральной нервной системы.

Следует избегать, по возможности, воздействия потенциальных факторов риска, (ушибов и травм головы, спины, позвоночника), электромагнитных излучений и т. п.

При первых же признаках, симптомах и жалобах ребенка на головную боль, слабость и т.п. родителям необходимо обратится к соответствующим специалистам для установления диагноза.

  • Детский невролог - проверяет работу черепных нервов, симметричность рефлексов, чувствительность, выявляет очаговую симптоматику.
  • Детский офтальмолог - проверяет остроту зрения, работу глазодвигательных мышщ, проводит осмотр глазного дна, определяет поля зрения.

Специалист по лучевой диагностике - анализирует данные компьютерной томографии (КТ) и ядерного магнитного резонанса (ЯМР).

  • Детский нейрохирург - решает вопрос о необходимости проведения операции (по данным КТ, ЯМР, заключению офтальмолога, невролога).
  • Детский онколог - решает вопрос о целесообразности и объемах химиотерапии и лучевой терапии.

Детский эндокринолог - консультация необходима при вовлечении в процесс желез внутренней секреции к которым относятся гипофиз, гипоталамус.

Родители должны знать: сегодня опухоль центральной нервной системы у ребенка не является приговором.

При своевременном ее обнаружении и лечении ребенок вырастет полноценным и здоровым!

Неврозом у подростков называют полностью обратимое психическое расстройство, вызванное нарушением высшей нервной деятельности, которое проявляется определенными симптомами (тревожность, страхи, перепады настроения, депрессии и др.).

невроз у подростков

Школьный невроз - одна из форм невроза страха. Физиологические признаки школьного невроза:

  • Тики на нервной почве.
  • Нарушение аппетита.
  • Нарушение сна: сонливость в течение дня, а ночью - бессонница. Часто сопровождается ночными кошмарами.
  • Головокружение, регулярные головные боли.
  • Спазматические болевые ощущения.
  • Нарушение работы желудочно-кишечного тракта: запоры, диарея.
  • Повышенная утомляемость, мышечная слабость.
  • Перед занятием потеют ладони, учащается сердцебиение, нет возможности сконцентрироваться.

Психологические проявления школьного невроза:

  • Резкие перепады настроения.
  • Раздражительность и агрессивное поведение.
  • Повышенная уязвимость, ранимость.
  • Состояние подавленности.
  • Истерики.

При обнаружении у своего ребенка минимум пяти перечисленных симптомов, родителям необходимо принять соответствующие меры и обратиться к специалисту.

Склонностью к школьным неврозам обладают:

  • впечатлительные, чувствительные дети;
  • учащиеся с высокой потребностью в самоутверждении;
  • интроверты.

Существуют определенные условия психологического и физиологического характера, способствующие формированию подросткового невроза:

  • генетические: характерные личностные особенности отмечаются у представителей различных поколений;
  • церебрально-органические: некоторые незначительные нарушения мозговой деятельности в результате патологии беременности и родов;
  • психосоциальные: напряженные семейные взаимоотношения, определенное воспитание, психоэмоциональные стрессы;
  • неподходящая система обучения: повышенная нагрузка в специализированных школах, непомерное количество дополнительных занятий.

Регулярные капризы, страхи, неусидчивость, агрессивное поведение и тому подобное в раннем детстве также указывают на наличие у детей неврозов.

Появлению неврозов в подростковом возрасте (12-16 лет) способствует гормональная перестройка организма с постоянными сменами настроения. Насколько распространены неврозы среди учащихся трудно сказать поскольку далеко не все родители прибегают к помощи специалистов. С уверенностью можно сказать, что количество обращений растет с каждым годом.

Часто родители сами провоцируют у подрастающего чада школьный невроз. Слишком строгие наказания, конфликтные взаимоотношения, завышенные требования, неустойчивость стиля родительского воспитания, ограничения самостоятельности и ответственности. Школьная атмосфера и поведение учителя также отражаются на психоэмоциональном состоянии ученика. Психологами доказано, что информация намного быстрее и легче усваивается, если ее произносить со спокойной и размеренной интонацией. Постоянные крики и командный тон, информационная перегрузка, нервозность учителя ухудшают микроклимат в классе, вызывают у школьников негативные эмоции и ощущение чрезмерного психологического давления.

Лечение и профилактика школьного невроза

Прежде всего родителям необходимо проанализировать режим дня, адекватность нагрузок, наличие отдыха и физкультуры в расписании подростка. Также близким подростка рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:

1. Наличие эмоциональной связи с подростком.

2. Сопоставимость родительских ожиданий и реальных возможностей их ребенка.

3. Анализ модели воспитания, возможно в ней присутствуют чрезмерные властность и принципиальность, или гиперопека, или вседозволенность.

Если школьный невроз возник на фоне гармоничных семейных отношений, необходимо проконсультироваться с неврологом, чтобы исключить церебрально-органические факторы и поддержать работу нервной системы. На консультациях психолога можно обучиться технике психосоматического расслабления и освоить метод свободных и направленных визуализаций для ментального расслабления, что поможет старшекласснику освоить навыки самопомощи, повысить стрессоустойчивость и лучше справляться со школьным стрессом.

Важно помнить, что соматизация психоэмоциональных нагрузок говорит о том, что растущему организму нужна помощь.

Читайте также: