Какие мероприятия необходимо осуществлять для профилактики заболеваний нервной системы у детей
Обновлено: 02.07.2024
Клинически гипоксические поражения ЦНС могут проявляться в виде различных синдромов: возбуждения, угнетения, внутричерепной гипертензии (повышенного внутричерепного давления), судорожного и др.
Основные этапы восстановительного лечения и диспансерного наблюдения детей с перенесенной перинатальной гипоксией
Восстановительное лечение - мероприятия, направленные на восстановление здоровья больного или травмированного ребенка и предупреждение хронизации процесса.
Выделяют три основных этапа:
Первый этап - это отделение патологии новорожденных, неврологическое отделение детской больницы, куда непосредственно из родильного дома направляют детей, перенесших внутриутробную гипоксию, асфиксию в родах.
Второй этап - послебольничный, который может осуществляться в реабилитационном отделении больницы, восстановительном центре или в домашних условиях.
Третий этап - диспансерный, восстановительный, амбулаторно-поликлинический, может проходить под наблюдением врача поликлиники.
Методы и средства восстановительного лечения
Первый этап
Ранняя клиническая и лабораторная диагностика поражений ЦНС позволяет тотчас приступить к терапии. Основная стратегия лечебных мероприятий состоит в том, чтобы терапевтическое вмешательство пришлось на фазу обратимых нарушений и, таким образом, удалось бы сохранить возможно большее число функционирующих нервных клеток. На этом этапе осуществляется этиотропное, патогенетическое лечение, по показаниям - интенсивная терапия. Подбор медикаментозных средств зависит от ведущего синдрома перинатального поражения ЦНС: применяются препараты для стимуляции развития мозговой ткани, психической деятельности, улучшающие микроциркуляцию, снижающие мышечный тонус и др.
В зависимости от характера патологии ребенок находится в стационаре в течение 1-2 месяцев. Прием препаратов может сочетаться с массажем. Например, у детей с синдромом угнетения часто встречается ослабление или полное угнетение сосательного рефлекса. Его восстановление идет медленно, и с первых дней пребывания в стационаре можно стимулировать этот рефлекс массажем мускулатуры, участвующей в акте сосания и глотания, точечной стимуляцией. Локальный массаж можно начинать с 7 дня жизни. Оптимальные сроки назначения лечебной физкультуры: при легкой степени поражения нервной системы - 14 день жизни, при среднетяжелой - 20 день жизни, при тяжелой - 23 день.
У многих детей, несмотря на клиническое улучшение или выздоровление, отмечаются резидуальные (остаточные) явления, сниженные функциональные резервы. Поэтому для их ликвидации важен второй этап восстановительного лечения.
Это этап проводится в отделении (центре) восстановительного лечения и способствует нормализации функций нервной системы, обменных процессов, иммунологической реактивности. В составлении индивидуальной программы реабилитации принимают участие многие специалисты: педиатр, невропатолог, сотрудник функциональной диагностики, физиотерапевт, специалист ЛФК, психолог, другие специалисты (ортопед, кардиолог, окулист, сурдолог).
Существенное значение в уточнении степени нарушений функции ЦНС, зрения, слуха имеют специальные методы: реоэнцефало-, электроэнцефалография, эхоэнцефалография, аудиометрия, исследование полей зрения, глазного дна, рентгенография черепа. Назначается рациональное питание, лечебная физическая культура и массаж, бальнео-, теплолечение, психолого-педагогическая коррекция и др.
Массаж и лечебная физическая культура (ЛФК)
Это - важнейшие факторы физического лечения больных детей, они проводятся в одни и те же утренние часы, ежедневно, через 40-60 минут после кормления на пеленальном столике. Дети, обильно и часто срыгивающие, получают массаж через 1,5 часа после еды. У большинства детей, которым проводятся массаж и ЛФК, положительная клиническая динамика определяется уже после первых 4-5 сеансов воздействия при легком поражении ЦНС, после 7 занятий - при среднетяжелом, 10 сеансов - при тяжелом поражении.
При синдроме нервно-мышечной возбудимости мероприятия направлены на снижение общей возбудимости и мышечного тонуса. С этой целью применяются: покачивания в позе эмбриона или на мяче, общий расслабляющий массаж, точечный массаж для расслабления гипертоничных мышц по общепринятым точкам. При парезе конечностей и их порочном положении применяется локальный массаж для выведения конечностей в правильное положение и фиксация в этом положении 2 часа (сапожок, лонгеты, "варежка" и др.).
При синдроме угнетения нервной системы следует помнить, что после общей вялости, мышечной гипотонии, гипорефлексии через период ложной нормализации может наступить период спастических явлений, поэтому приемы стимуляции можно применять только при стойком угнетении нервной системы без динамики неврологического статуса в течение месяца. Для активизации нервной системы применяются: общий поглаживающий массаж, стимуляция рефлексов спинального автоматизма с помощью рефлекторных упражнений, укрепляющий массаж мышц спины, ягодичных мышц, мышц живота и паретич-ных конечностей. При необходимости - лечение положением, упражнения в воде, направленные на стимуляцию рефлекторных движений и повышение общей активности ребенка, подводный стимулирующий массаж.
При гипертензионном синдроме начинать занятия можно при стабилизации внутричерепного давления. Методика массажа и лечебной гимнастики зависят от наличия ведущих симптомов: возбуждения и мышечного гипертонуса или вялости и мышечной гипотонии. Во время занятия следует избегать резких движений, резких перемен позы. При этом синдроме особенно эффективны упражнения в воде.
Упражнения в воде
Упражнения проводятся в обычных ваннах, длительность одного занятия увеличивается от 5-7 минут до 15 минут.
У большинства детей, занимавшихся в воде, положительная динамика становится заметной уже с 3-5 занятия. Возбужденные дети становятся более спокойными, у них нормализуется сон, появляется возможность снижать дозу седативных препаратов. Вялые дети, наоборот, становятся более активными. Особенно эффективными упражнения в воде являются для возбужденных детей с высоким мышечным тонусом и угнетенными рефлексами спинального автоматизма.
Подводный душ-массаж
Массаж проводится в теплой ванне. Воздействие проводится на мышцы при небольшом давлении (0,5 атм). Широкий наконечник передвигается медленно от периферии к центру на расстоянии 10-20 см от поверхности тела. При отсутствии аппарата можно проводить ручной массаж под водой.
Аппаратная физиотерапия
Различные методы физиотерапии (импульсные токи, лекарственный электрофорез, ультразвук и др.) используют на всех этапах реабилитации
Так, лекарственный электрофорез способствует улучшению крово-, лимфообращения, рассасыванию продуктов воспаления и улучшению двигательных функций. Воздействие на воротниковую зону улучшает мозговое кровообращение, стимулирует регуляторную деятельность головного мозга.
Теплолечение
Тепловые процедуры вызывают согревание тканей, расширение сосудов, усиливают крово- и лимфообращение, улучшают регенераторные процессы, снижают мышечный тонус. Рефлекторно развиваются изменения состояния сердечно-сосудистой и нервной систем, дыхания, обмена веществ. Для теплолечения, в основном, используется озокерит, песок, горячие укутывания.
Бальнеотерапия
Бальнеотерапия - лечение минеральными водами. Учитывая особенности кожного покрова детей (тонкий эпидермис, богатство кровоснабжения, нервной рецепции, активное участие в процессах обмена), обосновано широкое применение водных процедур. У малышей можно применять искусственно приготовленные хлоридные натриевые ванны. Наличие в воде растворенных солей усиливает температурное, механическое действие ванны благодаря поступлению химических ингредиентов в ткани и более активному образованию в коже биологически активных веществ. Под влиянием растворенных солей меняется импульсация с периферии, что сказывается на течении регулирующих нейрогормональных процессов, улучшается кровоснабжение головного мозга и мышечной ткани. Для приготовления хлоридной натриевой ванны небольшой концентрации берется 1 кг поваренной или морской соли на 100 л воды, температура воды 36°С, продолжительность пребывания в воде 10-15 мин, через день, курс лечения: 10-13 ванн.
Иглорефлексотерапия (ИРТ)
Это метод, использующий для достижения лечебного эффекта особые чувствительные точки. Применяется для стимуляции рефлексов, необходимых для нормального психомоторного развития. При воздействии на точки акупунктуры иглой или импульсным электрическим током, лазерным излучением, магнитным полем возникают сдвиги в области сегментарного рефлекторного звена, вегетативных ганглиев и центральных звеньев регуляции всего организма. Такая широкая зона действия ИРТ помогает формировать улучшение не только двигательной, но и эмоциональной сферы ребенка. Лечение ИРТ можно начинать с З-б месяцев жизни. В этом возрасте рефлекторная сфера легче поддается коррекции.
Музыкотерапия
При наблюдении за детьми во время сеансов прослушивания специальных музыкальных программ чаще всего отмечается ожидаемая реакция (успокоительная у возбужденных детей при прослушивании медленных композиций, умеренная активизация на фоне музыкальных произведений в быстром темпе). Влияние музыки на клинико-неврологический статус детей оценивается как нормализующее.
Положительный эффект музыкотерапии, по-видимому, вызван благоприятными изменениями в нейроэндокринной системе, которые оптимизируют течение адаптационных процессов в организме.
Третий этап - амбулаторно-поликлинический - осуществляется под наблюдением врача поликлиники в тесном контакте с родителями, психологами, педагогами, чтобы обеспечить единство тактики, сохранение достигнутых результатов, улучшение параметров здоровья по мере роста ребенка. Такой подход обеспечивает профилактику возможных последствий перенесенной гипоксии виде болезней нервной системы.
Неврозом у подростков называют полностью обратимое психическое расстройство, вызванное нарушением высшей нервной деятельности, которое проявляется определенными симптомами (тревожность, страхи, перепады настроения, депрессии и др.).
Школьный невроз - одна из форм невроза страха. Физиологические признаки школьного невроза:
- Тики на нервной почве.
- Нарушение аппетита.
- Нарушение сна: сонливость в течение дня, а ночью - бессонница. Часто сопровождается ночными кошмарами.
- Головокружение, регулярные головные боли.
- Спазматические болевые ощущения.
- Нарушение работы желудочно-кишечного тракта: запоры, диарея.
- Повышенная утомляемость, мышечная слабость.
- Перед занятием потеют ладони, учащается сердцебиение, нет возможности сконцентрироваться.
Психологические проявления школьного невроза:
- Резкие перепады настроения.
- Раздражительность и агрессивное поведение.
- Повышенная уязвимость, ранимость.
- Состояние подавленности.
- Истерики.
При обнаружении у своего ребенка минимум пяти перечисленных симптомов, родителям необходимо принять соответствующие меры и обратиться к специалисту.
Склонностью к школьным неврозам обладают:
- впечатлительные, чувствительные дети;
- учащиеся с высокой потребностью в самоутверждении;
- интроверты.
Существуют определенные условия психологического и физиологического характера, способствующие формированию подросткового невроза:
- генетические: характерные личностные особенности отмечаются у представителей различных поколений;
- церебрально-органические: некоторые незначительные нарушения мозговой деятельности в результате патологии беременности и родов;
- психосоциальные: напряженные семейные взаимоотношения, определенное воспитание, психоэмоциональные стрессы;
- неподходящая система обучения: повышенная нагрузка в специализированных школах, непомерное количество дополнительных занятий.
Регулярные капризы, страхи, неусидчивость, агрессивное поведение и тому подобное в раннем детстве также указывают на наличие у детей неврозов.
Появлению неврозов в подростковом возрасте (12-16 лет) способствует гормональная перестройка организма с постоянными сменами настроения. Насколько распространены неврозы среди учащихся трудно сказать поскольку далеко не все родители прибегают к помощи специалистов. С уверенностью можно сказать, что количество обращений растет с каждым годом.
Часто родители сами провоцируют у подрастающего чада школьный невроз. Слишком строгие наказания, конфликтные взаимоотношения, завышенные требования, неустойчивость стиля родительского воспитания, ограничения самостоятельности и ответственности. Школьная атмосфера и поведение учителя также отражаются на психоэмоциональном состоянии ученика. Психологами доказано, что информация намного быстрее и легче усваивается, если ее произносить со спокойной и размеренной интонацией. Постоянные крики и командный тон, информационная перегрузка, нервозность учителя ухудшают микроклимат в классе, вызывают у школьников негативные эмоции и ощущение чрезмерного психологического давления.
Лечение и профилактика школьного невроза
Прежде всего родителям необходимо проанализировать режим дня, адекватность нагрузок, наличие отдыха и физкультуры в расписании подростка. Также близким подростка рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:
1. Наличие эмоциональной связи с подростком.
2. Сопоставимость родительских ожиданий и реальных возможностей их ребенка.
3. Анализ модели воспитания, возможно в ней присутствуют чрезмерные властность и принципиальность, или гиперопека, или вседозволенность.
Если школьный невроз возник на фоне гармоничных семейных отношений, необходимо проконсультироваться с неврологом, чтобы исключить церебрально-органические факторы и поддержать работу нервной системы. На консультациях психолога можно обучиться технике психосоматического расслабления и освоить метод свободных и направленных визуализаций для ментального расслабления, что поможет старшекласснику освоить навыки самопомощи, повысить стрессоустойчивость и лучше справляться со школьным стрессом.
Важно помнить, что соматизация психоэмоциональных нагрузок говорит о том, что растущему организму нужна помощь.
Одной из проблем со здоровьем детей в Республике Беларусь является участившиеся случаи появления опухолей центральной нервной системы (ЦНС), прежде всего головного и спинного мозга.
На сегодняшний день опухоли ЦНС в Республике Беларусь составляют 20% от всех злокачественных новообразований детского возраста и встречаются с частотой 2-3-случая на 100 000 детского населения. Самое же страшное состоит в том, что более чем у половины больных с момента появления первых признаков заболевания до установления диагноза проходит больше года. И это связано не с тем, что плохо работает медицинская служба, а потому, что в подавляющем большинстве случаев родители несвоевременно обращаются за помощью, не придавая значения жалобам ребенка.
Что представляют собой опухоли ЦНС?
Опухоли ЦНС - это группа новообразований, локализующихся в головном или спинном мозге, значительно различающихся по причинам и механизмам возникновения,
симптомам, подходам к диагностике и лечению, а главное - по прогнозу выздоровления и наличия остаточных (инвалидизирующих) изменений.
Сама по себе опухоль - это неконтролируемый рост ткани, а если ткань разрастается внутри черепной коробки, то здесь есть свои особенности диагностики и трудности лечения. Учитывая, что каждый отдел ЦНС имеет свою функции, опухоли различных отделов нарушают эти функции и вызывают разнообразные симптомы.
Причины и факты риска возникновения опухолей ЦНС
Большинство опухолей ЦНС не связаны с какими-либо факторами риска и возникают по неизвестным пока науке причинам. Однако некоторые факторы риска существуют и влияют на возникновение опухолей:
- ионизирующее излучение - является доказанным фактором, повышающим риск развития опухолей головного и спинного мозга;
- воздействие винилхлорида (непахнущего пластмассы);
- контакт с аспартамом (заменитель сахара);
- воздействие электромагнитных полей от высоковольтных линий;
- травмы головы - могут повысить риск газа, применяемого при изготовлении опухолей головного мозга;
- семейный анамнез (сведения о заболеваниях в семье). Редко в одной семье могут встречаться несколько случаев опухолей ЦНС.
- Известны заболевания, которые сопровождаются повышенным риском возникновения опухолей головного и спинного мозга: нейрофиброматоз (Реклингхаузена болезнь -наследственная болезнь, проявляющаяся многочисленными доброкачественными опухолями черепных и спинномозговых нервов), туберозный склероз (эпилойя - наследственная болезнь, характеризующаяся наличием аденом сальных желез на лице, множественными опухолями в мозге и узелками в сердце, почках и сетчатке) и др.
Симптомы и течение болезни
Отличительной особенностью опухолей головного мозга, особенно у маленьких детей, является длительный скрытый период, когда присутствуют только неспецифические симптомы. При отсутствии лечения это заболевание приводит к смерти пациента.
Симптомы опухолей ЦНС условно подразделяют на ранние (первые) и поздние.
встречаются у 50% больных с опухолями ЦНС, однако менее 1% головных болей является
симптомом опухоли. На высоте головной боли может быть тошнота и рвота.
- Сонливость.
- Пелена перед глазами.
- Боли в спине.
У детей в возрасте до 1 года:
- раздражительность, беспокойство;
- отказ от еды (анорексия);
- задержка развития или регрессия уже имевшихся навыков (перестал переворачиваться, сидеть, узнавать окружающих);
Увеличение размеров черепа, выбухание родничка. Поздние симптомы:
- Судорожный припадок - является обязательным показанием для проведения специального обследования. 10% припадков у взрослых являются симптомом опухоли.
- Неврологические изменения: нарушение работы мышц, вплоть до параличей (слабость одной половины тела, тугоподвижность мышц), нарушение чувствительности, нарушение ритма речи, интеллектуальные и психические расстройства, нарушение координации (потеря точных движений руками и ногами), неустойчивость походки, различные галлюцинации, нарушение обоняния, равновесия, глотания, вкуса, слуха. Эти симптомы обычно появляются постепенно и со временем нарастают.
- Нарушение зрения, нарушение движения глазных яблок, изменения на глазном дне, двоение в глазах, частое мигание, косоглазие, периодическое затемнение зрения при изменении положения головы, небольших физических нагрузках.
- Эндокринное нарушения (остановка роста, жажда, голод, ожирение).
Диагностика и лечение опухолей ЦНС
В нашей стране существует проблема диагностики заболевания ЦНС на самых ранних стадиях.
Сложилось практика, когда диагноз ставится поздно при появлении так называемых, очаговых симптомов или судорог. А это значит, что опухоль уже достигла жизненно важных центров мозга, и ее полное удаление хирургическим путем практически невозможно.
К сожалению, в настоящее время не существует методик выявления опухолей головного и спинного мозга с помощью исследования крови или скрининга (досимптомной диагностики). Диагностика осуществляется в основном с помощью:
- УЗИ головного мозга - применяется у детей с незакрытыми родничками. Обеспечивает хорошее качество диагностики, в том числе внутриутробной. Возможности применения лимитированы возрастом больных (обычно до 1 года).
- Компьютерной томографии (КТ) головного мозга - может проводиться с использованием специального рентгенконтрастного вещества.
- Магнитно-резонансной томографии (МРТ) - показана при подозрении на опухоль мозжечка и спинного мозга.
- Позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) - в Республике Беларусь не проводится, в связи с отсутствием на сегодняшний день аппарата.
В лечении опухолей ЦНС применяются следующие этапы многокомпонентного метода:
- хирургический;
- химический;
- лучевая терапия;
- иммунотерапия;
Все они в совокупности дают хорошие результаты при условии раннего обнаружения опухоли и своевременного начала лечения.
В случае позднего начала лечения многие пациенты, выжившие после проведенного комплексного лечения, страдают значительными ограничениями и нуждаются в пожизненной медицинской помощи.
Меры профилактики опухолей ЦНС
Ведение здорового образа жизни - важнейший фактор в профилактике многих болезней, в том числе опухолей центральной нервной системы.
Следует избегать, по возможности, воздействия потенциальных факторов риска, (ушибов и травм головы, спины, позвоночника), электромагнитных излучений и т. п.
При первых же признаках, симптомах и жалобах ребенка на головную боль, слабость и т.п. родителям необходимо обратится к соответствующим специалистам для установления диагноза.
- Детский невролог - проверяет работу черепных нервов, симметричность рефлексов, чувствительность, выявляет очаговую симптоматику.
- Детский офтальмолог - проверяет остроту зрения, работу глазодвигательных мышщ, проводит осмотр глазного дна, определяет поля зрения.
Специалист по лучевой диагностике - анализирует данные компьютерной томографии (КТ) и ядерного магнитного резонанса (ЯМР).
- Детский нейрохирург - решает вопрос о необходимости проведения операции (по данным КТ, ЯМР, заключению офтальмолога, невролога).
- Детский онколог - решает вопрос о целесообразности и объемах химиотерапии и лучевой терапии.
Детский эндокринолог - консультация необходима при вовлечении в процесс желез внутренней секреции к которым относятся гипофиз, гипоталамус.
Родители должны знать: сегодня опухоль центральной нервной системы у ребенка не является приговором.
При своевременном ее обнаружении и лечении ребенок вырастет полноценным и здоровым!
Неврозом у подростков называют полностью обратимое психическое расстройство, вызванное нарушением высшей нервной деятельности, которое проявляется определенными симптомами (тревожность, страхи, перепады настроения, депрессии и др.).
Школьный невроз - одна из форм невроза страха. Физиологические признаки школьного невроза:
- Тики на нервной почве.
- Нарушение аппетита.
- Нарушение сна: сонливость в течение дня, а ночью - бессонница. Часто сопровождается ночными кошмарами.
- Головокружение, регулярные головные боли.
- Спазматические болевые ощущения.
- Нарушение работы желудочно-кишечного тракта: запоры, диарея.
- Повышенная утомляемость, мышечная слабость.
- Перед занятием потеют ладони, учащается сердцебиение, нет возможности сконцентрироваться.
Психологические проявления школьного невроза:
- Резкие перепады настроения.
- Раздражительность и агрессивное поведение.
- Повышенная уязвимость, ранимость.
- Состояние подавленности.
- Истерики.
При обнаружении у своего ребенка минимум пяти перечисленных симптомов, родителям необходимо принять соответствующие меры и обратиться к специалисту.
Склонностью к школьным неврозам обладают:
- впечатлительные, чувствительные дети;
- учащиеся с высокой потребностью в самоутверждении;
- интроверты.
Существуют определенные условия психологического и физиологического характера, способствующие формированию подросткового невроза:
- генетические: характерные личностные особенности отмечаются у представителей различных поколений;
- церебрально-органические: некоторые незначительные нарушения мозговой деятельности в результате патологии беременности и родов;
- психосоциальные: напряженные семейные взаимоотношения, определенное воспитание, психоэмоциональные стрессы;
- неподходящая система обучения: повышенная нагрузка в специализированных школах, непомерное количество дополнительных занятий.
Регулярные капризы, страхи, неусидчивость, агрессивное поведение и тому подобное в раннем детстве также указывают на наличие у детей неврозов.
Появлению неврозов в подростковом возрасте (12-16 лет) способствует гормональная перестройка организма с постоянными сменами настроения. Насколько распространены неврозы среди учащихся трудно сказать поскольку далеко не все родители прибегают к помощи специалистов. С уверенностью можно сказать, что количество обращений растет с каждым годом.
Часто родители сами провоцируют у подрастающего чада школьный невроз. Слишком строгие наказания, конфликтные взаимоотношения, завышенные требования, неустойчивость стиля родительского воспитания, ограничения самостоятельности и ответственности. Школьная атмосфера и поведение учителя также отражаются на психоэмоциональном состоянии ученика. Психологами доказано, что информация намного быстрее и легче усваивается, если ее произносить со спокойной и размеренной интонацией. Постоянные крики и командный тон, информационная перегрузка, нервозность учителя ухудшают микроклимат в классе, вызывают у школьников негативные эмоции и ощущение чрезмерного психологического давления.
Лечение и профилактика школьного невроза
Прежде всего родителям необходимо проанализировать режим дня, адекватность нагрузок, наличие отдыха и физкультуры в расписании подростка. Также близким подростка рекомендуется обратить внимание на следующие моменты:
1. Наличие эмоциональной связи с подростком.
2. Сопоставимость родительских ожиданий и реальных возможностей их ребенка.
3. Анализ модели воспитания, возможно в ней присутствуют чрезмерные властность и принципиальность, или гиперопека, или вседозволенность.
Если школьный невроз возник на фоне гармоничных семейных отношений, необходимо проконсультироваться с неврологом, чтобы исключить церебрально-органические факторы и поддержать работу нервной системы. На консультациях психолога можно обучиться технике психосоматического расслабления и освоить метод свободных и направленных визуализаций для ментального расслабления, что поможет старшекласснику освоить навыки самопомощи, повысить стрессоустойчивость и лучше справляться со школьным стрессом.
Важно помнить, что соматизация психоэмоциональных нагрузок говорит о том, что растущему организму нужна помощь.
Читайте также: