Ответственный актуарий кто это

Обновлено: 18.05.2024

Екатерина Шестакова, кандидат юридических наук, г. Москва.

В начале ноября был принят Федеральный закон "Об актуарной деятельности в Российской Федерации". Деятельность актуариев должна разрешить многие проблемы, с которыми сталкиваются застрахованные при попытке взыскать стоимость ущерба, причиненного в результате наступления страхового случая.

Основные положения Закона

Актуарная деятельность осуществляется на основании принятого Федерального закона от 02.11.2013 N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" и международных договоров.

Актуарии - это профессионалы, которые, используя математические методы для постановки, анализа и решения сложных задач в области бизнеса, финансов и социальной сферы, оценивают индивидуальные и корпоративные риски и вырабатывают финансово обоснованные страховые и пенсионные схемы. Осуществлять свою деятельность они будут на основании трудового договора.

Закон N 293-ФЗ устанавливает понятие ответственного актуария. Это актуарий, сведения о котором внесены уполномоченным органом в единый реестр ответственных актуариев. Такой актуарий может осуществлять подготовку актуарного заключения и несет ответственность за обоснованность выводов. Ранее в законодательстве отсутствовала ответственность конкретного специалиста, осуществляющего оценку или страхование рисков.

Объектами обязательного актуарного оценивания являются:

  • деятельность уполномоченного органа при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию;
  • деятельность негосударственных пенсионных фондов;
  • деятельность страховых организаций;
  • деятельность обществ взаимного страхования.

Отметим, что Закон N 293-ФЗ не коснется структур с долгосрочными социальными обязательствами с подотчетной системой, соответствующей стандартам МСФО.

Обязательное актуарное оценивание деятельности страховых организаций, обществ взаимного страхования будет проводиться не реже чем один раз в год. При этом обязанность привлекать актуария будет возложена на самих страховщиков.

Установлены и требования к договору на проведение актуарной оценки. Такой договор должен содержать:

  • задачу, поставленную перед субъектом актуарной деятельности;
  • сроки осуществления актуарной деятельности и предоставления заказчику актуарного заключения или результатов актуарных расчетов;
  • права и обязанности сторон при осуществлении актуарной деятельности;
  • указание на стандарты актуарной деятельности и статистические данные, которые будут применяться при осуществлении актуарной деятельности;
  • сведения о саморегулируемой организации актуариев;
  • регистрационный номер, присвоенный ответственному актуарию в едином реестре ответственных актуариев.

Актуарии будут входить в специализированные саморегулируемые организации (СРО). Подобный принцип организации работы установлен для оценщиков и аудиторов. Регулирование актуарной деятельности и деятельности СРО актуариев возлагается на Банк России.

Закон N 293-ФЗ предусматривает, что саморегулируемых организаций (СРО) актуариев может быть несколько. В составе СРО должно быть не менее 50 актуариев, успешно сдавших соответствующий квалификационный экзамен.

Кроме того, вводится обязательное страхование ответственности актуариев со страховой суммой, равной не менее чем десятикратному размеру денежного вознаграждения за проведение актуарного оценивания, но не менее 3 млн. руб.

В срок до 1 сентября 2014 года (в предыдущей редакции - до 1 июля 2014 года) должна быть принята программа квалификационного экзамена для лиц, желающих вступить в СРО актуариев. В течение трех месяцев со дня утверждения указанной программы проведен квалификационный экзамен. Уполномоченный орган по заявлению некоммерческой организации, поданному до 1 ноября 2014 года, принимает решение о внесении сведений о ней в государственный реестр СРО актуариев.

Таким образом, регулировать деятельность страховщиков возможно будет за счет актуариев. А деятельность самих актуариев подотчетна саморегулируемым организациям.

Плюсы и минусы

До принятия Закона N 293-ФЗ отсутствовало системное регулирование страховой отрасли, описание субъекта актуарной деятельности и его квалифицирующих признаков, предмета и объектов актуарной оценки, требований к порядку осуществления актуарной деятельности и системе контроля за ней. Каждый специалист страхового дела осуществлял оценку на свой страх и риск, исходя из своих собственных суждений, отсутствовала четкая система критериев оценки в страховании.

Следует отметить, что в законодательстве существует обязанность привлечения актуариев в определенных случаях, однако по факту механизм их привлечения отсутствовал. Например, ст. 21 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" устанавливает, что деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию подлежит ежегодному актуарному оцениванию по итогам финансового года. Актуарное оценивание осуществляется актуарием. Актуарное заключение включает в себя результаты актуарного оценивания принятых фондом обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, а также результаты оценивания актуарной стоимости средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений. Но фактически механизм актуарной оценки не был сформирован.

Однако Закон имеет и ряд минусов. Актуарии будут проводить оценку деятельности страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов один раз в год. При этом будет предусмотрено взимание платы за такую оценку. Но, поскольку страховые компании живут за счет страхователей, соответственно расходы на оплату актуарной оценки будут переложены на плечи страхователей, то есть стоимость услуг по страхованию возрастет.

Минусы имеет и механизм создания саморегулируемых организаций. Первоначальные и ежемесячные взносы для членов СРО достаточно высокие. Собранные средства сформируют компенсационный фонд, из которого будет возмещаться ущерб, если кто-то из участников СРО допустил оплошность, повлекшую финансовые потери клиентов. Такие расходы сильно бьют по карману как членов СРО, так и конечных потребителей, то есть нас с вами.

В заключение стоит отметить, что сегодня сложно сказать, насколько действенным будет механизм деятельности актуариев. Однако понятно, что его введение, с одной стороны, систематизирует работу в страховой деятельности, а с другой - приведет к удорожанию услуг.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.



В 2013 году был принят находившийся в работе с 2007 года профильный закон №293-ФЗ “Об актуарной деятельности”. До того момента в России действовала одна саморегулируемая организация актуариев - СРО “Гильдия актуариев”. Проведенный около двух недель назад поиск в Интернете выдал информацию еще и по Ассоциации профессиональных актуариев, но и только. В самом деле, в Государственном реестре саморегулируемых организаций актуариев на сайте Банка России их лишь две. Как на Ваш взгляд, достаточно ли этого с учетом размера рынка?

О.К.: В 2014 году, после принятия Федерального закона №293-ФЗ “Об актуарной деятельности в Российской Федерации” (для краткости 293-ФЗ), статус саморегулируемых организаций актуариев получили две организации: Саморегулируемая организация актуариев “Ассоциация профессиональных актуариев” (или кратко АПА), членом которой я являюсь, и Ассоциация Гильдия актуариев. Наличие двух организаций, хотя и совсем некоммерческих, создает конкуренцию и условия для продуктивного обмена мнениями между объединениями актуариев, мотивирует объединения активнее работать, быть более внимательными к потребностям своих членов. Мне представляется такая конфигурация оптимальной, потребности в создании еще одной организации не чувствуется.

О.К.: Минимальные требования по членству в СРО установлены упомянутым Вами законом 293-ФЗ, это не менее 50 членов в одном СРО. В стране сейчас около трехсот актуариев, которые состоят в двух СРО. Распределение между АПА и Гильдией Актуариев примерно 45% на 55%. Так что во всех СРО требования по числу членов выполнены.

О.К.: На мой взгляд, для начала карьеры актуария достаточно профильного высшего образования (математического, технического, экономического) и интереса к профессии. Отмечу, что наличие профильного образования является обязательным согласно 293-ФЗ. При этом, по опыту, актуарию очень важна как математическая подготовка, так и хотя бы базовое представление об экономике на уровне понимания смысла рассчитываемых показателей, их влияния на бизнес и отчетность организации. Насколько знаю, есть несколько ВУЗов, предлагающих курсы и направления, связанные с актуарными расчетами.

Вообще, последовательность такая: при наличии профильного образования человек, желающий стать актуарием, сдает квалификационный экзамен (проводит Банк России), после чего может вступить в СРО и стать актуарием. Экзамен весьма непростой. С аудиторским не сравнивал, но у актуарного программа весьма обширная, много задач и жесткий лимит времени на их решение. Получив профессиональный опыт (не менее трех лет), актуарий получает возможность стать ответственным актуарием – получить право подготовки актуарных заключений о деятельности организаций. Страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами актуарные заключения ежегодно публикуются на сайтах.

Чтобы стать ответственным, актуарию надо пройти специальную аттестацию по направлению, соответствующему деятельности объекта актуарного оценивания: страховые организации по страхованию жизни; страховые организации и общества взаимного страхования, осуществляющие деятельность по страхованию, кроме страхования жизни; деятельность уполномоченного органа при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию; негосударственные пенсионные фонды. EMBC объединяет ответственных актуариев, специализирующихся во всех указанных направлениях. А некоторые наши сотрудники имеют практику работы по нескольким направлениям.

Требования по повышению квалификации устанавливают СРО актуариев. Занимаемся повышением квалификации постоянно. Наши специалисты участвуют в семинарах, конференциях, делают доклады. Недавно, в конце мая этого года, мы принимали участие в Московском актуарном форуме.

О.К.: Сначала про кодекс профессиональной этики. На мой взгляд, это важнее отдельных стандартов по расчетам. Кодекс профессиональной этики – основа для всех стандартов. Не только заказчики актуарных услуг, но и потребители, выбирающие страховую компанию, негосударственный пенсионный фонд, должны иметь возможность доверять результатам актуария. А для этого они должны быть уверены не только в наличии у подготовившего информацию актуария профессиональных знаний, но и в том, что эти знания используются в интересах общества.

На сегодня кодексы профессиональной этики есть у каждой СРО актуариев, они основаны на кодексе этики, разработанном Международной ассоциацией актуариев (МАА). Обе российских СРО являются членами МАА.

Что касается актуарных стандартов, то на сегодня их структура следующая:

  • Международные стандарты актуарной практики, установленные МАА. Эти стандарты не являются обязательными для применения на территории РФ, а представляют собой модельную основу для разработки национальных стандартов.
  • Федеральные стандарты актуарной деятельности (ФСАД), которые распространяются на всех российских актуариев.
  • Стандарты и правила СРО, которые действуют в каждой СРО.

Таким образом, основными на территории России являются ФСАД. На сегодня их восемь. Один, “Общие требования к осуществлению актуарной деятельности” – базовый, общий, другие – по отдельным направлениям (расчеты по страхованию жизни, в негосударственных пенсионных фондах и др.). В этом смысле структура стандартов похожа на структуру британских технических стандартов. При этом, естественно, ФСАД учитывают особенности деятельности отечественных компаний и негосударственных пенсионных фондов и устанавливают более детальные требования.

О.К.: На сегодня поправки в 293-ФЗ одобрены Государственной Думой и находятся на рассмотрении в Совете Федерации. По сравнению с первоначальной версией, законопроект достаточно сильно изменился. При этом усиление ответственности актуариев и контроля за соблюдением ими установленных требований сохранилось: актуарий теперь может быть исключен из реестра ответственных актуариев за грубое нарушение требований законодательства об актуарной деятельности, федеральных стандартов актуарной деятельности, или за их систематическое, в т.ч. не грубое нарушение. “Систематическое” – более одного раза за год.

Также расширены полномочия СРО по контролю за деятельностью актуариев. И конечно, то, о чем Вы сказали: для негосударственных пенсионных фондов и социально значимых страховых компаний вводится новый вид актуарных отчетов – “отчет о результатах проверки актуарного заключения”. Эту проверку, естественно, не может проводить актуарий, участвовавший в подготовке самого актуарного заключения, или работающий (работавший в течение предшествующих трех лет) в страховой организации (или негосударственном пенсионном фонде), в отношении деятельности которого подготовлено актуарное заключение.

Таким образом, контроль за результатами актуарной деятельности расширяется, и это касается не только надзора со стороны Банка России, но и контроля в СРО, введения проверок актуарных заключений независимыми актуариями. Нас это не тревожит: актуарии EMBC регулярно проходят проверки СРО, наши результаты проверяют аудиторы, а кроме того, прохождение проверок повышает доверие к профессии, повышает востребованность актуариев, что способствует расширению нашей деятельности.

О.К.: На мой взгляд, корректнее посмотреть на проблему не столько с точки зрения сохранности рыночного сегмента актуариев, сколько с точки зрения обеспечения качества и надежности деятельности актуариев, доверия к их результатам. В соответствии с 293-ФЗ, актуарная деятельность осуществляется на основе договора (трудового и гражданско-правового) между актуарием-физическим лицом и заказчиком. И актуарии за результаты этой деятельности отвечают персонально.

В случае же прихода на рынок аудиторских организаций (т.е. при предоставлении возможности оказания актуарных услуг специалистами, работающими в этих организациях) актуарии могли бы оказаться в сложном положении в случае расхождения их профессионального мнения с представлениями и устремлениями руководства организации. Что, в свою очередь, могло бы сказаться на качестве предоставляемых услуг. В первую очередь это могло быть актуально для актуариев, работающих в небольших организациях, не слишком заботящихся о своей репутации.

В EMBC такого вопроса нет: договоры на осуществление актуарной деятельности со всеми клиентами заключаются непосредственно актуариями, все решения актуарии принимают самостоятельно (как уже отмечал, все наши актуарии имеют статус ответственного актуария), при этом актуарии имеют возможность пользоваться техническими и информационными возможностями компании, наработанной практикой коллег. Кроме того, для повышения надежности результатов по всем ключевым задачам предусмотрен контроль результатов специалистами, не участвовавшим в проведении расчетов.

О.К.: Отдельно влияние локдауна оценить сложно, в рамках актуарных предположений учет эффекта от пандемии проводился по аналогии с учетом событий, повторение которых не ожидается в обозримом будущем.

На сегодня сложилось несколько факторов:

  • частичный переход организаций, пользующихся услугами актуариев, на дистанционную работу, что стимулировало развитие online-взаимодействия внутри организаций, с актуариями, и с клиентами;
  • немного отодвинувшийся, но неотвратимо приближающийся переход на Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 17 “Договоры страхования” и аналогичные требования к бухгалтерской отчетности;
  • повышение требований к детализации и обоснованиям отчетных данных, устанавливаемых Банком России;
  • повышение внимания к принципам ESG, вовлеченности компаний в решение экологических и социальных проблем.

Организации заинтересованы в качественном выполнении требований законодательства и построении моделей, позволяющих надежно планировать бизнес, что повышает роль актуария на финансовом рынке. Все вместе это качественно повышает требования к актуарным расчетам как по детализации (надо иметь возможность прогнозировать денежные потоки с глубокой детализацией), так и по скорости (желательно, чтобы расчеты проводились в режиме реального времени, а не в течение нескольких месяцев после отчетной даты). В общем, при неизменности высоких требований к методикам расчетов и надежности результатов, от актуариев требуются кардинальные изменения в части организации работы. Именно этому мы сейчас уделяем приоритетное внимание.

О.К.: Как и в других отраслях, в актуарной сфере цифровизация создает дополнительные возможности. Что касается применения методов искусственного интеллекта для формирования показателей финансовой устойчивости и платежеспособности организации, пока оно представляется целесообразным только при наличии сопоставимых вычислений, проводимых проверяемыми в рамках разумной трудоемкости методами. А в качестве одного и наиболее быстро развивающихся я бы отметил направление персонализации условий и тарифов страхования. Например, в автостраховании уже давно предлагаются пониженные тарифы для установивших телематические системы. Теперь постепенно внедряются скидки, связанные с учетом стиля вождения, времени и географии поездок. Другое направление – выявление недобросовестных клиентов на основе анализа статистических данных.

Все это позволяет более точно оценивать риски и, соответственно, удешевить страховые продукты для наиболее добросовестных и надежных клиентов. А задача актуария в этом случае - на основе огромного массива данных определить и оценить основные факторы, влияющие на риск, а затем продумать, как учесть эти факторы в тарифной политике страховой компании.

Благодарим за все ваши ответы, удачи в профессиональной деятельности!

Саморегулируемые организации актуариев

Саморегулируемые организации актуариев

Актуарий — это аналитик, который занимается актуарными расчетами. Данная профессия связана с оценкой рисков, расчетами тарифов, сумм страхования жизни, здоровья, а также пенсионного. Востребован работник с такой специализацией в сфере банковского дела, страховании и пенсионном фонде.

Актуарий в страховании это

Кто такие актуарии в страховании

Актуарий в страховании — это сотрудник, имеющий высшее экономическое, математическое или техническое образование, а также владеющий сертификатом Актуарного общества России. Деятельность его не подлежит лицензированию, как остальные субъекты страхового дела, поэтому выдается аттестат на основании экзаменов, проводимых органом надзора. Он выполняет расчеты таких параметров:

  • страховые тарифы;
  • страховые премии;
  • резервы страховщика;
  • оценка инвестиционных проектов;
  • расчеты, связанные с обязательным, добровольным и профессиональным пенсионным страхованием.

Компании обязаны каждый год предоставлять отчет в орган надзора о состоянии принятых обязательств. Такая оценка производится на основании актуарных расчетов и выполняется сотрудником данной квалификации.

Обязанности страхового актуария

С целью регулирования деятельности и соответствия стандартам международного формата, был принят закон об Актуарной деятельности, который регламентирует, что страховой актуарий должен:

  • осуществлять свою работу в порядке, предписанном законом;
  • соблюдать стандарты и правила сферы деятельности;
  • иметь полис, обеспечивающий его профессиональную ответственность;
  • быть членом саморегулируемой организации;

Также закон предусматривает порядок получения специализации актуария и порядок его лишения.

Обязанности саморегулируемой организации актуариев

Саморегулируемые организации актуариев обязаны выполнять такие функции:

  • Разработка стандартов в данной сфере.
  • Разработка правил профессиональной этики.
  • Разработка правил о предоставлении профессии актуария и приеме в членство организации.
  • Представление интересов членов СРО перед государственными органами и международными организациями актуариев.
  • Прием и исключение из членства актуариев, согласно правил, регламентируемых соответствующим законом.
  • Ведение реестра актуариев, предоставление информация органу надзора.
  • Контроль за деятельностью членов СРО по соответствию нормам закона и внутренним правилам организации.

Функции Гильдии актуариев, как стать ее членом.

Гильдия актуариев — это организация, осуществляющая некоммерческую деятельность. Целью ее является развитие профессии актуария в соответствии с мировой практикой, защита прав специалистов и регулирование их деятельности. Для вступления в Гильдию необходимо пройти экзамены, в том числе пересдать те, которые были сданы в ВУЗах, на проверку знаний по таким категориям:

  • Финансовая математика.
  • Теория вероятности.
  • Математическое моделирование.
  • Статистика.
  • Актуарная математика.
  • Актуарный риск-менеджмент.
  • Экономика.
  • Финансовая отчетность.
  • Теория риска.
  • Управление инвестициями.
  • Общее страхование.
  • Страхование жизни.
  • Пенсионные пособия.

Гильдия актуариев производит обучение по всем перечисленным предметам, а также практические занятия по оценке рисков и тарифов, обучение методикам расчета.

Саморегулируемые организации актуариев

Саморегулируемые организации актуариев

Обучение в Международной Ассоциации Актуариев

Гильдия актуариев является членом Международной Ассоциации Актуариев (МАА), которая способствует развитию профессии, соблюдает интересы общества, обучает. Обучение производится при помощи Сетевой службы актуарных педагогов. Любой участник данной деятельности может зарегистрироваться на сайте и получить доступ к таким ресурсам:

  • информационным;
  • исследовательским;
  • образовательным;
  • новостным.

Это позволит ему получить дополнительные знания, полезную информацию по роду своей деятельности, а также быть в курсе последних тенденций.

Функции актуариев в России

Актуарии в России должны выполнять не только функции оценки рисков и тарифов, но и разрабатывать методы, выбирать оптимальные способы расчетов.
Так различные организации при расчетах тарифов получают разные значения, например, Министерство финансов и РСА при расчетах одного и того же тарифа получили цифры, отличающиеся почти в два раза. Это связано с использованием разных методов исчисления.
Чтобы такое не происходило, актуарии и обязаны разрабатывать единые методики, диагностировать их на предмет актуальности.

Ответственность и компетентность актуариев, прошедших курс обучения.

Полученное актуарием обучение, дает ему возможность в работе выбирать самостоятельно:

  • метод оценки;
  • статистические данные.

При этом, статистика оказывает большое значение на конечный результат. При выборе данных нужно четко определять характеристики и регион применения тарифа.
Деятельность актуария способствует обеспечению устойчивости страховой компании. А также он обязан учитывать интересы клиентов. Поэтому при расчете тарифов его мнение и оценка должны быть беспристрастными, грамотными и адекватными, с тем чтобы тарифы не были завышенными. В этом заключается его ответственность перед клиентами.

Об актуарной деятельности в Российской Федерации

(с изменениями на 11 июня 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Государственной Думой
25 октября 2013 года

Одобрен
Советом Федерации
30 октября 2013 года

Статья 1. Правовое регулирование актуарной деятельности в Российской Федерации

Актуарная деятельность в Российской Федерации (далее - актуарная деятельность) осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (Банка России), регулирующими отношения, возникающие при осуществлении актуарной деятельности (далее - законодательство об актуарной деятельности).

(Статья в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) актуарная деятельность - деятельность по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, а также разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками;

2) актуарное оценивание - вид актуарной деятельности по анализу и количественной, финансовой оценке рисков и (или) обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, результатом которой является актуарное заключение;

3) актуарий - физическое лицо, осуществляющее на профессиональной основе в соответствии с трудовым договором или гражданско-правовым договором актуарную деятельность и являющееся членом саморегулируемой организации актуариев;

4) ответственный актуарий - актуарий, сведения о котором внесены уполномоченным органом в единый реестр ответственных актуариев;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5) уполномоченный орган - Центральный банк Российской Федерации (Банк России);

6) субъекты актуарной деятельности - актуарий и ответственный актуарий;

7) объект актуарной деятельности - деятельность органов и организаций в части финансовых рисков и (или) выполнения обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, которая подлежит актуарному оцениванию или в отношении которой осуществляется иной вид актуарной деятельности;

8) результаты актуарной деятельности - актуарное заключение, отчет о результатах проверки актуарного заключения, результаты актуарных расчетов;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

9) актуарное заключение - документ, который подготовлен по итогам актуарного оценивания, содержит обоснованные выводы об объеме финансовых обязательств органа или организации, деятельность которых являлась объектом актуарного оценивания, о возможности их выполнения или о возможности достижения определенных финансовых показателей и предназначен для использования заказчиком, уполномоченным органом, иными заинтересованными лицами;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

10) актуарные расчеты - расчеты в процессе осуществления актуарной деятельности финансово-экономических показателей с использованием математических и статистических методов;

11) отчет о результатах проверки актуарного заключения -документ, который подготовлен по итогам проверки актуарного заключения, содержит мнение о достоверности актуарного заключения и предназначен для использования заказчиком, уполномоченным органом, иными заинтересованными лицами.

(Пункт дополнительно включен с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ)

Статья 3. Обязательное актуарное оценивание

1. Объектом обязательного актуарного оценивания является деятельность:

1) уполномоченного органа при разработке страховых тарифов по обязательному страхованию;

2) негосударственных пенсионных фондов;

3) страховых организаций, за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих исключительно обязательное медицинское страхование;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 23 июня 2016 года N 194-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4) обществ взаимного страхования.

2. Федеральными законами могут быть установлены иные кроме указанных в части 1 настоящей статьи органы и организации, деятельность которых является объектом обязательного актуарного оценивания, а также дополнительные требования к порядку проведения актуарного оценивания.

3. Обязательное актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, обществ взаимного страхования проводится ответственным актуарием не реже чем один раз в год. При этом обязанность обеспечения проведения такого актуарного оценивания возлагается на указанные организации.

4. Актуарное заключение, подготовленное по итогам обязательного актуарного оценивания деятельности негосударственного пенсионного фонда, страховой организации, осуществляющей деятельность по добровольному страхованию жизни, обязательному страхованию, предусмотренному федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования, перестрахованию, подлежит проверке ответственным актуарием. Обязанность по обеспечению проверки актуарного заключения возлагается на указанные организации. По итогам проверки актуарного заключения подготавливается отчет о результатах проверки актуарного заключения, который подлежит направлению в уполномоченный орган ответственным актуарием, проводившим проверку актуарного заключения, если иной порядок направления такого отчета в уполномоченный орган не установлен федеральными законами.

(Часть дополнительно включен с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ)

Положения части 4 статьи 3 настоящего Федерального закона в части ежегодной проверки актуарного заключения применяется в отношении актуарных заключений, подготовленных по итогам обязательного актуарного оценивания после дня вступления в силу Федерального закона от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ - см. пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ.

Статья 4. Основания осуществления актуарной деятельности

1. Актуарная деятельность осуществляется на основании трудового договора, заключенного между работодателем и работником - субъектом актуарной деятельности, или гражданско-правового договора об осуществлении актуарной деятельности, заключенного в простой письменной форме между заказчиком и субъектом актуарной деятельности.

2. Актуарное оценивание деятельности организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, и иных организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными органами государственной власти, может проводиться ответственным актуарием на основании распоряжения, изданного Правительством Российской Федерации. В этом случае Правительство Российской Федерации выступает в качестве заказчика актуарного оценивания.

3. Заказчиком проводимого в соответствии с требованиями статьи 3 настоящего Федерального закона обязательного актуарного оценивания может выступать:

1) уполномоченный орган в отношении объектов, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

2) организация, деятельность которой является объектом обязательного актуарного оценивания.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

4. В случаях, если заказчиком обязательного актуарного оценивания в отношении деятельности организаций, указанных в пунктах 2-4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, является уполномоченный орган, осуществляющий надзор за деятельностью указанных организаций, указанные организации обязаны предоставить ответственному актуарию сведения и документы, необходимые для проведения обязательного актуарного оценивания.

(Часть в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5. Гражданско-правовой договор об осуществлении актуарной деятельности должен содержать:

1) задачу, поставленную перед субъектом актуарной деятельности;

2) сроки осуществления актуарной деятельности и предоставления заказчику результатов актуарной деятельности;

(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3) права и обязанности сторон при осуществлении актуарной деятельности в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона;

4) указание на стандарты актуарной деятельности и статистические данные, которые будут применяться при осуществлении актуарной деятельности;

5) сведения о саморегулируемой организации актуариев, членом которой является субъект актуарной деятельности (наименование такой организации, ее основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика и другие сведения);

6) регистрационный номер, присвоенный ответственному актуарию в едином реестре ответственных актуариев.

6. Наряду со сведениями, указанными в части 5 настоящей статьи, гражданско-правовой договор о проведении актуарного оценивания должен содержать сведения об организации, в отношении деятельности которой проводится актуарное оценивание (наименование организации, ее основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения), и о размере денежного вознаграждения субъекта актуарной деятельности.

7. Заключенный на основании статьи 3 настоящего Федерального закона договор о проведении обязательного актуарного оценивания деятельности одной из организаций, указанных в пунктах 2-4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, или распоряжение уполномоченного органа должны содержать ссылку на эту статью и наименование уполномоченного органа, в который направляется актуарное заключение.

8. Гражданско-правовой договор о проведении обязательного актуарного оценивания, заключенный в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, должен также содержать сведения о заключенном в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона договоре страхования гражданской ответственности ответственного актуария и максимальном размере подлежащих возмещению убытков в случае их причинения заказчику в результате виновных действий ответственного актуария.

9. Трудовой договор между работодателем и работником - субъектом актуарной деятельности может предусматривать в качестве объекта актуарной деятельности только деятельность работодателя, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи.

10. При проведении ответственным актуарием на основании трудового договора обязательного актуарного оценивания деятельности уполномоченного органа или организаций, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в распоряжении работодателя должны содержаться сведения, указанные в пунктах 1, 2, 4-6 части 5 настоящей статьи.

Статья 5. Требования к актуарному заключению

1. Актуарное заключение должно содержать:

1) сведения о субъекте актуарной деятельности и саморегулируемой организации актуариев, членом которой является такой субъект;

2) сведения о заказчике актуарного оценивания;

3) сведения об объекте актуарной деятельности;

4) дату составления актуарного заключения;

5) дату, по состоянию на которую проведено актуарное оценивание;

6) перечень предоставленных заказчиком актуарного оценивания сведений;

7) указание на стандарты актуарной деятельности, использованные при подготовке актуарного заключения;

8) описание методики проведения актуарных расчетов, позволяющее провести проверку достоверности выводов, содержащихся в актуарном заключении;

9) информацию о математических моделях и статистических данных, использованных при проведении актуарного оценивания для обоснования выводов, содержащихся в актуарном заключении;

10) ответ на задачу, поставленную перед субъектом актуарной деятельности в распоряжении или договоре о проведении актуарного оценивания, результаты актуарных расчетов, необходимые для обоснования выводов актуарного заключения;

11) выводы, а также рекомендации по устранению выявленных недостатков. Выводы, содержащиеся в актуарном заключении, могут носить вероятностный характер.

2. Актуарное заключение составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа. Актуарное заключение, составленное на бумажном носителе, должно быть пронумеровано постранично, прошито и подписано субъектом актуарной деятельности. Требования к актуарному заключению, составленному в форме электронного документа, устанавливаются уполномоченным органом.

(Часть в редакции, введенной в действие с 9 февраля 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 231-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 10 сентября 2021 года Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 194-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

3. Федеральными законами, нормативными актами уполномоченного органа, федеральными стандартами актуарной деятельности могут быть установлены дополнительные требования к актуарному заключению.

Читайте также: