Кому принадлежит высказывание в основе права лежит не логика а опыт

Обновлено: 02.07.2024

Приведите в соответствие:
два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, хотя бы одно из них ложно
-закон непротиворечия (+)
-всякая мысль в процессе рассуждения тождественна самой себе
-закон тождества (+)
-всякая мысль признается истинной, если имеет достаточное основание
-закон достаточного основания (+)
-два противоречащих друг другу суждения не могут быть одновременно ложными
-закон исключенного третьего (+)

(…) – умозаключение, в котором обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств.
-Научная индукция (+)
-Популярная индукция

Определите классы предметов, обобщенных на основании названного существенного признака
-Платформа
-Поезд
-Грузовик (+)
-Автомобиль
-Контейнер

Логическая связь между аргументами и тезисом:
-дедукция
-демонстрация (+)
-вывод
-конъюнкция

Основные термины суждения:
-субъект (+)
-риторический вопрос
-логическое отрицание
-предикат (+)
-логический квадрат

Укажите верное определение первого правила посылок
Хотя бы одна из посылок должна быть…
-общим суждением
-отрицательным суждением
-утвердительным суждением (+)

Риторический вопрос:
-утверждение или отрицание в форме вопроса (+)
-открытый вопрос
-закрытый вопрос
-выражает побуждение к действию

Приведите в соответствие:
-выражает факт существования или несуществования предмета
-экзистенциальное суждение (+)
-суждение отражает отношения между предметами
-суждение с отношениями (+)
-суждение о признаке предмета
-атрибутивное суждение (+)

Логическая операция, раскрывающая содержание понятия:
-ограничение
-определение (+)
-обобщение
-деление

Слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия
-Омонимы (+)
-Термин
-Синонимы

Укажите вид определения
Слово, употребленное в переносном значении, называется метафорой
-Номинальное (+)
-Явное (+)
-Неявное
-Реальное
-Индуктивное
-Через ближайший род и видовое отличие

Виды совместимости между суждениями:
-эквивалентность (+)
-подчинение (+)
-противоречие
-частичная совместимость (+)
-противоположность

(…) – это преобразование суждения в суждение, противоположное по качеству с предикатом, противоречащим предикату исходного суждения.
-Обращение
-Превращение (+)
-Противопоставление предикату

Какими методами осуществляется косвенное подтверждение тезиса?
-Апагогическое подтверждение тезиса (+)
-Разделительное подтверждение тезиса (+)
-Индуктивное подтверждение тезиса
-Дедуктивное подтверждение тезиса

Приведите в соответствие
-потеря тезиса, логическая диверсия
-ошибки в отношении тезиса (+)
-основное заблуждение, предвосхищение основания
-ошибки в отношении аргументов (+)
-мнимое следование, аргумент к авторитету
-ошибки в отношении демонстрации (+)

Логическая уловка:
-софизм (+)
-паралогизм
-аналогия
-тавтология
-дихотомия

Что такое достаточное основание?
-Любая непротиворечивая мысль, которая приводится для обоснования другой мысли
-Любая истинная мысль, из которой с необходимостью вытекает истинность другой мысли (+)
-Любая правильная мысль, из которой выводится новая правильная мысль

Логическая операция, раскрывающая объем понятия
-Деление (+)
-Ограничение
-Определение

По качеству суждения делятся на:
-утвердительные и отрицательные (+)
-простые и сложные
-выделяющие и исключающие

Какое из приведенных определений раскрывает логическую сущность доказательства?
-Это одна из форм научно-творческого познания и логического мышления, содержание которой составляет осознанное, зафиксированное противоречие между непознанной или необъясненной еще стороной объекта познания и уже имеющимся знанием
-Это вероятностное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии производства и науки не может быть проверена и доказана, но которое объясняет данные явления, без него необъяснимые
-Это логическое рассуждение, в процессе которого обосновывается истинность или ложность какой-либо мысли с помощью других положений, проверенных наукой и конкретной практикой (+)
-Это систематизированное исследовательское и завершенное знание, истинность которого невозможно проверить эмпирически или она вовсе не рассматривается как существенный признак

Логика – наука
-о видах человеческой деятельности
-о физиологии высшей нервной деятельности человека
-о взаимодействии человека и природы
-о взаимодействии между людьми
-о мышлении как средстве познания (+)

Участник аргументации, выдвигающий и отстаивающий определенное положение:
-аудитория
-оппонент
-пропонент (+)
-субъект
-полемист

Сформулируйте заключение в силлогизме:
1. Все женщины любят красиво одеваться. Некоторые экономисты – женщины. Следовательно, некоторые … любят красиво одеваться.
2. Электрон имеет отрицательный заряд. Электрон является элементарной частицей. Следовательно, … элементарные частицы имеют отрицательный заряд.
3. Ни один выпускник МИЭП не является биологом. Сидоров выпускник МИЭП. Следовательно, Сидоров … биологом.
4. Все общественные деятели  публичные люди. Среди общественных деятелей есть экономисты. Следовательно, … экономисты являются публичными людьми.
1 экономисты (+)
2 некоторые (+)
3 не является (+)
4 все (+)

Типы аналогии по характеру уподобляемых объектов
-аналогию предметов (+)
-сравнительную аналогию
-структурную аналогию
-аналогию фактов
-аналогию отношений (+)

Явление, вызывающее к жизни другое явление, — это
-различие
-следствие
-причина (+)
-сходство

Научный метод, разработанный английским мыслителем XVII в. Ф. Бэконом, называется эмпиризм. Какая логическая форма умозаключения лежит в его основе?
-Дедукция
-Аналогия
-Индукция (+)

Какое правило ответа нарушено в приведенных примерах?
Пришел мужчина к адвокату и спрашивает: — А сколько стоит задать вам два вопроса? — 30 долларов. Так какой у вас второй вопрос.
-При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать указание на эту некорректность
-Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его (+)
-Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким

По какой фигуре силлогизма построены приводимые умозаключения?
Осмотр места происшествия имеет одной из задач обнаружение следов преступление
Осмотр места происшествия — следственное действие
—————————————————————————————-
Некоторые следственные действия — обнаружение следов преступления
-по 2-й фигуре
-по 1-й фигуре
-по 4-й фигуре
-по 3-й фигуре (+)

По темпераменту люди делятся на сангвиников, холериков, флегматиков и меланхоликов
-Деление понятия (+)
-Расчленение целого на части

Два противоположных утверждения, каждое из которых является достаточно обоснованным, называются
-софизмом
-паралогизмом
-аргументом
-парадоксом (+)

Что является объектом логики как науки?
-Абстрактно-логическое мышление (+)
-Наглядно-практическое мышление
-Психика человека
-Интуиция
-Сознание

Как называется совокупность умозаключений, на которых строится гипотеза?
-Форма гипотезы (+)
-Основание гипотезы
-Предположение

Обозначение над лестницей в метрополитене в виде зачеркнутого человечка является:
-знаком — индексом
-знаком — образом
-знаком — символом
-сочетанием знака — образа и знака — символа (+)

Какое правило ответа нарушено в приведенных примерах?
— Что было раньше — яйцо или курица?
— Раньше все было!
-Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким
-При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать указание на эту некорректность (+)
-Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его

Суждение, истинность которого требуется доказать, называется
-основанием
-тезисом (+)
-опровержением
-демонстрацией

Какое правило постановки вопросов нарушено?
К какому виду суда по стадии рассмотрения дел относится данный суд: первой или кассационной инстанции?
-Вопросы необходимо ставить корректно
-Вопрос должен быть простым
-Вопрос формулируется кратко и ясно
-Следует отличать обычную постановку вопроса от риторической
-В сложных разделительных вопросах необходимо перечислять все альтернативы (+)

По какой фигуре силлогизма построены данные умозаключения?
Петров обязан носить форму, потому что он военнослужащий
по 3-й фигуре
по 4-й фигуре
по 1-й фигуре (+)
по 2-й фигуре

Негативная предпосылка вопроса — это…
-Осознание разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разности
-Исходная информация, необходимая и достаточная для постановки вопроса и необходимая, но недостаточная для его разрешения
-Убеждение, что существует по крайней мере один истинный ответ на него
-Требование найти, сообщить или уточнить неизвестное
-Убеждение в существовании хотя бы одного ложного ответа на него (+)

Какие признаки являются существенными для перечисленных ниже предметов?
-Термометр
-Предназначен для измерения температуры тел (+)
-Требует осторожного с ним обращения
-Имеет шкалу с делениями
-Имеет стеклянную трубку, наполненную жидкостью
-Хранится в футляре

(…) – это условно-разделительное умозаключение, которое содержит две альтернативы.
-Дилемма (+)
-Тетралемма
-Трилемма

Приведите в соответствие:
-совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии
-содержание понятия (+)
-множество предметов, которое мыслится в понятии
-объем понятия (+)
-определенная совокупность предметов, имеющих некоторые общие признаки
-класс, или множество (+)

Приведите в соответствие:
форма мышления, в которой отражается связь предмета и его признака, и которая может быть либо истинной, либо ложной
-суждение (+)
-форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках
-понятие (+)
-форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение
-умозаключение (+)

Как называются выводы из фактов и утверждений, выражающих содержание гипотезы?
-Основание гипотезы
-Предположение (+)
-Форма гипотезы

Как называется совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых базируется гипотеза?
-Форма гипотезы
-Предположение
-Основание гипотезы (+)

Что представляет собой данная уловка: с моим мнением, которое может быть и неправильным, согласился руководитель нашего учреждения, однако ко всем возражениям я внимательно прислушаюсь
-Аргумент к невежеству
-Аргумент к жалости
-Аргумент к человеку
-Аргумент к авторитету (+)

Определите виды умозаключения по количеству посылок
-Простое и сложное умозаключение
-Дедуктивное, традуктивное и индуктивное умозаключение
-Непосредственное и опосредованное умозаключение (+)

(…) – это логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
-Доказательство (+)
-Тавтология
-Аргументация

Согласны ли вы, что особенность умозаключений, в форме которых протекает демонстрация, состоит в том, что нуждающееся в обосновании суждение, выступающее тезисом доказательства, является заключением и формулируется заранее, а суждения об аргументах, которые служат посылками, остаются неизвестными и подлежат восстановлению?
-Нет
-Да (+)

Чем опровержение тезиса отличается от его подтверждения?
-Правилами исполнения
-Своим отношением к тезису (+)
-Возможными ошибками
-Логической структурой

Определите виды вопросов
По своей структуре вопросы бывают…
-Сложные (+)
-Открытый
-Восполняющие
-Узловые
-Простые (+)

Определите символическую запись закона исключенного третьего
-или а, или не-а (+)
-а не есть не-а
-а = а
-в есть потому, что есть а

Укажите верное определение первого правила терминов
-В силлогизме должно быть только три термина (+)
-В силлогизме должно быть только четыре термина
-В силлогизме должно быть только два термина

Кто из мыслителей открыл закон противоречия и сформулировал его сущность?
-Аристотель (+)
-Лейбниц
-Гегель
-Демокрит
-Кант

Закон тождества гласит,
-если из высказывания следует его отрицание, то истинным является отрицание, а не само высказывание
-если нет второго, то нет и первого
-если есть первое, то есть второе
-если высказывание истинно, то оно истинно (+)

Мальчик с книгой

Что такое логика?

Логика – это наука о формах, приёмах и операциях мышления, позволяющих устанавливать или опровергать истинность определенных утверждений, исходя из заведомо известных фактов. Сложно сказать точно, когда она возникла. Отдельные элементы логики присутствуют в работах древнегреческих, древнекитайских и древнеиндийских мыслителей 6-5 веков до н. э., но первым её основные принципы сформулировал Аристотель в 4 веке до н. э.

Изначально она возникла как направление в философии, но со временем развилась в сложную систему знаний и стала самостоятельной научной дисциплиной – формальной логикой. От остальных наук, изучающих мышление, она отличается тем, что абстрагируется от содержания размышлений и высказываний, а изучает их структуру и внутренние закономерности.

Объект и предмет логики

Как и любая наука, логика имеет объект и предмет изучения. Объектом логики является мышление человека – отображение различных явлений и процессов в его мыслях, а также построение умозаключений на основе уже имеющихся знаний о внешнем мире. Здесь следует отметить, что мышление является объектом не только для логики, но и для большого количества других наук.

Предмет логики – это система закономерностей правильного мышления. По сути, логика изучает один аспект познавательного мышления – законы и принципы, ведущие к построению непротиворечивых умозаключений. А поскольку философия изучает все аспекты познания мира, логика является философской наукой.

Формы логического мышления

Форма мышления – это структура мысли, определяющая взаимосвязи между отдельными её элементами.

Существует три основных формы мышления:

  1. Понятие. Это мысль о конкретном объекте, явлении или свойстве. Это может быть кто-то одушевленный (другой человек), что-то материальное (автомобиль) или нематериальное (любовь).
  2. Суждение. Это цепочка взаимосвязанных понятий. К примеру, у нас есть понятие о том, что ответственность – это хорошо. И если мы думаем о том, что какой-то человек ответственный – это суждение, состоящее из двух понятий (человек + качество).
  3. Умозаключение. Это вывод, который делается на основе нескольких суждений и при этом содержит в себе новую информацию. К примеру, если мы знаем, что наш знакомый является ответственным человеком, мы можем сделать вывод, что ему можно доверять.

Какие бы мысли ни крутились сейчас в вашей головы, каждая из них относится к одной из этих трёх форм. Наш жизненный опыт включает знание миллионов разных понятий, которые мы мгновенно объединяем в суждения и делаем на их основе определённые умозаключения.

Законы логики

Существует 4 закона, знание которых позволяет лучше понять, что такое логика. Придерживаясь этих законов, можно гарантированно делать правильные и логичные умозаключения при условии наличия достаточного количества точно установленных фактов:

1. Закон тождества

Суть данного закона состоит в том, что суждение сохраняет своё предметное и смысловое значение в рамках одного контекста (например, в пределах одного логического рассуждения). Иными словами, недопустимо в процессе размышления подменять одно значение понятия или суждения другим, поскольку это приведёт к ложному выводу.

2. Закон непротиворечия

Есть три основных типа логических противоречий:

3. Закон исключённого третьего

Если одно суждение отрицает другое, то одно из них является ложным, а второе – истинным. Здесь важно не путать, что подразумевается под отрицанием.

4. Закон достаточного основания

Этот закон ввёл Готфрид Лейбниц. Его суть состоит в том, что для того, чтобы считать утверждение истинным, необходимо располагать однозначными доказательствами, исключающими другие варианты. В повседневной жизни люди пренебрегают этим законом логики чаще, чем любым другим, делая однозначные выводы по косвенным фактам.

К примеру, если в середине лета вы несколько дней подряд не видели соседа, которого обычно встречаете ежедневно, можно предположить, что он уехал в отпуск. Скорее всего, так и есть, но всё же этот вывод противоречит закону достаточного основания, поскольку нельзя исключать, к примеру, болезнь или командировку.

Нарушение законов логики

Когда законы логики нарушаются, возникают логические ошибки. Существует три основных типа логических ошибок:

  • паралогизмы – ошибки, возникающие в результате непреднамеренного нарушения законов логики;
  • софизмы – логические ошибки, возникающие в результате намеренного нарушения законов логики;
  • парадоксы – ошибки, возникающие не из-за нарушения законов логики, а из-за неясности некоторых принципов.

Софизмы – это основной инструмент в софистике. Они используются для того, чтобы запутать собеседника, подвести его к неправильным выводам или заставить выглядеть глупо перед окружающими. Парадоксы могут возникать, в частности, когда смешиваются количественные и качественные характеристики предметов и явлений либо присутствуют неявные условия. В таком случае рассуждение, выглядящее логически правильным, может приводить к выводам, противоречащим действительности или другому логически правильному рассуждению.

Виды логики

Объясняя, что такое логика, обычно говорят в первую очередь о формальной логике. При этом существует ещё два раздела, фактически являющихся самостоятельными дисциплинами: математическая (символическая) логика и диалектическая логика. Рассмотрим каждый из разделов подробнее.

1. Формальная логика

Формальная логика – это научная дисциплина, изучающая структуру и истинность утверждений. Её создателем считается Аристотель (4 век до н. э.), рассматривавший её как возможность оперировать формальными фактами, абстрагируясь от их природы и содержания. Это позволяет обеспечить логическую правильность суждений, поскольку анализу подвергается только структура утверждения, но не его содержание.

По сути, наше мышление подчиняется формальной логике. Основываясь на имеющихся фактах, мы делаем логические выводы и принимаем решения. Однако мы не можем полностью абстрагироваться от природы и содержания суждений, кроме того, эмоции могут оказывать очень сильное влияние на наши выводы и действия. Поэтому людям свойственны нелогичные поступки.

2. Математическая логика

Изначально это была часть формальной логики, но в 19 веке она выделилась в самостоятельный раздел (при этом в ней по-прежнему соблюдаются все принципы формальной логики). Она пополнилась новыми математическими методами и специализированными нотациями. Благодаря этому символическая логика превратилась в мощный инструмент, применяемый современными науками при решении задач и доказательстве теорий.

Данная модель делает процесс познания более точным, поскольку в ней слова естественных языков с размытым смыслом заменяются формальными определениями, исключающими двусмысленность и размытость суждений. Все суждения математической логики формулируются на точном языке, не допускающем неоднозначных трактовок. Для таких языков чётко определена семантика (значения терминов) и синтаксис (совокупность формул или правил построения объектов языка).

3. Диалектическая логика

Это философская дисциплина, изучающая мышление вообще. Её основателем считается немецкий философ Георг Гегель (1770-1831). Она основывается на формальной логике, и всё же в ней учитывается содержание явлений, объектов и процессов. В ней используются такие принципы как:

  • принцип объективности;
  • принцип всесторонности;
  • принцип историзма (выявление закономерностей в истории рассматриваемого объекта);
  • принцип конкретности (принятие в расчёт особенностей конкретного объекта и условий его существований).

Зачем нужна логика?

Главная цель логики заключается в том, чтобы обеспечить эффективный инструментарий для поиска решений и доказательств, применимый в любых сферах знаний. Благодаря логике мы можем оперировать фактами, достоверность которых установлена и доказана. Логика необходима при решении таких задач как:

Заключение

Логика – это наука о правильном мышлении и о способах рассуждения, не ведущих к ошибочным выводам. Это одна из важнейших научных дисциплин, ведь её принципами и законами пользуются все существующие науки. И даже если мы этого не замечаем, вся наша жизнь подчинена логике. Мы используем её в быту и общении, она заложена в законах, которые мы соблюдаем, без неё был бы невозможен научно-технический прогресс, достижениями которого мы пользуемся ежедневно.


 (2) У математической логики, как и у всякой математической дисциплины, есть собственный предмет исследования, в частности она исследует основания математики, устанавливая, что доказуемо, а что не доказуемо в формальной математической системе  

 (4) У компьютеров своя логика, отличная как от обычной логики, так и от математической логики  

Номер 6
Ответ:

 (4) Математическая логика и логика, применяемая в повседневной жизни, не имеют ничего общего  

Упражнение 2: Номер 1
Ответ:

Номер 2
Ответ:

Номер 3
Ответ:

Номер 4
Ответ:

Номер 5
Ответ:

Номер 6
Ответ:

Упражнение 3: Номер 1
Ответ:

Номер 2
Ответ:

Номер 3
Ответ:

Номер 4
Ответ:

Номер 5
Ответ:

Номер 6
Ответ:

Упражнение 4: Номер 1
Ответ:

Номер 2
Ответ:

Номер 3
Ответ:

Номер 4
Ответ:

Номер 5
Ответ:

 (3) Для всех простых чисел корень квадратный из простого числа является иррациональным числом  

Номер 6
Ответ:

Упражнение 5: Номер 1
Ответ:

Номер 2
Ответ:

Номер 3
Ответ:

Номер 4
Ответ:

Номер 5
Ответ:

Номер 6
Ответ:

Упражнение 6: Номер 1
Ответ:

 (1) X & Y, где X – логическая переменная, принимающая значение True, когда А сидит на трубе, Y - логическая переменная, принимающая значение True, когда B сидит на трубе  

 (2) X Or Y, где X – логическая переменная, принимающая значение True, когда А сидит на трубе, Y - логическая переменная, принимающая значение True, когда B сидит на трубе  

 (3) X И Y, где X – логическая переменная, принимающая значение True, когда А сидит на трубе, Y - логическая переменная, принимающая значение True, когда B сидит на трубе  

 (4) X -> Y, где X – логическая переменная, принимающая значение True, когда А сидит на трубе, Y - логическая переменная, принимающая значение True, когда B сидит на трубе  

Номер 2
Ответ:

 (1) X & Y, где X – логическая переменная, принимающая значение True, когда А сидит на трубе, Y - логическая переменная, принимающая значение True, когда B сидит на трубе  

 (2) X & Y, где X – логическая переменная, принимающая значение True, когда А сидит на трубе, Y - логическая переменная, принимающая значение True, когда И сидит на трубе  

 (3) X Or YOr Z , где X – логическая переменная, принимающая значение True, когда А сидит на трубе, Y - логическая переменная, принимающая значение True, когда B сидит на трубе, Z - логическая переменная, принимающая значение True, когда И сидит на трубе  

 (4) X & Y & Z , где X – логическая переменная, принимающая значение True, когда А сидит на трубе, Y - логическая переменная, принимающая значение True, когда И сидит на трубе, Z - логическая переменная, принимающая значение True, когда В сидит на трубе  

Номер 3
Ответ:

Номер 4
Ответ:

Номер 5
Ответ:

Номер 6
Ответ:

 (1) X & Y, где X – логическая переменная, принимающая значение True, когда кот ученый заводит песнь, Y - логическая переменная, принимающая значение True, когда кот ученый сказки говорит  

 (2) X -> Y & V -> W, где X – логическая переменная, принимающая значение True, когда кот ученый пойдет направо, Y - логическая переменная, принимающая значение True, когда кот ученый заводит песнь V – логическая переменная, принимающая значение True, когда кот ученый пойдет налево, W - логическая переменная, принимающая значение True, когда кот ученый сказки говорит  

 (3) X -> Y Or V -> W, где X – логическая переменная, принимающая значение True, когда кот ученый пойдет направо, Y - логическая переменная, принимающая значение True, когда кот ученый заводит песнь V – логическая переменная, принимающая значение True, когда кот ученый пойдет налево, W - логическая переменная, принимающая значение True, когда кот ученый сказки говорит  

 (4) X -> Y And V -> W, где X – логическая переменная, принимающая значение True, когда кот ученый пойдет направо, Y - логическая переменная, принимающая значение True, когда кот ученый заводит песнь V – логическая переменная, принимающая значение True, когда кот ученый пойдет налево, W - логическая переменная, принимающая значение True, когда кот ученый сказки говорит  

Психолого-педагогический практикум - Слайдлекция по модулю

Внимание - это направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте или явлении:
Для изучения переключения внимания обычно используются красно-черные таблицы Шульте:
Для развития внимания в дошкольном и школьном возрасте достаточно научиться проверять текст, содержащий ошибки:
Изучения механизмов внимания имеют практическое значение для педагогической психологии и коррекционной педагогики:
К неэкспериментальным методам изучения внимания относятся: тахистоскоп, тест Поппельрейтера, корректурная проба:
Концентрация внимания - степень сосредоточенности внимания на объекте:
Наблюдение - главный экспериментальный метод:
Непроизвольное внимание требует сознательных волевых усилий и характеризуется целенаправленностью, организованностью, устойчивостью:
Непроизвольное внимание характеризуется:
Объем внимания оценивается числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости:
Объем внимания:
Переключение внимания внешне выражается в непроизвольном движении глаз и повороте головы, в сдвинутых бровях, застывшей позе:
Переключение внимания определяется длительностью сосредоточения внимания на объекте:
Под воспитанием внимательности понимают формирование способности сохранять высокую сосредоточенность продолжительное время, умение работать, не отвлекаясь:
Подвижность внимания проявляется в закономерной периодической смене объектов, на которые оно обращено:
Послепроизвольное внимание основано:
Произвольное внимание - это сосредоточение сознания на явлении или объекте без предварительного сознательного намерения человека в силу его привлекательности:
Произвольное внимание обусловлено рядом основных причин:
Развитие произвольного внимания предполагает формирование готовности принять словесную инструкцию и перевести речевой приказ взрослого в самоприказ:
Развитию произвольного внимания школьников способствуют навыки концентрации волевых усилий:
Распределение - свойство внимания, благодаря которому возможно выполнение двух или нескольких действий:
Распределение внимания - направленность внимания одновременно на несколько объектов, слежение за несколькими независимыми процессами или за выполнением нескольких действий:
Таблицы Шульте предназначены для исследования объема, распределения и переключения внимания в условиях активного выбора полезной информации:
Тест "Кольца Ландольта" предназначен для выявления непроизвольного внимания:
Тест "Компасы" предназначен для выявления особенностей послепроизвольного внимания:
Тест "Лабиринты" может быть использован для изучения концентрации внимания:
Тест "Перепутанные линии" предназначен для выявления способности к непроизвольному вниманию на длительный срок:
Тест Грюнбаума предназначен для изучения избирательности, помехоустойчивости, внимания:
Устойчивость внимания характеризует намеренный перенос внимания с одного объекта (деятельности) на другой (другую):
Цель изучения свойств и качеств внимания у школьников:

Психолого-педагогический практикум - Модульный тест

Психолого-педагогический практикум - Логическая схема 2

Виды памяти в зависимости от продолжительности закрепления и сохранения материала
Виды памяти по характеру психической активности, преобладающей в деятельности
Виды этапов
Внимание
Диагностика психомоторной сферы ребенка (методы диагностики)
Задачи психолого-педагогического практикума
Игры и упражнения для развития крупной моторики
Методологические принципы
Методология психолого-педагогического исследования
Методы изучения объема внимания
Методы изучения распределения внимания
Методы исследования
Методы, основанные на использовании в процессах запоминания мнемотехнических приемов и действий
Неэкспериментальные методы изучения внимания школьников
Основные методы влияния на память
Основные методы исследования памяти
Основные требования, предъявляемые к психодиагностическим средствам измерения
Особенности диагностики психомоторной сферы
Память
Применение психолого-педагогических знаний педагогом и психологом
Принцип конфиденциальности
Принципы работы школьного психолога
Причины, обусловливающие произвольное внимание
Произвольное внимание
Психолого-педагогический практикум и этика применения знаний
Психолого-педагогическое исследование и правила его проведения
Психомоторика
Развитие внимания детей
Развитие сенсомоторной координации и тонкой моторики руки
Слежение
Содержание диагностики памяти в детском возрасте
Содержание психолого-педагогического практикума как дисциплины
Специфика проблем психолого-педагогического практикума
Тест школьной зрелости Я.Йирасека
Упражнения для развития тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации
Упражнения и игры для развития моторики
Уровни методологии
Факторы психомоторики
Характеристики и основные виды внимания
Экспериментальные методы психологической диагностики внимания школьников
Этапы и структурные элементы психолого-педагогического исследования
Этический комплекс школьного психолога

История зарубежной философии - Электронный экзамен

Новейшие тенденции и направления зарубежной философии (магистр) - Тестовая база по дисциплине

История зарубежной философии - Тестовая база по дисциплине

Документ из архива "Логические основы аргументации", который расположен в категории "рефераты". Всё это находится в предмете "логика" из раздела "Студенческие работы", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "рефераты, доклады и презентации", в предмете "логика" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "79969"

Текст 2 страницы из документа "79969"


е) из ложности допущения делаем заключение об истинности тезиса Т:


9.1. А. С. Пушкин - автор ряда прекрасных сказок.

Предположим, что А.С. Пушкин не является автором ряда прекрасных сказок.

9.2. Растения есть вид живого.

Все живое подвержено жизненным циклам.

Растения так же проходят полный жизненный цикл.

Растения – вид живого.

⌉Т Растения не являются видом живого.

⌉Т →С Растения не подвержены жизненным циклам

С≚F,F Клетки растений делятся, потребляют кислород, умирают.

⌉Т→С,⌉С Растения вид живого.

9.3. Подсудимый Листов совершил преступление по неосторожно­сти.

9.5. Некоторые московские театры находятся в пределах Садового кольца.

МХАТ им. Чехова находится внутри Садового кольца.

Предположим, что нет московских театров, находящихся в пределах Садового кольца. Тогда МХАТ им. Чехова либо не является Московским театром, либо находится за пределами Садового кольца. Однако, это не так.

9.7. Излишества губят здоровье.

9.8. Не всякое нововведение плодотворно и прочно (Маршак).

9.9. Ручкин виновен в получении взятки.

9.11. Человеку свойственно ошибаться.

9.13. Супруги Веселкины лишены родительских прав.

9.14. Дорожно-транспортное происшествие произошло по вине пеше­хода Растяпкина.

6.3. Виды критики

Критика - это логическая операция, направленная на разруше­ние ранее состоявшегося процесса аргументации. Критика бывает яв­ной и неявной.

Явная критика может быть деструктивной, конструктивной и смешанной.

Деструктивной является критика, направленная на разрушение аргументационного процесса путем критики тезиса, аргументов или демонстрации.

а) условно допускается истинность тезиса (Т);

б) из тезиса (Т) выводятся следствия (Q . С„);

в) следствия сопоставляются с фактами, устанав­ливается их ложность;

г) из ложности следствий вытекает ложность те­зиса (Т).



Критика аргументов заключается в установлении ложности осно­ваний (аргументов) аргументации. Аргументы опровергаются так же, как и тезис. В случае установления ложности аргументов тезис счи­тается недоказанным.

Критика демонстрации состоит в том, чтобы доказать отсутствие логической связи между аргументами и тезисом, приводящее к не­обоснованности тезиса.

Конструктивная критика - это обоснование оппонентом собст­венного тезиса (антитезиса) с целью опровержения альтернативного утверждения пропонента:

а) выдвигается антитезис (А), противореча­щий исходному тезису (Т): Т v А;

б) обосновывается истинность антитезиса (А);



в) из истинности антитезиса следует лож­ность тезиса:


Упражнение 12

Постройте деструктивную (прямое опровержение) и конструк­тивную критику тезиса.

а) записываем тезис: Все студенты 12-й группы успешно сдали весеннюю сессию (Т);

б) допускаем его истинность и выводим логически вытекающие из него следствия:

Бобров успешно сдал весеннюю сессию (CJ. Семенов успешно сдал весеннюю сессию (С2). Елкин успешно сдал весеннюю сессию (С3).

в) сопоставляем следствия с фактами:

Бобров действительно сдал все зачеты и экзамены (d = fi). Семенов не сдавал весеннюю сессию, так как имеет академическую за­долженность (С2 / f2). Елкин получил две неудовлетворительные оценки C3±W\

г) поскольку выведенные из тезиса Т следствия С2 и С3 находятся в проти­воречии с фактами f2 и f3l они являются ложными.

Ложность следствий приводит к ложности основания (Т):


2-й вариант. Конструктивная критика.

а) записываем тезис: Все студенты 12-й группы успешно сдали весеннюю сессию (Т);

б) выдвигаем собственный тезис (антитезис) - А: Некоторые студенты 12-й группы не сдали весенней сессии (А);

в) обосновываем истинность собственного тезиса (антитезиса) - А: Семенов не сдавал весенней сессии Ы.

Елкин получил две неудовлетворительные оценки (а2):

г)аьа2^А.

Из истинности ai, a2 вытекает истинность А;

д) из истинности А вытекает ложность Т:


12.1. Физика - гуманитарная наука.

12.2. Россия - унитарное государство.

1) Прямое опровержение: Предположим, Россия – унитарное государство. Следовательно, в составе России нет самостоятельных образований, имеющих свою конституцию и внутренние законодательства. Однако, примерами таких образований являются республики Татарстан, Саха и другие. Из ложности следствий следует ложность основания.

2) Антитезис: Россия – федеративное государство. Обоснование: в состав РФ входят самостоятельные образования, имеющие свою конституцию и органы власти, например Татарстан, республика Саха и т.д.

12.4. Аналогия - рассуждение от общего к частному.

12.5. Любое преступление является умышленным.

1) Предположим, это так. Следовательно, причинение смерти по неосторожности является умышленным преступлением. Однако, это не так. Ложность следствий приводит к ложности основания.

2) Антитезис: бывают неумышленные преступления. Обоснование: причинение смерти по неосторожности является неумышленным преступлением.

12.7. В творчестве А. С. Пушкина нет прозаических произведений.

12.9. Подсудимый Горшков совершил преступление по неосторожно­сти.

12.11. Дж. Бруно - сторонник геоцентрической модели Вселенной.

12.12. Обвиняемый Ребров имеет алиби.

12.13. Все люди злы.

12.14. В нашей стране каждый мужчина старше восемнадцати лет призывается на военную службу.

12.15. В наш подлый век Не верен друг любой.

Упражнение 15

Установите несостоятельность демонстрации, запишите схему.

б) выявляем логическую связь между тезисом и аргументами (аь а2):

а2 - Судья не может участвовать в рассмотрении дела (q), если он являет­ся потерпевшим (р), (р -> q); at - Судья Пастухов не является потерпевшим (]р); Т - Судья Пастухов может участвовать в рассмотрении данного дела (1 q); в) записываем схему:


Рассуждение идет по неправильному модусу условно-категорического умозаключения - от отрицания основания (1 р) к отрицанию следствия (l)

Аргументация, построенная по неправильному модусу, не позволяет полу­чить достоверного заключения.

15.1. Антонов (S) - голубоглазый человек (M), поэтому со всей определенно­стью можно сказать, что он уроженец Севера (T), потому что боль­шинство северян (P) – голубоглазы (M).

Нарушено 2-е правило терминов – средний термин не распределен ни в одной из посылок, нарушено 4-е правило посылок, заключение должно быть частным суждением, нарушены правила 2-й фигуры – одна из посылок д/б отрицательным суждением. Вывод не достоверный.

15.2. Во время отпуска мой друг мог поехать и в Омск (р), и в Иркутск (q) . Я думаю, что он не был в Иркутске (Т), так как почти две недели провел в Омске (р).

Рассуждение идет по утверждающе-отрицающему модусу. Однако, дизъюнкция не строгая, вывод не достоверный.

15.3. Найдите ошибку в рассуждении пушкинского Сальери:

Что пользы, если Моцарт будет жив И новой высоты еще достигнет? Что пользы в нем?

15.4. Студенты нашей группы Андреев и Павлов плохо подготови­лись к экзамену по экономической теории и не сдали его; со­вершенно очевидно, что они не сдадут и экзамена по логике.

15.5. Около двадцати студентов МГЮА успешно выступили с докла­дами на научной конференции. Этот факт убедительно свиде­тельствует о том, что большинство студентов МГЮА занимают­ся научной работой.

Читайте также: