От чего зависит выбор формы устройства в семью детей оставшихся без родительского попечения

Обновлено: 27.04.2024

Основными формами семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, являются опека и усыновление.

Адвокат Антон Алексеевич Жаров рассказывает о том, чем эти формы семейного устройства отличаются друг от друга.

Памятка:

У сыновление — принятие в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного. Ребенок после усыновления получает все права родного — со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей, и лишается льгот, которые он имел как сирота. Усыновление является приоритетной формой семейного устройства и означает для усыновителей высшую степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

О пека/попечительство – семейная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, когда ребенок передается на воспитание иному лицу с правами, близкими к родительскими. Государство выплачивает опекуну средства на содержание ребенка. Ребенок считается воспитанником, родственные права и обязанности не возникают, права опекуна прекращаются по исполнению 18 лет ребенку. Опекун выполняет свои обязанности безвозмездно.

П риёмная семья* – семейная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей создаваемая на основании договора, который заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями. Ранее до 2008 года была самостоятельной формой, теперь это *разновидность опеки, отличающаяся тем, что опекуны выполняют свои обязанности за вознаграждение.

Расшифровка видео:

Здравствуйте! Меня зовут Антон Алексеевич Жаров. Я адвокат, и это самое главное, что вам нужно про меня знать. На втором месте я усыновитель. На третьем — преподаватель Школы приёмных родителей , который сидит сейчас перед вами и собирается начать с вами идти по этой дороге, по дороге знаний, по дороге умений, по дороге тех навыков, которые вам, надеюсь, будущим приёмным родителям, предстоит получить в нашей Школе приёмных родителей.

О чем мы сегодня поговорим? В первую очередь, я хочу рассказать, что такое усыновление и опека , рассказать откуда берутся дети, почему они оказываются в сиротской системе, что с ними происходит дальше в этой системе и каким образом осуществляется устройство детей, оставшихся без попечения родителей, которые оказались вот в таком сложном для себя положении.

Перед каждым из вас стоит вопрос — брать или не брать ребёнка? какого ребёнка брать? Но вы пришли в Школу приёмных родителей для того, чтобы прежде всего для себя определиться нужен или не нужен вам ребёнок, какой ребёнок нужен, как его взять. Наша задача — не только рассказать вам, в каком порядке это все будет происходить, но и дать возможность понять, какой ребёнок вас ждет, почувствовать готовы ли вы к тому, что вам предстоит, поэтому мы будем стараться на своих занятиях рассказывать вам всё так как есть, ровно таким образом, как это происходит в реальной жизни. Иногда это происходит по закону, иногда не совсем по закону, часто люди заменяют своими обычаями, привычками то, что прописано в законодательстве.

Итак, начнем с того, что такое усыновление и что такое опека

Первое отличие — называются они по-разному. За ними стоят разные юридические понятия. Очень часто в бытовом смысле, что когда берем ребёнка в семью, мы его усыновляем, но это именно в бытовом смысле, и в этом смысле любое перемещение ребёнка в семью люди называют усыновлением. Очень часто маленький ребёнок, попав в семью, начинает называть своего опекуна мамой, а она его сыном. Но юридически их отношения совсем не такие, которые появляются при рождении ребёнка у родителей. Здесь есть принципиальные отличия.

Есть два главных способа устройства ребёнка в семью:

Опека делится на разные виды: опека может быть добровольной, возмездной, опека может быть по договору, в том числе по договору о приёмной семье или о патронатном воспитании, всё это всё равно будет опека, но с разным набором условий.

Усыновление

При усыновлении , если говорить совсем кратко, ребёнок становится просто вашим , он становится как будто бы вашим сыном или дочерью. Это означает, что и в свидетельстве о рождении вы можете быть вписаны как его родители, и в дальнейшем у вас нет необходимости рассказывать всему окружающему миру, что вы не родители, а усыновители. В принципе тайна усыновления существует, она прописана в законодательстве, и от вас никто не может потребовать, чтобы вы признавались в том, что вы усыновитель этого ребёнка, а не родитель. Вы можете скрывать это или не скрывать, общаться об этом с кем-то посторонним или не общаться об этом, это ваш выбор, но обязать вас это сделать нельзя. Более того, государство будет охранять эту тайну усыновления и определенным образом делать вид, что вы действительно настоящие родители ребёнка. Не надо находиться в иллюзиях, что специалист или профессионал моего уровня или уровня моих коллег, глядя на вас или документы, не догадается, что вы являетесь не совсем родным родителем этому ребёнку. Но и бояться этого не стоит, ничего в этом страшного нет. Дети появляются из разных мест: кого-то в капусте находят, кого-то аист приносит, ну а вот наших детей находят в специальном домике, где они ждут своих родителей, и ничего в этом особенного. Все дети появляются по-разному.

Итак, ребёнок усыновленный — это ребёнок практически полностью ваш. Это ребёнок, который носит, скорее всего, вашу фамилию, которому можно изменить имя. Это ребёнок, который входит в вашу семью на правах полноправного члена семьи, и это означает, что в случае несчастья, именно он как внук, например, будет наследовать за вашей мамой (его бабушкой), если так сложатся обстоятельства. Или, например, ваша сестра спокойно может называть его племянником, потому что так оно и есть. Все связи в семье строятся так, как будто бы это был ваш ребёнок, как будто эта девочка была вашей дочерью или этот мальчик был вашим сыном. Как вверх, так и вниз, то есть когда ваш сын или дочь подрастут, выйдут замуж или женятся и у них будет свое потомство, это будут настоящие ваши внуки, несмотря на то, что в какой-то момент ребёнок появился в вашей семье не путем рождения у матери, а путем усыновления. То есть абсолютно те же права и абсолютно те же обязанности, которые возникают при рождении ребёнка. Вас ждёт то же самое, что и при обычном появлении на свет ребёнка.

Как это выглядит на практике?

Орган опеки приходит, сидит на кухне, пьет с мамой чай, разговаривает с ребёнком, не называясь, что пришла из органов опеки, просто пришла посторонняя тётя, может знакомая мамы. Обычно это занимает 15 минут, и сотрудник опеки уходит писать акт о том, что у вас все хорошо. Иногда все происходит ещё в более быстром режиме, когда человек появляется на пороге и собственно видит, что всё у ребёнка хорошо и заканчивает посещение. Что тут собственно смотреть? Особенно, когда речь идет о посещении на второй и на третий год, это становится практически формальностью, переживать по этому поводу не стоит. Но мы должны понимать, что у государства, вернее у общества, которое наделило государство определенными полномочиями, есть и переживания о том, все ли хорошо сложится у ребёнка. Именно поэтому к вам первые три года будут приходить люди и смотреть, как у вас все это устроено, как у вас живет ребёнок. Это усыновление. Это история, когда ребёнок становится полностью вашим.

Опека и попечительство

Опека и попечительство несколько разные юридические понятия. Отличаются они довольны незначительно и мы для простоты, чтобы не запутаться, будем называть это всё опекой.

Отношения опеки и попечительства по сути своей являются временными. Вопрос только в том, что время это может быть значительным. При этом человеческие отношения бывают разные. Например, живут люди вместе долго, лет 10, она говорит, что он мой муж, а он считает, что это его сожительница. Этот разный подход, нужно понимать. Всё-таки опека — явление временное.

Второй важный момент: при опеке в ваших отношениях с ребёнком всегда присутствует кто-то третий, а именно орган опеки и попечительства. Вы будете подвергаться и обязаны подвергаться контролю в регулярном режиме всё время пребывания ребёнка в вашей семьей. Вы будете сдавать отчеты об использовании его имущества и о том, как вы тратите деньги на его содержание, но это не самое страшное. Неприятное здесь состоит в том, что в случае с усыновлением ребёнок становится вашим. Единственное, как вы можете его лишиться, это только если вы будете лишены по суду родительских прав (в данном случае это будет называться отменой усыновления). В случае с опекой для того, чтобы ребёнка у вас забрать , достаточно решения органа опеки. То есть достаточно подписи всего одного начальника, чтобы ребёнка забрать у вас. Часто ли это встречается ? Нет. Но выбирая форму устройства ребёнка (опека или усыновление, или опека, а потом усыновление), всегда нужно задумываться о том, готов ли я идти на такой риск. Он маленький, но вам придется выстраивать отношения с посторонними вам людьми, которые называются сотрудниками органов опеки.

Следующий момент: у ребёнка сохраняются все те родственники , которые у него были до того момента, как он попал в вашу семью. Это значит, что теоретически, а иногда и практически, в его жизни может появиться бабушка, двоюродная бабушка, троюродная сестра, дальний родственник или еще кто-то, кто захочет пообщаться с ребёнком. Формально, забегу сразу вперед, эти родственники имеют право претендовать на общение с ребёнком. И в общем случае препятствовать этому общению вы не имеете права. Этот риск тоже нужно учитывать, выбирая такую форму устройства как опека. Часто ли это происходит? Нет, не часто. Обычно, если ребёнок попал под опеку к посторонним, так сказать, гражданам, то родственники, которые были в зоне досягаемости органа опеки, уже уведомлены о том, что ребёнок остался в беде, и не проявили никакого желания забрать под его опеку или усыновить. Поэтому, скорее всего, они не появятся на вашем горизонте, но гарантировать, что это будет именно так, а не иначе, я не могу.

Отдельно стоит остановиться ещё вот на каком вопросе. Если вы усыновили ребёнка, то у ребёнка автоматически сразу появляются двоюродные тети, бабушки, ваш супруг, который усыновитель, становится ему папой, вы — мамой, и появляются все родственники, которые ваши. Они все встраиваются в систему жизни ребёнка.

Государство очень много делает для того, чтобы дети оставшиеся без попечения родителей получили определенное количество льгот. Про льготы поговорим отдельно, но сейчас хочу сказать кратко.

Если любого из вас спросить, какие льготы положены сиротам, то большинство из вас скажут три момента: 1) сиротам выделяют квартиры 2) сироты без экзаменов могут поступить в ВУЗ 3) у сирот есть льготы по медицинскому обслуживанию. И, конечно же, всем детям оставшимся без попечения родителей, которые находятся под опекой, положены определенные денежные выплаты от государства. В Москве они сейчас составляют порядка полутора десятков тысяч рублей, и в принципе государство следит за тем как увеличивается прожиточный минимум на ребёнка, и поднимает эту сумму. То есть на эти деньги ребёнка более или менее можно содержать.

При таких обстоятельствах, когда идет за ребёнком большое количество льгот, многие родители думают, что лучше оставить ребёнка под опекой, чтобы он к тому же к 18 годам получил квартиру. Хочу тут сразу развеять один миф: если брать в процентном отношении, исходя из моего опыта, получает квартиру примерно каждый пятый. 80% квартир не получают. Связано это не с тем, что государство не хочет выделять квартиры, а связано с тем, что у ребёнка могут оставаться какие-то права на какое-то жилое помещение (например, это может быть квартира однокомнатная барачного типа в Рязанской области, где есть кухня, но нет туалета, и вот половина такой квартиры принадлежит вашему ребёнку). Считается, что жильем он обеспечен при таких условиях, и, соответственно, выделять ему уже ничего не надо.

Что касается льготы поступления в ВУЗ, сегодня, когда действует ЕГЭ, льгота эта в значительной степени нивелируется. Поступить в МГУ ребёнок, оставшийся без попечения родителей, наверное, сможет, его примут, но вряд ли это будет делаться с распростертым объятиями и с радостью. А что будет с ребёнком, который таким образом обучается, после первой сессии? Подумайте об этом и попробуйте задать себе вопрос — сколько детей, оставшихся без попечения родителей, учатся, например, в Бауманском или в Плехановском, МГИМО? Неужели они не хотят там учиться? Мне кажется, сама по себе эта льгота не сильно меняет жизнь ребёнка. Если ребёнок не готов учиться в вузе, то ему эта льгота не поможет. А если готов, то он сможет и без этой льготы.

Выплаты при опеке и попечительстве

Многие задумываются, что действительно это неплохая поддержка, чтобы поднять ребёнка, и не всегда ребёнок бывает здоров, так что может потребоваться. Нужно понимать что в се выплаты, которые полагаются на ребёнка, принадлежат ребёнку . Это означает, что вам придется отчитываться, куда вы их потратили, для чего и почему. Встречаются ситуации, когда ребёнок получает несколько выплат, например, пенсию по потере кормильца и выплата на содержание ребёнка как подопечного. Бывает, что органы опеки не разрешают тратить одну часть из выплачиваемой суммы и, соответственно, требуют каких-то дополнительных гарантий того, что эта сумма будет потрачена на ребёнка. Это незаконно, это неправильно, но это встречается. То есть нужно понимать, что за то, что выплачивается вам на ребёнка, требуется потом отчитываться, что вы потратили именно на ребёнка. В принципе такой отчет может быть даже с чеками. То есть вам действительно придется доказывать, что, например, тысячи рублей потратили именно на ребёнка. Такой вопрос вам может задать орган опеки и по жизни довольно часто задает.

Вот у вас ребёнок, называет вас мамой и папой, вы его называете может уже другим именем, но каждые полгода к вам приходит сотрудник органа опеки, раз в год вы отчитываетесь за выплаты, имеете всё, что касается взаимодействия с государственными органами — понравится ли вам это? Я не против никаких государственных органов и организаций, но, мне кажется, что когда речь идет о семье, лучше если они будут держаться в стороне. Но в случае с опекой это невозможно, они будут в вашей жизни так или иначе появляться, тем или иным образом.

Поэтому задумываясь и принимая решение, как я хочу взять ребёнка — под опеку или усыновить, я должен задуматься, хочу ли я участия государства в своей жизни и ребёнка, и в какой степени. Это ключевой вопрос, который решается: каким образом я хочу взять ребёнка — под опеку (в разных формах, в том числе в приёмную семью или в виде патронатного воспитания) или усыновление.

Хочу ли я чтобы ребёнок был полностью мой? Тогда я иду усыновлять. Если меня устраивает, когда ребёнок остается государственным и мне его выдали только повоспитывать до 18 лет, я иду устанавливать опеку или попечительство.

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Каждый ребёнок, оказавшийся в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть устроен в семью. Вот ровно так в Семейном кодексе уже больше, наверное, двух лет прописано. Есть статья 123 Семейного кодекса , которая говорит о том, как ребёнок должен быть устроен в случае, если он по каким-либо причинам остался без попечения родителей. Есть статья 121 Семейного кодекса , в которой прямо указано, что органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройства и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей выбирают форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а именно усыновление, опека (в разных формах) и устройство в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей.

Что это означает? Это означает, что вы пришли в какую-то организацию для детей сирот, обнаружили там ребёнка, который там находится, это означает, что этот ребёнок может быть передан в семью. Точка. Любой ребёнок, который находится в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, может быть передан в семью . Другое дело, что могут быть разные обстоятельства утраты его родительского попечения, в частности, он может там находиться по заявлению родителей временно, и тогда нужно понимать, что такого ребёнка усыновить вам не дадут, передать его могут только под опеку. Эта опека будет носить временный характер, до того как родитель возобновит свое родительское попечение .

Нужен ли вам ребёнок при таких обстоятельствах или возможно поискать ребёнка другого, которому может больше нужна помощь — это вопрос только к вам. Очень часто органы опеки в этой ситуации не объясняют толком, что происходит, а просто говорят, что этого ребёнка нельзя забрать в семью. Так вот, ребёнка забрать в семью можно всегда, если он оказался в организации. Другое дело — на каких условиях и чем это будет ограничено. Не многие из нас согласятся взять ребёнка в семью с учетом того, что к нему каждый день будет приходить его родная мама. Если вы готовы на такой подвиг, то берите ребёнка в приёмную семью, и каждый день к нему будет приходить мама, восстанавливающаяся в родительских правах. Такое тоже возможно, и такие ситуации тоже есть, но в большей части случаев мы все-таки рассчитываем взять ребёнка для себя и насовсем, поэтому в этой ситуации нужно очень хорошо подумать.

Стоит ли брать ребёнка в семью, если это будет носить характер 2-3-х месяцев? Ребёнку то хорошо будет, а выдержите ли это вы. Есть ли у вас понимание, что потом такой ребёнок может быть возвращен родителям?

Взять ребёнка из организации для детей, оставшихся без попечения родителей, — это не получить себе очередного жильца в дом или красивого кого-то там в ползунках. Нет, здесь более серьёзный подход, вы совершаете в большей степени больше доброе дело для этого ребёнка, а не удовлетворяете свои какие-то потребности, может быть очень гуманные, альтруистичные и человечные. Это больше труд, чем радость. Но радость тоже будет. Но больше труд, потому что особенно в начале придётся многое сделать, поменять свою жизнь.

Нужно понимать, что те дети, которые там оказались, могли там оказаться по самым разным причинам. Это могло быть заявление родителей, и тогда ребёнок в любое время может быть возвращен родителям, это могли быть дети, которые рождены от матерей — граждан других государств, и тогда эти государства, например, Украина, Таджикистан, Узбекистан, могут ставить вопрос о возврате детей на их территорию. Это могут быть разные другие причины, и в каждом конкретном случае разбираться придется вам и задумываться придется вам.

Если вам говорят, что ребёнок не может быть усыновлен, а может быть только взят под опеку, тогда нужно задаваться вопросом “почему” и всегда исследовать те материалы, которые свидетельствуют о том, по какой причине ребёнок остался без попечения родителей. Они могут быть совершенно различными и с разными последствиями.

Статья возможно будет полезна гражданам, которые только задумываются о принятии ребенка в семью. В ней я расскажу о формах устройства ребенка в семью.

Законом предусмотрено 4 формы устройства детей в семью: усыновление, опека (попечительство), патронат и приемная семья. Расскажу о каждой форме поподробнее.

1. Усыновление – принятие ребенка в семью на правах кровного ребенка. Это форма пользуется приоритетом. Деток до трех лет с минимальными проблемами по здоровью отдают именно под усыновление. Поэтому, если Вы планируете принять в семью именно малыша, то готовьте документы, необходимые для получения заключения о возможности быть усыновителем.

Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоих полов, за исключением:

• лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

• супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограничено дееспособным;

• лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;

• лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

• бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

• лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права (перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 542)

Еще есть ограничения по доходу и жилищным условиям. О них необходимо узнавать в своей опеке, т.к. в разных регионах по разному.

1. Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.

2. Возможность взять маленького ребенка с более менее нормальным здоровьем.

3. Кровные родственники ребенка будут лишены возможности общения с ним. Эта детка станет целиком и полностью Вашей.

4. Органы опеки и попечительства не будут ходить к Вам с проверкой.

5. Вам не нужно будет писать отчеты для органов опеки и попечительства.

6. Можно сохранить тайну усыновления.

7. При усыновлении предусмотрены все выплаты, что и при рождении ребенка, в том числе и материнский капитал, а также отпуск по уходу за ребенком до трёх лет.

На мой взгляд недостатка у этой формы устройства всего три

Во-вторых, обеспечение детей полностью ложиться на плечи родителей ( в некоторых регионах существует какая-то ежемесячная выплата).

В-третьих, ребенок лишается возможности получить жилплощадь после наступления совершеннолетия.

2. Опека (попечительство)-вид семейного устройства малолетних, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет.

Требования к опекунам почти как к усыновителям. Менее жёсткие они в части дохода, жилищных условий

1. Опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, т.к. не требуется решение суда.

2. На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.

3. По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет.

1. Ребёнок имеет статус воспитываемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье

2. Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка. Это, кстати, серьезный минус. О нем я расскажу в отдельной статье.

3. Регулярные визиты опеки в Ваш дом.

4. Отчеты перед опекой за использование денежных средств, которые государство ежемесячно выделяет на содержание подопечного.

Патронат - одна из узаконенных в ряде регионов РФ форм устройства детей,

оставшихся без попечения родителей, при которой ребёнок помещается на воспитание в семью патронатного воспитателя.

1. Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому

2. Временно требуется замещающая семья или не имеющего статуса, позволяющего

3. Передать его под постоянную опеку или на усыновление и, в ином случае,

4. Обречённого попасть в приют, детский дом.

5. Менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при опеке.

6. Стороны в договоре, представляющие государство, организуют обучение, отдых и лечение патронируемого, оказывают помощь в воспитании, в решении сложных проблем.

1. Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку (обучение).

2. Работа по планам, устанавливаемым учреждением по патронату, постоянный

3. Контроль и отчётность за воспитание, и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.

4. Ребёнок может быть изъят из семьи воспитателя по решению сторон договора.

5. Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило,

обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.

6. Эта форма пока используется не везде, а только в отдельных регионах.

Приемная семья— это один из видов опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Отличие приемной семьи от простой опеки (попечительства) в том, что ребенка берут в семью на возмездной основе. При таком устройстве ребенка в семью между органом опеки и попечительства и приемным родителем (родителями) заключается срочный договор о приемной семье (отношения, возникающие в результате заключения такого договора, регулируются не Трудовым, а Гражданским кодексом). Срок нахождения ребенка в приемной семье определяется договором.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье, определяются законодательством субъектов Российской Федерации и обязательно прописываются в договоре.

Приемным родителем может быть дееспособный гражданин, достигший 18 лет, желающий взять ребенка на воспитание и соответствующий требованиям к опекунам (попечителям).

Преимущества и недостатки как и при опеке. Плюсом еще идет заработная плата приемным родителям и занесение рабочего стажа в трудовую книжку.

Документы, необходимые для получения заключения о возможности быть усыновителем, опекуном:

- заявление с просьбой дать заключением о возможности быть усыновителем.

- справка с места работы с указанием должности размера средней заработной платы за последние 12 месяцев или иной документ, подтверждающий доход. (действительна в течение года)

- медицинское заключение о состоянии здоровья (действительно в течение 6 месяцев)

- копия свидетельства о браке (если состоят в браке)

- копия свидетельства о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка

- письменное согласие родственников на проживание ребенка с учетом мнения детей, достигших 10 лет

- копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение

- справка МВД о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

- копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда РФ или иного органа, осуществляющее пенсионное обеспечение (для граждан, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

Опека может запрашивать еще какие-нибудь документы. Можно конечно с ними спорить и ссылаться на перечень документов, предусмотренный законом, но не стоит забывать, что с опекой придется еще долго и тесно сотрудничать, поэтому отношения портить не стоит. В случае устного отказа выдать заключение о возможности быть усыновителем, требуйте от опеки отказ в письменном виде.

В завершении статьи напомню, что каждый случай индивидуальный. Можно сначала взять ребенка под опеку, а потом усыновить его или же оформить приемную семью.

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).

Абзац второй утратил силу.

При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства.

Комментарий к Статье 123 Семейного кодекса РФ

1. Заключительная статья комментируемого раздела определяет конкретные формы устройства оставшихся без родительского попечения детей. Далее в Кодексе эти формы регламентируются в отдельных специальных главах. Построение и императивный характер первого абзаца статьи обусловливает закрытый перечень форм устройства детей. Какие-либо иные формы, кроме указанных в Кодексе, семейное законодательство исключает.

2. В юридической литературе (Л.Ю. Михеева) формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, принято подразделять на индивидуальную (усыновление, примерная семья, опека и попечительство, патронатная семья) и неиндивидуальную (специальные учреждения).

3. Структура комментируемой статьи позволяет определить публичный интерес (основанный на приоритете интересов ребенка) в выборе форм устройства детей. Наиболее желаемой формой является усыновление, по существу, освобождающее государство от попечения. И далее по убывающей - опека и попечительство, приемная семья, патронатная семья. И завершает этот нерадостный список крайний, наиболее нежелательный, но, увы, необходимый вариант - помещение ребенка в специальное учреждение. При этом помещение ребенка в специальное учреждение предполагается как временное, на период поиска подходящей для устройства ребенка семьи. Следует отметить, что приоритеты в выборе формы устройства в известной и достаточно иллюстративной степени совпадают с публичной имущественной заинтересованностью: усыновление избавляет государство от расходов, содержание в специальном учреждении - длительное и немалое финансирование из бюджета.

Второй комментарий к СТ 123 СК РФ

1. Комментируемая статья закрепляет приоритет передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Таким образом развивается норма ст. 54 СК о праве каждого ребенка, насколько возможно, жить и воспитываться в семье.

Это право реализуется и в тех случаях, когда дети передаются:

1) на усыновление (удочерение). Причем в первую очередь это дети-сироты и дети, родители которых: неизвестны; объявлены умершими; признаны недееспособными или безвестно отсутствующими; лишены родительских прав (по прошествии шести месяцев с этого момента); по неуважительным причинам не проживают с ребенком и не участвуют в его содержании и воспитании более шести месяцев;

2) под опеку (попечительство), которая осуществляется с учетом мнения ребенка, а если ему исполнилось 10 лет - только с его согласия. Опекун назначается ребенку до 14 лет, попечитель - от 14 до 18 (см. комментарий к ст. 145);

3) под особый вид опеки и попечительства - в приемную семью (см. комментарий к ст. 152). Ее разновидностью является детский дом семейного типа, в котором супруги воспитывают от 5 до 10 приемных детей. Дети передаются туда с учетом их мнения (с 10 лет - только с их согласия) и при согласии того учреждения, где они находятся. Отношения между детьми и воспитателями этого детского дома (супругами) строятся на договорной основе, как и отношения в обычной приемной семье.

Кроме того, региональное законодательство, в соответствии с предписаниями п. 1 ст. 123, активно регулирует такой вид устройства детей, как патронатная семья. Патронатный воспитатель является законным представителем и обладает всеми правами и обязанностями опекуна (попечителя) и действует на основании договора о патронатном воспитании (ст. 12 Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве").

2. В соответствии со ст. 122 СК подбором подходящей для ребенка семьи занимается орган опеки и попечительства с опорой на региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей; далее сведения о ребенке направляются на федеральный уровень (см. комментарий к этой статье).

Если результат опять не достигнут, ребенка направляют в одну из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (см. комментарий к ст. 155.1). Однако это не снимает с органов опеки и попечительства долга при первой же возможности устроить его в семью.

3. Куда бы из названных выше мест ни устраивался ребенок, необходимо учитывать его национальность, природные склонности, привычки, убеждения, темперамент, привязанности, развитость и т.п. С этой целью информационно-поисковая система (ИПС) упомянутого государственного банка данных обеспечивает поиск и выдачу информации по следующим признакам:

1) фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства или нахождения ребенка;

2) его приметы (рост, вес, цвет глаз, волос и др.);

3) состояние здоровья, физическое и умственное развитие;

4) особенности характера (общительный, замкнутый и др.);

5) этническое происхождение;

6) причины отсутствия родительского попечения;

7) фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, принадлежность к определенной религии и культуре, состояние здоровья, место жительства (пребывания) родителей (единственного родителя);

8) сведения о несовершеннолетних братьях и сестрах ребенка;

9) возможные формы устройства на воспитание в семью;

10) информация о мерах, предпринимаемых органами опеки и попечительства, региональным и федеральным операторами по устройству ребенка в семью и др.

Сведения о каждом ребенке фиксируются в анкете.

4. Если ребенок устраивается в детское госучреждение, орган опеки и попечительства обязан представить туда:

1) решение соответствующего госоргана или органа местного самоуправления;

2) заполненный бланк-направление;

3) свидетельство о рождении ребенка (заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее его возраст);

4) документы об образовании (для детей школьного возраста);

5) акт обследования условий жизни ребенка;

6) сведения о родителях;

7) справку о наличии и месте жительства братьев, сестер и других близких родственников;

8) опись имущества ребенка, документы о закреплении за ним жилплощади, данные о лицах, отвечающих за сохранность его имущества;

9) пенсионную книжку ребенка, копию решения суда о взыскании алиментов, ценные бумаги (п. 27 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 ).

СЗ РФ. 1995. N 28. Ст. 2693.

5. В соответствии с п. 1 ст. 121 СК форму устройства детей могут выбирать только органы опеки и попечительства. Пока она не избрана, обязанности опекуна (попечителя) возложены на эти органы. При этом они вправе поместить ребенка (временно) в социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, другие специализированные учреждения для детей, нуждающихся в социальной реабилитации.

Проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняет свою актуальность, несмотря на то, что уже в течение ряда лет принимаются и действуют федеральные и региональные целевые программы, законы, направленные на профилактику детской безнадзорности и беспризорности, защиту прав несовершеннолетних.

Права несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения, имеют во всех отношениях приоритетный характер, находятся под особой защитой государства. Забота о детях, охрана их интересов является важнейшим принципом, закрепленным в действующем законодательстве. В последние годы законодательство в области защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, было существенно обновлено.

Права ребенка в Российской Федерации и меры их защиты закреплены в ряде нормативных правовых актов и в целом законодательно обеспечены, но проблема в том, что они часто носят декларативный характер.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, поистине нуждаются в особой защите и заботе со стороны государства. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей является обязанностью органов опеки и попечительства, каковыми выступают органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей — это определение дальнейшей судьбы таких детей в целях соблюдения их прав и законных интересов, обусловленных физиологическими потребностями, потребностями в воспитании, личной неприкосновенности, иными социальными потребностями.

К приоритетной можно отнести усыновление; к альтернативным преимущественным — опеку (попечительство), приемную семью, семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законодательством субъектов РФ; к альтернативным иным — устройство в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).

Опека и попечительство — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. По состоянию на 1.01.2014 г., в РФ в органах опеки и попечительства состоит на учете 18354 семьи, желающих принять ребенка на воспитание в семью, а за 2013 год под опеку было передано 54 728 детей6.

Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются:

1) при отсутствии у них родителей, усыновителей,
2) в случае лишения судом родителей родительских прав,
3) в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов (ч.3 ст.31 ГК РФ).

Приемная семья также является достаточно распространенным способом защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание), на срок, указанный в этом договоре.

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг.

Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях). Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития. Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяцев.

И все же наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Устройство в семью всегда предпочтительнее, чем воспитание ребенка в детском учреждении.

О понятии усыновления можно говорить в следующих смыслах:

1) усыновление — форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей. В этом понятии акцентируется внимание на конечной цели — обеспечение ребенку в чужой семье условий, отвечающих той бытовой, психологической, духовной близости, которая существует в родных семьях;

2) усыновление как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — это способ определения юридической судьбы ребенка посредством деятельности государственных, муниципальных органов власти, а также суда, направленный на его устройство в семью усыновителей для воспитания;

3) усыновление — юридический факт, устанавливаемый в судебном порядке и порождающий возникновение комплекса правоотношений, аналогичных по содержанию с родительскими;

4) усыновление — сложная система правоотношений, различных по правовой природе, в которой усыновитель и усыновленный состоят в правоотношениях как между собой, так и с третьими лицами;

5) усыновление — комплексный институт законодательства, содержащий нормы различной отраслевой принадлежности, направленные на регулирование отношений по усыновлению, а также отношений между усыновителем, усыновленным и третьими лицами.

Так, за 2013 год под опеку было передано 54 728 детей; при этом приёмные родители отказались от 4,5 тыс. усыновленных детей, вернув их обратно в детские дома7. Имеет место тенденция на снижение числа усыновленных детей. Так, если в 2009 году было усыновлено 12653 ребенка (224 инвалида в том числе), то в 2013 году усыновлено лишь 8245 детей, из них 132 ребенка-инвалида; 6757 детей усыновлено российскими гражданами, 1488 – иностранными гражданами8.

Огромной проблемой в области усыновления детей является усыновление российских детей иностранными гражданами с вывозом их за пределы страны. Зачастую иностранные государственные органы не предоставляют России информацию об усыновленных российских детях. В частности, дети могут передаваться в другие приемные семьи, но России об этом не сообщают. Не сообщают своевременно и о случаях насилия в семьях, где проживают усыновленные российские дети.

Проверка условий проживания непосредственно российскими органами опеки и попечительства невозможна, а госорганами соответствующих стран — не всегда желаема и выполняема.

Как известно, международное усыновление в России было разрешено в 1992 году. Можно сказать, что оно имеет как много плюсов, так и минусов. Плюс состоял в том, что иностранцы гораздо российских граждан чаще усыновляли детей с дефектами развития, детей-инвалидов, создавая им хорошие условия для жизни и реабилитации, поскольку в странах Европы и США отношение к инвалидам совершенно иное, чем в России.

Однако случаи насилия и причинения смерти российским детям от рук усыновителей-иностранцев представляли собой огромный минус. До сих пор в памяти случай полуторагодовалого Димы Яковлева, который погиб 8 июля 2008 года, когда его приёмный отец М.

Все эти изменения направлены на защиту прав несовершеннолетних. В частности, последняя мера направлена на то, чтобы гарантировать детям гармоничное и полноценное воспитание в приёмных семьях и обезопасить их психику и сознание от возможного нежелательного воздействия – искусственного навязывания нетрадиционного сексуального поведения, а также от возникновения комплексов, душевных страданий и стрессов, которые, согласно исследованиям психологов, часто испытывают дети, воспитываемые однополыми родителями.

Итак, хотя усыновление является наиболее предпочтительной формой социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь своих детей. Вместе с тем, можно утверждать, что действующее законодательство в исследованной области носит несовершенный характер и нуждается в совершенствовании.

Несмотря на большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, многие из них носят общий характер, некоторые противоречат друг другу, в них не всегда даются ответы на возникающие вопросы практики.

Статья 156 УК РФ не раскрывает содержания данного понятия, не указывает перечня действий, подпадающих под данное определение, что дает свободу и вариативность толкования данного понятия на практике. Зачастую насилие в отношении ребенка, применяемое родителями и иными законными представителями, в том числе опекунами, усыновителями, неверно оценивается правоприменителями на местах как метод воспитания, что ведет к прекращению уголовного преследования либо в отказе в возбуждении уголовных дел по таким фактам. Тем самым игнорируются требования ч.1 ст. 65 Семейного Кодекса РФ о запрете причинения вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию при осуществлении родительских прав.

Поэтому и привлечение к ответственности по ст. 156 УК РФ опекунов, усыновителей, иных законных представителей, за применение насилия к детям затруднительно и не всегда представляется возможным. Для привлечения к уголовной ответственности по ст.156 УК РФ жестокое обращение должно непременно сочетаться с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (которое должно носить систематический характер действий или бездействия).

При этом если обязанности по содержанию, обучению, уходу за ребенком опекуном, усыновителем и т.п. исполняются надлежащим образом, факты применения насилия не получают правовой оценки по ст.156 УК РФ. Чаще всего единственный выход — привлечь таких родителей (опекунов, усыновителей) к ответственности по ст.115 или 116 УК РФ.

Кроме того, наказание по ст.156 УК РФ слишком мягкое. Родителям (иным законным представителям) грозит лишь штраф в размере до 100 000 рублей, либо обязательные работы на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет.

Проблемой в данной области правоотношений является рост случаев насилия над детьми, взятыми под опеку, в приемную семью, усыновленными детьми.

Во-первых, большая часть насилия в семье, в том числе применение насилия по отношению к детям, тем более опекаемым, усыновленным, рассматривается окружающими как сугубо личное дело или более того – разумно наказуемая неблагодарность ребенка, которого великодушно приняли в нормальные условия жизни, поэтому многие факты просто не предаются огласке.

К сожалению, Закона о защите от насилия в семье в России до настоящего времени нет, хотя его принятие в современных условиях как никогда актуально.

1.​ Конвенция о правах ребенка [рус., англ.] (принята 20.11.1989 г. Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI.- М., 1993. — С. 242 — 257.

2.​ Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. Законов РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 22 ноября 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

3.​ Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Часть первая (в ред. Федерального закона от 22 октября 2014 г. № 315-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

4.​ Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 277-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

5.​ Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (в ред.Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 126-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

6.​ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 4 ноября 2014 г. N 332-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.

8.​ О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации: федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (часть I). Ст. 7597.

9.​ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3459.

13.​ Антокольская М.В. Семейное право / М.В. Антокольская. — М., 2014.

15.​ Завражнов В. Усыновление иностранцами детей — российских граждан / В. Завражнов // Российская юстиция. 2014. № 7. С. 32-50.

16.​ Кабышев O.A. Усыновление. Опека и попечительство над детьми / О.А. Кабышев. — М., 2013.

17.​ Куропацкая Е.Г. Опека и попечительство в системе защиты прав несовершеннолетних в России и Англии: автореф. дисс. … канд. юр. наук / Е.Г. Куропацкая. — М., 2009. 30 с.

18.​ Муратова С.А. Семейное право: учебное пособие / С.А. Муратова. — М., 2013. 350 с.

1 Собрание законодательства РФ. 2012. № 53 (часть I). Ст. 7597.2 Собрание законодательства РФ. 2013. № 27. Ст. 3477.3 Собрание законодательства РФ. 2013. № 27.

Ст. 3459.4 Собрание законодательства РФ. 2014. № 45. Ст. 6143.5 Российская газета. 2014. 29 августа.6 Основные статистические данные по вопросам защиты прав и интересов детей // Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка.

Электронный ресурс. Режим доступа:7 Основные статистические данные по вопросам защиты прав и интересов детей по состоянию на 1.09.2014 г. // Официальный сайт Уполномоченного по правам ребенка.

Читайте также: