Свидетельство об удостоверении принятия решения органом управления юридического лица что это

Обновлено: 11.05.2024

С 01 сентября 2014 года введено новое нотариальное действие – удостоверение нотариусом принятия общим собранием участников хозяйственного общества решения и состава участников общества, присутствующих на его собрании.

Нотариальное удостоверение указанных фактов не является обязательным. Пункт 3 статья 67.1. ГК РФ гласит:
«Принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении:

  1. публичного акционерного общества лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии (пункт 4 статьи 97);
  2. непубличного акционерного общества путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии;
  3. общества с ограниченной ответственностью путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.

Правило указанной статьи не распространяется на ООО и АО состоящего из одного участника.

С 01 января 2016 года предусмотрена обязательная нотариальная форма для удостоверения факта принятия решения общего собрания участников Общества или единственного участника общества об увеличении уставного капитала >>>.

В случае, если участники решили обратиться за удостоверением вышеназванных фактов к нотариусу, необходимо заблаговременно обратится в нотариальную контору лицу, организующему проведение собрания или заседания органа управления юридического лица, с предоставлением следующих документов:

  1. учредительные документы Общества (Устав, свидетельства о государственной регистрации и ИНН, документ об избрании исполнительного органа, Выписку из ЕГРЮЛ (она может быть запрошена нотариусом самостоятельно в электронном виде));
  2. внутренний документ юридического лица, устанавливающий порядок проведения собрания или заседания (при его наличии);
  3. решение уполномоченного лица или решение органа управления юридического лица о проведении собрания или заседания, с указанием даты, времени и места проведения собрания и об утверждении соответствующей повестки дня, а также иных сведений, предусмотренных уставом;
  4. документ, подтверждающий полномочия обратившегося лица по организации собрания или заседания, если такие полномочия не следуют из других представленных документов;
  5. предусмотренный законом документ с перечнем лиц, имеющих право на участие в собрании или заседании, с указанием сведений о залоге доли (акций). Если доли (акции) заложены также предоставляется документ, в силу которого установлен залог;
  6. иные документы, необходимые для определения компетенции органа управления юридического лица и кворума собрания или заседания.

Собрание может быть проведено в помещении нотариальной конторы, если в извещении указан в качестве места проведения собрания адрес нотариальной конторы и если это не запрещено уставом. Также собрание может быть проведено в помещении нотариальной конторы, несмотря на указанный в извещении иной адрес, если на собрании присутствуют все участники.

Нотариус для установления факта принятия решения органом управления проверяет правоспособность юридического лица, определяет компетенцию органа управления юридического лица в части принятия решения, устанавливает личности присутствующих, проверяет их полномочия, проверяет наличие кворума, и на основании подсчета голосов, представленного счетной комиссией или иным уполномоченным на подсчет голосов лицом, наличие необходимого количества голосов для принятия решения в соответствии с законодательством и учредительными документами юридического лица. Функции счетной комиссии нотариус не выполняет и не отвечает за достоверность данных, представленных счетной комиссией (счетчиком) о результатах голосования, а также не проверяет соблюдение порядка созыва собрания или заседания органа управления юридического лица.

По окончании собрания нотариус изготавливает и выдает свидетельство об удостоверении факта принятия решения органом управления юридического лица и о составе участников (членов) этого органа, присутствовавших при принятии данного решения.

Нотариус отказывает в удостоверении факта принятия решения, если оно

  1. принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
  2. принято при отсутствии необходимого кворума;
  3. принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
  4. противоречит основам правопорядка или нравственности;
  5. принято в форме заочного голосования.

Особенности увеличения уставного капитала обществ

Увеличить уставной капитал можно тремя способами:

• за счет имущества общества

• за счет дополнительных вкладов участников

• на основании заявления участника общества о внесении дополнительного вклада и (или), если это не запрещено уставом общества, заявление третьего лица (третьих лиц) о принятии его в общество и внесении вклада.

Увеличение уставного капитала возможно только после внесения его полной оплаты.

Увеличение уставного капитала путем дополнительных вкладов его участников проходит в два собрания. На первом принимается непосредственное решение об увеличении, соотношение между стоимостью дополнительного вкладов и суммой, на которую увеличивается уставной капитал, и устанавливаются сроки для его внесения.

Второе собрание проводится не позднее месяца со дня окончания срока внесения дополнительного вклада, где уже утверждаются итоги внесения дополнительных вкладов, принимается решение о внесении изменений в устав (для не типовых уставов).

Закон не содержит однозначного ответа какой из двух собраний подлежит нотариальному удостоверению. С одной стороны на первом собрании принимается решение об увеличении уставного капитала и следовательно оно подлежит нотариальному удостоверению. С другой стороны окончательный размер уставного капитала может быть определен только при утверждения итогов внесения дополнительных вкладов. Поэтому логично предположить, что именно на втором собрании принимается окончательное решение об увеличении уставного капитала, подлежащее нотариальному удостоверению. В такой ситуации до выработки однозначной практики целесообразно удостоверять факт принятия решения обоих собраний.

Удостоверение факта принятия решения единственным участником хозяйственного общества

Напомним, что в соответствии с позицией ВС РФ требование о нотариальном удостоверении решения общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью распространяется и на решения единственного участника. На наш взгляд, данное правило обязательно и для акционерных обществ.

ФНП детализирует порядок такого удостоверения – решения единственного участника хозяйственного общества удостоверяются путем свидетельствования подлинности его подписи на таком решении.

Представляется, что это может быть позитивной новостью для лиц, находящихся за пределами России и являющихся единственными участниками в российских хозяйственных обществах, поскольку иностранные нотариусы совершают такое нотариальное действие как свидетельствование подлинности подписи, и такой порядок удостоверения решения собрания делает возможным нотариальное удостоверение решений единственных участников без необходимости их личного посещения России или уполномочивания третьего лица для встречи с российским нотариусом и совершения необходимых действий.

Вместе с тем, когда участниками (акционерами) хозяйственного общества являются два и более лица, находящихся за пределами России [1] , удостоверение факта принятия решения общим собранием представляется затруднительным, поскольку, как уже упоминалось в первом алерте, иностранные нотариусы не осуществляют такого действия как подтверждение факта принятия решения общим собранием и состава присутствовавших на нем участников, что влечет ничтожность таких решений. Разрешение сложившейся ситуации видится в выборе альтернативного способа удостоверения решения [2] либо выдаче доверенностей для лиц на территории России для участия и голосовании в общем собрании.

Неприменимость ранее принятых решений о выборе альтернативного способа подтверждения решения общего собрания

ФНП также высказывает позицию о том, что принятое до 25.12.2019 (включительно) решение общего собрания о выборе альтернативного способа удостоверения решения общего собрания должно быть подтверждено нотариально (либо иным способом, предусмотренным уставом). Таким образом, ФНП рекомендует нотариусам не выполнять какие-либо действия на основании решения общего собрания, принятие которого подтверждено альтернативным способом в соответствии с ранее (до указанной даты) принятым решением о подтверждении решения альтернативным способом.

Мнение ФНП, на наш взгляд, противоречит разъяснению ВС РФ [3] о том, что изложенные в Обзоре подходы применяются к решениям после 25.12.2019, что фактически означает признание легитимности всех решений, принятых ранее. Полагаем, что до подтверждения/опровержения позиции ФНП судами, компаниям стоит повторно принять решение о выборе альтернативного способа подтверждения (внести изменения в устав) и подтвердить такое решение нотариально дабы избежать практических сложностей взаимодействия с нотариусами, банками и иными лицами.

О чем подумать, что сделать

В связи с описанными изменениями, полезными могут быть следующие рекомендации:

  • Если в хозяйственном обществе имеется принятое до 25.12.2019 решение о выборе альтернативного способа подтверждения решений общего собрания, рекомендуется повторно принять такое решение и заверить его нотариально либо закрепить альтернативный способ подтверждения в уставе.
  • В случае, если в хозяйственном обществе не выбран альтернативный способ подтверждения решений и среди его участников (акционеров) имеются лица, обеспечить присутствие которых на территории России для участия в общем собрании на постоянной основе затруднительно, рекомендуем закрепить в уставе (либо установить решением общего собрания) альтернативный способ подтверждения решений. Обращаем внимание, что внесение таких изменений в устав либо принятия решения потребует нотариального удостоверения, что влечет необходимость однократного приезда участников (акционеров) в Россию к российскому нотариусу либо выдачу доверенности на участие и голосование в общем собрании лицам, находящихся на территории России.

Помощь консультантов

Мы готовы оказать правовую поддержку при проведении необходимых процедур и разработке корпоративных документов и будем рады предоставить консультацию по актуальным вопросам.

[1] Равно для случаев, когда участников (акционеров) несколько, но некоторые из них находятся вне пределов России.

[2] Посредством внесения изменений в устав либо принятия отдельного решения.

В 2021 году при приеме документов на регистрацию ООО с одним участником и на внесение изменений в ЕГРЮЛ в отношении таких компаний налоговики требуют нотариального удостоверения решений, принятых собственником организации. Нотариусы, в свою очередь, отказываются заверять документы для регистрации, если единственный участник не предъявил для удостоверения эти решения. На чем основаны и насколько правомерны эти требования? Можно ли обойтись без нотариуса? Как избежать претензий со стороны регистрирующего органа? Ответы на эти и другие вопросы — в нашей статье.

Что требует Закон об ООО

Что изменилось: позиция Верховного суда

Однако в конце декабря 2019 года Верховный суд пересмотрел подход к применению правил статьи 67.1 ГК РФ. В пункте 3 Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах (утв. Президиумом ВС РФ 25.12.19) сказано, что требование о нотариальном удостоверении распространяется и на решения единственного участника ООО.

Свою позицию ВС РФ объяснил тем, что норма пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ нужна для недопущения фальсификации решений, принимаемых высшим органом управления ООО. В обществах с единственным участником таким органом является сам участник. А значит, требования указанной статьи распространяются и на решения, которые принимает такой собственник. Ведь эти решения тоже подвержены риску фальсификации.

Спустя несколько дней Верховный суд разъяснил, что новый подход, озвученный в Обзоре, применяется только в отношении тех решений, которые приняты после 25 декабря 2019 года (определение ВС РФ от 30.12.19 № 306-ЭС19-25147 по делу № А72-7041/2018). Решения, изданные единственным участником ООО до этой даты, считаются действительными и без нотариального заверения.

Можно ли обойти требование о нотариальном заверении?

Итак, в 2021 году решения, которые принимает единственный участник ООО, требуют нотариального заверения. Однако из этого общего правила есть несколько исключений.

Во-первых, удостоверять у нотариуса нужно только те решения собственника компании, которые касаются вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания (согласно Закону об ООО и уставу организации). Примеры таких вопросов: внесение изменений в устав, назначение ревизора, утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов, выплата дивидендов (ст. 33 Закона об ООО). Как указано в Обзоре Верховного суда, правила статьи 67.1 ГК РФ распространяются на единственных участников применительно к решениям именно такого уровня. А значит, решения, которые единоличный участник принимает в рамках руководства оперативной деятельностью компании (в качестве ее директора), нотариального заверения не требуют. Также нет необходимости удостоверять у нотариуса решения по вопросам, не отнесенным к компетенции общего собрания статьей 33 Закона об ООО или уставом организации.

Во-вторых, нотариус не нужен в том случае, если в уставе ООО уже закреплен альтернативный способ подтверждения решений общего собрания. Например, таким способом может быть подписание протокола (примерный текст соответствующих пунктов устава см. ниже). Из статьи 39 Закона об ООО и пункта 3 Обзора следует, что эти положения устава будут распространяться и на решения единственного участника. А значит, факта подписания решения самим участником будет достаточно для того, чтобы оно считалось действительным и без нотариального заверения.

Важно

Если новый устав принят после 25 декабря 2019 года, то подпись единственного участника на решении об утверждении устава нужно заверить у нотариуса. Если учредитель решит внести изменения в действующий устав (в том числе, установить в нем альтернативный способ подтверждения решений), в этом случае также придется обратиться к нотариусу.

Примерный текст устава (пункты об альтернативном варианте подтверждения решений участников)

11. Принятие общим собранием участников Общества решения (решений) и состав участников Общества, присутствовавших при его (их) принятии, подтверждаются подписанием протокола общего собрания всеми участниками Общества и не требуют нотариального удостоверения.

12. В случае, если Общество является (становится) Обществом с одним участником, функции и компетенция Общего собрания участников Общества принадлежит Единственному участнику, и все решения по вопросам, относящимся к компетенции Общего собрания участников Общества, принимаются Единственным участником единолично и оформляются письменно. В таком случае положения пункта 11 Устава применяются также в отношении Решений Единственного участника Общества: принятие решения (решений) и состав участников Общества, присутствовавших при его (их) принятии, подтверждаются подписанием Решения Единственным участником Общества и не требуют нотариального удостоверения.

Подать документы на регистрацию ООО/ИП либо внесение изменений в ЕГРЮЛ/ЕГРИП через интернет Подать бесплатно

Внимание

В заключение отметим, что все вышесказанное не относится к тем решениям единственного участника, которые требуют обязательного нотариального заверения в силу прямого указания закона. А значит, обойти требование статьи 17 Закона об ООО о нотариальном удостоверении подписи собственника компании на решении об увеличении уставного капитала, подобными способами не получится.

  • Специальная информация акционерам
  • Важная информация
    • Реестры, которые мы ведем
    • Филиалы
    • Дополнительные офисы приема документов
    • Основные рекомендации по заполнению форм анкет и распоряжений
    • Формы анкет и распоряжений
    • Договоры и регламенты
    • Прейскуранты
    • Выплата дивидендов
    • Экономим ваше время
    • Проведение операций в реестре
    • Предоставление информации из реестра
    • Содействие в осуществлении прав
    • Корпоративный консалтинг
    • Безопасная сделка
    • Персональное обслуживание и дополнительные услуги
    • Консультирование по вопросам оформления документов
    • Услуги депозитария и брокера
    • Инвестиционные предложения
    • Личный кабинет учредителя акционерного общества
    • ЖКХ
      • Ведение реестров собственников помещений
      • Проведение собраний собственников помещений
      • Онлайн-сервисы
      • Ведение реестров ПИФ и ИСУ
      • Ведение реестра требований кредиторов и участников строительства

      Специальный выпуск от 28 декабря 2020 года

      Нотариусов переводят на "удаленку". С 29 декабря 2020 года вступают в силу изменения в Основы законодательства РФ о нотариате, регулирующие порядок совершения нотариальных действий в электронной форме.

      Основная часть положений Закона № 480-ФЗ вступает в силу с 29 декабря 2020 года.

      1. Совершать некоторые нотариальные действия можно удаленно, без личной явки к нотариусу (новая статья 44.3 Основ законодательства РФ о нотариате).

      Речь идет не обо всех нотариальных действиях, а только о тех, которые могут быть совершены без личного присутствия лица, обратившегося за совершением нотариального действия:

      - свидетельствование верности перевода (если перевод делает сам нотариус, а не переводчик);
      - передача электронных документов, подписанных квалифицированной электронной подписью (КЭП) физического или юридического лица, другим физическим и юридическим лицам;
      - принятие в депозит или депонирование безналичных денежных средств;
      - совершение исполнительной надписи;
      - принятие на хранение электронных документов;
      - обеспечение доказательств в виде осмотра информации в сети Интернет;
      - выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;
      - удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом путем преобразования (конвертации) другого электронного документа, представленного нотариусу в ином формате.

      Заявитель или его представитель направляет в Федеральную нотариальную палату (ФНП) через единую информационную систему (ЕИС) нотариата заявление о совершении нотариального действия удаленно с приложением необходимых документов.

      Все документы представляются только в электронной форме. Взаимодействие заявителя, ФНП и нотариуса, который будет совершать удаленное нотариальное действие, осуществляется он-лайн.

      Заявитель подписывает своей КЭП заявление о совершении нотариального действия удаленно, а также весь комплект предоставляемых документов (заявление + приложения).

      Кроме того, документы, прилагаемые к заявлению, должны быть по отдельности подписаны либо КЭП заявителя, либо КЭП лица, от которого исходит документ (например, КЭП гос. органа, выдавшего соответствующий документ), либо КЭП нотариуса, удостоверившего равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе.

      Формы заявления о совершении нотариального действия удаленно, требования к его формату и форматам прилагаемых к заявлению документов в электронной форме утверждены приказом Минюста России от 30.09.2020 № 223.

      Порядок направления заявления о совершении нотариального действия удаленно, платы за его совершение, возврата денежных средств, а также взаимодействия заявителя и нотариуса утвержден приказом Минюста России от 30.09.2020 № 232.

      Заявление с приложениями направляется в ЕИС нотариата через Единый портал гос. услуг (ЕПГУ), личный кабинет ЕИС нотариата либо веб-сервис ЕИС нотариата.

      Заявитель не вправе выбрать конкретного нотариуса, который будет совершать удаленное нотариальное действие, однако вправе (в определенных случаях – обязан) указать территорию, в пределах которой должно быть совершено нотариальное действие.

      Если законодательство предписывает совершить нотариальное действие только в конкретном нотариальном округе, то заявитель обязан указать именно этот нотариальный округ (например, принятие в депозит денег осуществляется нотариусом только по месту исполнения обязательства). В остальных случаях заявитель вправе указать любой нотариальный округ или субъект РФ по своему усмотрению.

      Заявление с приложениями направляются через ЕПГУ или ЕИС нотариусу, "имеющему на момент направления заявления и прилагаемых к нему документов первый порядковый номер в электронной очереди нотариусов" субъекта РФ или нотариального округа, который указал заявитель (пункт 13 Порядка, утвержденного приказом Минюста России от 30.09.2020 № 232).

      Нотариус, получивший заявление, направляет заявителю реквизиты своего банковского счета для оплаты нотариального действия, а после поступления оплаты – совершает, откладывает (если от заявителя не хватает каких-то документов) или отказывает в совершении нотариального действии удаленно.

      Документы, оформленные нотариусом по результатам удаленного нотариального действия, или постановление об отложении, отказе в совершении удаленно нотариального действия подписываются КЭП нотариуса и направляются заявителю в электронной форме.

      Сведения о совершении нотариальных действий удаленно вносятся нотариусом в специальный реестр, являющийся частью ЕИС нотариата (см. далее).

      1. Сделка может быть удостоверена двумя и более нотариусами, если в совершении такой сделки участвуют два и более лица без их совместного присутствия (новаястатья 53.1 Основ законодательства РФ о нотариате).

      Данное положение решает проблему, когда участники нотариально удостоверяемой сделки не могут собраться в одном месте (у одного нотариуса).

      Порядок взаимодействия нотариусов с ЕИС нотариата при удостоверении сделки двумя и более нотариусами утвержден приказом Минюста России от 30.09.2020 № 222.

      Нотариусы, к которым обратились участники сделки, совместно заполняют в ЕИС нотариата паспорт сделки, который содержит сведения о нотариусах, удостоверяющих сделку, участниках сделки, уникальный идентификатор сделки, вид и текст сделки с удостоверительной надписью, дату и время удостоверения сделки, а также электронные документы, необходимые для удостоверения сделки.

      В процессе удостоверения сделки нотариусы (и, соответственно, участники сделки), находящиеся в разных местах, взаимодействуют по видеоконференцсвязи, которая обеспечивается средствами ЕИС нотариата.

      Каждый участник сделки в присутствии "своего" нотариуса подписывает экземпляр сделки – сначала на бумажном носителе (собственноручной подписью), потом в электронной форме (простой электронной подписью, после чего нотариус подписывает сделку в электронной форме своей КЭП).

      Неизменность текста сделки в электронной форме обеспечивается средствами ЕИС нотариата.

      Договор, удостоверенный двумя и более нотариусами, считается договором, заключенным в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

      Тариф за удостоверение сделки взимается каждым нотариусом.

      Сведения о каждой сделке, удостоверенной двумя и более нотариусами, вносятся в специальный реестр, являющийся частью ЕИС нотариата (см. далее).

      В том числе в указанном порядке могут заключаться сделки об отчуждении долей в ООО и недвижимого имущества.

      При удостоверении сделки, предметом которой является отчуждение недвижимого имущества, хотя бы один из нотариусов, участвующих в совершении нотариального действия, должен осуществлять свою деятельность в том субъекте РФ, в котором находится недвижимое имущество.

      1. Обновлено содержание ЕИС нотариата (новый подпункт 1.1 части 1 статьи 34.3 Основ законодательства РФ о нотариате).

      Напомним, что ЕИС нотариата – это "автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена)". Оператором ЕИС нотариата является Федеральная нотариальная палата.

      С 29 декабря 2020 года в состав ЕИС нотариата будет входить новый реестр нотариальных действий, совершенных удаленно, и сделок, удостоверенных двумя и более нотариусами.

      Нотариусы должны вносить сведения в этот реестр "незамедлительно" после совершения соответствующего нотариального действия.

      В связи с масштабными изменениями в Основы законодательства РФ о нотариате, с 29 декабря 2020 года вступают в силу новые приказы Минюста России, регулирующие ЕИС нотариата:

      Одновременно отменяются приказы Минюста России, которые регулировали эти вопросы раньше.

      1. Определен порядок исправления документов и информации о совершенных нотариальных действиях.

      Исправление технических ошибок, допущенных в бумажных документах (статья 45.1 Основ законодательства РФ о нотариате в новой редакции).

      Техническая ошибка, не изменяющая правового содержания нотариально оформленного документа и не влияющая на права третьих лиц, исправляется нотариусом по требованию заявителя или его представителя либо на основании решения суда.

      Исправление арифметической ошибки, влияющей на права третьих лиц, допускается при наличии письменного согласия каждого из указанных лиц или на основании решения суда.

      Если документ, в котором допущена ошибка, подписан только нотариусом, то ее исправление подтверждается подписью нотариуса с приложением гербовой печати.

      Если документ подписан не только нотариусом, но и заявителем (например, доверенность), то исправление ошибки подтверждается подписью заявителя или его представителя и подписью нотариуса с приложением гербовой печати.

      Ошибка исправляется таким образом, чтобы можно было прочесть как первоначальный (ошибочный), так и новый (правильный) текст.

      Исправление технических ошибок в ЕИС нотариата (статья 34.3 Основ законодательства РФ о нотариате в новой редакции).

      Техническая ошибка, допущенная при регистрации нотариальных действий в ЕИС нотариата, в результате которой сведения в ЕИС нотариата не соответствуют сведениям в нотариально оформленных документах, исправляется нотариусом при ее обнаружении по собственной инициативе, по требованию заявителя или его представителя либо на основании решения суда.

      При исправлении технической ошибки в сведениях, содержащихся в реестре ЕИС, запись, содержащая новые (правильные) сведения, хранится в реестре ЕИС нотариата наряду с первоначальной (ошибочной) записью.

      1. Некоторые бумажные документы, выдаваемые или оформляемые при совершении отдельных нотариальных действий, будут содержать машиночитаемую маркировку, выполненную нотариусом (новая статья 5.1 Основ законодательства РФ о нотариате).

      Маркировка располагается на последней странице документа после подписи нотариуса и представляет собой уникальную совокупность символов, идентифицирующих нотариальный документ.

      Маркировка содержит дату, регистрационный номер, вид нотариального действия, ФИО нотариуса или и.о. нотариуса и сведения о заявителях (их представителях) по нотариальному действию.

      Порядок маркировки и перечень нотариальных документов на бумажном носителе, подлежащих маркировке, утверждены Приказом Минюста России от 30.09.2020 № 229 (далее – Порядок). В том числе маркируются:

      - нотариально удостоверенные доверенности, договоры и другие сделки;
      - свидетельства о праве на наследство и другие нотариальные свидетельства;
      - исполнительные надписи нотариуса.

      Любое заинтересованное лицо может проверить информацию о нотариальном документе через Единый портал гос. услуг либо на официальном Интернет-сайте Федеральной нотариальной палаты.

      Результат проверки маркировки – это подтверждение или неподтверждение сведений о совершенном нотариальном действии.

      Если графическое изображение маркировки, размещенной на нотариальном документе, повреждено, достоверность результатов проверки считается не подтвержденной.

      Таким образом, если нотариальный документ выполнен на бумажном носителе, датирован 29 декабря 2020 года или позднее и относится к документам, которые подлежат маркировке в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минюста России от 30.09.2020 № 229, то отсутствие маркировки, ее повреждение или невозможность подтвердить сведения, содержащиеся в маркировке, через ЕИС нотариата – это признак возможной подделки или иного нарушения законодательства при оформлении такого нотариального документа.

      1. Появляется новый вид нотариального действия – удостоверение равнозначности электронного документа, изготовленного нотариусом в ином формате, электронному документу, представленному нотариусу(новая статья 103.9-1 Основ законодательства РФ о нотариате).
      1. Нотариус вправе установить личность гражданина при отсутствии документа, удостоверяющего личность, или при наличии сомнений относительно его личности, посредством единой биометрической системы и ЕСИА (статья 42 Основ законодательства РФ о нотариате в новой редакции).

      Порядок установления личности гражданина в таких случаях утвержден приказом Минюста России от 30.09.2020 № 228 .

      Отметим, что нотариусы будут прибегать к такому специальному порядку проверки личности гражданина только при невозможности идентифицировать гражданина в стандартном порядке, т.е. на основании документа, удостоверяющего его личность, что является редким случаям.

      На практике нотариусы, если они по каким-то причинам не могут идентифицировать гражданина по его паспорту или иному удостоверяющему личность документу, предпочитают просто не совершать нотариальное действие.

      1. Утверждены новые формы удостоверительных надписей и нотариальных свидетельств ( приказ Минюста России от 30.09.2020 № 226 "Об утверждении форм реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления" ,далее – Приказ № 226).

      Приказ № 226 отменяет приказ Минюста России от 27.12.2016 № 313, которым утверждены формы свидетельств и удостоверительных надписей, используемых нотариусами до 28 декабря 2020 года включительно.

      При удостоверении нотариусом доверенности будет использоваться общая форма, применяемая к удостоверению сделок (форма 2.1), в которой слово "сделка" будет заменяться словом "доверенность".

      Форма свидетельства об удостоверении факта принятия решения органом управления юридического лица и о составе участников (членов) этого органа, присутствовавших при принятии данного решения, используемая в настоящее время, разбивается на две формы:

      - свидетельство об удостоверении решения органа управления юридического лица (форма 3.8);
      - свидетельство об удостоверении решения единственного участника юридического лица (форма 3.9).

      1. Обновлены требования к формату нотариального документа в электронной форме (Приказ Минюста России от 30.09.2020 № 227 "Об утверждении требований к формату нотариально оформляемого документа в электронной форме").

      Одновременно отменяется приказ Минюста России от 29.06.2015 № 155 "Об утверждении требований к формату изготовленного нотариусом электронного документа", который регулировал этот вопрос ранее.

      Читайте также: