Осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе кто

Обновлено: 25.06.2024

В статье содержится анализ недавно принятого Федерального закона "О национальной платежной системе". Авторы анализируют ключевые понятия, субъектный состав национальной платежной системы, правовой статус оператора платежной системы. Особое внимание уделено вопросам надзора и наблюдения в национальной платежной системе со стороны Банка России, методам надзора, действиям Банка России и мерам принуждения, применяемым им в случае нарушения поднадзорной организацией требований законодательства.

27 июня 2011 г. Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" .

Российская газета. 2011. 30 июня. Далее - Закон о НПС.

Этот Закон открывает новую страницу в регулировании отношений, связанных с осуществлением переводов денежных средств, с функционированием институтов рынка платежных услуг, обеспечением их надежности. Работа над законопроектом шла в достаточно напряженной атмосфере, так как при его разработке необходимо было учесть публичные интересы и свободу частных институтов, входящих в платежную систему, интересы кредитных организаций и организаций, фактически осуществляющих платежные услуги в сфере электронных платежей. И, наверное, самое главное - Закон призван обеспечить безопасность и надежность функционирования платежных систем и, как следствие, права и законные интересы каждого потребителя платежных услуг.

Закон о НПС установил правовые и организационные основы национальной платежной системы. В ст. 1, закрепляющей предмет регулирования, указывается, что новый Федеральный закон регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Субъекты национальной платежной системы весьма разнообразны по своим функциям. В качестве субъектов могут выступать кредитные организации в соответствии с имеющимися у них лицензиями на осуществление банковских операций и - это принципиальная новелла Закона - некредитные организации.

Ключевым в платежной системе в соответствии с Законом является т.н. оператор платежной системы, т.е. организации, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств. При этом под переводом денежных средств понимаются действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика. При трансграничном переводе денежных средств плательщик или получатель средств находится за пределами Российской Федерации, либо плательщика или получателя средств обслуживает иностранный центральный (национальный) банк или иностранный банк.

Закон о НПС определяет круг субъектов, которые могут выступать в качестве оператора платежной системы.

Оператором платежной системы может являться:

  • кредитная организация;
  • организация, не являющаяся кредитной организацией и созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Банк России;
  • Внешэкономбанк.

Оператор платежной системы, являющийся кредитной организацией, Банком России или Внешэкономбанком, может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора по переводу денежных средств , оператора услуг платежной инфраструктуры и с иной деятельностью, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. Банк России осуществляет деятельность оператора платежной системы на основании Закона о НПС в соответствии с нормативными актами Банка России и заключаемыми договорами.

Оператор по переводу денежных средств - организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств.
Оператор услуг платежной инфраструктуры - операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр.

Центральный платежный клиринговый контрагент - платежный клиринговый центр, выступающий в соответствии с Законом о национальной платежной системе плательщиком и получателем средств по переводам денежных средств участников платежной системы.

Расчетный центр - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивающая в рамках платежной системы исполнение распоряжений участников платежной системы посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы, а также направление подтверждений, касающихся исполнения распоряжений участников платежной системы (расчетные услуги).

Оператор платежной системы, не являющийся кредитной организацией, может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора услуг платежной инфраструктуры (за исключением расчетного центра) и с иной деятельностью, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

В случае принятия решения о регистрации организации в качестве оператора платежной системы Банк России присваивает организации регистрационный номер, включает информацию о ней в реестр операторов платежных систем, который является общедоступным, и направляет организации регистрационное свидетельство.

Порядок ведения реестра операторов платежных систем устанавливается Банком России.

Закон о НПС устанавливает исчерпывающий перечень оснований отказа организации в регистрации ее как оператора платежных систем.

При установлении требований к деятельности операторов услуг платежной инфраструктуры (операционным центрам, клиринговым центрам, расчетным центрам) Закон исходит из содержания выполняемых соответствующими операторами функций.

В соответствии с международными стандартами в Законе определяются значимые платежные системы (системно значимые и социально значимые), вводятся требования к управлению рисками в платежных системах, предусматривается надзор и наблюдение Банком России в национальной платежной системе. В отношении значимых платежных систем предусматриваются полномочия Банка России по установлению дополнительных требований к функционированию значимых платежных систем, включая их платежную инфраструктуру. Значимые платежные системы также являются объектом наблюдения со стороны Банка России.

Особое внимание уделено в Законе о НПС рынку электронных переводов, который бурно развивается последнее десятилетие. В этой связи Закон о НПС ввел понятие электронных денег, понимая под ними денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета, для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность или деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций. Электронное средство платежа определяется как средство или способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Закон о НПС установил правило, что эмитентом указанных денег могут выступать организации, получившие лицензию Банка России на осуществление соответствующего вида переводов и находящиеся под его надзором.

Следует обратить особое внимание, что в Законе о НПС отражены специальные положения, позволяющие Банку России осуществлять надзор и наблюдение в национальной платежной системе (гл. 5 Закона о НПС).

Основными целями надзора и наблюдения в национальной платежной системе являются обеспечение стабильности национальной платежной системы и ее развитие.

Под надзором в национальной платежной системе следует понимать деятельность Банка России по контролю за соблюдением операторами по переводу денежных средств, являющимися кредитными организациями, операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры, требований Закона о НПС и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.

Существенным нововведением является распространение сферы надзора в национальной платежной системе на организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющими деятельность в сфере платежных систем. К таким организациям согласно законопроекту относятся операторы платежных систем, операционные центры, клиринговые центры. В отношении их Банком России будет осуществляться надзор за соблюдением требований законодательства о национальной платежной системе непосредственно на основании нового Закона. В отношении кредитных организаций будут продолжать применяться существующие инструменты и меры банковского надзора.

При осуществлении надзора в национальной платежной системе Банк России будет применять как контактные методы надзора, так и дистанционные. Так, в частности, Законом о НПС предусмотрены такие надзорные полномочия Банка России, как:

  • анализ документов и информации (в том числе данных отчетности), которые касаются деятельности поднадзорных организаций и участников платежных систем, а также организации и функционирования платежных систем;
  • проведение инспекционных проверок поднадзорных организаций.

Банк России самостоятельно определяет формы и сроки предоставления отчетности (отчетности поднадзорной организации и сводной отчетности по платежной системе), а также методику ее составления.

Инспекционные проверки, проводимые Банком России в поднадзорных организациях, подразделяются на плановые и внеплановые, комплексные и тематические (по отдельным вопросам деятельности поднадзорных организаций).

Банк России проводит плановые инспекционные проверки поднадзорных организаций не чаще одного раза в два года в соответствии с утвержденным Банком России планом проверок.

При нарушении бесперебойности функционирования значимой платежной системы Банк России проводит внеплановые инспекционные проверки. Срок проведения инспекционной проверки Банка России не может превышать три месяца.

Служащие Банка России, осуществляющие инспекционные проверки поднадзорной организации, наделяются широкими полномочиями. Так, Закон о НПС закрепляет за ними право получать и проверять документы поднадзорной организации; при необходимости получать копии документов для приобщения к материалам проверки; получать устные и письменные пояснения по вопросам деятельности поднадзорной организации; получать доступ в места осуществления деятельности поднадзорной организации; получать доступ к информационным системам поднадзорной организации, включая получение информации в электронном виде.

По итогам инспекционной проверки служащие Банка России, осуществляющие проверку, составляют акт инспекционной проверки, содержащий общую информацию о деятельности поднадзорной организации, информацию о выявленных в ходе проверки нарушениях с приложением подтверждающих документов, сведения о фактах противодействия проверке.

Обращает внимание, что Закон о НПС при описании способов воздействия на субъекты платежной системы со стороны Банка России вводит новые - по сравнению с существующими - правовые инструменты.

Во-первых, правовые инструменты воздействия Закон о НПС дифференцирует на действия и меры принуждения. Оставим этот эвфемизм "действия" на совести авторов Закона. Пожалуй, с правовой точки зрения было бы вернее говорить о мерах убеждения и мерах принуждения. Эти правовые инструменты зависят от последствий нарушений, допущенных поднадзорной организацией.

В случаях если нарушения требований Закона о НПС или принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России поднадзорной организацией непосредственно не влияют на бесперебойность функционирования платежной системы, а также не влияют на услуги, оказываемые участникам платежной системы и их клиентам, Банк России осуществляет следующие действия:

  1. доводит до сведения органов управления поднадзорной организации информацию о выявленном нарушении в письменной форме с указанием допущенного нарушения и срока, в течение которого такое нарушение должно быть устранено, при этом указанный срок не может быть менее 10 рабочих дней;
  2. направляет органам управления поднадзорной организации рекомендации надзорного органа по устранению выявленного нарушения и рекомендует им представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение нарушения.

Если же допущенные нарушения:

  • влияют на бесперебойность функционирования платежной системы (в том числе если действия (бездействие) поднадзорной организации повлекли приостановление (прекращение) осуществления переводов денежных средств в рамках платежной системы или их несвоевременное осуществление);
  • влияют на услуги, оказываемые участникам платежной системы и их клиентам;
  • допускаются повторно в течение последних 12 месяцев;
  • предписание Банка России не было выполнено в установленный срок;
  • не были устранены нарушения, информация о которых была доведена Банком России до сведения поднадзорной организации,

Банк России применяет меры принуждения, а именно:

  1. направляет предписание об устранении нарушения с указанием срока для его устранения;
  2. ограничивает (приостанавливает) предписанием оказание операционных услуг, в том числе при привлечении операционного центра, находящегося за пределами Российской Федерации, и (или) услуг платежного клиринга.

Последняя мера принуждения вводится на определенный предписанием срок и может включать ограничения:

  • предельного размера позиций на нетто-основе участника (участников) платежной системы;
  • предельного количества распоряжений участника (участников) платежной системы и (или) общей суммы указанных распоряжений в течение дня.

В случае неоднократного невыполнения предписаний с требованием об устранении нарушения, влияющего на бесперебойность функционирования платежной системы, в течение одного года со дня направления первого предписания Банка России об устранении такого нарушения Банк России исключает оператора платежной системы из реестра операторов платежных систем.

В случае неоднократного в течение года применения к оператору платежной системы, являющемуся кредитной организацией, за нарушение требований Закона о НПС или принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, если указанное нарушение влияет на бесперебойность функционирования платежной системы, мер, предусмотренных ст. 74 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" , Банк России исключает оператора платежной системы, являющегося кредитной организацией, из реестра операторов платежных систем. Решение об исключении из реестра операторов сродни решению об отзыве лицензии, так как оно означает ограничение субъективного права. Однако это решение не имеет столь фатальных для кредитной организации последствий, как решение об отзыве лицензии: этой организации "просто" будет запрещено быть оператором платежной системы, т.е. определять характер ее функционирования.

СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.

Решение об исключении оператора платежной системы из реестра операторов платежных систем оформляется в виде приказа Банка России и опубликовывается в официальном издании Банка России - "Вестник Банка России". Обжалование решения Банка России об исключении оператора платежной системы из реестра операторов платежных систем, а также применение мер по обеспечению иска (обеспечительных мер) не приостанавливает действия указанного решения Банка России.

Во-вторых, по характеру применяемых мер Закон о НПС четко разделяет кредитные и некредитные поднадзорные организации.

В отношении кредитных организаций признана возможность применения к ним мер в соответствии с требованиями ст. 34 Закона о НПС и ст. 74 Закона о Банке России (о возможности применения норм последней статьи прямо говорится в ч. 9 ст. 34 Закона о НПС).

В отношении некредитных организаций и должностных лиц (как кредитных, так и некредитных организаций) будут подлежать применению административные наказания в соответствии с новым составом ст. 15.36 КоАП. Так, этой статьей КоАП предусмотрено, что повторное в течение года неисполнение оператором платежной системы, операционным центром, платежным клиринговым центром предписания Банка России, направленного им при осуществлении надзора в национальной платежной системе, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При этом правом на составление протокола будет обладать Банк России, а дела подлежат рассмотрению судами. КоАП одновременно содержит оговорку, что эти административные наказания не распространяются на кредитные организации.

В отличие от надзора в национальной платежной системе, который нацелен на обеспечение строгого исполнения всеми поднадзорными организациями требований законодательства о национальной платежной системе, стабильности функционирования платежных систем, наблюдение в национальной платежной системе в большей степени ориентировано на задачи развития, следования стандартам лучшей мировой и отечественной практики, рекомендациям Банка России в целях обеспечения оптимального решения платежными системами задач эффективности и надежности (с точки зрения рисков), а также адекватности национальной платежной системы потребностям экономики, банковского сектора и финансового рынка Российской Федерации.

Законодатель предусмотрел, что Закон о НПС вступает в законную силу через 90 дней после официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу (180 дней, год, 18 месяцев). Установленные сроки позволяют будущим участникам национальной платежной системы адаптироваться к изменившимся правовым реалиям.

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • В. э. образование.
  • Работала 5 лет в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик. . .

Основная информация по национальной платежной системе России

Ясность внес 161-ФЗ, в котором дается четкое определение термина. Национальная платежная система РФ — объединение операторов по переводу денежных средств (включая и электронные деньги), банковских платежных агентов/субагентов, организаций почтовой связи, платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры. Субъекты и инструменты, при помощи которых совершается перевод денежных средств, включаются в структуру НПС.

НПС не признается юридическим лицом. Это объединение юридических лиц, связанных между собой рядом обязательственных договоренностей. Основное задачи платежной системы России:

  • Обеспечение устойчивости национальной российской валюты.
  • Использование субъектами денежных процессов только российской платежной инфраструктуры, без передачи данных за пределы Российской Федерации.
  • Регулирование деятельности операторов по переводу денежных средств, с целью обеспечения ее прозрачности.

НПС вводит ряд правил в отношении иностранных платежных систем, действующих на территории Российской Федерации. После принятия федерального закона, иностранные операторы регистрируются и работают на территории страны по новому регламенту.

НПС является объединением юридических лиц, связанных между собой рядом обязательственных договоренностей

Банк России в структуре национальной платежной системы

НПС — сложная совокупность большого количества элементов, деятельность которых нуждается в постоянном контроле. В любой иерархической системе, для ее нормального функционирования, должен присутствовать регулятор, отвечающий за ее координацию. В России таким регулятором признается Центральный Банк.

  • Разработка и проведение денежно-кредитной политики совместно с Правительством Российской Федерации. наличных денег и организация их обращения на территории РФ — в этой части ЦБ обладает монополией.
  • Контроль за бесперебойным и эффективным функционированием национальной платежной системы РФ.
  • Осуществление наблюдательных и надзорных функций всех процессов, происходящих в НПС.

Таким образом, ЦБ РФ является единоличным надзорным и регулятивным органом, под управлением которого находится вся платежная система России. Главный регулятор в единственном лице решает вопросы о допуске в НПС новых субъектов, а также об их исключении из системы.

Федеральный закон дал Банку России максимальный объем полномочий, что сделало его монополистом и главным элементом всей российской платежной системы. С практической точки зрения, средоточие всех инструментов надзора и управления в одном органе только повышает риски. С другой стороны, минимизируется вероятность наступления конфликта интересов, так как все решения принимаются ЦБ единолично.

Субъекты оказания платежных услуг

Чтобы стать частью НПС, надо получить одобрение Банка России

Платежная система России состоит из ряда элементов, основной составляющей среди которых признаются ее субъекты. В число субъектов НПС в соответствии с федеральным законом, входят:

  • Операторы по переводу денежных средств — кредитные и прочие финансовые организации, уполномоченные российским законодательством осуществлять переводы денежных средств.
  • Операторы по переводу электронных денег — организации, оказывающие услуги по переводу денег без открытия банковского счета.
  • Платежный агент — организация, не являющаяся кредитной, либо индивидуальный предприниматель, привлекаемые банками для проведения операций определенного направления.
  • Платежный субагент — организации и индивидуальные предприниматели, привлекаемые банковскими платежными агентами для осуществления тех или иных функций.
  • Операторы платежной системы — органы, определяющие правила работы ПС, либо выполняющие иные ключевые функции.
  • Операторы, оказывающий услуги платежной инфраструктуры.
  • Расчетные, операционные, клиринговые центры.

У каждого из указанных субъектов есть определенные функции. За их деятельностью следит Банк России, который под каждую группу субъектов разрабатывает требования. Нормальное функционирование НПС России возможно только, если между субъектами налажено бесперебойное взаимодействие.

Необходимо понимать, что НСПК МИР, созданная в 2014 году, является частью национальной платежной системы России

В чем разница между национальной платежной системой и национальной системой платежных карт МИР

НПС и НСПК МИР — далеко не одно и то же, несмотря на схожесть аббревиатур. Национальная платежная система представляет собой более обширную область экономического развития государства, составной частью которой является и НСПК МИР.

НСПК МИР создана в 2014 году из-за угрозы того, что крупнейшие игроки в лице Mastercard и VISA могли уйти с российского рынка. Учитывая то, что российской системы платежных карт до этого не существовало, уход этих компаний повлек бы большие проблемы для страны в целом. Следовательно, НСПК МИР — это неотъемлемая часть национальной платежной системы России.

1. Основными целями надзора и наблюдения в национальной платёжной системе являются обеспечение стабильности национальной платёжной системы и её развитие.

2. В целях настоящего Федерального закона надзор в национальной платёжной системе означает деятельность Банка России по контролю за соблюдением операторами по переводу денежных средств, являющимися кредитными организациями, операторами платёжных систем, операторами услуг платёжной инфраструктуры требований настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.

3. Надзор за соблюдением кредитными организациями требований настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России осуществляется Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 34 настоящего Федерального закона.

4. Надзор за соблюдением не являющимися кредитными организациями операторами платёжных систем, операторами услуг платёжной инфраструктуры (далее — поднадзорные организации) требований настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов Банка России осуществляется Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом.

5. В целях настоящего Федерального закона наблюдение в национальной платёжной системе означает деятельность Банка России по совершенствованию операторами по переводу денежных средств, операторами платёжных систем, операторами услуг платёжной инфраструктуры (далее — наблюдаемые организации), другими субъектами национальной платёжной системы своей деятельности и оказываемых ими услуг, а также по развитию платёжных систем, платёжной инфраструктуры (далее — объекты наблюдения) на основе рекомендаций Банка России.

1. При осуществлении надзора в национальной платёжной системе Банк России:

1) анализирует документы и информацию (в том числе данные отчётности), которые касаются деятельности поднадзорных организаций и участников платёжных систем, а также организации и функционирования платёжных систем;

2) проводит инспекционные проверки поднадзорных организаций в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона;

3) осуществляет действия и применяет меры принуждения в соответствии со статьёй 34 настоящего Федерального закона в случае нарушения поднадзорными организациями требований настоящего Федерального закона или принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.

2. Банк России определяет формы и сроки предоставления отчётности, в том числе в виде отчётности поднадзорной организации и сводной отчётности по платёжной системе, методику составления указанной отчётности.

3. При осуществлении надзора в национальной платёжной системе Банк России вправе запрашивать и получать от поднадзорных организаций и участников платёжной системы документы и иную необходимую информацию, в том числе содержащую персональные данные.

4. Порядок осуществления надзора в национальной платёжной системе определяется в соответствии с нормативными актами Банка России.

1. Банк России проводит плановые инспекционные проверки поднадзорных организаций не чаще одного раза в два года в соответствии с утверждённым Банком России планом проверок.

2. При нарушении бесперебойности функционирования значимой платёжной системы Банк России проводит внеплановые инспекционные проверки.

3. Инспекционные проверки могут проводиться по отдельным вопросам деятельности поднадзорных организаций либо являться комплексными.

4. При проведении инспекционной проверки поднадзорной организации уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право:

1) получать и проверять документы поднадзорной организации;

2) при необходимости получать копии документов для приобщения к материалам проверки;

3) получать устные и письменные пояснения по вопросам деятельности поднадзорной организации;

4) получать доступ в места осуществления деятельности поднадзорной организации;

5) получать доступ к информационным системам поднадзорной организации, включая получение информации в электронном виде.

5. По итогам инспекционной проверки уполномоченные представители (служащие) Банка России составляют акт инспекционной проверки, содержащий общую информацию о деятельности поднадзорной организации, информацию о выявленных в ходе проверки нарушениях с приложением подтверждающих документов, сведения о фактах противодействия проверке.

6. Срок проведения инспекционной проверки Банка России не может превышать три месяца.

7. Порядок проведения инспекционных проверок поднадзорных организаций регулируется нормативными актами Банка России.

1. В случаях, если нарушения требований настоящего Федерального закона или принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России поднадзорной организацией непосредственно не влияют на бесперебойность функционирования платёжной системы, а также не влияют на услуги, оказываемые участникам платёжной системы и их клиентам, Банк России осуществляет следующие действия:

1) доводит до сведения органов управления поднадзорной организации информацию о выявленном нарушении в письменной форме с указанием допущенного нарушения и срока, в течение которого такое нарушение должно быть устранено, при этом указанный срок не может быть менее 10 рабочих дней;

2) направляет органам управления поднадзорной организации рекомендации надзорного органа по устранению выявленного нарушения и рекомендует им представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение нарушения.

2. В случаях, если нарушения требований настоящего Федерального закона или принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России поднадзорной организацией влияют на бесперебойность функционирования платёжной системы либо на услуги, оказываемые участникам платёжной системы и их клиентам, Банк России применяет одну из следующих мер принуждения:

1) направляет предписание об устранении нарушения с указанием срока для его устранения;

2) ограничивает (приостанавливает) предписанием оказание операционных услуг, в том числе при привлечении операционного центра, находящегося за пределами Российской Федерации, и (или) услуг платёжного клиринга.

3. В предписание об устранении нарушения не включается информация о неприменении поднадзорной организацией документов (актов) Банка России, не являющихся нормативными актами, предписаниями Банка России или актами Банка России, предусмотренными пунктом 1 части 1 настоящей статьи.

4. Меры принуждения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, применяются Банком России также в следующих случаях:

1) при повторном в течение последних 12 месяцев нарушении поднадзорной организацией требования настоящего Федерального закона или принятого в соответствии с ним нормативного акта Банка России, если в отношении поднадзорной организации Банком России за нарушение этого требования осуществлялись действия, предусмотренные пунктом 1 части 1 настоящей статьи, или применялись меры принуждения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи;

2) при действиях (бездействии) поднадзорной организации, повлёкших (повлёкшем) приостановление (прекращение) осуществления переводов денежных средств в рамках платёжной системы либо их несвоевременное осуществление, если в отношении поднадзорной организации Банком России осуществлялись действия, предусмотренные пунктом 1 части 1 настоящей статьи, или применялись меры принуждения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи;

3) если предписание Банка России не было выполнено поднадзорной организацией в установленный срок;

4) при неустранении нарушения, информация о котором была доведена Банком России до сведения поднадзорной организации в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, в установленный срок.

5. Мера принуждения, указанная в пункте 2 части 2 настоящей статьи, вводится на определённый предписанием срок и может включать ограничения:

1) предельного размера позиций на нетто-основе участника (участников) платёжной системы;

2) предельного количества распоряжений участника (участников) платёжной системы и (или) общей суммы указанных распоряжений в течение дня.

6. В случае, если по истечении срока действия меры принуждения, указанной в пункте 2 части 2 настоящей статьи, допущенные нарушения не устранены, срок действия данной меры принуждения может быть продлён предписанием Банка России до устранения нарушения.

7. Предписание Банка России о применении меры принуждения, указанной в пункте 2 части 2 настоящей статьи, направляется оператору платёжной системы и оператору услуг платёжной инфраструктуры, в отношении которых вводится ограничение.

8. В случае неоднократного невыполнения предписаний с требованием об устранении нарушения, влияющего на бесперебойность функционирования платёжной системы, в течение одного года со дня направления первого предписания Банка России об устранении такого нарушения Банк России исключает оператора платёжной системы из реестра операторов платёжных систем.

11. Банк России привлекает поднадзорную организацию и её должностных лиц к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

1. Наблюдение в национальной платёжной системе включает следующие виды деятельности:

1) сбор, систематизацию и анализ информации о деятельности наблюдаемых организаций, других субъектов национальной платёжной системы и связанных с ними объектов наблюдения (далее — мониторинг);

2) оценку деятельности наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения (далее — оценка);

3) подготовку по результатам указанной оценки предложений по изменению деятельности оцениваемых наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения (далее — инициирование изменений).

2. Приоритетным является наблюдение за значимыми платёжными системами, которое осуществляется Банком России посредством всех видов деятельности, указанных в части 1 настоящей статьи. В отношении наблюдаемых организаций, других субъектов национальной платёжной системы, платёжных систем, не являющихся значимыми, а также других объектов наблюдения Банк России осуществляет мониторинг.

3. При осуществлении мониторинга Банк России вправе запрашивать и получать от наблюдаемых организаций, других субъектов национальной платёжной системы информацию об оказываемых ими платёжных услугах, услугах платёжной инфраструктуры.

5. При осуществлении оценки Банк России определяет степень соответствия наблюдаемых организаций и связанных с ними объектов наблюдения рекомендациям Банка России, к которым относятся собственные рекомендации Банка России, а также рекомендации по использованию стандартов или лучшей мировой и отечественной практики, при условии опубликования соответствующих документов в изданиях Банка России на русском языке. При необходимости Банк России издаёт методические разъяснения по использованию указанных рекомендаций.

7. До проведения оценки Банк России предлагает оператору значимой платёжной системы самостоятельно провести предварительную оценку с применением опубликованных методик оценки и направлением результатов оценки в Банк России. Предварительная оценка, проведённая оператором значимой платёжной системы, учитывается при проведении оценки Банком России.

8. Обобщённые результаты оценки опубликовываются и размещаются на интернет-сайте Банка России. Детализированные результаты оценки могут быть опубликованы Банком России с согласия оператора оцениваемой значимой платёжной системы.

9. При инициировании изменений по результатам оценки Банк России может:

1) довести материалы оценки и её результаты до органов управления наблюдаемой организации с их последующим обсуждением;

2) совместно с наблюдаемыми организациями разработать мероприятия по предлагаемым изменениям;

3) опубликовать и разместить на интернет-сайте Банка России информацию об отказе наблюдаемой организации принять предложенные Банком России изменения, а также позицию наблюдаемой организации по данному вопросу.

10. Банк России опубликовывает обзор результатов наблюдения за значимыми платёжными системами и общий обзор результатов наблюдения в национальной платёжной системе не реже одного раза в два года.

11. Порядок осуществления наблюдения в национальной платёжной системе определяется нормативными актами Банка России.

1. При осуществлении надзора и наблюдения в национальной платёжной системе Банк России взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти.

3. При осуществлении надзора и наблюдения за платёжными системами, в которых осуществляются переводы денежных средств в целях расчётов по обязательным видам страхования гражданской ответственности, предусмотренным законодательством Российской Федерации, Банк России взаимодействует с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

1. Сотрудничество Банка России с центральными банками и иными органами надзора и наблюдения в национальных платёжных системах иностранных государств осуществляется в соответствии с заключёнными с ними соглашениями (меморандумами) о сотрудничестве.

2. Банк России может запросить центральный банк и иной орган надзора и наблюдения в национальной платёжной системе иностранного государства о предоставлении информации или документов, которые получены в ходе исполнения функций надзора и наблюдения, а также может предоставить центральному банку и иному органу надзора и наблюдения в национальной платёжной системе иностранного государства указанные информацию или документы, которые не содержат сведений о переводах денежных средств, при условии обеспечения указанным органом надзора и наблюдения в национальной платёжной системе режима сохранности информации, соответствующего установленным законодательством Российской Федерации требованиям обеспечения сохранности информации, предъявляемым к Банку России. В отношении информации и документов, которые получены от центральных банков и иных органов надзора и наблюдения в национальных платёжных системах иностранных государств, Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации в соответствии с заключёнными соглашениями (меморандумами) о сотрудничестве.

Читайте также: