Может ли директор быть юристом

Обновлено: 10.05.2024

Как пояснил Суд, нормы АПК не ограничивают право лиц, участвующих в деле, иметь нескольких представителей, один из которых обязательно должен иметь высшее юридическое образование либо ученую степень по такой специальности


Повод для обращения в КС и позиция заявителей

При рассмотрении кассационной жалобы общества на судебные акты по оспариванию решения налогового органа арбитражный суд округа не допустил до судебного разбирательства одного из его учредителей и исполнительного директора Константина Бударина в качестве представителя этого юрлица. Отказ суд округа мотивировал тем, что Бударин как не является генеральным директором ООО, так и не имеет высшего юридического образования или ученой степени по такой специальности. В связи с этим в кассационной инстанции интересы общества защищали два его представителя по доверенности, удовлетворяющие квалификационным требованиям.

В жалобе в Конституционный Суд заявители указали, что ч. 3 ст. 59, ч. 4 ст. 61 и ч. 4 ст. 63 АПК противоречат Основному Закону, поскольку не позволяют участнику (учредителю) ООО, являющемуся его исполнительным директором, глубоко осведомленному о специфике его предпринимательской деятельности и до того успешно выступавшему представителем в спорах с участием общества, представлять интересы последнего в арбитражном суде на основании доверенности без юридического образования.

КС проанализировал порядок судебного представительства в ряде отраслей права

После изучения материалов дела высшая судебная инстанция напомнила, что право на судебную защиту не предполагает выбора по своему усмотрению любых ее способов и процедур, а право вести свои дела в суде через самостоятельно избранного представителя не означает возможности участия в судопроизводстве любого лица в качестве представителя. В свою очередь, законодатель уполномочен установить критерии квалифицированной юридической помощи и обусловленные ими особенности допуска тех или иных лиц в качестве защитников или представителей в конкретных видах судопроизводства, но при этом должен обеспечиваться баланс публичных интересов и законных интересов лица.

В рамках арбитражного судопроизводства отступление от принципа диспозитивности при выборе представителя возможно, лишь если установленные законодателем ограничения продиктованы конституционно значимыми целями. При этом подходы, продиктованные, к примеру, спецификой административного судопроизводства с участием граждан по конкретным делам, предметом которых были публичные отношения, не связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, не могут быть автоматически распространены на любые дела с участием организаций в арбитражном процессе.

Конституционный Суд также отметил, что, в отличие от граждан, организации по своей природе не могут непосредственно участвовать в судопроизводстве, поэтому отсутствие у них возможности иметь представителя для реализации своих прав как участника арбитражного процесса лишало бы их самого права на судебную защиту на основе конституционных принципов состязательности и равноправия сторон. Таким образом, подчеркнул Суд, оспариваемые заявителями нормы устанавливают лишь минимальный стандарт обеспеченности участников арбитражного судопроизводства квалифицированной юридической помощью. Соответственно, они предполагают необходимость того, чтобы в случае ведения лицом дела в арбитражном суде через представителей (за исключением лиц, которые в силу закона, иного правового акта или учредительного документа уполномочены выступать от имени организации) оно гарантированно бы имело профессионального представителя.

Следовательно, спорные нормы, требуя, чтобы при наличии у лица, участвующего в деле, нескольких представителей хотя бы один из них (за исключением лиц, осуществляющих представительство в силу закона, иного правового акта или учредительного документа организации) имел высшее юридическое образование либо ученую степень по такой специальности, не возлагают те же квалификационные ограничения на иных представителей данного лица. Такое правило не расходится и с подходами, принятыми законодателем в иных отраслях права (в частности, уголовно-процессуальном).

В налоговых спорах могут участвовать и представители юрлица без высшего юридического образования

Суд добавил, что отсутствие возможности привлечь в качестве представителей (наряду с адвокатами и другими лицами, имеющими высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности) тех лиц, которые связаны с организацией и в силу корпоративного участия, имущественных, трудовых отношений способны оказывать влияние на ее деятельность, несоразмерно ограничивало бы права участвующей в деле организации довести до суда свою позицию в тех случаях, когда организация заинтересована в представлении суду их объяснений.

В рассматриваемом деле, пояснил КС, Константин Бударин был глубоко вовлечен в деятельность общества, а его объяснения могли содержать ценную для суда информацию, так как рассмотрение налоговых споров касается разрешения не только сугубо правовых вопросов, но и правильности ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетности, а такой вид деятельности осуществляют бухгалтеры, аудиторы и в целом лица, имеющие финансовое и экономическое образование. При этом в налоговых спорах распространена практика совместного представительства интересов налогоплательщика с участием одновременно профессионального юриста и профильного работника организации (исполнительного директора, главного бухгалтера, бухгалтера), обладающего финансовым или экономическим образованием и сведущего в тех аспектах ее деятельности, которые подлежат судебному исследованию. Следовательно, заявители по делу столкнулись с неоправданным и непропорциональным ограничением права на судебную защиту.

В связи с этим Суд признал оспариваемые нормы соответствующими Конституции и распорядился пересмотреть судебные акты по делу заявителей.

При этом наибольшее внимание было уделено делам о банкротстве и налоговым спорам, имеющим важное значение для практики


Управляющая компания вместо генерального директора может оказаться удобным решением для собственников бизнеса, когда руководство организацией можно передать группе профессионалов, которые смогут обеспечить предприятию юридическую и финансовую безопасность. Рассмотрим нюансы работы управляющей компании в роли исполнительного органа организации.

Что говорит закон об управляющей компании как исполнительном органе общества

Возможность избрать в качестве единоличного исполнительного органа (ЕИО) управляющую компанию предусмотрена как в обществах с ограниченной ответственностью (ООО), так и в акционерных обществах (АО).

ВАЖНО! Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность передачи полномочий ЕИО нескольким физическим или юридическим лицам (п. 3 ст. 65.3 ГК РФ). Но такая норма должна быть прописана в Уставе организации. Это дает возможность передавать каждой управляющей компании лишь часть полномочий гендиректора. Кроме того законодательством не запрещено передать лишь часть полномочий управляющей компании или ИП, но в данном случае потребуется либо оставить директора для осуществления не переданных управляющей компании полномочий, либо распределить их между другими органами ООО.

Как оформить договор с управляющей компанией в качестве ЕИО

Договор с управляющим или управляющей организацией подписывает лицо, председательствовавшее на собрании, на котором было принято решение об избрании ЕИО. Если при заключении договора с гендиректором-физлицом необходимо руководствоваться как гражданским, так и трудовым кодексом, то заключение договора на управление предприятием с юрлицом избавляет собственников от трудовых правоотношений с руководителем.

Руководителем компании может быть и индивидуальный предприниматель. Нюансы оформления отношений с третьим лицом - управленцем, не входящим в трудовой коллектив предприятия, подробно рассмотрены в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Четких требований к содержанию договора на передачу полномочий ЕИО управляющей компании нет. Суды определяют договор на управление организацией отдельным видом договора, не имеющим отношение к доверительному управлению имуществом. Такую позицию высказал, например, ФАС Поволжского округа в своем постановлении от 21.05.2009 № А55-13261/2008.

Как зарегистрировать изменения в ЕГРЮЛ в случае, когда единоличный исполнительный орган — управляющая компания

В течение 3 рабочих дней после вступления в силу договора с управляющей компанией необходимо подать заявление для внесения записи в ЕГРЮЛ по форме 13014. Если этого не сделать вовремя, то регистрирующий орган вправе наложить административный штраф в размере 5000 рублей или выписать предупреждение (п. 3 ст. 14.25 КоАП). Если этого не сделать совсем, то штраф предполагается в размере от 5000 до 10 000 рублей (п. 4 ст. 14.25 КоАП).

При передаче полномочий гендиректора управляющей компании возникает спорный вопрос с адресом организации. Закон не обязывает менять адрес предприятия на адрес управляющей компании. Несовпадение адреса организации и адреса управляющей компании не может служить причиной для отказа в госрегистрации изменений в ЕГРЮЛ. Такие разъяснения даны в письме Минфина РФ от 12.12.2016 № 03-12-13/74221. Есть и арбитражная практика, подтверждающая такую позицию (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 21.10.2016 № Ф06-13202/2016 по делу № А65-3626/2016).

Кто фактически осуществляет функции руководителя при передаче полномочий управляющей компании

После внесения записи в ЕГРЮЛ без доверенности представлять интересы предприятия может только генеральный директор управляющей компании. Но он вправе оформить доверенность на представление своих интересов на иное лицо. Изменение доверенного лица или ЕИО управляющей компании не обязывает организацию вносить запись в ЕГРЮЛ. Такую позицию подтверждает письмо ФНС России от 31.01.2014 № СА-4-14/1645@ (приложение 1, графа 14.2.05.36).

Закон не обязывает нотариально удостоверять доверенность, выдаваемую руководителем управляющей компании. Подтверждает это и арбитражная практика (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 № 10АП-19144/2014).

Как отразить расходы на управление организацией в бухгалтерском и налоговом учете

Налоговые органы не всегда признают расходы по договору с управляющей компанией. Причиной тому является отсутствие подобных затрат в закрытом перечне расходов, предусмотренных НК для уменьшения налогооблагаемой базы по единому налогу при УСН.

А в случае с налогом на прибыль причиной часто является неправильная трактовка налоговиками положений договора на управление. Как, например, в уже упомянутом постановлении ФАС Поволжского округа № А55-13261/2008. Налоговые органы рассматривают управляющую компанию не как ЕИО, а как исполнителя, оказывающего услуги по управлению предприятием, что в понимании налоговиков должно исключать одновременное наличие в штате предприятия любых специалистов, занимающих управляющие должности.

Для того чтобы снизить вероятность появления претензий со стороны ФНС, следует очень четко прописать предмет договора на управление.

А в случае с упрощенкой даже хорошо составленный договор не поможет уменьшить налогооблагаемую базу. Письмо Минфина РФ от 13.02.2013 № 03-11-06/2/3694 дает однозначное разъяснение о том, что это невозможно даже несмотря на то, что в расходы принимаются бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги. Затраты по договору на осуществление полномочий ЕИО к таким услугам не относятся. Нельзя их включить и в материальные издержки.

В бухучете расходы по договору с управляющей компанией относятся на тот же счет, на который начислялась бы зарплата руководителя. В зависимости от вида деятельности проводка может выглядеть так:

Дт 20, 26, 44 Кт 60

Итоги

Законом описаны далеко не все тонкости, возникающие при назначении управляющей компании вместо генерального директора. Поэтому некоторые вопросы, вероятно, придется решать в судебном порядке. Но если максимально подробно описать взаимодействие с управляющей компанией в договоре, то многих проблем удастся избежать.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Анна Викулина

Контролировать работу юриста в штате проще, если есть должностная инструкция. Нужно регулярно актуализировать документ – тогда он поможет увеличить эффективность сотрудников. Разбираем, как упростить работу с должностными инструкциями юридического отдела

Задачи юриста в организации

Принято считать, что представлять интересы организации в суде – основная функциональная обязанность юрисконсульта. Но на самом деле, функций у юриста в компании больше:

  • отвечать за документацию, чтобы вся работа компании велась в рамках закона
  • отслеживать и пресекать нарушение законодательства, которое ведет к финансовым потерям
  • выстраивать сотрудничество с поставщиками, заказчиками, органами власти
  • использовать нормы права в интересах компании

Юрист – главный в компании по вопросам законодательства. От его компетенций напрямую зависит работа организации. Тонкости нормативно-правовых актов, изменения в законах, досудебные соглашения – за все эти вопросы должен отвечать юрисконсульт.

Также на юриста возлагается ответственность по подготовке всех юридических документов в организации. Важно это сделать быстро и без ошибок.

Должностные обязанности юриста

Служебные обязанности юриста включают в себя конкретный список задач:

  • актуализация правовой базы компании
  • составление договоров и сопровождение сделок
  • работа с внутренним документооборотом
  • визирование документов
  • управление рисками компании на уровне юридической службы
  • оформление лицензий и разрешений
  • составление исков и претензий
  • работа с органами власти
  • консультации сотрудников компании

Но не всегда юрист выполняет все задачи, которые он должен. Отслеживать эффективность работы руководителю отдела помогает должностная инструкция. Для чего юристу нужна должностная инструкция

Должностная инструкция в коммерческих организациях необязательна. На крупных предприятиях, в государственных и муниципальных структурах документ воспринимается как анахронизм. Но должностная инструкция юриста на предприятии – не формальность. Документ нужен по нескольким причинам:

  • это гарантия безопасного сотрудничества – в случае разногласий документ может стать доказательством в суде
  • в инструкции можно обозначить общие положения по работе штатного юриста
  • четко прописать права и обязанности, чтобы не было вопросов от сотрудников по выполнению задач
  • обозначить ответственность в случае ошибок
  • отслеживать выполнение задач, меняя документ в зависимости от потребностей компании

Что включать в должностную инструкцию юриста

Составить должностную инструкцию можно по классической схеме. Обычно структура документа состоит из четырех базовых блоков.

Общие положения:

  1. В первом пункте надо прописать, к какой категории сотрудников относится юрисконсульт.
  2. Затем указать, на каком основании принимают на работу и увольняют сотрудника, а также кто заменяет его во время отпуска или больничного. Заменить сотрудника может специалист, у которого есть аналогичный опыт и тот же уровень профессионального образования.
  3. После этого следует отметить, какие требования есть к образованию, опыту работы, уровню квалификации юрисконсульта и кому он подчиняется.
  4. Следующий пункт – перечисление всех отраслей права и нормативно-правовых актов, которые должен знать юрист.
  5. Также в общих положениях указывают информацию о стандартах заполнения документов, о необходимости соблюдать правила охраны труда и пр.
  6. Список документов, на которые должен опираться юристконсульт в работе.

Обязанности юрисконсульта. Здесь надо максимально подробно расписать обязанности специалиста – выше о них мы писали.

Права юриста. В пункте указывают те правомочия, которые нужны для исполнения обязанностей: представлять интересы компании, запрашивать информацию в других отделах, подписывать документы, отслеживать и предлагать исправления в локальные договоры и акты, принимать решения в рамках полномочий, участвовать в развитии компании и пр.

Ответственность. В пункте прописывают, какие санкции и в каких случаях применяются к юристу. За что юриста можно привлечь к ответственности:

  • за игнорирование обязанностей
  • нарушение дисциплины и правил компании
  • нарушение закона
  • разглашение коммерческой тайны
  • порча имущества

В документе отдельно надо отметить, что за разглашение коммерческой тайны сотрудник будет привлечен к дисциплинарной ответственности и уволен.

Эти четыре пункта обычно включены в любую должностную инструкцию юриста организации. Но в реальности документ может содержать и другие пункты. Некоторые ООО в деталях прописывают обязанности, права и ответственность юриста, создавая дополнительные разделы.

Как правильно оформлять должностную инструкцию

Сверху надо написать название инструкции, а ниже – должность, имя и должность сотрудника, утвердившего документ, и дата утверждения. Затем идет основная часть.

В заключении подписи оставляет непосредственный начальник и сам юрисконсульт. Специалист должен оставить подпись под документом до начала работы – это гарантирует, что сотрудник познакомился с текстом инструкции и согласен с ним.

Важно регулярно обновлять инструкцию, иначе документ быстро устаревает и становится формальностью. Актуализировать информацию надо: при появлении новых бизнес-процессов, при реструктуризации компании или открытии филиалов. То есть, во всех случаях, когда функционал сотрудника меняется.

Работа с документами требует особой внимательности.

Образец должностной инструкции в программе Юрайт

Скачайте пустой бланк должностной инструкции юриста и заполненный образец должностной инструкции.

Пользу должностная инструкция принесет, если не будет пылиться в архиве кадрового отдела или дома у юриста. Идеальный вариант – доступ к быстрому просмотру на ИТ-ресурсах компании. Так, в корпоративный портал на SharePoint или в корпоративную Wiki на базе Confluence можно встроить должностные инструкции юристов, руководителя и регламент работы юридического отдела.

Рис.1 Должностная инструкция

Рис.1 Должностная инструкция

Подобные решения ускоряют адаптацию сотрудников и увеличивают прозрачность процессов в компании. Дополнительно эффективность можно отследить, если расписать KPI сотрудников и сроки выполнения задач.

Рис.2 Доска задач

Рис.2 Доска задач

Но чтобы должностные инструкции были не просто формальностью, нужна автоматизация процессов. Документ – это всего лишь план, а автоматизация – план-факт. Компания в динамике отслеживает любые изменения в штате, например, перераспределение обязанностей или реструктуризацию.

ИТ-решение помогает отследить четыре главных элемента должностной инструкции юриста:

  1. Общие положения. Базовая составляющая инструкции, где представлены справочники и структура системы, а также визуальная схема компании.
  2. Функциональный обязанности – раздел программы с отчетами, списками, задачами.
  3. Права юриста. Раздел предусматривает возможность ограничить уровни доступа сотрудника к программе. Например, запретить согласовывать документы или выполнять чужую задачу.
  4. Ответственность юриста. В разделе можно контролировать сроки выполнения задач и при желании – качество. Есть возможность создать план-факт по задачам и оценивать удовлетворенность, фиксировать инциденты с полной информацией о случившемся.

Программа подготовки должностной инструкции

Понятный интерфейс и приятный дизайн делают работу с программой простой и удобной. Даже неопытные пользователи ПК могут быстро разобраться с функционалом.

    Планирование. В софте есть планировщик, куда можно вносить любые события, например, заседания суда, встречи или совещания.

Рис.3 Планировщик

Рис.3 Планировщик

Рис.4 Согласование договора

Рис.4 Согласование договора

Рис.5 Исходящие претензии

Рис.5 Исходящие претензии

Рис.6 Список участников ООО

Рис.6 Список участников ООО

Рис.7 Электронная почта

Рис.7 Электронная почта

Рис.8 Сформированные отчеты

Рис.8 Сформированные отчеты

Номинальный директор

С момента регистрации ООО от его имени действует единоличный исполнительный орган — руководитель. Формально это самая главная фигура, которая несёт административную и уголовную ответственность за действия компании. Такое положение провоцирует некоторых учредителей на то, чтобы нанять лицо, на которое можно переложить все имущественные риски бизнеса. Кто такой номинальный директор, и стоит ли передавать ему управление организацией? Узнайте об этом в нашей публикации.

Признаки номинального директора ООО

Федеральная налоговая служба давно и настойчиво борется с фиктивными директорами, занося их в реестры:

  • дисквалифицированных лиц;
  • массовых руководителей;
  • директоров компаний, исключенных из ЕГРЮЛ с долгами перед бюджетом.

Если при проверке заявления Р11001 окажется, что будущий руководитель находится в одном из реестров, в регистрации ООО откажут.

К подозрительным признакам, указывающим на номинального руководителя, ФНС также относит отсутствие у него постоянного места работы и профессионального образования, невысокий уровень доходов, возраст не старше 25–30 лет.

В качестве дополнительного контрольного мероприятия ИФНС может пригласить лицо, заявленное директором, на беседу. Цель — выяснить истинные мотивы человека, сведения о котором будут занесены в ЕГРЮЛ.

Среди заданных вопросов могут быть такие:

  • имеете ли вы представление о том, чем будет заниматься созданная организация;
  • есть ли у вас достаточный руководящий опыт и соответствующее образование;
  • в каких отношениях вы находитесь с учредителями;
  • подтверждаете ли вы, что лично будете управлять финансово-хозяйственной деятельностью ООО;
  • подозреваете ли вы, что вас могут использовать в качестве номинального директора;
  • осознаете ли вы, что несёте субсидиарную ответственность по долгам создаваемого юридического лица.

Но кроме признаков номинала, которые можно выявить на этапе регистрации общества с ограниченной ответственностью, есть те, которые проявляются уже при ведении бизнеса:

  • руководитель не является лично в налоговую инспекцию или приходит с адвокатом;
  • при беседе с инспектором выясняется, что директор не в курсе хозяйственной деятельности своего ООО;
  • руководитель не может пояснить данные налоговой и бухгалтерской отчётности;
  • неоднократное отсутствие руководящего лица по месту прописки или юридическому адресу, невозможность связаться с ним по телефону.

Бесплатное бухгалтерское обслуживание от 1С

Для чего компании номинальный директор

Сразу стоит сказать, что для учредителей нет особого смысла прибегать к такому варианту руководства, как номинальный директор. Солидарную ответственность за несостоятельность компании будет нести также реальный собственник бизнеса, как лицо, контролирующее должника.

Но кроме желания уйти от возможной ответственности работа номинальным директором может быть предложена учредителями в следующих ситуациях:

Официально такого понятия, как работа номинальным директором, не существует, поэтому ответственности именно за это закон не устанавливает. Однако такая ситуация несёт риски для обеих сторон.

Риски при назначении номинального директора

Конечно, если учредители идут на то, чтобы передать управление компанией номиналу, они стараются себя обезопасить. В организацию, где реально планируется вести бизнес, пригласят не человека с улицы, а родственника, приятеля, другое доверенное или зависимое лицо.

В большинстве случаев настоящие собственники компании, получающие прибыль от неё (так называемые бенефициары), не отдают номиналу все рычаги управления. Для защиты от возможных несогласованных действий подставного руководителя применяются следующие меры:

Несмотря на это, риски назначения номинала на руководящую должность для самого ООО всё равно существуют.

Ответственность номинального директора

Работа номинальным директором — это вовсе не вакансия мечты. Среди возможных последствий не только серьёзная административная ответственность, но и уголовное преследование. Расскажем об этом подробнее.

Номинальный директор — ответственность гражданско-правовая

Если под руководством номинального директора ООО причинило ущерб бюджету или другим кредиторам, то его придётся возместить в полном объеме. Как правило, такая субсидиарная ответственность возникает при доведении компании до банкротства.

Руководитель будет признан виновным, если он:

  • не соблюдал принципы добросовестности и разумности при выполнении должностных обязанностей, из-за чего общество утратило имущество, за счёт которого можно было удовлетворить требования кредиторов;
  • совершал заведомо убыточные сделки;
  • вовремя не подал заявление о банкротстве ООО при наличии его признаков;
  • в ходе процедуры банкротства не передал управляющему документацию организации-должника или передал недостоверную информацию, из-за чего невозможно установить контролирующих лиц.

Напомним, что номинала не допускают к реальному управлению компанией, поэтому он действительно может быть не в курсе тех махинаций, которые проводят от его имени. Но чтобы освободиться от субсидиарной ответственности, он должен суметь доказать, что его вины в таких действиях нет, а сделать это совсем не просто.

Номинальный директор — ответственность административная

Не надо забывать о том, что руководитель в ответе за все действия организации в гражданских, налоговых, трудовых и других правоотношениях. Многочисленные штрафы за возможные нарушения налагаются не только на само ООО, но и на директора.

Предусмотрена также особая административная ответственность за преднамеренное банкротство по статье 14.12 КоАП РФ — штраф до 10 000 рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет.

Номинальный директор — ответственность уголовная

Основная уголовная ответственность для номинала предусмотрена статьями 173.1 и 173.2 Уголовного кодекса РФ. В частности, речь в них идёт о предоставлении в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений о подставных лицах.

А фиктивный руководитель, который не имел реального намерения управлять обществом с ограниченной ответственностью, таким лицом и является. В этом случае номинальному директору грозит штраф до 500 тысяч рублей, исправительные работы или лишение свободы на срок до пяти лет. И хотя основная часть приговоров по таким статьям не приводит к реальному лишению свободы, но судимость у человека будет.

Уголовная ответственность для номинального директора может наступить и в период действия организации. Не имея реальной возможности управлять он, тем не менее, должен соблюдать требования, установленные законодательством.

И если, например, возглавляемая фиктивным руководителем организация не платит работникам зарплату, ответственность по статье 145.1 УК РФ будет нести он. Вот ещё несколько статей Уголовного кодекса, по которым могут быть привлечены номинальные управленцы:

Читайте также: