Определите какой характер имела философско правовая мысль в россии 19 века

Обновлено: 16.06.2024

Философия всегда играла особую роль в становлении и формировании интеллектуальной культуры человека благодаря своему многовековому опыту критического и рефлексивного осмысления глубинных ценностей и жизненных ориентиров. Во все времена и эпохи философы брали на себя функцию прояснения проблем человеческого существования, спрашивали, что такое человек, как он должен жить, на что ориентироваться, как вести себя во времена культурного кризиса.

Философия — это выражение духовного опыта нации, ее интеллектуального потенциала, воплощенного в многообразии ее культурных творений. Синтез философского и исторического знания, направленный не на описание исторических фактов и событий, а на раскрытие их внутреннего смысла.

Русская философия сравнительно молода. Она вобрала в себя лучшие философские традиции европейской и мировой философии. По своему содержанию она обращена ко всему миру и к человеку, и направлена на изменение и совершенствование как мира (что характерно для западноевропейской традиции), так и самого человека (что характерно для восточной традиции). В то же время это очень оригинальная философия, которая включает в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противоборство мнений, школ и направлений. Западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, религиозная философия и атеизм сосуществуют и вступают в диалог. Ни один фрагмент не может быть исключен из его истории и целостного содержания — это ведет лишь к обеднению его содержания.

Русская философия развивалась в сотрудничестве, но и в определенном > с философией Запада.

Русские философы не принимали ни идеал потребления и сытого благополучия, ни позитивистско-рационалистическую модель человека, противопоставляя всему этому свой взгляд, свое видение реальности.

Центральной идеей русской философии был поиск и обоснование особого места и роли России в общей жизни и судьбе человечества. И это важно для понимания русской философии, которая имеет свои особенности именно в силу своеобразия своего исторического развития.

По всем этим причинам нет сомнений в актуальности данной темы и необходимости ее изучения. Для раскрытия данной темы мы рассматриваем русскую философию XIX — XX веков по основным историческим этапам развития, в рамках каждого этапа мы расставляем видных представителей философских течений этого периода, суть их философских идей и учений, направления их философских поисков.

По своему содержанию русская философия универсальна, она исследует различные темы. Нетипичная, противоречивая социальная натура обусловила его особый интерес к общественно-политическим проблемам. Более того, русская философия была озабочена не столько социально-философскими проблемами в целом, сколько судьбой собственной страны.

Русская философия предстает перед нами в стремлении организовать жизнь на европейский лад и в желании защитить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния.

В целом, русская философия XIX-XX веков была отражением идейных поисков исторического пути России.

В противостоянии идей славянофилов и западников в итоге победила западная ориентация, а на русской почве трансформировалась в теорию марксизма-ленинизма.

Русская философия 19 века. Особенности развития философских идей в России в первой половине 19 века

Славянофильство и западничество

XIX и XX века — это время пробуждения самостоятельной философской мысли в России, появления новых течений в философии, демонстрирующих чрезвычайное разнообразие подходов к проблеме человека. На протяжении веков менялись интеллектуальные установки и преобладающие мировоззренческие тенденции. Однако тема человека осталась неизменной; она послужила основой для множества теоретических вопросов.

Панорама человеческих концепций, возникших в течение этих столетий, обширна. В него входят представители различных философских течений.

Таким образом, русская философия предстает как история борьбы двух противоположных направлений: стремления организовать жизнь на европейский лад и желания защитить традиционные формы национальной жизни от иностранного влияния, что привело к возникновению двух философско-идеологических направлений: славянофильства и западничества.

Начало самостоятельной философской мысли в России связано со славянофильством. Основатели этого движения А.С. Хомяков (1804-1861) и И.В. Киреевский (1806-1856). Они открыто выступали против западного, одностороннего рационалистического способа философствования, предполагающего единство интеллекта, воли и чувств. Интеллектуальной основой славянофильства было ортодоксальное христианство, с позиций которого они критиковали материализм и классический идеализм Канта и Гегеля. Славянофилы отстаивали оригинальную доктрину Соборности, объединения людей на основе высших духовных, религиозных ценностей — любви и свободы.

Славянофилы рассматривали классовую борьбу, эгоизм, стремление к материальным ценностям как неизлечимый порок Запада. Своеобразие России они связывали с отсутствием непримиримых классовых противоречий в ее истории, в организации народной жизни славян на основе крестьянской поземельной общины. Эти идеи, нашли поддержку и сочувствие последующих поколений русских религиозных философов (Н.Ф.Федоров, В.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков и другие).

Видными представителями западников были Ф.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.

Спор между славянофилами и западниками в 19 веке был решен в пользу последних. Но проиграли не только славянофилы (в середине века), но и народники (в конце века): Россия тогда пошла по западному, т.е. капиталистическому пути развития.

Философия единства

Корни философской идеи Единства уходят в глубину веков — в античность и эпоху Возрождения. В русской духовности идея этого направления была возрождена и развита В.С. Соловьевым (1853 — 1900). В.С. Соловьев — величайший русский религиозный христианский философ, заложивший основы русской религиозной философии, основоположник всеединства и цельности знания. Философия В.С. Соловьева во многом определяет весь дух и форму религиозной философской традиции.

Соловьев В.С. пытался создать целостную систему мировоззрения, которая объединила бы потребности религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения, согласно идеям Соловьева, должно стать христианство. Религиозные мыслители до и после Соловьева неоднократно высказывали эту мысль, но когда они говорили о христианстве как основе мировоззрения, то имели в виду христианскую концессию: православие, католицизм или протестантизм.

Особенность подхода Соловьева в том, что он выступал за объединение всех христианских концессий. Поэтому его учение не является узконаправленным, но выходит за пределы деноминационных границ. Еще одна важная особенность Соловьева заключается в том, что он стремился интегрировать последние достижения естествознания, истории и философии в христианское мировоззрение и создать синтез религии и науки.

Центральной идеей философии Соловьева является идея всеведения. Развивая эту идею, он взял за отправную точку славянофильскую идею соборности, но придает ей всеобъемлющий смысл.

Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. По его мнению, реальное нельзя рассматривать в застывших формах. Наиболее общая черта всей жизни заключается в череде изменений. Чтобы утвердить непрерывный динамизм бытия, он вводит, помимо активных идей, такое активное начало, как мир-душа; она выступает субъектом всех изменений в мире. Но он не действует самостоятельно, его деятельность нуждается в Божественном импульсе. Этот импульс проявляется в том, что Бог дает мировой душе идею единства как определяющую форму всей ее деятельности.

Русская философия религии конца 19 — начала 20 века

Этот рубеж XIX — XX веков часто называют Серебряным веком русской культуры, ее религиозно-философским ренессансом. В это время началась новая эпоха в русской литературе, искусстве и философии. Интерес к религии был пробуждением общественного интереса к высшим, вечным истинам и ценностям, к тайне человека.

Русская религиозно-философская мысль увидела свое духовное начало в идеях Владимира Соловьева, в мировоззрении славянофилов.

Одним из самых загадочных и противоречивых мыслителей того времени был В.В. Розанов (1856 — 1919), замечательный мастер слова, оставивший богатое литературное наследие.

В.В. Розанов — один из идеологов религиозного обновления, которое он считал условием и началом обновления общества. В этом мировом процессе ведущая, творческая роль отводится им славянским народам, как не утратившим, не израсходовавшим историческую энергию жизни, а потому этим народам предстоит взвалить на себя бремя европейской цивилизации.

Русский марксизм

Но уже опыт первой русской революции, братоубийственной, кровавой, заставил > (А.Н.Бердяев, П.Б.Струве, С.Л.Франк и другие) отказаться от марксистского материализма и атеизма. > — так описывали развитие своего мировоззрения сами эти мыслители. В то же время до конца жизни они (особенно Бердяев) ценили Маркса как великого, гениального мыслителя и ученого — экономиста, который глубоко вникал в сложную диалектику своего времени, но без обоснования абсолютистских выводов.

Между тем, бывшие > заявляли, что идеология зла и классового насилия разрушительна для общества, и считали своим долгом убедить в этом массы, чтобы избавить их от соблазна строить свое счастье на несчастьях других.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Просветительство как идейное течение сохранилось и в начале XIХ в. В России продолжаются попытки осмыслить роль и назначение человека как правового индивида, найти путь избавления от крепостничества – главной беды русского народа. Такой путь русские просветители видели в знаниях, разуме. В начале XIX в. к этой теме обращалась целая плеяда мыслителей, в том числе и философы, рассматривавшие проблему отмены крепостничества, а часто и ограничения самодержавия через правовой механизм, через возврат к естественному праву, – Фёдор Васильевич Кречетов (ок. 1740 – после 1801 гг.), Василий Фёдорович Малиновский (1765–1814), Иван Петрович Пнин (1773–1805), Александр Петрович Куницын.

Например, А.П. Куницын полагал, что в установлении справедливых отношений между людьми решающую роль играет разум, так как он, с одной стороны, охраняет свободу человека от страстей, сдерживает чувственно-волевые всплески и эмоции, а с другой – защищает от внешнего насилия.

После Отечественной войны 1812 г. борьбу за свободу в России возглавили декабристы. Они ставили перед собой задачу ликвидировать крепостничество, абсолютную монархию, сословное неравенство и установить основные свободы – личности, слова, собственности, вероисповедания.

В своих философско-правовых воззрениях декабристы исходили из концепций естественного права и общественного договора. Они были убеждены, что государство возникает на основе изначально справедливого договора между народом и правителем. Когда же этот договор правителем нарушается, народ вправе его сменить. Самодержавие, считали они, – самая несправедливая и незаконная форма власти, даже общинно-вечевая организация Древней Руси была более совершенной и справедливой, чем самодержавный деспотизм. Тем более справедливым и прогрессивным является республиканский строй, который и необходимо установить в России.

В противовес славянофильской концепции крестьянской общины как идеала социального устройства России и западнической идее социальной республики в середине XIX в. возникает теория анархизма с собственными философско-правовыми установками.

Идея свободы получила развитие в творчестве Бориса Николаевича Чичерина (1828–1904), но не с бунтарско-революционных, а с либеральных позиций. Суть философско-правового либерализма Б.Н. Чичерина заключается в том, что он рассматривал человека как изначально свободное существо. С его точки зрения, существует три уровня либерализма: уличный (своеволие), оппозиционный (недовольство властью) и охранительный (гармония свободы, власти и закона).

В целом B.C. Соловьёв рассматривал право как условие нравственного прогресса, как показатель уровня нравственности.

В русле религиозно-идеалистической концепции, усиленной персоналистическими идеями, излагал свои философско-правовые взгляды великий русский мыслитель Николай Александрович Бердяев (1874–1948).

Персоналистское кредо НА. Бердяева гласит: личность – это самоценность и самоцель; нет ничего выше личности (кроме Бога), личность – это идеал, и никакой закон к ней неприменим. Личность не может быть объектом, она всегда субъект, но существующий в открытой системе и стремящийся к объективации. По Бердяеву, объективация идёт по двум направлениям: по социальному – через признание и подчинение личности существующим в обществе нормам и различным институтам; и по экзистенциальному – через духовное единение с Богом в творчестве. Первое – это путь рабства и нивелирования личности, ведущий в царство Кесаря, второе – путь обретения личностью свободы через самопреодоление, и ведёт он в царство Духа.

В развитии русской философско-правовой мысли начала XX в. видное место занимал спор Л.Н. Толстого и И.А. Ильина о возможности сопротивления злу силой.

Как известно, Лев Николаевич Толстой (1828–1910) полагал невозможным силой сопротивляться злу, ибо любая сила, даже направленная против очевидного зла, безнравственна. На зло, по его мнению, нужно отвечать добром, ненасилием, и тогда совершающий зло устыдится и сам откажется от злых деяний.

Позиция Ивана Александровича Ильина (1883–1954) была принципиально иной. Он считал, что насильник и пресекающий насилие совершают принципиально разные деяния. Пресекающий зло сам зло не совершает, не грех творит, а несёт служение. Да, соглашался И.А. Ильин, насильственное пресечение зла есть отступление от совершенства, но там, где праведный исход не возможен, сопротивление злу силой, пресечение зла необходимы.

Русская философско-правовая мысль имеет глубокие и мощные исторические корни. За время своего развития она приобрела характерные особенности, вместившие и национальное, и мировое философско-правовое знание. Основные из них следующие: взаимопереплетение и взаимодополнение морали и права, единство нравственных и правовых норм, стремление придать праву черты нравственности; правовой этатизм, т.е. признание доминирующей роли государства как в жизни общества вообще, так и в сфере правовых отношений в частности; постоянный поиск свободы и идеальных правовых регулятивов через христианство.

Философия права в России не утратила своеобразия ни под напором греческих и римских авторитетов, ни под напором позитивизма и марксизма. В этом залог того, что и в современной России она устоит как против вестернизации, так и остернизации, и станет прочным фундаментом формирования подлинно человеческих, справедливых правовых отношений.

Читайте также: