Оцените родословную о каких типах наследования может идти речь объясните билет 2

Обновлено: 17.05.2024


1. По родословной человека установите характер наследования полидактилии (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей (1 и 2; 3 и 4) и потомков F1 (5, 6, 7, 8, 9, 10).



2. По изображённой на рисунке родословной установите характер наследования признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), и обоснуйте его. Определите генотипы детей в первом (1, 2, 3) и во втором (5, 6) поколениях. Определите вероятность рождения у дочери 2 ребёнка с признаком, выделенным на рисунке родословной чёрным цветом, если её будущий муж не будет иметь данный признак.

1. Поскольку признак встречается не в каждом поколении, он рецессивный. Поскольку признак встречается у обоих полов, он аутосомный.
2. Генотипы детей: 1 - Аа, 2 - Аа, 3 - Аа, 5 - аа, 6 - АА или Аа.
3. Дочь 2 имеет генотип Аа. Если её муж будет АА, то вероятность рождения ребенка с данным признаком 0%. Если её муж будет Аа, то вероятность рождения ребенка с данным признаком 25%.



3. По изображённой на рисунке родословной установите характер наследования признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), и обоснуйте его. Определите генотипы родителей 1, 2 и потомков 3, 4, 5, 6. Определите вероятность рождения у женщины 7 ребёнка с признаком, выделенным на рисунке родословной чёрным цветом, если её будущий супруг не будет иметь этот признак.

Поскольку признак проявлется не в каждом поколении, он рецессивный. Поскольку он встречается у обоих полов, он аутосомный.

Генотипы: 1 - Аа, 2 - Аа, 3 - АА или Аа, 4 - Аа, 5 - Аа, 6 - аа.

Женщина 7 имеет генотип АА или Аа. Супруг, не имеющий данного признака, тоже АА или Аа. Четыре варианта скрещивания:
1) АА х АА, вероятность 0%
2) АА х Аа, вероятность 0%
3) Аа х АА, вероятность 0%
4) Аа х Аа, вероятность 25%



4. По изображённой на рисунке родословной установите характер наследования признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), и обоснуйте его. Определите генотипы людей 1, 2, 3, 5, 6 и объясните формирование их генотипов. Определите вероятность рождения у сына 6 ребёнка с признаком, выделенным на рисунке родословной чёрным цветом, если его будущая жена будет иметь данный признак.

1. Поскольку признак встречается в каждом поколении, он доминантный. Поскольку признак встречается у обоих полов, он аутосомный.
2. Генотипы: 1 - АА или Аа, 2 - аа, 3 - Аа, 5 - Аа, 6 - Аа.
3. Сын 6 имеет генотип Аа, его жена АА или Аа. Если жена АА, то вероятность 100%, если Аа - 75%.



5. По изображённой на рисунке родословной установите характер наследования признака, выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Результаты обоснуйте. Определите генотипы родителей 1, 2 и потомков 3, 4, 5, 6. Определите вероятность рождения у родителей 5, 6 следующего ребёнка с признаком, выделенным на рисунке родословной чёрным цветом.

1. Поскольку признак встречается в каждом поколении, он доминантный. Поскольку признак встречается у обоих полов, он аутосомный.
2. Генотипы: 1 - аа, 2 - Аа, 3 - Аа, 4 - Аа, 5 - аа, 6 - АА или Аа.
3. Если родитель 6 имеет генотип АА, то вероятность 100%, а если Аа - 50%.



6. По изображённой на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Ответ обоснуйте. Определите генотипы родителей (1, 2), генотипы детей в первом (3, 4, 5) и во втором поколениях (6, 7). Какова вероятность рождения ребёнка с признаком, выделенным на рисунке чёрным цветом, у мужчины 5, если будущая жена будет иметь данный признак?

1) признак доминантный, так как при наличии признаков у родителей (мужчины 6 и его жены) ребенок признака не имеет; не сцеплен с полом, поскольку проявляется у мужчин и женщин;
2) генотипы родителей: мать (1) – аа, отец (2) – Аа; генотипы детей первого поколения: дочь (3) – Аа, дочь (4) – аа, сын (5) – аа; генотипы детей второго поколения: сын (6) – Аа, сын (7) – аа;
3) если генотип будущей жены будет Аа, вероятность рождения ребенка с признаком составит 50%, если генотип жены – АА, то вероятность составит 100%



7. По изображенной на рисунке родословной установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), и обоснуйте его. Определите генотипы потомков 1, 3, 4, 5, 6, 7. Определите вероятность рождения у родителей 3, 4 следующего ребенка с признаком, выделенным на рисунке родословной черным цветом. Ответ поясните.

1) признак рецессивный, так как проявляется не в каждом поколении, но может проявиться у некоторых потомков, хотя их родители этого признака не имели; признак не сцеплен с полом, так как проявляется и у женских, и у мужских особей;
2) генотипы потомков: 1 – аа, 3 – Аа, 4 – Аа, 5 – аа, 6 – АА или Аа, 7 – АА или Аа;
3) вероятность рождения у родителей 3, 4 следующего ребенка с признаком, выделенным на рисунке черным цветом – 25%, так как родители гетерозиготны

8. Наследственное заболевание сахарный диабет (вызывается рецессивной мутацией) характеризуется повышением концентрации сахара в крови вследствие отсутствия инсулина. Человек может передавать этот аллель своим потомкам. Какие методы изучения наследственности человека позволили выявить причины этой болезни и характер наследования признака?

1) биохимический метод позволил определить нарушение выработки инсулина и повышение сахара в крови;
2) генеалогический метод позволил определить наследственный характер заболевания

1) 1 – генеалогический метод позволяет определить характер наследования признаков у человека (эффективен при исследовании генных мутаций);
2) 3 – близнецовый метод позволяет изучить взаимодействие генотипа и факторов среды и их влияние на формирование фенотипа;
3) 6 – популяционно-статистический метод основан на анализе частот встречаемости генов.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности. А.С. Пушкин Особенности генетики человека : Невозможность использовать гибридологический метод; Позднее наступление половой зрелости; Малое число потомков в каждой семье; Невозможность создания равных условий жизни для потомков; Отсутствие точной регистрации проявления наследственных свойств в семье; Отсутствие чистых линий; Большое число хромосом; Медленная смена поколений.

У человека установлены следующие типы наследования: Аутосомно-рецессивное наследование (АР), Аутосомно-доминантное наследование (АД). Доминантное, сцепленное с Х хромосомой наследование (ХД), Рецессивное, сцепленное с Х хромосомой наследование (ХР) Сцепленное с Y хромосомой наследование (YН) и цитоплазматическое наследование (ЦН).

Правила, используемые при составлении графического изображения родословной Составление родословной начинают с пробанда. Братья и сестры (сибсы) располагаются в порядке рождения слева направо, начиная со старшего. Все члены родословной располагаются строго по поколениям, в один ряд. Поколения обозначаются римскими цифрами слева от родословной сверху вниз. Арабскими цифрами нумеруется потомство одного поколения (одного ряда) слева направо. Благодаря такой нумерации каждый член семьи имеет свой шифр (например: I-1, I-2, II-2, II-4 и др.)

1. Аутосомно-доминантное наследование (АД). 1. Аутосомно-доминантное наследование (АД). полидактилия (шестипалость), брахидактилия (короткопалость), ахондроплазия (карликовость), синдром Марфана (паучьи пальцы), ангиоматоз сетчатой оболочки, глаукома, врожденный вывих бедра, глухонемота (некоторые формы), подагра, анемия серповидно-клеточная (АД тип с неполным доминированием) и др. 2. Аутосомно-рецессивное наследование (АР). болезни обмена веществ, среди которых: фенилкетонурия (ФКУ), галактоземия, альбинизм общий, муковисцидоз, акаталазия, алькаптонурия, гидроцефалия, болезнь Вильсона (гепато-церебральная дистрофия), мышечная дистрофия Дюшена (или миопатия), цистинурия болезнь Тея-Сакса и др. 3. Доминантное, сцепленное с Х хромосомой наследование (ХД). По ХД типу наследуются: фолликулярный кератоз, фосфатемия, коричневая окраска эмали зубов, моторно-сенсорная нейропатия 1 Х-типа (ОМIМ: 302800). 4. Рецессивное, сцепленное с Х хромосомой наследование (ХР). По ХР типу наследуются: гемофилия, дальтонизм, альбинизм, ангидрозная эктодермальная дисплазия, ангиокератома, ихтиоз врожденный (большинство форм ихтиоза летальны), пигментный ретинит (ХР форма) и др. 5. Сцепленное с Y хромосомой наследование (YН) . По Y- сцепленному типу наследуются: гипертрихоз

В работе даны примеры различнх схем родословных.приведены примеры решения задач данного типа и даны задачи для самостоятельного решения.

ВложениеРазмер
rodoslovnye.pptx 1.68 МБ


Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах

Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Генеалогический метод изучения наследственности основан на составлении родословных , по которым можно проследить особенности наследования признаков.

Примеры заданий 2007 ЕГЭ По родословной , представленной на рисунке, установите характер наследования признака , выделенного черным цветом ( доминантный или рецессивный .сцепленный или не сцеплен с полом ) ,генотипы родителей и детей в первом и во втором поколении. 2017 ЕГЭ Ответ задачи : аутосомный рецессивной признак.

Символы, применяемые при составлении родословных Лицо, в отношении которого составляют родословную, называют пробандом , а его братьев и сестер пробанда называют сибсами.

Правила составления родословных Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной - арабскими. 2. Составление родословной начинают от пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола - квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх. 3. Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева на­ право), соединив их графическим коромыслом. 4. Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака. 5. На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив соответственно их степени родства. 6. На линии пробанда укажите его двоюродных и т.д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей. 7. Выше линии родителей изобразите линию бабушек и дедушек. 8. Если у пробанда есть дети или племянники, расположите их на линии ниже линии пробанда. 9. После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители определяются уже после составления и анализа родословной). 10. Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной. 11. Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.

1.Составление схемы родословной Пример 1. Пробанд страдает гемофилией.У его матери и отца нормальная свертываемость крови ,у дедушки со стороны матери гемофилия, а бабушка здорова,дети пробанда : две дочери и сын с нормальной свертываемостью крови, другой сын страдает гемофилией. В семье отца больных гемофилией нет . Пример 2. Пробанд дальтоник , имеет с материнской стороны бабушку с нормальным зрением и дедушку дальтоника. Мать пробанда - дальтоник. Отец имеет нормальное зрение . Пример 3 .По описанию составить генеалогическое древо А.С.Пушкина.

2.Решение задач на моногибридное скрещивание и составление родословных Пример 1. Смуглокожая женщина, мать которой имела светлую кожу. Выходит замуж за светлокожего мужчину, отец которого имел смуглую кожу, а мать- светлую.Каких детей можно ожидать от этого брака , если смуглый цвет кожи- доминантный признак. Пример 2. В брак вступают мужчина и женщина с монголоидным типом лица. Известно , что мать женщины имела европеоидный тип глаз , а родители мужчины- моголоидный тип глаз. Монголоидный тип глаз доминирует над европеоидным. Определите возможный генотип мужчины и генотипы детей. 3.Анализ родословных

1.Аутосомно-доминантный тип наследования. 1. Больные встречаются в каждом поколении. 2 . Болеют в равной степени и мужчины, и женщины. 3 . Больной ребенок рождается у больных родителей с вероятностью 100%, если они гомозиготны , 75%, если они гетерозиготны . 4.Вероятность Рождения больного ребенка у здоровых родителей 0%. О собенности разных типов наследования Полидактилия Веснушки Курчавые волосы Карий цвет глаз

Аутосомно-рецессивный тип наследования 1. Больные встречаются не в каждом поколении. 2. Болеют в равной степени и мужчины, и женщины. 3. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых родителей 25%, если они гетерозиготны ; 0%, если они оба, или один из них, гомозиготны по доминантному гену. 4. У здоровых родителей больной ребенок 5. Часто проявляется при близкородственных браках. Фенилкетонурия Серповидно- клеточная анемия Голубой цвет глаз

Сцепленный с X -хромосомой (с полом) доминантный тип наследования 1 . Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют в большей степени женщины. 3. Если отец болен, то все его дочери больны. 4. Больной ребенок рождается у больных родителей с вероятностью 100%, если мать гомозиготна ; 75%, если мать гетеро­зиготна . 5. Вероятность рождения больного ребенка у здоровых родителей 0%. Особая форма рахита.

Сцепленный с Х- хромосомой (с полом) рецессивный тип наследования. 1. Больные встречаются не в каждом поколении. 2. Болеют, в основном, мужчины. 3.У здоровых родителей больные дети. 4. Вероятность рождения больного мальчика у здоровых родителей 25%, больной девочки—0%. Гемофилия Д альтонизм анемия , Мышечная дистрофия

Голандрический тип наследования ( Y -сцепленное наследование ) 1. Больные встречаются в каждом поколении. 2. Болеют только мужчины. 3. Если отец болен, то все его сыновья больны. 4. Вероятность рождения больного мальчика у больного отца равна 100%. Ихтиоз Обволошенность наружных слуховых проходов и средних фаланг пальцев, Перепонки между пальцами на ногах

Ограниченные полом наследования 1.Проявляется только у мужчин в последующих поколениях, в том числе и у гетерозиготных; 2.У гетерозиготных женщин признак не проявляется, но может передаваться сыну

3.Задачи на определение типа наследования 1.Определить тип наследования признаков. Ответ задачи № 1 : сцепленный с полом рецессивнй тип наследования. Ответ задачи № 2:родословная голандрического типа наследования

Этапы решения задачи Определите тип наследования признака - доминантный или рецессивный. Ответьте на вопросы: Признак встречается во всех поколениях или нет? Часто ли признак встречается у членов родословной? Имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не проявляется? Имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают? Какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей?

2. Определите, наследуется ли признак сцеплено с полом. Ответьте на вопросы: Как часто встречается признак у лиц обоих полов (если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще)? Лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак? 3.Выясните формулу расщепления потомков в одном поколении. 4. И сходя из анализа, определите генотипы всех членов родословной.

Задача №1 Рассмотрите схему родословной. Исходя из схемы составьте условие задачи Ответ : рецессивный сцеплен с полом, локализированы в Х – хромосоме. Мать –Х А Х А , отец Х а У . Генотипы 1- го поколения : дочери Х А Х а , отец Х А У ; генотипы детей 2 – го поколения : дочери Х А Х А и Х А Х а , здоровый сын Х А У , больной сын Х а У .

4.Определите характер наследования признака и расставьте генотипы всех членов родословной. Определяем генотипы членов родословной. Введем обозначения генов: А - доминантная аллель, а - рецессивная аллель. В потомстве от браков, в которых один из родителей несет признак, наблюдается расщепление в соотношении 1:1, что соответствует расщеплению при анализирующем скрещивании. Это свидетельствует о гетерозиготности обладателей признака, то есть их генотип Аа . Лица, у которых признак не наблюдается, - генотип аа . Ответ: признак наследуется по аутосомно-доминантному типу. Обладатели признака имеют генотип Аа , остальные члены родословной - аа . Решение: Определяем тип наследования признака. Признак про­ является в каждом поколении. От брака 1—2, где отец является носителем признака, родился сын, имеющий анализируемый признак. Это говорит о том, что данный признак является доминантным. Подтверждением доминантного типа наследования признака служит тот факт, что от браков родителей, не несущих анализируемого признака, дети также его не имеют. Определяем, аутосомным или сцепленным с полом является признак. В равной степени носителями признака являются лица как мужского, так и женского пола. Это свидетельствует о том, что данный признак является аутосомным .

Задача 2 По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный или рецессивный), обозначенного черным цветом . Определите генотипы родителей ( оба гомозиготы ) и потомства в первом и втором поколениях. Р АА + аа Гам. А а F1 Аа + аа Гам. А,а а F2 аа Аа + аа Гам. А, а а F3 аа Аа Ответ: Признак доминантный, генотипы родителей: мать – АА, отец - аа ; Генотип первого поколения: сын - Аа ; Генотипы детей второго поколения: дочь – аа , сын – Аа

Задача 4 Родословная семей по способности ощущать вкус фенилтиомочевины : — ощущает как горький, - не ощущает. Определите наследование признака и генотипы членов родословной. Ответ:

Задача 5 . Определить тип наследования признаков Разные люди пробуя фенилтикарбомид ( ФТК) на вкус, то одни из них считают его безвкусным , а другие – горьким. Чем можно объяснить такие различия в оценке ? Является ли этот признак ( ощущение горького вкуса ) наследственно обусловленным ? для ответа на вопрос проанализируйте предложенные родословные. Ответ задачи 5. Аутосомно-рецессивный признак.

Рекомендации при решении задач с учетом схем родословных. 1.Знание системы обозначений при составлении родословных . 2.Внимательно рассмотрите схему родословной .Можно пронумеровать особей в схеме . 3.Определите в каждом или нет поколении передается изучаемый признак. ( если в каждом- доминантный признак , если нет – рецессивный ) 4.Сравните фенотипы родителей и детей. ( если у родителей нет признака , а у детей есть –рецессивный признак ) 5.Как наследуется данный признак у мужчин и у женщин? ( в равной степени и у мужчин , и у женщин ----- аутосомный признак или доминантный , или рецессивный ) 6 . Рассмотрите наследование признака и по вертикали , и по горизонтали. ( если и по вертикали и по горизонтали ----- аутосомный доминантный или сцепленный с полом доминантный признак . Если по горизонтали --- аутосомный рецессивный или рецессивный сцепленный с полом ; 7.Определите вероятность наследования признаков . 8.Обратите внимание проявляется преимущественно признак у мужчин ? Мужчины передают признак своим дочерям, а сыновья –здоровы? (сцепленный с полом доминантный тип наследования признаков ) 10. У больного отца больны все его сыновья? ( Голандрический тип наследования признаков )


Биология ЕГЭ Задание 28

Биология ЕГЭ Задание 28 проверяет умение применять знания по генетике в решении задач. Чтобы выполнить такое задание, надо знать основы генеалогического метода, уметь определять тип взаимодействия аллельных и неаллельных генов, вероятность проявления признака у потомков, вид скрещивания, сцепление генов.

Линия 28 ЕГЭ по Биологии . Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации. Коды проверяемых элементов содержания (КЭС): 3.5. Уровень сложности: В (высокий). Максимальный балл: 3. Примерное время выполнения: 20 мин. Средний % выполнения: 25 (!) .

Задание представляет собой текстовую задачу, которая решается согласно основным генетическим законам (первый, второй, третий законы Менделя, законы сцепленного наследования Моргана, закономерности взаимодействия неаллельных генов). В ответе надо записать ход решения задачи с пояснениями.

Алгоритм выполнения задания № 28

  1. Внимательно прочитайте задачу.
  2. Проанализируйте, о каком генетическом процессе идёт речь.
  3. Выполните необходимые вычисления на черновике.
  4. Запишите развёрнутый ответ с ходом решения и пояснениями.

Обратите внимание! В решении задачи недостаточно написать одну лишь схему скрещиваний. Надо подробно описать все фенотипы и генотипы, пояснить результаты расщепления, указать вероятность рождения больных и здоровых потомков.

Задание 28 (пример выполнения)

Линия 28. Пример № 1. В семье мать имеет I группу крови, отец — IV. Определите, какова вероятность (в процентах) рождения ребёнка с II группой крови в данной семье?

Содержание верного ответа (правильный ответ должен содержать следующие позиции)

  • 1) Группы крови человека наследуются как кодоминирование:
    I группа имеет запись OO (антигены в крови отсутствуют);
    II группа — АО либо АА (присутствует антиген А);
    III группа — ВО либо ВВ (антиген В);
    IV группа — АВ (присутствуют антигены А и В).
  • 2) Генотипы родителей: Определим, какие типы гамет дают родительские организмы: у матери могут образовываться гаметы только одного типа — О, а у отца — гаметы двух типов — А и В. При комбинации материнских и отцовских гамет в равной степени могут родиться дети с генотипами АО (фенотип — II группа крови) и ВО (фенотип — III группа крови).
    F1 : I А I O ; I В IO
    50 % АО (II); 50 % ВО (III) — по фенотипу.
  • 3) Вероятность рождения ребёнка с II группой крови — 50 %.

Теория, которую необходимо повторить

В период подготовки к экзамену Биология ЕГЭ Задание 28 ПОВТОРЯЕМ теорию по конспектам:

Нажмите на спойлер ниже, чтобы посмотреть краткий теоретический материал к данной линии (законы Т.Моргана, генетика пола, взаимодействие генов, генетика человека, условные обозначения и важная информация для решения задач по генетике). Справочная информация поможет быстро вспомнить нужный материал по биологии для успешного выполнения Биология ЕГЭ Задание 28.

Законы Т. Моргана

законы моргана

В каждой хромосоме локализовано множество генов. Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются вместе. Совместное наследование генов Т. Морган предложил назвать сцепленным. Число групп сцепления соответствует гаплоидному набору хромосом. Способ наследования сцепленных генов отличается от наследования генов, находящихся в разных хромосомах. При независимом комбинировании дигибрид образует четыре типа гамет в равных количествах, а дигибрид с генами, локализованными в одной паре хромосом, — только два типа гамет, тоже в равных количествах.

Возникают и другие типы гамет — Аb и аВ — с новыми комбинациями генов, отличающимися от родительских. Причина этого — кроссинговер (обмен участками гомологичных хромосом). Особи, получающиеся из гамет с новым сочетанием аллелей, — кроссинговерные (рекомбинантные). Частота перекрёста между двумя генами, локализованными в одной хромосоме, пропорциональна расстоянию между ними. Кроссинговер между двумя генами происходит тем реже, чем ближе друг к другу они расположены.

кроссинговер

Биология ЕГЭ Задание 28. Кроссинговер

Генетика пола

Пол — совокупность признаков и свойств организма, обеспечивающих воспроизведение потомства и передачу наследственной информации. Принято говорить о существовании двух полов: мужского и женского. Половой диморфизм — различия морфологических, физиологических и биохимических признаков у особей разных полов; их хромосомные наборы отличаются по строению половых хромосом. Половые хромосомы — хромосомы, по которым самцы отличаются от самок. Поскольку мужские и женские особи встречаются с одинаковой частотой, то один пол гомозиготен (гомогаметен), другой — гетерозиготен (гетерогаметен).


XY-тип определения пола характерен для большинства позвоночных и некоторых беспозвоночных (дрозофилы, человек и др.). Одинаковые хромосомы у одного пола называются Х-хромосомами, непарная половая хромосома — Y-хромосома. Хромосомы, не имеющие различий у разных полов, — аутосомы. XX — женские половые хромосомы, XY — мужские. В мужском организме (XY) образуются гаметы (сперматозоиды) с Х-хромосомами и Y-хромосомами; у женщин (XX) формируются гаметы (яйцеклетки) только с Х-хромосомами. При слиянии двух гамет, несущих Х-хромосомы, образуется женский организм (XX), при слиянии яйцеклетки с Х-хромосомой и сперматозоида с Y-хромосомой — мужской организм (XY). Пол ребёнка определяет гетерозиготный организм (XY).

ХО-тип определения пола встречается у большинства прямокрылых, клопов, жуков, пауков, у которых Y-хромосомы нет вовсе, так что самцы имеют генотип ХО, а самки — XX. У птиц, бабочек и пресмыкающихся самцы — гомогаметный пол (ZZ), а самки — гетерогаметный (ZW или ZO). Половые хромосомы у этих видов обозначаются Z и W.

Гаплоидия широко распространена у пчёл и муравьёв. У этих организмов нет половых хромосом: самки — диплоидные особи, самцы — гаплоидные.

Определение пола может обусловливаться внешними факторами. У отдельных рептилий пол зависит от температуры, в которой развивалось яйцо. Это явление носит название температурозависимого определения пола (у черепах при низких температурах появляются только самцы, у ящериц — только самки). Некоторые улитки практикуют смену пола взрослой особи. У тропических рыб-клоунов доминирующая особь в группе становится самкой, остальные — самцами. У морского червя эхиуриды личинка становится самцом, если она попадёт на тело самки, и самкой, если окажется на дне. Направление развития личинки, попавшей на самку, по мужскому пути вызывается химическим веществом, которое выделяется кожей самки.

Признаки, сцепленные с полом, — признаки, гены которых локализованы в половых хромосомах, а наследование таких признаков называется наследованием, сцепленным с полом. Впервые его изучил Т. Морган при анализе наследования цвета глаз (красного и белого) у дрозофилы.

Гены, локализованные в половых хромосомах:

  • Первая группа — гены, полностью сцепленные с полом. Они располагаются в негомологичном участке Х-хромосомы, которая не имеет гомолога в Y-хромосоме, и передаются исключительно через Х-хромосому. К числу таких генов относятся рецессивные гены гемофилии, доминантный ген гипофосфатемии.
  • Вторая группа — небольшое число генов, тоже полностью сцепленных с полом, но расположенных в негомологичном участке Y-хромосомы. Поскольку Y-хромосома содержит незначительное количество генов (у человека контролирует дифференцировку семенников, содержит гены перепонок между пальцами ног, волосатых ушей, ихтиоза — чешуйчатости кожи), её называют генетически инертной или генетически пустой. Гены Y-хромосомы передаются от отца ко всем его сыновьям.
  • Третья группа — гены, не полностью (частично) сцепленные с полом. Они расположены в гомологичных участках X- и Y-хромосом, могут передаваться как с Х-, так и с Y-хромосомой и переходить из одной в другую при кроссинговере.

Взаимодействия генов

Взаимодействия аллельных генов:

  • Полное доминирование (доминантность) — полное преобладание в фенотипе гетерозиготного организма одного аллеля (доминантного) над другим (рецессивным) одного и того же гена.
  • Неполное доминирование — у гетерозиготного организма доминантный аллель не до конца подавляет рецессивный того же — гена. При неполном доминировании фенотип гетерозиготы Аа будет промежуточным между фенотипом доминантной АА и рецессивной аа гомозигот.
  • Сверхдоминирование — доминантный аллель в гетерозиготном состоянии проявляется в фенотипе сильнее, чем в гомозиготном (Аа > АА). При этом типе имеет место действие летальных генов (серповидноклеточная анемия в условиях заражения малярией: здоровая особь АА гибнет от малярии, особь Аа — рецессивный аллель а (серповидноклеточная анемия) защищает организм от заболевания малярией, гомозиготы аа умирают от анемии).
  • Кодоминирование — в фенотипе гетерозиготного организма проявляются оба аллеля одного и того же гена. IV группа крови человека (генотип I А I В ): в эритроцитах крови одновременно имеются антиген А (I А I А или I А I O ), характерный для II группы крови, и антиген В (аллель I B I B или I B I O ), свойственный III группе крови. Их отсутствие (I O I O ) в крови человека определяет формирование I группы крови. Аллели I А и I B — кодоминантные.

Кодоминирование и неполное доминирование фенотипически схожи, но имеют различные механизмы проявления. Кодоминирование — полноценное проявление двух аллелей; неполное доминирование — доминантный аллель частично подавляет рецессивный, генотипы различаются степенью выраженности признака.

Взаимодействие неаллельных генов:

  • Эпистаз — взаимодействие неаллельных генов, при котором один ген подавляет действие гена из другой (неаллельной) пары. Подавляющий ген называется эпистатическим, или супрессором (ингибитором), подавляемый — гипостатическим. Если ингибитор доминантный, эпистаз называют доминантным (А > В). Если ингибитор рецессивный, эпистаз — рецессивный (аа > В_ или аа > bb).
  • Плейотропия — явление множественного действия гена. Выражается в способности одного гена влиять на несколько фенотипических признаков. Один белок-фермент, образующийся под контролем одного гена, определяет развитие не только данного признака, но и воздействует на вторичные реакции биосинтеза других признаков и свойств, вызывая их изменения (синдром Марфана).
  • Полимерия — взаимодействие неаллельных генов, при котором один и тот же признак контролируется несколькими доминантными неаллельными генами, действующими на этот признак однозначно и в равной степени, усиливая его проявление. Такие однозначные гены называют полигенами (полимерными) и обозначают одной буквой латинского алфавита, но с разными цифровыми индексами. Например, доминантные полимерные гены — А1, А2, А3 и т. д., рецессивные — а1, а2, а3 и т. д. Различают два вида полимерии: кумулятивная (наследование, при котором с увеличением дозы доминантных генов усиливается степень выраженности признака, — цвет кожи) и некумулятивная (степень выраженности признака не зависит от количества доминантных генов с однозначным фенотипическим проявлением, признак развивается в полной мере при наличии хотя бы одного гена).

Комплементарность — взаимодействие неаллельных генов, в результате которого проявляется новый признак, не определявшийся ни одним, ни другим геном.

  • Развитие нового признака организма определяется доминантными генами из различных пар хромосом, каждый из которых не имеет самостоятельного фенотипического проявления.
  • Один из доминантных генов способен к самостоятельному фенотипическому проявлению.
  • Доминантные гены из разных пар хромосом, каждый из которых имеет собственное фенотипическое проявление.

Генетика человека

Генетика человека — раздел общей генетики, изучающий особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания (медицинская генетика), генетическую структуру популяций человека. Генетика человека является теоретической основой современной медицины и современного здравоохранения.

Главная цель: разработка путей сохранения, продления и оздоровления жизни человека, а также выявление его истинных способностей. Методы:

  • генеалогический;
  • близнецовый;
  • цитогенетический;
  • биохимический;
  • популяционно-статистический;
  • метод дерматоглифики;
  • молекулярно-генетический;
  • гибридизация ДНК;
  • метод соматической гибридизации.

Генеалогический метод

Генеалогический метод — метод изучения характера наследования определённого признака (в том числе наследственных заболеваний) или оценки вероятности его появления у потомков, основанный на составлении и анализе родословных. Он позволил выявить наследственную природу таких заболеваний, как гемофилия, дальтонизм, хорея Гентингтона и др., ещё до открытия основных закономерностей наследственности.

При составлении родословных ведут записи о каждом из членов семьи и учитывают степень родства между ними. Далее на основании полученных данных с помощью специальной символики строится родословное древо.

Условные обозначения, используемые при составлении родословных

Условные обозначения, используемые при составлении родословных. УчительPRO

Биология ЕГЭ Задание 28. Условные обозначения, используемые при составлении родословных.

Что необходимо помнить при решении задач Биология ЕГЭ Задание 28:

  1. Если исследуемый признак присутствует в каждом поколении, то он доминантный, если нет — рецессивный.
  2. Если исследуемый признак отсутствует у родителей, а у детей есть, то он рецессивный.
  3. Если исследуемый признак наследуется у мужчин и у женщин в равной степени, то он аутосомный.
  4. Если признак наследуется и по вертикали, и по горизонтали, речь идёт об аутосомном доминантном или сцепленном с полом доминантном признаке; если по горизонтали — аутосомном рецессивном или рецессивном сцепленном с полом.
  5. Если признак проявляется преимущественно у мужчин и они передают его своим дочерям, а сыновья здоровы, то речь идёт о сцепленном с полом доминантном типе наследования признаков.
  6. Если у больного отца больны все его сыновья, то речь идёт о голандрическом типе наследования признаков.
  7. Для облегчения решения задачи особей можно пронумеровать.

Тренировочные задания с ответами

Выполните самостоятельно примеры для Биология ЕГЭ Задание 28 и сверьте свой ответ с правильным (спрятан в спойлере).

Пример № 3. При скрещивании красноплодных абрикосов нормального роста с желтоплодными карликовыми растениями всё поколение было единообразно и имело красные плоды и нормальный рост. При анализирующем скрещивании растений из F, в потомстве получили половину растений с красными плодами нормального роста и половину — с жёлтыми плодами карликового роста. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните полученные результаты. Как определяются доминантные признаки в данном случае?

Схема решения задачи включает:
1) 1-е скрещивание: 2) 2-е анализирующее скрещивание: 3) гены, определяющие красные плоды и нормальный рост, являются доминантными, так как при 1 -м скрещивании всё поколение абрикос было одинаковым с красными плодами и нормальным ростом; гены, определяющие красные плоды и нормальный рост (А, В), локализованы в одной хромосоме и наследуются сцеплено, так как при 2-м анализирующем скрещивании произошло расщепление по двум парам признаков в соотношении 1:1.

Пример № 4. У дурмана пурпурная окраска цветков (А) доминирует над белой (а), колючие семенные коробочки (В) — над гладкими (b). От скрещивания дурмана с пурпурными цветками и гладкими коробочками с растением, имеющим белые цветки и колючие коробочки, получено 320 растений с пурпурными цветками и колючими коробочками и 423 — с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков? Каков характер наследования признаков?


Схема решения задачи включает:
1) 2) F1 : АаВb — пурпурные цветки, колючие коробочки (320)
Aabb — пурпурные цветки, гладкие коробочки (423)
3) характер наследования признаков — независимое наследование.

Пример № 5. Признаки, определяющие группу крови и резус-фактор, не сцеплены. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена — i 0 , I A , I B . Аллели 1 А и 1 B доминантны по отношению к аллели i 0 . Первую группу (0) определяют рецессивные гены i 0 , вторую группу (А) определяет доминантная аллель I А , третью группу (В) определяет доминантная аллель I B , а четвертую (АВ) — две доминантные аллели I А I В . Положительный резус-фактор R доминирует над отрицательным r.

У матери четвёртая группа крови и отрицательный резус, у отца первая группа и положительный резус (гомозигота). Определите генотипы родителей, возможные группы крови, резус-фактор и генотипы детей. Какой закон наследственности проявится в этом случае?

Схема решения задачи включает:
1) генотипы родителей: матери — I A I B rr (гаметы I A r, I B r;), отца — i O i O RR (гаметы i O R);
2) возможные генотипы детей: вторая группа, положительный резус — I A i O Rr, третья группа, положительный резус — I B i O Rr;
3) так как мать моногетерозиготна по группе крови, то у неё образуется два типа гамет; в данном случае проявляется закон независимого наследования признаков.

Схема решения задачи включает:
1) признак доминантный, не сцеплен с полом;
2) генотипы родителей: мать — Аа, отец — Аа;
3) генотипы детей и внучки: дочь — аа, сын — аа, внучка — Аа

Реальные задания ЕГЭ с комментариями экспертов об ошибках

Пример № 7. У дрозофил цвет глаз определяется геном, находящимся в Х-хромосоме (красный цвет доминирует над белым). Ген, отвечающий за форму крыльев находится в аутосоме (нормальная форма крыльев доминирует над укороченной). Самку с белыми глазами и укороченными крыльями скрестили с красноглазым самцом с нормальными крыльями, гомозиготным по этому признаку. Затем провели обратное скрещивание: дигомозиготную (по обоим признакам) самку с красными глазами и нормальными крыльями скрестили с белоглазым самцом с укороченными крыльями. Составьте схему скрещивания, укажите генотипы и фенотипы всех родителей и потомков. Объясните полученное расщепление.

Читайте также: