Толстой собирался писать трилогию о декабристе судьба какого героя романа является возвратом к юным

Обновлено: 17.05.2024

Автор: Ландехова Ольга Евгеньевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "СИГК"
Населённый пункт: город Суздаль
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Контрольно- оценочные средства по дисциплине "Литература"
Раздел: среднее профессиональное

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Владимирской области

Контрольно – оценочные средства

для студентов 1 курса

Автор-составитель: Ольга Евгеньевна Ландехова,

преподаватель русского языка и литературы,

первой квалификационной категории

Контрольная работа по теме «Художественное своеобразие романа

Пояснительная записка.

Данная контрольная работа проводится

по завершении изучения

аргументировать свое мнение.

Контрольная работа состоит из трех вариантов. Каждый

состоит из трех частей:

- первая часть – тест, в котором из четырех предложенных вариантов

ответ – 1 балл, максимальное количество баллов – 20);

- вторая часть – необходимо сформулировать развернутые ответы на

поставленные вопросы (за каждый верный ответ – 5 баллов, максимальное

количество - 25 баллов);

- третья часть – написать сочинение – рассуждение на заданную тему

(тема раскрыта полностью, работа характеризуется смысловой цельностью,

п у н ктуа ц и о н н ы х ,

грамматических и речевых ошибок – 45 баллов)

Критерии оценки

1. Какое из перечисленных произведений не написано Л. Н. Толстым?

2. В какую историческую эпоху развивается действие романа Л. Н. Толстого «Война

а) эпоха Екатерины II;

б) времена правления Николая II;

в) эпоха Александра I;

г) эпоха Александра II.

а)с описания войны;

б) с описания вечера у А. П. Шерер;

в) с характеристики семьи Ростовых;

г) с описания Петербурга.

4. Почему Пьер вызвал Долохова на дуэль?

а) стремился защитить поруганную честь жены

б) в гневе принял опрометчивое решение

в) боялся показаться смешным в глазах света

г) отстаивал своё человеческое достоинство

а) в июле 1805 г.

в) в январе 1812 г.

г) в апреле 1801 г.

истинным патриотом России?

а) Борис Друбецкой;

б) капитан Тушин;

в) Тихон Щербатый;

г) Андрей Болконский.

характеристика: «…Был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с

а) Анатолию Курагину;

б) Андрею Болконскому;

в) Пьеру Безухову;

г) Борису Друбецкому.

8. После какого сражения князь Андрей разочаровался в своем кумире -

9. Какие черты характера Наташи проявились в минуты отъезда из горящей

а) наивность и беспечность

б) неспособность противостоять порывам

в) истинный патриотизм

г) желание жить одним днём

10. Назовите кульминацию романа.

а) Отечественная война 1812 года

б) первый бал Наташи Ростовой;

в) совет в Филях;

г) смерть князя Андрея.

11. В чём состоит смысл заглавия романа?

а) изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни героев

б) отражает многозначную идею произведения и принцип построения системы образов

12. Какую позицию занимает в романе автор?

а) участник событий;

б) бесстрастный наблюдатель;

в) рассказывает о себе

г) человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события;

13. Какое сражение связано с именем капитана Тушина?

14. Почему обручение Наташи и князя Андрея сохранялось в тайне?

а) Князь Андрей не хотел связывать Наташу в том случае, если она убедится, что не

любит его, или полюбит другого

б) Князь Андрей не хотел связывать себя в том случае, если он убедится, что не любит

Наташу, или полюбит другую

в) Таково было требование старого князя Болконского

г) Этого хотели родители Наташи

15. Сколько лет длится действие романа (в целом)?

16. Завершите фразу Л.Н. Толстого: «Нет и не может быть величия там, где

б) простоты, добра и правды;

в) стремления к славе;

г) великих поступков.

17. Что, по мнению Л.Н.Толстого, решило исход Бородинского сражения?

а) продуманный план военных действий

в) талант военачальников

г) численное превосходство войск

“Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими

плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад

чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных

панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не

ребёнок, а ребёнок ещё не девушка”.

а) Элен Курагина;

б) Марья Болконская;

в) Наташа Ростова;

19. Кто из героинь романа безропотно переносила все трудности, была покорна,

религиозна, думала о счастье других людей, а счастья себе не ждала?

а) Наташа Ростова

в) Лиза Болконская

а) период с 1805 по 1820 год;

б) период войны 1812 года;

в) период с 1812 по 1825 год.

г) период с 1800-1805 год

Дайте развернутый ответ на данные вопросы

2. Что привлекло Пьера Безухова в масонство?

4. В романе есть герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития.

Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Почему Наташа Ростова – любимая

1. В чём состоит смысл заглавия романа?

а) изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни героев

б) отражает многозначную идею произведения и принцип построения системы образов

2. В какую историческую эпоху развивается действие романа Л. Н. Толстого

а) времена правления Николая II;

б) эпоха Александра I;

в) эпоха Екатерины II;

г) эпоха Александра II.

3. Л. Н. Толстой собирался писать трилогию о декабристе. Судьба какого героя

а) Андрея Болконского;

б) Пьера Безухова;

в) Николая Ростова;

г) Николая Болконского.

г) историческая хроника;

а) период с 1805 по 1820 год;

б) период войны 1812 года;

в) период с 1812 по 1825 год.

г) период с 1800 по 1805 год

6. Какие черты характера Наташи проявились в минуты отъезда из горящей

а) наивность и беспечность

б) истинный патриотизм

в) неспособность противостоять порывам

г) желание жить одним днём

7. Почему князь Андрей решил отложить свадьбу с Наташей на год?

а) не хотел осложнять отношения с отцом

б) не был способен принять решение

в) решил проверить Наташу

г) не сумел до конца понять Наташу

а) время притупило силу страданий

б) в её любви и заботе нуждалась больная мать

в) Наташа смогла простить себя

г) её простил Андрей

9. Характерными чертами высшего общества являются (найдите лишнее):

а) предельная эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие;

б) патриотизм, боль за судьбу Родины;

в) интриганство, светское злоязычие;

г) душевная опустошенность, лицемерие и притворство;

истинным патриотом России?

б) капитан Денисов;

в) Анатоль Курагин;

г) Андрей Болконский.

“… вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых

панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке”.

б) капитан Денисов;

в) Анатоль Курагин;

12. Какое сражение помогло Андрею Болконскому прийти к мысли, что нужно жить

а) великих поступков;

в) стремления к славе;

г) простоты, добра и правды.

14. В эпилоге княжна Марья станет женой:

а) Николая Ростова;

б) Пьера Безухова;

г) Ипполита Курагина.

15. Кому из членов дворянских семей, представленных в романе, присущи

следующие качества: радушие, жизнерадостность, гостеприимство, доброе

отношение к крестьянам и дворовым, честность, теплые дружеские отношения

внутри семьи?

16. Брак Андрея Болконского и Наташи Ростовой расстроился из-за:

а) недоброжелательного отношения графа и графини Ростовых к жениху;

б) отсутствия приданого у Наташи;

в) тайных отношений Наташи с Борисом Друбецким;

г) мимолетного увлечения Наташи Анатолем Курагиным.

а) ему не удалось проявить себя в сражении и прославиться;

б) в сражении погибло больше солдат и офицеров, чем ожидалось;

в) начали разрушаться его идеальные представления о подвиге после посещения батареи

г) его храбрость во время сражения не была замечена Багратионом.

18. В чем, по Л.Н. Толстому, принципиальное отличие войн 1805-1807 годов и войны

а) в масштабности событий;

б) в том, что во главе русской армии в 1812 году стоит не Александр, а Кутузов;

в) что одна война для русского народа непонятная, чуждая его интересам, а другая

19. В исторических трудах нередко Наполеон противопоставлялся Александру I.

Кто противопоставлен Наполеону в романе?

в) Андрей Болконский;

20. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в1805

а) приобрести опыт в боевых действиях

б) желание защищать Родину

г) оставить наскучивший высший свет

Дайте развернутый ответ на данные вопросы

1. Назовите основной художественный прием, который Л. Н. Толстой использует в

2. Что привлекло Андрея Болконского в Наташе Ростовой?

4. В романе есть герои, достигшие вершины нравственного и духовного развития.

5. Кто пробудил князя Андрея к активной жизни после тяжелого ранения под

Аустерлицем и смерти жены?

Напишите сочинение – рассуждение на тему: «В чем заключается патриотизм

1. Какое из перечисленных произведений не написано Л. Н. Толстым?

“Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими

плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад

чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных

панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже

не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка”.

а) Элен Курагина;

б) Марья Болконская;

в) Наташа Ростова;

4.В исторических трудах нередко Наполеон противопоставлялся Александру I. Кто

противопоставлен Наполеону в романе?

в) Андрей Болконский;

а) введены элементы семейной хроники

б) большой объём

в) показано значимое для всей нации историческое событие

г) в романе участвует большое количество действующих лиц

6. Что было основной причиной стремления князя Андрея поехать на войну в1805

а) приобрести опыт в боевых действиях

б) желание защищать Родину

г) оставить наскучивший высший свет

7. Почему Пьер вызвал Долохова на дуэль?

а) стремился защитить поруганную честь жены

б) в гневе принял опрометчивое решение

в) боялся показаться смешным в глазах света

г) отстаивал своё человеческое достоинство

8.Какой общей идее, по утверждению Л.Н.Толстого, подчинено все действие романа

а) историческому событию

г) у Л.Н.Толстого не было общей идеи.

9. Что, по мнению Л.Н.Толстого, решило исход Бородинского сражения?

а) продуманный план военных действий

в) талант военачальников

г) численное превосходство войск

10. Назовите кульминацию романа.

а) Отечественная война 1812 года

б) первый бал Наташи Ростовой;

в) совет в Филях;

г) смерть князя Андрея Какие черты характера Наташи проявились в минуты отъезда из

а)с описания войны;

б) с описания вечера у А. П. Шерер;

в) с характеристики семьи Ростовых;

г) с описания Петербурга.

12. После какого сражения князь Андрей разочаровался в своем кумире -

13. В чём состоит смысл заглавия романа?

а) изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни героев

б) отражает многозначную идею произведения и принцип построения системы образов

а) время притупило силу страданий

б) в её любви и заботе нуждалась больная мать

в) Наташа смогла простить себя

г) её простил Андрей

15. В какую историческую эпоху развивается действие романа Л. Н. Толстого

а) эпоха Александра I

б) времена правления Николая II;

в) эпоха Екатерины II;

г) эпоха Александра II.

16. Кто из героинь романа безропотно переносила все трудности, была покорна,

религиозна, думала о счастье других людей, а счастья себе не ждала?

а) Наташа Ростова

б) Лиза Болконская

17. Л. Н. Толстой собирался писать трилогию о декабристе. Судьба какого героя

а) Андрея Болконского;

б) Пьера Безухова;

в) Николая Ростова;

г) Николая Болконского.

18. Какое сражение связано с именем капитана Тушина?

19. Сколько лет длится действие романа (в целом)?

20. Почему обручение Наташи и князя Андрея сохранялось в тайне?

а) Князь Андрей не хотел связывать Наташу в том случае, если она убедится, что не

любит его, или полюбит другого

б) Князь Андрей не хотел связывать себя в том случае, если он убедится, что не любит

Наташу, или полюбит другую

в) Таково было требование старого князя Болконского

г) Этого хотели родители Наташи

Дайте развернутый ответ на данные вопросы

2. Что сближает князя Андрея и Пьера, несмотря на разницу в их характерах?

4. Назовите основной художественный прием, который Л. Н. Толстой использует в

Контрольная работа включает в себя 38 заданий. Ответы представляет собой тест с выбором ответа.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

А. Исторические труды русских и французских ученых.

Б. Биографии исторических лиц.

В. Семейные воспоминания и легенды.

Г. Исторические романы предшественников.

А. Андрея Болконского.

Б. Пьера Безухова.

В. Николая Ростова.

Г. Николая Болконского

А. Эпопея. В. Поэма.

Б. Роман. Г. Историческая хроника.

а) период с 1805 по 1820 год;

б) период войны 1812 года;

в) период с 1812 по 1825 год.

5. Характерными чертами высшего общества являются (найдите лишнее):

а) предельная эгоистичность, карьеризм, корыстолюбие;

б) патриотизм, боль за судьбу Родины;

в) интриганство, светское злоязычие;

г) душевная опустошенность, лицемерие и притворство;

д) паразитизм и праздность.

6. В исторических трудах нередко Наполеон противопоставлял­ся Александру I . Кто противопоставлен Наполеону в романе?

В. Андрей Болконский.


Почему князь Андрей пошел служить в действующую армию ( I том)?

А. Им руководило стремление к славе.

Б. Он руководствовался представлениями об офицер­ском долге.

В. Чтобы защищать Родину.

Что привлекло Пьера в масонстве?

А. Возможность общаться с власть имущими.

Б. Идея единения и братства людей.

В. Возможность отвлечься от несчастливого брака.

В ком Л.Н. Толстой видел движущую силу истории?

10. Л.Н. Толстой делил героев своего романа на любимых и нелюбимых. К любимым героям относились:

а) Андрей Болконский; г) Мария Болконская;

б) Борис Друбецкой; д) Наполеон;

в) Пьер Безухов; е) Берг.

11. На примере какой семьи в романе Л.Н. Толстой показал не­
типичность, редкость семейных отношений:

а) великих поступков;

в) стремления к славе;

г) простоты, добра и правды.


Кто воплощает лучшие черты русского национального характера?

А. Андрей Болконский.

Б. Элен Курагина.

В. Николай Ростов.

Г. Наташа Ростова.

Д. Борис Друбецкой.


14. Драматический путь духовного развития какого героя романа был типичен для передовой молодежи эпохи формирования декабристов:

а) Анатоля Курагина;

б) Бориса Друбецкого;

в) Николая Ростова;

г) Андрея Болконского.


а) ему не удалось проявить себя в сражении и прославиться;

б) в сражении погибло больше солдат и офицеров, чем ожидалось;

в) начали разрушаться его идеальные представления о подвиге после посещения батареи Тушина;

г) его храбрость во время сражения не была замечена Багратионом.

После какого сражения князь Андрей разочаровался в своем кумире — Наполеоне?

А. Шенграбенского. Г. Аустерлицкого.

Б. Прейсиш-Эйлау. Д. Бородинского.

В чем была истинная причина дуэли Безухова с Долоховым?

А. Зависть к Долохову.

В. Случайное стечение обстоятельств.

Г. Оскорбление, которое Долохов нанес Ростовым.

18. Какое событие вторично побудило князя Андрея оставить го­сударственную службу?

Б. Служебное взыскание.

В. Недовольство Сперанского.

Г. Любовь к Наташе.


В чем, по Л.Н. Толстому, принципиальное отличие войн 1805—1807 годов и войны 1812 года?

А. В масштабности событий.

Б. В том, что во главе русской армии в 1812 году стоит не Александр, а Кутузов.

В. Что одна война для русского народа непонятная, чуждая его интересам, а другая священная, осво­бодительная.

Кому принадлежат эти слова?

Б. Пьеру Безухову.

В. Николаю Ростову.

Б. Николай Ростов.

В. Андрей Болконский.

а) Николай Ростов;

Тема урока: Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого

Контрольная работа включает в себя 38 заданий. Ответы представляет собой тест с выбором ответа.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

А. Исторические труды русских и французских ученых.

Б. Биографии исторических лиц.

В. Семейные воспоминания и легенды.

Г. Исторические романы предшественников.

Л.Толстой. Фото 1856 г. Петербург

Л.Толстой. 1862. г. Ясная Поляна. Автопортрет.

Л.Толстой. 1862. г. Ясная Поляна. Автопортрет. В разгар написания романа

Война горячая воплощается в моральном уроде Наполеоне.

Высшее петербургское общество в виде салона Анны Шерер и семейства Куракиных воплощает войну холодную, это офранцуженные, прозападные эгоисты, они агрессивны, безнравственны и т.п. и т.д.

Московское патриархальное дворянство воплощает собой мир в лице Ростовых и барыни, которой очень нравится непосредственная Наташа Ростова, здесь все очень естественно, русский язык, псовая охота, близость к природе, наивные сыновья, легко попадающие под дурное влияние (Долохова) и т.п. и т.д.

К.Рудаков. Наташа. Иллюстрация к роману

Особняком стоит семейство старорежимного патриота старика Болконского, сын которого Андрей Болконский настолько щепетилен, что считает ниже своего достоинства пригнуться на Бородинском поле перед готовой вот-вот разорваться гранатой. Андрея Болконского удачно дополняет добряк-толстяк Пьер Безухов с подмоченной родословной. Заметим, что Достоевский тип Болконского младшего относит к типам скорее отрицательным, потому как ничто его не радует в России.

Агрессивная партия в лице Анатоля Куракина и его сестры Элен совершает акты агрессии против мирных Наташи Ростовой, которую соблазняет Анатоль ради сиюминутного удовольствия, и Пьера Безухова, которого соблазняет его сестра ради богатства.

Толстой сам начудил на личном фронте, допекая этим свою жену Софью Андреевну, но в романе он пристально следит за проблемами вырождения. Если в семействе Ростовых дети всего лишь симпатичные и естественные, то в семействе Курагиных Элен и Анатоль сущие красавцы, кстати, Толстой не забывает включить сцену, когда Анатоль целует Элен в шею. Толстой понимает, что ослепительная красота генетически подозрительна, и, действительно, брат Анатоля и Элен – Ипполит – умственно-отсталый идиот.

Любопытно описание дочери старика Болконского, у которой было некрасивое лицо, но лучистые глаза.

Ясно, что с Андреем Болконским поддерживать отношения мог только Пьер Безухов, встречаясь с ним раза два в год, поэтому реалист Толстой не дал ему пригнуться от гранаты.

Д.Шмаринов. Пьер на батарее Раевского. Иллюстрация к роману

Важно, что основных героев романа Толстой сводит на Бородинском поле. Это момент истины для каждого из них, жизненный перелом, шанс скинуть шелуху сословного тщеславия, стать русским перед лицом гибельной опасности.

Д. Шмаринов. Андрей Болконский со своим полком в резерве у деревни Семеновской. Иллюстрация к роману

Тут и сказке конец, а кто прочитал все четыре тома — молодец.

3. Толстой о декабристах. Французятина

В 1855 умер Николай I. Декабристы вернулись из Сибири и обосновались в родовых помещичьих гнездах. Толстой, тогда еще адекватно воспринимавший действительность, писал:

О второй, глубинной, причине того, что Толстой не стал писать роман о декабристах, можно судить по высказыванию В.В.Стасова, который написал, обращаясь к Толстому :

Дочь Толстого воспроизвела объяснение Толстого относительно того, почему он бросил писать про декабристов:

Берс пишет по этому поводу:

С.А.Берс. Невеста Л.Толстого. 1862. Москва

С.А.Берс. Невеста Л.Толстого. 1862. Москва

Огромная часть русской аристократии восторгалась Наполеоном.

4. Как екатерининские вельможи воспитали своих отпрысков

Поясним: в 1789 французские революционеры собрались в зале для игры в мяч и дали клятву свергнуть Людовика XVI, а несколькими годами позже отрезали ему голову ( и его жене).

Так образовывались наиболее богатые отпрыски. Но в основном влияние идей Запада принесли в Россию эмигранты низкого происхождения, не имевшие образования, про которых написал Пушкин – это гувернеры Гринева, Онегина и пр.

Зато умный Жуковский сказал Пушкину правду, когда тот невовремя пожелал вернуться в Петербург из села Михайловское, где Арина Родионовна рассказывала ему сказки и кормила крыжовенным вареньем. Жуковский пишет Пушкину 12.04.1826:

В своей записке, которую он отослал в середине ноября 1826 Николаю I, Пушкин написал:

К слову, Пушкин считал цензуру необходимой.

5. Чудаки и чудачки

Среди людей низших сословий чудаков мало, ибо при неадекватном поведении останешься без пропитания. Однако, среди богатых дворян чудаков было предостаточно. Чудачества могли быть мирными, могли быть преступными (Салтычиха).

Чем, например, советские просвещенные слои отличались от просвещенных слоев при Александре I? Прежде всего тем, что были набраны из крестьянства, кроме того, это была техническая интеллигенция.

Справка (терминологическая). Указанное родство описывается так: Л.Н.Толстой – троюродный племянник декабриста С.Г.Волконского.

Глядя на все эти чудачества, как не подивиться тому, что настоящая революция в России произошла только через сто лет. Спасибо царям, столько лет продержались.

Игра проводится в 10-м классе после изучения темы “Л.Н. Толстой. Роман “Война и мир”” в качестве итогового урока. Взаимосвязь предметов – литература, история, МХК.

  • обобщить и углубить знания по данной теме,
  • привлечь учащихся к поиску дополнительного материала при подготовке к игре.

Участвуют все учащиеся. В игре три отборочных тура и финал, в котором выявляются победители. Перед каждым туром и финалом всем дается задание, по результатам выполнения которого распределяются дорожки: красная, желтая и зеленая. На каждой дорожке задаётся по два вопроса.

Ответы на вопросы, а также творческие задания оценивает ареопаг, состоящий из преподавателей и, возможно, учащихся. Зрители тоже участвуют в игре: если участник затрудняется с ответами, то любой зритель может дать ответ на вопрос, за что получает “Орден Умника”. В конце игры подводятся итоги. По количеству набранных орденов выставляются оценки.

Оформление: на доске висят иллюстрации, портреты Кутузова, Наполеона, изображение ордена Великой Отечественной войны

1 этап “Отечественная война 1812 года”.

1) Почему войну России с наполеоновской Францией в 1812 году называют Отечественной войной?

2) О каком герое войны 1812 года А. В. Суворов говорил: “Он командовал моим левым флангом, но был моей правой рукой”?

3) Назовите важнейшую битву в войне 1812 года. Почему она так называется?

Вопросы для дорожек (по два вопроса каждому):

- Когда произошла Бородинская битва?

- Для решения какого вопроса 13 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили собрался военный совет?

- Почему, одержав победу в Бородинской битве, Кутузов принимает решение оставить Москву?

- Что вы знаете о Кутузове?

- Что вы можете рассказать о Наполеоне?

- Перечислите известных вам военачальников Отечественной войны 1812 года.

- О чём вам говорит эта иллюстрация? (Схема Аустерлицкого сражения)

- Что это за человек, что вы о нём знаете, какое сражение для него явилось “звёздным”? (Багратион)

- Во сколько раз превышали силы французов на начало Отечественной войны 1812 года?

- Каким орденом награждали наиболее прославившихся военачальников в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.?

2 этап “Отечественная война 1812 года в литературе, искусстве”.

1. Откуда эти строки?

В шапке золота литого старый русский великан

Поджидал к себе другого из далёких чуждых стран.

2. Что имел в виду автор в следующих строках:

Но упал он в дальнем море на неведомый гранит,

Там, где буря на просторе над пучиною шумит.

3. Когда написано стихотворение “Бородино”? Какой дате оно посвящено?

Вопросы для дорожек:

- Какой памятник освободителям был построен в Петербурге? Где он находится? (Александрийский Столп)

- Кто из русских художников чаще других обращался в своём творчестве к теме Отечественной войны? Найдите его картины среди иллюстраций, висящих на доске; о чём они говорят?

- Какой храм был построен в Москве в честь победы над армией Наполеона? На какие средства он строился? Какова судьба этого памятника? (Храм Христа Спасителя)

- Сколько лет писался Л. Н. Толстым роман “Война и мир” и сколько раз он переписывался?

- Л. Н. Толстой собирался писать трилогию о декабристе? Судьба какого героя канонического варианта романа является “ретроспекцией”, “возвратом” к юным годам главного героя “романа о декабристе”? (Пьер Безухов)

- Каковы хронологические рамки эпохи, отражённой в четырёх томах “Войны и мира”?

- В исторических трудах нередко Наполеон противопоставляется Александру I. Кто противопоставлен Наполеону в романе Толстого?

- Где и когда начинается действие в романе? Перечислите героев, с которыми мы встречаемся уже в первых главах.

- Объясните смысл названия романа.

3 этап. “Роман Л. Н. Толстого “Война и мир”

- Почему князь Андрей Болконский пошёл служить в действующую армию?

- Что привлекало Пьера в масонстве?

- Л. Н. Толстой делил героев своего романа на любимых и нелюбимых. Кого он относил к любимым?

Вопросы для дорожек:

- На примере какой семьи в романе Л. Н. Толстой показал нетипичность, редкость семейных отношений? Какой дворянской семье в романе присущи следующие качества: радушие, жизнерадостность, гостеприимство, доброе отношение к крестьянам и дворовым, честность?

- Завершите фразу Л. Н. Толстого: “Нет и не может быть величия там, где нет…”

- После какого сражения князь Андрей разочаровался в своём кумире – Наполеоне? Во время этого сражения состоялась встреча князя Андрея и Наполеона, имевшая огромное значение в судьбе героя: “Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками”.

- Л. Н. Толстой не был пацифистом. Он понимал, что мир пока не может обойтись без войн. Есть войны, которым нет оправдания. Но есть войны справедливые, священные, когда люди защищают свою землю, свои дома, свою свободу, свой достоинство. Кому из героев романа принадлежат слова, в которых выражена эта мысль: “Французы разорили мой дом и идут разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую ерунду. Они враги мои. Они переступили всё по моим понятиям”.

- О каком герое так говорится в романе: “…Он никогда не говорил о сорока веках, которые смотрят с пирамид, о жертвах, которые он приносит человечеству, о том, что он намерен совершить или совершил: он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли, казался всегда самым простым и обыкновенным человеком и говорил самые простые и обыкновенные вещи…”

- О каком герое говорится в романе: “Хотя действительно он был несколько больше других мужчин в комнате, но этот страх мог относиться только к тому умному и вместе с тем робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной”.

- Фатализм кажется Л. Н. Толстому единственно возможным подходом к историческим событиям. О ком из героев – идеальном воплощении концепции писателя – идёт речь в следующем фрагменте: “…понимает, что есть что-то сильней и значительней его воли, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их; умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое”.

- О ком из героев романа можно сказать, что главная его черта – искание смысла жизни; поиски такой жизни, которая гармонировала бы с потребностями его сердца и приносила бы ему удовлетворение? В этом смысле этот герой похож на Андрея Болконского.

- О каком герое так говорится в романе: “Именно в Африке у него выработался идеал славы и величия, состоящий в том, чтобы не только не считать для себя дурным, но гордиться всяким своим преступлением, приписывая ему непонятное, сверхъестественное значение”.

Читайте также: