Обычаи как источник права в древнем китае

Обновлено: 18.05.2024

В истории правовой системы Древнего Китая определяющими факторами стали этико-политические догмы конфуцианства и политико-правовые концепции ле- гизма, повлиявшие на поступательное развитие права, его идейные основы, принципы и институты, механизм правоприменения и традиционное правопонимание китайцев

В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа.

На первом этапе в шанско-иньском и раннечжоуском Китае в регулировании общественных отношений главную роль играли этические нормы (ли) Они определяли отношение членов китайского общества к правителю — вану — и регулировали внутрисемейные отношения . Эти нормы строились на почитании родителей, старших, преклонении перед знатностью и преданности вану

Правовые нормы в это время еще не вычленялись из общей массы религиозноэтических норм, с которыми они составляли единое целое . Вместе с тем все большее значение по мере укрепления власти ванов приобретали распоряжения и приказы правителя, его приближенных и высших чиновников, исполнение обеспечивалось принуждением

до н . э . великий философ Конфуций создал свое учение . Авторитет этого философа стал непререкаемым и пережил в китайском обществе века

Основная философская идея конфуцианства — гармония. Она считалась главным условием всеобщего космогонического порядка, равновесия в мире, а следовательно, и счастья людей . Средством поддержания справедливого порядка у Конфуция являлся не закон, а соблюдение традиций и моральных норм (ли) . Именно они закрепляли некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении меры во всем, что, в свою очередь, должно побуждать человека к уступкам, компромиссам

Требование строгого соблюдения ли, находящего выражение в скрупулезно разработанном ритуале, определяло особое, принципиально отличное от предлагаемого легистами отношение к законодательной форме Конфуцианцы считали правовую норму неким мерилом, образцом правильного поведения, не требующим во всех случаях ни строгого соблюдения, ни обязательной судебной защиты

На втором этапе развития древнекитайского права, начиная с периода Чжаньго (V-III вв .

до н . э . ), усилилась роль права со стабильным комплексом наказаний. В этот период было создано законченное легистское учение об управлении народом и государством.

Наиболее яркий представитель легизма — Шан Ян, отстаивавший абсолютную власть правителя, который с помощью строго установленного, не подлежащего обсуждению закона определял всю жизнь подданных. Легисты проповедовали идею бесполезности и невозможности существования людей вне рамок жесточайших наказаний; исходили из обязательности превентивных мер; считали, что только коллективная ответственность обеспечит хорошее управление; отказывались признавать наличие какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного преступления

Жестоко карать, по мнению легистов, следовало даже за малейшее нарушение приказов государя. Проповедуя своеобразное равенство перед законом и неотвратимость наказаний за совершенные преступления, легисты стремились лишить знать и чиновничество различных княжеств наследственных привилегий во имя укрепления сильной центральной власти Не случайно крайнее ужесточение наказаний, требование их неотвратимости было прямо связано с развитием понятия преступления против государства

Во второй половине III в до н э произошло обострение противоборства двух идеологий, что дало новый импульс становлению традиционных черт и институтов древнекитайского права

Легизм в его крайней форме стал официальной идеологией первой китайской империи Цинь (221 -207 гг. до н . э . ) . Легисты пришли к власти и начали претворять в жизнь свои правовые воззрения . Делали они это путем многих безуспешных попыток насильственно вытравить из массового сознания конфуцианские догмы с помощью преследования их поборников и носителей, уничтожения книг и пр. Согласно легенде, циньский император Шихуанди в 213 г . до н . э . приказал сжечь все конфуцианские книги, предав казни 400 ученых-конфуцианцев .

С утверждением династии Хань на последнем, третьем этапе формирования древнекитайского права (III в .

до н. э . — III в . н . э . ) — этапе формальной победы конфуцианства — произошло слияние легизма и конфуцианства в новое учение, получившее название ортодоксального ханьского конфуцианства. Главным назначением его стало осмысление позиций знаний, оправдание и увековечивание существующих социально-экономических и политических порядков как разумных, отвечающих интересам сохранения и функционирования древнекитайского общества

Нормы господствующей конфуцианской морали должны были отныне насаждаться силой и строгой карой закона (фа), что нашло выражение в формулах ортодоксального конфуцианства

♦ Там, где недостает ли, следует применять фа.

♦ То, что наказуемо по фа, не может быть дозволено по ли .

♦ То, что позволено по ли, не может быть наказуемо по фа

Согласно исторической традиции первые писаные законы в Китае появились в государстве Шань в Х в . до н . э . В Чжоу существовал Уголовный кодекс, насчитывающий 3 тыс статей

2) отрезание носа;

3) отрубание одной или обеих ног;

5) смертная казнь, ставшая наиболее распространенным наказанием

Лишь на рубеже V-IV вв .

Появление писаных законов не могло изменить порядок, свойственный праву Древнего Китая, согласно которому непосредственному приказу вышестоящего лица, вплоть до правителя, или правилам нравственности, возведенным в ранг общепринятых установлений Конфуцием и его последователями, отводилось главное место в регулировании жизнедеятельности китайского общества. Законы не вытеснили и широко распространенных во все времена на общинном уровне норм обычного права, регулирующих многие стороны общественных отношений

Древнекитайское право выражало интересы господствующих слоев, что обеспечивало возможность эксплуатации рабов, кре- стьян-общинников и ремесленников. Нормами права закреплялись особые льготы и привилегии для рабовладельческой знати.

В развитии древнекитайского права можно выделить три этапа. этап (XIV-VI вв. до н.э.). В рассматриваемый период главенствующую роль в регулировании общественных отношений играли обычаи (ли). Правовые нормы еще не выделялись из общего массива религиозно-этических норм. В VI в. до н.э. возникло конфуцианство. В нем правовым нормам <фа) отводилась второстепенная роль по сравнению с нормами морали (ли). Средством поддержания общественного порядка у конфуцианцев является не закон, а моральные нормы. этап (V-Ш вв. до н.э.). Произошло оживление законотворческой деятельности. Усилилась роль права. На политическую арену в противовес конфуцианству, делавшему упор на патриархальные традиции и исконные обычаи, выступила школа легистов

(фацзя). Они особо подчеркивали важную роль государственных законов. Представители школы фацзя требовали установления закона, обязательного для всех. В III в. до н.э. легизм в его крайней форме стал официальной идеологией империи Цинь. Учёные- конфуцианцы подвергались гонениям, многие были физически уничтожены. Философские книги сжигались.

Источники права. К источникам права Древнего Китая следует отнести правовые обычаи, законы, установления императоров, распоряжения высших сановников, судебную практику.

До нашего времени подлинные тексты законов Древнего Китая дошли в неполном объеме. Первые писаные законы и даже сборники законов появились в эпоху Шан-Инь. В X в. до н.э. правитель династии Чжоу - Му Ван (947-928 гг. до н.э.) составил уголовный кодекс, он насчитывал около 3000 статей. Кодекс являлся записью отдельных судебных решений и закреплял прежде всего нормы обычного права.

К III в. до н.э. в отдельных царствах появляются сборники законов, закреплявших рабовладельческие отношения. При объединении страны под властью Цинь правовые различия территорий были ликвидированы.

ванного на государственной собственности на землю. Общины и должностные лица объявлялись владельцами и пользователями земель, но не получили возможности ими распоряжаться. Ван мог в любой момент изъять землю у одного пользователя и передать ее другому.

В эпоху распада единого Китая (VII-V вв. до н.э.) на отдельные царства право верховной собственности на землю фактически переходит из рук чжоуского вана в руки различных правителей, которые приобрели возможность наделять землей своих приближенных.

В период Чжоу происходил процесс превращения владений в частную земельную собственность, о чем свидетельствуют разнообразные операции с землей (аренда, залог, купля-продажа, мена).

В царстве Цинь частнособственническое землевладение устанавливается к IV в. до н.э. С возрастанием роли военачальников и гражданских чиновников, купцов и торговцев начинается процесс концентрации земель в их руках. Сосредоточение земель происходило за счет императорских пожалований, скупки и захвата общинных земель, исполнения залоговых договоров.

Контракт оформлялся в письменной и устной форме при наличии свидетелей. При заключении контракта о купле-продажи земли необходимо было присутствие представителей общины. Их имена вносились в купчую. При заключении сделки уплачивалась государственная пошлина. Договор заключался по поводу вещей, не изъятых из оборота, как движимых, так и недвижимых.

В эпоху позднего Чжоу широкое распространение получает договор займа. Непосредственно с договором займа развиваются залоговые, ростовщические, кабальные отношения. Договор займа оформлялся долговой распиской, объектом договора могли быть деньги, зерно, иные потребляемые и не потребляемые вещи. Известны были отсрочка платежа, внесение залога, выдача письменных обязательств. Невозможность уплатить кредитору порождала у должника обязанность закладывать или продавать зе

мельный участок, продавать в рабство членов своей семьи, а часто и самого себя.

В Китае протекало формирование слоя рантье, живущих на проценты от кредитных операций. Ростовщиками часто становились купцы, торговцы, а также крупные государственные чиновники. Они обогащались за счет взимания процентов по займу от 5 до 20% в год.

Договор найма в Китае был представлен двумя видами: найм земли (аренда) и найм рабочей силы (личный найм).

Во времена Цинь собственник в качестве арендной платы получал 50% урожая. Кроме этого, арендатор платил государственные налоги, выполнял разнообразные повинности (военную, строительную, гужевую).

Разорение крестьян-общинников и ремесленников приводило к необходимости продажи своей рабочей силы третьим лицам на определенный срок за вознаграждение. Труд наемных работников применялся в сельском хозяйстве, торговле, ремесле, на строительстве и ремонте различных сооружений. Вознаграждение за труд выдавалось в денежной или натуральной форме (зерно, овощи, материя).

Брачно-семейное право. В эпоху Шан-Инь сохранялись элементы матриархата, допускались браки между родственниками, совершались богатые и торжественные жертвоприношения в честь предков-мужчин и предков-женщин. В государстве Чжоу утверждается патриархальная семья с господством мужа над женой и детьми, рабами и слугами. Способом заключения брака являлся религиозный обряд с соблюдением ритуала сватовства. Условием вступления в брачные отношения признавались согласие между родителями жениха и невесты, достижение брачного возраста (мужчиной 16-30 лет, женщиной 14-20 лет), отсутствие принадлежности к одному роду. Препятствием к заключению брака были ношение траура по мужу или родственникам, совершение преступления, разное сословное состояние.

Развод инициировался мужем или членами патриархальной семьи. Основания для развода считались достаточными, если муж утверждал, что жена непочтительна к старшим родственникам мужа, распутна, бесплодна, тяжело больна, болтлива, завистлива, тайно и корыстно распоряжается семейным имуществом.

В богатых домах широкое распространение получило многоженство и гаремы с наложницами-рабынями. Специфической формой брака выступали отношения, при которых мужчина женился одновременно на нескольких женщинах-сестрах. Главной женой становилась старшая сестра. Остальные женщины объявлялись младшими женами или наложницами. Главная жена занимала привилегированное положение, распоряжалась женской половиной дома, ее должны были почитать и слушаться все младшие жены и наложницы мужа. В то же время среди простолюдинов очень часто мужчины и женщины оказывались без семьи.

Наследственное право. На наиболее ранних стадиях развития китайского общества наследником семейного достояния являлся младший брат умершего. В период Шан-Инь наследственные правоотношения изменяются. Постепенно утверждается порядок, при котором имущество отца наследовал его старший сын от первой жены.

При отсутствии сыновей к наследованию призывались другие родственники мужа. Этот порядок был официально признан в период Чжоу. Кроме того, при отсутствии сыновей и родственников к наследованию призывалась вдова умершего. У чжоуских аристократов дети законных жен наследовали власть отца, а дети наложниц не имели такого права.

Преступления и наказания. На становление и развитие уголовного права оказала влияние идеология конфуцианской и леги- стской школ. Понятие преступления связывалось с проявлением преступной воли человека, его низости. Мера виновности и тяжесть наказания определялась характером духовного состояния виновного. Выделялись следующие виды преступлений: предумышленные и преднамеренные; преступления, совершенные с умыслом и без умысла; преступления, совершенные по ошибке. Формировалась концепция о стадиях преступления: покушение

или оконченное преступление. Китайские правоведы различали организатора преступления и его соучастников. В уголовном праве смягчающие и отягчающие вину обстоятельства определялись конфуцианским учением, требовавшим оказывать почтение престарелым, проявлять сострадание к детям, беременным женщинам и т.д.

Преступления. В период династии Шан-Инь классифицировалось 10 видов преступлений: пристрастие к играм и пению, пьянство, корыстолюбие, распутство, разгул, охота, пренебрежение к указаниям императора, сопротивление откровенным и искренним советам, чурание людей добродетельных и опытных, сближение с людьми безнравственными и неопытными.

В период правления династии Цинь устанавливается четкая классификация преступлений. К государственным преступлениям относились заговор против вана, мятеж, неподчинение императорским приказам, высказывания против правителя, хранение запрещенной конфуцианской литературы.

Серьезное внимание уделялось преступлениям против собственности. К данной группе преступлений относили кражу (имущества из храма, различных документов, деревьев в саду), грабеж, убой чужого скота и т.п.

Особое место занимали преступления против нравственности и семейных устоев: непочтительное отношение к отцу или старшему в семье, нарушение сроков ношения траура, прелюбодеяние со стороны жены, расторжение брака без законных оснований и т.д.

В самостоятельную группу можно выделить воинские преступления. К ним относились дезертирство, переход на сторону врага, трусость, неисполнение приказа начальника, непочтение к начальнику, неявка к установленному сроку на место сбора, езда галопом в расположении войск, шум в строю, неповиновение команде, ходьба не в такт барабанной дроби и т.д.

Наказания. Санкции государства за противоправное деяние, проступок отличались суровостью. Наказания имели своей целью причинить физические мучения виновному. По мере обострения классовой борьбы увеличивалось число наказаний и усиливалась их репрессивность. Мера наказания определялась социальным рангом виновного. Чем выше ранг, тем слабее уголовное наказа

ние. В конечном итоге уголовная политика стала сводиться к каре виновных, устрашению поданных и отчасти к пополнению казны.

Согласно исторической традиции сложилась система наказаний из 5 видов: татуирование, отрезание носа, отрубание ног, кастрация и смертная казнь. В древнейший период получила распространение практика замены калечащих наказаний на символические: ношение черной повязки, одежды красно-бурого цвета и т. п. В период правления императора У-вана вводится клеймение за 10 видов преступлений. В X в. до н. э. государственная власть стала прибегать к замене смертной казни и членовреди- тельных наказаний денежными штрафами. В эпоху Цинь для представителей знати и имущих слоев телесная расправа могла быть заменена штрафом, ссылкой, отстранением от должности. Освобождались от телесных наказаний дети в возрасте до 8 лет и старики старше 70 лет. Во времена династии Цинь чиновники, обладающие рангом, имели право на смягчение наказания, а по достижении 56 лет освобождались от него совсем.

Процесс. В Древнем Китае суд не был еще отделен от администрации. Предварительное расследование и судебное разбирательство осуществлялись, как правило, одним лицом. Это приводило к произволу в уголовном процессе и ставило обвиняемого в тяжелое положение.

В эпоху Шан-Инь и Чжоу процесс носил обвинительносостязательный характер. В дальнейшем в связи с обострением классовых противоречий розыскной процесс находит все более широкое применение. Государство активно вмешивается в розыск и наказание преступников, чаще по собственной инициативе возбуждает преследование.

Следует выделять стадии процесса: подача потерпевшим заявления или жалобы, расследование обстоятельств дела чиновником - линыии, судебное разбирательство и вынесение решения (приговора). В качестве доказательств использовались личное признание, свидетельские показания, вещественные доказательства, доказательства, полученные под пыткой, клятва.

Читайте также: