Почему при таком воровстве дворовых хищений казались незаметными старосветские

Обновлено: 25.06.2024

Иными словами это психическое заболевание называется "параноид жилья" или "параноид позднего возраста". Чаще всего бред ущерба возникает после 60–65 лет, хотя иногда может возникать в 45–55 лет. В чем проявляется это расстройство и можно ли его лечить?

Вы наверняка встречали старушек, которые ни за что не хотят расставаться со своей сумкой, кошельком или иной ценной для них вещью. Пожилому человеку может казаться, что их телефон прослушивают, что им в вентиляцию пускают ядовитый газ, что им пакостят соседи, нарочно сдвигая коврик у двери или сверля стены. Попытки убедить человека в том, что сосед просто делает ремонт и имеет право сверлить стену в своей квартире в установленные законом дни и часы, бесполезны.

Это и есть проявление бреда ущерба. Он характеризующееся ложными умозаключениями о преследовании, воровстве, обнищании, в которых человека невозможно переубедить.

Чаще всего бред преследования - не самостоятельное заболевание, это симптом более серьезных расстройств, например, шизофрении или болезни Альцгеймера, старческой деменции.

Если человек оказывался в течение жизни в сложных условиях и его психика подвергалась сильным перегрузкам, у него может сформироваться так называемый острый бредовый психоз.

Важен и пережитый опыт. Например, во время знаменитой павловской реформы 1991 года миллионы советских граждан потеряли свои накопления. Представьте себе силу стресса человека, который десятилетиями копил на квартиру или дачу, отказывая себе во многих вещах, а потом разом лишился своих денег.

Или человека, который всю жизнь прожил в коммуналке, делил кухню с ненавистными соседями, когда у него долго не было ничего своего. Такой опыт будет, конечно, отягчающим фактором, но даже если отрицательного опыта не было, нет никаких гарантий, что в старости у человека не разовьется бред ущерба.

Ученые до сих пор не знают точно, почему в пожилом возрасте люди страдают таким расстройством. Вероятно, причина в том, что пожилые люди ограничивают свои контакты, становятся менее активным, круг их интересов сужается, внимание сосредоточено на ближайших окружающих, квартире, подъезде, доме.

Причиной могут быть проблемы с памятью, деменция: человек забывает, куда убрал ценные вещи, не может их найти, начинает подозревать родственников в воровстве, если он живет один, то соседей, сантехника, врача, который приходил на дом.

В более молодом возрасте бред ущерба, как правило, серьезнее и сложнее, подозрения у больного то усиливаются, то ослабевают, то наступают "озарения". Часто так так протекает хронический бредовый психоз.

Подозрительность или скупость в старости еще не говорят о бреде ущерба у человека. Иногда эти качества развиваются из-за бедности, маленького дохода, например, если человек живет на маленькую пенсию, он привык очень бережно относиться к вещам, рассчитывать продукты, неохотно тратить деньги. Этому способствуют и конфликты с детьми и внуками, особенно, если жить приходится вместе, а младшее поколение оскорбительно или уничижительно относится к старикам, притесняет их, дает понять, что те им мешают.

Если вы подозреваете, что у близкого бред ущерба, не ищите решений в интернете или у знакомых. Найдите способ показать человека грамотному психиатру: врач сразу определит, есть ли патология или нет. В разговоре врач отмечает, есть ли у пациента критическое мышление, логика, понимает ли он причинно-следственные связи, нет ли у пациента галлюцинаций.

Близкие могут заподозрить бред у пожилого человека и по странности обвинений: например, бабушка обвиняет внучку, что та украла 20 рублей у нее из кошелька, хотя внучка хорошо зарабатывает. Или, напротив, что украла миллион, хотя у бабушки никогда таких денег не было. Больные, как правило, не сомневаются в своей правоте, они не задают себе вопрос: " А может, это я куда-то сунула паспорт и теперь не помню, куда именно, а не сын взял? Да и зачем ему мой паспорт?" А на ваши попытки объяснить, в чем дело, больной реагирует бурным негодованием, не признает проблемы.

Не пускайте такие ситуации на самотек, вовремя обращайтесь к врачу - он посоветует, как правильно общаться с такими больными и назначит медикаментозную терапию пациенту.

С детства человеку старательно внедряют в голову мысль, что воровать – это плохо? Мало того, за воровство еще и наказывают, как в детстве, так и во взрослом мире, чтобы человек этим не занимался. И все равно люди воруют! Воровали, воруют и видимо, будут продолжать воровать, пока будут оставаться людьми. А почему? А потому что человек склонен к воровству с рождения, подобно тому, как он склонен к обману, насилию, предательству, трусости, агрессии, страсти и прочим вещам, которые обычно надо контролировать, дабы мы могли друг с другом ужиться. Нельзя делать все, что нам хочется, иначе жизнь в обществе станет невозможной. Но не все могут себя контролировать и не все этого хотят. Потому что воровать нам легче, чем не воровать. И это хочется иногда делать, когда соблазн взять чужое слишком велик. Давайте посмотрим, что из этого следует и что с этим делать.

Что такое воровство

Воровство – это присвоение чужой собственности вопреки воле ее владельца. А с психологической точки зрения воровством можно назвать реализацию человеком своего желания завладеть чужой собственностью, чужим имуществом, вопреки желанию того, кто этим имуществом владеет. Ведь одно дело, когда в голове есть мысли, как осознаваемые человеком, так и нет, от которых такое желание зависит, которые это желание создают. Ну, мало ли, что нам может хотеться, иной раз человек и сам поражается собственным желаниям. Но совсем другое дело – реализовать свое желание, причем еще и понимая, что оно осуждается и наказывается обществом. Воровство появляется тогда, когда человек дает волю своим желаниям, а не тогда, когда он желает что-то украсть или хотя бы просто допускает такую мысль.

Воровать нельзя

Наказания не помогут

Воровство – это болезнь

Вор – это охотник

Что лучше воровства

Сами воры, как профессиональные, так и те, кто время от времени что-то где-то приворовывает, сами многого не понимают. В частности, они не понимают того, что есть вещи, которые лучше воровства. А что, с точки зрения баланса между эффективностью и безопасностью может быть лучше воровства? Две вещи – это грамотное мошенничество и торговля. Грамотное мошенничество – это когда мошенник в рамках закона добивается от людей того, чтобы они сами отдали ему какие-то ценности, а взамен получили намного меньше или вообще ничего. Но при этом, никто не будет возмущаться, все останутся довольны. Вы ничего ни у кого не берете, люди сами вам все приносят. И все в рамках закона. И при этом все довольны. Ну или во всяком случае, обманутые таким образом люди не выражают явного недовольства и враждебности. Другое дело, что законы могут быть несовершенны, но это уже вопросы не к мошеннику. Мошенник манипулирует людьми, чтобы чем-то завладеть. Он не использует для этого насилие, как те же бандиты, он не берет ничего тайком, против воли людей, как это делают воры, он просто проникает в головы и души людей, чтобы побудить их к нужным ему действиям.

А торговля – это и абсолютно законный, и выгодный, и не аморальный способ обретения необходимых ценностей. Но, конечно, и более сложный. Торговцу нужно проделать больше работы, чем тому же вору, чтобы обрести какие-то ценности, которые он, по сути, заработает. Но зато ему не о чем беспокоиться, никто его за такую деятельность не накажет. И выгода может быть очень большой. Ведь торговать можно чем угодно, человек тут ни к чему не привязан. Главное в такой работе – уметь общаться, взаимодействовать, договариваться с людьми. Торговать намного лучше, чем выполнять какую-то работу, работая на кого-то, потому что торговец свободен в своем выборе, что, где, когда, кому и по чем продавать. Его материальное благополучие зависит от его способности работать с людьми. И от этого никто не страдает. Ну, конечно, если человек не продает наркотики и прочую дрянь. Скорее, наоборот, люди получат пользу от работы торговца, так как он поможет им обзавестись нужными вещами, поможет им произвести друг с другом взаимовыгодный обмен, выступая в качестве посредника.

А что может быть хуже воровства? Хуже, может быть, грабеж в разных его проявлениях. Давайте посмотрим, в чем проявляется разница между тем и другим.

Воровство и грабеж

Воровство не следует путать с грабежом. Я часто замечаю, как люди путают одно с другим. А ведь это два разных вида деятельности. Воровство – это ненасильственный способ завладения чужим имуществом, а грабеж, соответственно, насильственный. Вор присваивает себе чужое имущество, не прибегая к насилию, не вынуждая и не заставляя никого отдать ему что-то. Он все делает втихую. А грабитель использует насилие или угрозы его применения, чтобы завладеть чужим имуществом. То есть, при грабеже подразумевается какое-то физическое или психологическое воздействие на человека, людей, имуществом которых грабитель собирается завладеть. Воры этого не делают, они присваивают себе чужое имущество, не оказывая при этом воздействия на его владельца. Вот такая разница. Поэтому, когда в некоторых случаях, хоть законным, хоть незаконным способом людей вынуждают отдавать свои ресурсы, вопреки их желанию – это не воровство, а грабеж.

Еще один способ борьбы с воровством – создание таких условий, когда люди будут думать, что за ними наблюдают. Психология вора тем и отличается от, скажем, психологии грабителя, что такой человек все любит делать втихую, незаметно для других. А когда за тобой следят, то воровать сложнее, можно сказать, невозможно. И поэтому люди станут меньше и реже это делать, а то и вовсе перестанут, когда, к примеру, будут знать, что всюду имеются камеры слежения и эти камеры всем все показывают. Речь не о том, что люди будут бояться наказания или порицания, осуждения, из-за того, что кто-то будет знать, что они воруют, это отдельный момент. Я говорю о дискомфорте, вызываемым чувством того, что за тобой следят, наблюдают. Это чисто психологический момент. Вор, повторю, любит действовать втихую, для него очень важно, чтобы никто не видел и не знал, что он что-то своровал. Пусть не все воры боятся наблюдения за собой, но многих оно способно остановить от воровства, если они будут знать, что такое наблюдение за ними ведется.

Достойное качество жизни – тоже хороший способ борьбы с воровством. Когда человек живет нормально, не шикует, но все необходимое для жизни имеет, то оснований для присвоения себе чужих ценностей у него намного меньше. Дайте людям все необходимое для жизни и их не потянет к воровству. Ну, во всяком случае, желание сделать это сильно ослабнет. Я, конечно, не считаю, что если дать человеку все, что он хочет, что ему нужно, то он не будет воровать. Это неправильно. Всего давать точно не нужно, причем давать бесплатно. Во-первых, потому, что сколько человеку всего не дай, ему все равно будет хотеться большего. А во-вторых, если он легко и быстро получит все, что ему необходимо для жизни, то лишится мотивации к труду. А зачем обществу бездельники, из-за которых качество жизни как раз-таки и снизится. Нет, безусловно, люди должны работать, должны делать свой вклад в создание общественных благ. Но при этом, получай достойное вознаграждение. Нормальное качество жизни, не такое, когда человек вынужден выживать, пусть полностью и не лишит его желания воровать, но лишит его необходимости делать это. Эту задачу не сложно решить. Нужно просто умерить аппетиты некоторых людей, от которых зависит жизнь в обществе.

Ну и последний, пожалуй, самый важный способ борьбы с воровством – это создание и развитие культуры, в которой не столько воровство будет порицаться, сколько честность восхваляться, возвышаться и награждаться. В обществе должны поощряться честные, порядочные люди, то есть, не ворующие, чтобы каждый человек видел, что он получит от того, что не поддастся слабости и не украдет ничего. В любой нормальной культуре воровство порицается, это мы знаем. Даже во многих субкультурах к воровству относятся негативно. Но при этом не уделяется внимание тем людям, которые не воруют, они не превозносятся, не поощряются, не попадают в сводки новостей, привлекая к себе внимание общества, их никак не оценивают только за то, что они не воруют. Это считает самим собой разумеющимся. А надо бы за это, как минимум, восхвалять. Потому что многие, не ворующие ничего люди, живут, скажем так, достаточно скромно. Некоторые воры, которые воруют красиво и помногу, так, что и не докопаешься, и не накажешь их, потому что они откупятся от наказания, получают много всего и живут красиво. Помимо красивой и сытой жизни они получают признание, уважение, им оказывается много внимания, как личностям сильным, преуспевшим, как каким-то героям. На наворованные средства они могут позволить себе создать имидж таких людей, которые якобы честно все заработали, благодаря своему самоотверженному труду. Но на самом деле это не так. И не ворующие или, скажем так, не умеющие воровать люди, видят и понимают это. И им обидно, не только за то, что они чего-то не имеют, что имеют красиво ворующие люди, но и за то, что их порядочность и честность не признают и не ценят.

Вот если эту задачу решить на уровне массовой культуры, то это также снизит тягу людей к воровству. Дайте уважение тем, кто не присваивает себе чужое имущество, они это заслужили. А пока, я вам могу сказать, что общаясь с людьми, я узнаю о том, что они чувствуют себя неудачниками, лузерами, слабаками, никчемными личностями из-за того, что живут плохо, не пользуются уважением, не получают признание, хотя никогда ничего серьезного не крали. И им от этого больно. Такой человек в состоянии отчаяния не только может решиться на кражу, причем глупую, ненужную, если жизнь такую возможность ему предоставит, но и, если он уже прожил большую часть своей жизни, то он станет учить более молодых тому, что честность ничего в этом мире не стоит. Она ничего не дает человеку, за нее никто тебя уважать не будет. В итоге, молодые люди, получившие такие наставления и видя доказательство их истинности на примере преуспевших воров, сделают для себя вывод, что лучше все-таки рисковать и воровать, чтобы жить хорошо и красиво, чем жить честно. Так что, от той культуры, которую мы создаем и поддерживаем, очень многое зависит. От нее зависят наши поступки. Культура может помогать нам обуздывать свои слабости, а может потворствовать их проявлению.

Вот такой подход должен быть к воровству, с моей точки зрения, если в обществе хотят с этим делом успешно бороться.

Иными словами это психическое заболевание называется "параноид жилья" или "параноид позднего возраста". Чаще всего бред ущерба возникает после 60–65 лет, хотя иногда может возникать в 45–55 лет. В чем проявляется это расстройство и можно ли его лечить?

Вы наверняка встречали старушек, которые ни за что не хотят расставаться со своей сумкой, кошельком или иной ценной для них вещью. Пожилому человеку может казаться, что их телефон прослушивают, что им в вентиляцию пускают ядовитый газ, что им пакостят соседи, нарочно сдвигая коврик у двери или сверля стены. Попытки убедить человека в том, что сосед просто делает ремонт и имеет право сверлить стену в своей квартире в установленные законом дни и часы, бесполезны.

Это и есть проявление бреда ущерба. Он характеризующееся ложными умозаключениями о преследовании, воровстве, обнищании, в которых человека невозможно переубедить.

Чаще всего бред преследования - не самостоятельное заболевание, это симптом более серьезных расстройств, например, шизофрении или болезни Альцгеймера, старческой деменции.

Если человек оказывался в течение жизни в сложных условиях и его психика подвергалась сильным перегрузкам, у него может сформироваться так называемый острый бредовый психоз.

Важен и пережитый опыт. Например, во время знаменитой павловской реформы 1991 года миллионы советских граждан потеряли свои накопления. Представьте себе силу стресса человека, который десятилетиями копил на квартиру или дачу, отказывая себе во многих вещах, а потом разом лишился своих денег.

Или человека, который всю жизнь прожил в коммуналке, делил кухню с ненавистными соседями, когда у него долго не было ничего своего. Такой опыт будет, конечно, отягчающим фактором, но даже если отрицательного опыта не было, нет никаких гарантий, что в старости у человека не разовьется бред ущерба.

Ученые до сих пор не знают точно, почему в пожилом возрасте люди страдают таким расстройством. Вероятно, причина в том, что пожилые люди ограничивают свои контакты, становятся менее активным, круг их интересов сужается, внимание сосредоточено на ближайших окружающих, квартире, подъезде, доме.

Причиной могут быть проблемы с памятью, деменция: человек забывает, куда убрал ценные вещи, не может их найти, начинает подозревать родственников в воровстве, если он живет один, то соседей, сантехника, врача, который приходил на дом.

В более молодом возрасте бред ущерба, как правило, серьезнее и сложнее, подозрения у больного то усиливаются, то ослабевают, то наступают "озарения". Часто так так протекает хронический бредовый психоз.

Подозрительность или скупость в старости еще не говорят о бреде ущерба у человека. Иногда эти качества развиваются из-за бедности, маленького дохода, например, если человек живет на маленькую пенсию, он привык очень бережно относиться к вещам, рассчитывать продукты, неохотно тратить деньги. Этому способствуют и конфликты с детьми и внуками, особенно, если жить приходится вместе, а младшее поколение оскорбительно или уничижительно относится к старикам, притесняет их, дает понять, что те им мешают.

Если вы подозреваете, что у близкого бред ущерба, не ищите решений в интернете или у знакомых. Найдите способ показать человека грамотному психиатру: врач сразу определит, есть ли патология или нет. В разговоре врач отмечает, есть ли у пациента критическое мышление, логика, понимает ли он причинно-следственные связи, нет ли у пациента галлюцинаций.

Близкие могут заподозрить бред у пожилого человека и по странности обвинений: например, бабушка обвиняет внучку, что та украла 20 рублей у нее из кошелька, хотя внучка хорошо зарабатывает. Или, напротив, что украла миллион, хотя у бабушки никогда таких денег не было. Больные, как правило, не сомневаются в своей правоте, они не задают себе вопрос: " А может, это я куда-то сунула паспорт и теперь не помню, куда именно, а не сын взял? Да и зачем ему мой паспорт?" А на ваши попытки объяснить, в чем дело, больной реагирует бурным негодованием, не признает проблемы.

Не пускайте такие ситуации на самотек, вовремя обращайтесь к врачу - он посоветует, как правильно общаться с такими больными и назначит медикаментозную терапию пациенту.

Рассказ о трогательной жизни добродетельнейших старичков Гоголь начинает с лирического отступления, которое вводит нас в мир души писателя. Вместе с ним мы переживаем волнующие писателя воспоминания, начинаем понимать те духовно – нравственные предпочтения, с которыми он подходит в оценке человеческого бытия. Что же так дорого Гоголю?

Милые, добрые старички с их сундуками, ящиками, ящичками и сундучками, множеством узелков и мешочков с семенами, множеством клубков с разноцветною шерстью, лоскутками старинных платьев. Как дороги вы нам как память – воспоминание о наших бабушках, которые, как и вы, все собирают, хотя порой и не знают, на что оно потом употребится.

Как и Пульхерия Ивановна, наши бабушки верят, что черный кот, голос, зовущий позади, – не к добру.

Читаешь заново повесть, и вдруг захочется всмотреться не только в жизнь старичков, но и в свою собственную, вспомнить бабушек и дедушек своих, подумать о своем отношении к ним, родителям.

А через пять лет голос, услышанный Афанасием Ивановичем, был по душевному убеждению его голосом Пульхерии Ивановны, зовущей его к себе. Последним желанием Афанасия Ивановича было желание похоронить возле своей Пульхерии Ивановны.

Так просто и потрясающе художественно Гоголь связал в повести тему любви с темой смерти. Не разлучила и смерть героев, она сулит им новую встречу, потому что любовь живет вечно и за пределами смерти, в памяти тех, кого она изумила. В памяти Гоголя, а теперь – и нашей. Ничто не нарушило гармонии жизни старосветских помещиков. И в этой гармонии писатель видел смысл истории и судьбы России.

2. Тип урока: комбинированный (формирование речевых навыков, монологической, диалогической речи, работа по формированию навыка анализа художественного текста, развитие творческих способностей учащихся).

Предварительный просмотр:

Методические приемы: анализ текста; беседа; комментированное чтение; составление плана, акцентное чтение, составление кластера.

Работать мы с вами будем в группах, каждый получит возможность проявить себя.

Мы продолжаем знакомиться с творчеством Н.В. Гоголя. Нам знакомы некоторые романтические произведения раннего творчества Гоголя.

Каковы их особенности? ( Это произведения, сочетающие в себе реалистическое и фантастическое, построенные на национальном колорите, написанные с юмором особым, сказовым языком ).

( Обратим внимание на доску - слайд ).

3. Возможные прототипы героев повести - дед и бабка писателя Афанасий Демьянович и Татьяна Семеновна Гоголь-Яновские.

Теперь обратимся к тексту повести. Послушайте начало произведения. Какие картины представляются вам, когда вы слушаете эту часть повести?

- Какими вы их представляете?

На доске - слайд с иллюстрацией к повести (портреты стариков).

- Найдите описание стариков. Какие слова в их описании являются ключевыми? ( всегда улыбался; столько доброты; доброе лицо; с приятностью; спокойная, ясная жизнь).

Объясните значение слов или словосочетаний:

- Филемон и Бавкида ( в греческой мифологии благочестивые супруги, дожившие до глубокой старости, которым боги в награду за их взаимную любовь и гостеприимство даровали одновременную смерть, превратив их в два сросшихся дерева);

Камлот ( старинная плотная шерстяная ткань );

Палата ( название многих административных учреждений; существовали палаты казенная, гражданская и др .);

Компанейцы ( полки легкой кавалерии в украинском войске, формировавшиеся из добровольцев. В 1776г. были преобразованы в регулярные части);

Секунд-майор ( младший офицерский чин в русской армии с начала XVIII в. упразднен в 1797г .)

Учащиеся отвечают на вопросы карточек. Критерии оценок - полнота, связность ответа, глубина проникновения в авторский замысел.

А) приготовление пищи;

3. Как Афанасий Иванович подшучивал над супругой? Инсценируйте разговор о пожаре.

4. Почему никто в поместье серьезно не страдал от обжорства?

4 Как ее это характеризует?

При ответе пользуйтесь цитатами из текста.

При ответе используйте цитаты из текста.

Дополнительный ответ (за урок)

Учащиеся в группах заполняют чистые ячейки концептуального колеса качеств, характеризующих старосветских помещиков, затем выносят их на доску.

Каковы идейно-художественные особенности повести?

Под запись (на доске - слайд ):

  1. В повести ярко видна сентиментально-идиллическая традиция в духе Карамзина.
  2. В образах старосветских помещиков Гоголь показывает всепоглощающую силу любви.
  3. Повесть содержит архаические слова, придающие ей особый колорит.
  4. В описании жизни помещиков проявляется особое, свойственное Гоголю чувство юмора.
  1. Оценивание
  2. Домашнее задание

Материалы для работы по карточкам

1.Расскажите, используя цитаты, об особенностях быта и семейного уклада старосветских помещиков. (Описание комнат, привычка к теплоте, комната Пульхерии Ивановны, описание мебели.)

2. Какую роль играет в повести описание поющих дверей?

3. С каким чувством описывает Гоголь девичью?

1. Расскажите, используя цитаты, о хозяйственных заботах Пульхерии Ивановны:

А) приготовление пищи;

Б) однократное ревизирование своих лесов (потеря дубков);

2. Почему при таком воровстве дворовых хищения казались незаметными?

1. Расскажите, используя цитаты, о режиме дня стариков.

2.Что было главным в их жизни?

3. Как Афанасий Иванович подшучивал над супругой? Прочитайте по ролям разговор о пожаре.

3. Почему никто в поместье серьезно не страдал от обжорства?

1.Какую роль в судьбе Пульхерии Ивановны сыграла серая кошечка?

2.Почему Пульхерия Ивановна так восприняла исчезновение кошечки?

3.Какие распоряжения отдала помещица перед смертью?

4. Как ее это характеризует?

1.Как вел себя на похоронах Афанасий Иванович? Когда он осознал утрату?

2.Что стало главным для Афанасия Ивановича после смерти Пульхерии Ивановны?

3. В чем сходны обстоятельства кончины Афанасия Ивановича и его супруги?

4. Что стало с имением после смерти стариков?

(Используйте цитаты при ответах.)

СТАРОСВЕТСКИЕ ПОМЕЩИКИ Афанасий Иванович Товстогуб и его жена Пульхерия Ива-новна - двое старичков "прошедшего века", нежно любящих и трогательно заботящихся друг о друге. Афанасий Иванович был высок, ходил всегда в бараньем тулупчике, и практически все-гда улыбался. Пульхерия Ивановна почти никогда не смеялась, но "на лице и в глазах ее было написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было у них лучшего, что вы, верно, нашли бы улыбку уже чересчур приторною для ее доброго лица". Детей у них небыло. Афанасий Иванович ни-когда не критикует современность и не хвалит своего прошло-го; напротив, показывает живой интерес к событиям жизни дру-гих людей, в т. ч. молодых. "Комната Пульхерии Ивановны была вся уставлена сунду-ками, ящиками, ящичками и сундучочками. Множество узел-ков и мешков с семенами, цветочными, огородными и арбузны-ми, висело по стенам. Множество клубков с разноцветной шер-стью, лоскутков старинных платьев, шитых за полстолетие, были укладены по углам в сундучках и между сундучками. Пульхерия Ивановна была большая хозяйка и собирала все, хотя иногда сама не знала, на что оно потом употребится". Афанасий Иванович мало занимается хозяйством; бразды правления находятся в руках Пульхерии Ивановны. Она бес-престанно варит варенье, сушит фрукты, перегоняет водку, со-лит грибы и огурцы; все это потом разворовывается дворовы-ми девками, но это даже к лучшему, иначе запасов хозяйки хва-тило бы на несколько лет. Приказчик обкрадывает Товстогубов; Пульхерия Иванов-на постоянно обнаруживает, что в лесу исчезают столетние дубы, но вполне удовлетворяется ответами, вроде "громом по-било и черви источили". Афанасий Иванович - охотник хорошо покушать; от боли в желудке у него также одно средство - дополнительная тра-пеза. Самое страшное, что могут себе представить супруги - пожар в их доме. Но и тут они, обсуждая возможность такого бедствия, не унывают: Афанасий Иванович готов перейти в ком-нату прислуги, а Пульхерия Ивановна - в кладовую. "Но интереснее всего казались для меня старички в то вре-мя, когда у них бывали гости. Тогда все в их доме принимало другой вид. Эти добрые люди, можно сказать, жили для гостей. Все, что у них было лучшего, все это выносилось. во всей их услужливости не было никакой приторности. Это радушие и готовность так кротко выражались на их лицах, так шли к ним, что поневоле соглашался на их просьбы. Они были следствие чистой, ясной простоты их добрых бесхитростных душ". Однажды кошечку Пульхерии Ивановны "подманили" ди-кие коты, и она отправилась вместе с ними в лес. Хозяйка жа-леет о пропаже кошки три дня, затем успокаивается. Неожи-данно кошка появляется; она очень отощала и одичала. Несмот-ря на то, что Пульхерия Ивановна кормит ее, кошка, поев, убе-гает снова в лес. Пульхерия Ивановна решает, что это смерть ее приходила за ней.

Дом помещиков описан как райский сад, и это не только из-за обилия еды и иного убранства. Это просто дух, созданный автором. В повествовании старики постоянно едят. Афанасий иванович ест даже ночью. Он просыпается от духоты, ворочиется, стонает, пульхерия ивановна перечисляет кушанья, которые могут утолить голод супруга.

Замкнутое пространство, огороженное частоколом, через которое не перелетало ни одно желание. Внутри время неподвижное, в этих маленьких низеньких комнатах. Тут идет бессмысленное, бесцельное, животное существование.

Для героев нет мира вокруг, их жизнь ограничена друг другом и их бытом. Даже ребенок был бы лишним в их мире.

Время идет линейно до момента смерти пульхерии ивановны. Потом происходит разрыв на 5 лет. Повествователь думает, что за 5 лет афанасий иванович успокоился, но ошибается.

Мы через время и пространство понимаем, как оценивать героев, ситуацию.

Бахтин описывал хронотоп порога – какая-то сюжетная ситуация, про которую можно сказать: до нее было так, после – совершенно изменилось. После границы порога время начинает двигаться быстрее.

Марина Павлова

А теперь вернёмся к началу повести. Откуда это “любит сойти на минуту в сферу” этой скромной жизни повествователь? Найдём приметы того, другого мира. Он существует по иным законам. Здесь всё суета, страсти, неутолённые желания, подчиняющиеся злому духу, волнения и возмущение. Пустота и тщета. Почему же приходится жить в этом мире? Потому ли, что на месте счастливого сада теперь заглохший пруд - и даже храма не осталось на месте жилища Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, в отличие от того, в который превратилась хижина их литературных предшественников, Филемона и Бавкиды? Времена истинной любви закончились?

Какие творческие письменные задания можно предложить ученикам в ходе изучения гоголевской повести? Например, написать стилизованное письмо от имени Пульхерии Ивановны или Афанасия Ивановича, в котором они приглашают в гости своего соседа. Или пусть ребята расскажут, с кем из авторов приведённых цитат они согласны, а с кем нет, и почему.

В огромном городе так трудно разыскать
Клочок романтики - глазам усталым отдых:
У мутной Сены,
Вдоль стены щербатой,
Где мост последней аркою круглится, -
Навес, скамья и стол.
Старик с лицом поэта,
Склонившись к пуделю, стрижёт бугром руно.
Так благородно-плавны жесты рук,
Так благостны глаза,
Что кажется: а не нашёл ли он
Призвание, чудеснейшее в мире?
И пёс, подлец, доволен, -
Сам подставляет бок,
Завёл глаза и кисточкою машет…
В жару кудлатым лешим
Слоняться не легко,
И быть красавцем - лестно;
Он умница, он это понимает.
Готово!
Клиент как встрёпанный вскочил - и наземь.
Ты, лев собачий! Хитрый Дон-Жуан
С седою эспаньолкою на морде…
Сквозь рубчатую шерсть чуть розовеет кожа,
На шее муфта пышною волной, -
Хозяин пуделя любовно оглядел
И, словно заколдованного принца,
Уводит на цепочке.
С балкона кошка щурится с презреньем…
А парикмахер положил на стол
Болонку старую, собачью полудеву,
Распластанную гусеницу в лохмах…
Сверкнули ножницы, рокочет в Сене вал,
В очках смеётся солнце.

Пришла жена с эмалевым судком,
Увядшая и тихая подруга.
Смахнула шерсть с собачьего стола,
Газету распластала…
Три тона расцветили мглу навеса:
Бледно-зелёный, алый и янтарный -
Салат, томаты, хлеб.
Друг другу старики передают
С изысканностью чинной
То нож, то соль…
Молчат, - давно наговорились.
И только кроткие глаза
Не отрываясь смотрят вдаль
На облака - седые корабли,
Плывущие над грязными домами:
Из люков голубых
Сквозь клочья пара
Их прошлое, волнуясь, выплывает.
Я, прохожий,
Смотрю на них с зелёного откоса
Сквозь переплёт бурьяна
И тоже вспоминаю:
Там, у себя на родине, когда-то
Читал о них я в повести старинной, -
Их “старосветскими помещиками” звали…
Пускай не их - других, но символ тот же,
И те же выцветшие добрые глаза,
И та же ясная внимательность друг к другу, -
Два старых сердца, спаянных навеки.

Как этот старый человек,
С таким лицом, значительным и тонким,
Стал стричь собак?
Или в огромной жизни
Занятия другого не нашлось?
Или рулетка злая
Подсовывает нам то тот, то этот жребий,
О вкусах наших вовсе не справляясь?
Не знаю…
Но горечи в глазах у старика
Я, соглядатай тайный, не приметил…
Быть может, в древности он был бы мудрецом,
В углу на площади сидел, лохматый, в бочке
И говорил глупцам прохожим правду
За горсть бобов…
Но современность зла:
Сограждане идут своей дорогой,
Бобы подорожали, -
Псы обрастают шерстью,
И надо же кому-нибудь их стричь.
Вот пообедали. Стол пуст, свободны руки.
Подходит девушка с китайским вурдалаком,
И надо с ней договориться толком,
Как тварь любимую по моде окорнать…

Композиционно произведение состоит из двух частей. В первой Гоголь подробно описывает дом четы Товстогубов и принятый в нем уклад, дает развернутые характеристики своим героям. Читатель узнает об однообразном течении жизни Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны. У них есть два развлечения – вкусно поесть и принять гостей. Писатель с любовью рисует картины природы своей малой родины: пышный сад, лес с вековыми дубами, пруд, широкие поля. Не менее обстоятельно рассказывает он о домашней обстановке Товстогубов, вплоть до перечисления картин. Все здесь создает атмосферу старинного уюта и покоя, который Гоголь противопоставляет стремительному течению столичной жизни. Автор признается, что в таких местах он отдыхает душой.

Основные события повести разворачиваются во второй части. Пульхерия Ивановна достаточно странно истолковывает поведение любимой кошечки. Помещица вдруг решила, что животное убежало из дома не просто так, теперь осталось ждать смерти. Мы видим быстрое угасание женщины и большое горе Афанасия Ивановича, пережившего супругу. Трогательно и грустно завершается произведение, перед читателем предстает картина полного разорения поместья.

Гоголь практически ничего не сообщает о прошлом семейной пары, лишь замечает вскользь о том, что тридцатилетний секунд-майор Товстогуб тайно увез Пульхерию Ивановну, поскольку ее родители были против такого союза. Но это короткое замечание многое проясняет в отношениях пожилых супругов. В основе их брака была большая любовь, ведь решиться сбежать, пойти против родительской воли – очень смелый поступок для девушки.

Афанасий Иванович беззлобно подшучивает над своей супругой, с тревогой замечает, что она похудела, а Пульхерия Ивановна стремится накормить мужа вкусненьким и переживает, что некому будет присматривать за ним после ее смерти. У помещиков нет детей, поэтому пожилая чета сосредоточена друг на друге.

Полная наивность стариков в ведении дел оборачивается повсеместным ужасающим воровством. Крадут у Товстогубов все: войт, приказчик, лакеи, дворовые девки и даже гости. Но быт помещиков прост, все их интересы вращаются вокруг еды, а богатая малороссийская земля дает щедрые урожаи, поэтому хватает всем.

Читайте также: