Обязаны ли дети ходить в школу по субботам в беларуси

Обновлено: 01.05.2024

1. Обучающиеся, за исключением обучающихся, указанных в пунктах 3 и 4 настоящей статьи, в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:

1.1. получение образования в соответствии с образовательными программами;

1.2. перевод в другое учреждение образования, другую организацию, реализующую образовательные программы послевузовского образования, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

1.3. перевод для получения образования по другой специальности (направлению специальности, специализации), в том числе при наличии медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации, в другой форме получения образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

1.4. восстановление для получения образования в учреждении образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

1.5. обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;

1.6. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

1.7. охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

1.8. бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

1.9. бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений в государственных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования;

1.10. пользование учебниками и учебными пособиями;

1.11. обеспечение стипендией и другими денежными выплатами;

1.12. обеспечение местом для проживания;

1.13. возмещение расходов по найму жилья в случае необеспечения местом в общежитии;

1.14. кредит на льготных условиях для оплаты первого высшего образования;

1.15. отпуска, каникулы;

1.16. получение платных услуг в сфере образования;

1.17. бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной, научной и культурно-спортивной базой учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования;

1.18. получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;

1.19. поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;

1.20. участие в управлении учреждением образования;

1.21. участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности;

1.22. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;

1.23. участие в профессиональных союзах, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству.

2. Иные права обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

3. Права обучающихся, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, устанавливаются настоящим Кодексом и законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4. Учащиеся средних школ и профессионально-технических училищ (филиалов государственных средних школ и государственных учреждений профессионально-технического образования), находящихся на территории исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, республиканских унитарных производственных предприятий Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел Республики Беларусь, лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь, в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства имеют право на:

4.1. получение образования в соответствии с образовательными программами;

4.2. перевод для получения образования по другой специальности (направлению специальности, специализации), в том числе при наличии медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации, в другой форме получения образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

4.3. восстановление для получения образования в учреждении образования в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;

4.4. обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;

4.5. создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;

4.6. охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;

4.7. получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения образования;

4.9. бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной и культурно-спортивной базой учреждения образования;

4.10. пользование учебниками и учебными пособиями;

4.11. участие в спортивно-массовой, общественной, экспериментальной деятельности;

4.12. поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, экспериментальной деятельности;

4.13. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, уставом, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией.

5. Для обучающихся по специальностям (направлениям специальностей, специализациям) для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, органов внутренних дел Республики Беларусь, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь в соответствии с законодательством о прохождении соответствующей службы могут устанавливаться особенности их прав.

Ребенок в первом классе.
Со второго планируется шестидневка.
Как избежать учебы по субботам? Могу ли я написать заявление с просьбой освободить моего ребенка от учебы в этот день?
Причин несколько.
1 Выходные у нас и так проходят активно - бассейн, репетитор. Когда отдыхать ребенку??
2 Вот честно. В среднестатистической российской школе (хоть она и считается языковой) сидение за партой шесть дней подряд способно развить только сколиоз и близорукость. Весь требуемый по программе материал обязуюсь проходить с ребенком дома))
Переводить в другую школу не хочу, по остальным пунктам устраивает.
Как поступить.

Если официально суббота учебная, нет не можете, тут даже перевод на частичный экстернат не поможет, в таком случае выбираются предметы, а не дни посещения.
Вы заранее не знали, что дети со второго класса учатся по субботам?

от директора зависит.
у нас однозначно такой ребенок уйдёт из школы.
директор лично каждому родителю при приёме документов напоминает, что они выбрали школу с шестидневкой.
А если не выбрали, а попали по прописке, то комитет образования всегда может подобрать другую школу для тех, кому нужна свободная суббота.

Как в Уставе школы написано, так и будут дети учится в отдельно взятой школе, запретов на 6-дневку нет, просто ее не финансируют сейчас дополнительно, а школа сама выделяет на это средства.

а вас не смущает, что суббота, как и воскресенье, официальный выходной день, если уж на то пошло
и вы не в курсе, в каких странах, кроме россии, практикуют занятия по субботам?

руководствовались отзывами, расположением и направленностью (языковая). на момент выбора не было четко озвучено, что будет шестидневка. 50х50, т.к. не было утверждено для НАЧАЛЬНОЙ школы.

И что? Вас заставляют идти в школу с шестидневкой? Запрета на учебу нет, так что вполне допустимо.
Отдавая ребенка в школу ВЫ соглашаетесь с внутренними правилами школы. Не устраивает идите в другую.

Навскидку в Швейцарии и Франции суббота официально учебный день, хотя для родителей это выходной. Сейчас практически все школы перешли на 5дневку из-за таких любителей отдыхать как вы, осталось минимум школ, где еще дети хотят учиться. Оставьте эти школы в покое и идите отдыхать на 5дневку в другую школу, переходите на домашнее обучение и тогда вообще будете отдыхать бесконечно. Вы задолбали.

Навскидку в указанных Вами странах система образования несколько отличается от российской.
Два выходных дня в неделю дает возможность детям побыть с родителями и видеть что-то помимо школьных коридоров.
Конечно, для родителей, мало уделяющих время своим детям, шестидневка просто спасительна))

классный руководитель не возьмет на себя такую ответственность, да и в этот день могут быть предметы которые не ведет он.

так отдавайте ребенка в школу с пятидневкой, Вас силком тащат в языковую школу где программа рассчитана на 6 дней?

Сидите на домашнем обучении, это ваше право, занимайтесь своими детьми.
Ваш ребенок не всегда будет первоклассником, и когда на 5дневке он будет падать после 8 уроков+факультативы+ доп занятия, вместо того, чтобы спокойно учиться в субботу и распределять нагрузку равномерно, тогда вы заговорите совершенно по-другому. А пока ваше кудахтанье в пользу бедных.

Ин.яз? Да вообще любой предмет, что не входит в школьную программу. Почему обязательно не тянет школу?

что позволило сделать вывод, что ребенок не "тянет"?
да, репетитор (носитель языка) для поддержания свободного владения.

В чужой монастырь со своими порядками не ходят. Но такие находятся Мои дети в школе, где со второго класса шестидневка. Были такие, кто регулярно по субботам не приходил. Просто начхали на все и не приходили. Мне не понять. Ваши аргументы про сколиоз по субботам и обучение субботним урокам дома для меня алогичны.

Я вот понять не могу, как я училась со 2 по 5ый и с 9 по 11 класс на шестидневке и почему ни у меня ни у родителей мысли не возникло "откосить"? И как то в кмсы по плаванью выплыла и на городских олимпиадах первые места занимала. Сколиоза не было, как и прочей фигни, а близорукость от круглосуточного чтения, в том числе ночью под одеялом с фонариком. Что у вас за современная онажематная дурь. Ну идите на ДО, там вообще в школу не надо каждый день ходить

Так что вам мешает пойти в ту школу которая позволяет вашему ребенку видеть вас чаще? Никто вас силком в этой школе не держит

Так переходите в другую школу. Отзывы потому и хорошие что нагрузка у детей большая равномерно распределена

выбрать школу с пятидневкой
а откуда 6 - мало что все школы переводят на 5 ней а началка и вообще в редких случаях была 6дневной даже и до прошлого года, странно что как-то поступает обратно общей линии

можно уехать в любую такую страну - кто запрещает
слоганы о высоких идеях школе не указ
скорее надо другое смотреть - СанПины и программу - по количеству часов
наверняка факультативы засунули в основную сетку
вот тут можно найти тему для обсуждения
но многим хочется учиться в том числе и по субботам
в смысле родителям хочется чтоб учились
а точнее чаще чтоб дети полдня в школе провели и дали выспаться

Перевестись в другую школу.
У нас в школе тоже со 2 класса 6ти дневка. И Директор лично при приеме документов предупреждала, что суббота такой же учебный день. И все равно полкласса мамаш стонут как тяжело учиться в субботу и всячески прогуливают.
И до них на доходит, что за счет субботы у детей в англ. школе языков сколько надо по сетке, а не урезанный минимум.

Для себя это здорово, но если Вы из-за доп. занятий не тянете школьную программу - то надо выбирать между школой и репетиторами.

А причем здесь вообще МОЙ ребенок. Я хоть слово про него писала?
Вот что на Еве за мания такая переходить на личности.

Только в другую школу. Мне очень не нравится 6-ти дневка. Но откосить не приходило в голову. Причем я знаю мам нашей школы(и тут на еве они есть),которые считают 6-ти дневку выходом при больших нагрузках.

Вот интересно раньше же учились в языковых школах и с 5 дневкой. У нас было максимум 7 уроков в старшей школе. Не было правда второго языка. Но английский был 4 дня в неделю точно, один раз сдвоеныйурок. Да еще и последние классы делились на математический и гимназический. Многие тогда поступили иди в языковые вузы или на факультет ин. языков.

А еще бесит, что среди таких родителей находятся особо активные, которые потом еще все силы прикладывают, чтобы в школе ввести пятидневку, убрать язык. Им нравится, что школа, видишь ли, рядом с домом, а язык не нравится.

У нас в языковой школе с 6 дневкой было 6 уроков языка в неделю, и больше 6 уроков в день не было никогда.

Вот именно, что должно быть 6 уроков иностранного в языковой школе - а теперь всего 4, и интересно, куда денут страноведение и культуру или как она там называется на изучаемом языке. Да, больше 6 уроков никогда не было, и 6 дней вообще не напрягали.

Год назовите, когда вы так учились. Я училась в обычной дворовой школе, пошла в первый класс в 1985 году и у нас была 6-дневка с учебными субботами. Ваша школа явно не языковая была, а наверное какая-нибудь типа гимназии или с профильными классами. Отсутствие второго языка и говорит об этом. 4 раза в неделю тоже очень мало для языковой, раньше учились по Верещагиной - так там программа 4 часа заточена под началку, а в старшей и средней школе 6 часов изучаемого основного языка, плюс страноведения 1 час должен быть и 2 часа второго языка. Какое деление в языковой школе на математический класс?)) Программа в языковых школах самая простейшая, чтобы не отвлекать от изучения языка. Они после математического класса в языковые ВУЗы-то поступали?

У нас не было всяких МХК, обществознание, право, информатика были чисто ознакомительными предметами и только в последних классах, было 2 физ-ры, зато 4 физики и 5 английских в английской школе.

Я не нервная, это Вы по компьютеру как через телевизор видимо все про всех видите,я слова про своего не написала, с чего Ваши выводы, про неуспеваемость.

У меня тоже не было МХК, обществознаний, информатика появилась в 10 классе, физры было 2, 2 географии, 2 истории, 2 биологии и 3 часа иностранного языка в обычной дворовой школе и шестидневка. 4 физики в английской школе это хорошо, что заменяли физикой?

OFF: У нас в обычной дворовой школе оказалась языковая углубленка (нафиг не нужная, ибо язык навязали французский). Приходит ребенок уставший от тупого сидения и уже не способен нормально заниматься. Так что ходит через пень в колоду - то поболеет подольше, то по семейным, то по врачам надо. В школе бывает редко, но метко Никому не мешает. Все мои попытки договориться не привели ни к чему - зато когда я просто стала делать, как удобно МНЕ - никаких претензий от школы я не слышала.
Мой совет - не надо договариваться, просто делайте так, как ВАМ удобнее. Попытка договориться - это что-то официальное, на это администрация ОБЯЗАНА реагировать. А неформально возможно многое.

а зачем вы отвечаете на вопросы которые адресованы другим людям?
Я вот реально не понимаю, зачем при свободном владениии языком в первом классе идти в языковую школу? Других интеерсов разве нет?

Вот про таких по. стов я и говорю, у нас в языковой школе такие есть. Никто никого не трогает, это да. Только такие вот люди и по жизни так ко всему относятся, школа - это только начало.

И что значит в обычной дворовой школе навязали язык? Навязали после того, как вы пошли учиться без языка? Не верю.

Ну Вы даете! Тут с классного часа (7-й урок) так и не удалось договориться чтобы отпускали на регулярной основе, и это не смотря на то, что я председатель РК и у меня отличные отношения с классным руководителем.
А Вы хотите целый учебный день пропускать, мечтательница Вы, однако

Не понимаю, пишете что в предыдущем году не было углубленки, тогда к чему, что можно было выбрать английский или французский? А если вы шли в первый класс и не подписывались под углубленкой, а она вдруг возникла (во втором классе?), так зачем вы там остались? И что, все согласились, получается?

Язык со второго класса, раньше (до нас) можно было выбрать какой, и его было немного. Нам выбора не дали - распределили по языкам. А до того, как это узнали, класс проголосовал за углубленку (раскатали губы, думали, их кто-то будет нахаляву учить английскому).
Зачем уходить? Школу все устраивает. Школе это выгодно. Когда есть натасканный по всем предметам ребенок, кардинально другого уровня, чем остальные дети. И мне удобно в общем-то.

Английского у нас были положенные 5 часов. И физики тогда положено было 4, и геометрии не меньше 3, и алгебра каждый день. И да, это хорошо, нормальные предметы.

Ну,развели вас как лохов. Выходит,углубленку вам не навязвали,сами выбрали. Я с языком. если у вас можно было выбирать,то все выбрали бы английский кому нужен этот французский? Поэтому и делили список.

Я голосовала против углубленки. Так что развели их. В итоге и парятся они, что честно
Язык раньше давали выбирать, потому что учительнице французского было все равно, сколько человек в классе - зп от этого не зависела. А теперь зависит от числа чел, поэтому она и потребовала пол-класса.
В любом случае, смысл исходного поста в том, что рубиться с администрацией бессмысленно, а вот делать так, как удобно, но тихо - отличная стратегия.

ну это вы, а другие видимо считают что сами должны проснуться, собраться, уйти
или вернувшись спать ложатся
во всяком случае это частый аргумент за учебную субботу - типа родителям нужно время на себя и чтоб ребенка пристроить на это время

но реально есть такие.
За 1000 ре можно нарисовать, что ребенок к какому-нибудь врачу ездит на процедуры.
У нас так одна мама сделала.
можно тупо не ходить. Процедура исключения из школы невозможна даже в этом случае, даже через суд.
можно до скончания веков писать "записки" то понос, то золотуха, то похороны восьмиюродной тёти, то потоп, то пожар, то молоко убежало.
В году всего четыре десятка учебных суббот

Не, ну если бы я сказала, что ребенок будет ходить на процедуры по медпоказаниям, то конечно моего сына с классного часа отпускали бы без всяких справок Я просто не сочла нужным врать. Сказала как есть, что классный час накладывается на кружок, который очень важен для моего ребенка, это тоже внеурочная деятельность, как и классный час.

Как родителю может прийти в голову, чтобы его ребенок пропускал каждую учебную субботу, я даже представить не могу.

ну вот видите как легко
"мы по субботам к окулисту" и всё. и у этой отдельно взятой семьи - пятидневка.

А что, где-то в школе к детям относятся по-другому? Школьная администрация в подавляющем большинстве случаев поступает так, как удобно им, а не детям и родителям.

справка есть, дана аж сроком на год, что ребенок по субботам получает физиопроцедуры.
цена справки 1000 рэ плюс бутылка шампусика.

нет. Не подделка.
Процедуры там в стиле "зарядка для глаз, посмотри налево, посмотри вдаль" Они и правда иногда на них ходят.
Можно что-нибудь более правдоподобное придумать. Просто мама подружки моей дочери вот так выкрутилась

Согласна с автором на все 100%.
Давайте по существу:
1) язык в языковых школах 99% НИКАКОЙ. Язык знают только те, кто занимаются дополнительно. Проработала месяц, сбежала. Мало того, что бюрократия не дает подготовиться к занятиям, ученикам 99% не нужен язык, так как это просто дворовая школа, уровень учителей 99% ниже некуда, Выпускницы не иняза, которые говорят с большим количеством ошибок, студенты заочного отделения иняза (смешно, ну право), ленивые учителя, которые заставляют текст переводить весь урок, упражнения дают на весь урок, контрольные, переписать текст С КСЕРОКОПИИ. Если у Вас завуч, она всегда найдет, чем занять класс, в то время, как решаются оргвопросы или репетиторством подрабатывает. Наивные родители до сих пор верят, что если языковая школа, дети знают язык. Да ничего они не знают. Приходят выпускницы подготовиться к ЕГЭ, языковые школы, 5 по английскому, не беру, так как невозможно за год научить языку. На заметку тем мамам, у кого дети только в "углубленной" школе язык учат.
2) Второго языка нет. 100000 раз спрашивала учеников, ничего не знают, разве что БОНЖУР, КОМАН САВА. Даже счет до 10 не знают. Просто просиживание штанов. По-хорошему, отдали бы эти часы 1-му языку. Даже в рамках иняза знание 2го языка оставляет желать лучшего, что уж говорить о школьниках.
3) В углубленках есть внеурочка, у нас 2 урока по языку. Очень смешно. Ребенок приносит распечатки с предметами одежды, которые они разукрашивали весь урок. Слова ребенок не запоминает. Просто для галочки. Очень познавательно. Да лучше бы он этот час с репетитором провел, домашку бы сделал, чем фигней страдать. Уроки делаем с 19-21, так как задают много, вместо продленки до 17 внеурочка.

Я говорю именно об углубленках государственных, не о частных. Там дела обстоят намного оптимистичнее, а порой просто здорово. Ну еще бы, от 3-6 часов языка и 4-5 человек в группе.

Как резюме: вообще не вижу смысла в субботах. Убрали бы второй язык, убавили никакой первый, учиться можно и по 7-8 уроков при условии обеда, отменить внеурочку, пусть лучше гуляют или дз делают, как раньше на продленке. Зато можно иметь полноценные выходные. Дети не отдыхают, истощены. С ужасом вспоминаю шестидневку в школе, ненавидела ее, в институте было намного легче.

При официальной пятидневке в школе могут ли быть уроки в субботу?

При официальной пятидневке в школе могут ли быть уроки в субботу, дополнительные классные часы, дни здоровья, линейки, спортивные соревнования и прочие мероприятия? Что говорит закон?

При официальной пятидневке в школе могут ли быть уроки в субботу

Одна из наболевших проблем в российском образовании – отсутствие четкого закона или регламента о рабочей неделе для школ. Государство увеличивает учебную нагрузку, а затем умывает руки, перекладывая ее распределение на образовательное учреждение.

Какая несправедливость получается? Переходит школа на пятидневку, но детей продолжают таскать на дополнительные и факультативные занятия , всякие там “дни лицеиста”, “дни здоровья”, уборки территории и прочие мероприятия.

Учителям же субботу в трудовом договоре прописывают как “методический день”, что подразумевает вызов на рабочее место по требованию начальства. Тоже, по сути, лишение полноценных выходных.

Что говорит закон?

Школа может прописать в уставе два выходных дня. А может – назначить субботу днем для внеурочных занятий.

По трудовой деятельности – тоже все опирается сугубо на правила внутреннего распорядка самой школы и трудовой договор. По приказу Министерства образования “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность” № 536 и по Трудовому кодексу, учителю назначается максимальная планка – 36 часов в неделю.

Большинство школ указывают субботу методическим днем. Согласно тому же приказу №536:

“В дни недели, свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.”

То есть, школа, может привлекать любого учителя на работу, если сочтет это необходимым . Даст директор задание на “иные должностные обязанности”, и вперед, учитель, составляй какие-то планы или повышай квалификацию на рабочем месте.

А вот и выписка из реального устава школы (и таких в России, словно под копирку, многие тысячи):

“3.17. Пятидневная или шестидневная учебная неделя в Школе устанавливается с учетом максимально допустимой недельной нагрузки на одного учащегося.”

Здорово, правда? То есть, если, например, школа не успевает вписаться в программу, например, по причине карантина (что сегодня часто бывает), то она открывает обучение по субботам. И полностью юридически права.

Если же в уставе прописана пятидневная неделя, то и здесь никто не запрещает проводить внеурочные занятия.

Что же делать?

России необходимо переходить на пятидневную рабочую неделю в школах, даже если для этого придется ввести 12-й класс обучения. Как это и происходит во всем мире.

Пенсионный возраст снижают, продолжительность жизни растет, так пусть и детям сделают более комфортабельное образование.

Учителям также по справедливости, положены именно два полноценных выходных. А методический день, который они должны использовать для профессионального роста и подготовки к занятиям, должен приходиться на рабочую неделю.

Именно так удалось бы добиться повышения качества образования.

Как вариант такого решения – на общем собрании принять новый устав школы, где прописать пятидневную рабочую неделю, а также подписать всем коллективный трудовой договор. Как только в трудовом договоре и правилах внутреннего распорядка укажут субботу выходным днем, уже будет намного сложнее заставить педагогов выйти на работу.

Но лучше, конечно, добиваться пересмотра законодательства. Коллективные письма, петиции, обращения к фракциям в Госдуме, общественные обсуждения – все это может сдвинуть дело с мертвой точки.


Тяжело в учении…

- Пока мои счастливые родители дрыхнут, я вынужден идти на уроки, - печалится Михаил Коваленко. - Но мне еще повезло - учусь в обычной школе, а не в гимназии или лицее. Там суббота даже у младших классов считается нормой, а я вплоть до седьмого класса в выходные отдыхал. Теперь же времени ни на что не хватает. В будни родители приходят в девять-десять вечера, им уже не до общения, а в субботу я занят. Жутко не высыпаюсь, не успеваю на секцию.

Недосып - лишь одна из проблем. Родители замечают, что подростки, посещающие школу шесть дней в неделю, становятся раздражительными, у них исчезает желание учиться, зато появляется агрессия, учащаются головные боли. В общем, куда ни плюнь - сплошные минусы от этой шестидневки.

Спрашивается, для чего тогда мы с десяти лет обучения переходили на одиннадцать? Помнится, Министерство образования нам обещало, что хотя учебный процесс и станет длиннее, но нагрузка на детей снизится. Ну и? Снизилась? По факту у многих школьников Северной столицы и суббота рабочая вернулась, и одиннадцатилетка налицо. Где, спрашивается, справедливость?

…легко в бою

А справедливость заключается в том, что за все приходится платить. И за широту знаний тоже. Родители признают, что шестидневка - плата за углубленное изучение предметов. И как бы плохо это ни отражалось на детях, уйти от нее для тех, кто ищет образование выше среднего, - нереально.

- По сокращенной программе качественно выучить детей нельзя, поэтому я - за шестидневку, - говорит мама девятиклассника Вероника Скребцова. - Если ее убрать, сыну придется ежедневно высиживать на один урок больше. А у него и так их восемь. Шестидневка помогает разгрузить дни с понедельника по пятницу.

- Шестидневка - это гораздо больший объем знаний, который самостоятельно я ребенку дать не могу. И на репетиторов у меня тоже денег нет, поэтому дополнительная рабочая суббота - это плюс, - уверена мама десятиклассника Ирина Антонова.

Алена Рижская о шестидневной системе судит по собственному опыту:

- Я вставала в семь утра и многое успевала. Привычка к раннему подъему сохранилась, благодаря чему мой день лучше организован и максимально насыщен.


Антон Романенко признается, что если родителей нет дома, он лоботрясничает весь день, а в школе занимается полезным делом. Хотя и вынужденно.

Умные, но больные?

Но в любом случае в последние годы нагрузка выросла многократно, поэтому подростки не успевают отдохнуть за воскресенье. А ведь есть еще секции, кружки. И хотя смена деятельности - тоже отдых, однако у ребят не остается времени побыть наедине с самим собой. А это очень важно!

Давайте сравним, сколько времени трудится взрослый, а сколько ребенок. У пап и мам восьмичасовой рабочий день. Даже у педагогов, несмотря на рабочую субботу, есть, помимо воскресенья, методический день, когда они могут не ходить в школу.

- Сегодня даже в садах нет абсолютно здоровых детей, - констатирует Наталья Александровна. - В школе же ситуация усугубляется. Появляются и обостряются проблемы с желудком (стресс в первую очередь отражаются на нем), гиперактивность, вегетососудис-тая дистония, сколиоз.

Мир меняется слишком быс-тро, стиль мышления стал другим - клиповым. Психика не успевает за ним, не успевают формироваться межполушарные связи. Дети растут более информированными, но куда более болезненными, чем их ровесники лет десять - двадцать назад.

Школьный психолог умеет поднять настроение.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

- Дочь приходит и оседает в коридоре: у нее нет сил ни встать, ни раздеться, - жаловалась мать моей подруги-отличницы на родительском собрании. - Уроки делать надо, а ребенок выжат, как лимон. Болеет часто из-за этих перегрузок. Другие родители говорят, что у них все то же самое! В субботу бы детям отдохнуть. Так нет же, вся семья дома, а они вкалывают в школе…

Сейчас у ребят нагрузки еще больше. Получается, что мы, взрослые, лишаем их детства. И здоровья тоже.

КОМПЕТЕНТНО

Директор петербургской гимназии № 524 Наталья Лучкова:

- От субботы в учебных заведениях с углубленным изучением отдельных предметов отказываться неразумно, поскольку это вызовет перегрузку в остальные дни. И потом, когда мамы и папы приводят детишек в гимназию или лицей, они изначально понимают, что здесь отдыхать не придется. Чтобы облегчить жизнь школьникам, в субботу необходимо ставить предметы не слишком сложные: физкультуру, ОБЖ, музыку. Можно постараться свести к минимуму негативные моменты за счет профессионализма педагогов. Учитель на уроке должен объяснять, а не проверять домашнее задание.

ВОПРОС ДНЯ

Петербургские родители выступают против шестидневной учебной недели для своих чад. По мнению взрослых, школьникам среднего звена необходим дополнительный выходной, иначе они не почувствуют детства. В связи с этим вопрос:

А вы чем занимаетесь по субботам?

Иван КРАСКО, народный артист России:

- По субботам у меня часто бывают спектакли, утренние репетиции. А если возникает свободное от работы время, смотрю телевизор. По выходным там много спорта и юмора.

Соня МАРМЕЛАДОВА, дизайнер:

- Я остаюсь дома и никуда не хожу. Этим я обычно и занимаюсь по субботам. А на следующую наметила ужин с друзьями. Расстелю скатерть, расставлю любимые тарелки и запеку утку! А еще обязательно шарлотку с мороженым к чаю.

Екатерина КОНОНОВА, директор рекламно-образовательного агентства:

- Суббота для меня такой же рабочий день. Другой вопрос, что каждый день для меня, как выходной: сплю до полудня, час на фитнес дома, завтрак, личные дела, после пяти вечера обычно уже в офисе часов до десяти. Дальше встречи с друзьями, творчество. За вечер успеваю написать главу для книги или куплет песни. Потом смотрю фильм или клипы и - спать!

- Я занимаюсь уборкой дома, а потом отношу раздельный мусор волонтерам. Ведь в Петербурге нет соответствующих контейнеров, и в будни это не сделаешь. Потом время часто занимает работа. Моя жизнь связана с футболом, и я либо веду программу на радио, либо комментирую игру по телевидению.

Константин МЕЛИХАН, писатель и джентльмен:

- Живу и пишу. Рабочий день и праздник для меня не отличаются.

Павел ИГНАТЬЕВ, скульптор:

- Моему Ванечке семь лет. Раз в неделю я обязательно куда-нибудь с ним выбираюсь. На этот раз решили посетить Музей воды. Хочу, чтобы он рос всезнайкой. В следующий раз поедем на скалодром. Сынуля в восторге, он давно туда хотел.

Лидия МОЛОДЫХ, председатель Совета ветеранов Центрального района Санкт-Петербурга:

Рустам КОТОВ, блогер:

- Субботу я обычно посвящаю встречам с друзьями. Нет, сначала, конечно, высыпаюсь. Потом, в первой половине дня, хожу на тренировку, а вечером уже либо в гости, либо погулять. В прошлую субботу, например, на концерт ходил.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: