Что характеризует процессуальный показатель качества знаний
Обновлено: 16.05.2024
При разработке параметров и критериев, определяющих качество образования мы ориентируемся на требования Федерального закона Об образовании № 273-ФЗ, федеральные государственные образовательные стандарты: начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, основного образования, для обучающихся с умственной отсталостью, а также на Приказы Минобрнауки России от 30. 08. 2013 № 1015, от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577 и Методические письма Минобрнауки РФ от 11.03.2016 № ВК-452/07, от 11.08.2016 №ВК-1788/07, от 18.08.2017г. № 09-1672.
Оценка качества образования осуществляется на основе утвержденной системы показателей, включающих качество процесса, качество результата, качество условий и качество управления образовательной организацией. Разделение компонентов мониторинга качества образования условное. Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Качество одного компонента влияет на качество другого.
В структуру внутренней системы оценки качества образования в ГБОУ №1708 входят такие критерии как, качество образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса, качество условий реализации образовательного процесса.
При определении качества образовательных результатов рассматриваем динамику образовательных результатов, сочетание внешней и внутренней оценки результатов, комплексный и критериальный подход к оценке, состояние здоровья учащихся, удовлетворённость родителей качеством образования. Качество реализации образовательного процесса включает качество содержания основных и дополнительных образовательных программ, качество технологий образовательного процесса, качество программ и организации внеурочной деятельности, качество коррекционно-развивающей работы и дополнительного образования, оценку социально-значимой деятельности учреждения. Качество условий при которых реализуется образовательный процесс включает профессиональную компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению качества результатов образования, материально-техническое обеспечение, информационно-образовательная среда, открытость и доступность информации об учреждении, санитарно-гигиенические и эстетические условия, питание школьников.
В данной статье рассмотрим подробнее критерий – качество реализации образовательного процесса.
Разнообразие категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, определяет значительную вариативность адаптированных общеобразовательных программ.Соответственно программам разработано четыре варианта учебного плана:
- Вариант №1 и Вариант №1П предназначен для реализации общеобразовательной программы. Перечень предметов в нём соответствует требованиям ФГОС общего образования. Учащиеся с особыми образовательными потребностями при сохранном интеллекте получают образование, сопоставимое с образованием сверстников, развивающихся в норме, по окончании обучения сдают ГИА в форме ОГЭ или ГВЭ и получают аттестат об основном общем образовании. Для таких обучающихся реализуем два учебных плана Вариант №1 и вариант №1П – пролонгированное обучение на уровне 8 и 9 класса, т. е. содержание программ 8 и 9 класса объединяется и осваивается за три года.
- Четвёртый вариант учебного плана реализуется 10-12 лет. Задачей программы является формирование самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде и углублённая трудовая подготовка.
Все программы содержат коррекционно-развивающий компонент, включающий программы логопеда, сурдопедагога, дефектолога, психолога, которые реализуются в рамках дополнительного образования во второй половине дня.
Оценка содержания образовательных программ определяется степенью достижения учащимися планируемых результатов АООПОО. У учащихся обучаемых по первому и второму варианту учебного плана оценка результатов промежуточных и итоговой аттестаций обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП ОО и позволяет вести оценку академических знаний предметных, метапредметных, а также оценку жизненных компетенций (социально - личностных результатов).
Образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью ориентируется на социальную адаптацию. Оценка содержания образовательной программы обеспечивает комплексный подход к оценке предметных и личностных результатов, учитывается оценка динамики овладения формируемыми знаниями и умениями, развития жизненных компетенций.
Индивидуальные программы обучения для обучающихся с ТМНР ориентируют на социальную адаптацию; обеспечивают комплексный подход к оценке усвоения индивидуальной программы, позволяющей вести оценку личностных результатов, сформированности жизненных компетенций. Из наблюдений педагогов ведётся мониторинг количественных и качественных характеристик происходящих изменений, даётся оценка динамики развития жизненных компетенций, умений обучающихся.
Наши ученики обучаются по адаптированным общеобразовательным программам согласно рекомендаций ЦПМПК. Классы скомплектованы по содержанию программы и результативности обучения, прописанной в планируемых результатах. Поэтому в одном классе обучаются школьники с разными вариантами программ.
В основной содержание образования опирается на применение широкого спектра современных педагогических технологий обучения и воспитания. Урок в классе, где обучаются школьники с особенностями развития по разным адаптированным программам, отличается от уроков в классах, где обучаются нормативные школьники.
При оценке технологии образовательного процесса мы рассматриваем такие параметры,как:
1. Использование специальных педагогических приёмов в учебном процессе при формировании общеучебных умений и навыков учащихся.
2. На сколько эффективно и целесообразно используются образовательные ресурсы; учитывается активное пользование контентами библиотеки инновационной интерактивной платформы московской электронной школы и адаптирование их под контингент обучающихся.
3. Совершенствование системы оценивания. Оценивание знаний учащихся проводиться в соответствии с общепринятыми критериями по пятибалльной системе на основании локальных актов учреждения. Имеются в наличие адаптированные измерительные инструменты. На данный момент решается проблема оценивания результатов обучения у учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями.
4. Совершенствование механизма анализа результатов и коррекции учебного процесса. Мы проводим стартовое, промежуточное и итоговое диагностирование, коллегиально на педсоветах и психолого-педагогическом консилиуме отрабатываем механизм коррекции учебного процесса, формируем планы дальнейших действий в обучении с каждым учеником.
Образовательный процесс в основной школе ГБОУ № 1708 выстраивается, как совокупность учебной и внеучебной деятельностей.
Учебная деятельность регламентирована количеством часов урочной нагрузки.
Расписание уроков составлено с учётом целесообразности учебно-воспитательного процесса, создания здоровьесберегающих условий для обучающихся, дневной и недельной динамики работоспособности. Оценка качества учебного процесса определяется критериями усвоения программы. Качество усвоения программы демонстрируют текущие, четвертные и итоговые оценки.
Вторая половина дня используется на реализацию организационных форм работы, отличных от урочной и состоит из четырёх направлений.
Первое направление – это классное руководство. В основной школе 14 классных руководителей в 16-ти классах проводят классные часы, организуют встречи выходного дня, экскурсии, посещают общегородские мероприятия Москвы. Работа классного руководителя оценивается по качеству организации и проведения воспитательных мероприятий, направленных на личностное развитие обучающихся.
Третье направление - коррекционно-развивающая работа. Это направление включает коррекцию нарушений с помощью аппаратурных технологий и состоит из логопедической психологической, дефектологической, социальной помощи. Занятия коррекционно-развивающего блока посещаю только те ученики, которым рекомендовала Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия. Блок аппаратурных технологий является важным и вспомогательным. В основной школе проводятся занятия по программе Томатис-терапия и интерактивный метроном.
Оценка качества процессов коррекционно-развивающей работы определяется по общему улучшению состояния речевой деятельности и психического развития обучающихся.
Социальная значимость наших обучающихся оценивается по дальнейшему обучению и трудоустройству выпускников. В прошлом учебном году мы впервые выпустили 4 выпускника. По русскому языку процент качества составил 50%, по математике - 25%. Все учащиеся поступили в колледжи на специальности воспитатель дошкольного учреждения, повар, эколог.
Обработав и проанализировав полученную информации в результате проведения различных оценочных процедур, мы получили объективную информацию о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень в целом по образовательной организации.
Результаты мониторинга качества образовательного процесса показывают, что потенциал учреждения по всем показателям отвечает требованиям к содержанию и качеству обучения по адаптированным образовательным программам.
Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.
Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.
Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.
Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.
Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.
Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.
Видовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольников Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, создании.
Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.
Для многих пока остаётся неясным даже само понятие: в чём выражается это качество? Как его измерять? Для объяснений мы пригласили , заместителя директора Национального института качества образования, члена рабочей группы по разработке ФГОС ДО и ПООП ДО — Владимира Константиновича Загвоздкина. Он объяснил, почему не лишним будет ориентироваться на финский опыт и как российским школам вернуть себе мировое лидерство. Действительно ли для этого нужны инновации?
Однако почему Россия вообще должна ориентироваться на зарубежные стандарты и сравнивать свой опыт с чужими методиками? Ответ на данный вопрос начнём с интересного факта. Лидирующая финская система, основы которой были заложены в 60–70-х годах прошлого века, по многим признакам перекочевала из традиционной российской системы образования. А сегодня уже мы подсматриваем у финнов.
Что нужно для эффективного реформирования
Использовать критерии качества образования, подкреплённые фундаментальными исследованиями.
Придерживаться единой философии.
Качественное образование — это образование, которое гарантирует успешность.
Особенности мониторинга PISA
Вроде бы, в этой схеме нет ничего нового. Особенность состоит в том, что все взаимосвязи должны действительно реализовываться, а образовательные науки должны анализировать и корректировать систему обучения в зависимости от данных, полученных на практике.
В 2018 году от России в тестировании приняли участие 10153 подростков из 43 регионов, и мы заняли в рейтингах PISA 30–33 места. Надо признать, что система PISA и её дидактика у нас пока мало изучены, хотя уже сейчас мы нацеливаемся на самые высокие места.
На данный момент в тестах PISA лидируют азиатские страны. Почему же тогда в пример обычно ставят Финляндию, которая пусть и находится в ТОП-10, но всё же не в первой тройке?
Финляндия лидирует по соотношению учебного времени в школе, учебного времени вне школы и баллов по исследованию естественнонаучных знаний на час общего учебного времени. То есть, Финляндия достигает своих высоких результатов, сохраняя психоэмоциональное здоровье учеников (и, к тому же, внушительные бюджетные средства). Соотношения у азиатских стран гораздо скромнее. Такие подходы как раз и призвана выявить и рекомендовать доказательная педагогика. Исследования также говорят о том, что в Финляндии школьные результаты в наименьшей степени зависят от внешних факторов — в отличие, например, от Германии или США, где социальное положение по-прежнему определяет многое.
Сегодня модно говорить о скандинавской модели образования, однако этот термин не совсем точный, поскольку страны Скандинавии развиваются разными путями, причём не всегда удачными. Например, Швеция сейчас активно внедряет новые методы, переходит к конструктивистской парадигме и, хотя остаётся в ТОП-е, после проведения реформ начала показывать ухудшение результатов.
Финляндия придерживается простоты, и в этом её ключевое преимущество. Каждый финский ученик с первого класса понимает национальные цели образования. Все стандарты в стране вполне предметные: слухи о том, что в Финляндии отменяются учебные предметы — это фейк. В выпускном аттестате ученика первого класса финской школы чётко прописаны следующие требования к социальному поведению:
соблюдает правила поведения,
высказывает желание помочь,
поддерживает порядок в классе,
соблюдает школьные правила.
В идеале высокое качество обучения нужно обеспечивать чуть ли не с рождения, начиная с семейного и ясельного образования. Но даже если организовать это не удаётся, задача школы: действительно постараться обеспечить достойное будущее каждому ученику. Как это сделать — продолжают выяснять мировые исследователи, в том числе и в России. Возможно, в скором времени ЕГЭ и другие наши системы оценивания перестроятся под формат PISA, чтобы добиваться высоких результатов не только за счёт увеличения нагрузки на ученика, но и благодаря применению зарекомендовавших себя международных методик.
На сегодняшний день проблема качества образования является одной из приоритетных государственных и общественных проблем.
- свобода выбора программы, режима ее освоения, смены программ и организаций;
- широкий набор видов деятельности (форм активности), позволяющий осуществлять выбор, исходя из собственных интересов и способностей;
- ограниченная регламентация поведения и общения, более широкие возможности для саморегулирования активности и самоорганизации (индивидуальной и групповой), для проявления инициативы, индивидуальности и творчества;
- гибкость (мобильность) образовательных программ;
- более тесная связь с практикой (социальной, профессиональной);
- возможности для приобретения социального опыта, опыта практической деятельности;
- возможности межвозрастного взаимодействия и оформления возрастных переходов.
Дополнительное образование детей не является унифицированным, оно ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования.
В этом заключается важнейший образовательно-культурный смысл дополнительного образования детей в отличие от основного образования, где доминирует адаптация, освоение заданных культурных образцов в виде определенных знаний, умений и навыков.
Качество – это степень соответствия присущих характеристик требованиям (Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001).В самом общем смысле, качеством называют способность вещей, явлений, событий обладать некоторым своеобразием, то есть отличаться от всех других вещей, явлений, событий. Теряя качество, объект становится чем-то другим. Существовать – это и значит обладать качеством [4].
К тому же, качество – это:
- объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств;• совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.Итак, качество, как понятие относительное, имеет два аспекта:
- первый – это соответствие стандартам или спецификации;
- второй – соответствие запросам потребителя.
В последнее время сфера образования представлена как сфера специфических услуг, связанных с формированием личности человека, воспроизводством интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры. Соответственно, к качеству образования можно подходить как к качеству услуги.
Еще один подход позволяет рассматривать качество образования не только как результат, но и как процесс, обладающий сложной динамикой развития, обусловленной как изменениями деятельности образовательных учреждений и самой личности, так и трансформацией окружающей их социальной, экономической, технологической и политической среды.
Исходя из данного определения, критериями качества образовательного процесса являются:
- условия (нормативноправовые, учебные, методические, кадровые, информационные, материально-технические, психологические, финансовые);
- средства (материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления образовательного процесса);
- методы и формы организации образовательного процесса.
Показателями данных критериев выступают:
- соответствие критериев современным требованиям;
- положительная динамика результатов образовательного процесса (изменения деятельности образовательных учреждений и самой личности обучающегося, трансформация окружающей социальной, экономической, технологической и политической среды), удовлетворение потребностей индивидов, групп и всего педагогического сообщества.
Анализ различных определений образовательного процесса позволил установить, что субъектами образовательного процесса являются две взаимосвязанные стороны – тот, кто образовывает (воспитатель, педагог), и тот, кого образовывают (воспитуемый, обучающийся, ребенок). При этом образовательный процесс эффективен лишь при условии взаимодействия и того, кто воздействует, и того, на которого он направлен.
В ряде исследований указывается, что образовательный процесс имеет структуру, состоящую из нескольких взаимосвязанных компонентов.
В классическую структуру образовательного процесса входит шесть компонентов:
- Цель – выработка педагогом и учеником конечного результата взаимодействия.
- Принципы – определение основных направлений.
- Содержание – часть опыта поколений.
- Методы – действия педагога и учащихся.
- Средства – способы работы с содержанием.
- Формы – логическая завершенность процесса.
Наряду с этим, ученые предлагают обогатить структуру образовательного процесса другими компонентами.
Г.А. Ковалёв в качестве компонентов образовательного процесса выделяет физическое окружение, человеческий фактор и программу обучения.
Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: состояние нормативно-правового обеспечения образовательного процесса в учреждении.
Показатели:
- разработка локальных нормативных актов учреждения на основе нормативно-правовых документов федерального, регионального, областного, муниципального уровней;
- наличие локальных нормативных актов учреждения, обеспечивающих установление государственных гарантий, механизмы реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защиту прав и интересов участников отношений в сфере образования.
Учебное обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: планирование, разработка и создание оптимального комплекса учебной документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса.
Показатели:
- наличие образовательной программы учреждения дополнительного образования и соответствие ее миссии, целям и задачам программы развития учреждения;
- наличие учебного графика и соответствие его расписанию учебных занятий;
- наличие расписания учебных занятий и соответствие его учебным планам;
- наличие дополнительных общеобразовательных программ и соответствие их учебным планам;
- соответствие учебной нагрузки нормам СанПин.
2. Критерий: состояние учебного плана и общеобразовательных программ педагогов дополнительного образования.
Показатели:
Методическое обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: планирование, разработка и создание оптимального комплекса методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса.
Показатели:
- наличие методической службы, методиста (функционирование методических объединений);
- наличие творческих групп педагогов, направленных на приобщение к инновационной деятельности;
- наличие плана методической работы;
- наличие единой методической темы, принятой к разработке педагогическим коллективом, учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования педагогов на основе анализа работы за прошедший год.
Информационное обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: обеспечение образовательного процесса современными информационными образовательными технологиями.
Показатели:
- укомплектованность всех рабочих и учебных мест компьютерным оборудованием и программным обеспечением;
- наличие для педагогов и обучающихся свободного доступа к информации, необходимой для обучения (доступ в интернет, открытый библиотечный фонд);
- наличие внешней и внутренней электронной почты;
- наличие собственного веб-сайта учреждения;
- наличие достаточного количества принтеров, сканеров;
- наличие цифровых каталогов Фонотеки, мультимедиа материалов и др.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: наличие кадров, их квалификация, соответствие функциональным обязанностям.
Показатели:
2. Критерий: сотрудничество педагогов учреждения дополнительного образования, ориентация на совместные достижения.
Показатели: отношение педагогов к сотрудничеству, к успехам и неудачам коллег; наличие традиции обсуждения занятий, мероприятий; обмен опытом; ориентация на командную форму работы, распределение поручений в соответствии с индивидуальными склонностями и интересами педагогов.
Финансовое обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: подушевое финансирование расходов с целью реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дополнительного образования.
Показатели:
- наличие расчета стоимости бюджетной образовательной услуги как норматива финансирования для выполнения муниципального задания;
- наличие нормативно-правовой базы для оказания платных образовательных услуг, не входящих в муниципальное задание.
2. Критерий: система оплаты труда сотрудников.
Показатели:
- наличие базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;
- наличие надбавки и доплаты к должностным окладам;
- наличие поощрительных выплат по результатам труда;
- наличие нормативно-правовой базы для стимулирования сотрудников.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: наличие учебных аудиторий, приспособленных к занятиям в соответствии с целями и технологиями образовательного процесса.
Показатели:
- соответствие количества помещений для проведения всех видов занятий контингенту обучающихся;
- уровень состояния аудиторий (соответствие требованиям СанПин);
- уровень технической оснащенности аудиторий.
Психологическое обеспечение образовательного процесса
1. Критерий: стиль отношений в коллективе.
Показатели:
- уважительное отношение к обучающимся со стороны педагогов и администрации;
- уважительное отношение к педагогам со стороны администрации;
- уважительное отношение администрации и педагогов к техническому персоналу;
- доступность администрации для педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей).
2. Критерий: совместная деятельность вне образовательной деятельности.
- наличие досуговых форм, позволяющих общаться педагогам между собой во внерабочее время и обучающимся – во внеучебное время;
- организация праздников и других мероприятий, поддерживающих традиции;
- возможность организации объединений и клубов по интересам совместно с обучающимися, родителями (законными представителями) и преподавателями.
Результаты образовательного процесса
Достижения и успешность обучающихся
1. Критерий: уровень усвоения обучающимися программного материала.
Показатели:
- преобладание количества обучающихся с высоким и средним уровнем усвоения образовательной программы, обеспечение педагогическим коллективом динамики продвижения всех групп обучающихся в течение учебного года.
2. Критерий: положительная мотивация учения, познавательная самостоятельность обучающихся.
Показатели:
- наличие положительных мотивов с преобладанием интереса и ответственности, организованности, дисциплины, владения основными учебными умениями и навыками самоконтроля.
3. Критерий: ценности, преобладающие в детских коллективах, ответственность за учебу и поведение, состояние здоровья, отношения детей в объединении, их поведение вне учреждения дополнительного образования.
Показатели:
- наличие отзывов окружающих о нравственном облике обучающихся, проявление детьми заботливого отношения к окружающим, социально значимая деятельность и гражданская активность;
- доминирование в коллективах обучающихся нравственных ценностей и гуманных отношений друг к другу и старшим, проявление ответственности за свои поступки; заботливое отношение к окружающим;
- преобладание в детских коллективах учреждения нравственной атмосферы и социальной направленности видов деятельности.
Достижения и успешность педагогов
1. Критерий: качество предоставления образовательных услуг педагогами.
Показатели:
- разработка авторских дополнительных общеобразовательных программ;
- динамика показателей эффективности образовательного процесса;
- вариативность использования различных видов деятельности обучающихся (походы, экскурсии, акции и т.п.);
- сохранность контингента обучающихся;
- количество призовых мест в конкурсных мероприятиях (конкурсы, гранты, фестивали, конференции, марафоны, смотры, отчетные концерты, праздники, утренники, выставки, ярмарки, соревнования и т.д.);
- доля обучающихся (от охваченных подготовкой по данному направлению у данного педагога), получивших призовые места на мероприятиях разного уровня;
- признание высокого профессионализма педагогов администрацией учреждения;
- роль педагогов в профессиональном самоопределении воспитанников;
- обобщение и распространение собственного педагогического опыта через открытые занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, круглых столах;
- наличие опубликованных авторских методических и дидактических разработок, рекомендаций, учебных пособий;
- участие педагогов в профессиональных конкурсах;
- участие педагогов в опытно-экспериментальной деятельности, апробации новых технологий, методик.
Предлагаемые критерии и показатели качества образовательного процесса помогут выявить руководителям и методистам сильные и слабые стороны образовательного процесса в учреждении, своевременно принять управленческие решения по обеспечению его качества. Данная стратегия будет способствовать повышению качества образовательного процесса в дополнительном образовании, удовлетворению потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), общественности, государства.
При разработке параметров и критериев, определяющих качество образования мы ориентируемся на требования Федерального закона Об образовании № 273-ФЗ, федеральные государственные образовательные стандарты: начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, основного образования, для обучающихся с умственной отсталостью, а также на Приказы Минобрнауки России от 30. 08. 2013 № 1015, от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577 и Методические письма Минобрнауки РФ от 11.03.2016 № ВК-452/07, от 11.08.2016 №ВК-1788/07, от 18.08.2017г. № 09-1672.
Оценка качества образования осуществляется на основе утвержденной системы показателей, включающих качество процесса, качество результата, качество условий и качество управления образовательной организацией. Разделение компонентов мониторинга качества образования условное. Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Качество одного компонента влияет на качество другого.
В структуру внутренней системы оценки качества образования в ГБОУ №1708 входят такие критерии как, качество образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса, качество условий реализации образовательного процесса.
При определении качества образовательных результатов рассматриваем динамику образовательных результатов, сочетание внешней и внутренней оценки результатов, комплексный и критериальный подход к оценке, состояние здоровья учащихся, удовлетворённость родителей качеством образования. Качество реализации образовательного процесса включает качество содержания основных и дополнительных образовательных программ, качество технологий образовательного процесса, качество программ и организации внеурочной деятельности, качество коррекционно-развивающей работы и дополнительного образования, оценку социально-значимой деятельности учреждения. Качество условий при которых реализуется образовательный процесс включает профессиональную компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению качества результатов образования, материально-техническое обеспечение, информационно-образовательная среда, открытость и доступность информации об учреждении, санитарно-гигиенические и эстетические условия, питание школьников.
В данной статье рассмотрим подробнее критерий – качество реализации образовательного процесса.
Разнообразие категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, определяет значительную вариативность адаптированных общеобразовательных программ.Соответственно программам разработано четыре варианта учебного плана:
- Вариант №1 и Вариант №1П предназначен для реализации общеобразовательной программы. Перечень предметов в нём соответствует требованиям ФГОС общего образования. Учащиеся с особыми образовательными потребностями при сохранном интеллекте получают образование, сопоставимое с образованием сверстников, развивающихся в норме, по окончании обучения сдают ГИА в форме ОГЭ или ГВЭ и получают аттестат об основном общем образовании. Для таких обучающихся реализуем два учебных плана Вариант №1 и вариант №1П – пролонгированное обучение на уровне 8 и 9 класса, т. е. содержание программ 8 и 9 класса объединяется и осваивается за три года.
- Четвёртый вариант учебного плана реализуется 10-12 лет. Задачей программы является формирование самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде и углублённая трудовая подготовка.
Все программы содержат коррекционно-развивающий компонент, включающий программы логопеда, сурдопедагога, дефектолога, психолога, которые реализуются в рамках дополнительного образования во второй половине дня.
Оценка содержания образовательных программ определяется степенью достижения учащимися планируемых результатов АООПОО. У учащихся обучаемых по первому и второму варианту учебного плана оценка результатов промежуточных и итоговой аттестаций обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП ОО и позволяет вести оценку академических знаний предметных, метапредметных, а также оценку жизненных компетенций (социально - личностных результатов).
Образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью ориентируется на социальную адаптацию. Оценка содержания образовательной программы обеспечивает комплексный подход к оценке предметных и личностных результатов, учитывается оценка динамики овладения формируемыми знаниями и умениями, развития жизненных компетенций.
Индивидуальные программы обучения для обучающихся с ТМНР ориентируют на социальную адаптацию; обеспечивают комплексный подход к оценке усвоения индивидуальной программы, позволяющей вести оценку личностных результатов, сформированности жизненных компетенций. Из наблюдений педагогов ведётся мониторинг количественных и качественных характеристик происходящих изменений, даётся оценка динамики развития жизненных компетенций, умений обучающихся.
Наши ученики обучаются по адаптированным общеобразовательным программам согласно рекомендаций ЦПМПК. Классы скомплектованы по содержанию программы и результативности обучения, прописанной в планируемых результатах. Поэтому в одном классе обучаются школьники с разными вариантами программ.
В основной содержание образования опирается на применение широкого спектра современных педагогических технологий обучения и воспитания. Урок в классе, где обучаются школьники с особенностями развития по разным адаптированным программам, отличается от уроков в классах, где обучаются нормативные школьники.
При оценке технологии образовательного процесса мы рассматриваем такие параметры,как:
1. Использование специальных педагогических приёмов в учебном процессе при формировании общеучебных умений и навыков учащихся.
2. На сколько эффективно и целесообразно используются образовательные ресурсы; учитывается активное пользование контентами библиотеки инновационной интерактивной платформы московской электронной школы и адаптирование их под контингент обучающихся.
3. Совершенствование системы оценивания. Оценивание знаний учащихся проводиться в соответствии с общепринятыми критериями по пятибалльной системе на основании локальных актов учреждения. Имеются в наличие адаптированные измерительные инструменты. На данный момент решается проблема оценивания результатов обучения у учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями.
4. Совершенствование механизма анализа результатов и коррекции учебного процесса. Мы проводим стартовое, промежуточное и итоговое диагностирование, коллегиально на педсоветах и психолого-педагогическом консилиуме отрабатываем механизм коррекции учебного процесса, формируем планы дальнейших действий в обучении с каждым учеником.
Образовательный процесс в основной школе ГБОУ № 1708 выстраивается, как совокупность учебной и внеучебной деятельностей.
Учебная деятельность регламентирована количеством часов урочной нагрузки.
Расписание уроков составлено с учётом целесообразности учебно-воспитательного процесса, создания здоровьесберегающих условий для обучающихся, дневной и недельной динамики работоспособности. Оценка качества учебного процесса определяется критериями усвоения программы. Качество усвоения программы демонстрируют текущие, четвертные и итоговые оценки.
Вторая половина дня используется на реализацию организационных форм работы, отличных от урочной и состоит из четырёх направлений.
Первое направление – это классное руководство. В основной школе 14 классных руководителей в 16-ти классах проводят классные часы, организуют встречи выходного дня, экскурсии, посещают общегородские мероприятия Москвы. Работа классного руководителя оценивается по качеству организации и проведения воспитательных мероприятий, направленных на личностное развитие обучающихся.
Третье направление - коррекционно-развивающая работа. Это направление включает коррекцию нарушений с помощью аппаратурных технологий и состоит из логопедической психологической, дефектологической, социальной помощи. Занятия коррекционно-развивающего блока посещаю только те ученики, которым рекомендовала Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия. Блок аппаратурных технологий является важным и вспомогательным. В основной школе проводятся занятия по программе Томатис-терапия и интерактивный метроном.
Оценка качества процессов коррекционно-развивающей работы определяется по общему улучшению состояния речевой деятельности и психического развития обучающихся.
Социальная значимость наших обучающихся оценивается по дальнейшему обучению и трудоустройству выпускников. В прошлом учебном году мы впервые выпустили 4 выпускника. По русскому языку процент качества составил 50%, по математике - 25%. Все учащиеся поступили в колледжи на специальности воспитатель дошкольного учреждения, повар, эколог.
Обработав и проанализировав полученную информации в результате проведения различных оценочных процедур, мы получили объективную информацию о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень в целом по образовательной организации.
Результаты мониторинга качества образовательного процесса показывают, что потенциал учреждения по всем показателям отвечает требованиям к содержанию и качеству обучения по адаптированным образовательным программам.
Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.
Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.
Игровой досуг, как особая форма организации образовательного процесса. Лето – пора отпусков, но не все дети летом уезжают в отпуск, большинство остается и продолжает посещать детский сад. Лето считается порой.
Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.
Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий Проект по организации образовательного процесса с использованием эффективных современных технологий, обеспечивающих высокий уровень языковой.
Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.
Видовые точки на территории ДОУ как часть образовательного процесса дошкольников Уютная и комфортная атмосфера в детском саду играет важную роль в организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками, создании.
Экскурсия, как форма организации образовательного процесса в специальной (коррекционной) образовательной школе В специальной (коррекционной) школе VIII вида используются различные формы организации обучения: уроки, учебные экскурсии, дополнительные.
Читайте также:
- Почему именно республикам в составе рф дано право устанавливать свои государственные языки
- Что является методическим обеспечением разработки описания должности в организации
- На какое расстояние положено отходить в сторону от работающего путевого струга сдо
- На борьбу с коррупцией надо выделять не деньги а патроны кто сказал
- Умеренные диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга берут ли в армию